Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль государственного сектора в достижении экономической независимости арабских стран социалистической ориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечение высоких темпов экономического роста, изменение отраслевой структуры, индустриализация, проведение радикальных аграрных реформ, изыскание средств для накопления, ограничение и ликвидация эксплуатации со стороны иностранного капитала, преодоление неблагоприятных тенденций мирового капиталистического хозяйства, повышение материального и культурного уровня жизни народа — таковы важнейшие… Читать ещё >

Содержание

  • ВИДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Государственный сектор в социально-экономической структуре Арабских стран
    • I. Государственный сектор и его социально-экономическая сущность в развивающихся странах
    • 2. Становление государственного сектора в экономике Арабских стран
    • 3. Отношение между государственным сектором и докапиталистическими укладками
  • ГЛАВА II. Социально-экономическая эффективность государственного сектора
    • I. Экономическая роль государственного сектора в борьбе против иностранных монополий
    • 2. Роль государственного сектора в комплексном развитии экономики Арабских стран
    • 3. Социально-экономические последствия развития госсектора в Арабских странах

Роль государственного сектора в достижении экономической независимости арабских стран социалистической ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторая половина XX века представляется как новый этап жизни многих народов развивающихся стран. Победа СССР над гитлеровской Германией, вступление империализма в новый этап общего кризиса дали возможность многим развивающимся странам победить в их борьбе за политическую независимость. Среди стран, достигших политической независимости немало арабских стран.

Однако политическая независимость является только первым шагом в борьбе арабских стран за дальнейшее успешное развитие, которое упрочается только через экономическую самостоятельность. «Национально-освободительная революция» , — подчеркивается в Программе КПСС, — не кончается завоеванием политической независимости. Эта независимость будет шаткой и превратится в фикцию, если революция не приводит к глубоким изменениям в социальной и экономической жизни, не решит насущных задач национального возрождения". 1/7.

В нескольких арабских странах государственную власть взяли в евои руки прогрессивная часть национальной буржуазии и мелкобуржуазных классов, что дало возможность этим странам выбрать некапиталистический путь развития.

Несмотря на путь развития арабских стран, как и других развивающихся стран, появление госсектора является одним из важных закономерностей развития этих стран. Главными направдениями сдвигов в развивающихся странах, как отметил ХХУ съезд КПСС, являются «перенесение центра тяжести в развитии промышленности на государственный сектор, ликвидация феодального землевладения, национализация иностранных предприятий, направленная на установление эффективного суверенитета молодых государств над своими при-Программа КПСС. -М.: Политиздат, 1974, с. 46. родными ресурсами, формирование собственных кадров.' Но несмотря на разный уровень и глубину текущих преобразований, госсектор и его проблемы занимают первую позицию в экономической политике арабских стран,.

В 70-х годах в планах арабских стран социалистической ориентации предусмотрено дальнейшее укрепление и развитие государственного сектора, углубление прогрессивных социально-экономических преобразований. Первостепенный упор делается на развитие тяжелой промышленности и в первую очередь нефтяной, металлургической, машиностроения и электроэнергетической. В условиях многоукладной экономики арабских стран, деятельность государства направлена на дальнейшее укрепление государственного сектора и усиление воздействия этого сектора в отношении частнокапиталистического предпринимательства.

Обеспечение высоких темпов экономического роста, изменение отраслевой структуры, индустриализация, проведение радикальных аграрных реформ, изыскание средств для накопления, ограничение и ликвидация эксплуатации со стороны иностранного капитала, преодоление неблагоприятных тенденций мирового капиталистического хозяйства, повышение материального и культурного уровня жизни народа — таковы важнейшие задачи объективно поставленные перед развивающимися странами ходом истории. Все эти проблемы приходится решать комплексно, в сложной и противоречивой социально-экономической обстановке. Важнейшую роль в решении этих задач должно сыграть государство.

Роль государства проявляется многогранно, но прямая экономическая деятельность государства представляется прежде всего в государственном секторе. Роль государства стала более важной вМатериалы ХХУ съезда КПСС. -Ivu: Политиздат, 1976, с. II, 12. таких странах, которые выбрали путь глубоких социально-экономических преобразований на пути создания социалистического общества в будущем. Социалистическая ориентация — это особый путь развития развивающегося общества от докапиталистической формации к социализму, минуя стадию капитализма, на основе эффективной роли революционно-демократического государства в социально-экономической жизни. Поэтому госсектор стал в этих странах базой национального общества и активным орудием в их борьбе за национальную независимость и социальный прогресс. Так, демократически-революционные силы в этих странах представляют госсектор как лучший вид организации производства и средства торможения капиталистической ориентации с целью ее дальнейшей ликвидации.

Актуальность исследования проблем госсектора в этих странах связана и с тем, что он является объектом острой политической, экономической и идеологической борьбы. Подход к вопросу о роли госсектора раскрывает социально-классовую сущность государственной экономической стратегии. Государственный сектор как но-Еое прогрессивное явление в социально-экономической жизни развивающихся стран и проблемы, связанные с ниш, привлекали внимание ряда советских и зарубежных ученых и исследователей. В связи с этим появилось много коллективных монографий*^ и монографий от.

2/ дельных авторов. /.

Государственный капитализм и социальная эеолюция стран Зарубежного Востока. -М. 1980; Государственный сектор в странах Африки. -М., 1976; Государственный сектор и социально-экономический прогресс в развивающихся странах. -К., 1980; Зарубежный Восток и современность. -М., 1980; Классы и классовая борьба в развивающихся странах. -М., 1967; Развивающиеся страны: проблемы укрепления национальной экономики. -М., 1977; Экономическая роль государства в развивающихся странах.-М., 1975.

Брагина Е. А. Развивающиеся страны: государственная политика и промышленность. -М., 1977j Вирабов А. Г. Очерки экономического и социального развития Алжира. -М., 1981; Гашев Б. Н. Государственный сектор в экономике Арабской Республики Египет 19 521 972. -Ы., 1978; Колесов В. А. Государственный сектор экономики.

В диссертации определяется сущность госсектора. Госсекторэто особая система, по согласию которой государство эксплуатирует свою собственность и эта система обеспечивает разные виды вмешательства государства в экономические операции в других социально-экономических укладах, чтобы решить определенные экономические и политические проблемы.

Целью работы является раскрытие основных звеньев роли госсектора в социально-экономической жизни арабских стран социалистической ориентации и его дальнейшую роль в борьбе этих стран за экономическую самостоятельность, а также недостатки механизма госсектора и его трудности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации исследовано:

— определение понятия госсектор и его сущность в странах социалистической и капиталистической ориентации;

— возникновение госсектора как нового явления в социально-экономической жизни арабских стран и его позиция в экономике этих стран, его взаимосвязь с другими секторами;

— эффективность госсектора в борьбе против иностранных монополий и его действие на другие уклады, а также результаты развития госсектора в социально-экономической жизни.

Главным результатом нашего исследования является определение госсектора в арабских странах как прогрессивного явления вообще, признание его настоящей и ведущей роли в перестройке структуры экономики и изменении позиций этих стран на мировом рынке на пути достижения экономической независимости арабских стран. развивающихся стран. -М., 1977; Тюльпанов С. И. Очерки политической экономики развивающихся стран. -М., 1969; Ульрих О. Д. «Третий мир»: проблемы развития государственного сектора. -М., 1975; Уляхин В. Н. Государственный сектор во внутреннем товарном обращении развивающихся стран. -М., 1981 и др.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые была предпринята попытка на основе марксистско-ленинской методологии определить критерии эффективности госсектора в условиях многоукладной экономики, провести анализ взаимосвязи госсектора с другими секторами экономикиисследованы диалектическая взаимосвязь между экономическим базисом и политической надстройкой в арабских странах.

В результате анализа, проведенного в работе на конкретных материалах арабских стран социалистической ориентации, вскрыты причины низкой эффективности госсектора во второй половине 70-х годов и его роли в достижении экономической независимости по сравнению с успешным становлением и развитием госсектора в 60-х и начале 70-х годов. Особенно это относится к Ираку, который развивался до 1978 г. по некапиталистическому пути. Эти причины можно найти в ограниченной точке зрения революционно-демократических (мелкобуржуазных) партий, в руках которых находится государственная власть, на госсектор как ведущий сектор. Это показывает ограниченность политики мелко-буржуазных партий, нашедшая свое отражение в нерадикальной борьбе против империализма и в разделении империалистических стран на так называемые империалистические и неимпериалистические страны или «вражественные» и «дружественные» и, следовательно, способствует развитию отношений арабских стран социалистической ориентации с империалистическими странами и их фирмами, а также расширению эффективности национального частного сектора и образованию нового слоя буржуазии (бюрократической, паразитической).

Теоретической основой исследования является марксистско-ленинское экономическое учение, труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов КПСС, документы международного коммунистического и рабочего движения. Широко использованы в работе программные докумзнты и материалы съездов Коммунистической партии Ирака, Коммунистической партии Сирии, Йеменской социалистической партии. Были изучены также работы многих советских и зарубежных авторов, посвященные проблемам социально-экономического развития в освободившихся странах, в частности: Александровская Л. И., Бакланов А. Г., Жолковский К. Э., Климко Г. Н. Колесов В.П., Левковский А. И., Тягуненко В. Л., Тюльпанов С. И., Ульрих С. Д., Ульяновский Р. А. и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование роли государственного сектора в достижении экономической независимости арабских стран, позволяет сделать следующие выводы:

Когда государственный сектор служит только интересам буржуазии, невозможно быстро ликвидировать отсталость и развивать экономику, ибо буржуазия идет на соглашательство с империализмом. Только в условиях, когда госсектор служит интересам трудящихся, когда весь народ борется за ликвидацию всех последствий империализма и строительства нового общества, укрепление экономической мощи страны, возможна решительная борьба с империализмом за социальный прогресс.

Если национальная буржуазия заинтересована в развитии производительных сил страны, то рабочий класс, все трудящиеся, прогрессивные и патриотические силы в этих странах поддерживают мероприятия национальной буржуазии, направленные на развитие производительных сил, использование богатств страны в интересах всех слоев населения и в борьбе против господства иностранного капитала.

Национализация в арабских странах социалистической ориентации явилась результатом победы прогрессивных сил страны над реакционными. Борьба между прогрессивными и реакционными силами позволяет определить соотношение сил в этих странах.

Национализация как основное средство становления государственного сектора наносит огромный удар интересам монополии и крупной национальной буржуазии, но проявляет эффективность лишь при развитии демократизма в государственном секторе и в общей социальной жизни арабских стран.

Государственный сектор не только изменил соотношение между экономическими укладами арабских стран социалистической ориентации, но и изменил соотношение классов: увеличилось число рабочего класса, среднего слоя общества, уменьшилось число крестьян.

Это изменение в соотношении слоев общества арабских стран имеет свои положительные и отрицательные результаты. Положительным является рост сознания рабочего класса и крестьян, а также части межой буржуазии в борьбе против империализма и реакции. А отрицательным является увеличение числа и силы бюрократической буржуазии, которая представляет собой большую опасность в период дальнейшего развития госсектора и борьбы против империализма и его монополий.

Несмотря на то. что госсектор занимает ведущее положение в промышленности, частный, сектор не потерял своих позиций и он может, с одной стороны, способствовать развитию экономики страны, с другой — тормозить. Многочисленные средние и иелкие предприятия, принадлежащие частным лицам, могут конкурировать в некоторых отраслях промышленности (хлопчатобумажной, шелковой, трикотажной, пищевой и др.) с госсектором в производстве более дешевой и высококачественной продукции.

Хотя госсектор в экономике арабских стран социалистической ориентации играет большую роль, в то же время можно — как показывают наши исследования — она не так заметна и ограничена в сельском хозяйстве, и проявляется только при поддержке кооперативного сектора. Это отражается на развитии капиталистических отношений в сельском хозяйстве некоторых арабских стран.

Госсектор является экономической основой планирования в арабских странах социалистической ориентации. В работе исследованы объективные связи между развитием госсектора и планированием и результаты влияния этой связи на развитие экономики и отдельных ее отраслей.

Несмотря на положительную сторону развития рож госсектора в арабских странах социалистической ориентации, в немалой степени отрицательно влияет широкое сотрудничество этих стран с капиталистическими странами на их экономику, что выражается в следующем:

1) эксплуатация и грабеж новых богатств арабских стран международными компаниями, которые работают в этих странах;

2) экспорт империалистического кризиса и его социально-экономических болезней путем широкого сотрудничества с капиталистическими странами;

3) вывоз капитала империализма в арабские страны под лозунгами так называемой «помощи» ;

4) неравный удельный вес сотрудничества между арабскими странами и международными монополиями, которые используют арабские страны, как один из лучших рынков империализма.

Несомненно, что с развитием роли государственного сектора расширяется сотрудничество арабских стран социалистической ориентации с СССР и другими социалистическими странами. Но оно до сих пор, по нашему мнению, не достигло эффективного уровня, когда использование помощи и равноправного сотрудничества способствовало бы дальнейшему развитию госсектора.

Важнейшей трудностью становления и развития госсектора является неустойчивость надстройки (государственной власти) в арабских странах, которая отражает классовый характер власти, а также мелкобуржуазная идеология стран социалистической ориентации и ее социалистические концепции (арабского социализма, мусульманского социализма), которые глубоко ослабляют роль госсектора в экономике, и его борьбу против монополий за экономическую самостоятельность.

Трудности и недостатки б борьбе государственного сектора за достижение экономической самостоятельности арабских стран требуют реализации следующих рекомендаций и предложений:

1) Необходимо расширять демократизацию госсектора в общественно-политической жизни страны и объединение всех прогрессивных сил в деле экономического сотрудничества и перехода страны к социализму, чтобы госсектор смог выполнить свою роль в экономике арабских стран.

2) Ограничивать роль частного сектора в экономике и особенно в промышленности и сельском хозяйстве, и уменьшить определенный потолок частной собственности в сельском хозяйстве с целью ограничения развития капиталистических отношений в этом экономическом секторе.

3) Необходимо глубоко планировать не только производство, но и распределение и потребление народа, а также определить уровень цен на товары частного сектора.

4) Индустрия является основной базой для развития экономики любой страны. Поэтому необходимо создать современную национальную индустрию в рамках госсектора и наращивать ее быстрые темпы, чтобы проводить и развивать социально-экономические преобразования, а также изменить характер страны из аграрно-промышленного в промышленный.

5) Направлять большую часть дохода от экспорта нефти (в нефтяных странах) на накопление и особенно на развитие промышленности.

6) Уничтожить паразитическую и бюрократическую буржуазиюосновная, необходимая цель, а также уменьшить число занятых в административном аппарате, и направлять основную рабочую силу на работу в промышленность и сельское хозяйство, а также ликвидировать разные виды безработицы в соответствии с научными планами.

7) Улучшение жизненного уровня трудящихся масс и перераспределение национального дохода в пользу интересов трудящихся.

8) Расширение сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами, в то же время ограничивать сотрудничество с капиталистическими странами в соответствии с удовлетворением планового развития, а также ограничить импорт потребительных товаров из этих стран.

9) Несмотря на трудности сотрудничества между арабскими странами необходимо развивать экономическое сотрудничество и другие мероприятия с целью развития роли госсектора в социально-экономической жизни каждой страны.

Обеспечение этих рекомендаций, по нашему мнению, не зависит только от роли революционно-демократических слоев, в руках которых находится власть, а зависит в неменьшей степени от классового силового баланса, как в арабских странах, так и на мировой арене.

Это требует от рабочего класса арабских стран (Алжир, Сирия) и ее авангарда, коммунистических партий, усиления борьбы с целью укрепления прогрессивных шагов государства в борьбе против империализма и сионизма и в то же время продолжения борьбы за расширение демократизма в политической и социально-экономической жизни, в том числе госсектора. Так, не случайно, что СКП на своем У съезде (1980 г.) отмечала, что «этот съезд является съездом борьбы за защиту и укрепление госсектора и недопущение эксплуатации его паразитической буржуазией, и упрочение его роли в развитии всего народного хозяйства» ." 1″ /.

I/ Халид Багдаш. Отчет ЦК СКП в период У съезда партии.-Дамаск, 1980, с. 4 (на араб.яз.).

В Ираке борьба рабочего класса и его авангарда — ИКП в изменении «кризисного положения» в политической и социально-эконо мической жизни, в том числе госсектора, заключается в изменении государственной власти, противоречащей интересам трудящихся и создании демократической власти.

I/ См.: Азиз Мухамед. Наш путь к помещению демократического замена в Ираке. «Ан-Нахч», август 1983, J? I, с. 87.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.Ш, книга Щ, часть I, с. 479.
  2. К. Письмо в редакцию «Отечественных записок».-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с. 120.
  3. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., ¦ Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.221−222.
  4. Ф. Послесловие к работе «о социальном вопросе в России». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 446.
  5. Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с. 417.
  6. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.1, с. 369.
  7. В.И. Проект резолюции о кооперативах российской с.-д. делегации копенгагенского конгресса. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.19, с. 310.
  8. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.39, с. 272 и др.
  9. В.И. П конгресс коммунистического интернационала 19 июля 7 августа 1920. Доклад о международном положении и основных задачах коммунистического интернационала 19 июля. -Полн. собр.соч., 5-е изд., т.41, с. 234, 246.
  10. Ю.Ленин В. И. О продовольственном налоге (значение новой политики и ее условия). -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.43,с.225, 226.
  11. В.И. О монополии внешней торговли. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.45, с. 335, 336.
  12. Документы совещания представителей коммунистических и рабочих партий. -М.: Политиздат, I960, с. 37. -64 с.
  13. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. 5−17 июня IS69 г.-М.: Политиздат, 197О, 360с.14
Заполнить форму текущей работой