Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая реализация теоретической модели управления учебной практикой приводит к существенному повышению качества усвоения студентами теоретических (от 8,25 ± 2,17 до 10, 12 ± 2,34 балла) и методических (от 7,98 ± 2,39 до 10,52 ± 2,07 баллов) знаний, уровня развития умений проводить качественный биомеханический (от 3,52 ± 0,17 до 3,98 ± 0,21 балла), психологический (от 3,71 ± 0,22 до 4,04… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
    • 1. 1. Характеристика дидактических умений
    • 1. 2. Сущность и содержание педагогической практики
    • 1. 3. Анализ современного состояния педагогической практики студентов института физической культуры
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
    • 2. 1. Теоретическая модель формирования дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики
    • 2. 2. Ход опытно-экспериментальной работы и анализ результатов исследования

Формирование дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Практическая подготовка специалиста признается на сегодняшний день одним из слабых звеньев в системе высшего физкультур-но-педагогического образования. Большинство авторов отмечают существование разрыва между уровнем теоретических знаний выпускников и умением применять их при решении педагогических задач (В. М. Корецкий [66], В. Т. Чичикин [170]), что затрудняет процесс их профессиональной адаптации в первые годы работы в школе и препятствует успешному росту их педагогического мастерства.

В частности, установлено, что 5−20% преподавателей не соответствует среднему уровню подготовленности к профессиональной деятельности, а 35 -55% соответствует не в полной мере (Е.В. Кузьмичева, [83]). Констатирующее исследование, проведенное П. К. Губа [39], выявило невысокий уровень сформированности готовности студентов третьего курса к профессионально-педагогической деятельности. Экспертная проверка сформированности профессиональных качеств, теоретико-методических знаний и практических умений и навыков профессиональной деятельности студентов при традиционном проведении педагогической практики показала их достаточно низкий уровень (В.Ю. Петров [125]).

В качестве другой причины низкого уровня профессиональной готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов указывается ориентация преподавания спортивно-педагогических дисциплин на формирование спортивных умений и навыков (И.П. Косьмина [67]).

Поэтому на современном этапе наметилась тенденция к профессионализации обучения, к усилению практической направленности педагогического образования [11−14−17−23−57−61 и др.]. Эта тенденция нашла свое отражение в содержании требований Государственного образовательного стандарта и в соответствующей квалификационной характеристике специалиста по физической культуре.

Разрешение противоречия между низким уровнем практической готовности выпускников физкультурно-педагогических вузов, ее оторванностью от профессиональной деятельности и требованиями, которые предъявляются к специалисту физической культуры современным обществом, является актуальной проблемой совершенствования профессионально-педагогической подготовки.

К.К. Платонов [133] подчеркивает, что формирование дидактических умений будет более продуктивным только в том случае, если в работе со студентами не ограничиваться лишь показом хороших уроков или демонстраций элементов передового педагогического опыта, а включать их в активную и разнообразную деятельность, связанную с их будущей профессиональной деятельностью. Поэтому одним из направлений решения данной проблемы * выступают поиск и разработка новых эффективных форм организации и управления учебной практикой в процессе обучения физкультурно-спортивным видам.

Вопросы организации и содержания педагогической практики, управления ею исследовались в нескольких направлениях:

1) — определение целей, задач, содержания, наиболее эффективных методов и форм ее проведения.: О. А Абдуллина [2], В. П. Кузьмин [78]- Е.В. ф Бондаревская [19], З. И. Васильева [22], В. В Кулиш [86], А. И. Пискунов [131;

132];

2) — исследование практики как средства овладения студентами содержанием и способами педагогической деятельности: К. Н. Боголюбов [18], Л. А. Булатов [21], В. Ю. Петров [125], П. В Редхер [143];

3) изучение процесса развития, и формирования, профессионально важных качеств личности будущего специалиста: В. Г. Максимов [101], И.Х.

Мухамедалиев [110], В. Г. Рындак [152], А. М. Трешев [163], В.И. Шестерни-на [172].

В исследованиях зарубежных ученых показано, что традиционные формы проведения педагогической практики, трудные условия преподавания и сложный контингент учащихся приводят к формированию у студентов негативного отношения к будущей профессиональной деятельности и снижению их самооценки (R.Glifton [184], J. Doherty and К. Parker [183]). Это положение является весьма тревожным, поскольку существующая педагогическая практика не является эффективным средством подготовки компетентных специалистов физической культуры в современных условиях.

В ряде общепедагогических исследований показана высокая эффективность организации учебно-познавательной деятельности студентов на основе применения методов проблемного обучения (И.Я. Лернер [95], А. М. Матюшкин [105], М. И. Махмутов [106], В. Т. Кудрявцев [75]), постепенного и последовательного сближения ее содержания с предметным и социальным контекстом будущей профессии (A.A. Вербицкий [25]), использования общих форм обучения в рамках организационной структуры коллективного способа обучения (В.К. Дьяченко, [43]).

К сожалению, в реальной педагогической практике существует разрыв между уровнем сформированности профессиональных умений у выпускников институтов физической культуры и требованиями, которые предъявляет к ним практическая деятельность специалиста физической культуры.

С учетом данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: педагогическая практика студентов института физической культуры.

Предмет исследования: процесс формирования дидактических умений у студентов ИФК в ходе педагогической практики.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что формирование дидактических умений в процессе учебной практики по физкультурно-спортивным видам будет более эффективным, если:

1) содержание учебной практики, представленное в виде системы практических заданий, будет определено исходя из содержания будущей профессиональной деятельности;

2) решение практических заданий будет организовано на основе учебно-познавательной деятельности студентов проблемно-поискового характера;

3) практические задания будут разрешаться в последовательности, обеспечивающей постепенное и последовательное приближение к предметному и социальному контексту целостной профессиональной деятельности;

4) практические задания будут разрешаться в рамках организационной структуры коллективного способа обучения, обеспечивающего условия для оперативного применения теоретических и методических знаний в решении практических заданий.

Реализация этих требований позволит создать педагогические условия, необходимые и достаточные для эффективного формирования дидактических умений студентов физкультурно-педагогических вузов.

Достижение цели исследования предусматривает решение следующих задач:

1. Осуществить анализ и обобщение литературных данных по проблеме формирования дидактических умений у студентов институтов физической культуры в процессе педагогической практики;

2. Разработать модель формирования дидактических умений у студентов институтов физической культуры в процессе педагогической практики;

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики.

Методологической основой исследования являются основные положения материалистической диалектики и вытекающие из нее концептуальные положения системного и деятельностного подходов.

В соответствии с методологией системного подхода учебная практика рассматривается как педагогическая система, и. последовательно раскрывается в отношении: 1) ее целевой направленности (целевой анализ) — 2) содержания ее структурных компонентов (структурный анализ) — 3) механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ) — 4) возникновения и развития (генетический анализ).

Вторым методологическим ориентиром исследования выступает дея-тельностный подход. Положение психологической теории деятельности о предметности деятельности, понимаемое как способность субъекта воспроизводить в деятельности логику предмета, подчинять ей деятельность определяет стратегическое направление исследования от содержания и связей деятельности к тому, как и какие процессы реализуют их, делают их возможными. В соответствии с положениями данного подхода исследование системы управления учебной практикой осуществлялось в связи с сущностью и содержанием профессиональной деятельности тренера-преподавателя.

Методы исследования. Для решения задач исследования применялся комплекс общепринятых и разработанных нами методов, включающий: теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияпедагогическое наблюдениеметоды анализа документацииметоды педагогического контроляпедагогический экспериментметоды экспертной оценкиметоды математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы проводились для изучения состояния рассматриваемой проблемы, формулирования гипотезы, цели и задач исследования, определения методологических подходов к решению основной проблемы и вытекающих из нее частных проблем, выбора и разработки методик.

Педагогическое наблюдение применялось для изучения особенностей учебно-познавательной деятельности студентов в ходе учебной практики.

Методы анализа документов применялись для оценки умений студентов осуществлять психологический и качественный биомеханический анализы двигательных действий, определять и формулировать цель и частные задачи обучения, выбирать оптимальные с точки зрения задач и конкретных условий их решения формы, методы и средства обучения, планировать способы организации своей деятельности как преподавателя и учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Методы педагогического контроля применялись для оценки качества усвоения профессиональных знаний и дидактических умений.

Педагогический эксперимент проводился с целью практического обоснования эффективности разработанной нами теоретической модели управления учебной практикой.

Методы экспертной оценки применялись для изучения и оценки уровня развития дидактических умений.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Использовались метод оценки достоверности различий арифметических средних по критерию Стьюдента и непараметрический Х-критерий Ван-дер-Вардена.

Опытно-экспериментальной базой являлся Камский государственный институт физической культуры.

Опытно-экспериментальной базой являлся Камский государственный институт физической культуры.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключены в следующем:

— дан анализ проблемы формирования дидактических умений у студентов институтов физической культуры в процессе педагогической практики;

— разработана модель формирования дидактических умений у студентов институтов физической культуры в процессе педагогической практики, включающая в себя цель, задачи, содержание, закономерности, принципы, формы, методы, средства и результат;

— выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирования данной модели в управляемом образовательном процессе.

Практическая значимость результатов исследования определяется его ориентацией на повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурно-педагогических вузов.

Создание в образовательном процессе комплекса выявленных в ходе исследования педагогических условий обеспечивает высокий уровень сформиро-ванности у них дидактических умений. Ориентация на эти педагогические условия позволяет оптимизировать процесс профессиональной подготовки при управлении педагогической практикой студентов, обучающихся по родственным педагогическим специальностям, а также при повышении квалификации педагогических кадров.

В организации исследования можно условно выделить четыре этапа, качественно различающиеся по решаемым на них задачам.

На первом этапе (1997 -1998 гг.) проводилось изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы с целью выяснения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике высшей школы.

Задачами и содержанием второго этапа исследования (1998;1999 гг.) являлись формулирование цели исследования и вытекающих из нее частных задач, выделения объекта и предмета исследования, определение методологических и теоретических подходов к решению проблемы исследования, создание рабочей гипотезы, разработка модели для ее внедрения в образовательном учреждении.

На третьем этапе (1999;2001 гг.) был определен диагностический инструментарий для измерения и оценки сформированности знаний и дидактических уменийорганизован и проведен педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности модели формирования дидактических умений в ходе учебной практики.

Заключительный этап (2000; 2001 гг.) исследования был посвящен обобщению и систематизации результатов исследования, формулированию выводов, написанию учебного пособия и научных работ, оформлению полученных материалов в виде диссертации.

Степень достоверности и обоснованности основных положений, вы* носимых на защиту, и выводов обеспечивается методологической базой системного и деятельностного подходов, научной редукцией основных положений психологической теории деятельности и педагогических теорий развивающего, контекстного и коллективного обучения, результатами педагогических экспериментов с участием достаточных выборок испытуемых. Достоверность полученных результатов подтверждается применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и в выступлениях автора на научно-практических конференциях. По теме исследования опубликовано 4 работы, в том числе учебное пособие. Они прошли апробацию в учебном процессе Казанского государственного педагогического университета и Камского государственного института физической культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Модель формирования дидактических умений у студентов института физической культуры в процессе педагогической практики, включающая в себя цель, задачи, содержание, закономерности, принципы, формы, методы, средства и результат деятельности педагогов и студентов.

2. Совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность функционирования данной модели.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Текст работы изложен на 138 страницах. Диссертация иллюстрируется 6 таблицами. В списке литературы приводится 188 работ, в том числе 9 работ зарубежных авторов.

Результаты исследования, приведенные в таблице 5, показывают, что студенты экспериментальной группы имеют существенное преимущество в показателях теоретических и методических знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов:

1. Сущностью учебной практики является учебно-профессиональная деятельность, связанная с преобразованием природы и общества и направленная на овладение предметными действиями и деятельностью по этому преобразованию. Учебно-профессиональная деятельность, выполняемая в ходе учебной практике, выступает в роли основного средства овладения способами профессиональной деятельности. Содержанием педагогической практики выступают: 1) теоретические и методические знания- 2) дидактические умения. При этом обучение студентов знаниям выступает как средство регулирования процесса решения учебно-профессиональных задач, как необходимая предпосылка возникновения, развития и функционирования учебной деятельности по решению этих задач.

2. В основе ведущей идеи совершенствования учебной практикой лежит концепция формирования дидактических умений через создание педагогических условий, обеспечивающих выполнение студентами учебно-профессиональной деятельности с последовательным повышением уровня проблемности решаемых педагогических задач в предметном и социальном контексте избранной профессии. Необходимым условием успешной реализации данной идеи является организация педагогической практики на основе учета следующих педагогических закономерностей:

• обусловленность целей и содержания педагогической практики профессиональной деятельностью специалиста по физической культуре;

• взаимозависимость процесса усвоения знаний и их практического применения в решении профессиональных задач;

• диалектическое единство учебной и педагогической деятельности;

• обусловленность результатов формирования дидактических умений содержанием учебно-профессиональной деятельности и особенностями его процессуального развертывания в ходе педагогической практики;

• обусловленность результатов формирования дидактических умений особенностями организации педагогического общения студентов в ходе педагогической практики.

Эти закономерности определяют содержание системы дидактических принципов, направляющих деятельность преподавателя и учебно-профессиональную деятельность студентов в процессе педагогической практики. В содержание этой системы входят принципы деятельности, активности личности, проблемности, коллективности, единства теории и практики.

3. Высокая эффективность управления педагогической практикой при обучении физкультурно-спортивным видам предполагает выполнение ряда необходимых и достаточных педагогических условий, таких, как: 1) стратегическая направленность педагогической практики на создание условий для формирования профессиональной деятельности- 2) определение оперативных целей и содержания педагогической практики исходя из содержания профессиональной деятельности специалиста физической культуры, формирования дидактических умений, обеспечивающих эффективную реализацию соответствующих способов профессиональной деятельности- 3) включение в содержание педагогической практики педагогических задач по биомеханическому, психологическому и педагогическому анализу разучиваемых двигательных действий- 4) преобразование содержания педагогической практики в систему учебных проблем- 5) организации учебно-профессиональной деятельности студентов по решению этих проблем на основе системы эвристико-алгоритмических предписаний с последовательным повышением уровня ее проблемности и степени приближенности к предметным и социальным условиям будущей профессии- 6) осуществление учебно-профессиональной деятельности в рамках коллективного способа обучения с ведущей, системообразующей ролью работы студентов в парах сменного состава в организационной структуре учебного процесса- 7) деятельностный контроль качества усвоения учебного материала.

4. Практическая реализация теоретической модели управления учебной практикой приводит к существенному повышению качества усвоения студентами теоретических (от 8,25 ± 2,17 до 10, 12 ± 2,34 балла) и методических (от 7,98 ± 2,39 до 10,52 ± 2,07 баллов) знаний, уровня развития умений проводить качественный биомеханический (от 3,52 ± 0,17 до 3,98 ± 0,21 балла), психологический (от 3,71 ± 0,22 до 4,04 ±0,39 балла) и педагогический (от 1,82 ± 0, 22 до 2, 25 ±0,17 балла) анализы двигательных действий, умений моделировать содержание (от 2,11 ± 0, 27 до 2,41 ±0,19 балла) и процесс (от 2,12 ± 0,32 до 2,38 ± 0,20 балла) обучения, умения создавать у учащихся с помощью слова систему знаний и представлений об ориентировочной основе двигательных действий (от 1,95 ± 0,30 до 2,44 ± 0,26 балла), умений осуществлять оперативный визуальный контроль и оценку качества выполнения двигательных действий с целью обнаружения и распознавания совершаемых ими двигательных ошибок (от 2,04 ± 0,47 до 2,65 ± 0,24 балла) и вносить оперативные коррекции в учебно-познавательную деятельность учащихся (от 2,02 ± 0,41 до 2,78 ± 0,36 балла), умений осуществлять критический анализ и оценку содержания, процесса и результатов обучения (от 1,82 ± 0,27 до 2, 21 ± 0,33 балла) и вносить конструктивные изменения, направленные на дальнейшее совершенствование содержания и процесса обучения (от 1,97 ± 0,19 до 2,18 ±0,22 балла).

5. Педагогическая практика, организованная на основе экспериментальной теоретической модели, приводит к повышению эффективности решения студентами педагогических задач обучения двигательным действиям (от 3, 79 ± 0,33 до 4,12 ± 0, 26 балла).

6. Управление педагогической практикой как на основе экспериментальной, так и традиционной моделях образовательного процесса обеспечивает достаточно высокий уровень усвоения техники разучиваемых двигательных действий и выполнения контрольных нормативов по основным легкоатлетическим упражнениям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений." 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990.- 141с.
  2. O.A., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов: Уч. пособие для студентов педагогических институтов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  3. O.A., Кузьмин E.H. Структура, содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов. М.- 1984. — 30 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  5. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать познавательные задачи в области воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук.-Л.: 1972.-23 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  7. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 606 с.
  8. И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.- 1993. — 22 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975. — 448 с.
  10. В.Г. Системность и общество. М.: 1980.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: обще дидактический аспект) М.: Просвещение, 1977. — 203 с.
  12. Х.Э. Совершенствование подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике в школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1981.-21 с.
  13. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 183 с.
  14. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 88 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-273 с.
  17. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. — 192 с.
  18. К.Н. Профессиональная подготовка учителя ФК в области педагогического общения. Ростов-на-Дону, 1989. — 213 с.
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 181 с.
  20. Л.А. Профессиональная адаптация старших товарищей в процессе практики. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1991.-210с.
  21. З.И. Педагогическая практика в системе подготовки учителя-воспитателя. Дис. канд. пед. наук. М.- 1979. — 222 с.
  22. Н.М. Проблемы подготовки будущих учителей к творческой деятельности //Современная высшая школа. 1987. — № 4. — С. 185−186.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
  24. A.A., Нечаев H.H. Педагогика, психология и задача совершенствования учебного процесса в вузе / В кн.: Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986.-С. 13−23.
  25. М.Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыты творческой деятельности будущего учителя. М.: Прометей, 1993.- 115 с.
  26. М.Я., Сафин P.C. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М.: Высшая школа, 1989. — 160 с.
  27. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике //Современная высшая школа. 1988. — № 2. — С. 143−150.
  28. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-520 с.
  29. JI.C. Развитие высших психических функций. Собр. соч. -М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — С. 6−328.
  30. О.В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры в процессе преподавания учебной дисциплины «Гимнастика»: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. -24 с.
  31. И.Н. Педагогические способности тренера и их формирование у студентов тяжелоатлетов ИФК: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 1987.-21 с.
  32. П.Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени док. пед. наук (по психологии) по совокупности работ. М., 1965.-51 с.
  33. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. М.: МГУ, 1968. — 120 с.
  34. О.В. Развитие творческого потенциала студентов вузов физической культуры в процессе освоения общепрофессиональных дисциплин (на примере социальной педагогики): Автореф. дис.. канд. пед наук. -Краснодар, 2000. 22 с.
  35. Е. Г. Формирование социальной активности и профессиональных умений у студентов факультетов физической культуры в условияхпедагогической практики: Автореф. дис.канд. пед. наук: М., 1991. 19 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования /Специальность 33 100 «физическая культура». Квалификация: педагог по физической культуре. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. ~ 22 с.
  37. Гуломов Худолаги. Формирование у студентов профессиональных умений и навыков предупреждать ошибки при выполнении технических действий в вольной борьбе. Дис. канд. пед. наук. М.: 1984. — 180 с.
  38. В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972.
  39. П. Място, содержаните и структуре на педагогиските дисци-плини в подготовкат на учителски кадри //Народна просвета. 1978. -№ 9.
  40. В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по ФК: Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 196 с.
  41. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.:Педагогика, 1989. — 160 с.
  42. JI.A. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры в условиях применения коллективного способа обучения: Дис.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 125 с.
  43. И. С. Средства и методы в организации познавательной деятельности студентов ИФК. Дис. канд. пед. наук. Минск, 1991. — 167 с.
  44. Л.Г. Теория и практика принятия решения. М.: Экономика, 1984.- 175 с.
  45. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Д., 1975.
  46. A.A., Матвеев С. Ф. Актуальные проблемы теории физической культуры в свете перестройки высшего и среднего специального образования. Киев: КГИФК, 1990. — 86 с.
  47. И.А. Использование подвижных игр в подготовке студентов к школьной педагогической практике //Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров по ФК и С в свете перестройки высшей школы: М., РИО ГИОЛИФК, 1988. — с.118−119.
  48. Ю.Д. с соавт. Программы педагогических институтов: Спортивные и подвижные игры с методикой преподавания: для специальности «Физическая культура». М.: Министерство народного образования РСФСР, 1989.-50 с.
  49. В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  50. А.П. Дидактические умения в деятельности учителя физической культуры и методика их формирования у студентов педагогических институтов. Дис. канд. пед. наук. Ульяновск: 1990. — 226 с.
  51. JI.A. Становление личности. Горький: Волго-Вятское издательство, 1989. — 167 с.
  52. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  53. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 207 с.
  54. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  55. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287 с.
  56. И.И. Структура процесса учения. М., МГУ, 1986. — 200 с.
  57. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: 1972.- 264 с.
  58. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  59. В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Омск, 1999. — 111 с.
  60. О.И., Соловей Л. А. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вища школа, 1980. — 184 с.
  61. А.Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов институтов физическойкультуры на основе проблемного обучения: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979. 181 с.
  62. В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. М.: ФиС, 1979.-208 с.
  63. В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализация»: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988. — 32 с.
  64. Н.П. Профессионализм деятельности преподавателя спортивно-педагогической кафедры вуза физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 21 с.
  65. Н.М. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов институтов физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1979. — 23 с.
  66. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996.
  67. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3 изд., доработ. и доп. — М.- Политиздат, 1979. — 413 с.
  68. П.У. Цели обучения и изучение эффективности деятельности учителя //Учитель и его профессия. Таллин, 1977. — С. 98−111.
  69. В.А. Основы педагогической психологии М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
  70. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  71. Т.В. Проблемное обучение понятие и содержание //Вестник высшей школы. — 1984. — № 4. — С. 27−31.
  72. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-264 с.
  73. B.C. Управление процессом обучения по специальности «Легкая атлетика «с применением средств программированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1984.-24 с.
  74. А. М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: Автореф. докт. пед. наук: Челябинск, 1999. — 37 с.
  75. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат. — М.: 1986. — 399 с.
  76. В.П. Системность как ступень научного познания: Системные исследования. М.: Наука, 1973. — 323 с.
  77. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -184 с.
  78. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности //Методы системного педагогического исследования Л.: 1980.
  79. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования. Л.: 1980.
  80. Е.В. Формирование профессиональных умений у студентов институтов физической культуры на основе решения проблемно-педагогических ситуаций (на примере волейбола): Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1990. — 32 с.
  81. М.А. Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993.- 18 с.
  82. Л.М. Оптимизация непрерывной педагогической практики как фактор профессиональной подготовки студентов ИФК: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1986. — 26 с.
  83. В.В. Пути повышения эффективности педагогической практики студентов педагогических институтов в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 159 с.
  84. А.Б., Никандров Н. Д. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе /В кн.: Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. М.: Знание, 1982. — 88 с.
  85. З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед наук. -Минск, 1992.-21 с.
  86. Легкая атлетика: Учебная программа для факультетов физической культуры педагогических вузов.
  87. А. В. Особенности физкультурного профессионального образования в педагогическом комплексе «Колледж-Университет»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 25 с.
  88. А.Н. Деятельность и личность. Вопросы философии. — 1974. — № 4. — С. 18−25.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1,2. — М., 1983.-536 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., МГУ, 1981. -584 с.
  92. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  93. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 211 с.
  94. И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-213 с.
  95. Х.Й., Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  96. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: научный анализ, проблемы, находки. М., 1992. — 96 с.
  97. А.Л. Формирование профессиональных навыков в процессе решения учебно-диагностических задач студентами института физической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. М/.1987. — 20с.
  98. В.Г. Формирование профессионального интереса у студентов педагогических вузов в процессе педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 156 с.
  99. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. М.: Знание, 1981.-84 с.
  100. Т.А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994.-23 с.
  101. М. Технология и эффективность социального управления. -М: Прогресс, 1982. 267 с.
  102. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  103. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 337 с.
  104. E.H. Профессиональная подготовка студентов ИФК на занятиях по спортивно-педагогическому совершенствованию (на примере специализации «художественная гимнастика»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 22 с.
  105. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 301 с.
  106. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 199 с.
  107. Мухамедалиев И. Х Формирование педагогических умений у студентов-гимнасток II кура ИФК в процессе педагогической практики и учебных занятий: Дис. канд. пед. наук. Л., 1990. — 164 с.
  108. А. Структура качеств, профессионально значимых для деятельности преподавателей ФВ и тренера: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 23 с.
  109. Ф.Г. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности в условиях индивидуально-дифференцированного обучения студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 173 с.
  110. Н.И. Дидактические условия сочетания репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности студентов при проведении обучающих игр в ИФК: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -22 с.
  111. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  112. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1988. — 31 с.
  113. Непрерывная педагогическая практика: Метод, рекомендации /Царева Н.Д.-М.: Прометей. МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 65 с.
  114. H.H. Моделирование и творчество. М.: Педагогика, 1987. — 203 с.
  115. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: ЮГУ, 1975. — 267 с.
  116. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. М.: Высшая школа, 1986. — 288 с.
  117. Педагогическая практика в школе: Учебно-методические рекомендации.- Краснодар, 1990. 34 с.
  118. Педагогическая практика /Под. ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981.- 102 с.
  119. Педагогическая практика в школе: учебное пособие для студентов ФФК педагогических институтов /С.Ю. Балбенко и др. Киев: Виша школа, 1990. — 136 с.
  120. Педагогическая практика: Опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов межвузовской научно-технической конференции. Ижевск, 1989.- 121 с.
  121. В. Ю. Специфика трудностей и пути их преодоления при освоении программы педагогической практики в связи с особенностями личности студента ИФК: Автореф. дис.. канд. пед. наук: М., 1989. — 20 с.
  122. A.B. Задачи педагогики и психологии высшей школы / В кн. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. A.B. Петровского. -М.: МГУ, 1986. С. 5−13.
  123. О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996. — 40 с.
  124. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М.: Просвещение, 1980. — 110 с.
  125. JI. В. Интеграция основных форм и методов учебного процесса по специализации в вузах физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 21 с.
  126. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  127. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 28−34.
  128. А.И. Профессиональная педагогическая подготовка будущих учителей //Сов. педагогика. 1985. — № 12. — С. 42−47.
  129. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1973. — 213 с.
  130. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-310 с.
  131. Д. Как решить задачу? М.: Учпедгиз, 1961. — 206 с.
  132. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: ЮГУ, 1990.-137 с.
  133. Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -СПб, 1994.-62 с.
  134. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992. — 47 с
  135. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, В. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  136. Л.В. Проблемное обучение (вопросы теории). Лекции ЦОЛИ-УВ.-М., 1990.-64 с.
  137. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  138. Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург., 1996. — 43 с.
  139. П.В. Факторы, определяющие эффективность методической подготовленности будущих учителей ФК в процессе педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 201 с.
  140. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа (проект). М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997. — 53 с.
  141. И.Н., Каргаполов Е. П. Проблема моделей личности, деятельности и подготовки специалиста по физической культуре //Теория и практика физической культуры. 1982. — № 11. — С. 49−50.
  142. З.А., Сергеева Т. А. Системно-структурный подход к построению курса химии. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 38 с.
  143. Н.Г. Методологические основы единства обучения и воспитания советского студенчества: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -25 с.
  144. С.Л. Основы общей психологии. Т. 1,2. М., 1989. — 536 с.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.:Педагогика, 1976 — 416 с.
  146. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 87 с.
  147. С.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов физической культуры: Дис. канд. пед. наук: Краснодар, 1996.- 127 с.
  148. В.Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе непрерывной педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1988.
  149. H.H. Формирование основ готовности будущих учителей к управлению педагогическим процессом: Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990.-212 с.
  150. Д.Ш. Формирование дидактических умений у студентов ФФК в контексте будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 21 с.
  151. JI. П. Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у студентов ИФК: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1995. -156 с.
  152. В.А. Формирование личности учителя школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 220 с.
  153. В.А., Подымова Л. А. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
  154. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1981.- 1600 с.
  155. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.- 166 с.
  156. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  157. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки модели специалиста. Саратов: СГУ, 1987. — 174 с.
  158. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
  159. М. В. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием студентов младших курсов в условиях педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 145 с.
  160. Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете. Дис. канд. пед. наук. Л., 1990. — 244 с.
  161. Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  162. .К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. — 60 с.
  163. Целевая интенсивная подготовка специалистов. Л.: ЛГУ, 1987. — 183 с.
  164. B.C. Функции практики в учебно-воспитательном процессе и ее виды //Новые исследования в педагогических науках. 1986. — № 1 (47). -С.33−36.
  165. Н.Т. Особенности конструктивной и коммуникативной деятельности преподавателя физического воспитания в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1973. — 22 с.
  166. В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 34 с.
  167. А.Н. Воспитание профессионально-педагогической активности студентов университетов в процессе непрерывной практики: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 143 с.
  168. В.И. Совершенствование профессиональной подготовки студентов ИФК с учетом компонентов учебной, спортивной деятельности и свойств личности: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1985. — 158 с.
  169. М.Г. Средства и методы формирования дидактических умений в процессе непрерывной педагогической практики студентов в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 22 с.
  170. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе //Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: Сб. научных трудов JL: 1980. с. 6−29.
  171. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. JI.: ЛГУ, 1980.-200 с.
  172. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  173. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 108
  174. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1992.
  175. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
  176. Abercromble В. Philosophical musing and ponderings pelated tothe art of teaching learning: the savored vievs of a long time teacher //The physical educator. -1991/ № 1. — P. 177−179. Ёёё 1981
  177. Annario A.A. Critical incidents in phycical educaion planing and instruction: in chance strategy // International Jornal of Physical education. 1983/ - P. 19−22.
  178. Aubertin I.E. The Training of Teachers of Phisical Education. Hull University, 1974.-№ 16.-P. 35−40.
  179. Doherty J. and Parker K. An investigation into the effect of certain variables on the self esteem of a group of student teachers, Educational Review. -1897.-V.29.-P.15.
  180. Glifton R. Practice teaching: survival in a marginal situation // Canadian Journal of Education. 1979. -V 4. — P. 60−74.
  181. Grane C. Attitudes towards acceptance of self and others and adjustment to teaching // British Journal of Educational Psychology. 1974. — V. 44. — P.6.
  182. Gwinet D. Learn Teaching Teach Learning, London, Boston, Heyly, 1979.
  183. Kotasch. The Development of Teacher Education// Prospects in Education. -1970.-V. l.-P. 18−24.
  184. Peck R.F. and Tucker J.A. Research on teacher education, in Travers, R. (eds.) Second Handbook on Research in Teaching, Chicago: Rand MeNally, 1983.
Заполнить форму текущей работой