Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологическая политика России в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О глобальных проблемах соврёменности международное сообщество заговорило всерьез на рубеже 60−70-х годов. К их категории стали относить деградацию окружающей среды и демографический взрыв, угрозу истощения природных ресурсов и нехватку в мире энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами, опасность всемирной атомной войны. С того времени человечество значительно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Влияние факторов глобализации на формирование экологической политики государств
    • 1. 1. Субъекты глобального воздействия на экологические позиции государств
    • 1. 2. Особенности влияния глобальных факторов на политику государств в сфере экологии
  • Глава II. Характер и проблемы реализации экологической политики РФ под воздействием глобализации
    • 2. 1. Разработка и основные направления экологической политики РФ
    • 2. 2. Проблемы реализации экологической политики РФ

Экологическая политика России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный ' мир представляет собой огромную совокупность-множества субъектов, связанных экономическими, политическими, культурными,' военными и другими отношениями. Мощное по своей 1 динамике развитие • человечества к концу XX века сформировало принципиально новый уровень этих отношений. Он№ приобрели, всеобъемлющий характер, втянув в свою орбиту практически все страны мираи достигнув такого масштаба, когда стало возможным говорить о их глобальности. Понимание единства и взаимозависимости мира • усиливает наличие глобальных проблем, влияние которых распространяется на всю-планету и разрешение которых также возможно лишь с организацией всеобщих действий. Произошедшая глобализация мира остро, но красноречиво подтверждается характером современного финансово-экономического кризиса, а также политическим стремлением ведущих стран мира совместно преодолевать его тяжелые последствия.

Глобализация как новое состояние современного мира оказывает мощное воздействие на развитие всего человечества и всех отдельно взятых — -государств, причем это воздействие может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Но в любом случае глобальные воздействия формируют принципиально новые условия для реализации национальных интересов, для проведения политики всеми государствами. Особенно очевидно это относится к международным политическим и экономическим отношениям, к решению вопросов безопасности ^ экологии. В рамках данной оценки вопросы экологического спектра выделяются' своей ответственностью, поскольку являются одними из напряженных глобальных проблем современности, но также и политической сферой, в которой действует множество, субъектов мировых отношений.

О глобальных проблемах соврёменности международное сообщество заговорило всерьез на рубеже 60−70-х годов. К их категории стали относить деградацию окружающей среды и демографический взрыв, угрозу истощения природных ресурсов и нехватку в мире энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами, опасность всемирной атомной войны. С того времени человечество значительно продвинулось в понимании глобальных проблем, а правительства и международные организации обрели немалый опыт в реализации экологической политики. Глобализация мировой экономики, революция в сфере телекоммуникаций, развитие международной интеграции во всех сферах общественных отношений фактически уже создали основы нового, глобального мира. Вместе с этим возникли благоприятные предпосылки для более эффективных действий в сфере отношений «человек-общество-природа». Формируется единая идеология отношений к экологии человеческой жизни, воспринятая многими государствами и правительствами. Глобализация существенно укрепляет солидарность человечества в его подходах к проблемам экологии. Глобализация и защита окружающей среды в наше время тесно связаны между собой явлениями мирового развития.

Но мир еще не настолько интегрирован, чтобы можно было недооценивать особенности отдельных государств, их национальные интересы. Напротив, мир разнообразен, что требует учета специфики развития и стран, и целых регионов в определении их экологических позиций. И хотя глобальные воздействия проявляются в экологической сфере 1 всех стран, конкретно это выглядит по-разному, и реакция на эти воздействия в отдельных странах различная.

Россия — страна с многочисленными особенностями географического, климатического, национального, экономического, культурного, геополитического характера. Каждая из этих особенностей оказывает влияние на положение и развитие страны, в том числе на ее экологические позиции. Неизбежно воспринимая воздействия глобальных факторов, наша страна также неизбежно в основу своих экологических позиций должна положить свои собственные приоритеты и предпочтения. Экологическая политика России призвана обеспечить защиту ее национальных интересов в данной сфере.

Соединение в конкретной политике «глобального» и «национального», с точки зрения интересов и воздействий, представляется сложным управленческим процессом. Для России он особенно сложен из-за огромности ее собственной экологической сферы, непосредственно связанной с мировой экологией, но. при наличии ответственных проблем, не вполне совпадающих с общемировыми тенденциями. Поэтому для нашей страны остро необходима экологическая политика, не противоречащая мировым тенденциям развития, но обеспечивающая надежную защиту национальных интересов.

Однако проводимая в настоящее время экологическая политика РФ пока малоэффективна. Во всяком случае об этом свидетельствует нерешенность многих важных для страны природоохранных вопросов и продолжающееся ухудшение экологической обстановки на обширных территориях. Государственная деятельность в экологической сфере явно не обеспечивает потребностей населения и недостаточно защищает интересы страны.

Два существенных факта — высокая степень ответственности экологической политики в России и сохраняющаяся низкая эффективность ее осуществления — свидетельствуют о несомненной актуальности данной проблемы, научного осмысления ее важнейших характеристик в новых глобальных и общественно-политических условиях.

Степень научной разработанности. Вопросам политики России в сфере экологии уделяется определенное внимание ученых, в том числе и тем ее аспектам, которые возникли в условиях глобализации. Это объясняется как ускоряющимися процессами глобализации мира, так и их усиливающимся воздействием на экологию планеты, на экологическую политику государств, в том числе и России. Однако состояние ее разработанности пока нельзя назвать основательным или завершенным даже в отдельных элементах. И дело не только в динамичности проблемы, в сложности создания, однозначной картины из-за постоянной изменчивости мировых процессов. Существенная исследовательская трудность состоит в выработке и использовании рационального подхода к изучению влияния мировых тенденций на экологическую политику нашего государства. В отечественной политологии данный аспект проблемы исследован пока слабо.

Наиболее целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть научною разработанность данной проблемы по двум направлениям. Во-первых, анализ I научных исследований по экологической политике, как таковойконкретно о политике России в сфере экологии. Во-вторых, обобщение литературы, освещающей ! процессы глобализации, в особенности те, что связаны с экологическим, состоянием планеты. Такой подход позволяет оценить и общее состояние научной разработанности проблемы и характер* исследованности отдельных ее составных частей.

Рассмотрение проблем экологии как общественного явления началось во второй половине XX века. Первые работы, посвященные экологической политике, были не вполне политологическими. Чаще всего они базировались на естественно-научных, философских, социальных или исторических исследованиях и сводились к прогнозу технического прогресса. Экологическая составляющая отражалась в таких научных концепциях, как индустриальное общество, информационное или постиндустриальное общество, социальное государство или общество всеобщего благоденствия и других. Основоположниками данных концепций, положивших начало изучению взаимодействия проблем экологии и развития человечества, являются такие западные специалисты, как Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу, М. Маклюэн, Э. Тофлер и другие. Современное видение указанных концепций широко представлено в работах как западных, так и российских обществоведов, среди них: Т. Парсонс, В. Иноземцев, П. Дракер, В. Кузнецов, П. Гончаров и другие авторы. С конца 80-х годов XX века в значительной, степени под влиянием происходивших в мире кардинальных политических изменений экологическая проблематика стала приобретать серьезное социально-гуманитарное и политическое значение. Несмотря на доминирование социологических и философских мотивов, в работах данного периода начинает рассматриваться влияние политических факторов в урегулировании природоохранных и экологических проблем. Так, в I докторской диссертации В. Р. Бганбга, помимо анализа социально-философских оснований взаимодействия общества и природы, предпринята попытка определения места государства и его институтов в. регулировании с о стояния’среды обитания.1

Необходимо отметить, что именно в начале 90-х годов происходит формирование современного восприятия проблем международной экологической политики. Их содержание отражается в принятой международным сообществом на саммите в Рио-де-Женейро в 1992 году концепции «Устойчивого развития мира». На протяжении, 90-х годов t экологическая политика становится самостоятельной научной отраслью как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Работы, посвященные проблемам экологической политики в рамках концепции «Устойчивого развития мира», таких специалистов, как М. Ч. Залиханов, В. М. Матрасов, A.M. Шелехов, Х. А. Барлыбаев, A.M. Никаноров, Т. А. Хорушая, A.C. Беляев, О. В. Марченко, С. П. Филиппов, C.B. Соломин, Т. Б. Степанова, A.JI. Кокорина, H.H. Лукьянченков, И: М. Потравный, В. И ДаниловДанильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф, О. Л. Кузнецов и других позволяют

1 См.: Бганбга В. Р. Экологическая проблема: социально — философские основания и пути решения. Дисс. канд. философ, наук. М., 1992. С. 163.

2 См.: Научная основа стратегии устойчивого развития Р. Ф. Под редакцией Залиханова М. Ч., Матрасова В. М., Шелехова A.M. M., 2002; Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М., 2001; Никаноров A.M., Хорушая Т. А. Глобальная экология. М., 2003; Беляев A.C., Марченко О. В., Филиппов С. П., Соломин C.B. Мировая энергетика и переход к устойчивому развитию. Новосибирск. 2000; Лукьянченков H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М., 2007; Данилов — Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005; Кузнецов О. Л. Система: природа — общество — человек. Устойчивое развитие. М., 2000. выявить современные тенденции природоохранных отношений и реалии международной деятельности в экологической сфере.

Сегодня очевидно, что развитие России вне глобализации невозможно.. Поэтому многие российские специалисты посвящают свои работы проблемам природоохранного характера и отдельных аспектов экологической политики России в условиях и под влиянием глобального мира. Среди них необходимо выделить таких авторов, как А. Никаноров, А. Воробьев, А. Шилов, О. Яницкий, В. Данилов-Данильян,. А. Костин • и о других. Изучение их работ позволило в ходе нашего исследования не только опираться на серьезные научные подходы, определить теоретико-методологические принципы диссертационного исследования, но и сформироватьавторскую, позицию по многим ключевым проблемам современной экологической, политики Россиив частности, выявить ее: специфику в условиях глобализации.

В отдельную группу считаем необходимым выделить — работы^ посвященные юридической тематике, экологическому праву и законодательству РФ.4 Политический анализ экологического законодательства и ряда других федеральных законов позволил уточнить характер, направленность и специфику государственной экологической политики, получить необходимые представления о правовых, основах ее дальнейшего развития.

3 См.: Воробьев Д. Е. Человек и биосфера: глобальное изменение климата. М., 2006; Данилов — Данильян В. И., Лосев К. Глобальный экологический вызов: теоретический анализ и возможные сценарии / Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003; Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. Никаноров A.M. Глобальная экология. М., 2003; Степанов A.C. Актуализация политической экологии. М., 2002; Шилов A.C. Становление экополитологии как науки: генезис, методология, перспективы развития. М., 2005; Шилов A.C. Становление экополитологии как новой области политической науки. М., 2004; Яницкий О. Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). М., 2002.

4 См.: Дубовик O.JI. Экологическое право. М., 2007; Никишин В. В. Экологическое законодательство: правотворчество субъектов РФ М., 2004; Игнатьева И. А. Законотворческие ошибки и иные недостатки действующего экологического законодательства и причина их появления // Экологическое право. 2002. № 1- Конституция РФ и развитие экологического права / под ред. Бринчука.М.М. и Дубовика 0: JI. М., 2005; Экологическое право

За последние, полтора десятилетия накоплен значительный пласт обществоведческой литературы по экологической проблематике. В нем — публикации историков, философов, экономистов, социологов, культурологов. Свое место занимают и политологические работы5, в которых исследуются преимущественно политические аспекты: процесс формирования' экологической политики, проблемы ее реализации в стране или в отдельных регионах, участие в этомобщественно-политических организаций, деятелей органов государственной власти в экологической сфере. На наш взгляд, это* научное направление все активнее востребуется обществом, хотя его результаты пока незначительны и порой имеют поверхностный характер.

Свой вклад в 'анализ современной экологической политики России, отдельных аспектов воздействия на нее процессов глобализации внесли саратовские ученые: Т. Н. Митрохина, Н. Д. Вершило, Ю. В:. Сорокина, B.F.

Семенова, Р. В. Осокин, A.B. Тупиков6 Отличительной чертой этих работ является сочетание анализа теоретических проблем экологии, охраны природы, взаимоотношений природы, и общества с их рассмотрением на i конкретных примерах современной российской действительности. Эти научные работы содержат разнообразные характеристики факторов и этапов, институционализации российской экологической политики, что позволило

Артюхин O.A. Экологическаясоставляющая национальной безопасности современной России: Региональный аспект. Дисс. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006; Осокин Р. В. Политическое манипулирование’в сфере экологической безопасности в современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2008; Экологическая политика РФ: Гайнович Е. К. Структурно-функциональный анализ. Дисс. канд. полит, наук. Нижний Новгород, 2003; Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2004.

6 См.: Митрохина. Т. Н. Экологическое, направление в политическом процессе современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 1997; Вершило Н. Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие. Саратов, 2005; Сорокина Ю. В". Природоресурсное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (сравнительно — правовой анализ). Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2000; Семенова В. Г. Экологическая составляющая политической культуры российского общества. Дисс. канд. полит, паук. Саратов, 2004; Осокин Р. В. Политическое манипулирование в сфере экологической безопасности в современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2008; Митрохина Т. Н., Сорокина Ю. В., Тупиков A.B. Экология в современном обществе. Саратов, 2002; Кадомцева А. Е. Экологическая функция современного российского государства. Саратов, 2001. рассматривать и эту политику, и экологическую составляющую глобальных процессов в системе общего политического развития страны.

Вторая группа, научных работ посвящена процессам глобализации и оценке их влияния на экологическую политику государств мира, в том числе России. Сегодня проблемам глобализации в научной литературе уделяется огромное влияние. За последнее десятилетие было опубликовано-значительное количество диссертаций, монографий, статей 1 Г материалов конференций,' посвященных этому вопросу. В разработку концептуальных основ данного процесса существенный вклад внесли работы И. Валерстайна,

У. Бека, А. Уткина, А. Панарина, А. Дынкина, И. Иванова, В. Пантина7 и 1 других исследователей. Содержание трудов данных авторов позволило нам сформировать авторское видение влияния глобальных процессов на экологическую сферу России.

Многие специалисты сходятся вомнении о наличии исторической закономерности возникновения и развития глобализации мира. В частности, о

С.Л. Удовик, рассматривая процессы глобализации в современном мире, даёт анализ данных процессов в историческом и историко-психологическом аспекте. Он исследовал целый ряд феноменов исторического развития общества, применительно к тенденциям глобализации. Подобный подход представляется' вполне целесообразным в изучении современных тенденций развития общества. Не менее интересной работой для нашего исследования

7 *

См.: Валерстаин И. Мир, в который мы вступаем: 2000 — 2050 гг. М. 2000; Он же. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000; Он же. Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты / Ред. сост. Кондратьева Т. С., Новошенова И. С. М., 2000; Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализации, ответы на глобализацию. М., 2001; Он же. Глобализация и моделирование социальной динамики. М, 2001; Уткин А. Н. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001; Он же Mera тренды мирового развития / Под ред. Ильина М. В., Иноземцева В. М. М., 2001; Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование М., 2002; Дынкин А. Есть ли у России шанс в глобальной экономике? // Pro et Contra. 2002. № 2- Иванов И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М., 2002; Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М., 2003; Бхагвати Д. В защиту глобализации. М., 2005; Ганчев П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии. //Вопросы философии. 2007. № 8. и др.

8 См.: Удовик С. JI. Глобализация: семиотические подходы. М. 2002. является монография К.С. Гаджиева9, Bi которой центральное место занимает анализ тех широкомасштабных изменений, которые за последние 2−3 I десятилетия буквально преобразили облик мирового сообщества. По мнению автора, геополитика как самостоятельная наука способна и должна разрабатывать новые парадигмы, формы и методы исследования мировых I процессов. '

Большая часть исследователей все же полагает, что глобализация — это современное явление. Так, Н1М. Ракитянский считает, что «идея глобализации — одна из самых молодых политологических конструкций». 10 Вплоть до 1987 года база данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержала книг, в названии которых использовалось бы понятие глобализации. С начала 90-х годов количество книг и статей по этой проблеме стало увеличиваться лавинообразно, и сегодня подавляющее большинство экономистов, а вслед за ними политологов считает, что глобализация является наиболее значимым социальным процессом конца XX — начала XXI веков.

Анализ литературы, посвященной процессам глобализации, позволяет нам структурировать мнения ученых по отдельным направлениям. «Глобалисты» (К. Омае, М. Фридман и др.) рассматривают процесс глобализации как новую эру глобальной цивилизации, движущими силами которой являются капитализм и новые технологии. Национальные государства переживают упадок, общее развитие человечества полностью зависит от динамики мирового рынка. Что касается России, то исследователи полагают: если не интегрироваться в мировые процессы, то страна может оказаться на, обочине мирового развития и, наоборот, если активно интегрироваться в мировую экономику, политику, культуру и социальную среду, у России имеется шанс присоединиться к развитым странам, стать с ними наравне. По мнению «трансформистов» (Э. Макгрю, Д. Перратона, Д.

9 См.: Гаджиев К. С. Геополитика. М. 1997.

10 См.: Ракитянский Н. М. Россия и вызовы глобализации. // Социс. 2002 г. № 4.

Кортена и др.), глобализация глубоко меняет мировую политику, государственную власть и общество, которые пытаются адаптироваться* к более взаимосвязанному и быстро меняющемуся миру. Однако, поскольку интеграции сопутствует фрагментация, стабильность дальнейшего развития современной цивилизации ставится этой группой ученых под сомнение. «Скептики» (Р. Гилпин и др.) считают, что глобализация — это миф. Власть национальных правительств остается неизменной и весьма сильной, интернационализация зависит от согласия между государствами. Мир сегодня даже менее взаимозависим, чем в 90-е годы XIX столетия. «Антиглобалисты» (Р. Макчесни, Н. Кляйн и др.) фактически выступают не против самого процесса глобализации, а против его целей (обеспечение корыстных интересов мегакапитала) и методов. Сопротивление современной однобокой глобализации — «всеобщей товаризации и приватизации мира» — реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков.

Отметим, что проблема глобальных процессов и взаимодействия с ними России является в последнее время достаточно распространенным объектом исследования многих работ, которые мы включили в общую систематизацию научной литературы. Тем не менее, необходимо I подчеркнуть, [ что их изучение предоставило богатый аналитический I материал, позволило нам лучше ориентироваться в огромном объеме информационных и фактологических материалов, сформулировать собственное видение проблемы и определить ракурс данного исследования.

Анализируя литературу по двум выделенным нами направлениям, мы видим, что современное представление как об экологической политике, так и о процессах глобализации закладывалось в 90-е годы прошлого века. Таким образом, оба направления формировались параллельно, во многом перекликаясь и оказывая влияние друг на друга как в реальной политической практике, так и в научных трудах. В этой связи изучение работ, отражающих развитие обоих процессов, представляет для нас особый интерес. Работы таких российских специалистов, как Б. Родоман, А. Суэтин, О. Леонова, Г. Ашин, Л. Гринин, Ю. Князев, И. Герасимчук, Ю. Елдышев, В. Миляев, С. Котельников, В. Назаров и некоторых других авторов11 позволили нам проанализировать влияние мировых процессов глобализации на экологию России в целом и политику в сфере экологии, в частности.

Проведенный анализ научной разработанности проблемы экологической политики России в условиях глобализации выявил неравномерность в степени исследованности ее различных аспектов. Акценты внимания современной науки направлены в большей степени на изучение внутренних проблем экологии и экологической политики России и отдельно на процессы глобализации. Специальное рассмотрение влияния мировых процессов на экологическую политику России пока представлено лишь редкими инечетко акцентированными попытками. 1

Малоисследованным остается аспект зависимости политики России в сфере экологии от мировых процессов глобализации. Это во многом определило I тему и структуру диссертационного исследования.

Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем: современный мир развивается по пути все большей интеграции, которая несет в себе как позитивные, так и негативные последствия. Совокупность этих результирующих последствий в виде множественных связей обеспечивает глобализацию, новое состояние человечества и

11 См.: Родоман Б. Б. Экологическая специализация России в глобализирующемся мире. // Общественные науки и современность. 2006. № 2- Леонова О. Г. Вызовы глобализации и актуальные труды общественного сознания в России XXI века. // Социально — гуманитарное знание. 2008. № 1- Ашин Г. Стратегия России в пос i индустриальном мире и элитное образование. // Власть. 2008. № 1- Гришин JI.E. Национальный суверенитет и процессы глобализации. // Полис. 2008. № 1- Князев Ю. Экополитическая глобализация и глобализирующаяся экономика. // Общество и экономика. 2008 № 1- Герасимчук И. В. Экологическая практика Транснациональных корпораций. // Экологический вестник России. 2008. № 1 — 3- Назаров В. Н. Готова ли Россия встать на путь устойчивого развития? // Экология и жизнь. 2007. № 4- ДаниловДанильян В.И., Лосев И. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005; Гребениченко С. Ф. Глобализационный мир и Россия. М., 2005; Зубков А. Н. Геополитика и проблемы национальной безопасности России. СПб., 2004; Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2009. межгосударственные отношения. Одновременно с этим, как результат неограниченного развития потребностей людей и индустриального производства, резко обострились взаимоотношения человеческого общества с окружающей природой, возникла глобальная экологическая проблема — один из самых ответственных вызовов человечеству. Все это, вместе взятое, представляет собой глобальные воздействия на экологические представления современного общества, на экологические позиции государств. Восприятие таких воздействий неизбежно для России, страны, имеющей огромную и во многом специфическую окружающую среду и особую остроту экологической проблемы, что делает по-особому ответственными национальные интересы в I данной сфере. Принятая в нашей стране экологическая политика отреагировала и на внешние, и на внутренние воздействия, но ее осуществление пока малоэффективно. Подобное положение может быть объяснено различными причинами внутреннего и международного характера, среди которых важное место занимают не только экономические, но и политические проблемы.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании характера влияния процессов глобализации на формирование и осуществление экологической политики современной России.

Реализация данной цели предполагает решение следующих научных задач:

— выявить основную совокупность субъектов глобального воздействия на экологические позиции государствпроанализировать особенности и масштаб влияния глобальных факторов на формирование политики государств в сфере экологииопределить основные воздействия глобализма на содержание и характер экологической политики РФоценить эффективность и существующие проблемы реализации экологической политики РФ.

Объектом исследования является политика Российской Федерации в сфере экологии.

Предмет исследования составляет влияние процессов глобализации на экологическую политику российского государства.

Методология исследования представляет собой совокупность рациональных научных принципов и методов в рамках данного анализа. Среди них: структурно-функциональный, институциональный, системный, сравнительный, социологический, исторический и количественный методы познания. При подборе методов исследования автор руководствовался установками зарубежных и отечественных классиков науки, а также

1 Л методологическими работами саратовских обществоведов.

При определении новых субъектов экологической глобализации и их влияния на экологическую составляющую политического процесса нами были использованы системный и институциональный методологические подходы. Это позволило рассматривать международные институты и иные общественно значимые структуры как в политической системе государств, так и в глобальной системе взаимозависимостей современного мира. Использование структурно-функционального подхода позволило выделить основные субъекты экологической глобализации и в конечном итоге операционализировать политико-экологическую составляющую их международного влияния.

В ходе анализа тенденций мирового экологического процесса и современных реалий экологической политики государств мира нами использовались сравнительный, социологический, исторический подходы. С их помощью | удалось определить основные направления в современной экологической политике международного уровня и в масштабах отдельных

12 См.: Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. М., 2001; Матвеев Р. Ф. Аналитическая политология. Саратов, 2002; Митрохина Т. Н. Методология политической компаративистики. Саратов, 2004; Современные методы исследования в правоведении. Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. Саратов, 2007; Устьянцев В. Б. Пространство личности: опыт философско — социологического исследования. // Личность в пространстве. Саратов, 2000. государств. А также выявить взаимозависимости между мировым экономическим развитием, современными процессами глобализации и становлениеммировой экологическойполитики. При исследовании влияния процессов глобализации на развитие политики России в сфере экологии, при обработке, различных источников и систематизации их данных широкоиспользовались институциональный, нормативно-юридическийколичественный': методы. С их помощью удалось проследить? эволюцию:-государственной политики в сфере экологии, выявить ее характеристики, связанные с воздействием процессов, глобализации:

Источниковая база проведенного исследованиям достаточно разнообразнаОна включает законодательные акты, документы, государственных органови политических партий, экологическую и экономическую статистику, теоретические, работы ученых, различные информационные материалы.

Прежде всего, этотеоретические работы зарубежных, и отечественных ученых по проблемам, устойчивого развитиясовременного мира, экологическому состоянию планеты, экологической политики России и стран мира, становления транснациональной экономики и — глобальных экономических отношений] международных правительственных и I неправительственных организаций, политических особенностей развития современной России, ее национальных интересов и, экологических позицийI по развитию ее экологического законодательства. Труды А. Д. Урсулы, В.И. Данилова-Данильяна, У. БекаО.Л. Дубовика, А. И. Костина, И. Валерстайна, М. В. Ильина, В. М. Иноземцева, П. Ганчева, И. В. Герасимчука и других исследователей послужили, научной основой при определениии- оценке содержания экологической идеологии, при разработке авторской концепции диссертации, при определении понятийного аппарата, при оценке возникавших. в ходе работы суждений и мнений.

Важной группой источников оказались законодательные и нормативные акты российского государства. Авторомпроведен пристальный анализ экологического законодательства РФ за 1988;2008 гг. Это позволило оценить уровень законодательной базы в отношении экологии страны, вообще и особенно в процессе разработки и реализации государственной экологической политики. Среди нормативных документов наиболее интересными оказались решения^ Правительства РФ по формированию и организации работы экологического министерства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Экологическая доктрина’РФ.

Самостоятельной^ группой источников выступают предвыборные программные документы политических партий, вошедших в Государственную Думу в 1999;м, 2003;м и 2007;м гг., а также послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию" за 2001 — 2008гг. Их анализ позволил выявить экологические позиции различных политических сил страны, определить вероятные перспективы политики государства в сфере экологии.

Помимо этого в ходе работы активно привлекались материалы периодической печати, статистические данные и Интернет-ресурсы, с помощью которых мы получили оперативную информацию о различных событиях политико-экологической направленности, а также о зарубежных транснациональных корпорациях, международных экологических организациях и фондах.

Совокупность данных источников и методов научного анализа позволили значительно расширить фактологическую базу исследования, всесторонне рассмотреть заявленную проблему и представить собственное видение исследования экологической политики России в условиях глобализации.

Научная новизна диссертационной работы определяется проблематикой и характером исследования, полученными научными результатами и конкретно заключена в следующем: выявлены субъекты глобального масштаба, оказывающие влияние на экологические процессы планетарного характера, в значительной степени формирующие международные позиции1 в решении экологических проблем современности;

— определены направления и характер влияния глобальных факторов на политику государств в сфере экологии, в частности, проанализировано оказываемое ими воздействие на формирование и реализацию экологической-политики России;

— рассмотрено понятие экологической^ идеологии, показано его использование в политической культуре отдельных народов, культивирование в современном политическом процессе. I

— дана научная-оценка процессу формирования экологической позиции России, содержание, государственной политики в сфере экологии сквозь призму национальных интересов и глобализации;

— определена совокупность политических, экономических, нравственных проблем, затрудняющих реализацию и снимающих эффективностьэкологической политики, высказаны соображения по1 возможному смягчению их действия.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования обеспечивают приращение знаний по проблеме политики России в сфере экологии в условиях глобализации. Некоторые из них могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях. Среди них: анализ тенденций развития глобализации в сфере экологии и их влияния-на политику государств, возможности ослабления^ зависимости экологической политики государств от процессов глобализации, специфика экологической политики России в условиях глобализации, анализ эволюции экологического законодательства с позиций реальной политики государства, определение экологической конкурентоспособности в качестве перспектив развития экологической политики России в XXI веке.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в практической работе органов государственной власти и субъектов РФ по вопросам экологической политики. Они могут быть учтены в дальнейшей разработке экологической политики, в процессе подготовки и выполнения отдельных экологических программ и проектов, в документах политических I партий, экологических организациях.

Содержание диссертации может использоваться в учебной работе со I студентами вузов, при подготовке курсовых и дипломных сочинений, при I чтении специальных курсов на специальностях «Политология», «Экология», «Экономика», «Международные отношения», может читаться в виде самостоятельного элективного курса с целью современного освещения политики России в сфере экологии.

Заключение

Важнейшей реальностью современного мира является его глобальный характер, взаимосвязанность и взаимозависимость большинства его отношений и направлений развития. В процессе глобализации сформировались и оказывают сильное и постоянное воздействие на развитие I всего человечества и каждой, отдельно взятой, страны новые структуры и институты международного масштаба. Их воздействие на мир особенно видимо и ощутимо в сферах экономики, торговли, финансов, безопасности, информационных контактов, но все с большей силой оно проявляется и в чисто политической сфере. Об этом, в частности, свидетельствует значительный масштаб координации действий правительствами ведущих стран мира в стремлении преодолеть современный финансово-экономический кризис, выработать и реализовать общую антикризисную политику. Тенденции развития человеческого сообщества таковы, что глобальные воздействия на все сферы жизни будут закономерно возрастать, а все государства неизбежно будут на них реагировать. Уже современный уровень данных воздействий делает необходимым учет этого фактора при анализе многих сфер и направлений политики конкретных государств.

Одной из таких сфер, жизненно необходимых для человечества, нам представляется окружающая нас природная среда, ее экологическое состояние. Резкое ухудшение ее жизнеобеспечивающих возможностей сказались на качестве жизни людей во всех уголках планеты, из-за чего экологические аспекты жизни признаются в настоящее время одной из наиболее острых проблем современности. В стремлении разрешить эту проблему или отдельные ее элементы современные государства разрабатывают и осуществляют целенаправленную экологическую политику. В основе такой политики лежат интересы населения и интересы государства в целом. Однако в условиях глобализации экологическая политика и больших и малых стран с неизбежностью воспринимает и давление внешних факторов. И это не только разнообразные проявления экологической ситуации планетарного масштаба, но также интересы и действия международных политических, финансовых, хозяйственных, гуманитарных, военных структур и организаций. Эти субъекты глобализации в настоящее время оказывают, наряду с традиционными субъектами международных отношений (государствами, объединениями государств, общественно-политическими организациями и движениями), возрастающее влияние на процесс мирового развития, в том числе в экологической сфере. Сама политика государств деформируется под их воздействием. Причем подобное I воздействие может иметь как позитивную, так и негативную направленность.

Важным позитивным результатом глобализма в экологической сфере 1 стало появление и широкое распространение идеологии экологизма, суть которой состоит в осознании кризисности взаимоотношений человеческого общества с природной средой, необходимости повсеместного проведения природоохранной политики и осознанного бережного отношения к природным объектам со стороны каждого человека. Идеология экологизма проявляет себя во многих научных концепциях, в программах политических и общественных организаций, в деятельности правительств, в материалах СМИ, в содержании школьного образования. Она превратилась в общечеловеческую идеологию. Но, к сожалению, это еще не означает, что ею руководствуется вся мировая политика, как и политика конкретных государств.

В современной России масштабно проявляются практически все глобальные воздействия на экологическую сферу. Тем более, что' она обладает огромным природным пространством, а это делает ее окружающую среду и могущественной и уязвимой одновременно. Здесь особое значение имеет и восприятие обществом идеологии экологизма и ответственная экологическая политика государства. Особенно ощутимо на экологические позиции Российского государства воздействуют такие глобальные факторы, как бурное развитие производств на основе современных технологий, деятельность финансовых и хозяйственных структур (МВФ, ТНК, ВТО), международное экологическое право, общепланетарное состояние природы. Однако, как и для любого суверенного государства, более важное воздействие на экологическую политику России оказывают ее национальные интересы. И прежде всего — обеспечение экологической безопасности, сохранение и оздоровление окружающей среды на территории страны, рациональное, использование природных ресурсов в интересах собственного народа, внедрение экологически безопасных производств в отечественной экономике, воспитание экологической культуры населения. В некоторых позициях национальные интересы совпадают с глобальными, а в некоторыхсущественно расходятся.

Экологическая политика Российской Федерации уже в процессе своего формирования приобретала характеристики, соединяющие в себе национальные и глобальные требования современности. По многим позициям ее содержание имеет не только российский, но и планетарный масштаб. Ее теоретической основой является идеология глобального экологизма, а конкретные направления и приоритеты, провозглашаемые задачи отражают интересы страны, но и тенденции глобализма. Идейно-политические позиции российской экологической политики провозглашены и обоснованы в Конституции РФ, в программных документах авторитетных политических партий, в экологической доктрине России, ее правовые принципы и нормы утверждены российским законодательством. Содержание экологической политики России охватывает все основные сферы взаимодействия государства, общества, граждан с природой, рассматривает множество аспектов экологического свойства. Все это придает экологической политике системный, охранительный и перспективный характер. По своему масштабу она вполне соответствует глобальному уровню экологических задач и мероприятий.

Реализация экологической политики России происходит через деятельность ! структур специального Министерства в Правительстве и аналогичных органов государственного управления в субъектах РФ на основе конкретных программ и бюджетного финансирования. Определенную роль в реализации этой политики играют общественные экологические организации, нередко в форме оппонирования и даже оппозиции. Некоторое влияние на этот процесс оказывают международные неправительственные организации, структуры ООН, другие субъекты глобальной политики и экономики. Проведенное исследование позволяет говорить о пока низкой эффективности осуществляемой в нашей стране экологической политики. Продолжается масштабное загрязнение окружающей среды. Хищнически используются природные ресурсы. Принимаемые программы восстановления или защиты конкретных природных объектов (Волги, Байкала, лесопарков и т. п.) не выполняются в необходимых объемах. Систематически нарушается экологическое законодательство страны. Экологическая политика однозначно пробуксовывает.

По нашему ' мнению, существует совокупность политических, управленческих, ресурсно-экономических, нравственно-правовых проблем, негативно влияющих на реализацию экологической политики России. Неустойчивость и коррупционность государственных управленческих структур в природоохранной сфере. Закрытость процесса принятия решений, оценки осуществленной деятельности, распределения финансовых средств, направляемых на природоохранные мероприятия. Правовой нигилизм населения в сочетании с правовым беспределом бюрократии. Четко выраженные предпочтения Правительства финансовым выгодам, получаемым, от эксплуатации природных ресурсов, нередко в ущерб экологии. Выделяемые государством на природоохранные мероприятия финансовые средства не соответствует глобальным задачам, содержащимся в его же экологической политике, не обеспечивают всего масштаба российской природы. И, конечно, большая неопределенность в содержании современной политической системы России, которая находится в состоянии трансформации, соединяет в себе элементы демократии, администрирования, авторитаризма. Такая компилятивность политической системы делает ее закрытой и оторванной от общества, неустойчивой и малоэффективной. В воздействии политической системы России на экологическую сферу страны данные характеристики проявляют себя в полной мере.

Для обеспечения нормальной перспективы жизни населения и социального развития страны необходимо существенно повысить эффективность экологической политики, преодолеть проблемы, тормозящие ее успешное осуществление. На это направлены и наши предложения по осуществлению управленческого процесса в экологической сфере.

1. Экологической политике РФ необходимо придать острую политическую и нравственную актуальность, как судьбоносному направлению в развитии страны. С этой целью разработать и утвердить Национальный проект «Экология России» по типу национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Сельское хозяйство».

2. Для повышения гражданской и управленческой ответственности за все действия в отношении природы логично принятие Федерального Закона «Об экологической ответственности». В нем должны быть восполнены проблемы и недостатки ряда законов экологической отрасли, конкретизированы позиции и нормы юридического характера в отношении всех мероприятий и поступков, касающихся природных объектов, предусмотрены меры прямого действия для оценки любого поведения граждан, юридических лиц и организаций в природной среде.

3. Считаем целесообразным усилить политический авторитет и управленческую эффективность всей государственной структуры управления экологической и природоохранной сферой, в связи с их особой ответственностью за обеспечение национальной безопасности страны. Для этого вывести их из подчинения Правительства РФ и подчинить непосредственно Президенту Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России от 12 апреля 1978 г. (ред. от 10 декабря 1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407- Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 52. Ст. 3051.
  2. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря- СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006. № 23. Ст. 2381.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // СЗ РФ. № 44. Ст. 4147.
  5. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. // № 50. Ст. 5278. I
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  7. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.) «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
  8. Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 г. № 185 «О Министерстве экологии и природопользования РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1572.
  9. Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 48. Ст. 1696- 1992. № 5. Ст. 234.
  10. Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 71 «Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР» // Офиц. Не опубл. СПС «Консультант-Плюс».
  11. Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» // Российская газета. 1992. 7 октября.
  12. Постановление правительства РФ от 18 декабря 1992 г. № 996 «Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации» // CAI 111 РФ. 1993. № 3. Ст. 172.
  13. Постановление Советов Министров Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. № 279 «Вопросы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации» // CAI 111 РФ. 1993. № 15. Ст. 1282. '
  14. Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // САПП РФ, 1994. № 3. Ст. 190.
  15. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 375 «Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 211.
  16. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.
  17. Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2020.
  18. Постановление правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 969 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и гидрометеорологии» // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4095.
  19. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4886.
  20. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  21. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  22. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008.
  23. Документы политических партий
  24. Предвыборная программа «Единство» на выборах 1999. www.cikrf.ru.I
  25. Сайт ЦИК РФ. Просмотр: сентябрь 2008. I
  26. Предвыборная программа «Отечество — вся Россия» на выборах 1999. www.cikrf.ru. Сайт ЦИК РФ. Просмотр: сентябрь 2008.
  27. Предвыборная программа «Яблоко» на выборах 1999. yabloko.ru (официальный сайт партии). Просмотр: сентябрь 2008
  28. Предвыборная программа КПРФ на выборах 1999. kprf.ru (официальный сайт партии). Просмотр: сентябрь 2008.
  29. Предвыборная программа ЛДПР на выборах 1999. ldpr.ru (официальный сайт партии). Просмотр: сентябрь 2008.
  30. Предвыборная программа СПС на выборах 1999. www.cikrf.ru. Сайт ЦИК РФ. Просмотр: сентябрь 2008.
  31. Программа политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». М., 2002.
  32. Программа либерально-демократической партии (ЛДПР). Принята на XIII на съезде ЛДПР 13 декабря 2001. Раздел: Социальная политика ЛДПР. Опубликовано на сайте: http://gd2003.cikrf.ru/gd2003. Просмотр: март 2009.
  33. Предвыборная программа политической партии «Единая Россия» 2003. С. 14−15. Опубликовано на сайте: http://gd2003.cikrf.ru/gd2003. Просмотр: март 2009.
  34. Програмные документы избирательного блока «Родина». Опубликовано на сайте: http://gd2003.cikrf.ru/gd2003. Просмотр: март 2009.
  35. Предвыборная программа «Справедливой России» на выборах 2007. «Российская газета» -.Федеральный выпуск № 4517 от 14 ноября 2007 г.
  36. Предвыборная программа КПРФ на выборах 2007. «Российская газета» Федеральный выпуск № 4514 от 9ноября 2007 г.
  37. Предвыборная программа ЛДПР на выборах 2007. «Российская газета» Федеральный выпуск № 4512 от 8 ноября 2007 г.
  38. Предвыборная программа партии «Единая, Россия» / «Российская газета» Федеральный выпуск № 4514 от 9 ноября 2007 г.
  39. Программа российской экологической партии «Зеленые». Опубликована на официальном сайте партии, www.greenparty.ru. Просмотр: март 2009.
  40. Послания Президента РФ Федеральному собранию
  41. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. // Российская газета. 4 апреля. 2001.
  42. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. // Российская газета. 19 апреля. 2002.
  43. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. Стенограмма выступления с официального сайта, www.kremlin.ru. 2003.
  44. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. Стенограмма выступления с официального сайта, www.kremlin.ru. 2004.
  45. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. Стенограмма выступления с официального сайта, www.kremlin.ru. 2005.
  46. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. // РоссийскаяIгазета. 11 мая. 2006.
  47. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2007 году. Стенограмма выступления с официального сайта, www.kremlin.ru.
  48. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2008 году. Стенограмма выступления с официального сайта, www.kremlin.ru.1. Монографин и статьи
  49. А.Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно — правовые аспекты. М., 2002.
  50. И.М. Международное экологическое право. М., 2005.
  51. Актуальные проблемы Европы / Рос. акад. наук. Европейские транснациональные корпорации в современном мире. М., 2006. № 2-
  52. Альтерглобализм. Теория и практика антиглобалистского движения. /Кагарлицкий Б. Уроки Праги.
  53. Р.В. Мировые информационные ресурсы. Саратов, 2006.
  54. O.A. Россия ни шагу вперед. М., 2003.
  55. С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы. // Pro et contra. 2002. № 7.
  56. . Г. Стратегия России в постиндустриальном мире и элитное образование. Власть. 2008. № 1.
  57. Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М., 2001.
  58. Х.А. Экологическая глобализация // Общая и социальнаяэкология. М., 2005.
  59. В.Р. Социальная экология. М., 2004.
  60. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализации, ответы на глобализацию. М., 2001- Он же. Глобализация и моделирование социальной динамики. М., 2001.
  61. К.А. Роль ООН в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права // Труды МГЮА № 1. 1997.
  62. Е. Экологический мониторинг природной среды. // Экономист. 2002. № 7.
  63. A.C., Марченко О. В., Филиппов С. П., Соломин С. В. Мировая энергетика и переход к устойчивому развитию. Новосибирск. 2000.
  64. A.A. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  65. В.И. Российская экология на рубеже XXI века. Новосибирск, 2000.
  66. А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы. // Социально гуманитарное знание. 2002. № 3.
  67. Д. В защиту глобализации. М., 2005.
  68. А. Зеленая политика: проблема и структура // Pro et contra. 2002. T. 7. №lj.
  69. Вахрамеев Al Россия и негативные последствия глобализации. //I1. Власть. 2004. № 9.
  70. Н.Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие. Саратов, 2005.
  71. C.B., Жукова Э. Г. Международно-правовые режимы защиты морской, воздушной и космической среды: сравнительный анализ // Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное. М., 1992.
  72. А.Е. Человек и биосфера: глобальное изменение климата. М., 2006.
  73. И.С. Интернет как инструмент библиографического поиска. СПб., 2007.
  74. П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии. // Вопросы философии. 2007. № 8.
  75. И.В. Экологическая практика транснациональных корпораций // Экологический вестник. 2008. № 2.
  76. Е.Ю. Некоторые аспекты экологической политики России. // Социально-политический журнал. 1999. № 3.
  77. А.К. Экологическое законодательство России: понятие, состояние, развитие // Экологическое право России на рубеже XXI века. М., 2000. !
  78. М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность. // Вопросы экономики. 2002. № 2.
  79. А.А. Экологическая идеология и будущее России // Свободная мысль. 1995. № 1.
  80. Гринин J1.E. Национальный суверенитет и процессы глобализации // Полис. 2008. № 1.
  81. А.А. Метаморфозы. М., 2002.
  82. Е. Газовые квоты. Как заставить работать энергосбережение // Экология и жизнь. 2007. № 4.
  83. Р., Клингеманн Х. Д. Политическая наука: новые направления. М., 1999.
  84. . Р. Демократия и ее критики. М., 2003.
  85. Данилов Данильян В. П., Лосев К. Глобальный экологический вызов: теоретический анализ и возможные сценарии / Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003.
  86. Данилов Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М., 2005.
  87. К. Феномен Антиглобализма. М., 2005.
  88. Г. А., Дробот В. Н. Транснациональные корпорации как субъекты международных отношений (постановка проблемы в трудах американских ученых) // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  89. О.Л. Экологическое право. М., 2007.
  90. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997. j
  91. К. Миллиард для Adidas // РБК daily. 2007. 26 апреля. i
  92. А. Есть ли у России шанс в глобальной экономике? // Pro et Contra. 2002. № 2.
  93. И.И. Всемирная торговая организация. М., 2003.
  94. Ю.Н. Изменение климата: факты и факторы // Экология и жизнь. 2008. № 3- Он же. Изменения климата: последствия и противодействия // Экология и жизнь. 2007. № 10.
  95. H.K. Основы работы в глобальной сети Интернет. Саратов, 2007.
  96. Н.К. Основы работы в глобальной сети Интернет. Саратов, 2007.
  97. . O.A. Рецензия. // Правоведение. 2006. № 3.
  98. Захаров А.А.'Федерации и глобализация. // Полис. 2002. № 6.
  99. В.М. Постановка проблемы: конфликт интересов экономического развития и обеспечения экологической безопасности и возможный путь его разрешения // На пути к устойчивому развитию России. 2004. № 26.
  100. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сборник статей. М., 1995.
  101. В.Д. Глобальная экологическая политика — категорический императив XXI века. // Социально гуманитарное знание. 2002. № 6.
  102. И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М., 2002. I
  103. В.Г., Кокин A.B. Экология и экономика природопользования. Ростов н./Д., 2003.
  104. И.А. Законотворческие ошибки и иные недостаткиIдействующего экологического законодательства и причин их появления //Экологическое право. 2002. № 1.
  105. А.Е. Экологическая функция современного российского государства. Саратов, 2001.
  106. K.M. Глобализация? Да! Но какая? // Вопросы философии. 2006. № 1.
  107. А.Я. Международное право. М., 2008.
  108. С.А. Россия и процессы глобализации. Что делать? Тезисы по внешней и оборонной политике. // Вестник аналитики. 2001. № 5.
  109. Л.П. Восток, Запад и русская идея. // Русская идея. Сб. ст. М&bdquo- 1992.
  110. К., Шеин О. В. Антиглобалистское движение и его перспективы в России // ЭКО. 2002. № 12.
  111. Ю. Экономическая глобализация и глобализирующаяся экономика. // Общество и экономика. 2008. № 1.
  112. Конституция РФ и развитие экологического права / под ред. Бринчука М. М. и Дубовика О. Л. М., 2005.
  113. М.Н. Введение в международное экологическое право. М., 2007.
  114. А.И. Экополитология и глобалистика. М., 2005.
  115. О.Ю. Теоретические основы Интернет экономики. Саратов, 2007.
  116. Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского Союза. М., 2007.
  117. М.Б., Ниссим Ш. Механизм «чистого развития»: что за словами // Экология и жизнь. 2008. № 7.
  118. A.B. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М., 2007.
  119. Кузнецов В. С Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М., 2001.
  120. А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе. СПб., 1998.
  121. В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социс. 2002. № 3.
  122. О.Г. Вызовы глобализации и актуальные труды общественного сознания в России XXI века. // Социально — гуманитарное знание. 2008. № 1.
  123. Е. Антиглобализм: попытка непопулярного анализа // Новая волна. 2001. № 12.
  124. H.H. Международные движения капитала. М., 2004.
  125. В.Н. Экологическая безопасность России. СПб. 2003.
  126. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М., 2007.
  127. К. Альтернативное движение: Фаза консолидации? Часть 1: Историческое место и генезис движения // МЭМО. 2002. № 11.
  128. К. Альтернативное движение: Фаза консолидации? Часть 2: Пути в будущее // МЭМО. 2002. № 12.
  129. М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? // Человек и труд. 2002, № 4.I
  130. В.А., Котельников С. Н. Ядовитый озон. Новая экологическая угроза для России // Экология и жизнь. 2008. № 2.
  131. Миляев В.А.,. Котельников С. Н. Ядовитый озон: новая экологическая угроза для России. // Экология и жизнь. 2008. № 2.
  132. A.A. Международные финансовые организации М., 2006.
  133. . В.Н. Национальные и международные нормы экологического права: состояние, тенденции, перспективы. // Вестник РФО. 2004. № 1.
  134. Г. Международная политика // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 2. М., 1997.
  135. А.И. Государственная экологическая политика М., 2003.
  136. И.Н. Глобализация и антиглобализм // ЭКО. 2002. № 12.
  137. В.И. Готова ли Россия стать на путь устойчивого развития // Экология и жизнь. 2007. № 4.
  138. A.M. Глобальная экология. М., 2003.
  139. В.В. Экологическое законодательство. Правотворчество субъектов Р.Ф. М., 2004.
  140. A.C. Глобальное политическое прогнозирование М., 2002. I
  141. В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М., 2003.182
  142. A.A., Сосунова И. А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования // Социально-политическийIжурнал. 1997. № 6.
  143. С. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива? // МЭМО. 2002. № 4.
  144. Н. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. // МЭМО. 2000. № 7.
  145. С. А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006.
  146. Э.А. Геополитический коллапс и Россия. // Внешняя политики и безопасность современной России. Т. 1. Исследования. М., 1999.
  147. Покровский Н. В зеркале глобализации // Отечественные записки. 2003. № 1.
  148. Приоритеты национальной экологической политики России. М., 1999.
  149. В.М. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 2000.
  150. .В. Глобальная экономика ключ к самосохранению. М., 2003.
  151. К.В. Россия и ВТО, правда и вымыслы. М., 2002.
  152. Н. Политическое лицо антиглобалистов // МЭМО. № 6. 2002.
  153. . Экологическая специализация России в глобализирующемся мире. // Зеленый мир. № 11−12. 2008.
  154. Г. Е. ТНК и перспективы развития стран Африки. М., 1993.
  155. П. Географические и геополитические основы евразийства. // Русский мир. Геополитические заметки по русской истории. М. 2003.
  156. А.И. Политика. // Политология: Лексикон. Под ред. А. И. Соловьева. М., 2007.
  157. Д. Заметки о глобализации. М., 2002.
  158. И. А. Политика экологическая // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003.
  159. A.C. Актуализация политической экологии. М., 2002.
  160. Ф.А. Мысли о России. // Российская политическая наука в 5 томах. Т. 2. М., 2008.
  161. Страны мира и международные организации. М., 2004.
  162. А. Мир сегодня и завтра, (обзор основных положений доклада «Состояние планеты 2006»). М., 2006.
  163. Э.С. Компьютерные сети. СПб., 2007.
  164. . С. Феноменология антиглобализма Альтерглобализм. /Теория и практика Антиглобалистского движения/. М., 2003.
  165. A.C. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
  166. М. Международные экологические общественные организации акторы экологической модернизации в лесном секторе России. Источник: http://www.forest.ru/rus/publications/modern/l-2.html. Просмотр от 10 февраля 2008.
  167. А.Д., Демидов Ф. Д. Устойчивое социоприродное развитие. М., 2006. i
  168. А.Н. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.
  169. В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2007.
  170. Ю. Критический вызов для России. // Pro et contra. Т.4. № 4. 1999.
  171. Г. П. Судьба и грехи России.В 2-х томах. Т. 1. М., 1991- Т. 2. М., 1992.
  172. К.А. Влияние глобализации на цивилизационное развитие России. // Социально гуманитарное знание. 2006. № 2.
  173. Т. Плоский мир: Краткая история XXI века. М., 2007.
  174. Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2004.
  175. O.B. Глобализация экономические реалии и политические мифы. М., 2006.
  176. А. Мир современных медиа. М., 2007.
  177. A.C. Становление экополитологии как науки: генезис, методология, перспективы развития. М., 2005.
  178. А.Г., Шмаль Т. В. Оптимизация управления природоохранной деятельности или чехарда? // Экологический вестник России. 6 августа. 2008.
  179. Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2003. № 4.
  180. Экологическая альтернатива. М., 1990. I
  181. Экологическая безопасность России. Проблемы правоприменительной практики. Под редакцией доктора юр. наук Лопатин В. Н. Санкт-Петербург, 2003. !I
  182. К., Ясин Е. Стратегия 2050 справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. 2008. № 5.
  183. О.Н. Акторы и ресурсы социально экологической модернизации // Социологические исследования. 2007.
  184. О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). М., 2002.
  185. О.Н. Транснациональные экологические солидарности в России. / Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996.
  186. Социологические и статистические материалы185. «Бюллетень иностранной и коммерческой информации» 1998. № 143.
  187. С.Ю. Постсовременность — глобальный рынок и национальная власть. //Вопросы статистики. 2008. № 2.
  188. Всероссийский опрос ВЦИОМ с охватом 1600 опрошенных в 46 регионах России. Федоров В. В. Экологическое сознание россиян. // Экология и жизнь. № 11. 2006.
  189. Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 181, 186.
  190. Глобальная экологическая перспектива ГЕО 3 // ЮНЕП. Найроби, 2002.
  191. Демография и статистика населения. М., 2006.191. Демография. М., 2007.
  192. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально Восточной Европы. Институт международных экономических и политических исследований РАН. М., 2005.
  193. А.Д. Комплексный анализ экологических затрат в РФ. // Вопросы статистики. 2005. № 1.
  194. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки 19 932 000 гг. М. 2000.
  195. Материалы Всемирного фонда дикой природы. См. об этом www.wwf.ru.
  196. Материалы и документы по ВТО / www.wto.org (Просмотр от: 2007 года).
  197. Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности» и Второго съезда муниципальных экологов России. 24−26 апреля 2007. Источник: сайт проблемы экологии России.
  198. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  199. Правовая система «Гарант" — «Консультант плюс». Просмотр: июль2008. J
  200. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Глобальная экология / Видеостудия «Кварт». М., 2003. Видеокассета № 2.
  201. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. Саратов, 20 041
  202. Россия в цифрах. Кр. Стат. Сб. М., 2007.
  203. Экологическое право России: сб. нормативных правовых актов и документов / под ред. А. К. Голиченкова. 2-е. изд. М., 2004.
  204. Энциклопедия международных организаций. СПб., 2003.
  205. Диссертации и авторефераты
  206. O.A. Экологическая составляющая национальной безопасности современной России: Региональный аспект. Дис. канд. полит, наук. 212с. Ростов-на-Дону, 2006.
  207. И.И. Обоснование политики охраны окружающей среды в системе государственного регулирования национальной экономики. Дис. канд. эконом, наук. Краснодар, 2007.
  208. С.А. Экономические аспекты экологической политики государства. Дисс. канд. эконом, наук. М., 2008.
  209. О.В. Массовые политические коммуникации как фактор становления и развития гражданского общества современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2007.
  210. Н.В. Проблема транспорентности политического процесса вfсовременной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2006.
  211. Т.Н. Экологическое направление в политическомIпроцессе современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 1997. I
  212. Р.В. Политическое манипулирование в сфере экологической1.Iбезопасности в современной России. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2008.
  213. Д.М. Социально-философские аспекты демографической ситуации в современном мире. Дисс. канд. филос. наук. Самара, 2006.
  214. В.Г. Экологическая составляющая политической культуры российского общества. Дисс. канд. полит, наук. Саратов, 2004.¿-о
  215. Ю.В. Природоресурсное законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (сравнительно — правовой анализ). Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  216. Е.К. Экологическая политика РФ: Структурно-функциональный анализ. Дис. канд. полит, наук. Нижний Новгород, 2003.
  217. Интернет энциклопедия «Кругосвет». Просмотр март 2009.225. www.regnum.ru. Просмотр: март 2009.226. www.vsaplaneta.ru. Просмотр: март 2009.227. www.Sakhalin.Info.ru. Просмотр: март 2009.
Заполнить форму текущей работой