Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством: личного участия автора в проектировании и организации опытно-экспериментальной работы в Оренбургском государственном педагогическом университете и Оренбургском государственном институте менеджментаобсуждения результатов исследования на заседаниях кафедр возрастной и педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМИЗА-ЦИИ И ДЕВИКТИМИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
    • 1. 1. Современные подходы к сущности феномена виктимности и викти-мизации личности
    • 1. 2. Ограниченные возможности здоровья как патогенетический фактор виктимности и виктимизации личности в профессионально-образовательном пространстве
    • 1. 3. Проектирование психолого-педагогического сопровождения девик-тимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательном пространстве
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования виктим-ной личностной деформации студентов с ограниченными возможностями здоровья и ее внутренних факторов
    • 2. 2. Экспериментальное исследование виктимной личностной деформации студентов с ограниченными возможностями здоровья и ее внутренних факторов
      • 2. 2. 1. Исследование внутренней предрасположенности студентов с ограниченными возможностями здоровья к реализации виктим-ного поведения
      • 2. 2. 2. Исследование коммуникативных установок студентов с ограниченными возможностями здоровья
      • 2. 2. 3. Исследование психологической суверенности студентов с ограниченными возможностями здоровья
      • 2. 2. 4. Исследование жизненных ценностей студентов с ограниченными возможностями здоровья

      2.3. Проверка эффективности опытно-поисковой работы по психологопедагогическому сопровождению девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательном пространстве.

      Выводы по второй главе.

Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начало XXI века для многих государств, в том числе и для России, ознаменовалось сменой приоритетов общественного развития, а именно смещением акцента с экономической составляющей на «человеческий ресурс»: потенциал личности, интеллект, образование. В современном мире адаптация личности к динамическим социальным и профессиональным изменениям во многом определяется качественным профессиональным образованием. Однако интенсификация образовательного процесса, его активные трансформации приводят к вычерпыванию резервов организма человека, снижению психофизического потенциала. Этот процесс значительно усугубляется в отношении тех, кто испытывает трудности полноценной адаптации, интеграции и эффективного социального функционирования вследствие ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). В результате нарушается возможность поддержания баланса между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности (М.Б. Лига), что актуализирует научный интерес к проблемам вик-тимогенности факторов и условий социализации человека.

Разработка проблем виктимности как системного свойства личности, обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой и закрепленного в привычных формах поведения, отклоняющегося от норм безопасности (Т.В. Варчук, К. В. Вишневецкий, В. Я. Рыбальская, A.B. Туляков, J1.B. Франк и др.), и виктимизации как процесса повышения степени виктимности лица или общества (Т.В. Варчук, Д. В. Ривман и др.) в настоящее время наиболее интенсивно осуществляется в рамках социально-педагогического и психологического дискурсов, изучающих объективные обстоятельства социализации, способствующие превращению личности в жертву (О.О. Андроникова, Я. И. Гостунская, A.B. Мудрик, А. Б. Серых, Е. В. Руденский и др.).

Зачастую именно ограниченные возможности здоровья, инвалидность определяют реальную и потенциальную предрасположенность становиться «жертвами социализации» (A.B. Мудрик) в силу повышенной уязвимости, приобретаемой в специфических био-социально-психологических условиях развития и жизни. В образовательных структурах остаются еще условия, способствующие виктимизации студента с ОВЗ вследствие дефицитарности механизма социогенеза (Е.В. Руденский), нарушений психологической безопасности образовательной среды (О.О. Андроникова) и нарушений духовного и физического здоровья студентов в силу ее специфики (Д.И. Фельдштейн), проблем барьерной среды. В то же время проблема виктимной личностной деформации студента с ограниченными физическими возможностями, вик-тимогенных для него рисков образовательной среды вуза и психолого-педагогических условий его девиктимизации до настоящего времени научному и эмпирическому анализу не подвергалась.

Степень разработанности проблемы:

• Феномены виктимности и виктимизации описаны: с позиций криминологического, юридического, социологического, психологического и др. подходов (О.О. Андроникова, Т. В. Варчук, Я. И. Гостунская, Д.В. Рив-ман, В. Я. Рыбальская, A.B. Туляков, JI.B. Франк и др.) — социально-педагогической виктимологии (Г.М. Андреева, Е. В. Андриенко, A.B. Мудрик, Е. В. Руденский, А. Б. Серых и др.).

• Специфика и проблемы высшего профессионального образования раскрываются в трудах Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцевой, А. К. Марковой, Н. В. Самоукиной и др.- психолого-педагогические и правовые аспекты интегрированного/инклюзивного образования лиц с ОВЗ освещают JI.B. Андреева, Д. И. Бойков, И. В. Вачков, Д. В. Зайцев, И. И. Лошакова, Е.П. Ярская-Смирнова и др.- социальные, педагогические, психологические и профессиональные аспекты реабилитации, адаптации и компенсации лиц с ОВЗ описаны в трудах A.A. Дыскина, М. В. Коробова, З. М. Собанова, И.А. Шапо-вал и др.

Выявленная актуальность темы исследования, изучение теории и практики виктимности студентов с ОВЗ и их виктимизации в образовательном пространстве вуза дают основание для выделения противоречий:

• на социально-психологическом уровне — между потребностью общества в личности человека с ограниченными психофизическими возможностями, способного ответственно выстраивать стратегии собственной жизни и быть равноправным партнером в основных сферах социальных взаимодействий (образование, семья, трудовая деятельность), и недостаточным учетом психологических основ организации процесса девиктимизации в образовании;

• на научно-теоретическом уровне — между необходимостью коррекции предрасположенности студента с ОВЗ становиться жертвой, его трансформации в сознательного и ответственного субъекта своей жизни и отсутствием теоретической разработанности адекватного содержания и условий процесса психолого-педагогического сопровождения таких студентов в образовательном пространстве вуза;

• на методическом уровне — между возможностями образовательного пространства вуза в организации и функционировании психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ и недостаточной реализацией этого процесса в высшем образовании ввиду отсутствия научно-методического обеспечения.

До настоящего момента исследователи-психологи не обращали внимание на проблемы виктимности студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза, тогда как выявление факторов и условий их виктимизации открывает возможности нейтрализации виктимности и повышения качества жизни студентов с ОВЗ в целом, что и определило выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза».

Объект исследования — девиктимизация личности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования — условия девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и проверке в ходе опытно-поисковой работы процесса психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования включает предположения:

1. Виктимизация студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза может детерминироваться взаимодействием его личностной виктимности и рисков образовательной среды в системе «инвалид — образовательная среда».

2. Студентам с ОВЗ свойственна повышенная виктимность, коррелирующая с депривированным психологическим пространством, деформиро-ванностью коммуникативных установок, а также доминированием страхов и интолерантности в системе ценностей.

3. Девиктимизацию личности студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза как процесс трансформации личности из «жертвы» в сознательного и ответственного субъекта своей жизни можно обеспечить с помощью специального психолого-педагогического сопровождения, опирающегося на процессы психологической компенсации, реабилитации, социально-психологической адаптации и интеграции студента в образовательное пространство вуза.

Задачи исследования.

1. На основе комплексного анализа феномена ограниченных возможностей здоровья как патогенетического условия виктимизации личности раскрыть сущностные характеристики личностной виктимности студентов с.

ОВЗ и выявить виктимогеииые для них риски высшего профессионального образования.

2. Экспериментальным путем выявить психологические индикаторы, показатели виктимности студента с ОВЗ в образовательном пространстве вуза.

3. Разработать и апробировать теоретические и прикладные условия психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные психологические принципы: развития, активности, системности, целостности, детерминизма, единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев и др.), философско-аксиологические теории (A.A. Деркач), социально-психологические представления о формировании социального поведения личности (В.Н. Дружинин, Д. Мид, М. Селигман, А. Шюц, В. А. Ядов и др.), классические виктимо-логические концепции (А.Л. Репецкая, Д. В. Ривман, В. А. Туляков, Л.В. Франк), концепции социально-педагогической виктимологии (О.О. Андроникова, A.B. Мудрик, Е. В. Руденский, и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: теоретический системный анализ и синтез философской, психологической, социально-педагогической литературы и нормативно-правовой документацииэмпирические методы (наблюдение, беседа, психодиагностика, транзактный анализ) — метод моделирования и педагогического прогнозированияметоды обработки полученных данных (математическая статистика и качественный анализ).

В экспериментальном исследовании был использован комплекс психодиагностических методик: «Методика исследования склонности к виктимно-му поведению» (О.О. Андроникова), «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика), опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), вербальный проективный must-тест «Определение жизненных ценностей личности» (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова). Математико-статистическая обработка включала статистический критерий согласия распределений Пирсона (х2), угловое преобразование Фишера (ф*), коэффициент взаимной сопряженности Пирсона © и Чупрова (К), корреляционный анализ, Т-критерий Стьюдента. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием программы Microsoft Excel.

Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на базе высших учебных заведений г. Оренбурга: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента». В эксперименте приняло участие 209 студентов, из которых экспериментальную группу составили 102 студента с ОВЗ (20 юношей и 82 девушки), контрольную группу — 107 здоровых студентов (45 юношей и 62 девушки), обучающихся совместно с респондентами экспериментальной группы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• уточнены сущность и характеристики виктимности, дополняющие классические виктимологические концепции (Т.В. Варчук, К.В. Вишне-вецкий, A.B. Мудрик, А. Л. Репецкая, Е. В. Руденский, JI.B. Франк и др.) представлением этого феномена как системного и динамического свойства личности;

• выявлены новые научные факты о взаимосвязанности виктимности, депривированности психологического пространства, деформированно-сти коммуникативных установок, катастрофических установок и интоле-рантности в отношении системы ценностей студента с ОВЗ как субъекта образовательного процесса;

• переосмыслены в контексте их виктимогенного потенциала для студентов с ОВЗ риски образовательной среды вуза и как системообразующие выделены взаимодействия в системе «студент с ОВЗ — образовательная среда»;

• теоретически обоснована и экспериментально проверена идея психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза как системного единства, объединяющего процессы психологической компенсации, реабилитации, социально-психологической адаптации и интеграции.

Теоретическая значимость исследования характеризуется:

• определением специфики личностной виктимности студента с ОВЗ как субъекта высшего образования и ее роли в ограничении возможностей получения им качественного профессионального образования, что обогащает педагогическую психологию, психологию личности представлениями о развитии студента с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, общения и как будущего профессионала;

• выявлением условий виктимогенности образовательной среды вуза для студентов с ОВЗ, что расширяет психологические представления о ее рисках;

• уточнением содержания понятия «девиктимизация» за счет выявления основного механизма этого процесса — трансформации личности из «жертвы» в сознательного и ответственного субъекта своей жизни, что служит основой для выработки теоретических позиций в вопросах психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ;

• разработкой содержания технологии психолого-педагогического сопровождения, нацеленного на девиктимизацию студентов с ОВЗ и включающего психопрофилактику, консультирование, методы активного обучения, создание адаптированных для данной категории студентов условий обучения, обеспечивающих их психологическую компенсацию, реабилитацию и социально-психологическую адаптацию в вузе, что способствует расширению научных представлений о прикладной психологии в образовании.

Практическая значимость исследования.

Составленный и апробированный комплекс психодиагностических методик может применяться для изучения и выявления социально-психологических индикаторов виктимности, виктимного потенциала личности и склонности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Данные о виктимогенных для студентов с ОВЗ рисках образовательного пространства вуза позволяют проектировать стратегию и тактику процесса де-виктимизации. Разработанная и апробированная технология психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студента с ограниченными возможностями здоровья позволяет выстраивать данный процесс, опираясь на совокупность ресурсов личности и образовательной среды вуза.

Прикладной аспект исследуемой проблемы выражается в разработке и внедрении в практику вузовского обучения дисциплин «Психология виктимности» и «Основы психологической реабилитации». Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов, колледжей в индивидуальной и групповой работе со студентами, в подготовке слушателей курсов повышения квалификации, психологов и педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2008 г. по 2011 г. и включало последовательную реализацию трех этапов.

Первый этап исследования (2008;2009 г. г.) посвящен теоретико-методологическому анализу проблемы исследования, изучению ее актуальности и современного состояния в зарубежной и отечественной литературе, определению цели, объекта, предмета и задач исследования, формулированию гипотезы, проектированию организации эмпирического исследования, подбору диагностического инструментария.

Второй этап (2009;2010 г. г.) включает проведение экспериментального исследования, обработку полученных данных, их математико-статистический анализ.

Третий этап исследования (2010;2011 г. г.) включает систематизацию и обобщение результатов исследованияразработку, апробацию и проверку в опытно-поисковой работе технологии психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студента с ОВЗ в образовательном пространстве вузаоформление результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством: личного участия автора в проектировании и организации опытно-экспериментальной работы в Оренбургском государственном педагогическом университете и Оренбургском государственном институте менеджментаобсуждения результатов исследования на заседаниях кафедр возрастной и педагогической психологии и специальной психологии Оренбургского государственного педагогического университета в 2008, 2009, 2010, 2011 гг.- публикаций в научных журналах, сборниках и представления результатов исследования на международных научно-практических конференциях (Москва, 2009, 2011; Волгоград, 2009; Новосибирск, 2009, 2011; Реутово, 2009; Оренбург, 2010; Саратов, 2010; Луцк, Украина, 2011; Тамбов, 2011; Пенза, 2011; София, Болгария, 2011; Бо-рисоглебск, 2012) — разработки и внедрения дисциплин «Психология виктим-ности» и «Основы психологической реабилитации» на факультете психологии Оренбургского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Виктимность субъекта с ОВЗ — это свойство его личности, обусловливающее его предрасположенность становиться жертвой, проявляющееся в форме социального, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведенииэто системное свойство, включающее сниженную психологическую устойчивость, дефекты самопознания и восприятия реальности, инфантилизм, депривированную суверенность, диссо-циабельность, деформации и дисгармонии социальных отношений, фиксацию негативного опыта и установокдинамическое свойство, представленное потенциальными процессами виктимизации и девиктимизации.

2. Виктимогенными для студентов с ОВЗ являются риски в системе взаимодействия «студент с ОВЗ — образовательная среда вуза»: социальная роль студента с ОВЗ, несоответствие педагогических технологий и организационно-методического обеспечения образовательного процесса биосоциально-психологическим особенностям лиц с ОВЗ, их особым потребностям, нарушение психологической безопасности среды в сфере взаимодействий ее субъектов в формальной, полуформальной, неформальной подсистемах.

3. Виктимизация студента с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза представляет собой процесс и результат кумуляции негативных эффектов личностной вик-тимности и виктимогенных рисков образовательной среды.

4. Успешность психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ как процесса трансформации личности из жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни определяется условиями: 1) взаимодействия и взаимопроникновения процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации- 2) специальной педагогической поддержки и организационно-методического обеспечения образовательного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья, адекватными их особым потребностям в условиях физической среды, информационно-коммуникативного пространства, режима работы и отдыха.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 21 приложения. В тексте имеются 111 таблиц (из них 80 в приложении), 11 рисунков.

Список литературы

включает 228 работ отечественных и зарубежных авторов. Основное содержание диссертации представлено на 193 страницах.

Выводы.

Обобщение результатов эмпирического исследования и проверки его рабочих гипотез позволяет констатировать ряд специфических сущностных характеристик виктимности студентов с ОВЗ:

1. Изучение уровня виктимного потенциала и степени готовности студентов с ОВЗ к реализации определенных моделей виктимного поведения показало: в его склонности к реализации виктимности доминируют модели активного, инициативного, пассивного, некритичного поведения (склонность к гиперсоциальному, зависимому и беспомощному, некритичному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению), что в целом подтверждает рабочую гипотезу 1. В то же время не выражена склонность к агрессивному типу виктимного поведения.

Указанное в совокупности связано со следующими особенностями виктимной личностной деформации студентов с ОВЗ: пассивность, страх перед ошибками и неприятностями, трудности самостоятельного решения задач, кумуляция негативного опыта, обособленность, отчужденность, беспомощность, повышенная зависимость от окружающих, неумение адекватно оценивать жизненные ситуации.

2. Выявление специфики коммуникативных установок на основе доминирующей позиции в поведении и типа общения позволило определить инфантильные психологические тенденции коммуникативной сферы студентов с ОВЗ в качестве индикаторов виктимности и условий виктимизации, подтвердив тем самым гипотезу 2. Установки на основе эго-состояния «Дитя» и выделенных типах общения (гармоничный, формальный, отгороженный, конфликтный) обусловливают такие специфические личностные особенности студентов с ОВЗ, как доверчивость, непосредственность, обидчивость, легкомыслие, эгоцентризм, конформность, неуверенность в общении, стыдливость, повышенную потребность в заботе и покровительстве, неспособность противостоять трудностям, фиксацию негативного опыта взаимодействия.

3. Исследование психологической суверенности как состояния сохранности / депривированности личностных границ обозначило значимость в виктимном плане и в процессе виктимизации студентов с ОВЗ депривиро-ванных измерений психологического пространства: системы социальных связей, территории и привычек. Как следствие: отчужденность и обособленность, социальная депривация, усиление фиксации на дефекте, переживание собственной неполноценности, подверженность манипуляциям, пассивная жизненная позиция, зависимость от окружающих. Сохранность таких измерений, как физическое тело, вкусы и ценности, опровергает нашу гипотезу в этой части.

4. Исследование ценностей студентов с ОВЗ выявило преобладание в иерархии ценностей межличностного взаимодействия, что обусловливает высокое стремление к принадлежности к какой-либо группе, потребность в своем круге общения и близких людях, а также страхи, связанные с одиночеством и непониманием, озабоченность отношениями со значимыми людьми. Высокая потребность включения в социальные отношения преломляется через катастрофические установки, негативные переживания, страхи и интоле-рантность, что, в целом, детерминирует диссоциабельность студентов с ОВЗ, виктимизацию и, следовательно, подтверждает гипотезу 4.

5. Рассматривая в качестве обобщенных индикаторов виктимности (условий виктимизации) студента с ОВЗ деформацию социально обусловленных свойств его личности (коммуникативных установок, состояния психологической суверенности, ценности), нами было получено:

— наличие статистически значимых связей между реализованной вик-тимностью и установкой «Дитя» обусловливает тот факт, что инфантильные психологические тенденции коммуникативной сферы студентов с ОВЗ являются индикаторами виктимности и условиями виктимизации;

— исследование психологической суверенности как состояния сохранности / депривированности личностных границ обозначило значимость в виктимном плане и в процессе виктимизации студентов с ОВЗ депривиро-ванных измерений психологического пространства: системы социальных связей, территории и привычек. В ходе статистического анализа было установлено, что реализованная виктимность связана с нарушением и деформацией социальных связей, территории и привычек. Это относится и к характерным для студентов с ОВЗ моделям виктимного поведения (активного, инициативного, пассивного, некритичного);

— исследование ценностей студентов с ОВЗ выявило в их иерархии доминанту ценности межличностных отношений, отраженную преимущественно через призмы катастрофических установок и интолерантности, что усугубляет виктимность личности.

6. Девиктимизации студентов с ОВЗ как процесс трансформации личности из жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни зависит от следующих условий: 1) взаимодействия и взаимопроникновения процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации- 2) специальной педагогической поддержки и организационно-методического обеспечения образовательного процесса студентов с ОВЗ, адекватных их особым потребностям в условиях физической среды, информационно-коммуникативного пространства, режима работы и отдыха.

Комплекс психолого-педагогических мероприятий по девиктимизации студентов с ОВЗ с учетом личностных ресурсов студента и ресурсов образовательной среды включает: психопрофилактику дисфункциональных состояний студентовпсихологическое консультированиеметоды активного обученияадаптацию процедуры сдачи экзаменов и самого учебного процессаконсультирование преподавателей по вопросам работы с лицами с ОВЗ.

7. Положительная динамика изменений у студентов с ОВЗ показателей виктимности и ее психологических индикаторов в процессе опытно-поисковой работы проявляется в более адекватном восприятии окружающего мира, других людей и отношения к ним, позитивном отношении к себе и своему будущему, в минимизации страхов и негативных переживаний, расширении сферы межличностных контактов, усилении психологической суверенности.

Таким образом, эмпирическое исследование в целом подтверждает сформулированные нами теоретические выводы:

— о сущности специфической личностной виктимности студентов с.

ОВЗ,.

— о ее тесных внутренних связях с неудовлетворительным состоянием психологических границ, коммуникативных установок и ценностями личности,.

— о их способности быть индикаторами виктимности,.

— о их негативной роли как условия виктимизации в системе «студент с ОВЗ — среда вуза» под влиянием образовательных рисков и при отсутствии адекватного и своевременного психолого-педагогического сопровождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интенсивные современные трансформации высшего образования — модернизация его содержания, целей и результатов, способов и технологий организации образовательного процесса — приводят к значительным изменениям условий профессионально-образовательной среды. Создавая новые возможности для студентов, с одной стороны, с другой — они оказывают деза-даптивное и дезориентирующее воздействие, наносят значительный ущерб психологическому здоровью личности, способствуют усилению виктимности [4]. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются студенты с ОВЗ, потому как атипичность их психофизиологических свойств создает особые социально-психологические условия развития и жизни.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Раскрыты сущность и характеристики личностной виктимности студентов с ОВЗ как системного и динамического свойства личности, проявляющегося в форме социального, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведении, обусловливающего предрасположенность субъекта становиться жертвой и состоящего из: сниженной психологической устойчивости, дефектов самопознания и восприятия реальности, инфантилизма, депривированной суверенности, диссоциабельности, деформации и дисгармонии социальных отношений, фиксации негативного опыта и установок.

2. На основе анализа теоретических источников и практики выделены виктимизирующие студентов с ОВЗ риски в системе «инвалид — образовательная среда вуза»: социальная роль «студент-инвалид" — несоответствие педагогических технологий и организационно-методического обеспечения образовательного процесса био-социально-психологическим особенностям лиц с ОВЗ, их особым потребностямнарушения психологической безопасности среды в сфере взаимодействий ее субъектов в формальной, полуформальной, неформальной подсистемах.

3. Сущность виктимизации студентов с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза рассмотрена с позиции процесса и результата кумуляции негативных эффектов специфической личностной вик-тимности студентов с ОВЗ и рисков образовательной среды.

4. Экспериментально установлено и доказано, что студенты с ОВЗ более виктимны по сравнению со здоровыми сверстниками. Специфическими личностными факторами их виктимности является деформация системы социально обусловленных свойств личности: преобладание коммуникативной установки Дитядеформация границ психологической суверенности в системе социальных связей, территории и привычекдоминирование страхов и ин-толерантности в ценностях межличностного взаимодействия.

5. Обоснована и проверена в опытно-поисковой работе зависимость успешности психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ как процесса трансформации личности из жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни от комплекса условий: 1) взаимодействия и взаимопроникновения процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации- 2) специальной педагогической поддержки и организационно-методического обеспечения образовательного процесса студентов с ОВЗ, адекватных их особым потребностям в условиях физической среды, информационно-коммуникативного пространства, режима работы и отдыха.

6. Разработан и проведен комплекс психолого-педагогических мероприятий по девиктимизации студентов с ОВЗ с учетом личностных ресурсов студента и ресурсов образовательной среды: психопрофилактика дисфункциональных состояний студентапсихологическое консультированиеметоды активного обученияадаптация процедуры сдачи экзаменов и самого учебного процессаконсультирование преподавателей по вопросам работы со студентами с ОВЗ.

7. Результаты опытно-поисковой работы зафиксировали положительную динамику изменений у студентов с ОВЗ показателей виктимности и ее психологических индикаторов, что проявляется в более адекватном восприятии и отношении к окружающему миру и другим людям, позитивном отношении к себе и своему будущему, в минимизации страхов и негативных переживаний, расширении сферы межличностных контактов, усилении психологической суверенности.

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что выдвинутые гипотезы подтверждены, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении теоретических и прикладных аспектов девиктимизации личности человека с ОВЗ в образовательных условиях: поиск инновационных форм работы, ориентированных на профилактику виктимностивыявление виктимогенных рисков в условиях трансформаций системы российского образованияисследование динамики виктимности студентов с ОВЗ на разных этапах обучения, а также ее корреляции с профессиональной пригодностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Г. С. Абрамова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Просвещение, 1980. — 218 с.
  3. , К.А. Проблемы виктимизации населения (по материалам Республики Дагестан) Текст.: автореф. дис.. канд. юрид. наук / К. А. Адигюзелов. Махачкала, 2002. — 28 с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  5. , Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 375 с.
  6. , Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов Текст. / Е. В. Андриенко. М.: Издательский центр «Академия», 2010. -264 с.
  7. , В.Г., Гербеев, Ю.В., Невский, И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы Текст. / В. Г. Андриенко, Ю. В. Гербеев, И. А. Невский. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1990. — 275 с.
  8. , О.О. Вопросы профилактики виктимизации педагогов вуза Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// [email protected]. — Загл. с экр.
  9. , О.О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// [email protected]. — Загл. с экр.
  10. Андроникова, 0.0. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / 0.0. Андроникова. Новосибирск, 2005. — 23 с.
  11. , C.B. Учение о потерпевшем в российском уголовном праве Текст.: автореф. дис.. канд. юрид. наук / C.B. Анощенкова. -Саратов, 2004. 31 с.
  12. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. Т. 15. -№ 1. — 1994. — С. 3−18.
  13. , A.B. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов Текст. / A.B. Апраушев. М.: Просвещение, 1983.-208 с.
  14. , E.H., Анисимов, А.И., Шатровой, О. В. Практикум по психологии общения Текст. / E.H. Арбузова, А. И. Анисимов, О.В. Щатро-вой. М.: Речь, 2008. — 272 с.
  15. , И.А. Психологическая безопасность в образовании Текст. / И. А. Баева. СПб.: Питер, 2002. — 271 с.
  16. , К.В., Рукосуев, A.B. Общая теория статистики: Учебн. пособие. 2-е изд. Текст. / К. В. Балдин, A.B. Рукосуев. — М.: Дашков и К, 2010.-312 с.
  17. , Э. Транзактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия Текст. / Э. Берн- пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. — 320 с.
  18. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. М.: Директ-Медиа, 2008. — 612 с.
  19. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. М., 1995. -34 с.
  20. , P.M. Глухие и слабослышащие дети Текст. / P.M. Бос-кис. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  21. , Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе (На материалах Республики Бурятия) Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / Г. С. Будаева. Улан-Удэ, 2005. — 23 с.
  22. , Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. / Т. М. Букаяс // Вестник Московского унтиверситета. 2000. — № 2. — С. 62−70.
  23. , O.P., Нартова-Бочавер, С.К. Личное пространство человека и возможности его «измерения» Текст. / O.P. Валединская, С.К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. М.: Речь, 2002. — 231 с.
  24. , Т.В. Виктимология Текст. / Т. В. Варчук, К.В. Вишне-вецкий- под ред. С. Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. -191 с.
  25. , В.Л. Юридическая психология Текст.: Учебник для вузов / В. Л. Васильев. СПб.: Питер, 2009. — 608 с.
  26. , О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
  27. , И.В. Если ваш ребенок стал студентом. Рекомендации для родителей Текст. / И. В. Вачков // Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ОВЗ. Материалы семинара. М., 2009. — С. 13−15.
  28. , И.В. О проблеме образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов Текст. / И. В. Вачков // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии, Москва, 12−14 апреля, 2000. -М. Самара: Изд-во МГППИ, 2001. — С. 15−26.
  29. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст. / И. В. Вачков. М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 256 с.
  30. , И.В., Щелокова, И.Е., Лашкарева, Л. Д. Система образования детей с проблемами в здоровье Текст. / И. В. Вачков, И. Е. Щелокова, Л.Д. Лашкарева- отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2003.-Ч. 2.-136 с.
  31. , Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / Н. В. Веденеева. М., 2004. — 44 с.
  32. , A.A., Платонова, Т.А. Формирование профессиональной мотивации студентов Текст. / A.A. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М.: Просвещение, 1986. 123 с.
  33. Веб-сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// perspektiva-inva.ru. — Загл. с экр.
  34. Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение Текст.: монография / С. А. Корягина, Ж. В. Островских, А. Л. Репецкая, Д. В. Синьков [и др.]- под ред. А. Л. Репецкой. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 304 с.
  35. , К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе Текст.: автореф. дис.. док. юрид. наук / К. В. Вишневецкий. Москва, 2008. — 39 с.
  36. , С.Г. Виктимность лиц с девиантным поведением Текст. / С. Г. Войтенко. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. -С. 139−146.
  37. , Л.С., Граш, Н.Е., Волков, A.M. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе Текст. / Л. С. Волкова, Н. Е. Граш, A.M. Волков // Дефектология. № 3. -2002.-С. 3−9.
  38. , Л.С. Основы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский.- СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  39. , М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология Текст. / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  40. , С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения Текст. / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. -№ 3. — С. 23−30.
  41. , Ч. Корни политики исключения Электронный ресурс.- М., 200-. Режим доступа: http:// www. ccf-belarus.org.ru. — Загл. с экр.
  42. , Г. И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского общества Текст.: автореф. дис.. док. фил. наук / Г. И. Герасимов. — Ростов-на-Дону, 2005. — 58 с.
  43. , К.Н. Психологическое сопровождение личностного развития студентов с ограниченными возможностями в медицинском колледже Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / К. Н. Гоженко. Ставрополь, 2003. — 26 с.
  44. , С.Г. Модель социальной реабилитации инвалидов Текст. / С. Г. Головко // Отечественный журнал социальной работы. 2008. — № 3. — С. 58−63.
  45. , Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной активностью Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / Я. И. Гостунская. Ставрополь, 2007. — 22 с.
  46. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  47. , И.Я., Шмуклер, А.Б., Сторожакова, Я. А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии Текст. / И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер, Я. А. Сторожакова. М.: ИДМЕДПРАКТИКА-М, 2004. -253 с.
  48. , JI.E. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья Текст.: автореф. дис.. канд. соц. наук / JI.E. Данилюк. Москва, 2011. — 20 с.
  49. , В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения Текст. / В. З. Денискина. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 62 с.
  50. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / A.A. Деркач. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
  51. Дефектология. Словарь-справочник Текст. / Авт.-сост. С.С. Степанов- под ред. Б. П. Пузанова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.
  52. , И.М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов Текст.: автореф. дис.. канд. соц. наук / И. М. Донкан. Хабаровск, 2010. — 23 с.
  53. , Т.А. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых Текст. / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 62−66.
  54. , Т.И., Шабалина, Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? Текст. / Т. И. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологические исследования. 1992. — № 5. — С. 26−37.
  55. , В.Н. Варианты жизни Текст. / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 2010, — 156 с.
  56. , Е.А. Две трети российских школьников нездоровы Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: Ьйр:// www.infox.ru. -Загл. с экр.
  57. , В.П., Якунин, Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения Текст. / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: Просвещение, 1990. — 223 с.
  58. , М.В. Субъектный подход в психологии взрослого человека (вопросы и ответы) Текст. / М. В. Ермолаева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 200 с.
  59. , Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки электронный ресурс. / Р. Н. Жаворонков // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 5. С. 13−22.
  60. , В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений Текст.: автореф. дис.. д-ра юрид. наук / В. И. Задорожный. Москва, 2006. — 36 с.
  61. , Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие Текст. / Г. М. Зараковский. М.: Смысл, 2009. — 319 с.
  62. , В.В. Организация медико-социальной реабилитации инвалидов Текст. /В.В. Захаренков. Новокузнецк: Русская книга, 2003. -173 с.
  63. , А.Г., Ядов, В.А. Человек и его работа Текст. / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. М.: Аспект-пресс, 2003. — 482 с.
  64. , Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  65. , Б.В. Патопсихология Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 287 с.
  66. , О.Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи Текст.: ав-тореф. дис.. канд. соц. наук / О. Г. Злобина. Хабаровск, 2002. — 22 с.
  67. , Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы Текст. / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. СПб.: Питер, 2011. -352 с.
  68. , А.Н., Заика, Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности Текст. / А. Н. Ивашов, Е. В. Заика // Вопросы психологии, 1991.-№ 5.-С. 162−167.
  69. , В.В. Психиатрия детского возраста Текст. /В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979. — 608 с.
  70. , Б.И., Коваленко, Б.П. Тифлопедагогика Текст. / Б.И. Коваленко, Б.П. Коваленко. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -430 с.
  71. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 2004. — 256 с.
  72. , Р., Боухал, М. Психология в медицине Текст. / Р. Конечный, М. Боухал. Прага: Авиценум, 1983. — 405 с.
  73. , Ю.М. Социальная психология студенчества: Учебн. пособие Текст. / Ю. М. Кондратьев. М.: Московский психолого-педагогический институт, 2006. — 160 с.
  74. , В.П. Изучение потерпевших от преступлений с целью профилактики правонарушений Текст. / В. П. Коновалов. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982. — 72 с.
  75. Коноплина, JI. J1. Жить инвалидом, но не быть им Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.bookz.ru. — Загл. с экр.
  76. Конституция РФ от 12.12. 1993 Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.constitution.ru. — Загл. с экр.
  77. , М.В. Социально-трудовая адаптация инвалидов Текст. / М. В. Коробов. М.: ЦБНТИ Министерство социальной защиты РФ, 1996. -43 с.
  78. , М.В., Дворкин, Э.А., Деденева, Ж.Г., Шеломанова, Т. Н. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учебно-методическое пособие Текст. / М. В. Коробов [и др.]. СПб.: Питер, 1999.-84 с.
  79. Криминология Текст. / под ред. В. Д. Малкова. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.
  80. , Е.И. Тренинг уверенности: Основы профессионального мастерства: Учебно-методическое пособие Текст. / Е. И. Крукович. -Минск: ЕГУ, 2001. 128 с.
  81. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 23−28.
  82. , В.Н. Криминология Текст. / В. Н. Кудрявцева. -СПб.: Норма, 2009. 800 с.
  83. , Б.В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей Текст. / Б. В. Куприянов. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2009.-424 с.
  84. , С.С. Теоретико-прогностическая модель образования инвалидов как социальной группы Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / С. С. Лебедева. Санкт-Петербург, 2002. — 40 с.
  85. , И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -192 с.
  86. , А.Н. Образ мира: избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1983. — 642 с.
  87. , М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности Текст.: монография / М.Б. Лига- под ред. проф. М. В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. — 223 с.
  88. , И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности Текст.: автореф. дис.. канд. юрид. наук / И. В. Лиманская. М., 2002. — 24 с.
  89. , А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие Текст. / А. Г. Литвак. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
  90. , И.И., Ярская-Смирнова, Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов
  91. Текст. / И. И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во педагогического института СГУ, 2002. — 125 с.
  92. , С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / С. М. Мадорская. Минск, 1986. — 23 с.
  93. , Т.М., Васин, С.А. Инвалиды в России узел старых и новых проблем Текст. / Т. М. Малеева, С. А. Васин // «Pro et Contra». — Том 6.-№ 3.-2001.-С. 80−105.
  94. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы Текст. / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2010. — 864 с.
  95. , H.H., Шматко, Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен Текст. / H.H. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. 2008. — № 2. — С. 86−93.
  96. , И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  97. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996. -223 с.
  98. , И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика Текст. / И. Ф. Марковская. М.: Просвещение, 1995. — 198 с.
  99. , Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития Текст. / Е. М. Мастюкова // Дефектология. -1987.-№ 3.-С. 3−9.
  100. , И.М., Эминов, В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих Текст. / И. М. Мацкевич, В. Е. Эминов. М.: Юристъ, 1994. — 95 с.
  101. , Е. Я ты — мы: психологические возможности улучшения общения Текст. / Е. Мелибруда- пер. с польск. Е. В. Новиковой. — М.: Прогресс, 1986.-256 с.
  102. , T.B. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Менг. Санкт-Петербург, 1999.-20 с.
  103. , А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения Текст. / А. И. Мещеряков. М.: Педагогика, 1974.-328 с.
  104. , B.C., Чечель, Г.И. Виктимологические факторы и механизмы преступного поведения Текст. /B.C. Минская, Г. И. Чечель. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1988. — 120 с.
  105. , Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www. rusmedserv.com.ru. — Загл. с экр.
  106. , A.B. Социальная педагогика Текст. / A.B. Мудрик. 6-е изд. — М.: Академия, 2007. — 224 с.
  107. , A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механзмы и стратегии) Текст. / A.A. Налчаджян. Ер.: Издательство АН АРМ ССР, 1988. — 214 с.
  108. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии Текст. / С.К. Нартова-Бочавер. СПб.: Питер, 2008.-400 с.
  109. Нартова-Бочавер, С.К. «Суверенность психологического пространства» новый метод диагностики личности Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 5. — С. 77−89.
  110. Нартова-Бочавер, С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 2006. — Т. 27. — № 5. — С. 28−39.
  111. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Темп, 2004. — 944 с.
  112. , Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях Текст. / Н. Г. Осухова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-288 с.
  113. Официальный сайт отдела по трудовой адаптации инвалидов и молодежи Комитета общественных связей города Москвы Электоронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.kvota.ru. — Загл. с экр.
  114. , В.Э. Психологическое консультирование Текст. / В. Э. Пахальян. СПб.: Лидер, 2006. — 256 с.
  115. , М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития детей-олигофренов Текст. / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. — 223 с.
  116. , Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1999. -216с.
  117. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999 № 27/502−6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования» Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  118. , С.Ю. Некоторые аспекты консультирования клиентов жертв Текст. / С. Ю. Плотникова // Психология. — Пермь, 2003. — № 2. -С. 9−10.
  119. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  120. , С.А. Проблема виктимности психически больных Текст. / С. А. Потапов // Судебная и социальная психиатрия. Киев-Днепропетровск. — 1994. — Т. 1. — С. 66−67.
  121. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе Текст. / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. -М: Педагогика, 1980. 176 с.
  122. Приказ от 24.02.1998 № 500 «О порядке приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования» с поправками 2003 года Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  123. Приказ Министерства образования от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  124. Приказ от 24.02.1998 № 500 «О порядке приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования» с поправками 2003 года Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  125. Программа деятельности РООИД. Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http://www.rooid.ru/. — Загл. с экр.
  126. , Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Ида-тельский центр «Академия», 2005. — 477 с.
  127. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кан-дыбович, C.JI. Кандыбович. М.: Харвест, 2006. — 416 с.
  128. Психология здоровья: Учебник для вузов Текст. / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
  129. Психология глухих детей Текст. / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой. -М.: Педагогика, 1971. -448 с.
  130. , В.Г. Технология ведения тренинга Текст. / В. Г. Пузиков. СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с.
  131. , В.В., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация Текст. / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 230 с.
  132. Pay, Ф. Ф. Формирование устной речи глухих детей Текст. / Ф.Ф. Pay. М.: Педагогика, 1973.-389 с.
  133. Реабилитация инвалидов Текст. / под ред. Л. П. Храпылиной. -М.: Экзамен, 2006. 415 с.
  134. , A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика Текст. / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479, 1. с.
  135. , А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике Текст. / А. Л. Репецкая. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1994. — 152 с.
  136. , Д.В. Криминальная виктимология Текст. / Д. В. Ривман. СПб: Питер, 2002. — 304 с.
  137. , Д.В., Устинов, B.C. Виктимология Текст. / Д. В. Ривман, B.C. Устинов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. — 332 с.
  138. , П.В., Ярская-Смирнова, Е.Р. Доступность высшего образования для инвалидов Текст. / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Университетское управление: практика и анализ. 2005. — № 1. — С. 89−99.
  139. , Е.С. Психодиагностика: Учебн. пособие Текст. / Е. С. Романова. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.
  140. , B.C., Аршавский, В.В. Поисковная активность и адаптация Текст. / B.C. Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1984. — 193 с.
  141. , В.В., Селявина, А.К., Малых, С. Б. Система психологической поддержки образования Текст. / В. В. Рубцов, А. К. Селявина, С. Б. Малых // Психологическая наука и образование. 1999. — № 2. — С. 9−13.
  142. , Е.В. Методологические основания виктимологии образования Текст. / Е. В. Руденский. Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2004.- 182 с.
  143. , Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования Текст. / Е. В. Руденский. Новосибирск: Соцтехсервис, 2004. — 164 с.
  144. , Е.В. Виктимность личности как адаптивный барьер Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http://www.viktimolog.ru/index.php/articles/95. — Загл. с экр.
  145. , В.Я. Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних Текст. / В.Я. Рыбальская- науч. ред. Н. И. Трофимов. -Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1983. 228 с.
  146. , А.Г. Анализ стратегий социальной адаптации к инвалидности в трудоспособном возрасте Текст. / А. Г. Рытов // Вестник Самарского государственного университета. 2008. — № 1. — С. 385−394.
  147. , З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения (На примере Республики Северная Осетия-Алания) Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / З. М. Сабанов. М., 2004.- 19 с.
  148. , Е.Г. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений Текст. / Е. Г. Самовичев. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-238 с.
  149. , H.B. Психология профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Самоукина. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  150. , П.С. Девиантное поведение молодежи Текст. / П. С. Самыгин. Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 440 с.
  151. Сафонова, J1.B. Содержание и методика психосоциальной работы: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / JT.B. Сафонова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224 с.
  152. , Ю.А. Проективная модель формирования социальной идентичности студентов-инвалидов в вузовской среде: социально-философский анализ Текст.: автореф. дис.. канд. фил. наук / Ю. А. Сафонова. Москва, 2011. — 26 с.
  153. Серийные сексуальные убийства: Учебное пособие Текст. / Ю. М. Антонян, В. А. Верещагин, С. А. Потапов, Б.В. Шостакович- под ред.: Ю. М. Антонян. М.: Щит-М, 1997. — 202 с.
  154. , A.B., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности Текст. / A.B. Серый, М. С. Яницкий. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с.
  155. , А.Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми Текст.: автореф. дис.. докт. псих, наук / А. Б. Серых.-М., 2005.-45 с.
  156. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2007. — 350 с.
  157. , В.Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Текст. / В. Н. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7. — М. — 1997. — С. 177 184.
  158. , Б.А., Долгополова, Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях Текст. / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 292 с.
  159. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  160. , И.А. Обучение слепоглухонемых детей Текст. / И. А. Соколянский // Обучение и воспитание слепоглухонемых детей. М.: АПН РСФСР. — 1962.-Вып. 121.-С. 15−30.
  161. , Л.И. Психология детей с нарешениями зрения (детская тифлопсихология) Текст. / Л. И. Солнцева. М.: Классике стиль, 2006. — 256 с.
  162. , В.М. Специальная психология Текст. / В.М. Сорокин- под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
  163. , Д.Р. Свобода лучше несвободы? Книга о зависимостях для зависимых и независимых Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.drsosnov.ru. — Загл. с экр.
  164. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста Текст. / под. ред. Е. М. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: Институт социальной работы, 1996. — 210 с.
  165. Социальная работа с молодежью Текст. / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 328 с.
  166. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. Текст. / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.]- под ред. Н. М. Назаровой. 3-е изд., испр. — М.: «Академия», 2004. — 400 с.
  167. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]- под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 2005. — 464 с.
  168. , Е.М. Профессиональное образование инвалидов Текст. / Е. М. Старобина. М.: Интеллект-центр, 2003. — 191 с.
  169. , M.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы Текст. / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 91−102.
  170. , Е.А., Смирнов, С.Н., Сидорина, Т. Ю. Социальная политика: Учебн. пособие Текст. / Е. А. Тарасенко, С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВШЭ, 2004. — 403 с.
  171. , C.B. Психологические условия профессионального самоопределения личности с ограниченными возможностями здоровья Текст. / C.B. Телешева // Современные гуманитарные исследования. 2010. — № 1. -С. 164−174.
  172. , В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии Текст. / В. В. Ткачева. М.: ACT, 2007. — 318 с.
  173. , B.C. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью Текст.: автореф. дис.. докт. социол. наук / B.C. Ткаченко. -Ставрополь, 2007. 56 с.
  174. , О.В., Жулина, Е.В., Кудрявцев, В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Уч. пособие Текст. / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. М.: Т. Ц. Сфера, 2005. — 384 с.
  175. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 50 Электронный ресурс. — М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  176. Федеральный Закон «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1. 10 июля 1992 года Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  177. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95 № 122 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 132. Электронный ресурс. — М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  178. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95. // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 48. Электронный ресурс. — М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  179. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.97.//Собрание законодательства РФ. 1997. — № 143. Электронный ресурс. — М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  180. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 50. Электронный ресурс. — М., [200-]. — Режим доступа: http:// www.jurizdat.ru. — Загл. с экр.
  181. , Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований Текст. / Д. И. Фельдштейн // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации.-2005,-№ 6.-С. 1−11.
  182. , Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  183. , Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии Текст. / Л. В. Франк. Душанбе: Ирфон, 1977. — 237 с.
  184. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст. / 3. Фрейд. СПб.: Питер, 2002.-384 с.
  185. , О.В. Пассивность как системная характеристика вик-тимной личности Текст. / О. В. Холичева // Научные проблемы гуманитарных исследований. № 10 (1). — Пятигорск, 2009. — С. 104−110.
  186. , Дж., Тинклин, Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Дж. Холл, Т. Тинклин // Журнал исследований социальной политики. -2004. Том 2. — № i.-c. 115−126.
  187. , Б. Факторы, формирующие виктимность Текст. / Б. Хо-лыст // Вопросы борьбы с преступностью. 1984. — Вып. 41. — С. 73−74.
  188. , О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / О. В. Хухлаева. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  189. , О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений Текст. / О. В. Хухлаева. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  190. , Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер- пер. с англ. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
  191. , М.Е. Социально-педагогические условия реабилитации студентов с особыми потребностям Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Е. Чайковский. Винницк, 2006. — 19 с.
  192. , В.И. К проблеме адаптации студентов с ограниченными возможностями физического здоровья в студенческой среде Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http:// www. gpntb.ru>win/inter-events/crimea2003/trud/. — Загл. с экр.
  193. , Н.С. Виктимологическая профилактика преступлений военнослужащих Текст. / Н. С. Черных. М.: Криминолог. Ассоц., 1997. -385 с.
  194. , И.А. Специальная психология Текст. / И. А. Шаповал. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 197 с.
  195. , И.А. Психология аддикций. Диагностический практикум: учебно-методическое пособие Текст. / И. А. Шаповал. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007.- 164 с.
  196. , Е.В. Специфика образования взрослых инвалидов Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: Ьир:// www.cprsob.ru. -Загл. с экр.
  197. , И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе Текст. / И. С. Шемет. Кострома: КГУ, 2004. — 226 с.
  198. , Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич Текст. / Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук. СПб: Дидактика Плюс, 2001. -520 с.
  199. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей Текст. / Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1968. — 318 с.
  200. , О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание Текст. / О. Шпек. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 427 с.
  201. , Д.А. Совершенствование адаптационных возможностей студентов с нарушениями опорно-двигательного апарата Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Шубин. Чита, 2006. — 25 с.
  202. , Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской подготовки Текст.: автореф. дис.. док. псих, наук / Л. И. Шумская. Минск, 2005. — 36 с.
  203. , A.M. Новая модель обучения в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях VIII вида Текст. / A.M. Щербакова. М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2001. — 78 с.
  204. Элланский, Ю. Г, Пешков, С. П. Вопросы реабилитации инвалидов в свете основных положений концепции социальной независимости Текст. / Ю. Г. Элланский, С. П. Пешков // Здравоохранение РФ. 1997. — № 3. — С. 24 -27.
  205. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: методологические проблемы социальной психологии Текст. / В. А. Ядов. М.: Просвещение, 1975. — 214 с.
  206. , И.С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента Текст. / И. С. Якиманская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. -72 с.
  207. , В.А. Психология учебной деятельности студентов Текст. / В. А. Якунин. М.: Логос, 1994. — 160 с.
  208. WHO / International /Classifications. Всемирный доклад об инвалидности 9 июня 2011 Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http: // www.who.int. — Загл. с экр.
  209. Berne Е. Games people play / Е. Berne. -N. Y., 1967.-258 p.
  210. Berne E. What do you say after you say hello? The psychology of human destiny / E. Berne. N. Y., 1972. — 401 p.
  211. Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. Translated from French by Nice R / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. London: Sage, 1977.-256 p.
  212. Foucault M. The Birth of the Clinic. An Archeology of Medical Perception / M. Foucault. New York: Vintage Books, 1994. — 564 p.
  213. Jongeward D. Everybody wins: Transactional analysis applied to organizations / D. Jongeward. Reading, 1973. — 143 p.
  214. Hentig v.H. The criminal and his victim / H. v Hentig. Newhaven. 1948.-210 p.
  215. Mawby R.I., Gill. M. Crime Victims: Needs? Services and the Voluntary Sector / R.I. Mawby., M. Gill. London, 1987. — 213 p.
  216. Maslow A.H. Religion, values and peak-experience / A.H. Maslow. N.Y. Vicingpress, 1973.- 109 p.
  217. Moscovoci S. On social representation / S. Moscovoci // Social Cognition: Perspectives on everyday life / ed. J. P. Forgas. London: Academic Press, 1981.-311 p.
  218. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Prentice-Yall, Englewood Cliffs, New Jersey. 1966. — 324 p.
Заполнить форму текущей работой