Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военная сила в урегулировании политических конфликтов на постсоветском пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях, когда в современной России наметилась устойчивая тенденция активного отстаивания суверенитета и национальных интересов источники угроз национальным интересам РФ можно разделить на ряд групп. а) Политика и усилия определенных международных сил и ведущих государств, посягающих на суверенитет РФ, ущемление ее экономических и других интересов. России еще предстоит побороться даже за право… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ст
  • Глава I. Теоретические и методологические вопросы использования военной силы в урегулировании политических конфликтов. ст
    • 1. Сущность политических конфликтов и их специфика в современном обществе. ст
    • 2. Участие военной силы в урегулировании политических конфликтов. ст
  • Глава II. Механизм использования военной силы для урегулирования локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. ст
    • 1. Характер применения военной силы с участием России в урегулировании локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. ст
    • 2. Пути оптимизации силового решения локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. ст

Военная сила в урегулировании политических конфликтов на постсоветском пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменения, происшедшие после распада СССР и образования Союза Независимых Государств, окончание холодной войны и происшедшие в этой связи трансформации в мировой и региональной политике вывели ряд проблем, сформировавшихся к тому времени на постсоветском пространстве из состояния «стабильного непокоя» в состояние «управляемого хаоса».

С начала формирования на постсоветском пространстве ныне независимых государств отношения между бывшими республиками Советского Союза строились весьма напряженно, что нередко вело к возникновению острых политических конфликтов с применением противоборствующими сторонами вооруженной силы.

Военно-политические и этнические конфликты, вооруженные столкновения произошли в это время на территории Средней Азии в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, на территории Кавказа в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе, в Грузии, Аджарии, Южной Осетии и Абхазии, в Молдове и Приднестровье, а также на территории России в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии. События в Чечне стали для России самой серьезной внутренней и международной проблемой 90-х годов и начала XXI столетия. Происходящие до настоящего времени на постсоветском пространстве этнополитические конфликты требуют глубокого исследования и выработки путей и механизмов их урегулирования.

Кроме того, проблема урегулирования конфликтов (далее в работе при использовании понятия конфликт имеется в виду политический конфликт) на постсоветском пространстве для России чрезвычайно важна и по следующим основаниям: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для всего евразийского пространства, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникающие вооруженные конфликты происходят в крайней близости от российских границ и затрагивают наши интересы самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Поток беженцев на территорию России в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для Российской Федерации.

С распадом Советского Союза произошло нарастание политических конфликтов внутри самой России, что привело в ряде регионов при стремлении противостоящих сторон достичь любыми средствами своих политических интересов не только к угрозе применения военной силы, но и к её непосредственному применению.

В этой связи назрела необходимость более точного определения места военной силы в урегулировании политических конфликтов, её роли не только как средства воздействия непосредственных участников конфликтного процесса друг на друга, но и как фактора предотвращения возникновения, политических конфликтов, их урегулирования через угрозу применения военной силы или непосредственно с помощью военной силы.

Решение этой задачи невозможно без развития и углубления фундаментальных и прикладных исследований по проблемам войны и армии, государственного военного строительства, обороны, подготовки и ведения вооруженной борьбы, развития оборонной промышленности.

Для достижения соответствия военно-научной деятельности потребностям сегодняшнего дня представляется необходимым уделить больше внимания исследованию: прежде всего характера современных угроз безопасности Россиипутей предотвращения войн и вооруженных конфликтовсозданию основных концептуальных документов, определяющих направленность и принципы военного строительства, оперативного применения группировок войск и силсовершенствованию существующих и разработке новых уставных документов Вооруженных Сил РФподготовке и проведению крупных войсковых учений.

Вместе с тем, вклад научных исследований такого рода в решение практических вопросов современного этапа военного строительства особенно актуален именно сегодня, когда наше государство не имеет права на ошибки и как никогда нуждается в научном обосновании принимаемых решений по преобразованию системы военной организации страны, условий, форм и методов применения военной силы.

Актуальность темы

исследования определяется ещё и тем, что весьма важно найти и определить фактор военной силы в контексте современной политической конфликтологии. И с этих позиций определить роль и место военной силы в разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, фаз нарастания и развития конфликта, его перехода в высшую вооруженную стадию и последующее разрешение, поиск момента и условий, при которых возможность и целесообразность применения военной силы соотносилась бы с современными методами управления международными и внутренними политическими конфликтами.

Исследование глубинных причин использования военной силы в фазе эскалации политического конфликта позволит дать более адекватную и научно-обоснованную картину его развития, а также целесообразности использования военной силы для главной цели — урегулирования политического конфликта.

Степень разработанности рассматриваемой проблемы. Проблема применения военной силы в урегулировании политических конфликтов находится в центре научных исследований современных зарубежных ученых, включая политологов, правоведов, историков и философов, о чем свидетельствуют работы И. Валлерстайна, Д. Гомьена, JL Зваака, Р. Дарендорфа, С. Хантингтона, Т. Финдлея, Д. Эрика и др.1.

1 См.: Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 2001, — 416с.- Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика.-М.: Изд-во МНИМП, 1998, -600с.- Дарендорф ?. Современный социальный конфликт //Иностранная литература, 1993, № 4 С. 236−242- Хантингон С. Столкновение цивилизаций.- М.: Изд-во ACT, 2003, -217с.- Финдлей Т. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов и контроль над ними.// Мировая экономика и международные отношения — 1996 № 1, С.24−68- Цыганов А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие. — М., 2001. — 243с.- Эрик Д. Принципы права вооруженных конфликтов./Пер. с франц. Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. — М.:МККК, 2000. — 718 е.- и др.

Значительное место данной проблеме уделяется в постсоветской России при разработке государственных документов, лежащих в основе оборонной политики нашего государства, международных договоров о коллективной безопасности заключенных со странами СНГ, включая Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Соглашение об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и др.1.

Что касается теоретического изучения проблемы применения военной силы в урегулировании политических конфликтов в современной российской литературе, то можно отметить лишь общие направления научных поисков, затрагивающих в той или иной мере поднимаемые в диссертации вопросы. Об этом свидетельствует осуществленный автором анализ литературы, в результате которого можно выделить следующие группы работ, ракрывающих тот или иной аспект исследуемой проблемы.

Первую группу работ составляют труды, раскрывающие проблемы сущности и содержания политического вооруженного конфликта, их типологии. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли В. М. Барынькин, A.B. Глухова, A.B. Дмитриев, A.B. Кудрявцев, В. М. Кудрявцев, М. М. Лебедева, O.A. Рыжов, А. И. Пирогов, А. И. Панов, А. П. Цыганов. В этой группе работ необходимо выделить работы A.A. Галкина, Е. П. Кожушко, K.M. Салимова, Е. И. Степанова, посвященные анализу сущности терроризма, как особого вида локальных вооруженных конфликтов.2.

1 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000, № 706. //http://www.mil.ru/849/11 873/1062/1347/1818/index.shtmlКонцепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000, № 24. //http://www.scrf.gov.ni/documents/l.htmlДоговор о коллективной безопасности, 1993. http://www.dkb.gov.ru/start/index.htmСоглашение об углублении военнополитической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности. 2000. http://www.dkb.gov.ru/start/index.htmДекларация государств-членов Организации договора о коллективной безопасности о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации. 2006. http://www.dkb.gov.ru/start/mdex.htm и др.

2 См.: Барынькин В. М. Военная конфликтология. — М. ВАГШ. 2000; 287с.- Глухова A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ).- М.: Эдиториал УРСС, 2000.-280с.- Галкин A.A., Дмитриев A.B. Современный терроризм: состояние и перспективы.- М., 2000.-240с.- Дмитриев A.B. Социальный конфликт: общее и особенное.- М.: Гардарика, 2002.-526с.- Дмитриев Л. В., Кудрявцев В. М., Кудрявцев C.B.

Введение

в общую теорию конфликтов / Юридическая конфликтологии.-2.T.-M.: РАН,.

Вторую группу включают работы, в которых анализируются правовая составляющая исследуемой проблемы, место и роль права в урегулировании вооруженных конфликтов и борьбы с терроризмом. Значительный вклад в изучение этой проблемы на современном этапе внесли А. Н. Домрин, Ю. Н. Жданов, А. И Никитин, О. Н. Хлестов, Г. М. Мелков, Е. А. Степанова. В этой группе можно выделить труды авторов, в которых получила развитие теория юридической защиты прав человека в условиях локальных и региональных вооруженных конфликтов. В их числе можно назвать, прежде всего, А. Н. Домрина, Г. М. Мелкова, 1.

Третью группу составляют работы В. А. Азарова, И. Воробьёва, В. Киселёва, Д. В. Гордиенко, В. М. Барынькина, в которых проводится анализ мировой и отечественной современной практики деятельности миротворческих сил в локальных и региональных конфликтах.

Можно назвать также незначительный ряд диссертационных исследований, в которых ставятся и решаются задачи политологического анализа дея.

1993.-212с.- Рыжов O.A., Пирогов А. И. Политическая конфликтология. Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Ижица, 2002. -398с.- Панов А. И. Офицерский корпус и политические процессы в обществе: мировой опыт и российская действительность. — М., Изд-во Рос. экон. акад., 2000; 328с.- Плотников В. В. Применение военной силы в миротворческих операциях: проблемы эффективности (Об участии государств в миротворческих операциях). Под. ред. А. И. Никитина // М.: Эслан. — 2004. — С. 130 — 144. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. Учеб. пособие.- М.: Аспект-Пресс, 1999. -88с.- Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. — М.: Харвест, 2000. 448с.- Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. Изд-во «ЩитМ», 1999. — 216с.

1 См.: Домрин А. Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения. — М.: Общ. науч. фонд, 1998, -240с.- Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. -М.: Норма.-1998.-169с.- Никитин А. И. Миротворческие операции: парламенты и законодательство. -М.: Эслан, 2004. -236с.- Никитин А. И., Хлестов О. Н., Федоров Ю. Е., Демуренко A.B. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты.- М.: Моск.общ.науч.фонд, 1998; Мелков Г. М. Международное право в период международных конфликтов / Международное публичное право — М.: Проспект, 1999, С.570−590- Степанова Е. А. Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа, — М.: Права человека, 2001 .-269с.- и др.

2 См.: Азаров В. А. Основные политические принципы, содержание и порядок проведения операций ООН //Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных статей. Вып. 13 II Отв. ред. В. М. Утенков. — M., Редакционно-издательский центр «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2006 — с.21−34- Воробьёв И., Киселёв В. Контртеррористическая операция: анализ, уроки и выводы // 0бозреватель.-2000, — № 2, с.44−49- Гордиенко Д. В. Опыт борьбы Вооруженных Сил с терроризмом в Российской Федерации // Государство и право.- 2001, — № 1, с.36−48- Барынькин В. М. Вооруженные Силы России в боснийском урегулировании // Московский журнал международного права, — 1996.-№ 3. с.206−218. Орлов А. Что будет с Абхазией? //Военно-промышленный курьер -2004.-№ 18, с. 8−16- и др. тельности миротворческих сил в зоне локальных и региональных конфликтов, как в дальнем, так и в ближнем зарубежье.1.

Таким образом, проведённый анализ научных работ по теме исследования свидетельствует о необходимости дальнейшего политологического изучения роли военной силы в урегулировании современных политических конфликтов на постсоветском пространстве, развития его теоретических и методологических основ. С учетом этого определяется выбор объекта и предмета диссертационной работы, её научная новизна и практическая значимость.

Объект исследования — военная сила как важный фактор урегулирования современных политических конфликтов.

Предметом исследования являются специфика и механизм применения военной силы в урегулировании современных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.

Цель диссертации заключается в определении условий и механизма использования военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов, выявлении специфики действия данного механизма на постсоветском пространстве в современной обстановке.

Для реализации поставленной цели намечены следующие задачи:

1) определить теоретические и методологические основы анализа политических конфликтов в современном обществе;

2) выявить место локальных вооруженных конфликтов среди основных видов политических конфликтов постиндустриального общества и характер применения в них военной силы;

3) раскрыть механизм участия военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов;

4) исследовать специфику применения военной силы с участием России в урегулировании политических вооруженных конфликтов в странах СНГ;

1 См.: Демуренко A.B. Развитие теоретических положений миротворческих операций, проводимых с участием российских контингентов войск: Дис. .канд.полит.наук. -М.: 1996. Кибалова К. С. Миротворческие операции как политический инструмент урегулирования конфликтов и обеспечения безопасности: Дис. .канд.полит.наук. -М.: 2005; Стаськов Н. В. Силовые операции в системе урегулирования этнополитических конфликтов: (отечественный и международный аспекты): Дис. .доктора полит, наук. М.: РАГС, 2005; и др.

5) проанализировать опыт использования военной силы в процессе урегулирования вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве;

6) разработать рекомендации по оптимизации политического и силового решения наиболее затяжных локальных вооруженных конфликтов в России и странах СНГ.

Теоретико-методологические основы диссертации. Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам политологии и конфликтологии таких авторов, как В. Утенков, А. Панарин, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, М. Лебедева, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер. Эти ученые раскрывают реалии постиндустриальной стадии развития общества, природу и основное содержание ее конфликтов1.

В исследовании сущности социальных конфликтов автор также опирался на работы создателя теории действия и основателя системно-функциональной школы в социологии Т. Парсонса, а также классиков мировой социологической мысли: М. Вебера, JI. Козера, В. Неха, Р. Дарендорфа .

Существенную помощь в работе диссертанту оказали труды зарубежных и российских исследователей по проблемам международных отношений: 3.

Бжезинского, С. Хантингтона, О. Холсти, П. Цыганкова, Р. Романова, Н. Косолапова. В этих работах его внимание привлекли положения, раскрывающие сущность столкновения цивилизаций, принятия внешнеполитических решений кризисных ситуациях, моральные и правовые возможности регулирования пол рядка в международном сообществе .

1 См.: Утенков В. М. Политология [Текст]: Метод, рек. к изучению курса / Отв.ред. В.М. У телков — М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.-56 е.- Панарин A.C. Искушение глобализмом — M: Эксмо, 2003.-415с.- Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: ACT, 2001. — 560 е.- Уэбстер Ф. Теории информационного общества-М.: Аспект-Пресс, 2004. -400с.- Дмитриев A.B., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев C.B.

Введение

в общую теорию конфликтов. — М.: 1993; Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. -М.: Аспект-пресс, 1999. -88с.

2 См.: Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.-С. 625−636. Нэх В. Х. Политический конфликт, технология инициирования, регулирования, разрешения. // Вест. Моск. ун-та. -М.: 1995. N 5. — С.43−60- Козер Л. Функции социального конфликта. Пер. с англ. — М.: 2000.-208с.- Парсонс Т. Система современных обществ. -М.: Аспект Пресс, 1997. -270с.- Дарендорф. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. — 1994. № 5. С.142−147.

3 См.: Цыганков П. А. Международные отношения. — M.: Новая школа, 1996. -320с.- Косолапов H.A. Серия статей в рубрике «Кафедра» журнала «Мировая экономика и международные отношения», 1997;2000г.г.;

При исследовании механизма применения военной силы в урегулировании вооруженных конфликтов автор диссертации опирался на положения работ, обобщающих опыт деятельности миротворческих сил в конфликтных регионах, определяющих принципы организации данной деятельности.

Довольно стройную систему этих принципов предлагает Ж. Пиктс, который объединяет их в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие по отношению к жертвам вооруженных конфликтов.

В основу методологических подходов диссертационного исследования были положены современные учения о методологии научного познания:

• общенаучные методы: диалектический, классификационный, обобщения, сравнения, социологический, логический, статистический, проблемный, хронологический, периодизации, актуализации и другие;

• методы правового и специально-правового исследования: истори-ко-правовой, сравнительно-правовой, системный, анализа и обобщения документов и другие.

Системно-структурный метод дал возможность рассмотреть военную силу в урегулировании политических конфликтов как сложную систему, выделив в ней ряд компонентов, которые изложены в диссертационном исследовании. С помощью исторического метода изучены процессы становления и совершенствования механизмов урегулирования политических конфликтов, а также проблема использования военной силы в практике разрешения конфликтных отношений между государствами и политическими группами внутри их. С помощью формально-юридического метода подробно исследованы международно-правовые акты и акты национального законодательства, регламентирующие отношения сторон в вооруженных конфликтах.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003.-603с.- Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1999. — 256 е.- Холсти О. Кризисы, эскалация, война. — В кн.: Теория международных отношений: Хрестоматия. — М.: Гардарики, 2003. -С.300−315- Романов P.M. Истоки парламентаризма: От законодательных органов древности до наших дней. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Соврем, экономика и право, 2006. — 296 с.

Такое разнообразие подходов связано с тем, что работа лежит на стыке нескольких научных дисциплин — политологии, конфликтологии, теории военного дела и права.

Эмпирическую базу исследования диссертации можно разделить на несколько групп.

В первую группу вошли законы и подзаконные акты — такие, как Федеральный закон «Об обороне», «О безопасности», «О военном положении», «О противодействии экстремистской деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О гражданской обороне», и др.1 А также нормативные документы, регламентирующие обеспечение безопасности государства и порядок применения Вооруженных Сил РФ — такие, как Военная доктрина РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Концепция внешней политики РФ, Основные положения региональной политики в РФ, Концепция государственной национальной политики РФ и др.2.

Важнейшим источником для исследования послужили материалы слушаний в различных комиссиях и комитетах Совета Федераций и Государственной Думы РФ, другие публикации по работе обеих палат парламента, а также критическое обсуждение результатов их деятельности научной общественностью. Также был использован ряд заявления правительств России и стран СНГ.

1 См.: Федеральные законы: «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ //http://www.mil.ru/849/11 873/1062/1347/1804/11 478/mdex.shtml- «О безопасности» от 05 марта 1992 № 2446−1 с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.), // http://www.scrf.gov.ru/documents/20.html- «О военном положении» от 30 января 2002 г. //ttp://www.mil.ru/849/l 1873/1062/1347/1804/11 477/index.shtml- «О борьбе с терроризмом» от 25 июня 1998 г. № 130-Ф3 (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.), //http://www.scrf.gov.ru/documents/30.html /- «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, // http://www.scrf.gov.rU/documents/31 .html.

2 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000, № 706, //http://www.mil.ru/849/11 873/1062/1347/1818/index.shtmlКонцепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от Г/ декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), //http://www.scrf.gov.ru/documents/l.htmlКонцепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.), //http://www.scrf.gov.ru/documents/25.htmlОсновные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 03 июня 1996 г. № 803, //http://www.scrf.gov.ru/documents/26.htmlКонцепция государственной национальной политики Российской Федерации. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909), //http://www.scrf.gov.ru/documents/27.html.

Вторая группа представляет собой договоры и соглашения, заключенные Россией со странами-членами Союза Независимых Государств, а также международные конвенции и дополнительные протоколы к ним, ратифицированные нашим государством, например Соглашение об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности (2000г.) — и др.

Третья группа включает официальные и неофициальные документы, отражавшие реакцию мирового сообщества на те или иные шаги конфликтующих сторон (материалы Комиссии ООН по правам человека и др.)1.

К четвертой группе относится ряд статистической информации, сборников и справочных изданий, публикуемых на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, содержащих фактический материал, а о также ежегодный доклад ООН, (Статистические ежегодники ООН и др.).

Следующую группу составили материалы периодической печати России (журналы «Государство и право», «Власть», «Военная мысль», «Этнополитиче-ский вестник», «Международная жизнь», «Социально-политический журнал», «Геополитика и безопасность» и др.), а также материалы средств массовой информации России и других стран, содержащие как тексты официальных заявлений, так и различные документы неправительственных организаций, а также обсуждения общественностью, в том числе научной, политических конфликтов на постсоветском пространстве.

В работе были также использованы официальные информационные Интернет сайты России, СНГ и других стран, давшие автору возможность проанализировать широкий спектр взглядов на интересующую проблематику и ставшие одним из инструментов поиска документальной базы, выступлений офици.

1 U.N. Commission on Human Rights, North American Committee of the National Policy Association, Amnesty International Reports.

2 См.: Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт, //http: /, Vww.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmcycs/.ce/70A.

3 Annual Report, 1992;2004 Statistic Yearbook. United Nations. альных лиц, а также реакции мирового сообщества на развитие политических конфликтов на постсоветском пространстве.

Учтен личный опыт военной службы автора в Вооруженных Силах в войсках Южного направления и Московского военного округа, его участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в гг. Сумгаит и Баку (1987, 1989 гг.), Тбилиси (1989 г.), а также в Нагорном Карабахе (1988;1989 г. г.).

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В диссертации на основе отечественного и международного опыта осуществлено концептуальное осмысление использования военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.

Применяя комплексный подход, автор обосновывает принцип взаимосвязанных военных и гражданских усилий по урегулированию данных конфликтов путем планирования и проведения совместных силовых операций. При этом вмешательство военной силы может снизить накал напряженности, но не может полностью прекратить кровопролитие и решить социально-экономические проблемы в зоне вооруженного конфликта. С учетом данного принципа в диссертации формулируются критерии анализа силового решения локальных вооруженных конфликтов в России и странах СНГ, рассматриваются перспективы повышения его эффективности.

Новизну диссертации конкретизируют следующие положения, выносимые на защиту:

1. Применение военной силы в урегулировании политических конфликтов на постсоветском пространстве в их вооруженной стадии выступает как объективная составляющая устранения угрозы национальной и международной безопасности, вызванной агрессивным и вооруженным характером выражения столкновений политических интересов противоборствующих сторон. Кроме того, применение военной силы в урегулировании политических конфликтов выступает как выполнение обязательств третьих сторон по поддержанию мира и безопасности государств — субъектов международного права в соответствующем регионе.

2. Отдельно рассматривается военно-силовое вмешательство в урегулирование политических конфликтов как взвешенное, ограниченное, осуществляемое совместно с местной гражданской властью, легитимное, международно-признанное использование миротворческих сил в зоне конфликта.

3. Автор рассматривает стадии эффективного обеспечения применения военной силы в урегулировании политических конфликтов, которые осуществляются во весь период и включают: информационно-аналитическое, правовое, международно-дипломатическое, психологическое и другие виды обеспечения.

4. Показывается особенность современных силовых операций, которая заключается в их антитеррористической направленности. Это обусловлено тем, что терроризм приобрел международный характер, превратился в серьезную угрозу национальной безопасности многих стран постсоветского пространства. Антитеррористические операции на постсоветском пространстве осуществляются в рамках Договора о коллективной безопасности. При этом решающую роль в их организации и проведении играет Россия.

5. Аргументируется необходимость создания и развития специализированных формирований, разработки стратегии и тактики, уставов и наставлений, регламентирующих их действия в антитеррористической борьбе. Составной частью данных формирований должны стать подразделения, осуществляющие психологические операции и обеспечивающие информационное превосходство в зоне проведения силовых действий.

Практическая значимость диссертации. Теоретические положения и фактический материал диссертационного исследования, выводы автора могут быть использованы в учебном процессе в военно-учебных заведениях, в ходе преподавания спецкурсов в высших учебных заведениях, при подготовке учебных пособий по политологии.

Данное диссертационное исследование может представлять практический интерес, поскольку использование военной силы для урегулирования политических конфликтов и в будущем, несомненно, будет иметь существенное значение для российской политической практики, особенно в свете последствий разразившихся внутриполитических конфликтов, которые пришлось пережить российскому обществу в последние годы.

По мнению автора, учитывая постоянное и все более расширяющееся использование военной силы при разрешении политических вооруженных конфликтов, существует актуальная потребность в подготовке и издании Руководства для военнослужащих Вооруженных Сил России и других силовых ведомств — участников вооруженных конфликтов. В нем необходимо изложить практические рекомендации по условиям, формам и методам использования военной силы при разрешении политических конфликтов, а также основные положения российских и международных правовых актов по вопросу применения военной силы.

Содержащиеся в работе материалы, рекомендации и предложения могут также быть использованы при разработке мер, направленных на совершенствование деятельности Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск МВД России, других силовых структур в условиях чрезвычайного положения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также в целях дальнейших теоретических исследований по данной проблематике.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертации были использованы при разработке в 2000;2005 гг. проектов законодательных актов, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил, внутренних войск МВД РФ в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, а также регулирующих вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих — участников вооруженных конфликтов, ветеранов и членов их семей.

Основные идеи диссертации доложены автором работы на заседании кафедры социологии и политологии МГГУ им. М. А. Шолохова, в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых.

— 2007 годах Российской академией государственной службы при Прези.

РФ, а также в публикациях:

1. Козлов В. Роль военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов в условиях глобализации. // «Социально-гуманитарные знания», 2007, № 6 — 0,5 п.л.

2. Козлов В. Военная сила России в условиях глобализации отношений. //Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации. Материалы международной нучно-практической конференции. Под ред. Э. М. Лисс, Н. П. Бондаренко. Ростовский международный институт экономики и управления. Ростов-на-Дону, 2007, — 0,8 п.л.

3. Козлов В. Военная сила как фактор урегулирования политических конфликтов. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных статей. Вып. 13 // Отв. ред. В. М. Утенков. — М., Редакционно-издательский центр «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2006, — 0,5 п.л.

4. Козлов В. Влияние военной силы на процесс урегулирования политического конфликта // Сборник научных трудов Национального университета инженерных специальностей и управления. М.: НУИСУ. — 2005, 1 п.л.

5. Козлов В. Духовное здоровье армии: состояние и перспективы. //Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. -М.: Славянский диалог, 1997. — 0,8 п.л.

Заключение

.

Проведенный в диссертации анализ мирового и отечественного опыта урегулирования локальных вооруженных конфликтов, а также роли, которую играет в этом процессе военная сила и, прежде всего, российская, дает основание рассматривать данные вопросы как одни из актуальных в политологических исследованиях. Методологический подход диссертанта и совокупность эмпирического материала позволили ему достичь поставленной цели работы.

По результатам выполненных исследований диссертант выделяет две группы выводов.

Первую из них формулируют заключения, связанные с концептуальными взглядами автора работы на сущность политических конфликтов, локальных вооруженных конфликтов, как одних из основных их видов в современном обществе. При этом первостепенное внимание уделяется раскрытию механизма использования военной силы в урегулировании данного вида конфликтов. Соответственно этим взглядам можно сформулировать следующие положения:

1. Сущность политического конфликта заключается в том, что он представляет собой проявление и результат конкурентного, зачастую силового противодействия двух и более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), испытывающих острую взаимную неприязнь, оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.

Наиболее острая форма разрешения противоречий между государствами, классами, общественными движениями с применением военной силы, характеризует данный вид политических конфликтов как вооруженный конфликт.

2. Основная особенность современных вооруженных конфликтов заключается в том, что существенно уменьшилась опасность глобальной термоядерной войны, при одновременном возрастании количества локальных вооруженных конфликтов, число жертв которых вполне сопоставимо с военными.

3. Особую опасность несет в себе такая их форма как терроризм, что обусловлено следующими особенностями данного явления в условиях постиндустриальной эпохи. Современный терроризм — это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, которые тщательно подготовлены и осуществляются в основном квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками. При этом наблюдаются резкий качественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих целей.

Произошло ужесточение форм и методов террора. Использование террористическими организациями крайне жестоких форм и методов борьбы в политических отношениях повышает опасность совершения актов так называемого технологического терроризма. К ним в первую очередь относятся использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ, а также попытки захвата экстремистами промышленных объектов.

Угрозы национальной и международной безопасности, которые несут в себе международный терроризм и другие локальные вооруженные конфликты вызывают необходимость разработки механизма их урегулирования в рамках оборонной и внешней политики государства, решений международных организаций.

4. Механизм участия военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов современного общества имеет форму миротворческих и антитеррористических силовых операций, представляющих собой сложный комплекс военно-политических, социально-экономических, информационно-психологических, международно-политических мероприятий, которые применяются в локальных вооруженных конфликтах.

5. Силовые операции по урегулированию вооруженных локальных конфликтов имеют ряд особенностей в сравнении с военными операциями. Если последние имеют наступательную цель и направлены на разгром противника, то цели силовых операций определяются мандатом по поддержанию мира или принуждению к миру. Применение военной силы для урегулирования локальных конфликтов также требует ограничения силы, его легитимности, совместных действий с гражданской властью в зоне конфликта. Военные же операции основываются на внезапности, развитии успеха, массированном использовании всех средств воздействия на противника.

6. Проведение силовых операций по урегулированию локальных вооруженных конфликтов включает в себя следующие этапы: а) Подготовительная стадия — определение конечной цели операции, стратегии и тактики применения военной силы, обучение личного состава действиям в зоне локального или регионального конфликта, информационно-аналитическое и международно-дипломатическое обеспечение его эффективных действийб) Активная фаза действий армейских подразделений — блокирование незаконных вооруженных группировок конфликтующих сторон, разоружение, а в случае необходимости — разгром и ликвидация их баз, центр подготовки, складов и коммуникаций, пресечение вооруженных столкновенийв) Завершающая стадия силовой операции — на первый план выходят гражданские аспекты, связанные с проведением электоральных и гуманитарных операций в зоне конфликтавместе с тем сохраняется военно-политическое присутствие, которое обеспечивается силами внутренних войск и государственной безопасности, проводящих разоружение населения, борьбу с отдельными террористическими актамиармейские подразделения сосредотачиваются в местах постоянного базирования в зоне конфликта и частично выводятся из нее.

Вторую группу выводов диссертации формируют заключения, составляющие итог анализа специфики механизма использования военной силы в урегулировании локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, представляющего собой совместные военно-гражданские операции:

1. Главная специфика совместных операций по урегулированию локальных вооруженных конфликтов на территории стран СНГ заключается в их антитеррористической направленности. К другим выводам военно-гражданских операций относятся операции по поддержанию мира и принуждению к миру в Нагорном Карабахе, Приднестровье, южной Осетии и Абхазии.

2. Терроризм, как угроза стабильности на постсоветском пространстве носит главным образом, этнический характер и имеет следующие разновидности: а) этнотерроризм миноритарной этнической группыб) этнотерроризм неортодоксальных религий, сектв) индивидуальный этнотерроризм.

3. Антитеррористические операции на постсоветском пространстве осуществляются в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ). В ходе реализации задач ДКБ его члены участвуют в разработке единых концептуальных взглядов на проблемы обеспечения национальной и коллективной безопасности, военного строительства, подготовки штабов, войск и кадров, осуществляют совместное использование элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства.

4. Решающую роль в организации и проведении антитеррористических операций на территории СНГ играют российские воинские контингенты, что определяется следующими обстоятельствами: а) террористические акты совершаются непосредственно на территории РФ, в частности, на Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Северная Осетия) — б) террористические акты, совершаемые в странах СНГ, затрагивают российские интересы, создают полосу нестабильности, вызывают обоснованную тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории ближнего зарубежья.

В диссертации сформулирован ряд рекомендаций с целью оптимизации российского участия в силовом решении локальных вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. Их содержание заключается в следующем.

1. В условиях, когда в современной России наметилась устойчивая тенденция активного отстаивания суверенитета и национальных интересов источники угроз национальным интересам РФ можно разделить на ряд групп. а) Политика и усилия определенных международных сил и ведущих государств, посягающих на суверенитет РФ, ущемление ее экономических и других интересов. России еще предстоит побороться даже за право распоряжаться своими ресурсами. б) Возможность применения ядерного оружия против России, угроза распространения оружия массового поражения. в) Стремление ведущих держав сделать рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства, наличие на подступах к России мощных группировок вооруженных сил, резко нарушающих баланс сил. г) Из внутренних угроз, наиболее опасными, являются терроризм и сепаратизм, подогреваемые, как правило, извне и направленные против единства и территориальной целостности России.

В условиях расширения спектра угроз проблемы противодействия необходимо рассматривать в более широком плане, т. е. вести речь не о военной (как в действующей Военной доктрине), а об оборонной безопасности страны, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне». Оборонная безопасность должна обеспечиваться не только военной силой, а всеми силами и средствами государства по следующим основным направлениям.

Первое направление — предотвращение, локализация и нейтрализация угроз политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными средствами.

Второе направление деятельности государства по обеспечению оборонной безопасности связано с тем, что в случаях, когда не удается политикодипломатическими средствами предотвратить конфликт или войну и нужно прибегать к военной силе, необходимо создавать благоприятные внешнеполитические условия для применения вооруженных сил и других войск, необходимую экономическую и военно-техническую базу для выполнения военных задач.

В ходе локальных войн, конфликтов, антитеррористических операций преобладающее значение приобретают социально-политические, религиозно-этнические и психологические аспекты. Поэтому для разрешения конфликта ведущими, определяющими должны быть социально-политические мероприятия, обеспечение поддержки со стороны основной части населения. Боевые действия будут носить очаговый характер и осложнятся «перемешанностью» населения и вооруженных формирований. Серьезной проблемой становится охрана коммуникаций. При ведении боевых действий в Афганистане и Чечне до 70 процентов войск приходилось задействовать для охраны коммуникаций, мест расположения войск, создания блокпостов и др.

2. В России для успешной борьбы с терроризмом нужны согласие и внутренняя устойчивость в обществе, ответственность за это дело не только государственных органов, но и граждан и общества в целом. Если посмотреть ст. 21−22 Концепции национальной безопасности, видно, что там речь идет о правах граждан, но в данном контексте, скорее ответственность и обязанности приобретают первостепенную важность.

При применении вооруженных сил для борьбы с террористами необходимы, с одной стороны, активные упреждающие действия и удары, с другой стороны — высочайшая бдительность всего личного состава, надежная охрана и оборона всех государственных, общественных и других объектов на территории страны и всех элементов оперативного построения войск, базирования флота, коммуникаций, аэродромов, пунктов управления, объектов тылового и технического обеспечения. В этом отношении российская армия традиционно уязвима. Нашу армию во время войны в большинстве освобождаемых нами стран население всюду хорошо встречало, оказывало всяческую поддержку, и наши командиры не приучены к жесткой обороне и охране своих тылов, как к этому были приучены нашими партизанами немецко-фашистские войска. Некоторые тыловые органы и учреждения привыкли к тому, что им для охраны должны выделяться боевые подразделения. В современных условиях на это надеяться нельзя. Каждый элемент боевого порядка, в том числе штабы, тыловые и технические органы, должны быть обучены охране, обороне и активной самостоятельной борьбе с террористами. Как когда-то в армии Цезаря, все должно быть построено по принципу: «У дисциплинированного войска нет тыла и флангов, а везде фронт, откуда появится противник». Главное, что нужно уяснить: борьба с терроризмом — дело каждого из нас.

Общие угрозы требуют объединения усилий России с США, государствами НАТО, Китаем и другими странами. Но при этом желательно, чтобы наше военное сотрудничество предполагало обмен мнениями, взаимное обогащение опытом, а не сводилось к подгонке всего и вся под американско-натовские стандарты. Последнее может привести лишь к деградации военного дела. Разумеется, взгляды на возможный характер войн будущего должны постоянно сверяться и уточняться с учетом жизненных реалий и перспектив развития военного дела.

3. Опыт проведения антитеррористических операций, в особенности на Северном Кавказе, показывает необходимость создания и развития специализированных формирований антитеррористических и миротворческих сил. В результате этого военная организация РФ будет иметь в своем составе силы не только стратегического и общего назначения, но и силы, готовые к применению в локальных конфликтах и способные обеспечить их урегулирование.

Применение в рамках специальных сил разнородных видов военной силы вызывает необходимость, разработки стратегии и тактики, уставов и наставлений, регламентирующих проведение совместных военно-гражданских операций по урегулированию локальных вооруженных конфликтов.

Составной частью специальных сил, действующих в зоне урегулирования локальных конфликтов, должны стать подразделения, осуществляющие психологические операции, которые можно определить как совокупность форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик, групповых норм, массовых настроений. В результате достигается информационное превосходство в зоне проведения силовых операций.

4. Опыт проведения миротворческих операций в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии свидетельствует об ограниченности применения Россией стратегии «контролируемой нестабильности», основанной на монопольном праве Российской Федерации на миротворчество на постсоветском пространстве.

Для российской дипломатии и российских миротворческих формирований важно оказывать содействие правительствам Грузии и Молдавии в сохранении их территориальной целостности, при безусловном учете интересов России, создании выгодных экономических, военно-политических условий развития нашей страны. Эти условия могут означать неприкосновенность российской собственности и инвестиций, гарантии защиты российских граждан, режим экономических преференций для российских инвесторов и т. д.

5. Непрекращающиеся для России и стран СНГ террористические угрозы требуют повышения эффективности в реализации задач Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), при этом Россия вполне может использовать экономические рычаги воздействия на руководство стран Центральной Азии и Кавказа для реализации своих справедливых интересов. Данная политика предполагает отказ от практики реструктуризации старых долгов и односторонних экономических уступок со стороны России. Россия не перестанет быть локомотивом экономик стран СНГ и в любом случае останется для них основным партнером и товарным рынком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Военная доктрина Российской Федерации. (Утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года N 706). http://www.scrf.gov.m/documents/33.html
  2. Федеральный конституционный закон от 30.01.02 № 1-ФКЗ «О Военном положении», http://www.mil.ru/info/index.shtml
  3. Федеральный закон от 31.05.96 г. № 61-ФЗ «Об обороне», (в ред. -Федерального закона от 30.12.99 N 223-Ф3) http://www.mil.ru/848/index.shtml
  4. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) http://www.scrf.gov.ru/documents/30.html
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895) http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html
  6. Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 6. — Ст. 711.
  7. Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 53. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. -Ст. 1475.
  8. Указ Президента РФ от 1 декабря 1995 г. № 1211 «О правовых гарантиях участникам незаконных вооружённых формирований в Чеченской Республике, добровольно прекративших противоправные действия» //Российская газета. 1995. — 5 декабря.
  9. Указ Президента РФ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». Собрание законодательства РФ. -1994. — № 33. — Ст.3422.
  10. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе» от 1 декабря 1994 года. Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст.3334.
  11. Устав Организации Объединённых Наций. Подписан 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1998. — С. 37 — 38.
  12. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998. -С. 39−43.
  13. Всеобъемлющая международная безопасность. Справочник. М.: Международные отношения, 1990.
  14. Декларация о праве народов на мир. Одобрена резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеей от 12 ноября 1984 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998.-С. 104.
  15. Европейская конвенция о пресечении терроризма. Страсбург, 27 января 1977 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — С. 602 — 606.
  16. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезданародных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 52. — Ст. 1865.
  17. Декларация прав человека и гражданина. 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОР-МА-ИНФРАМ, 1998. -С.32−34.
  18. Женевская конвенция (IV) от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994. — С. 137−211.
  19. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1 августа 1975 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — С. 641 — 644.
  20. Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы / Сост. Москалькова Т. Н. и др. М.: Изд-во «Спарк», 1998. — 388 с.
  21. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Минск, 26 мая 1995 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФР А-М, 1998. — С. 711 -719.
  22. Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (Утверждено решением Совета Глав Государств СНГ 19.01.1996 г.) http. V/www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShowDocumID 60 707. html
  23. Договор о коллективной безопасности. 1993. http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm.
  24. Декларация государств-членов Организации договора о коллективной безопасности о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации. 2006. http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm и др
  25. Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве независимых государств (Подписан в г. Ташкент 15.05.92). http://www.spbpravo.ru/abro.php?id=10 048
  26. Соглашение об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности (2000 г.)
  27. Сборник форм документов по подготовке операции по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств. М., 2000.
  28. Совет глав государств СНГ: «соглашение о прекращении огня и разъединении сил» от 14 марта 1994 г.
  29. Федеральная целевая программа «Юг России» (на 2002−2006 г. г.) в уточненной редакции. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. 1. Монографии
  30. М.И. Права человека. СПб.: СПб университета, — 1999.284 с.
  31. Актуальные проблемы применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих. М.: Военный университет, 1997.-94с.
  32. Э.М., Климова Е. В., Манов В. Г. Обеспечение прав и свобод человека в международном праве. М., 1998.
  33. В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Народное образование, 1995. — 128с.
  34. А.Я., Прошанов С. Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М.: Дом Советов, 1997. — 271с.
  35. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  36. И.Н., Егоров С. А. Вооружённый конфликт: право, политика, дипломатия. -М., 1989.
  37. Ю.М. Терроризм (криминологическое и уголовное правовое исследование). М., 1998.
  38. Агрессия НАТО против Югославии. М., 1999.
  39. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М: Международные отношения, 1998.
  40. БарынькинВ.М. Военная конфликтология. М. ВАГШ. 2000−287с.-
  41. М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 625с.
  42. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.: УРСС (ИЛА РАН), 2001. — 416 с.
  43. Н. В., Пахоменко Н. Б. Между единогласием и волей большинства: (Политико-правовые аспекты консенсуса) / Центр конституционных исследований. МОНФ. -М., 1997. 65 с.
  44. Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие / Под ред. А. С. Маныкина. М.: Изд-во УРСС (ИЛА РАН), 2001. — 320 с.
  45. С. Конфликтология: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.
  46. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика.-М.: Изд-во МНИМП, 1998, -600с.
  47. A.A., Дмитриев A.B. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. — 240 с.
  48. A.A., Дмитриев A.B. Современный терроризм: состояние и перспективы.- М., 2000.-240с.-
  49. A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М.: Изд-во УРСС (ИЛА РАН), 2000. — 280 с.
  50. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования, 1994, № 5.
  51. Деятельность в случае вооруженного конфликта. Женева: МККК, 1994.
  52. A.B. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гар-дарики, 2002. — с.526.
  53. А.Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения. М.: Московский общественный научный фонд, 1998. — 240 с.
  54. Д. Ограниченные вооружённые конфликты и проблемы безопасности России. -М., 1996.
  55. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. -М.: Норма.-1998.-169с
  56. A.K. Социальный конфликт. -М., 2000.-464 с.
  57. Словарь военных терминов// Сост. В. Д. Заболотин. М: КОСМО, 2000. -264с.
  58. А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации / РНИСиНП, Проф. социол. ассоц. М.: РОС-СПЭН, 1998.-128 с.
  59. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 317 с.
  60. А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для вузов / Ред. совет: Бахмин В. И., Бергер ЯМ., Гениева Е. Ю. и др. М.: Аспект Пресс, 1996.-319 с.
  61. .В., Пирогов А. И. Рыжов O.A. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Ижица, 2002. — 400 е.-
  62. Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2000. — Части 1−4- - 448 с.
  63. JI. Функции социального конфликта / Льюис Козер- Пер. с англ. О. Назаровой- Под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Идея-Пресс, 2000. — Главы I-IX, Приложение- - 208 с.
  64. Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. Пособие. М., 1999-
  65. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования / Степанов Е. И., Васильева Е. И., Романенко Л. М. и др.- РАН, Центр конфликтологии, Ин-т социологии. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 343 с.
  66. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Степанова Е. И. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 344 с.
  67. М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М. М. Лебедева. М.: Аспект Пресс, 2003. — 351 с.
  68. М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / Ин-т «Открытое общество». М.: Аспект Пресс, 1997. -Часть I. Глава 1. С.8−17- Часть I. Глава 2- Часть II, III- -271 с.
  69. ММ. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 1999. -271 с.
  70. Малая война: Организация и тактика боевых действий малых подразделений: Хрестоматия / Сост. и ред. Тарас А. Е. Минск: Харвест, 1998. — 510 с.
  71. Г. М. Международное право в период международных конфликтов / Международное публичное право М.: Проспект, 1999, -590с.
  72. H.H., Снеговский В. Я., Соколов А. Г., Шваров В. Ю. Российские Вооружённые Силы в чеченском конфликте: Анализ. Итоги. Выводы. -Париж -Москва: «ХОЛВЕГ ИНФОГЛОБ» — «ТРИВОЛА», 1995. — 210 с.
  73. H.A. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИГИ, 1999.359 с.
  74. АИ., Хлестов О. Н., Федоров Ю. Е., Демуренко A.B. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. -М.: Московский общественный научный фонд. Центр политических и международных исследований, 1998.
  75. А.И. Миротворческие операции: парламенты и законодательство. -М.: Эслан, 2004. -236с
  76. А.И., Хлестов О. Н., Федоров Ю. Е., Демуренко A.B. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты.- М.: Моск.общ.науч.фонд, 1998
  77. Ольшанский Д. В, Психология террора. Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический Проект, ОППЛ, 2002. — 320 с.
  78. A.C. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: Изд-во УРСС (ИЛА РАН), 1999. — 272 с.
  79. A.C. Политология. Западные и Восточные традиции. М.: Изд-во УРСС (ИЛА РАН), 2000. — 320 с.
  80. A.C. Искушение глобализмом. -М.: Издательство «Эксмо», 2003.-416 с.
  81. Политические отношения и политический процесс в современной России. М.: Логос, 2002. — 363 с.
  82. А.И. Офицерский корпус и политические процессы в обществе: мировой опыт и российская действительность. М., Рос. экон. акад., 2000−328с.
  83. В. В. Применение военной силы в миротворческих операциях: проблемы эффективности (Об участии государств в миротворческих операциях). Под. ред. А. И. Никитина // М.: Эслан. 2004. — С. 144.
  84. Пряхин Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан)-М.: ГНОМ и Д, 2002.-203с.
  85. Политический экстремизм в России / Верховский А., Папп А., При-быловский В.- Моск. Антифашист. Центр, Информ. эксперт. Группа «Панорама». — М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1996. — 341 с.
  86. Предотвращение военных конфликтов. Подготовка и ведение военных действий в локальных и региональных войнах и военных конфликтах. М.: В АЛЛ, 1993.
  87. Предупреждение и урегулирование кризисных ситуаций (Методические материалы). М.: Министерство национальной политики РФ, Управление кризисных ситуаций, 1999. — 67 с.
  88. O.A., Пирогов А. И. Политическая конфликтология. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Ижица, 2002. -398с.-
  89. К.Н. Современные проблемы терроризма. Изд-во «Щит- М», 1999.-216с.
  90. Е. А. Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа // М.: &bdquo-Права человека". 2001. — 269 с.
  91. Э. Метаморфозы власти -М.: Издательство «ACT», 2002.
  92. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001. — 560 с
  93. В.В. Социология войны. М.: Научный мир, 1997.398 с.
  94. Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществление операций по поддержанию мира. Женева, 22 24 июня 1994 г. — М.: МККК, 1995. — 66 с.
  95. Словарь прав человека и народов / Отв. ред. РА. Тузмухамедов, В. Кузнецов. -М: Международные отношения, 1993.
  96. Н.В. Миротворчество в регулировании межэтнических конфликтов: опыт, проблемы. М.: РАГС, 2002.
  97. Н.В. Силовые операции в системе урегулирования этнопо-литических конфликтов М.: Издательство РАГС, 2005. — 48 с.
  98. Н.В. Современные тенденции антитеррористических операций и новые формы вмешательства в дела суверенных государств. М., 2004.
  99. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. -400с
  100. С. Столкновение цивилизаций.- М.: Изд-во ACT, 2003,
  101. Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом / Под. ред. В. Н. Кудрявцева. М., 2002.
  102. Справочник по тактическим психологическим операциям вооруженных сил США. М., 1997.
  103. А.И. Стратегия глобальной экспансии. Внешнеполитические доктрины США. М.: Изд-во УРСС (ИЛА РАН), 1986. — 288 с.
  104. П.А. Политическая социология международных отношений (учебное пособие). М.: Радикс, 1994. — 320 с.
  105. П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.
  106. П. А. и др. Теория международных отношений.- М.: Гар-дарики, 2002.-590с
  107. С. Столкновение цивилизаций. -М.: Изд-во ACT, 2005.
  108. О. Кризисы, эскалация, война в кн.: Теория международных отношений: Хрестоматия. -М.: Гардарики, 2003, с. 300−316.
  109. Д. Принципы права вооруженных конфликтов./Пер. с франц. Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета.-М: МККК, 2000. -718 с
  110. Этнические и региональные конфликты в Евразии: В 3 кн. / Общ. ред.: Коппитерс Б., Ремакль Э., Зверев А. -М.: Весь мир, 1997. -Кн. 3. 304 с.
  111. Статьи периодической печати и научных изданий
  112. В.А. Основные политические принципы, содержание и порядок проведения операций ООН //Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных статей. Вып. 13 // Отв. ред. В. М. Утенков. М., РИЦ Альфа МГОПУ им. Шолохова, 2006. — С.21−34
  113. A.B. Стратегия противопартизанских войн и пути выхода // НВО. 2002. № 24.
  114. К. Мы и народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке// Международная жизнь. -М.: 2000, № 10. -С.12.
  115. Ю.М. Терроризм (криминологическое и уголовно-правовое исследование). М.: 1998-
  116. П. Чеченский кризис: методология политического анализа // Войсковой вестник. 1996. № 5. — С. 26−27.
  117. В.М. Оценка эффективности мер по разрешению военных конфликтов на ранних фазах их развития // Военная мысль. 1996. № 2. — С. 28.
  118. В.М. Военные конфликты объективная реальность современного мира // Геополитика и безопасность. — 1995. № 3. — С. 69−74.
  119. В.М. Вооружённые Силы России в боснийском урегулировании // Московский журнал международного права. 1996. № 3. — С. 206 218.
  120. В.И. Миротворческая деятельность ООН и великие державы // США: ЭПИ. Вып. 12. -М&bdquo- 1996.
  121. .А. Миротворческая роль в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ // Государство и право. 1994. № 12. — С.3−11.
  122. O.A. Армия в «горячих точках»: статус, функции, защищённость // Клуб «Реалисты»: Информационно-аналитический бюллетень. 1996. № 15.-С. 27−39.
  123. Н., Гаврилов А., Дерюгин Ю. Чеченский кризис: Анализ. Выводы. Рекомендации // Безопасность. 1995. № 1.
  124. М., Галицкий В. По законам и обычаям войны: Локальные конфликты и международное право // Мегаполис-Экспресс. 1992. № 9.
  125. С.А. О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению // Военная мысль. -1993. № 7.
  126. А. Кризисы и конфликты на территории бывшего СССР и роль России в их урегулировании // Власть. 1994. № 3. — С. 52 — 57.
  127. В.В. Терроризм постперестроечной эпохи // Социологические исследования. 1993. № 4.
  128. И. Миротворческие операции // Военная мысль. 1994. -№ 5.-С. 40.
  129. И., Киселёв В. Контртеррористическая операция: анализ, уроки и выводы // 0бозреватель.-2000. № 2, с.44−49
  130. И.Н., Кузнецов Н. Ф. Особенности управления войсками в вооруженных конфликтах. // Военная мысль. 2000. № 6. -12с.
  131. И. Тактика в локальных войнах и вооружённых конфликтах // Военная мысль. 1995. № 1. — С. 39−46.
  132. В. Будет ли Россия воевать в Южной Осетии // Комсомольская правда. 2004. — 8 июля.
  133. Второго Даманского не будет // Независимое военное обозрение. -2003.-24−30 октября.
  134. Д.В. Опыт борьбы Вооруженных Сил с терроризмом в Российской Федерации // Государство и право.- 2001.- № 1. С.36−48
  135. И.С. Внутрироссийская война на территории Чеченской Республики: (Причины, содержание, перспективы) // Безопасность. 1995. № 2. — С. 25−28.
  136. Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. — № 5.
  137. И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования. 1991. № 11.
  138. А.П. Концепция предотвращения войн и её место в системе теоретических знаний // Геополитика и безопасность. 1995. № 3. — С. 88−95.
  139. А. Таджикский Хасавюрт // Новое время. 1997. № 1, 2. — С.25.27.
  140. О. Постсоветские страны куют противовес НАТО // Независимое военное обозрение. 2004. — № 23.
  141. А. Миссия в зоне конфликта // Военно-промышленный курьер. -2004.-№ 19.
  142. Ю.Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. -1993. № 7.-С.53, 51−58.
  143. Ю. Легитимизация международного вмешательства во внутренние дела государств // Мировая экономика и международные отношения. -1994. № 3.-С. 114−121.
  144. В., Гриненко А. Общие проблемы. Миротворческая деятельность ООН на современном этапе // Зарубежное военное обозрение. 1994. № 10.
  145. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство / Под общ. ред. A.B. Возженкова. М.: РАГС, 2005.
  146. Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. — № 5.
  147. Г. Солдаты на войне: О боевых действиях в Чечне. // Новое время. 1996. № 5.-С. 11−13.
  148. .В., Пирогов А. И., Рыжов O.A. Политическая конфликтология. Учебное пособие. М.: Ижица, 2002. -С.96−97-
  149. A.A., Кременюк В. А., Сергеев В. М. Вопросы исследования международных переговоров // Мировая экономика и международные отношения. 1988.-№ 10.
  150. С. Холодная война: парадоксы одной стратегии // Международная жизнь. 1998. № 8. — С.23−29.
  151. H.A. Конфликты постсоветского пространства: проблемы дефиниции и типологии // Мировая экономика и международные отношения. -1995. № 12.-С. 35−47.
  152. H.A. Конфликты постсоветского пространства: фактор стабильности? // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2.-С. 5−16.
  153. А. Использование несмертельного оружия в ограниченных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 1996. № 7. — С. 2−5.
  154. М. Политический экстремизм угроза государственности // Российская юстиция. — 1999. № 4.
  155. В.А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: ЭПИ. Вып. 3. — М., 1997.
  156. Н. Новые исследования международных переговоров // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12.
  157. Е.С. Ближнее зарубежье: все дальше от России // Россия в глобальной политике. 2004. — № 5.
  158. ., Воробьев И. «творить мир» нужно умеючи, профессионально // Армейский сборник. 2004. — № 12.
  159. A.B. Действие норм международного права в период вооружённых конфликтов (На примере кризиса в Персидском заливе) // Государство и право. 1994. № 1.-С. 102−108.
  160. А. Есть ли у войны в Чечне религиозный подтекст // Огонек. -1995. -№ 19. С. 20.
  161. Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социологические исследования. 1993. — № 8.
  162. В. Война в Чечне глазами военного теоретика // VIP premier. 1995. -№ 19. — С. 25−29.
  163. Д. Региональный и международный аспекты Чеченского конфликта // Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 1997.
  164. В. Пять лет назад ополченцы защищали свою землю // Независимое военное обозрение. 2004. — № 29.
  165. К.Г. Россия и последние войны XX века (1989−2000). К истории падения сверхдержавы.- М.- Вече, 2002.- 480 с.
  166. Нэх В. Х. Политический конфликт, технология инициирования, регулирования, разрешения. // Вест. Моск. ун-та. -М.: 1995. N 5. С.43−60
  167. А. Что будет с Абхазией? //Военно-промышленный курьер -2004.-№ 18, с.8−16
  168. А. Грозный: кровавый снег новогодней ночи // Независимое военное обозрение. 2004. № 47
  169. В. В. Применение военной силы в миротворческих операциях: проблемы эффективности (Об участии государств в миротворческих операциях). Под. ред. А. И. Никитина // М.: &bdquo-Эслан". 2004. — С. 130 — 144.
  170. A.C. Искушение глобализмом М.: Эксмо, 2003.-415с
  171. С. Ирак будут «стабилизировать» по новым методикам // Независимое военное обозрение. 2004. — № 37.
  172. P.M. Истоки парламентаризма: От законодательных органов древности до наших дней. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Соврем, экономика и право, 2006. — 296
  173. В. Взрывы в Ташкенте: пояс шахида, как политический аргумент // Независимое военное обозрение. 2004. — август.
  174. Современный терроризм: состояние и перспективы / Отв. ред. Е. И. Степанов. М., 2000-
  175. В.В. Военная идеология государства // Военная мысль.-2004. № 12.
  176. Ю., Бойкова Е. Тбилиси ужесточает свои позиции // Независимая газета. 2004. — 17 июля.
  177. В.М. Политология Текст.: Метод, рек. к изучению курса / Отв.ред. В. М. Утенков М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.56 с.
  178. Т. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов и контроль над ними.// Мировая экономика и международные отношения 1996 № 1. — С.24−68
  179. О. Кризисы, эскалация, война. В кн.: Теория международных отношений: Хрестоматия. -М.: Гардарики, 2003. -С.300−315
  180. Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. -М: ACT, С-Пб., 2004-
  181. Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационной ракурс // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
  182. Г. ВДВ в пору малых войн и региональных конфликтов // Международная жизнь. -1997. № 4.
  183. М.И. Геополитический фактор в системе национальной безопасности страны // Военная мысль. 1999. — № 6. — С.30−37.
  184. Тексты диссертаций, авторефератов.
  185. И.Н. Международно-правовые проблемы регулирования вооруженных конфликтов: Дис. доктора юрид. наук. М., 1981.
  186. И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1998.
  187. A.B. Развитие теоретических положений миротворческих операций, проводимых с участием российских контингентов войск: Дис. .канд. полит, наук. -М., 1996.
  188. A.B. Развитие теоретических положений миротворческих операций, проводимых с участием российских контингентов войск: Дис. .канд.полит.наук. -М., 1996.
  189. К.С. Миротворческие операции как политический инструмент урегулирования конфликтов и обеспечения безопасности: Дис. .канд. полит, наук. М., 2005
  190. Е.П. Нормы права в регулировании вооружённых конфликтов: Автореф. дис. доктора юрид. наук. -М., 1998.
  191. ММ. Международная защита прав человека на современном этапе: Дис. канд. юрид. наук. -М., 1985.
  192. Е.И. Политический конфликт: Анализ теории и методологии исследования: Дис. др. пол. наук. -М., 1997.
  193. Н.В. Силовые операции в системе урегулирования этнопо-литических конфликтов: (отечественный и международный аспекты): Дис. .доктора полит, наук. -М., РАГС, 2005.
  194. Специализированные издания
  195. Конфликты и консенсус. М.: Академия социальных наук.
  196. Социальный конфликт. Калуга: Калужский институт социологии.
  197. Юридическая конфликтология. М., 1995.
  198. Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в зоне чрезвычайного положения // Работа с кадрами органов внутренних дел: теория, практика, проблемы. М., 1998. — С. 113−117.1. Интернет ресурсы
  199. Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://president.kremHn.ru/mainpage.shtml.
  200. Официальный сайт Совета безопасности РФ. http://www.scrf.gov.ru/
  201. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. http://www.council.gov.ru/
  202. Официальный сайт Государственной Думы РФ. http://www.duma.gov.ru/
  203. Официальный сайт Министерства обороны РФ. http://www.mil.ru/
  204. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. http://www.mvdinform.ru/
  205. Официальный сайт Посольства США в России «МОСКВА -РОССИЯ», http://www.usembassy.ru/homer.php
  206. Институт исследований мира во Франкфурте (РМР-ШРК) http://www.hsfk.de
  207. Центр конфликтологии Института социологии РАН http://conflictology.isras.ru
  208. Электронная библиотека, http://www.auditorium.ru
  209. Журнал «Политические исследования», http://www.politstudies.ru
  210. Журнал «Мировая экономика и международные отношения». http://www.politstudies.ru
  211. Научные статьи по конфликтологии, http://psychologv.ru
  212. Практическая психология в России, http://conflictology.spb.ru
  213. Конфликтология, http://www.polittech.ru
  214. Конфликтологический журнал, http://www.conflictology.narod.ru
  215. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: An Essay on The Politics of Liberty. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1988. — 219 p.-
  216. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press, 1985. — 697 p.-
  217. Krisberg L. Constructive Conflicts: From Escalation to Resolution. -Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 1998. 393 p.-
  218. Lipset S.M. Consensus and Conflict: Essays in Political Sociology. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 1990. — 375 p.
Заполнить форму текущей работой