Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из требования информационного общества перейти от классического образования «на всю жизнь» к непрерывному образованию «через всю жизнь», в диссертации актуализирована роль дистанционного образования (ДО), опирающегося на телекоммуникационные и информационные технологии. Систематизированы объективные предпосылки становления дистанционного образования, позволяющего реализовать обучение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние и основные тенденции модернизации российского профессионального образования
    • 1. 1. Система высшего профессионального образования России: состояние, приоритетные направления и проблемы модернизации
    • 1. 2. Мировой опыт и направления модернизации системы отечественного высшего профессионального образования
      • 1. 2. 1. Предпосылки становления дистанционного образования
      • 1. 2. 2. Концептуальная модель профессионального дистанционного образования, реализуемая вузом дистанционной формы обучения
  • 2. Распределенный вуз как организационная форма дистанционного обучения
    • 2. 1. Распределенный вуз: особенности, принципы управления, зарубежный опыт
    • 2. 2. Инновационный подход к формированию структуры и функций управления распределенным вузом
    • 2. 3. Управление учебными центрами и развитием информационно-образовательной средой распределенного вуза
  • 3. Персонал распределенного вуза: воспроизводство, повышение квалификации и мотивация деятельности
    • 3. 1. Подготовка преподавателей вуза и особенности их деятельности при дистанционной форме обучения
    • 3. 2. Разработка организационно-методических основ системы повышения квалификации персонала распределенного вуза
    • 3. 3. Мотивация и стимулирование как средство повышения трудовой активности персонала вуза

Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования в принципиальном плане определена, во-первых, необходимостью в условиях глобализации1 и усложнения мирохозяйственных связей интенсифицировать темпы роста экономики и на этой основе поднять уровень и качество жизни населения России. Одним из путей решения этой задачи является кардинальный подъем эффективности отечественного образования. В процессе перехода от индустриального к информационному обществу роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, они становятся ключевым фактором роста, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный — 20%, а человеческий капитал — 64%. Современное производство диктует высокий уровень образования, знаний, профессионального мастерства, умения управлять новейшей техникой, культуры. Рост образовательного уровня работников выступает как предпосылка их адаптации к динамично меняющимся условиям труда, особенно в период структурной перестройки экономики. Образование, таким образом, становится важным субъектом изменяющегося социума, пространством личностного развития каждого человека, приобретает статус механизма общественного и культурного прогресса. Подтверждением возросшей роли образования явилось включение его, наряду со здравоохранением, строительством доступного жилья и развитием сельского хозяйства, в число приоритетных национальных проектов, призванных стать генератором инновационного экономического роста.

1 Современная экономическая мысль определяет глобализацию не просто как хозяйственное сближение стран и народов, их взаимозависимое и взаимосвязанное развитие, а как качественно новую ступень интернационализации факторов производства, мировых рынков капитала, рабочей силы, образования, общепланетарного научно — информационного пространства.

2 Майбуров И. А. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России//Мировая экономика и международные отношения. 2004,№ 3.

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена необходимость существенного повышения качества российского профессионального образования, его конкурентоспособности и доступности. Зарубежный и отечественный опыт доказал, что этого можно достичь на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Благодаря последним образование перестает зависеть от местонахождения обучающихся и вуза, появляется возможность индивидуализации обучения, привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава независимо от места проживания студента, реализации программ дополнительного образования и экспорта последнего. Вузы, организующие свою образовательную деятельность путем гибкой системы доставки и распределения образовательных продуктов в места проживания их потребителей с использованием современных информационнокоммуникационных технологий, в мировой практике принято называть распределенными.

B-третылх, в силу новизны исследуемой проблемы, специфики ДОТ пристального внимания заслуживают принципы, структура и функции управления распределенным вузом и его территориальными подразделениями.

В-четвертых, актуальность исследования обусловлена важностью проблем обеспечения распределенного вуза квалифицированными научно-педагогическим кадрами, прежде всего профессорско-преподавательским составом и педагогами-технологами, руководителями и менеджерами всех уровней организационной структуры вуза, мотивацией их труда и системой стабилизации персонала.

В этой связи целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления распределенным вузом в единстве теоретических и прикладных аспектов.

Объектом исследования стала система управления распределенным вузом. Предметом исследования избраны структурно-функциональные и кадровые аспекты управления.

Методической и теоретической основой исследования явились: а) системный подход к исследуемому объекту и предметуб) ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам общей теории управления, в том числе управления высшими профессиональными учебными заведениями1- в) концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ, методических документах органов государственного управления.

Фактологической и статистической базой исследования стали: материалы федерального государственного статистического наблюдения Росстатанормативно-методические, инструктивные и информационно-аналитические материалы Минобрнауки РФ и его Федеральных агентств по образованию, по науке и инновациямМинистерства информационных технологий и связи РФнаработки авторитетных научно-исследовательских организаций в области высшего профессионального образованияматериалы приоритетного национального проекта «Образование" — материалы зарубежной, общероссийской, региональной печати, научно-практических форумов, крупнейших вузов в Россииэлектронные источники информации сети Интернетавторские разработки по проблеме исследования.

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией ее цели, состоит в разработке учитывающей зарубежный и отечественный опыт концепции управления распределенным вузом в части его структурно-функционального и кадрового аспектов.

Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, выносимых на защиту) приведены в заключении.

1 К числу отечественных авторов, на работы которых опирался диссертант, относятся следующие ученые: С. Алифанов, В. Балашов, Г. Балыхин, Е. Богачев, А. Глазунов, В. Давыдов, М. Карпенко, В. Кинелев, В. Краевский Я. Кузьминов, Л. Кураков, В. Лазарев, И. Лернер, В. Овсянников, М. Осипов, И. Перовский, Н. Пирогов, И. Поташник, В. Садовничий, А. Тихонов, Л. Толстов, Л. Фишман, С. Щенников, В. Ядов, Е. Ясин и др. К числу зарубежных: М. Вебер, Н. Губер, П. Дракер, М. Мескон, Д. Митчелл, Г. Саймон, Ш. Такер, Ф. Тейлор, А. Файоль, А. Хартс, О. Шелдок.

Практическая значимость выполненного исследования определяется возможностью применения его выводов и рекомендаций при формировании структуры и функций управления вузами, использующими в полном объеме дистанционную форму обучения, а также традиционными вузами, частично переходящими на информационно-коммуникационные технологии и программы обучения. Представляется целесообразным использование материалов диссертации при создании учреждений системы повышения квалификации и средних профессиональных учебных заведений, а также Базовых центров по переподготовке преподавателей.

Апробация результатов исследования. Выводы и результаты исследования, сформулированные соискателем, были использованы Современной гуманитарной академией при разработке концептуальной модели дистанционного образования на основе информационно-коммуникационных технологий, формировании структуры и функций управления СГА, учебных центров и представительств, а также при проведении кадровой политики вуза. Соискатель принял участие в работе международных и общероссийских научно-практических форумов, в том числе: международной конференции «Информационные технологии в открытом образовании» (Москва, октябрь 2001 г.) — международной конференции «Информационно-телекоммуникационные технологии «ИТТО-2003» (Москва, май 2003 г.) — XIV Всероссийском совещании по проблемам качества образования (Уфа, 2004 г.) — зональном совещании «Россия и Болонский процесс: проблемы, задачи, перспективы» (Томск, май 2004 г.) — научно-практической конференции «Законодательное обеспечение управления образовательными учреждениями (организациями) (Москва, апрель 2005 г.) — второй международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, октябрь 2005 г.).

По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 5,6 п.л.

Состояние и основные тенденции модернизации российского профессионального образования.

Заключение

.

На основе многоаспектного анализа мировых тенденций экономического и общественного развития, углубления и интенсификации рыночных отношений показана приоритетная роль образования в подъеме уровня и качества жизни населения страны, раскрыта в этой связи глубина задач, стоящих перед высшим профессиональным образованием в условиях перехода России к постиндустриальному, информационному этапу развития. Дана характеристика информационного общества, рассмотрены его особенности и, прежде всего, инновационность во всех видах деятельности, ведущая роль сфер услуг, науки и управления, повышение роли творческого труда и, как следствие, развитие образования в интересах формирования творческих личностей.

В диссертации показано, что принятые государством в 90-е годы законодательные акты и практические меры привели к количественным и качественным изменениям в системе высшего профессионального образования: в 1995 — 2004 гг. резко увеличилось общее количество государственных и негосударственных вузов, число обучающихся студентовпроизошли положительные изменения в динамике и профессиональном составе профессорско-преподавательского корпусавозрос ежегодный выпуск специалистов вузами различной организационно-правовой формы, при этом негосударственными вузами, имеющими лицензию, за рассматриваемые годы выпуск увеличился в 19 раз (в государственных и муниципальных — в 2,4 раза) — среди выпускников по уровню полученных дипломов стали доминировать специалисты.

Вместе с тем, поставленные Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. цели — повышение его качества, доступности и эффективности решены лишь частично и должны быть конкретизированы применительно к новой модели развития экономики в 2006;2010 гг. — модели экономического подъема, выдвинувшей на первый план задачи формирования системы непрерывного образования, возможности гибкого перехода между различными образовательными программами, мониторинг качества и единство процедур оценивания. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи и взрослых.

В процессе исследования выявлены сохраняющиеся проблемы и вызовы, к основным из которых соискателем отнесены: а) несоответствие содержания и технологий образования требованиям производства — в условиях доступности информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса. Получает распространение подход, в рамках которого задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучениюб) отставание системы образования от потребностей рынка труда, о чем свидетельствует недостаточный уровень трудоустройства выпускников, активные вложения работодателями инвестиций в развитие альтернативных образовательных структур, совмещающих процесс обучения и профессиональной деятельностинедостаточная насыщенность специалистами в промышленности (19,1%), сельском хозяйстве (6,9%), строительстве (21%) и других отрасляхв) дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации, вызываемый низким уровнем оплаты труда, который приводит к падению престижа профессии преподавателя, оттоку квалифицированных кадров в иные сферы деятельности, к снижению конкурентоспособности системы образования как области профессиональной деятельности.

Показано, что преодоление имеющихся проблем связано с внедрением непрерывного образования, введением нового перечня профессий и направлений подготовки, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — реализаций системы мер по обеспечению участия России в Болонском процессе.

Исходя из требования информационного общества перейти от классического образования «на всю жизнь» к непрерывному образованию «через всю жизнь», в диссертации актуализирована роль дистанционного образования (ДО), опирающегося на телекоммуникационные и информационные технологии. Систематизированы объективные предпосылки становления дистанционного образования, позволяющего реализовать обучение на индивидуально-вариативной основе с признанием способности личности к самоорганизации познания. Выявлены существенные преимущества ИКТ в образовательной среде и определены принципы функционирования образовательной системы на их основе: максимальное использование учебного времени, индивидуальное обучение студента в соответствии с его когнитивными особенностями, воспитание коллективизма через расширение социокультурной сферы общения, стирание граней между очным и заочным образованием.

На основании изучения зарубежного опыта, результатов пятилетнего эксперимента в области дистанционного образования с участием соискателя, последним сформулированы основополагающие принципы построения концептуальной модели системы ДО на базе ИКТ для вуза дистанционной формы обучения, к которому, по мнению соискателя, следует относить высшее учебное заведение, обладающее необходимыми ресурсами и осуществляющее в полном объеме образовательный процесс с надлежащим качеством по модульному принципу его организации.

Установлено, что не менее 36,5 млн. российских граждан в возрасте от 18 до 45 лет имеют ярко выраженные образовательные потребности. Удовлетворить массовый доступ населения к образовательным услугам возможно только через развитие распределенных образовательных учреждений, доставляющих эти услуги в места проживания или трудовой деятельности. Изучение зарубежных концепций и тенденций распределенного образования и первый отечественный опыт его применения позволили сформулировать миссию, цель и задачи распределенного вуза, рассмотреть.

200 поля" его деятельности, отличия от традиционных учебных заведений и дать авторское определение этому учреждению: под распределенным вузом следует понимать разновидность высшего учебного заведения, выступающего в качестве многоуровневой социотехнической системы и организующего свою образовательную деятельность путем реализации гибкой системы доставки и распределения образовательных продуктов в места проживания их потребителей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Соискателем определены специфические принципы создания и управления распределенным вузом как организационной структурой, предложены ее общая и детализированная конструкции, выделены основные виды связей ее элементов и определены приоритеты мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности вуза. Раскрыта функциональная «нагрузка» каждого структурного подразделения, обоснован инновационный характер функций управления в сопоставлении с аналогичными подразделениями традиционных вузов.

Для оценки эффективности структуры управления распределенного вуза соискателем разработана методика, основанная на сопоставлении затрат по сравниваемым вузам на оплату административно-управленческого персонала и ППС, выступающих как функции двух переменных, — количества реализуемых образовательных программ и численности студентов.

Исследованы статус, организационная структура и функции учебных центров и представительств, относящихся к управляемой подсистеме второго и третьего уровней управления распределенного вуза (первый уровень — базовый вуз), разработана модель управления территориально удаленными учебными центрами. Показано, что независимо от места расположения, в каждом учебном центре осуществляются одинаковые педагогические технологии и обучающимся предоставляются одинаковые информационные ресурсы. Рассмотрены информационно-образовательная среда и технология ДО, в основу которой положен модульный принцип с обеспечением каждого модуля по изучаемой дисциплине учебно-методическим комплексом (УМК).

В плане кадрового ресурса ДО на базе ИКТ актуализирована необходимость подготовки и повышения квалификации ППС. Показано, что в условиях ДО на первый план в деятельности преподавателей выходят проектировочная, конструктивная, информационная, контролирующая, коммутативная и координирующая функции. В этой связи их подготовка и повышение квалификации должны проводиться во взаимосвязанных психолого-педагогическом, технологическом и техническом направлениях, подробно рассмотренных в диссертации. Выполнение преподавателем различных ролей при ДО выдвинуло задачу его подготовки к деятельности как методолога, дидакта, методиста, организатора, консультанта, разработчика и менеджера.

Соискателем разработана нормативная модель компетентности преподавателя в ДО, отражающая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Из-за отсутствия в образовательной системе России подготовки преподавателей для ДО, в качестве первого шага для решения этого вопроса в работе предложено создание региональных Базовых учебных центров.

На примере экстерриториального ППС Современной гуманитарной академии (СГА) соискателем систематизированы основные виды работ, выполняемые руководителями каждого из уровней принятой трехуровневой системы управления профессорско-преподавательским составом, предложено ввести должности педагога-технолога и учебного менеджера и отказаться от должности тьютора. На базе проведенного социологического исследования в диссертации разработана классификация, разделившая ППС на пять категорий по уровню готовности к инновационной деятельности с учетом потенциала, личных склонностей и стремлений преподавателей. В этой связи предложено при проведении аттестационных проверок вузов, работающих в условиях ДО, вместо показателя «процент штатных преподавателей» для оценки качественного состава ППС принять показатели наличия в вузе пяти категорий преподавателей и их оптимального процентного соотношения в общей численности ППС.

Сформулированы основные принципы разработки организационно-методических основ системы повышения квалификации персонала распределенного вуза, доказана целесообразность принятия модульного подхода при формировании программ учебного процесса повышения квалификации. Рекомендована двухуровневая модель системы повышения квалификации: первый уровень — профессиональная актуализация, второйподготовка, переподготовка, послевузовская подготовка кадров. На первом уровне предусматривается трехэтапное повышение квалификации для всех категорий вновь принимаемых работников, причем на третьем этапе программа обучения посвящена управлению качеством образовательного процесса. Второй уровень повышения квалификации следует активно использовать для подготовки педагогов-технологов, разработчиков и составителей учебных материалов.

Предложены дифференцированные методики оплаты труда и материального стимулирования сотрудников базового подразделения распределенного вуза и его учебных центров, учитывающие штатные должности, образовательный уровень персонала, наличие ученых степеней и званий, материальную ответственность и другие показатели. Повременно оплачиваемые работники стимулируются по окладам, тарифным ставкам и коэффициентам трудового участия (КТУ).

Для учебных центров соискателем разработан алгоритм определения общего размера фонда оплаты труда (ФОТ), учитывающий их доход за семестр и распределение на доли для оплаты различных категорий сотрудников с учетом районных коэффициентов.

В связи с повышенной ответственностью и нагрузкой директоров учебных центров оплату их труда рекомендовано производить путем регулярных выплат и специального вознаграждения, определяемого с помощью локального коэффициента.

В диссертации предложен комплекс мер, который был использован СГА при разработке социальной политики, включая систему награждений орденами и медалями, учрежденных распределенным вузом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Утв. приказом Минобразования России от 10 июля 1998 г. М., 1999.
  4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании».
  5. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  6. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  7. Федеральный закон РФ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. «Об утверждении Федеральной программы развития образования». М., 2000.
  8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
  9. Постановление Правительства от 23 мая 1995 г. № 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2070.
  10. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».
  11. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 года».
  12. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».
  13. Постановление ГД ФС РФ от 25 декабря 2002 г. № 3506−111 ГД «О федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»».
  14. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 гг.»
  15. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
  16. Приказ Госкомвуза РФ от 28 июня 1995 г. № 1235 «Об утверждении положения об отраслевой системе поощрения работников образовательных учреждений системы среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования».
  17. Приказ Минобразования РФ от 30 мая 1997 г. № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования».
  18. Приказ Минобразования РФ от 9 июля 1997 г. № 1472 о разработке концепции информатизации сферы образования // www.informika.ru
  19. Приказ Минобразования России от 14 мая 1999 г. № 1302 «О критериях установления соотношения числа студентов, приходящихся на одного работника».
  20. Приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791 «О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» // www.informika.ru
  21. Приказ Минобразования РФ от 27 июня 2000 г. № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования"// Бюллетень Минобразования РФ. 2000. № 9.
  22. Приказ Минобразования РФ от 12 октября 2000 г. № 2925 «О формировании межвузовской научно-технической программы Минобразования РФ «Создание системы открытого образования».
  23. Приказ Минобразования России от 11 апреля 2001 г. № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».
  24. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // www.informika.ru
  25. Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 марта 2005 г. № 66.
  26. Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
  27. Распоряжения Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. № 985−24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».
  28. Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений). Утв. Приказом Минобрнауки России от 01.12.2005 г. № 297.
  29. Решение коллегии Минобразования России от 26.06.2002 № 16/1 «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий"// www.informika.ru206
  30. В. Преподаватель и студент: (практика общения) // Высшее образование в России. 1998. -№ 2.
  31. Актуальные проблемы информационно-коммуникационной образовательной технологии: Методич. сборник. М.: СГА, 2003.
  32. А.Р. Управление персоналом в коммерческом вузе. М.: Соминтек, 1999.
  33. В.М. Технология социального управления в образовательной сфере. М.-МГПУ, 1998.
  34. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. М., 1999. 41 с.
  35. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, организация. М.: МЭСИ, 1999.196 с.
  36. А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. — 168 с.
  37. А.С. Модульно-рейтинговая система оценки уровня подготовки студентов как путь совершенствования контроля знаний и активизации учебного процесса // «Высшее образование в России». 2000. № 1.
  38. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологией. Учеб. пособие. М., 1995.
  39. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-мет. пособие. -М.: Высшая школа. 1980. — 363 с.
  40. З.Ш. Технологии работы и подготовки тьюторов МИМ ЛИНК// Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1.
  41. Д.Б., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии// Высш. образование в России. 2001. № 4.
  42. Н., Новикова Д. Управление качеством образования// Стандарты и качество. 2002. № 9.
  43. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. -М., 2003.
  44. М. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы// Стандарты и качество. 2002. № 4.
  45. B.C. Распределенный университет как форма расширения доступа к современному высшему образованию// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 5−6 (33).
  46. С.А. О статусе высшего учебного заведения// Университетское управление. 2003. — № 5−6 (28).
  47. М.Д., Карпенко О. М., Кривова В. А. О разработке механизмов расчета трудоемкости освоения образовательных программ в системе непрерывного образования / Вестник Национального Комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2004. № 1.
  48. A.M., Кревский И. Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий. Пенза, 1997. — 55с.
  49. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1985.- 153 с.
  50. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  51. В.И. Новый менеджмент. М.: Экономика, 1997.
  52. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена. -1998.
  53. Л.Г., Солодова Г. С., Харченко И. И. Подростки в рыночном пространстве // Философия образования для XXI века. 2001. — № 1.
  54. А.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып.4.
  55. В.Ф., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. М.: ВУ, 1996. — 68 с.
  56. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  57. В.В. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект/ Ред. Э. А. Микушин. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 78 с.
  58. В.В., Власова Ю. Ю. Социальные предпосылки развития массового интернет обучения в России// Информационные технологии в образовании: Материалы конф. М.: МЭСИ, 2002.
  59. В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 81 с.
  60. С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  61. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатик, 1995. — 220 с.
  62. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Развитие новых моделей дистанционного образования// Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации. М., (Б-ка дистанц. образования). 2001. 170 с.
  63. А.И. Оценка качества высшего образования. М., 2000.
  64. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.
  65. В.М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 3(7).
  66. Высшее образование в XXI веке: Подходы и практические меры: Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980 1995 гг.: Рабочий документ. Париж: ЮНЕСКО, 1998 г. 112 с.
  67. Гаврилова E. JL, Сергеева Т. А. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимися в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып. 3. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
  68. .С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования// Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования. М.: АПН СССР, 1987.
  69. .С. философия образования для XXI века: (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  70. А.Т. Особенности управления высшими учебными заведениями в условиях рынка. -М.: АПО, 2004.
  71. Е. Нацпроекты это только начало. // Российская газета. 25.07. 2006 г.
  72. Г. В. Управление качеством образования в негосударственном вузе// Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Межд. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2003. Т.1.
  73. В. Системное представление качества образования// Стандарты и качество. 2002. № 4.
  74. В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. -М., 2001.-121 с.
  75. А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования// Дистанционное образование в России. М., 2001.
  76. Г. В. Проектное управление качеством образования в регионе// Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2.
  77. В.П., Вымятнин В. М., Можаева Г. В., Тарунина Г. А. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. 1998,-№ 4.
  78. В.П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. -Томск: Изд-во ТГУ, 2003. 106 с.
  79. Демкин В. П, Руденко Т. И., Серкова Н. В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000. № 3.
  80. .Ю. Новые технологии для учебного процесса // Телекоммуникации и информатизация образования. 2000. № 1.
  81. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366 с.
  82. Дистанционная система обучения: опыт реализации в мировой практике, возможности, пути внедрения и перспективы развития в России. Новосибирск. Изд. НГПУ, 1997.
  83. Дистанционное образование в России и за рубежом: Информационно-аналитический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. 134 с.
  84. Дистанционное обучение: учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат М.: ВЛАДОС, 1998.-192 с.
  85. Доклад Министра Минэкономразвития РФ Г. О. Грефа 02.03.2006 г. «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 г. и задачах на 2006 г.».
  86. Доклад Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования» на расширенной коллегии Министерства 10.10.2005 г.
  87. С.В. Компьютеры в образовании: Пределы возможного: Новые информационные технологии в высшем образовании// Информационные технологии и образование. М., 1996.
  88. Г. М. Новые информационно-образовательные технологии в контексте устойчивого развития общества Саратов. 1998.
  89. В.Т. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. № 3.
  90. М.М., Лобовикова С. В. Особенности менеджмента учреждений, занимающихся ОДО зарубежный опыт// Университетское управление: практика и анализ. — 2000. — № 1.
  91. А.П. Тьютор: менеджер маркетолог — продавец: расширенный взгляд // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — Вып.4.
  92. М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования: концепт, подходы / РАО. Исслед. центр проблем непрер. проф. образования. -М., 1998. — 31с.
  93. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. 200 с.
  94. Инновационное обучение: Стратегия и практика/ Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1987. 160 с.
  95. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Междунар. центр образов, инноваций РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: РГПУ, 1997. 285 с.
  96. Информационная справка по вопросу развития распределенного образования в России/М.:СГУ, 2003.
  97. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Под ред. М. П. Лапчика, О. Н. Лучко. Омск, 2000. Вып.З. — 163 с.
  98. С.Б. Мотивация труда. М.: РАН, 1998.
  99. Какое высшее образование нужно России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. № 3 (71).
  100. Ю5.Каланова Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования. М., 1999. 46 с.
  101. В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты // Монография. -М.: Современный Гуманитарный университет, 2004.
  102. М.П. Концепция Национальной программа развития всеобщего образования на основе информационно-коммуникационных технологий. / Вестник Национального Комитета «Интеллектуальные ресурсы России». № 1.2004.
  103. М.П. Состояние и стратегия развития дистанционного образования в условиях глобализации// Право и образование. 2003. № 3.
  104. М.П., Московцев Н. А. Концептуальные основания развития дистанционного обучения в России // Труды СГУ. 1999. вып. 15. Дистанционное обучение. Проблемы гуманитарных наук.
  105. О.М. Зарубежный опыт массового образования как организационной базис развития российских распределенных вузов // Инновации в образовании. 2004. № 4.
  106. О.М. // Магистерская диссертация. М.- СГА, 2004.
  107. О.М. Основы исследования эффективности системы управления учебными центрами вуза, применяющего информационно-коммуникационную образовательную технологию // Право и образование. -2005, — № 3.
  108. О.М. Сравнительный анализ функций управления структур вузов // Право и образование. 2005. — № 4.
  109. О.М., Бершадская М. Д. Инновационное развитие российского образования и Болонский процесс (проблемы стандартизации) / Московская Академия экономики и права. М., 2004.
  110. О.М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А., Лукьяненко О. И., Медведева М. А. Высшее социально-экономическое образование за рубежом. // Инновации в образовании. 2004. № 5.
  111. О.М., Бершадская М. Д., Денисович Л. И. Модульное планирование дистанционного учебного процесса. Материалы международной конференции «Информационные технологии в открытом образовании». Москва, МЭСИ. 11−12 октября. 2001.
  112. О.М., Бершадская М. Д., Денисович Л. И. Разработка концептуальных основ модульного планирования дистанционного учебного процесса. Инновации в образовании. 2002. — № 5.
  113. О.М., Бершадская М. Д., Денисович Л. И., Гадрани Л. А. О переводе нормативов ГОС в зачетные единицы. // Высшее образование в России. 2003. № 6.
  114. О.М., Котомина Л. И., Денисович Л. И. Системы университетских кредитов (зачетных единиц) Великобритании и стран Азиатского и Тихоокеанского регионов // Инновации в образовании. 2002. № 6.
  115. О.М., Котомина Л. И., Куперман И. А., Кузнецова О. В., Шестак Н. В. Опыт зарубежного законодательства в области дистанционного образования // Право и образование. 2002. — № 2.
  116. О.М., Котомина Л. И., Шестак Н. В. Европейская система перевода кредитов как гарант академического признания обучения, полученного за рубежом // Инновации в образовании. 2002. № 1.
  117. О.М., Сивергин М. Ю. Информационно-спутниковая образовательная технология Современного гуманитарного университета// Право и образование. 2001. № 5.
  118. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура/ Пер. с англ. под науч. ред. И.О. Шкаратана- Гос. ин-т. высш. школы экономики. М., 2000. 606 с.
  119. Качество подготовки специалистов в негосударственных вузах. М., 2000.
  120. В.Г. Дистанционное образование образование XXI в.// Alma mater. 1999. № 5.
  121. С.В. Возможности дистанционного обучения// Проф. образование. 1998. № 7/8.
  122. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. М., 1997. 144 с.
  123. Компьютерные технологии в дистанционном обучении/Сост. В. В. Семенов и др. М.:НИИВО, 1997. 63 с.
  124. Концепция создания и развития дистанционного образования в России // Проблемы информатизации высшей школы. Вып.З. — 1995.
  125. В.В. Методология педагогического исследования, Самара, 1994.-219 с.
  126. Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России. 2002. № 5.
  127. Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.
  128. А.О. Технология и методология разработки компьютеризированных курсов для дистанционной формы обучения //212
  129. Материалы научно-технического семинара «Дистанционное образование: проблемы и перспективы». М., 1997.
  130. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
  131. Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. Ижевск, УдГУ, 1992.
  132. В., Овсянников В. Концепция дистанционного образования// Новые знания. 1997. № 2.
  133. В. А. Социальный портрет обучающегося по системе дистанционного образования//Право и образование. 2000. № 1(2).
  134. О.И. Преподаватель и деньги// Высшее образование сегодня. 2001. № 1.
  135. С.С. О качестве систем дистанционного обучения// Высшее образование в России. 2000. № 6.
  136. С.Л., Рубцова Н. Е. Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий // Открытое образование. 2002. № 4.
  137. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  138. Г. А. Зарубежный опыт реформ образования: Проект к заседанию рабочей группы Государственного Совета РФ, 03.07.2001. Ч. IV. М., 2001. 74 с.
  139. Мб.Малитиков Е. М., Карпенко М. П., Колмогоров В. П. Дистанционное образование в Российской Федерации и странах СНГ: вопросы теории и практики// Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 3.
  140. И.М. Влияние мотивации на эффективность профессионально-педагогической деятельности// Объединенный научный журнал = Integrated sci. -М., 2001. -№ 12.
  141. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1998.
  142. П.Д., Никсон М. Взгляд в будущее: Профессиональное образование в XXI столетии// Высшее образование в Европе. М., 1993. Т. 18, № 4.
  143. М., Альберт М. и Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1996.
  144. Т. Л., Маврина А. В. Внутривузовская система качества образования// Образование. 2003. № 1.
  145. Н.Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы. Тезисы докладов. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
  146. Н.Г. Ценностные ориентиры в тьюторской деятельности // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып.4.
  147. .З. Теория организаций. М., 1998.
  148. O.K. Восстановление стимулирующей функции заработной платы для профессорско-преподавательского состава высшей школы в современных условиях// Современные аспекты экономики. 2001. — № 7.
  149. Г. В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 1−2.
  150. Г. В., Тубалова И. В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей) / Под ред. В. П. Демкина. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 41 с.
  151. М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. № 1.
  152. М.В. Подготовка тьюторов в области новых педагогических технологий для системы дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы. Тезисы докладов. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
  153. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  154. Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. 2005. № 6 (14).
  155. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3.
  156. М.И. Методические, организационные и технологические основы дистанционного обучения. -М., 1998.
  157. С.П. Концептуальное проектирование организаций как средство решения проблем управляемости// Проектирование организаций. М., 1977. (Тр. ЦНИПИАСС- Вып. 17).
  158. Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 344 с.
  159. М. Педагогическая модель дистанционного обучения. Преподаватель тьютор. // Новые знания. 2000. № 2.
  160. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования //Педагогика, 1998. № 3.
  161. A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.
  162. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Под ред. Е. С. Полат М.: Изд. Центр «Академия», 2002. -272 с.
  163. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. 191 с.
  164. В.И. Исследования концептуальных основ дистанционного образования в условиях развития электронного обучения. -М., 2004.
  165. В.И. Образование без отрыва от работы: Опыт организации: Заоч. форма обучения в Моск. гос. открытом пед. ин-те: Из опыта работы учеб. метод, образования//Педагогика. 1995. № 2.
  166. В.И. Основные этапы развития дистанционного обучения и его теоретическое сопровождение// Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации. М., 2001.
  167. В.И., Кашицин В. П. Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации. М., 2001. — 294 с.
  168. О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. № 3.
  169. В.Д. Перспективы дистанционного образования// Дистанционное образование в России. М., 2001.
  170. Организационные структуры управления производством./ Ред. Б. З. Мильнер. Москва: «Экономика», 1975.
  171. Организация управления производством в капиталистических странах. Пер. с англ. Под ред. д.э.н. Ю. П. Васинова. М.: «Прогресс», 1972.
  172. А.И. Этико-правовые проблемы интеллектуальной собственности в образовании и Интернет (обзор)// Философия образования. 2000.
  173. Ш. Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.
  174. Е.С. Дистанционное обучение: Организационный и педагогический аспекты// Информатика и образование. 1996. № 3.
  175. Е.С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций // www.ioso.iip.net/distant
  176. Н.А. Методика и структура формирования учебных курсов для дистанционного обучения в режиме on-line // Дистанционное образование. -1997.-№ 4.
  177. Правовые проблемы модернизации образования/Отв. ред. И. А. Рожков. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  178. А.И. Современная социология организаций. М., 1998.
  179. Проблемы качества образования: Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции. 24 мая 1 июня 2001 г. Уфа-Москва, 2001.
  180. Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе // Материалы Четвертой науч.-практ. Конференции. СПб, 2003.
  181. М. «Оптимальная сложность управленческих структур»// Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 5.
  182. Ю.М. Анализ социальных систем./ Лекции. Выпуск 1- Теоретические предпосылки системного подхода в социологии. М.: «Союз», 1994.
  183. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ. Париж: ЮНЕСКО, 1996. 49 с.
  184. Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980.
  185. Л.И. Траектория модернизации процессов в российской системе высшего образования (конец XX начало XXI в.)// Экономика образования. 2003. № 1.
  186. Российский статистический ежегодник. 2005. Официальное издание. Статистический сборник.
  187. З.П. Организационные структуры управления.// Российский экономический журнал, № 4, 1996.
  188. А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М., НИИВО, 2001.
  189. Т.С., Суворина Е. А. Проблемы развития профессиональной подготовки работника высшей школы. Инновационная научно-педагогическая деятельность// Право и образование. 2001. № 5.
  190. В. Модернизация российского образования// Экономика и образование сегодня. 2004. № 8
  191. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. -М.:ВУ, 1997.
  192. А.К. Дистанционное обучение и Интернет//Информационно-телекоммуникационные технологии «ИТТО-2002», 23−24 мая 2002 г. Материалы международной конференции. М.:СГУ, 2002.
  193. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
  194. Современные проблемы и перспективы развития дистанционного образования в России. Труды конференции. Дубна: Центр дистанционного обучения Университета «Дубна», 2004.
  195. А.А. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. № 3.
  196. Е.Д. Оптимизация управления дистанционными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования. М. 2002.
  197. М.И., Чванова М. С., Вислобокова М. В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1999. № 2.
  198. JI.A., Сыроватко М. М. Дистанционные методы базовая основа новых организационных структур обучения в высшей школе// Право и образование. 2003.
  199. Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения. М., 2001.
  200. А.Г. Инновационная деятельность: Идея, содержание, формы// Деловая информация. 1995 .№ 11.
  201. А.Г. Проблемы тьюторской деятельности // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы. Тезисы докладов. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
  202. А.Г. Проект «Тьютор 2000»: Идея, содержание, воплощение// Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы. М., 2000.
  203. В.П. Высшее образование в глобальном мире. Доклад на общем собрании МАОО, 20 дек. 2001 г. М., МЭСИ, 2001.
  204. В.П. ДО: История, экономика, тенденции// Дистанц. образование. 1997. № 2. с. 60.
  205. В.П., Рубин Ю. Б., Самойлов B.C., Шевченко К. К. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999. № 6.
  206. А.Н., Абрамшин А. Б. и др. Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. М.: Пресс-агентство «Интеллектуальные ресурсы», 1998.
  207. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  208. Управление в образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство: Сб. ст. / Под ред. П. Карстанье. М., 1995.
  209. Е.Ф. Системное представление дистанционного образования. -М., 2005.
  210. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. М., 1998.
  211. В.Н. Инновационная культура работника вуза: теоретическая модель социологического исследования//Инновации в образовании. 2001. № 1.
  212. У., Уотерман Э. Критерии качества дистанционного образования// Высшее образование в Европе. 2002. T.XXVII. № 3.
  213. X. Мотивация деятельности. М.: Педагогика, 1986. Т.1.
  214. В.И. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. № 4.
  215. С.А. Открытое дистанционное образование. Монография. М.: Наука, 2002. — 527 с.
  216. Экономика и организация управления вузом: Учебник. СПб., 1999.
  217. Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1997.
  218. Bang J., Dondi С. The challenge of ICT to university education: networking, virtual mobility and collaborative learning // New Learning. Lisbon. 2000.
  219. Berge Z. The Role of Online Instructor // www. e-moderators.com
  220. Blumenstyk G., McMurtrie B. Educators lament a corporate takeover of international accreditor // The chronicle of higher education. 2000. October 27. V. XLVII. № 9.
  221. Calvin S. Hall, Gardner Lindsey. Theories of Personality. New York: Wiley. 1957.
  222. Colyer A. Copyright law, the Internet, and distance education // Amer. j. of distance education. N.Y., 1997. Vol.3. N 11.
  223. Dan Carnevale. A college’s decailed police on distance learning // chronicle of higher education. 2000. May 12.V. XLVI. № 36.
  224. Dan Carnevale. Commission says federal rules on distance education must be updated // The chronicle of higher education. 2001. January 5. V. XL VII. № 17.
  225. Dan Carnevale, Duke U. Moves to set policies on online courses // The chronicle of higher education. 2000. June 9.
  226. Dan Carnevale. Union offers standards for distance education // The chronicle of higher education. 2001. February 2. V. XLVII. № 21.
  227. Distance Learning Guidelines // http://www.qaa.ac.uk/public/dlg
  228. Encyclopedia Britannica. Deluxe Millennium Edition. CD ROM. 2002.
  229. Ferrel C. The Changing Faces of Virtual Education/ The Commonwealth of Learning. London, 2001.
  230. International Perspectives on Quality Assurance. Distance Education policy document.
  231. Manton M. Techniques for tutors. Oxford. TALL. 2001.
  232. Maslow A. A Theory of Human motivation // Psychological Review. No.50. 1943.
  233. Masterton S. The virtual participant: a tutor’s assistant for electronic conferencing. Knowledge Web. London. 1998.
  234. Mccollum K. Copyright office releases proposal for on-line distance education // The chronicle of higher education. 1999. July 9. V. XLV. № 44.
  235. Murray H.A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press. 1968.
  236. Report on trends and development in higher education in Europe 1998−2003. 2003.
  237. Rockenbach В., Almagno S. Distance education: some of the unasked and unanswered questions // International information & library review. L. 2000. V. 32. № ¾.
  238. Rowland S. The Encouraging University Teacher. Open University Press. 2000.
  239. Salmon G. E-Moderating the key to teaching and learning online. London. 2000.
  240. Skinner, B.F. The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis, New York: Appleton-Century, 1938.
Заполнить форму текущей работой