Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка технологического процесса получения многофункциональной присадки «КМ», улучшающей качество дизельных топлив до европейского уровня

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гришина И. Н., Борщ В. Н., Башкатова С. Т., Колесников И. М. Механизм комплексообразования сукцинимида с углеводородами. Квантово-химический расчет неэмпирическими методами 1. Бензол. — М, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2007, с. 25−28. Кондрашева Н. К. Разработка и внедрение новых технологий производства судовых топлив и осевых масел из продуктов глубокой переработки нефти. — Сб. тезисов… Читать ещё >

Содержание

  • Научная новизна
  • Практическое значение и реализация результатов работы
  • Глава 1. Литературный обзор. Дизельные топлива и улучшение их качества с помощью присадок
    • 1. 1. Дизельные топлива — топливные дисперсные системы
    • 1. 2. Современные дизельные топлива и требования, предъявляемые к ним
    • 1. 3. Присадки, улучшающие низкотемпературные характеристики дизельных топлив (депрессоры)
    • 1. 4. Моюще-диспергирующие присадки
    • 1. 5. Присадки, повышающие цетановое число дизельных топлив и улучшающие пусковые характеристики дизельных двигателей
    • 1. 6. Присадки, улучшающие противоизносные свойства малосернистых дизельных топлив
    • 1. 7. Многофункциональные композиционные присадки
    • 1. 8. Механизм действия присадок в ДТ
    • 1. 9. Особенности технологии производства композиционных присадок
  • Глава 2. Объекты и методы исследования
    • 2. 1. Объекты исследования
      • 2. 1. 1. Цетаноповышающая присадка для ДТ на основе этилгексилнитрата — (ЭГН)
      • 2. 1. 2. Диспергирующая присадка дляДТ-диспергатор «А»
      • 2. 1. 3. Противоизносная (смазывающая) присадка дляДТ-СМ
      • 2. 1. 4. Депрессорная присадка дляДТ ДЭП-М
      • 2. 1. 5. Физико-химические свойства ДТ№ 1, марки «Л» ГОСТ
      • 2. 1. 6. Физико-химические свойства ДТ № 2, нестандартного ДТ с 1ф=-17°С и 13=-37°С
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методика получения композиционной присадки, улучшающей способность ДТ к самовоспламенению, противоизносные и низкотемпературные свойства
      • 2. 2. 2. Методика оценки низкотемпературных свойств дизельных топлив
      • 2. 2. 3. Метод определения ЦЧДТпо ГОСТ 3122–67 (СТСЭВ 2877−81)
      • 2. 2. 4. Методика определения седиментационной устойчивости ДТ
      • 2. 2. 5. Метод определения поверхностного натяжения на границе раздела: газ — жидкость
      • 2. 2. 6. Оценка противоизносных свойств (смазывающей способности) ДТ
      • 2. 2. 7. Определение дисперсности нефтяных дисперсных систем методом турбодиметрии. Определение размеров частиц нефтяных дисперсных систем
  • Глава 3. Исследование закономерностей получения многофункциональной композиционной присадки, улучшающей показатели качества ДТ
    • 3. 1. Исследование влияния состава композиционной присадки на седиментационную устойчивость и низкотемпературные свойства ДТ с присадкой.5 $
    • 3. 2. Исследование влияния композиционной присадки на смазывающую способность ДТ
    • 3. 3. Исследование влияния композиционных присадок КМ-1, КМ-2, КМ-3 и КМ-4 на ЦЧДТ
  • Глава 4. Разработка технологической схемы процесса получения многофункциональной присадки КМ к ДТ
  • Глава 5. Экономический анализ эффективности использования многофункциональной присадки КМ
  • Выводы
  • Литература

Бурное развитие машиностроительных отраслей промышленности, наблюдаемое в последние годы во всем мире, привело к стремительному увеличению парка автомобилей и других транспортных средств (ТС). Увеличение количества ТС, в свою очередь, привело к возникновению дополнительных экологических проблем, связанных с выбросами в биосферу выхлопных газов. В отработавших газах (ОГ), образующихся при работе автомобильных двигателей, содержится более 200 различных химических соединений, большинство которых наносят вред окружающей среде. Примерно .150 химических соединений являются производными углеводородов (УГ), которые образуются при неполном или неравномерном сгорании топлива в двигателе [1].

Доля загрязнений от автотранспорта в различных странах достаточно высока. Так, например, для Франции она составляет 32%, Англии — 34%, а США — 60%. Следует отметить, что для крупных городов и населенных пунктов эти цифры значительно выше средних по стране (85−95%).

Постоянно возрастающие потребности нашей страны в нефти и продуктах её переработки, в результате роста потребления электроэнергии и увеличения автомобильного парка, делают весьма актуальным экономию моторного топлива. Одним из путей экономии моторных топлив является оснащение автомобилей дизельными двигателями, которые расходуют на 30% меньше топлива, чем бензиновые двигатели. Кроме того, на производство дизельного топлива (ДТ) требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем на производство бензина. Преимущества дизельных двигателей перед карбюраторными состоят в следующем: более высокий КПД двигателя, большая безопасность, меньшее количество вредных выбросов в окружающую среду. Одним из существенных недостатков дизельных двигателей является их большая металлоемкость, что пока препятствует широкому использованию дизельных двигателей в легковых автомобилях [2].

В настоящее время нефтяные, газовые и газоконденсатные топлива являются важнейшим источником энергии, и эту роль они будут играть на протяжении еще многих лет. По существующим прогнозам, в последующие 20 лет соотношение объемов потребления бензинов и ДТ будет постоянно изменяться в сторону увеличения последних.

Базируясь на богатом потенциале энергоресурсов, Россия, будучи страной, занимающей значительную часть европейского материка, в настоящее время уделяет большое внимание повышению качества производимых на ее территории ДТ [3−8], с учетом требований, в том числе и европейских стандартов.

Учитывая, что одним из перспективных способов повышения качества ДТ является- введение в них присадок различного функционального назначения, разработка новых присадок, в том числе и композиционных, многофункциональных, позволяющих улучшать качество ДТ одновременно по нескольким показателям, является в настоящее время для России весьма актуальной.

Научная новизна.

Впервые предложен способ получения композиционной многофункциональной присадки КМ для ДТ, предусматривающий использование в качестве исходных компонентов сополимеров этилена с пропиленом (ДЭП-М), алкиламина итаконовой кислоты (диспергатор «А»), этилгексилнитрата (ЭГН) и сложных эфиров карбоновых кислот (СМ-1). Предложенный способ обеспечивает образование однородной композиции присадки КМ, которая позволяет повысить качество российских ДТ марки «Л», ГОСТ 305–82, до европейского уровня. Присадка КМ является многофункциональной, так как она позволяет повысить качество ДТ, одновременно влияя на несколько показателей топлива. Присадка КМ в концентрации 0,05% масс понижает температуру застывания (Ъ) и предельную температуру фильтруемости (Чф, СРРР) ДТ, проявляя свойство депрессора- увеличивает значение цетанового числа (ЦЧ) ДТ, повышая его способность к самовоспламенению и проявляя свойство промотора воспламенения- понижает скорректированный диаметр пятна износа малосернистых ДТ, улучшая их противоизносные свойства- обеспечивает седиментационную устойчивость ДТ при отрицательных температурах окружающей среды.

При исследовании механизма действия многофункциональной присадки КМ в ДТ было экспериментально доказано, что разработанная композиционная присадка КМ существенно понижает поверхностное натяжение топливной дисперсной системы (ТДС) и уменьшает средний размер частиц дисперсной фазы, что свидетельствует об увеличении стабильности ТДС, ответственной за улучшение ее эксплуатационных свойств.

Практическое значение и реализация результатов работы.

В результате проведенных исследований на основе отечественного сырья разработана новая композиционная многофункциональная присадка КМ, позволяющая при концентрации 0,05% масс в ДТ, марки «Л» ГОСТ 30 582:

— получить ДТ соответствующее требованиям европейского стандарта ЕН 590:2004 (ГОСТ Р 52 368−2005), предъявляемым к ДТ, сорта «Б», с гф (СБРР), ниже минус 20 °C, улучшая его низкотемпературные свойства и обеспечивая седиментационную устойчивость при отрицательных температурах-

— повысить ЦЧ ДТ до значений более 51 единицы, улучшая его способность к самовоспламенению- понизить значение скорректированного диаметра пятна износа малосернистого ДТ до 460 мкм и менее, улучшая его противоизносные свойства-

Разработан безотходный, экологически безопасный технологический процесс получения композиционной многофункциональной присадки КМ и принципиальная технологическая схема установки для ее получения. Выявлены оптимальная рецептура и режимы приготовления присадки, сохраняющей стабильность при длительном хранении. При производстве присадки КМ используют отечественное сырье и стандартное отечественное оборудование. Организовано опытно — промышленное производство присадки.

Проведенный комплекс лабораторных исследований, а также полученные положительные результаты подтвердили целесообразность использования разработанной присадки при производстве ДТ европейского уровня.

Разработка технологического процесса получения многофункциональной присадки «КМ», улучшающей качество дизельных топлив до европейского уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы.

1. Разработан безотходный, экологически безопасный технологический процесс получения композиционной многофункциональной присадки КМ, в виде 50% концентрата в ДТ, не имеющей аналогов.

2. Исследованы основные закономерности получения композиционной присадки КМ и выявлены оптимальные условия ее получения.

3. Многофункциональная присадка КМ при концентрации 0,05−0,20%) масс позволяет повысить качество российских ДТ ГОСТ 305–82 до уровня европейских ДТ, соответствующих требованиям европейского стандарта ЕЙ 590:2004.

4. При исследовании механизма действия присадки КМ в ДТ доказано, что многофункциональная присадка КМ уменьшает поверхностное натяжение и средний размер частиц ТДС, что свидетельствует о повышении устойчивости ТДС в ее присутствии. Полученные результаты позволяют рассматривать механизм действия присадки КМ в ДТ, по аналогии с механизмом действия ПАВ в классических дисперсных системах.

5. Выявлена корреляция между поверхностной активностью присадки, ее эффективностью и уменьшением среднего размера частиц ТДС.

6. Расчеты показали, что экономический эффект от использования многофункциональной присадки КМ при максимальной концентрации (0,2% масс) на 1 тонну ДТ составляет 0,91 евро.

1. Митусова Т. Н., Полина Е. В., Калинина М. В. — Современные дизельные топлива и присадки к ним. — М., Техника, ООО «Тума Групп», 2002, 64с.

2. Агабеков В. Е., Косяков В. К., Ложкин В. М. Нефть и газ. Добыча, комплексная переработка и использование. — Минск, БГТУ, 2003, 376с.

3. Данилов A.M. Применение присадок в топливах. — М., Мир, 2005, 288 с.

4. Данилов A.M. Разработка и применение присадок к топливам в России и в мире. — Сб. трудов IV научно-практической конференции «Новые топлива с присадками», С.-Петербург, Академия прикладных исследований 2006, с. 11−18.

5. Башкатова С. Т. Присадки к дизельным топливам. — М., Химия, 1994, 256 с.

6. Кабанова E.H. Разработка композиционных присадок, улучшающих качество газоконденсатных дизельных топлив. Автореф. дис. канд. наук по специальности 02.00.13. М., 2006, 25с.

7. Гришина И. Н., Амер Марван, Башкатова С. Т., Колесников И. М. -Кинетика осаждения смол при хранении дизельного топлива. Ж. «Нефтехимия», 2007, том 47, № 2, с. 147−149.

8. Данилов A.M. Присадки к топливам в России сегодня и завтра. — В сб. трудов III Международной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками». С.-Петербург, Академия прикладных исследований, 2004, с. 14−23.

9. М. Lorenzetti Refiners sulfur dilemma US refiners EPA continue maneuvering as low — sulfur fuel deadlines boom — Oil and Gas Technology -2001, v. 97, № 47, p. 66−67.

10. Гришина И. Н. Физико-химические основы и закономерности синтеза, производства и применения присадок, улучшающих качество дизельных топлив. — М., Нефть и газ, 2007, 230 с.

11. Гришина И. Н., Башкатова С. Т. Современные требования, предъявляемые к качеству дизельного топлива в России. — Ж. «Технология нефти и газа», 2006, № 5, с. 10−13.

12. Саранди Е. К., Мартиросян А. Г., Мусаев K.M., Башкатова С. Т., Кабанова E.H. Производство полиолефиновой депрессорной присадки к дизельным топливам. — Ж. «Нефтегазовые технологии», 2005, № 4, с.91−93.

13. Вишнякова Т. П., Крылов И. Ф., Голубева И. А. Стабилизаторы и модификаторы нефтяных дистиллятных топлив. — М., Химия, 1990, 194 с.

14. Кондрашев Д. О., Фоломеева А. Г., Кондрашева Н. К. Исследование влияния депрессорных присадок на низкотемпературные свойства дизельных топлив. — Ж. «Башкирский химический журнал», 2002, т. 9, № 4, с. 42−44.

15. Кондрашева Н. К. Разработка и внедрение новых технологий производства унифицированных видов судовых топлив и осевых масел. -Дисс. докт. техн. наук. — Уфа, 1996, 436 с.

16. Митусова Т. Н. Сафонова Е.Е., Брагина Г. А., Бармина J1.B. Дизельные топлива и присадки, допущенные к применению в 2001;2004 гг. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2006, № 1, с. 12−14.

17. Митусова Т. Н. Разработка и внедрение дизельных, печных, судовых и котельных топлив с депрессорными присадками. Автореферат дисс. докт. техн. наук. М., ОАО «ВНИИНП», 1992, 50 с.

18. Кондрашева Н. К. Разработка и внедрение новых технологий производства судовых топлив и осевых масел из продуктов глубокой переработки нефти. — Сб. тезисов докладов всероссийской научно-технической конференции. Уфа, 1995, с. 180.

19. Башкатова С. Т., Винокуров В. А., Островский H.A., Ергина Е. В., Хуторянский Ф. М. Влияние депрессорных присадок на степень дисперсности топливных дисперсных систем. — Сб. тезисов докладов конференции «Актуальные проблемы нефтехимии». М., 2000, с. 35.

20. Агаев С. Г., Глазунов A.M. Сложноэфирные депрессорные присадки для дизельных топлив. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2001, № 10, с. 32 -36.

21. Бутина Н. П., Зорина Л. П. Определение депрессорной присадки Додифлоу Y 3905 в зимнем дизельном топливе методом ИКспектроскопии. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2002, № 4, с.25- 27.

22. Рудяк К. Б., Ткачев И. В., Гараиев A.M., Митусова Т. Н., Полина Е. В. -Организация производства дизельных топлив с депрессорными присадками на заводах Тюменской нефтяной компании. Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2003, № 4, с. 13−18.

23. Митусова Т. Н., Полина Е. В., Болдырев М. И. и др. Зимние и арктические дизельные топлива с депрессорными присадками. — Ж. «Газовая промышленность», 2000, № 7, с. 67 — 69.

24. Митусова Т. Н., Полина Е. В., Калинина М. В., Сафонова Е. Е., Ахтырская B.C. Присадка к современным дизельным топливам. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2002, № 7, с.34−38.

25. Башкатова С. Т., Смирнова Л. А., Винокуров В. А., Шапкина Л. Н., Безгина A.M. Влияние депрессоров на оптические и низкотемпературные характеристики дизельных топлив. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2003, № 1−2, с. 55−56.

26. Смирнова Л. А., Башкатова С. Т., Винокуров В. А. и др. Влияние депрессоров на оптические и низкотемпературные характеристики дизельных топлив. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2003, № 1−2, с. 55−56.

27. Фролов Ю. Г. Поверхностные явления и дисперсные системы. Курс коллоидной химии. — М., Альянс, 2004, 464 с.

28. Башкатова С. Т., Винокуров В. А. Поверхностные явления и дисперсные системы в нефтегазовых технологиях. — М., РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005, 103 с.

29. Туманян Б. П. Научные и прикладные аспекты теории нефтяных дисперсных систем. — М., Техника, 2000, 236 с.

30. Кондрашева Н. К., Кондрашев Д. О., Валид Насиф, Хасан Аль-Резк С.Д., Попова C.B. Низкотемпературные свойства смесевых дизельных топлив с депрессорными присадками. — Ж. «Нефтегазовое дело», 2007, № 7, с. 9−10.

31. Кондрашев Д. О., Фоломеева А. Г., Кондрашева Н. К. Эффективность действия депрессорных присадок на низкотемпературные свойства дизельных топлив. — Сб. тезисов докладов IV Конгресса нефтегазо-промышленников России. Уфа, 2003, с. 120−121.

32. Кондрашева Н. К., Кондрашев Д. О., Попова C.B., Станкевич К. Е., Хасан Аль-Резк С.Д., Валид Насиф. Улучшение низкотемпературных свойств судовых топлив с помощью сополимерных депрессорных присадок. — Ж. «Нефтегазовое дело», 2007, № 4, с. 20.

33. Кондрашев Д. О., Фоломеева А. Г., Кондрашева Н. К., Закиров O.A. -Дизельные топлива с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами. Сб. тезисы докладов XVI Международной научно-технической конференции «Реактив 2003», Уфа, 2003, с. 18−20.

34. Фоломеева А. Г., Кондрашев Д. О. Депрессорные свойства сополимеров этилена с винилацетатом различного состава и молекулярной массы. — Сб. тезисов докладов IV Конгресса нефтегазопромышленников России. Уфа, 2003, с.122−123.

35. Ахметов С. А. Производство моторных топлив. — Уфа, УГНТУ, 1990, 100 с.

36. Кондрашева Н. К., Кондрашев Д. О., Станкевич К. Е. и др. Разработка судовых топлив с депрессорными присадками. — Ж. «Нефтегазовое дело», 2007, № 3, с. 18.

37. Данилов A.M.

Введение

в химмотологию. — М., Техника, ООО «Тума Групп», 2002, 464 с.

38. Гришина И. М., Башкатова С. Т., Амер Марван, Колесников И. М. -Уравнение, связывающее цетановое число дизельного топлива с концентрацией содержащейся в нем присадки, промотора воспламененияЖ. «Технология нефти и газа», 2007, № 3, с. 12−15.

39. Зиненко С. А., Егоров С. А., Макаров A.A. и др. «Миакрон — 2000» -цетаноповышающая присадка для дизельных топлив. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2002, № 3, с. 10 — 12.

40. Зиненко С. А., Егоров С. А., Макаров A.A. и др. Цетаноповышающая присадка «Миакрон — 2000» к дизельным топливам. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2002, № 5, с. 17 — 20.

41. Спиркин В. Г., Ткачев И. И., Рыков Р. В. Влияние полимерных и карбоксилсодержащих присадок на смазывающие свойства дизельныхтоплив с улучшенными экологическими свойствами. Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2003, № 6, с. 46 — 49.

42. Спиркин В. Г., Бельдий О. М. О противоизносных свойствах газоконденсатных дизельных топлив. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2001, № 4, с. 28−30.

43. Спиркин В. Г., Бельдий О. М., Лыков О. П. Экологически безопасные добавки для дизельных топлив. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2001, № 6, с. 29−31.

44. Митусова Т. Н., Полина Е. В., Логинов С. А. и др. Улучшение смазочных свойств дизельных топлив. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2002, № 3, с. 24−25.

45. Башкатова С. Т., Голубенко Ю. С., Винокуров В. А. и др. -Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2001, № 3, с. 27.

46. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник под ред. В. М. Школьникова. М., Техинформ, 1999, 601 с.

47. Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей. М., КолосС, 2004, 555 с.

48. Сомов В. Е., Садчиков И. А. и др. Стратегические приоритеты российских нефтеперерабатывающих предприятий. — М., ЦНИИТЭнефтехим, 2002, 292 с.

49. Виппер А. Б., Евдокимов А. Ю. Дизельные топлива на базе растительного сырья за рубежом. — Ж. «Нефтехимия и нефтепереработка», 2004, № 6, с. 11.

50. Митусова Т. Н., Калинина М. В., Данилов A.M. Биодизельные топлива. -Ж. «Нефтехимия и нефтепереработка», 2004, № 2, с. 16.

51. Баулин O.A., Рахимова З. Ф., Рахимов М. Н. Возможные варианты получения дизельных топлив с улучшенными экологическими показателями, — Ж. «Нефтегазовое дело», 2007, № 3, с. 6.

52. Мельников В. А., Агафонов Д. Ю., Скобелев В. Н., Сердюк В. В., Ашкинази ДА. Влияние оксигенатных дизельных топлив на энергоэкологические параметры работы двигателя. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2004, № 3, с. 8.

53. Гафаров А. Г., Рагимов, Ч. М. Расширение области применения нефтяных кислот. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2003, № 4, с. 14.

54. Данилов A.M. Присадки к топливам, используемые в России. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2004, № 2, с. 2.

55. Ткачев H.H. Улучшение противоизносных свойств малосернистых газоконденсатных и смесевых дизельных топлив. Дисс. канд. техн. наук, М., 2004, 124 с.

56. Бельдий О. М. Противоизносные свойства дизельных топлив газоконденсатного происхождения и пути их улучшения. Дисс. канд. техн. наук, М., 2000, 103 с.

57. Калинина М. В. Улучшение смазывающих свойств дизельных топлив. Дисс.канд. техн. наук, М., 2001, 164 с.

58. Патент США № 6 051 039, 2000.

59. Патент Великобритании № 2 354 254, 2001.

60. Замулко И. Д., Данилов A.M., Митусова Т. Н. Противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива. — Сб. докладов III Международной конференции «Новые топлива с присадками», С.-Петербург, Академия Прикладных Исследований, 2004, с. 246.

61. Данилов А. М, Разработка и применение присадок к топливам в России и в мире. — Сб. докладов III Международной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками», С.-Петербург, Академия Прикладных Исследований, 2004, с. 11.

62. Рудяк К. Б., Логинов С. А., Ткачев И. В. Улучшение воспламеняемости и эксплуатационных свойств топлив. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2001, № 5, с. 16.

63. Гришина И. Н., Башкатова С. Т., Луис Эррера, Колесников И. М. -Многофункциональная присадка к дизельным топливам. -Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2007, № 3, с. 25.

64. Данилов A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. М., Химия, 2000, 134 с.

65. Кабанова E.H., Башкатова С. Т., Лихтеров С. Д., Винокуров В. А. -Композиционная присадка для газоконденсатного дизельного топлива ГШЗ. Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2005, № 1, с. 35−36.

66. Островский H.A., Башкатова С. Т., Грицкова И. А., Винокуров В. А. -Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. Сб. тезисов 4-ой Международной конференции по химии нефти. Томск, 2000, т.2, с. 506−507.

67. Башкатова С. Т., Голубенко Ю. С., Винокуров В. А., Вишнякова Т. П., Тайц В. В., Демидовский К. В. Композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2001, № 3, с. 27−29.

68. Капустин В. М. Нефтяные и альтернативные топлива с присадками и добавками. М, КолоС, 2008, 232 с.

69. Островский H.A. Закономерности получения присадки, улучшающей низкотемпературные характеристики дизельных топлив и минеральных масел. Дисс.канд. техн. наук, М., 2000, 134 с.

70. Гришина И. Н., Башкатова С. Т., Борщ В. Н., Колесников И. М. Механизм действия сукцинимидных диспергирующих присадок в топливной дисперсной системе. — Ж. «Технология нефти и газа», 2007, № 2, с. 19−21.

71. Гришина И. Н., Борщ В. Н., Башкатова С. Т., Колесников И. М. Механизм комплексообразования сукцинимида с углеводородами. Квантово-химический расчет неэмпирическими методами 1. Бензол. — М, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2007, с. 25−28.

72. Башкатова С. Т., Гришина И. Н., Колесников И. М. Параметрические уравнения, устанавливающие взаимосвязь между основными физико-химическими свойствами нестандартных дизельных топлив. — Ж. «Нефтехимия», 2007, т. 47, № 6, с. 14−24.

73. Башкатова С. Т., Гришина И. Н., Колесников И. М. Термодинамика растворения влаги в дизельном топливе. — Ж. «Нефтехимия», 2007, т. 47, № 6, с. 5−15.

74. Кабанова E.H., Башкатова С. Т., Винокуров В. А., Кабанов О. П., Журавлев А. Н. Композиционная присадка для «утяжеленного» газоконденсатного дизельного топлива. — Ж. «Химия и технология топлив и масле», 2005, № 4, с. 26−28.

75. Сулейманов P.C., Кабанов О. П., Башкатова С. Т., Журавлев А. Н., Кабанова E.H. Газоконденсатные дизельные топлива зимних и арктических марок с присадками. — Ж. «Газовая промышленность», 2007, № 3, с. 67−69.

76. Башкатова С. Т., Винокуров В. А., Казанская A.C. Теоретические основы использования растворов полимеров в нефтегазовой отрасли. М., Нефть и газ, 2005, 73 с.

77. Островский H.A., Башкатова С. Т., Грицкова H.A. Влияние присадки ДАКС-Д на свойства нефтяных масел. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2000, № 4, с. 35−36.

78. N.A. Ostrovsky, S.T. Bashkatova, I. A. Gritskova, Е. J. Grzywa The influence of ethylene /а-olefin copolymers used as additives on the viscosity and low-temperature properties of mineral oils — J. Polymery, 2000, № 5, XLV, p. 366 367.

79. Башкатова C.T., Островский H.A., Винокуров В. А. Особенности получения депрессорной присадки ДАКС-Д. — Ж. «Химия и технология топлив и масел», 2001, № 1, с. 18−19.

80. Соболев Б. А. Производство и потребление присадок в России. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2000, № 2, с. 1−2.

81. Чечкенев И. В., Лебедев С. Р. Производство присадок к топливам и смазочным материалам — задача государственного масштаба. — Ж. «Нефть, газ и бизнес», 2002, № 1, с. 54.

82. Данилов A.M. О развитии производства присадок к топливам. — Ж. «Нефтепереработка и нефтехимия», 2005, № 4, с. 50−51.

83. Данилов A.M. Задачи в области разработки отечественного ассортимента присадок к топливам. — Сб. докладов 6-го Международного форума «Топливно-энергетический комплекс России», С.-Петербург, 2006, с. 86−88.

84. Данилов A.M., Паронькин В. П., Меркин A.A. О задачах по созданию отечественного ассортимента присадок для дизельных топлив. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2008, № 2, с. 20−22.

85. Нестеров А. Н., Хайдура Л. М, Мережко Ю. И., Сюняев Р. З., Гавжак ЯЗ. -Определение активного состояния нефтяных дисперсных систем методом светорассеянияХТТМ, 1988, № 5, с. 31−32.

86. Слоним И. Я. Определение размера частиц по светорассеянию. «Оптика и спектроскопия», 1960, т. о, вып. 1, с.98−108.

87. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118.

88. Липкин Г. И. BRIMTM — новое решение Haldor Topsoe для получения сверхмалосернистого дизельного топлива (ULSD). — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2006, № 1, с. 48.

89. Митусова Т. Н., Калинина М. В. Дизельные топлива в Российской федерации.-Ж. «Двигатель», 2008, № 6, с. 55.

90. Митусова Т. Н. Альтернативное дизельное топливо сегодня и завтра. -Ж. «Мир нефтепродуктов», 2009, № 6, с. 3−5.

91. Крылов И. Ф., Емельянов В. Е. Альтернативные моторные топлива. Производство, применение, перспективы. Лекция 7. Альтернативные дизельные топлива. Часть 1. Дизельные топлива процесса Фишера-Тропа. -Ж. «Мир нефтепродуктов», 2007, № 1, с. 40−44.

92. Крылов И. Ф., Емельянов В. Е. Альтернативные моторные топлива. Производство, применение, перспективы. Лекция 7. Альтернативные дизельные топлива. Часть 2. Диметиловый эфир. — Ж. «Мир нефтепродуктов», 2007, № 2, с. 38−40.

93. Российский Государственный Университет нефти и газа имени И. М. Губкина.

94. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина)1. ОКП 02 57 291. Группа Б 921. СОГЛАСОВАНО1. УТВЕРЖДАЮ1. Директор1. ООО «Д^отрансойлсервис"1. Ю.В. Егоркин2012г.

95. Проректор по на) РГУ нефтгй газ^боте ина ГМурадов 2012 г.

96. КОМПОЗИЦИОННАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА «КМ» К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВ АМ.

97. Технические условия ТУ 0257−001−2 066 612−20 121. Дата введения с у" 1. РАЗРАБОТАНО.

98. Профессор кафедры физической и коллоидной химии РГУ нефти и г$за имени И. М. Губкина.

99. С. Т. Башкатова ел, 2012 г.

100. Федеральное агентство, но техническому |1 регулированию и метрологии |901? Г 1 ФГУП «С'ТАНДАРТИНФОРМ» |внесен и Су, ¿-У / —|.

101. Присадка «КМ» предназначена для повышения цетанового числа, улучшения низкотемпературных характеристик и смазывающей способности малосернистых дизельных топлив.

102. Присадка «КМ» должна изготавливаться по технологии, утвержденной в установленном порядке.

103. Пример записи обозначения продукции при ее заказе или в другой документации: «Композиционная многофункциональная присадка „КМ“ к дизельным топливам, ТУ 0257−001−2 066 612−2012» .1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

104. Присадка «КМ» должна соответствовать требованиям настоящих технических условий и нормам, указанным в таблице 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой