Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие инвестиционной деятельности государственных предприятий морского транспорта в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В реалиях сеюдняшнего дня можно копе тирован", чт макро-Жономические факторы, тормозящие раижже инвесмиционной дея1ельности юсударственных предприятий на транспорт', в некоторой степени сняты. В 2004 юду принята Транспортная сграшия РФ, целевым ориентиром которой является рост инвестиционной привлекаюччыюаи офасли, стратегия имеет достаточно конкретный xapaKiep по рашижю инвестиционной… Читать ещё >

Содержание

  • Введшие
  • Глава 1. Спецификация инвест иционнойдгягглыюа и государственных предприятий морского трапспор га. /. 1. Инвестиционная деятельность государственных предприятий мореного транспорта
    • 1. 2. Федеральные государственные унитарные предприятия транспорта -участники инвестиционного процесса
    • 1. 3. Тенденции и перспективы развития унитарных предприятий как участников инвестиционного процесса па морском транспорте
  • ГЛАВА 2. Состояние и перспективы развшия иивгпиционпоп деягельнос1и ФГУПов на морском 1ра11с110рге
    • 2. 1. Реальные инвестиции: отраслевые тенденции и перспективы развития
    • 2. 2. Состояние и развитие инвестиционной деятельности ФГУ Пов на морском транспорте
    • 2. 3. Организационный механизм активизации инвестиционной деятельности ФГУ Пов на морском транспорте
  • ГЛАВА 3. Методическое обеспечение проектного управления ФГУПов морского транспорта
    • 3. 1. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов государственных предприятий морского транспорта ПО
    • 3. 2. Методические основы оптимизации временных параметров инвестиционных проектов 12 О
    • 3. 3. Классификация инвестиционных проектов морского транспорта 12 $
    • 3. 4. Методические основы рационирования кипипииа и выбора инвестиционн ых проектов

Развитие инвестиционной деятельности государственных предприятий морского транспорта в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальное!ь диссертационное исследования.

Активизация инвестиционной деятельности в национальной экономике и отрасли наиболее актуальная и весьма грудно решаемая макроэкономическая и микроэкономическая проблема, особенно в офаслях со значительным государственным присутствием, к которым, бе5 сомнения, относится и транспорт. В связи с этим приобретает актуальное и> проблема поисков эффективных источников финансирования инвестиций и, как следа «ие, проблемы идентификации основных факторов рашития инвестиционной деятельности в офасли. В современной научной литературе спектр данных факторов рассматривается чаще всею с макроэкономических пошций и проблемы их идентификации обозначаются следующим обрлом:

• значительные и нестабильные налоги по оiношению к инвестиционной деятельности;

• относительно дорогие кредиты, особенно для инновационных отраслевых проектов;

• политическая нестабильность, тормозящая развитие инвестиционной деятельности в отрасли;

• отсутствие юсударст венной инвестиционной политики, обеспечивающий импульс развития инвестиционной деятельности Iосударственных предприятий.

Исходя из реалий современной экономики, можно предположи п>, чю существуют и факторы, относящиеся к микроэномическим проблемам развития инвестиционной деятельности. На наш взгляд, основных факторов недостаточной инвестиционной активности на морском транспорте, исключая основную, — инвестиционная политика тсударава не имеет определенною системною характера, несколько, а именно:

• отсутствие практически у всех участников инвестиционно! о процесса, продуманной организационной модели финансирования инвестиционной дся! ельности, которая была бы рассчитана на долюерочный период, прежде всею, это относится к предприятиям транспорта государем bchiioi о сектора;

• общая неготовность субъектов инвестиционной) рынка (юсударствепных предприяжй транспорта) раскрывав информацию о своем функционировании, закрытая информация — шачи1ельиое организационное ограничение, тормснящее разви1ие инвестиционной деятельности;

• слсутствие ин ({)ормациопной прозрачности — существующая сис1ема финансовой отчетности и iосударственно1 о контроля позволяем инвестиционным реципиентам — ФГУПам скрывай, полученные ресурсы, в том числе укрывать их нецелевое использование.

В реалиях сеюдняшнего дня можно копе тирован", чт макро-Жономические факторы, тормозящие раижже инвесмиционной дея1ельности юсударственных предприятий на транспорт', в некоторой степени сняты. В 2004 юду принята Транспортная сграшия РФ, целевым ориентиром которой является рост инвестиционной привлекаюччыюаи офасли, стратегия имеет достаточно конкретный xapaKiep по рашижю инвестиционной деятельности в отрасли, связанной, прежде всею, с государственными предприятиями транспорта. Целевые ориеширы развишя инвестиционной деятельности Транспортной стратеги сочетаю 1ся с рафаботаниым в ее рамках организационным механизмом рашшия инвестиционной деятельности предприятий отрасли. При безусловном сохранении бюджетного финансирования опорной фансноршой инфраструктуры Транспортная стратегия РФ вводит новый инспн>1 активизации инвеешционной деятельности на фанспортеHuciniyr часшо-юсударсм венного партерства, который при адекватном рашшин б>де1 способствовать снятию микроэкономических фактров, тормо шцич развитие инвестиционной деятельности государственных предприятий.

Основной проблемой развития отрасли в cipaicinn обозначена проблема несоответствия между растущим спросом на ycjiyiи отрасли и ее инвестиционным потенциалом.

В связи с Э1им возникла актуальная проблема со$дания Meiодическою обеспечения активизации инвестиционной дсчпельносж чере$ сиаему проекпюю управления как способа реализации юеудара венными предприятиями транспорта инвестиционных задач, определенных Транспоршой сграгаией РФ. Логика проектного управления направлена на оптимизацию параметров инвестиционных ироекюв на ipancnopie, поскольку каждый из них специфичен и ipe6yei обоснованною экономического анализа. В этих условиях к числу фебующих решения проблем, в первую очередь, относятся следующие:

• обоснование необходимости реализации инвестиционных $адач Транспортной стратегии РФ государственными предприяшями транспорта;

• разработка организационного механизма реали$ации инвесшционных проектов ФГУПами, ведущая к активизации инвеешционной деятельности на транспорте;

• разработка классификации отраслевых инвестиционных ироекюв в зависимосш от организационно экономическою механизма и спецификация расчета их эффективности и проекпюю риска;

• разработка методики оптимизации сосгавных элементов офаслевых инвестиционных проектов, реализуемых ФГУПами.

Следует отметить, что современное состояние экономических на>к, которые в той или иной степени связаны с концепцией ак1иви$ации инвестиционной деятельности при проектном управлении, харакириi>егся достаточно развитым потенциалом 1ехнологических юорий оценки эффекжвносж и риска инвестиционных проекюв. В ю время как в научном экономическом сообществе осшются неразработанными меюдики отраслевой и организационно-экономической основы оценки эффективности и риска проектов. Прежде всею, слабо развиты адаптированные к практическому использованию меюдики ошимишции важнейших парамефов инвестиционных проекюв из-за oicyiciвия их офаслевой и ор1анизационно-экономической классификации, чю в первую очередь касае1ся юсударственных предприятия транспорт. Пасюятее диссертационное исследование предлагает mci одические решения названных проблем.

Разработка системы активизации инвестиционной дея1ельпос1и ФГУПов па морском транспорте базируется па итерационном анализе научной ли lepaiypbi, представленной различными жономическими школами.

В западной и российской научных школах сущее ib>ci представительный арсенал теорий развития инвестиционной деятельности, в том числе и связанных с реализацией проекции о подхода.

Данные проблемы рассматриваются Александером Г., Барпесом С., Наумом И., Бейлем Д., Беренсом В., Бирманом Г., Боди 3., Ван Хорном Дж.К. Гитманом Л. Дж, Джонном М. Д., Кейном А., Крушвицем Л., Маркусом А., Порткопом Д., Россом С., Фабоцци Ф., Фоглером P., Xayienovi Р., Хавранеком II., Холюм Р., Шарпом Ф., Шмидтом С. и дру! ими представителями западной школы.

В российской научной школе эта проблема рассмафивается в iрудах Бланка И. А., Бочарова В. В., Верегенникова И. И., Ковалева В. В., Лимитовского М. А., Мазура И. И., Малиновской О. В., Павлючепко В. М., Радиоповой С. И., Радионова Н. В., CepieeBa И.В., Скобелевой И. П., Тепловой Т. В., Тренева В. В., Шапиро В. Д., Шеремета В. В. и др.

Офаслевая наука, но радаиию управления ipaiicnopi нымм предприятиями, в юм числе развития их инвеоициопной дея1сльпос1и, иредсшвлепа работами Белецкого 10., Бугроменко В.II., Булова Л. Л., Громова II.II., Ефанова А. Н., Зайцева А. А., Пудельмана Р. И., Кононовой Г. А., Краева В. И., Пантиной Т. А., Персианова В. А., Позамашира Э. И., Греп^яка В.II., Улицкою M.II.

Цель диссертационною исследования обоснование и создание сиаемы методическою обеспечения развития инвестиционной деягельпосш юсударственпых предприятий морскою rpanciiopia, в основе ко юрою тложена разрабогка методик оптимизации парамефов инвестиционных проектов.

Задачи диссер1ацио11ною исследования:

1. Уточнение основных катеюрий исследования, имеющих принципиальное значение для решения его задач.

2. Анализ конструкции «права хозяйственною ведения» opi анимационного механизма ФГУПон на транспорте и обусловленная им спецификация инвестиционной дея1ельнос1и ФГУПов.

3. Анализ и выделение тенденций развития и ресфукгуризации ФГУПов на морском транспорте, обуславливающие фапсформацию их инвеаиционпой дея1ельности.

4. Анализ состояния основных фондов отрасли и инвестиционной деятельности ФГУПов, а также спецификация современных направлений ее развития.

5. Классификация инвестиционных проекюв, реали$уемых юсударс1 венными предприятиями морскою транспорт, направленная на идентификацию ор1анизационно-экономическою мехаииша реали$ации проектов.

6. Разрабопса методик оптимизации основных параметров инвестиционных проектов, направленная на реализацию проекпюю подхода к инвестиционной деятельности.

7. Разработка методическою обеспечения, но ранжированию инвестиционных проектов при реализации проектною подхода к управлению инвестициями.

Предмет исследования — система методическою обеспечения развития инвестиционной деятельности государственных предприятий морскою транспорта, реализуемая через проектный подход к ее управлению, основанный на оптимизации параметров проекюв.

Объект исследования — федеральные государственные унитарные предприятия морскою транспорта России.

Меюдологичсская основа исследования — теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых и исследователей в области развития инвестиционной деятельности, в том числе государственных предприятий, а также теоретические и практические разработки ученых по проблемам проектного и отраслевою менеджмента.

Репрезентативность исследования обеспечивается через механизм используемых в исследовании методов научною познания и анализа, к которым относятся — сисгемный анализ и сиги о, моделирование, aipei ирование и др.

Информационная база исследования — при рассмотрении проблем диссертационной работы детально исследован и обобщен объемный информационный блок. В нею входят: Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005;2008 п.), Огчеты и прогнозы МЭР Г и Минфина РФ о социально-экономическом развитии РФ за 2005;08 гг., данные ММВБ о развигии ипстигуга ЧГП в мировой практике, статистический сборник «Российская экономика в 20 032 005 гг., обозрения института экономики переходною периода «Российская экономика в 2004,2005,2006 п Тенденции и перспективы развития России» (выпуск 25,26,27), проект МЭРТ РФ «Дол1осрочпый протоз росы российской экономики», концепция государственной гранспоргной поли тки на период до 2010 г., ЦФП «Модернизация транспорта 2003;2010 п.», стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 юда, Транспортная стратегия РФ до 2020 года, отраслевые отчеты и приказы министерства ipancnopia, федеральные правовые и нормативные акчы о транспорте, сборники Государственною комитета РФ по статистике, материалы научно-практических конференций, материалы коллетий министерства транспорта РФ, данные Интерфакса, внутренние нормативные аки.1, финансовые и аналитические отчеты ФГУ11 «Росморпорг».

Научная новизна диссертационной работы заключается в юм, чю в пей па основе исследования и развития теории отраслевою инвестиционной) менеджмента, с учетом обобщения и анализа отечественною и зарубежною опыта проекгною инвестиционного развития государственных предприятии транспорта, обоснована и предложена целостная система методик оптимизации параметров инвестиционных проекюв, необходимая для реализации задач Транспортной страте1ии РФ.

К числу наиболее существенных научных результатов автр относит следующие позиции исследования:

1.Введен и обоснован ряд терминолотических характеристик исследования — инвестиционная деятельность, инвестиции, инвестиционный проект.

2.0боснована необходимость развития инвестиционной деятельности юсударствснных предприятий транспорта, как факюра реализации инвестиционных целей Транспортной стратегии РФ.

3. Выявлены тенденции развития ФГУПов как ор1анизационной формы государственных предприятий на морском rpancnopie и обоснована роль и специфика их инвестиционной деятельности.

4. Определена специфика инвестиционной деятельности, свяшшая с развитием инфраструктуры морского транспорт, и обоснована необходимость развития инвестиционного анализа, учишвающею офаслевые и организационно-правовые особенное in.

5. Осуществлена классификация офаслевых ипвесжциопных проектов, позволяющая осуществлять адеквашый ипвесжциоппый анализ проектов развития инфраструктуры морскою транспорт.

6. Специфицированы пуж оптимизации парамефов инвесжционных проекюв как основы реализации проектого подхода к управлению инвестиционной деятельностью ФГУПов.

7. Разработаны методики оптимизации различных парамефов инвестиционных проектов и меюдики ранжирования проекюв при реализации проектного подхода.

Практическая значимосп" исследования состойi в том, что ею основные положения доведены до конкрешых разработок и меюдик, реализация которых будет способствовать развижю инвестиционной деяк’льносш государа венных предприятий морского транспорта, коюрое обеспечш механизм реализации Транспортной сфатегии РФ.

Конкретные разработки и методики, такие как меюдика расчеш ¦эффективности инвестиционных проекюв при использовании юсударст венных гарантий, методики определения эффекжвноеж специфичных для отрасли инвесжциопных проекюв, меюдики ранжирования инвестиционных проектов и дру1ие Moiyr бьпь использованы юсударственными предприятиями в пракжческой дея1ельноеж.

Апробации результатов исследования.

Основные результаты научной работы автора были доложены и получили апробацию на научно-практических конференциях, проводимых в Санкт-Пе i ербург ском государст венном инженерно-экономическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций. Публикации.

Основное содержание работы отражено в пяш публикациях, общим объемом 1,62 пл., в том числе в издании, внесенном в списки ВАК РФ — Транспортное право. — № 1 — 2006.

Структура и объем работы. Диссертация сосюит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, (включающею 138 наименований). Работа содержит 175 страниц ieKcia, 12 рисунков и диа1 рамм, 49 таблиц).

Во введении обосновывается актуальность 1емы диссертационной) исследования, определяются цель и задачи исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов диссертационной) исследования.

Первая глава «Спецификация инвестиционной деятельное! и юсударс! венных предприятий морского ipaiicnopia» раскрывает содержание инвестиций и инвестиционной деятельности и их специфику во ФГУПах на морском транспорте. В ней представлена комплексная характеристика нрава хозяйственною ведения, адеквашая ФГУПам, и выделены особенности их инвестиционной деятельности, характерные для современною этапа. В главе также отражены тенденции развинти и реортанизации ФГУПов и обоснована специфика инвестиционной деятельности при возникновении новых организационно-правовых форм на морском транспорте, требующая новою уровня развития ипвеспщионпою проекшого анализа.

Вюрая глана «Состяние и перспективы развшии инвестиционной дся1елыюс1и ФГУПов па морском ipanenopie» посвящена проблемам оценки состояния основных фондов инфраструктуры морскою транспорта и анализу состояния и развития инвестиционных проекюв ФГУИа «Росморпорт». В ней также выделены позитивы и негативы активизации инвестиционной деятельности по развитию инфраструктуры морскою транспорта. В представленной главе специфицированы особенности инфраструктуры транспорта и особенности связанной с ними инвес гиционной деятельности.

В ipeibeii главе «Методическое обеспечение активишции инвестиционной дея1елыюсти ФГУПов морскою ipancnopia» рафаботаны методики оптимизации ключевых параметров инвестиционных проекюв, позволяющие ФГУПам решать проблемы рашпия инвестиционной деятельности. В данной главе представлена рашерпуия классификация инвестиционных проектов, необходимых для рашиптя ФГУПов, обуславливающая создание отраслевою механизма оценки их эффективности и риска.

В заключении представлены основные научные выводы и положения, полученные по результатам исследования.

Основные выводы Соиута нующсс обеспечение.

1 Необходимо определить регулятивные основы и сферы ответственности каждой из сторон, участвующей в концессионном со1лашеиии Допо шителыто должен быгь предусмотрен механизм для пересмотра этих условии, который не иодвертает ни одну из сторон концессионном) соглашения чрезмерному риску.

2 Необходимы специальная подгоювка и соответствующая квалификации для проектирования и реализации инвестиционных проектов в рамках ЧГП, обусловленные их сложностью Многие правительства для реализации таких проектов создают фунпы экспертов, имеющих практику, связанную с отраслевой инвестиционной деятельностью.

З.Неободимо введение конкурсных тортв, обеспечивающих выгодные условия концессионного соглашения и смя1 чающих политические риски Необходима разработка тендерной документации по проектам в рамках ЧГП.

4 Возможна дополнительная юсу дарственная поддержка для реализации многих проектов Разработка системы снециа тьпыч гарантии в отношении реатизаишт инвестиционных проектов.

Таким образом, возможность развития института часпто-Iосударственно1 о партнерства на морском транспорте позволит рассматривать Инвестиционный фонд как аккумулятор инвестиционных ресурсов для ФГУПов на морском транспорте. Действенность Инвестиционного фонда и эффективность ею развития будет определяться.

28 Информация подтотоплена по материалам выступ 1епия Уоррика Смита, менеджера департамента по развитию частною сектора МБРР и руководителя по подтотовке Док тлда о мировом развитии за 2005 тод. — Данные Интерфакса, 18 октября 2005 т. емкостью инвестиционной базы, полученной на основе развития института частно-государственного партнерства.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФГУПОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА.

В теоретической части исследования неоднократно отмечалось, что инвестиционная деятельность ФГУПов морского транспорта определяется, прежде всего, состоянием реального инвестирования, а, следовательно, состоянием отраслевых инвестиционных проектов.

Формирование совокупности инвестиционных проектов в рамках отдельных предприятий базируется на принципах уникальности каждого отраслевого инвестиционного проекта, их отраслевой востребованности и классификации, а также оптимизации отбора по критерию максимума интегрированного дисконтированного эффекта портфеля реальных инвестиций (стратегического чистого дисконтированного дохода).

Эффективность проекта в целом.

Эффективность участия в проекте.

Общественная Коммерческая эффективность эффективность.

Эффективность участия предприятий и акционеров.

Эффективность участия структур более высокого уровня.

Бюджетная эффективность.

Рис. 3.1. Виды эффективности ИП.

Региональная эффективность.

29Малиновская О.В., Скобелева И. П., Легостаева Н. В. Инвестиции. Уч. пос. — СПб. СПбГУВК, 2003.

При этом принципиальное значение имеют виды эффективности инвестиционных проектов (рис. 3.1), поскольку каждый из них iрсб>сi спецификации расчета денежною потока, частично сшвки. дисконтирования и как следствие — расчета эффективности и риска.

3.1. Методические проблемы практической оценки инвестиционных проектов юсударсгвенпых предприятий морскою транспорта В общем объеме мировых перевозок более 90% приходится па долю самою экономичного и экологически безопасного морскою транспорта, при этом существенная роль принадлежит портам. По взглядам аналтпиков транспортного рынка, морские порты в XXI веке будут основным звеном в трансконтинентальной транспортной системе, объединяющей крупнейшие мировые рынки, именно они будут выполнять роль накопительно-распределительных центров товаров и услуг. В этих условиях необходимость развития портовых мощностей является значимой экономически и социально, и политически важной. Поэтому активизация инвестиционной деятельности, прежде всего, портов являются сеюдня наиболее востребованной. При оценке инвестиционных проекюв возникает ряд проблем (табл.3.1), с которыми сталкиваются предприятия, инициирующие и продвигающие проекты, и которые являются предметом инвестиционно! о планирования как ведущего элемента инвестиционной стратегии.

Заключение

.

Представленное диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме — развитию инвестиционной деятельности ФГУПов на морском фанспорте. Сложность и специфичноеib проблемы обосновывается в значительной степени пассивным поведением государственных предприятий морского транспорта в области инвестиционной деятельности и продолжительным недостаточным бюджетным финансированием развития объектов инфраструктуры морского транспорта, имеющею федеральное значение.

Инвестиционная деятельность предприятий неразрывно связана с операционной деятельностью, их взаимодействие обуславливает динамизм развития предприятий и продолжительность их жизненного цикла. В основе развития инвестиционной деятельности по развишю инфраструктуры морского транспорта заложен проектный подход, который позволяет нацелить развитие инвестиционной деятельности на выявление специфики организационно-экономического и отраслевого механизмов реализации проектов. Развитие инвестиционной деятельности, основанное на проектом подходе, является в определенном смысле дуальной процедурой: с одной стороны, реализованный инвестиционный проект обеспечивает достижение потенциального экономического роста предприятия, который обеспечивает рост его стоимостис другой — инвестиционный проект обеспечивает мультипликативное воздействие на развитие национальной экономики в целом. Поэтому столь важной проблемой является сеюдня проблема активизации инвестиционной деятельности на транспорте, коюрый является одной из приоритет пых и системообразующих отраслей экономики и одновременно локомотивом экономического роста в современных условиях.

Кроме того, приоритеты государственной инвестиционной политики, воплощенные в Транспортной стратегии РФ, актуализируют проблему их реализации государственными предприятиями транспорта. Обоснование необходимости развития инвестиционной деятельноеи ФГУПов, и классификация инвестиций и инвестиционных проекюв на морском транспорте потребовали исследований современною состояния научных знаний в этой области и их развития. Данные исследования выявили следующие тенденции развития инвестиционной деятельности ФГУПов па морском транспорте, существующие в теории и практике реализации инвестиционных проектов:

• приоритетная инвестиционная деятельность ФГУПов на морском транспорте связана с реализацией реальных инвестиций, функционирование коюрых осуществляется в рамках инвестиционных проектор. Следовательно, активизация инвестиционной деятельности связана с проекшым подходом, который выполняет дуальную задачу — позволяет учитывап, и абсорбирован, уникальный характер каждого проекта по развитию инфраструктуры морского транспорта, и одновременно ориентирован на спецификацию инвестиционных проектов;

• проектный подход одновременно трансформирует содержание катеюрии «инвестиционная деятельность», т. е. видоизменяет ее целевые параметры и ориентирует инвестиционную деятельность на решение стратсч ической цели — рост стоимости предприятия;

• преобладание реального инвестирования во ФГУПах на морском транспорте, требующее проекшою подхода связано с реализацией задач Транспортной стратсч ии РФ, с высокой капиталоемкостью отрасли, состоянием основных фондов отрасли и предпочтительностью ФГУПов концентрировать инвестиционные ресурсы в рамках отрасли. Следовательно, инвестиционные проекты, реализуемые ФГУПами, чаще всею имеют долгосрочный и высокозатратный характер, что обуславливает необходимость проведения развернутою инвестиционною анализа, специфицированною в зависимости от вида проекта;

• специфика реальных инвестиций, реализуемых в форме инвестиционных проектов, включает их отраслевые особенности, коюрые состоят в высоком уровне капиталоемкости ipanciiopra (в два раза выше, чем в промышленности), определяемом особенностями технологи и продукции транспорта как отрасли производственной инфраструктуры. Во-первых, сами транспортные сооружения, прежде всего, инфраструктурные, и транспортные средства, с помощью которых реализуется жизненно важная для экономики страны функция транспорта по реализации и ускорению материального оборота на территории, образующей экономическое пространство, представляют собой дорогостоящее имущество. Во-вторых, на транспорте процессы реализации (обмена) и потребления специфической транспортной продукции неотделимы во времени от производственною процесса в отличие от промышленности, где процессы производства, реализации и потребления — автономны. Вследствие сказанною транспортную продукцию невозможно сохранять и накапливать. Указанная особенность предопределяет особую форму резервов на транспорте: здесь необходимо создавать резервы производственных мощностей (пропускной и провозной способности), но не запасы готовой продукции. Это является важным фактором, мультипликативно повышающим уровень капиталоемкости транспорта. Данные особенности требуюi спецификации расчета денежных потоков инвестиционных проекюв и создания оправданных резервов мощности транспортных коммуникаций и объектов;

• специфика реальных инвестиций, включает особенности, связанные с организационно-экономическим механизмом реализации инвестиционных проектов во ФГУПах на морском транспорте. Этот механизм связан со значительным присутствием государства в инвестиционном процессе ФГУПов, которое обуславливает необходимость структуризации юсударсгвенной поддержки (не только прямое бюджетное финансирование инвестиционной деятельности ФГУПов, но, прежде всею, обеспечение качественною развития их инвестиционной деятельное i и). Процесс структуризации государственной поддержки имеет значительное воздействие на развитие института частно-государственною нарiперста на ipancnopie и исключительное воздействие на пассивное поведение ФГУПов как участников инвестиционного процесса. Используя Hiicmiyi ЧГП ФГУПы типа холдингов (ФГУП «Росморпорт»), приобретают возможное п> увеличивать инвестиционную емкость предприятия и снижап" риск-инвестиционных проектов. Это обеспечивается на основе ортпизации инвестиционной деятельности с крупными инвесторами (внешними) при государственной поддержке и в силу монопольного положения ФГУПов па отраслевом рынке, а также на основе развернутого использовании механизма проектного финансирования, причем определенною ею видафинансирования с регрессом на государство.

Выделенные особенности развития инвестиционной деятельности ФГУПов на транспорте обусловили приоритетность развития отраслевою инвестиционного анализа, который одновременно учитывает и ор1анизационио-экопомический механизм реализации ироекюв. В резулыате проведения анализа развития инвестиционных проектов во ФГУП «Росморпорт» и анализа его инвестиционной деятельности выявлены следующие негативные черты ее организации:

• инвестиционное планирование не имеет системною характера, проекты принимаются к реализации по мере и зноса основных фондов в рамках средств отпущенных федеральным бюджетом и собственных средств ФГУпов, другие источники финансирования отсутствуют;

• проектный подход к инвестиционной деятельности отсутствует, проекты часто не связаны с другими видами транспорта и являются узконаправленными;

• инвестиционный анализ, проводимый при реализации проекюв, является предельно ограниченным, поскольку реализуемые проекты нацелены на краткосрочную перспективу;

• инвестиционная деятельность финансируется на основе цеповою механизма различных видов сборов, в состав коюрых включается, чю дает возможность этим предприятиям наращивать инфляционную составляющую национальной экономики, с одной стороны, а, с друюй — формирует достаточно весомую чистую прибыль, коюрая чааично изымается юсударством как учредителем ФГУПов. Порочное п> конструкции дополнительного перетока средств из бюджета в бюджет давно является предметом ожесточенных дискуссий о величине сборов и о целесообразности включения инвестиционной составляющей в них. Выявленные негативные черты инвестиционной деятельности ФГУПов морского транспорта позволяют в рамках исследования актуализирован" проблему проектного анализа инвестиционных проектов и выделить направления его совершенствования, которые приведут к активизации инвестиционной деятельности ФГУПов, и, возможно, будут способствовать сохранению права хозяйственного ведения на морском транспорт.

С нашей точки зрения, в этих условиях принципиальное значение имеет классификация проектов и механизм оптимизации различных параметров инвестиционных проектов, а также ранжирование проекюв, являющиеся логическим развитием инвестиционного планирования и анализа. Сегодня очевидно, что планирование инвестиций любою субъект хозяйствования начинается с классификации типичных для отрасли инвестиционных проектов, которая задает динамизм развития отраслевых методик проектною анализа. В исследовании выделены типичные ipyinibi проектов, связанные с организационно-экономическим механизмом их реализации на морском транспорте, к ним относятся:

• инвестиционные проекты, связанные с реализацией юсударстеппою заказа;

• инвестиционные проекты, реализуемые при государственной поддержке;

• инвестиционные проекты, предусматривающие лизинговые сделки;

• инвестиционные проекты, предусматривающие концессионные соглашения.

В рамках данной классификации разработано Mei одическое обеспечение оптимизации параметров проектов, содержащее следующие направления оптимизации:

• конструктивные параметры проекта;

• финансовые параметры;

• организационно-экономический механизм реали зации проекта;

• ставка дисконтирования инвестиционно! о проекта;

• временные параметры проекта;

• инвестиционные проекты в портфеле (механизмы критериев отбора и ранжирования проектов).

Таким образом, представленное исследование создает методическое обеспечение активизации инвестиционной деятельности ФГУПов на морском транспорте и способствует развитию роли инвестиционною анализа в деятельности данных структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: 1. pam, 2002
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 9-е изд. — М.: Ось-89, 2006.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Чааи первая и вторая. -CI16.: Питер, 2002.
  4. ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г., № 115-ФЗ.
  5. Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Закон РСФСР oi 26.06.91 № 1488−1.
  6. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25 февраля 1999, с последующими изменениями и дополнениями.
  7. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 2 июля 1999 г. № 45-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизише)» от 29 февраля 2001 г. № 21-ФЗ
  9. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции oi 30 декабря 1995 г. № 226-ФЗ. В редакции Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 г. № 75-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г., № 161-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 30 декабря 2005 г. № 94-ФЗ.
  12. Постановление Правительства РФ «О федеральных тсудара венных унитарных предприятиях, основанных па праве хозяйственною ведения» от 6 декабря 1999 г. № 1348.
  13. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Ишер Ком, 1999.
  14. Н.Барыкин С. Е. Инвестиционная стра1е1ия • решоналыют электроэнер1егического комплекса. СПб.: ПЭИПК, 2003.
  15. Ю. Алгебра роста. // Эксперт, 2003, № 30.
  16. В., Хавранек II. Руководство по оценке эффективное in инвестиций. Пер. с англ. М.: АОЗТ «Ишерэксперт», «ИПФРА-М», 1995.
  17. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. 'Г.2 М.: Международные отношения, 1994.
  18. Бизнес. Оксфордский толковый словарь. М.: Ilpoipecc-Академия, 1995.
  19. Бизнес-планирование: Учебник/ Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2000.
  20. Г., ШмидгС. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. М.: «Банки и биржи», «ЮПИТИ», 1997.
  21. В.М., Коровин В. А., Масленченко И. В., Юркевич Р. В. Управление проектом: Учебно-методическое пособие. Москва, 2003.
  22. И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. -Киев, «Ника Центр», «Эльга», 2001.
  23. И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. К.: Пика-Центр, Эльга, 2002.
  24. И.А. Финансовая стратегия предприятия. К.: Пика-Ценip, Элы а, 2004.
  25. И.А. Управление формированием капитала. К.: Ника-Цешр, Элы а, 2002.
  26. И.А. Управление использованием каншала. К.: Ника-Цешр, Эльга, 2002.
  27. Боди Зви, Кейн Алекс, Маркус Алан. Принципы инвеаиций, 4-ое издание: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
  28. В.В. Финансовое моделирование. СПб.: «Пи1ер», 2000.
  29. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий М.: Финансы и статистика, 1998.
  30. В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  31. В.В. Инвестиции. СПб.: Питер, 2002.
  32. В.Н. Синергетический подход к обоснованию уровня финансирования транспортной инфраструктуры.
  33. А.А. Основы социального менеджмента: Учеб. пособие / А. А. Булов. СПб.: СПбГУВК, 2001.
  34. Ватт Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы н статистика, 2003.
  35. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. Пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004.
  36. М. М. Взаимные инвестиции и вертикальная интеграция на товарных рынках при перекрестном владении собственностью // Экономика и математические методы. 1999 — № 3.
  37. Л.Дж., Джон М. Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  38. Р. Менеджмент/Пер. с англ. СПб.: «Нигер», 2001.
  39. Добсоп Эндрю «Долг и инвестиции для субъекюв Российской Федерации» М., Институт экономики переходного периода, 2000.
  40. А.А., Соколова А. А. Интегрированные бизнес-группы -прорыв к модернизации страны. М.: Центр исследований сгагисгики и науки, 2001.
  41. А.А. Формирование инвестиционной страшии и механизмов финансирования инвестиционных ироекюв в нефтяном комплексе: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, к.э.п.: Спец. 08.00.05- СПб гос. Ун-т экономики и финансов. СПб.| 1998.
  42. А.А., Ефанов А. Н., Третьяк В. П. Вехи перемен в развиши железнодорожного транспорта. М.: Издательский дом «Парус», 1998.
  43. II.B. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дон. М.: IOI1И ГИ-ДА1IA, 2001.
  44. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных ироекюв. М.: Фиистатинформ, 1999.
  45. Инвестиции в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004.
  46. Инвестиции и инвестиционное проектирование. Учебное пособие для государственных служащих. / Коллектив авторов II.M. Мухадииова, В. Е, Корольков, Г. В. Колодняя и др. Под ред. II.M. Мухадиновой и В. Е. Королькова. М.: Издательство «Мобиле», 2002.
  47. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  48. Кико1ь И. И. Финансирование и кредитование инвестиций. Минск: Высшая школа, 2003.
  49. А.А. Договор к Энертетической Харши: пуп. к инвестициям и торговле для Востока и Запада: Перевод с англ. М.: Международные отношения, 2002.
  50. В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
  51. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: «Финансы и статистика», 2001.
  52. В.В., Иванов В. В., Лялин В. А. Инвестиции. М., Проспект, 2003.
  53. Ковал и шин Е.Л., Поманский Л. Б. Реальные опционы: ошимальный момент инвес1ирования // Экономика и матемажческие меюды. Г. 35, № 2. 1999.
  54. .А. Инвестиционные проект: Учебник. Втрое издание, перерабоганное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  55. Г. А. Экономика транспортного предприятия: Учеб. пособие- СПб.: СГ16ГИЭУ, 2002.
  56. В.И., Пантина Т. А. Экономичекая оценка инвестиций на водном транспорте / Под ред. В. И. Краева. СПб.: Изд-во CI16ГПУ, 2003.
  57. JT. Инвестиционные расчет / Пер. с нем. Под общей редакцией В. В. Ковалева и З. А. Сабова. СПб: Нигер, 2001 — (Серия «Базовый курс»).
  58. .Т. Управление инвестициями. М.: Благовеа-В 2004.
  59. Лав В. Дж Как понимать и использован, финансовую огчешосчь: Пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз., 1996.
  60. И.В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвеешций М.: Экономисгь, 2003.
  61. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: Дека, 1997.
  62. И.И., Шапиро В. Д. Управление проектами. М.: «Высшая школа», 2001.
  63. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге П. Г. Эффекшвный мепеджмеш.- М.: «Высшая школа», 2003.
  64. О.В., Скобелева И. П., Легостаева II.В. Инвесчиции. Учебное пое. СПб, СПбГУВК, 2003.
  65. Менеджмент на транспорте: Учебное пособие. /Под ред. П. Н. Громова, В. А. Персианова М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
  66. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
  67. Методические рекомендации по оценке • эффективное! и инвестиционных проектов. / Вторая редакция. М.: Экономика, 2000.
  68. Г., Альстрэнд Б., Лэмиел Д. Школы страге1ий / Пер. с ашл. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательаво «I Iniep», 2000-
  69. С. А., Ровба Е. А., Кузьмич К. К. Математические меюды и модели в экономике. Минск, Тетра Системе, 2002.
  70. Мир управления проектами / Под ред. Решке X., Шелле X. / Пер. с ашл. М.: «Алане», 1993.
  71. В.А. Кредитование инвестиционных проектов. М.: Финансы и стагисгика, 2001.
  72. Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ./ Под ред. А. Н. Шохина.-М.: Банки и биржи, ЮПИТИ, 1997.
  73. Р.И. Проблемы планирования воспрои шодепш основных фондов транспорта.//Проблемы прогнозирования и оптимизации рабоп.1 транспорта. М.: Наука, 1982.
  74. Организация, планирование и управление в авюфанспоршых предприятиях. / Под ред. М. П. Улицкого. М.: Транспорт, 1994.
  75. Е.Р. Инвестиции: Курс лекций. М.: Оме! а, 2003.
  76. Первозванный А. А и Первозванная Т. П. Финансовый рынок: Расча и риск. М.: Инфра-М, 1994.
  77. Э.И. Методы оценки эффекжвноаи перспективных прогнозов и программ развития транспортам/Моделирование систем и процессов управления на транспорте. М.: 1991.
  78. Примерный устав ФГУП, утвержденный Распоряжением Министрава юсударственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. № 188-р (в новой редакции от 6 марта 2001 г).
  79. Примерный трудовой договор с руководителем ФГУПа, утержденный приказом Минэкономразвития от 2 марта 2005 г. № 49.
  80. С.П., Радионов Н. В. Оценка инвестиционных ресурсов предприяшй (инновационный аспект)-СПб.: «Альфа», 2001.
  81. Д.М. Инвестиции. Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 1997.
  82. М.В., Шевчук В. И. Финансирование и кредитование инвестиций. М.: Книжный дом, 2004.
  83. П., Нордхаус В. Экономика.: Пер. с англ.: 16-е изд.: Уч. нос. М.:Издатсльский дом «Вильяме», 2000.
  84. И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. В. Сергеев. И. И. Веретенникова, В. В. Яновский -М.: Финансы и статистика, 2002.
  85. Сио К. К. Управленческая экономика / Пер. с апгл. М.: М.: «ИИФРА-М», 2000.
  86. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: Ипфра-М, 1997.
  87. Статистический сборник «Российская экономика в 2003—2005 п» М/ Госкомстат, 2005.
  88. Статистический справочник «Транспорт в России, 2004» М.: Госкомстат, 2004.
  89. Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. М.: ГУВШЭ, 2000.
  90. Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. М.: CEPRA, 2001.
  91. В.В. Стратегическое управление. М.: «11РИОР», 2000.
  92. Н.А., Чубуков А. Б. Единая транспортная система. М.: Академия, 2003.
  93. М.П. Оценка стоимости транспорт пых средств: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.
  94. Управление инвестициями: в 2-х т. / В.В.Шереме1, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.
  95. Управление проектами/Ргаус'с/ management: Толковый англо-русский словарь-справочник./Под ред. проф. В. Д. Шапиро. М.: Издательство «Высшая школа», 2000.
  96. Финансы России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  97. Ф. Управление инвестициями / Нер. с англ. М.: «ИПФРА-М», 2000.
  98. К. Приватизация на бумаге // Известия, 18 Mapia 2005 i.
  99. Э. Техника финансового анализа/ Пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  100. Холт Роберт, Барнес Сет. Планирование инвестиций. М.: Дело ЛТД, 1994.
  101. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004.
  102. В.А. Инвестиционная стратегия. М.: ЮПИ ГИ, 2003.
  103. Черкасов В. Е Международные инвестиции. М.: Дело, 2003.
  104. А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М.: Издательский дом Дашков и К2003.
  105. А.С. Экономические и финансовые риски: Оценка, управление, портфель инвестиций. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004.
  106. Ф., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции / Пер. с англ. М.: «ИПФРА-М». 2004.
  107. В.Н., Ирниязов Б. С. Проектное кредитование: Серия «Международный банковский бизнес». М.: Консалтбанкир, 1996.
  108. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. И. Добрыпина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  109. W. '1 he Project Cycle / EDI. № 540/006, 1982.
  110. Fogler R.II. Overkill in capital budgeting technique // Financial Management. 1972.
  111. Haugen R.A. Modern Investment Theory. 4th ed. Hnglewood Cliffs (N.J.), 1997.
  112. Ross S. Uses, Abuses and Alternatives to Net Present-Values Rule // Financial Management Review. Vol.24, № 5. 1995.
  113. Shick G. Real Option. Handbook in OR&MC. Elsevier Science В. V. Vol. 9. 1995.
  114. Williams H. Highway investment benefits under alternative pricing regimes. Journal of Transport Economics and Policy, 35(2), 257−284, 2001 (with D Van Vliet, D Parathira and К S Kim).
  115. Wheeler D. and Mody A. (1992) International Investment Location Decisions: The Case of U.S. Firms, Journal of International Economics 33,57−76.
  116. Целевая федеральная программа (ЦФП) «Модернизация ipaiicnopia 2003−2010 гг.» www.mintrans.ru
  117. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года www.mintrans.ru
  118. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года www.mintrans.ru
  119. Доклад Левитина И. Е. «О ходе реализации Федеральной целевой нро1раммы «Модернизация транспорта 2003−2010»». www.mintrans.ru
  120. Доклад Левитина И. Е. «О региональных задачах реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». www.mintrans.ru
  121. Транспортная стратегия Российской Федерации. Доклад минисфа ipaiicnopia РФ И. Е. Левитина на заседании Правигельсгва РФ 28 апреля 2005 года. www.mintrans.ru
  122. Доклад о результатах и основных направлениях дея1ельпос1и Министерства транспорта Российской Федерации как субъекта бюджетпо1 о планирования. www.mintrans.ru
  123. Концепция государственной транспортной политики на период до 2010 года. www.mintrans.ru
  124. Обозрения института экономики переходного периода «Российская экономика в 2004—2006 гг. Тенденции и перспективы развития российской экономики». Выпуск 25,26,27 www.iet.ru
  125. Проект МЭРТ РФ «Долгосрочный прогноз роста российской экономики» www.economygov.ru
  126. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на дошосрочную перспективу. -www.economygov.ru
  127. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года -www.economygov.ru
  128. Отчеты МЭРТ РФ «Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2004 2005 г г.» — www. economy gov.ru
  129. Отчеты Министерства финансов РФ за период 2004—2005 ir www.minfin.ru
  130. Обзор экономических показателей. 11 ноября 2005 года. -www.minfin.ru
  131. Проекты постановлений правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых концессионных соглашений» www. concessit Ru
  132. Тенденции развития морскою транспорта в 2003 и 2004 п. www. rosmorporl.ru
  133. Аналитика. Концепция развития Северного морскою пуги. www. rosmorporl.ru
  134. Статистика. Бюджетное финансирование. www.rosmorport.ru
  135. Статистика. Источники и объемы финансирования. www. rosmorporl.ru
  136. Статистика. Финансовые затраты подпрограммы «Морской транспорт» 2003. www.rosmorport.ru
  137. Прог ношый план (программа) приватизации федерального имущесгва на 2005 г. и основные направления приватизации па 2006−08 гг. www. privati/aciya. ru
Заполнить форму текущей работой