Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте: На материале проживающих в домах-интернатах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирический метод, через следующие методики: о опросник «Ваше самочувствие» (Копина О.С. и соавт.), о тест СЖО (Леонтьев Д.А.), о диагностический комплекс методик для выявления особенностей СКЖП, включающий в себя модифицированную и дополненную каузометрическую методику A.A. Кроника: методику оценки продолжительности жизни, тест оценивания пятилетних интервалов жизни, биографическое интервью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ
  • ОСОБЕННОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Теоретическое представление о субъективной картине жизненного пути личности и ее основаниях в психологической науке
    • 1. 2. Субективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования
    • 1. 3. Особенности субъективной картины жизненного пути в позднем возрасте
  • ГЛАВА 2. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Понимание удовлетворенности жизнью в различных теоретических подходах
    • 2. 2. Осмысленность жизни и другие факторы удовлетворенности жизнью в позднем возрасте
    • 2. 3. Особенности социальной ситуации людей, постоянно проживающих в домах-интернатах для престарелых, и ее влияние на удовлетворенность жизнью
    • 2. 4. Взаимосвязь особенностей субъективной картины жизненного пути и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте
  • ГЛАВА 3. СВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ У ЛЮДЕЙ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТЕ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
    • 3. 1. Основные этапы и задачи эмпирического исследования. Методики и процедура исследования. Характеристика выборки
    • 3. 2. Формирование групп с различным уровнем удовлетворенности жизнью
    • 3. 3. Анализ социально-демографических различий между группами
    • 3. 4. Удовлетворенность здоровьем, условиями жизни и удовлетворенность основных жизненных потребностей в группах
    • 3. 5. Анализ связи характеристик субъективной картины жизненного пути с уровнем удовлетворенности жизнью в позднем возрасте
      • 3. 5. 1. Связь темпоральных характеристик субъективной картины жизненного пути с удовлетворенностью жизнью
      • 3. 5. 2. Событийно-содержательные особенности субъективной картины жизненного пути, связанные с удовлетворенностью жизнью
      • 3. 5. 3. Связь аффективных характеристик субъективной картины жизненного пути с удовлетворенностью жизнью

Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте: На материале проживающих в домах-интернатах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демографические процессы современного человечества характеризуются неуклонным ростом в его структуре доли людей старше шестидесяти лет. Данная тенденция имеет место в большинстве развитых стран мира, не является исключением и Россия. В высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимает от двух до трех и более десятилетий. Доля людей, чей возраст превышает 65 лет, в общем населении большинства государств Европейского союза по данным на 1997 год составляла уже более 15%. [110]. Происходящие изменения в возрастной структуре населения планеты привлекают все большее внимание ученых, в том числе и психологов, к проблемам пожилых людей.

Однако в отечественной психологической науке период старости изучен значительно меньше, чем первая треть жизни человека. Как справедливо отмечает одна из создателей отечественной геронтопсихологии, Л. И. Анцыферова, «психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX в.» [9].

В нашей стране положение людей позднего возраста1 приобретает особое значение и в связи с продолжающимися не первое десятилетие социально-экономическими преобразованиями, которые неизбежно приводят к нестабильности благополучия населения России, и, прежде всего, людей постпенсионного возраста, в наибольшей степени нуждающихся в поддержке и защите государства.

Традиционно социальная защита пожилых граждан государством осуществляется в виде пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Многие десятки лет в стране существует стационарная форма социального обслуживания, она осуществляется специальными учреждениями — домами-интернатами, потребность в которых со стороны пожилых людей постоянно возрастает. Так, по данным, приводимым в докладе В. М. Васильченкова, на 2002 год в России в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживало около 140 тысяч человек, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению на 1−2 тысячи человек в год [27]. Несмотря на то, что в последние годы количество домов-интернатов в России увеличилось более чем в 2 раза (с 297 в 1992 году до 618 в 2002 году), численность людей, ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты, не уменьшается (10 тысяч человек) [99].

1 В рамках данной работы для обозначения людей в возрасте старше 60 лет следующие понятия будут использоваться как синонимы: «люди позднего возраста», «пожилые люди», «престарелые».

Одной из важнейших функций домов-интернатов является создание в них условий, обеспечивающих удовлетворение всесторонних запросов проживающих и способствующих поддержанию возможного уровня социальной активности. Несомненно, удовлетворенность жизнью пожилого человека во многом связана с условиями жизни, но ими не исчерпывается. Наши предварительные исследования показали, что пожилые, проживающие в одном стационаре (а, следовательно, в сходных условиях жизни), существенно отличаются уровнем удовлетворенности жизнью. Проблема удовлетворенности жизнью у пожилых жителей интерната встает особенно остро в силу наличия у них разнообразных социальных, медико-социальных и психологических проблем.

В существующем на сегодняшний день небольшом количестве фундаментальных отечественных исследований пожилого человека (Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Шахматов) широко декларируются идеи счастливой и продуктивной старости. Однако факторы, которые могли бы обеспечить такую старость, в меньшей степени изучены и экспериментально исследованы. По мнению М. В. Ермолаевой, «глобальная оценка качества и смысла жизни в старости, отражающаяся в эмоциональном переживании удовлетворенности жизнью» является сложным и недостаточно изученным феноменом [38, с. 164].

Жизненный опыт показывает, что человек даже в самом сложном состоянии может найти источник радости' в своей жизни. Ресурсом для переживания жизненной удовлетворенности в данном случае будет выступать сама личность, ее опыт и личная история. Потенциал жизненного опыта способствует укреплению самосознания и повышает самооценку пожилых людей [110]. Согласно Л. И. Анцыферовой, Р. Батлеру, А. Г. Лидерсу, Н. Ф. Шахматову, Э. Эриксону и др., значительную роль в позднем возрасте играет принятие человеком своего жизненного пути. По словам Л. И. Анцыферовой, «важное условие плодотворной жизни в поздние годы — это интеграция субъектом всех пройденных им стадий, своего прошлого, настоящего и антиципируемого будущего» [13, с. 36].

Образ прожитой, настоящей и предстоящей жизни находит свое отражение в субъективной картине жизненного пути личности. Благодаря идеям С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и их учеников, субъективный образ жизненного пути личности оформился в отечественной психологии в качестве отдельного и весьма привлекательного для ученых предмета исследования. В результате, в науке проделан целый ряд исследований событийно-временных характеристик субъективной картины жизненного пути личности (P.A. Ахмеров, Е. И. Головаха, A.A. Кроник, H.A. Логинова и др.), личностной организации времени, характеристик линии жизни, временных перспектив и ориентаций личности (К.А. Абульханова, Т. Н. Березина, В. И. Ковалев и др.), особенностей, механизмов формирования и закономерностей функционирования представлений личности о своем прошлом и будущем (В.В. Нуркова, Л. А. Регуш и др.). За рубежом проблема субъективной картины жизненного пути (СКЖП) и психологического времени личности представлена в работах К. Левина, Ж. Нюттена, X. Томэ, Л. Франка и др. авторов.

Однако и в отечественной, и зарубежной психологии, исследования СКЖП проводились преимущественно на людях молодого и среднего возраста. Тема субъективной картины жизненного пути пожилого человека и ее связи с различными аспектами бытия личности, например, удовлетворенностью жизнью, не нашла достойного отражения в психологической науке. Исследований удовлетворенности жизнью, проведенных на пожилой выборке, и, особенно, в условиях российской действительности также явно недостаточно [24].

Ряд авторов отмечает, что удовлетворенность жизнью связана с отношением личности к своему прошлому, настоящему и будущему, а также с оценкой событий, принадлежащих этим временным модусам [10, 54, 55, 56, 57, 80, 88, 110 и др.]. Однако, помимо перечисленных особенностей, в представлениях личности о своем жизненном пути можно выделить множество других характеристик, например, содержание событий, насыщенность событиями отдельных периодов жизни и т. д., связь которых с удовлетворенностью жизнью на данный момент не изучена и не определена. Системный подход играет важную роль в адекватном описании СКЖП, тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования связи особенностей субъективной картины жизненного пути с удовлетворенностью жизнью, выполненные на выборке пожилых людей.

Безусловно, восполнение дефицита исследовательских работ по данной проблематике даст специалистам-психологам дополнительные ориентиры в осуществлении психологического сопровождения жителей интерната с целью повышения их удовлетворенности жизнью.

Таким образом, нам представляется актуальным и перспективным исследование взаимосвязи всего комплекса особенностей субъективной картины жизненного пути с удовлетворенностью жизнью пожилого человека, проживающего в условиях интерната.

Объект исследования — личность пожилого человека, проживающего в условиях дома-интерната.

Предмет исследования — связь особенностей субъективной картины жизненного пути психически сохранных людей позднего возраста с их уровнем удовлетворенности жизнью.

Цель исследования — выявить и описать связи особенностей субъективной картины жизненного пути с уровнем удовлетворенности жизнью людей позднего возраста, постоянно проживающих в домах-интернатах.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что темпоральные, событийно-содержательные и аффективные особенности субъективной картины жизненного пути пожилого человека, проживающего в доме-интернате, и уровень его удовлетворенности жизнью взаимосвязаны.

Взаимосвязь особенностей СКЖП и удовлетворенности жизнь, предполагаемая основной гипотезой, конкретизируется в следующих дополнительных гипотезах:

1. Чем больше событий включено в субъективную картину жизненного пути пожилого человека, тем выше его удовлетворенность жизнью.

2. Существует взаимосвязь между событийной насыщенностью отдельных периодов СКЖП и удовлетворенностью жизнью.

3. Чем больше событий в своей субъективной картине жизни не принимает пожилой человек, тем ниже его удовлетворенность жизнью.

4. Чем больше число тем, с помощью которых связаны события в субъективной картине жизненного пути, тем выше удовлетворенность жизнью дожитого человека.

5. Существует взаимосвязь между событийной наполненностью определенных сфер жизни, жизненных тем, событийных групп и удовлетворенностью жизнью.

6. Аффективное отношение к событиям жизненного пути взаимосвязано с удовлетворенностью жизнью пожилого человека: чем больше преобладание позитивных событий в картине жизни над негативными, тем выше удовлетворенность жизнью.

7. Преобладание позитивных событий над негативными событиями, наполняющими отдельные жизненные сферы, темы и событийные группы, взаимосвязано с удовлетворенностью жизнью.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез решались следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ основных подходов к исследованию СКЖП личности.

2. Провести анализ психологических исследований представлений личности о своей жизни, выполненных на выборках пожилых людей, как основания для определения особенностей СКЖП в пожилом возрасте.

3. Проанализировать проблему удовлетворенности жизнью в позднем возрасте.

4. Обосновать связь СКЖП и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте.

Эмпирические задачи:

1. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определить особенности СКЖП и уровень удовлетворенности жизнью пожилого человека.

2. Выявить особенности СКЖП пожилых людей, входящих в выборку.

3. Определить уровень удовлетворенности жизнью пожилых людей, проживающих в интернате. Исследовать связи удовлетворенности жизнью с социально-демографическими факторами, субъективными оценками условий жизни и удовлетворенности потребностей.

4. Исследовать взаимосвязь темпоральных, событийно-содержательных и аффективных характеристик СКЖП с уровнем удовлетворенности жизнью.

Методологическую основу исследования составили принципы развития, системности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, J1.C. Выготский, C. J1. Рубинштейн и др.) — основные положения субъектного подхода, отраженные в работах К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, В. В. Знакова, C.JI. Рубинштейна, З. И. Рябикиной и др.

Теоретическими основами исследования выступили положения, разработанные в психологической науке о жизненном пути личности и субъективной картине жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, P.A. Ахмеров, Ш. Бюллер, Е. И. Головаха, A.A. Кроник, H.A. Логинова, В. В. Нуркова, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн и др.), эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, представления о психологии смысла Д. А. Леонтьева, теории удовлетворенности жизнью, счастья, субъективного и психологического благополучия (М. Аргайл, И. А. Джидарьян, P.M. Шамионов, P.A. Эмманс и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялись следующие методы исследования:

• метод теоретического анализа;

• эмпирический метод, через следующие методики: о опросник «Ваше самочувствие» (Копина О.С. и соавт.), о тест СЖО (Леонтьев Д.А.), о диагностический комплекс методик для выявления особенностей СКЖП, включающий в себя модифицированную и дополненную каузометрическую методику A.A. Кроника: методику оценки продолжительности жизни, тест оценивания пятилетних интервалов жизни, биографическое интервью, вербальное оценивание эмоционального отношения к событиям, цветовой тест отношения к событиям, обозначение сфер принадлежности событий, определение тематической структуры СКЖП, оценка принятия событий- • методы обработки данных: количественные (коэффициент корреляции Спирмена, статистические критерии U Манна-Уитни, ср Фишера, х2 Пирсона) и качественные (аналитическое сравнение, анализ единичных случаев, контент-анализ и кодирование).

База исследования. Исследование проводилось в Геронтологическом центре «Екатеринодар» (г. Краснодар) и Доме-интернате для пожилых и инвалидов (г. Новороссийск). Контингент исследования составили психически сохранные пожилые люди, в возрасте от 62 до 93 лет, постоянно проживающие в условиях интерната. Объем выборки составил 62 человека (21 мужчина и 41 женщина).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• впервые в отечественной психологии проведено комплексное эмпирическое исследование связи особенностей СКЖП пожилых людей, проживающих в домах-интернатах, с их удовлетворенностью жизнью;

• установлены социально-демографические характеристики и субъективные оценки различных сторон жизни, связанные с удовлетворенностью жизнью пожилых, проживающих в интернате;

• выявлены темпоральные, событийно-содержательные и аффективные особенности СКЖП пожилых жителей интерната, связанные с уровнем удовлетворенности жизнью в целом и уровнем удовлетворенности реализацией смысла жизни;

• на выборке пожилых, проживающих в интернате, эмпирически подтверждены положения Э. Эриксона о влиянии продуктивного прохождения жизненных стадий и финальной эго-интеграции на удовлетворенность жизнью в позднем возрасте.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в психологическом сопровождении престарелых людей, не удовлетворенных жизнью. Особенности СКЖП удовлетворенных жизнью пожилых могут выступать ориентирами желательных изменений в психокоррекционной работе. Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, геронтопсихологии, психологическому консультированию и психотерапии.

Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса взаимодополняющих диагностических процедур, применением статистических методов обработки полученных данных и качественного анализа, согласованностью результатов эмпирического исследования и теоретической концепции.

Результаты проведённого исследования конкретизируются в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Особенности субъективной картины жизненного пути пожилого жителя интерната и его удовлетворенность жизнью взаимообусловлены. События картины жизни выступают ресурсами и источниками удовлетворенности или неудовлетворенности в старости, в то же время степень удовлетворенности жизнью накладывает отпечаток на ее восприятие и отношение к событиям.

2. Такие темпоральные особенности субъективной картины жизненного пути личности, как количество выделяемых событий, насыщенность событиями периодов молодости и зрелости, показывающая продуктивность прохождения этих периодов, выделение событий-целей в будущем, связаны с удовлетворенностью жизнью. Чем выше количество событий в картине жизни, чем больше их относится к периоду молодости и зрелости, чем больше реальных планов на будущее у пожилого жителя интерната, тем более он удовлетворен своей жизнью. Обратную связь с удовлетворенностью жизнью имеет событийная насыщенность детства: риск неудовлетворенности жизнью у пожилых, проживающих в интернате, тем выше, чем более насыщенным событиями в их структуре субъективной картины жизни выступает детский период.

3. Удовлетворенность жизнью пожилого жителя интерната закономерно связана с событийно-содержательными особенностями картины жизни, отражающими результат интеграции жизненного опыта: принятием событий своей жизни и высокой взаимосвязанностью событий личной истории, выражающейся в количестве тем, объединяющих события.

4. Преобладание позитивных событий в субъективной картине жизненного пути над негативными, большое количество и преобладающая позитивная оценка событий, связанных с достижением целей, наиболее важными поступками, яркими внутренними переживаниями, богатое отражение в картине жизни позитивного опыта супружеской жизни, а также активного и приятного проведения свободного времени, закономерно связано с высоким уровнем удовлетворенности жизнью пожилых жителей интерната.

5. Положительное отношение к событиям, связанным с переездом и пребыванием в интернате, связано с высокой удовлетворенностью жизнью пожилого человека.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения по теме исследования обсуждались на II Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003), на Межвузовской научной студенческо-аспирансткой конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» (Краснодар, 2005), на III Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2005), на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (2003;2005).

Теоретические положения и результаты исследования вошли в учебный курс «Социальная геронтология», читаемый студентам факультета Управления и психологии КубГУ, а также в курс «Психология развития и возрастная психология», читаемый курсантам и слушателям КА МВД РФ, обучающимся по специальности «Психология».

Публикации. По теме исследования опубликовано 5 работ.

Объём и структура диссертации. Работа изложена на 153 страницах и состоит из введения, трех глав, заключениясодержит 8 рисунков, 28 таблиц и 6 приложений. Библиографический список насчитывает 161 наименование, из них 42 — на английском языке.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Феномен удовлетворенности жизнью в позднем возрасте может рассматриваться как совокупность двух его компонентов: удовлетворенности жизнью в целом и удовлетворенности реализацией смысла жизни. Представленные компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом, однако не могут считаться тождественными. Это в частности, подтверждается тем, что нами выявлены особенности СКЖП, связанные, как с обеими компонентами удовлетворенности жизнью, так и с удовлетворенностью реализацией смысла жизни или удовлетворенностью жизнью в целом по отдельности.

2. Удовлетворенность жизнью пожилых жителей интерната связана с некоторыми объективными (социально-демографическими) их характеристиками, а так же с их субъективными оценками различных сторон своей жизни.

Так, пожилые, удовлетворенные своей жизнью, отличаются более высоким уровнем образования, большая часть из них, в отличие от неудовлетворенных пожилых, по своему желанию включена в трудовую активность в стенах интерната и не имеет нереализованных желаний относительно своей занятости. Наличие супружеских отношений в интернате в большей степени характерно для удовлетворенных жизнью пожилых. В то же время с возрастом и полом удовлетворенность жизнью в старости не связана.

Удовлетворенные жизнью пожилые люди в большей степени удовлетворены своим здоровьем, они позитивнее оценивают условия проживания в интернате и уровень удовлетворенности большинства своих потребностей, в наибольшей степени это касается потребностей в межличностных отношениях и самореализации.

3. Количество событий, включаемых пожилым человеком в субъективную картину жизненного пути, имеет связь с его удовлетворенностью жизнью. Чем больше событий включено в картину жизни, тем выше уровень удовлетворенности реализацией смысла жизни пожилого жителя интерната. Для части удовлетворенных жизнью престарелых характерно выделение в будущем событий-целей, к которым они стремятся. В картинах будущего не удовлетворенных жизнью жителей интерната, если и присутствуют события, то их осуществление находится во власти других людей или обстоятельств, а не самих пожилых.

Удовлетворенность жизнью связана с событийной насыщенностью отдельных периодов жизни. Увеличение числа событий в СКЖП, относящихся к периоду детства (6−10 лет), соответствует низкому уровню удовлетворенности жизнью в целом, причем, пожилые, не удовлетворенные жизнью, в данном возрастном периоде выделяют трагические, негативно окрашенные жизненные события. Увеличение числа событий, относящихся к зрелому возрасту (41−45 лет), связано с высоким уровнем обоих компонентов удовлетворенности жизнью в позднем возрасте. Показатели субъективной насыщенности периодов 20−35, 40−50 лет и ожидаемого будущего также связаны с удовлетворенностью жизнью. Чем выше субъективная оценка наполненности, продуктивности молодости и зрелости, тем больше человек удовлетворен своей жизнью и реализацией ее смысла. Ожидание высокой событийной насыщенности предстоящих лет жизни в большей степени связано с удовлетворенностью жизнью в целом.

Принятие событий своего жизненного пути пожилым человеком закономерно связано с оценкой собственной жизни: чем больше событий в своей субъективной картине жизни не принимает человек, то есть хочет изменить или отменить вовсе, тем ниже его уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Широта тем, объединяющих события личной истории, взаимосвязана с удовлетворенностью жизнью в старости. Высокий уровень удовлетворенности реализацией смысла жизни соответствует, большему числу тем, связывающих события в субъективной картине жизненного пути.

Некоторые сферы жизни, жизненные темы, событийные группы, отраженные в СКЖП, обнаруживают связь своей событийной наполненности с удовлетворенностью жизнью.

Так, чем больше событий из всех, входящих в СКЖП, связано с изменениями в сфере досуга, общения или хобби, чем больше событий в структуре СКЖП пожилого человека, относящихся к событийным группам «отдых» и «значимые люди», тем выше его удовлетворенность жизнью в целом.

Повышение событийной наполненности темы «семья» соответствует увеличению удовлетворенности реализацией смысла жизни пожилого человека.

Чем больше доля событий, включенных в тему «главное дело жизни», тем выше уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Кроме того, среди не удовлетворенных жизнью жителей интерната, по сравнению с удовлетворенными, существенно больше число тех, у кого события жизненного пути не связаны? темами «история стремлений, жизненных целей и смысл жизни» и «Я и религия».

8. Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте связана с субъективной оценкой событий жизненного пути. Преобладание доли позитивно оцениваемых событий в картине жизни над долей негативно оцениваемых событий связано с высокой удовлетворенностью жизнью в целом. Удовлетворенность реализацией смысла жизни тем выше, чем больше позитивно оцениваемых событий в СКЖП пожилого человека.

9. Соотношение позитивных и негативных событий, наполняющих отдельные жизненные сферы, темы и событийные группы, взаимосвязано с уровнем удовлетворенности жизнью. А именно:

— преобладание позитивно оцениваемых событий, влияющих на сферу «досуг, общение, хобби» и входящих в событийные группы «отдых» и «значимые люди», связано с высокой удовлетворенностью жизнью в целом и высокой удовлетворенностью реализацией смысла жизни соответственно;

— чем положительнее оцениваются события, связанные с супружеской жизнью, тем выше удовлетворенность жизнью пожилого человекапозитивная аффективная оценка событий, затронувших сферу внутреннего мира испытуемых, событий, объединенных темами «переломные точки жизни», «главное дело моей жизни», «история стремлений, жизненных целей и смысл жизни» также связана с высокой удовлетворенностью жизнью;

— удовлетворенность жизнью пожилого человека, проживающего в интернате, тем выше, чем позитивнее он относится к событиям, связанным с попаданием в интернат и пребыванием в нем;

— чем выше удовлетворенность реализацией смысла жизни пожилого человека, тем позитивнее события, которые он связывает с темой «Я и религия».

Таким образом, удовлетворенность жизнью пожилых жителей интерната во многом связана с особенностями их субъективной картины жизненного пути. Наиболее значимыми в этой связи являются такие характеристики картины жизни, как ее событийное богатство, насыщенность периодов молодости и зрелости, наличие конкретных планов на будущее и уверенность в событийной насыщенности будущего, глубина тематических связей между событиями, высокая степень принятия событий своей жизни, преобладание позитивного отношения к выделенным событиям. В отношении содержания СКЖП наибольшую значимость имеют позитивно оцениваемые события, в которых отражены достижения целей, наиболее важные поступки, яркие внутренние переживания. Так, важную роль играют события, касающиеся позитивного опыта супружеской жизни, активного и приятного проведения свободного времени. Особая роль у событий, описывающих попадание и пребывание в интернате, позитивное отношение к ним характерно для удовлетворенных жизнью пожилых людей, неудовлетворенные же оценивают эти события негативно, мы полагаем, что отношение к попаданию в интернат влияет на оценку условий пребывания в нем. Интересным и показательным является то, что пожилые, не удовлетворенные жизнью, чаще называют события детского периода, в которых актуализируются трагические, ярко негативные переживания тех лет. Примечательно, что с удовлетворенностью жизнью пожилых, проживающих в интернате, не связано отношение к событиям, касающимся детей и внуков, этапов профессионального пути, событий военных лет и истории страны, жизненных потерь, материальных факторов жизни.

Таким образом, в процессе осуществления представленного исследования решены поставленные задачи и подтверждены выдвинутые гипотезы.

Полученные результаты подчеркивают необходимость психологической подготовки пожилых к поступлению в интернат. Указывают на то, что в ходе коррекционной работы, направленной на повышение удовлетворенности жизнью, необходимо обращать внимание на внутренние ресурсы личности, содержащиеся в позитивных событиях субъективной картине жизненного пути. Показывают, какие сферы жизни являются источником положительных переживаний пожилых жителей интерната. Подчеркивают важность самостоятельной (или при поддержке психолога) «работы» пожилого человека над осмыслением, интеграцией и принятием своего жизненного пути как целостного, уникального и неповторимого.

Помимо очевидной практической значимости полученных результатов для повышения уровня удовлетворенности пожилых людей, можно выделить и следствия проведенного исследования, полезные для любого человека, вне зависимости от возраста, поскольку в некоторой мере они дают ответ на вопрос «Как нужно прожить жизнь, чтобы в старости чувствовать себя счастливым?».

Выявлен ряд перспективных направлений, которые положены в основу планирования дальнейших исследований, продолжающих настоящее. Основными из них являются:

— проведение исследований на выборке пожилых людей, проживающих в домашних условиях, с целью определения различия в структуре СКЖП и факторах удовлетворенности жизнью по сравнению с пожилыми, проживающими в домах-интернатах;

— проведение кросс-культурных исследований с целью выявления культурно-обусловленных особенностей СКЖП людей позднего возраста и их связи с удовлетворенностью жизнью;

— исследование связи особенностей СКЖП и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте в динамике развития личности, для выявления возрастных изменений этих структур и связи между ними;

— разработка программы тренинга, направленного на повышение уровня удовлетворенности жизнью путем оптимизации характеристик СКЖП личности пожилого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Личностно-ориентированный подход, разработка принципа субъектности в психологической науке привлекли внимание исследователей к проблеме субъективной картины жизненного пути личности, которая выполняет целый ряд экзистенциальных функций, обеспечивающих подлинное, целостное, осмысленное и уникальное бытие человека.

В отечественной и зарубежной традиции в качестве основных предикторов жизненного благополучия рассматриваются личностные ресурсы, заложенные в СКЖП: позитивное отношение к событиям своей жизни, выстраивание реалистичной перспективы будущего, наличие событий-свидетельств личностной самореализации, принятие своего особенного и неповторимого жизненного пути. Образ истории жизни формируется у личности вместе с ее развитием. И чем старше человек, тем потенциально богаче могут быть ресурсы его субъективной картины жизни. В этом смысле особый интерес представляет СКЖП пожилого человека, внутренний мир которого, в последнее время, становится одним из актуальнейших предметов исследования в теоретической и прикладной психологии.

Проживание счастливой и продуктивной старости связано, в первую очередь, с субъективной оценкой пожилым человеком различных сторон своей жизнедеятельности, складывающихся в общую удовлетворенность жизнью. Помимо удовлетворенности жизнью в целом, субъективное переживание благополучия в позднем возрасте включает в себя и удовлетворенность реализацией смысла своей жизни.

Вопрос о том, какие особенности СКЖП связаны с компонентами удовлетворенности жизнью пожилых людей, решался нами в рамках данной работы.

Анализ теоретических и эмпирических исследований, касающихся субъективной картины жизненного пути личности, в частности в позднем возрасте, позволил выделить следующие характеристики СКЖП, которые выступили основанием для системного анализа СКЖП пожилого человека: темпоральные характеристики СКЖП: протяженность временной перспективы в прошлое и будущеесобытийная и субъективная насыщенность событиями разных периодов жизниожидаемая продолжительность жизнисобытийно-содержательные характеристики СКЖП: принятие событий своей жизни или желание изменить пройденный жизненный путьвлияние событий на основные жизненные сферытематическая структура СКЖПотнесенность событий к отдельным событийным группам (событийные группы были выделены на основе качественного анализа содержания событий СКЖП, актуализированных респондентами в ходе исследования) — аффективное измерение СКЖП: соотношение позитивных и негативных событий в структуре картины жизни в целом, в отдельных жизненных сферах, темах и событийных группах.

Актуальность и недостаточная изученность проблематики СКЖП и удовлетворенности жизнью пожилого человека определили цель настоящего исследования, которая состояла в выявлении и описании связей субъективной картины жизненного пути людей позднего возраста, постоянно проживающих в домах-интернатах, с их уровнем удовлетворенности жизнью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С.137−145.
  2. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  3. А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. — 315 с.
  4. А. Смысл жизни // Философские науки. № 1,1998. С. 15−26.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. — 272с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  7. А.М. Феномен Времени // Credo, № 24, 2000. http://credo.osu.ru/024/001 .shtml.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. -С. 3−19.
  9. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал 2001. — № 3 (22). — С. 86−99.
  10. Л.И. Развитие личности и проблема геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 415 с.
  11. Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Развитие личности и проблемы геронтописхологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 286−307.
  12. Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004.-С. 564−575.
  13. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 27−45.
  14. Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 350−364.
  15. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004. -С. 328−349.
  16. М. Психология счастья. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с. 17.
Заполнить форму текущей работой