Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление экономической безопасностью региона в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских ученых, посвященные проблемам экономической безопасности, региональным аспектам социально-экономического развития РФ, управлению экономическими и социальными процессамиматериалы научно-практических конференций по региональной политикеПостановления и решения Государственной Думы и Федерального собрания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические аспекты управления экономической безопасностью
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
    • 1. 2. Основополагающие аспекты экономической безопасности на региональном уровне
    • 1. 3. Концептуальные подходы к управлению экономической безопасностью на региональном уровне
  • Глава 2. Оценка состояния экономической безопасности региона
    • 2. 1. Система критериев и показателей оценки состояния экономической безопасности
    • 2. 2. Методы оценки состояния экономической безопасности
    • 2. 3. Оценка состояния экономической безопасности Тамбовской области
  • Глава 3. Формирование региональной системы управления экономической безопасностью
    • 3. 1. Программно-целевой метод в системе управления экономической безопасностью региона
    • 3. 2. Организационно-экономическое взаимодействие региональных органов власти и хозяйствующих субъектов в системе управления экономической безопасностью региона
    • 3. 3. Селективный подход как средство адаптации экономических регуляторов в процессе взаимодействия региональных органов управления и субъектов хозяйствования

Управление экономической безопасностью региона в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход от административно-командной системы управления экономикой России к рыночному хозяйству, не подкрепленный ни экономической, ни политической базой, обусловил кризис российской экономики. В результате многие крупные предприятия, отрасли и даже регионы оказались на грани выживания. Причиной угрожающему социально-экономическому положению большинства регионов России послужили: неадекватный сложившимся условиям и предъявляемым требованиям переход к рыночным отношениям, резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным центром и отдельными субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей и связей с бывшими союзными республиками. Внес свою лепту и мировой рынок, предъявляя спрос только на определенные виды сырьевых ресурсов, в основном топливно-энергетические. В результате в сырьевых регионах наблюдается стабилизация и некоторый рост, в то же время развитые в прошлом районы России с высококвалифицированными кадрами и высокой плотностью населения переживают глубокий спад производства. Возрастают и различия между регионами по уровню жизни, что вызывает социальную напряженность и отражается на межнациональных отношениях. Следовательно, в реально сложившихся условиях проблема экономической безопасности приобретает первостепенное значение, становится стержнем всей экономической политики государства, задает контуры остальных политических решений.

Степень разработанности проблемы. Проблемы экономической безопасности в последние годы стали предметом исследований многих ученых-экономистов. Так, общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности посвящены работы Л. Абалкина, А. Архипова, А. Городецкого, Н. Косолапова, В. Медведева, К. Самсонова, В. Сенчагова, В. Тамбовцева и др. Выявлением, анализом и характеристикой факторов дестабилизации и угроз экономической безопасности занимались А. Архипов, А. Большаков. Е. Бухвальд, Н. Гловацкая,.

В. Медведев, А. Нестеренко, К. Самсонов, А. Татаркин и др. Оценке экономической безопасности Российской Федерации посвящены работы А. Илларионова, В. Медведева, А. Татаркина и др. Особо следует отметить научную школу ИЭ РАН, возглавляемую академиком РАЕН В. Сенчаговым, как внесшую наибольший вклад в решение (изучение) проблем экономической безопасности.

Большинство исследований проблем экономической безопасности посвящено изучению ее национального уровня, иными словами экономической безопасности России в целом. Между тем социально-экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов Федерации являются основой национальной безопасности, а развитие российских регионов находится на такой стадии, когда процесс нарастания старых и возникновения новых угроз безопасности становится практически лавинообразным и непредсказуемым. К тому же выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено самим федеративным устройством РФ. Региональный уровень экономической безопасности выделяют и исследуют Л. Абалкин, Б. Губин, А. Логвина, Ю. Любимцев, коллектив исследователей из ИЭ УрО РАН (А. Куклин, О. Романова, А. Татаркин, В. Яковлев). Оценке состояния экономической безопасности отдельных регионов посвящены работы А. Жандарова, Ф. Шиллера и коллектива исследователей из ИЭ УрО РАН. Однако экономическая безопасность регионального уровня и ее оценка в настоящее время требуют дополнительного рассмотрения.

Проведенные исследования в области экономической безопасности внесли большой вклад в разработку концепции национальной безопасности, стратегии обеспечения экономической безопасности РФ. Приняты нормативные акты, посвященные обеспечению экономической безопасности как на национальном, так и на региональном уровнях. Тем не менее, управленческий аспект экономической безопасности является в настоящее время недостаточно изученным. Если процессу, механизмам управления национальной экономической безопасностью посвящены работы А. Михайленко, коллективов авторов под руководством Е. Олейникова, В. Сенчагова, то вопросы управления экономической безопасностью региона затрагиваются исключительно в работах ученых ИЭ УрО РАН под руководством А. Татаркина. Однако, как показывает исследование, в настоящее время региональные органы власти не располагают достаточной научно-методической базой и не имеют достаточно эффективных практических механизмов управления экономическими и социальными процессами, что в полной мере относится и к процессу обеспечения экономической безопасности в регионах, активизация которого возможна только на основе применения соответствующих принципов, методов управления. Кроме того, традиционно система управления экономической безопасностью отождествляется с системой управления социально-экономическими процессами. Однако система управления экономической безопасностью являясь составляющей системы управления социально-экономическими процессами, требует самостоятельного рассмотрения.

Актуальность управления экономической безопасностью на региональном уровне, недостаточная проработка и практическая значимость данной проблемы предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель исследования состоит в решении научной задачи определения концептуальных основ управления экономической безопасностью региона.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

— на основе анализа исследований экономистов обобщить представления о сущности экономической безопасности, определить объекты и уровни экономической безопасности;

— рассмотреть основные аспекты экономической безопасности на уровне региона, систематизировать факторы, оказывающие влияние на региональный уровень экономической безопасности;

— рассмотреть основные принципы и функции управления экономической безопасностью на региональном уровне;

— дополнить и развить методический аппарат количественной оценки состояния экономической безопасности;

— используя разработанный методический аппарат, провести оценку состояния экономической безопасности Тамбовской области;

— разработать методические рекомендации по формированию системы управления экономической безопасностью региона;

— проанализировать процесс взаимодействия региональных органов власти и хозяйствующих субъектов в системе управления экономической безопасностью региона.

Объектом исследования является экономическая безопасность региона.

Предметом исследования является механизм управления социально-экономическими процессами в регионе, определяющими уровень его экономической безопасности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих российских ученых, посвященные проблемам экономической безопасности, региональным аспектам социально-экономического развития РФ, управлению экономическими и социальными процессамиматериалы научно-практических конференций по региональной политикеПостановления и решения Государственной Думы и Федерального собрания РФотдельные указы Президента России, а также другие законодательные акты, нормативные и инструктивно-методические материалы. Ряд выводов и рекомендаций по осуществлению процесса управления экономической безопасностью региона сделаны на основании непосредственного анализа и оценки социально-экономического положения Тамбовской области, а также детального изучения собранных и обобщенных фактических данных, характеризующих существующие возможности по обеспечению экономической безопасности региона.

Работа выполнена в рамках пунктов 5.13 (региональная экономика) и 11.27 (экономическая безопасность) паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» .

Методы исследования: Диссертационное исследование базируется на основных положениях теории региональной экономики, теории государственного управления. При решении поставленных задач использованы методы сравнительного анализа и рейтинговой оценки, метод экспертных оценок, различные экономико-статистические методы, метод программно-целевого решения экономических задач. Информационной базой исследования выступают данные общероссийской и региональной статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании комплекса методических положений по & формированию системы управления экономической безопасностью на региональном уровне.

Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:

— на основе обобщения научных исследований в области экономической безопасности выделены основные составляющие экономической безопасности, характерные для регионального уровня, проведена систематизация и классификация факторов, оказывающих влияние на состояние экономической безопасности региона;

— существенно расширен и дополнен методический аппарат оценки состояния экономической безопасности на основе обобщения существующих методик путем введения дополнительных альтернативных вариантов методики оценки состояния экономической безопасности региона, основанной на использовании интегрального показателя экономической безопасности;

— применительно к экономической безопасности региона усовершенствована технология использования программно-целевого метода управления в процессе разработки на долгосрочную перспективу региональных программ экономической безопасности, в рамках которых реализуются программы социально-экономического развития;

— на основе анализа основных сфер пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования выявлено, что их взаимодействие в процессе обеспечения экономической безопасности должно осуществляться через механизмы экономических регуляторов, учитывающих экономические интересы хозяйствующих субъектов и региона;

— обоснована методика выделения социально и экономически значимых для региона хозяйствующих субъектов, позволяющая реализовать селективный подход в механизме взаимодействия региональных органов управления и субъектов хозяйствования.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертации ориентированы на широкое использование в практике управления экономической безопасностью на, А региональном уровне и ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами экономической безопасности и регионального управления. Реализация основных положений работы будет способствовать повышению экономической безопасности и устойчивости развития региона. Самостоятельное практическое значение имеют:

— методика рейтинговой оценки регионов по состоянию экономической безопасности, основанная на использовании интегрального показателя экономической безопасности;

— методика селективного отбора наиболее значимых для экономики региона хозяйствующих субъектов.

Содержащиеся в диссертационном исследовании методологические подходы могут быть использованы в преподавании курсов лекций по государственному управлению и региональной экономике в российских вузах.

На защиту выносятся:

— основные составляющие экономической безопасности, характерные для регионального уровня, систематизация и классификация факторов, оказывающих влияние на состояние экономической безопасности региона;

— альтернативные варианты методики оценки экономической безопасности региона, основанной на использовании интегрального показателя экономической безопасности;

— технология использования программно-целевого метода управления применительно к задачам управления экономической безопасностью региона;

— организационно-экономическое взаимодействие региональных органов управления и субъектов хозяйствования в процессе обеспечения экономической безопасности, основанное на применении совокупности экономических регуляторов, связанных с экономическими интересами хозяйствующих субъектов;

— система критериев и показателей, положенная в основу методики выделения социально и экономически значимых для региона хозяйствующих субъектов, позволяющей реализовать селективный подход в экономическом механизме взаимодействия региональных органов управления и субъектов хозяйствования.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования, его выводы и рекомендации были использованы при разработке программ социально-экономического развития Тамбовской области, а также в ряде постановлений Тамбовской областной думы и администрации области. Практика управления получает методические рекомендации относительно количественного определения и оценки состояния экономической безопасности региона, что имеет особую значимость для принятия эффективных решений в области управления.

Полученные теоретические, методологические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах и совещаниях различного уровня. В частности, на региональной научно-практической конференции «Региональные аспекты экономики» /Тамбов, 1999, 2000/, на Международной научно-практической конференции «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства» /Воронеж, 1999/, на Международной научно-практической конференции «Проблемы экономической безопасности в условиях рынка» /Пенза, 2001/, на Международном научно-практическом семинаре «Информационный бизнес в России» /Тамбов, 2000, 2001, 2002/, на заседаниях кафедр «Экономика и управление», «Технология и организация коммерческой деятельности» Тамбовского государственного технического университета.

Публикации: по проблеме опубликовано 22 работы общим объемом 13,75 п.л., в том числе 10,6 п.л. авторских.

Структура и объем работы определены методологией, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 232 страницах, содержит 21 таблицу, 8 рисунков, 11 приложений, список литературы насчитывает 194 наименований.

Заключение

.

С учетом анализа существующих исследований в контексте исследования под экономической безопасностью понимается способность, возможность и готовность экономики (экономической системы) обеспечить стабильность и устойчивый экономический рост, удовлетворение потребностей общества и защиту интересов объекта безопасности в различных сферах от внутренних и внешних угроз. При рассмотрении понятия экономической безопасности необходимо выделять следующие ее уровни: международныйнациональныйрегиональный (уровень территориального образования), в том числе территории с районо-, градообразующим предприятиемотраслимикроэкономический (уровень отдельного субъекта хозяйствования) — уровень семьи и личности.

Наиболее изученным в настоящее время является национальный уровень экономической безопасности, однако социально-экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов РФ является основой национальной безопасности и в том числе национальной экономической безопасности. Экономическую безопасность на региональном уровне необходимо трактовать как совокупность текущего состояния экономики и общества, при котором на основе эффективного управления обеспечивается устойчивый экономический рост, достойный уровень жизни населения региона и возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, не создаются угрозы для других регионов и государства в целом. Исходя из того, что экономическая безопасность региона обеспечивается путем выявления и предотвращения действия внешних и внутренних угроз в различных сферах жизни региона, следует выделять следующие составляющие (аспекты) экономической безопасности: производственная, финансовая, социально-демографическая, реструктуризации регионального рынка труда, общественная, энергетическая, информационная, продовольственная, научно-технологическая, экологическая, безопасности, безопасность инфраструктуры и другие комплексные виды безопасности.

Отмеченное в диссертационной работе разнообразие факторов дестабилизации экономической безопасности региона, возможность недопущения перерастания факторов дестабилизации в угрозы безопасности и тем самым сохранение безопасного уровня состояния объекта, а также федеративное устройство Российской Федерации определяют необходимость управления экономической безопасностью на региональном уровне и необходимость формирования системы управления экономической безопасностью региона.

Практическая реализация выделенных и рассмотренных в работе принципов и функций управления позволит сформировать региональную систему управления экономической безопасностью, обладающую высокой адаптационной мобильностью. На основе осуществления планомерной диагностики состояния экономической безопасности региона, своевременного выявления факторов дестабилизации, прогнозирования возможных проблем, выявления перспективных резервов социально-экономического развития осуществляется поиск и выбор альтернативных мер и механизмов обеспечения экономической безопасности. При этом происходит реализация стратегии обеспечения экономической безопасности, направленной на недопущение перерастания факторов дестабилизации в угрозы экономической безопасности региона.

Эффективное функционирование системы управления требует своевременного обеспечения региональных органов управления объективной и достоверной информацией, что обуславливает необходимость создания информационно-аналитического центра при администрации области. Основной целью создания данного центра является повышение эффективности сбора, обработки и распределения данных о состоянии различных объектов на территории региона в интересах информационной поддержки органов региональной власти и местного самоуправления при решении задач управления социально-экономическими процессами в том числе задач обеспечения экономической безопасности региона.

Для обеспечения принятия действенных управленческих решений в процессе управления экономической безопасностью на уровне региона необходимо проведение постоянного мониторинга состояния экономической безопасности области. В диссертационной работе предложено методическое обеспечение мониторинга состояния экономической безопасности региона, включающее систему показателей и методы оценки состояния экономической безопасности региона. Предложенная система показателей состоит из восьми блоков, каждый из которых характеризует определенный аспект экономической безопасности. В процессе оценки состояния экономической безопасности региона прелагается использовать метод сравнения объекта исследования с различными объектами по широкому спектру показателей и проводить ранжирование однородных объектов по состоянию экономической безопасности.

Проведенный сравнительный анализ и рейтинговая оценка состояния экономической безопасности областей Центрально-черноземного экономического региона по производственному, научно-техническому, финансовому, социальному, экологическому и другим аспектам позволяет сделать вывод о кризисном состоянии экономической безопасности большинства областей Центрально-черноземного региона. Среди них в наиболее кризисном положении находится Тамбовская область, о чем свидетельствуют используемые в ходе аналитических работ макроэкономические показатели экономической безопасности, показатели производственной, финансовой безопасности, а также показатели сферы занятости и демографии. Кризисное состояние экономической безопасности Тамбовской области свидетельствует о необходимости формирования действенной системы управления экономической безопасностью региона.

В ходе исследования сделан вывод, что наиболее эффективным и единственно возможным в настоящий момент методом управления экономической безопасностью региона является программно-целевой метод управления, представляющий собой совокупность приемов, позволяющих представить решение той или иной проблемы в форме иерархии целей, способствующих их поэтапному достижению через реализацию системы взаимосвязанных мероприятий.

Действенность формируемой системы управления обеспечивается экономическим механизмом реализации управленческих решений, базирующемся на совокупности взаимных интересов органов управления (как федерального, так и регионального уровня) и субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и вида деятельности. В рамках диссертационной работы он рассматривается как совокупность экономических регуляторов, которые через соответствующие формы воздействуют на экономические интересы всех субъектов хозяйствования, расположенных на территории региона.

В работе показано преимущество использования селективного подхода как средства адаптации экономических регуляторов в процессе взаимодействия региональных органов управления и субъектов. Селективный подход предусматривает создание режима наибольшего благоприятствования с широким использованием экономических регуляторов для социально и экономически значимых для региона хозяйствующих субъектов на основе предложенной в диссертационной работе методики рейтинговой оценки субъектов хозяйствования по степени их социально-экономической значимости для региона, а также по эффективности их финансово-хозяйственной деятельности и устойчивости развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России. // Вестник Российской академии наук. 1997. — т.67. — № 9 — с.771−776.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.4−13
  3. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации. // Вопросы экономики 2001 — № 5 -с.113−124
  4. М.Х., Мехед Н. Г., Фомин А. Н. Сущность и угрозы экономической безопасности. // Власть. 1996. — № 12. с. 38−42
  5. B.C. Региональные проблемы макроэкономического регулирования (политэкономический аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Челябинск 1999
  6. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы. // Экономист. 1998 — № 4 — с.34−45
  7. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.36−44
  8. Е.В. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в экономику региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СП 1999
  9. Е. Органы власти и деятельность предприятий. // Вопросы экономики 2001 — № 5 — с. 125−126
  10. Н., Кокарев М., Крашенинников В. Об обеспечении экономической безопасности России. //Экономист. 1996.- № 4 с.47−51
  11. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов. // Вопросы экономики 1996 — № 6 — с.100−112
  12. О. Становление российской модели бюджетного федерализма. // Вопросы экономики 1995 — № 8 — с.30−40
  13. Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск 1998
  14. Большой экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. И перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 884с.
  15. Е.Н. Формирование и развитие социально-рыночного механизма обеспечения продовольственной безопасности России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М. 1997
  16. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: Факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.25−35
  17. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Изд-во МГУК, 2001. 308с.
  18. Е.Н. Государственные экономические стратегии / Рос. экон. акад. М., 1998.-440с., сЗ 15−321
  19. В.Р. Менеджмент для всех. М.: Юрист, 1994. — 248 с.
  20. А. Запас прочности (в чем секрет экономического роста на заводе ЖБИ) // Деловой Саров. № 18 (5 авг. 1999 г.) с.9
  21. И.Н. Менеджмент. Учебник для студентов эконом, спец. вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 480 с.
  22. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова, 1998
  23. М. Экономическая модель местного самоуправления. // Экономист. 1999 — № 11 — с.66−74
  24. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс. // Российский экономический журнал. 1997.- № 1 с.3−19 (начало), № 2 с.3−18 (окончание)
  25. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 160с.
  26. А. Вопросы безопасности экономики России. // Экономист. -1995.- № 10 с.44−50
  27. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения) Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608.
  28. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 735с.
  29. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов. // Вопросы статистики. 1998. — № 9 — сЗ-11
  30. А.Г. Основы региональной экономики.-М.: ГУ ВШЭ, 2000 495с.
  31. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал.-1997.№ 9. с57−69
  32. К.Н. Инвестиционная ситуация в сельском хозяйстве и состояние долгосрочных кредитных мотиваций.// Деньги и кредит -1998.-№ 3- с.23−29
  33. К.Н. Истоки становления и перспективы развития российского рынка долгосрочных кредитов. // Деньги и кредит. 1999. — № 6 — с.29−33
  34. Двести лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области. Историко-статистический сборник (администрация Тамбовской области, Тамбовский областной комитет государственной статистики, ТГУ им. Г.Р. Державина). -Тамбов, 1997.-232с.
  35. Договоры учреждающие Европейские сообщества. М. Право, 1994 с.158−159
  36. Н.В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности. // Информационный бизнес в России. Сборник научных трудов по материалам научно-практического семинара. Тамбов, 2001
  37. Н.В. Основы мониторинга состояния экономической безопасности региона. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы экономической безопасности в условиях рынка» Пенза, 2001
  38. Ежкин J1. Транспортная безопасность внешнеэкономического комплекса России // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.99−107
  39. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. — 416с.
  40. А., Никитина Е., Шиллер Ф. Экономическая безопасность России: региональный уровень. // Вопросы статистики.-1995.-№ 3 с. 12−17
  41. B.C. Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку и интегрирования в мировое хозяйство. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М. 1995
  42. И. Системный подход к реформированию государственной помощи // Вопросы экономики 2001 — № 5 — с. 130−132
  43. Закон об областном бюджете Тамбовской области на 2001 г. № 153−3 от 29.12.2000 (в ред. от 27.06.2001)
  44. B.C. Проблемы российских коммерческих банков. // Деньги и кредит. 1999. — № 1 — с. 12−17
  45. А.А. Программно-целевое управление социально-экономическим комплексом. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СП 1999
  46. И.Д. Европа регионов М.: Международные отношения, 1998
  47. В. Общность критериев экономической и государственной безопасности. //Экономист. 1996.- № 5 с.3−13
  48. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 1998. — 320с.
  49. В.В. Государственное участие в инвестиционной деятельности. // Финансы. № 11 с20−22
  50. .И. Региональный хозяйственный механизм: формирование, функционирование, моделирование. М.: Экономика, 1992. — 128с.
  51. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики.-1998.-№ 10. с.35−58
  52. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. М.: Наука, 1982.-207с.
  53. B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы -программы решения. — JL: Лениздат. 1990. — 112с.
  54. Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вызов. -М.: ЮНИТИ, 1999. 407 с.
  55. В. Реформационный курс и становление государственной промышленной политики России. // Российский экономический журнал. -1999.- № 8 с.3−21
  56. А., Голов В. Социально-экономическое положение Тверской области. // Экономист. 1999 — № 2 — с.39−43
  57. Ф.Д. Процесс управления: (Системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988. — 239с.
  58. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. -М.: 1990
  59. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления // Экономист. 1998. — № 1 с.25−31
  60. Т.М. Основные аспекты информационного обеспечения оптимизации управленческих решений в области управления состоянием региональной экономической безопасности. // Качество информационных услуг. Сб. научных трудов. Тамбов, 2000 с.109−112
  61. Т.М. Управление обновлением производственного потенциала региона (на примере Тамбовской области) Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 1997
  62. Т.М., Дюженкова Н. В. Сравнительная оценка состояния экономической безопасности областей Центрально-Черноземного экономического района. // Бизнес, 2000, № 7−9
  63. Конституция РФ, принятая 12.12.1993
  64. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями от 10.01.2000 Указ Президента № 24)
  65. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 1.04.96 № 440
  66. Н. Международная безопасность и глобальный политический процесс // Мировая экономика и международные отношения. 1992.- № 12. С.5−18
  67. Н. Национальная безопасность в меняющемся мире (К дискуссии о содержании понятия) // Мировая экономика и международные отношения. 1992.-№ 10. С.5−19
  68. А.А. Новая техника как условие и фактор повышения экономической безопасности региона. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург 1997
  69. Куперштох B. JL, Соколов В. И., Суспицын С. А., Ягольницер М. А. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 2 — сЗ-ЗЗ
  70. Курс экономики. Под ред Б. А. Райзберга. ИНФРА-М, 1997. — 720с.
  71. А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация. // Вопросы экономики 1995 — № 8 — с.21−29
  72. Н.И. Взаимосвязь налоговой, бюджетной и региональной политики. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 3 — сЗ-20
  73. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие / НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1998. — 172с.
  74. В. Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики 1998 — № 3 — с.18−37
  75. А.Г., Миско К. М. Региональное управление: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1987. — 64с.
  76. А. Налоговая составляющая экономической безопасности России. //Российский экономический журнал. 1998.- № 5 с. 17−27
  77. Ю., Костецкий Н. Капитальное строительство: состояние и перспективы развития. // Экономист. 2000 — № 2 — с.25−31
  78. Ю., Логвина А. Концепция финансовой безопасности. //Экономист. 1998.- № 3 с.55−64
  79. В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности на Среднем Урале. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 1996
  80. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне. // Вопросы экономики. 1999. — № 9 — с.80−89
  81. Д.А., Самсонов К. П. Программно-целевой метод планирования. -М.: Экономика, 1977. 56с.
  82. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики.-1997.-№ 3. с.111−127
  83. Местное самоуправление в современной России: основы муниципальной экономики. Санкт-петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия» — Изд-во «Весь мир», 2000, 236с.
  84. Методические положения подготовки региональных программ различного уровня. Под ред. Р. И. Шнипера. Новосибирск: ИЭиОПП АН-СССР, 1989.
  85. . Качество управления важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.54−64
  86. .З. и др. Системный подход к организации управления / Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. М.: Экономика, 1983. — 224с.
  87. О. Как посчитать . экономические показатели регионов зависят от методики расчетов. // Россия. 1998. — № 3 — с.23−25
  88. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России. // Мировая экономика и международные отношения. 1996.- № 7. с.119−127
  89. А. О стратегии государственного регулирования экономики. // Экономист 1998 — № 10
  90. Д. Исследование влияния налоговой политики на макроэкономические переменные с помощью СНС. // Вопросы статистики. -1998.-№ 8-с20−25
  91. И.А. Основные направления реформирования системы налогообложения. // Регион: экономика и социология. 1997. — № 1 — сЗ-9
  92. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе. // Экономист. 2000 — № 2 — с.65−70
  93. Н.Г. Калинин Концепция и стратегия безопасности. // Вестник МГУ. Сер.6 Экономика. 1995. — № 6 — с 14−29
  94. В.И., Шмелев Г. И. Проблемы продовольственной безопасности. // Власть. 1998. — № 5 — с.60−68
  95. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ
  96. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики.-1995.-№ 1. с. 135−142
  97. О безопасности. Закон РФ от 5 марта 1992 г № 2446−1 (в ред. Закона РФ от 25.12.92 N 4235−1, Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
  98. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области. Закон Тамбовской области № 139−3 от 21.11.1997 (в ред. 24.03.2000)
  99. О законодательно обеспечении экономической безопасности РФ. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 8 августа 1996 г. № 327-ФС
  100. О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11.06.97 № 198-СФ
  101. О несостоятельности (банкротстве). Закон Российской Федерации от 8.01.98 № 6-ФЗ
  102. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений). Постановление Правительства РФ от 27.12.96 № 1569, одобрено Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 № 608.
  103. О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 20.03.98 № 2318−11 ГД
  104. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон № 119-фз от 24.06.1999
  105. Е.А. и др. Экономическая безопасность (теория и практика). М.: М-МЕГА, 2000. 233с.
  106. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики.-1995.-№ 1. с. 107−118
  107. Основные положения региональной политики. Указ Президента РФ от 3.06.1996 № 803
  108. Основы менеджмента. Учеб. пособие для вузов. / Научный редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. 432 с.
  109. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). / Под ред Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-288с.
  110. ИЗ. Остапенко В. В., Мешков В. М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы. // Финансы. № 8 — с22−25
  111. Оценка бизнеса. Под ред проф. А. Г. Грязновой, проф. М. А. Федотовой. М.: ФиС 1998
  112. С. Концепция безопасности России: новые подходы. // Власть. — 1997.-№ 2. с.27−29
  113. Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.12.96 № 1569
  114. А.В. Система государственного управления. М. Закон и право. ЮНИТИ, 1997. 225с.
  115. . Условия восстановления государственного регулирования экономики. // Экономист. 1998 — № 6 — с. 14−23
  116. А. Россия и современный мир // Вопросы экономики.-1995.-№ 1. с.127−134
  117. М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.79−89
  118. JI. Финансовый механизм саморазвития региона. // Экономист. — 1999 № 6 — с.60−65
  119. В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.90−98
  120. Л.Ф. Системный анализ и программно-целевое планирование. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1989 — 80с.
  121. Е.В. Экономическая безопасность (сущность и тенденции развития). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 1998
  122. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784с.
  123. Региональная экономика: новые подходы / (Козлов JI.A., Ильин И. А., Штульберг Б. М. и др.- Отв. Ред. JI.A. Козлов) М.: Наука., 1993 — 126с.
  124. Региональная экономика: Учебник для вузов. / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др., Под ред. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998 472 с.
  125. Региональное управление: методология и моделирование. Под ред. Забродского. Харьков. Изд-во «Основа», 1991
  126. Регионоведение: Учебник для вузов. Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998 — 424 с.
  127. Регионы России. Статистический сборник (в 2х т) Госкомстат России. М. 2000
  128. Регионы России. Статистический сборник (в 2х т) Госкомстат России. М. 1999
  129. JI. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь.: Изд-во Пермского университета. 1994.
  130. Российский статистический ежегодник. 2000. Стат. сборник / Госкомстат России. М.: 2000. 642с.
  131. Россия в меняющемся мире: (Стат. сборник) Институт экономического анализа. М.: ИЭА, 1997 678с.
  132. Ф.М., Магомедов М. М. Основы государственного регулирования смешанной экономики в системе рыночных отношений России: Учебное пособие. М.: 1997. 248с.
  133. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М М, 1996. — 352 с.
  134. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: МП «Экоперспектива», 1997.-498с
  135. К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с. 14−24
  136. Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методические подходы к разработке. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1 — с44−58
  137. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методолгические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1 — с3−43
  138. Е.В., Козлова Ю. Г., Коваленко Г. М. Псковская область: проблемы инвестиций. // Финансы. № 6 — с.20−22
  139. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики.-1995.-№ 1. с.97−106
  140. В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопросы экономики.-1996.-№ 6. с.144−153
  141. А. Государственная собственность и налогооблагаемая база. // Экономист. 1999 — № 10 — с.23−27
  142. Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики -2001 № 5 — с.126−130
  143. В. Черноусов Е. Ипотека в сфере промышленности. // Экономист. 1998 — № 8 — с.83−88
  144. А. Региональная политика и экономическая безопасность России //Вопросы экономики.-1995.-№ 1. с.119−126
  145. В.А., Потапская М. А. Инвестиции как фактор экономического роста. // Финансы. 1999. — № 1 — с. 19−21
  146. Л. Реформирование системы государственной помощи: опят стран ЕС // Вопросы экономики 2001 — № 5 — с. 132−133
  147. А.А. Формирование системы экономической безопасности в условиях рыночного хозяйства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СП 1999
  148. И. Современная социально-экологическая ситуация в России: региональные особенности. // Власть. 1997. — № 12 с36−40
  149. Социально-экономическое положение областей ассоциации «Черноземье» за январь-декабрь 1998 г. Госкомстат России. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбов 1999.
  150. Социально-экономическое положение областей ЦентральноЧерноземного района за январь-декабрь 1999 г. Госкомстат России. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбов 1999.
  151. Сравнение показателей социально-экономического развития Тамбовской области с общероссийскими за январь-декабрь 1998 г. Госкомстат России. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбов 1998.
  152. Статистический бюллетень за 1999 год
  153. В.А. Организационно-экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов и государственных органов власти в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Оренбург 1999
  154. В. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность. // Экономист. 1996.- № 10 с.56−62
  155. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Ростов на Дону 2000
  156. Тамбовская область 2000. Госкомстат России. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбов 2000.
  157. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.45−53
  158. Тамбовцев. Экономическая безопасность хозяйствующих систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ Сер.6 Экономика-1995 № 3 с.3−9.
  159. А., Романова О., Куклин А.,. Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики.-1996.-№ 6. с.78−89
  160. А.И., Куклин А. А. Диагностика экономической безопасности РФ. // Вестник Российского гуманитарного фонда.-1998.-№ 1. с.55−63
  161. А.И., Куклин А. А., Романова О. А., Чуканов В. Н., Яковлев В. И., Козицин А. А. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.- 240 с.
  162. С. Планирование и программно-целевой подход в регулировании экономического развития. Европейский опыт, http//
  163. Н. Механизмы бюджетного финансирования инвестиций на муниципальном уровне. // Экономист. 1998 — № 11 — с.72−76
  164. А. Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы экономики 1998 — № 3 — с.4−17
  165. Г. А., Евсеенко А. В., Зверев B.C. Системная оценка интегрального риска взаимодействия экономических субъектов в регионе. // Регион: экономика и социология. 1997. — № 3 — с48−62
  166. Управление государственной собственностью. Под ред. Кошкина. М. ИНФРА-М, 1997
  167. Управление региональными программами в США и Канаде. М.: Наука, 1983
  168. Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1997. — 300с.
  169. И. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность // Вопросы экономики.-1994.-№ 12. с.65−78
  170. В.В. Региональное управление: опыт и проблемы. -Киев: Наукова думка, 1984. 289с.
  171. Р.А. Система менеджмента. Учебно-практич. пособие. М.: АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1996 — 358 с.
  172. .Н. Экономический потенциал социальной инфраструктуры региона. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 4 -С140−155
  173. В. Регулирование развития хозяйства области. // Экономист. -1998 № 1 — с.47−51
  174. С., Щеголь А. Инвестиционная политика в регионе. // Экономист. 1998 — № 1 — с.43−46
  175. В. О модельном наборе социальных индикаторов уровня жизни населения. // Вопросы статистики. 1998. — № 8 — cl5−19
  176. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. -Свердловск, 1991
  177. Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. -М.: ПРИОР, 1999.- 176с.
  178. А.А. Территориальное управление народным хозяйством. Учеб. Пособие для студентов экон. спец. Вузов. М.: Экономика, 1984. — 176с.
  179. Ф. Взаимодействие государственных властных и предпринимательских структур в регионе. // Маркетинг.-1997.-№ 5- с 15−22
  180. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996- 176с.
  181. Экономика недвижимости. Под ред. Ресина В. И. М.: Дело, 1999 328с.
  182. Экономика. Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова М.: «Проспект», 1998.-792с., с750−778
  183. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) В. Б. Зубик, Д. В. Зубик, Р. С. Седегов, А.Абдула. Под ред. Р. С. Седегова, М. И. Плотникова, А. С. Головачева. Мн.: Выш шк. — 1998. — 391с.
  184. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенчагова — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998 — 621с.
  185. Экономическая энциклопедия. / Науч-ред. совет изд-ва «Экономика», Инт экон. РАН, Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. -1055с.
  186. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике М.: Республика, 1999, 368с.
  187. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Финансовый издательский дом «деловой экспресс», 1999. — 360с.
  188. Armstrong Н and Taylor J Regional economics and policy. Harvester Wheatsheat, New York 1993
  189. Special Zones: an Assessment of Policies in Selected Countries / OECD. -Paris, 1991
  190. The Regions in the 1990s: Fourth Periodic Report on the Scocial and Economic Situation and Development of the Regions of the Community / ECSC-EEC-EAEC. Brussel- Luxemburg, 1991
  191. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis / OECD.-Paris, 1986.
Заполнить форму текущей работой