Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровни психологического консультирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня почти каждый консультант. Иногда кажется, что консультантов больше, чем консультируемых {Barry, 1970, с. 362). Здравый смысл и доброжелательность являются важными и необходимыми качествами психолога. Например, некоторые консультанты начинают делиться с клиентами своими нынешними и прошлыми проблемами, полагая, что клиент не одинок в трудностях и страданиях. Консультант думает, что так… Читать ещё >

Уровни психологического консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Непрофессиональный уровень означает житейское консультирование.

Сегодня почти каждый консультант. Иногда кажется, что консультантов больше, чем консультируемых {Barry, 1970, с. 362). Здравый смысл и доброжелательность являются важными и необходимыми качествами психолога. Например, некоторые консультанты начинают делиться с клиентами своими нынешними и прошлыми проблемами, полагая, что клиент не одинок в трудностях и страданиях. Консультант думает, что так уменьшает значимость проблемы клиента. Поведение консультанта означает лишь то, что он удовлетворяет свои собственные потребности и обманывает клиентов. Слишком интенсивное и долго продолжающееся самораскрытие консультанта заслоняет клиента.

Недостаточный профессионализм в практике консультирования приводит к следующим результатам: во-первых, психолог оказывается не столько союзником, сколько соучастником у своего клиента. Он вступает с ним в коалицию, направленную против другого члена семьи, который на самом деле не меньше нуждается в помощи и поддержке, что идет вразрез с этическими принципами; во-вторых, психолог становится «эмоциональным донором», который профессиональную деятельность подменяет растратой чувств и эмоций, нередко в ущерб собственной личной жизни и семейным отношениям (синдром «истощения», «лесной Плакунчик», «унитаз»). Таким образом, психолог не должен давать полезных советов, а обязан стремиться к выявлению индивидуальных причин межличностных дисгармоний и содействовать устранению этих причин в конкретных случаях.

2. Научно-профессиональный уровень — собственно психологический уровень консультирования.

Психолог свои действия в тех или иных ситуациях основывает на профессиональных знаниях и умениях, целесообразность применения которых подтверждается соответствующими нормативными документами. Следовательно, главной стратегией работы профессионального консультанта является консультирование клиента по поводу принятия им собственного решения.

3. Творческий уровень — это искусство консультирования. На этом уровне важно соблюдать границы помощи психолога. Если клиент приходит просто поговорить, то будет достаточно с ним просто поговорить, поскольку проникновение в души пьянит. Роль творчества возрастает, когда оно рассматривается как основное средство преодоления консультативных ошибок. Для подлинного творчества удовлетворение доставляет сам процесс поиска, а отрицательный результат только углубляет знания о предмете и означает, что одно направление поиска должно быть заменено другим [10].

Ошибка, пережитая ранее как завершение творчества, может быть исправлена в процессе новых творческих действий консультанта. При творческом подходе психолог признает и принимает свои чувства по поводу любых ситуаций, в том числе и тех, в которых имелись ошибки, а затем смотрит, какой урок из них можно извлечь, что можно сделать, чтобы подобное больше не повторялось. Он рассматривает ошибку как стимул научиться чему-то новому. И тогда кажущийся проигрыш становится новой возможностью для расширения профессиональных знаний и навыков. Совместная творческая деятельность в консультативном процессе выполняет функцию обеспечения своеобразного иммунитета, как для клиента, так и для психолога, к трудным и разрушающим последствиям неудач. «В творчестве созидается и сам творец» [11. С. 107]. Заслуживает внимания требование К. Роджерса: никогда не подходить к клиенту с готовой схемой. Важно учитывать то, что думает по поводу своих трудностей сам клиент.

Хороший психолог-консультант не ограничен в своем мышлении одной-единственной точкой зрения на проблему, он понимает и способен принять и признать практически любую точку зрения на проблему и практически действовать в соответствии с ней. Он способен работать внутри разных теорий, он способен применять различные техники в зависимости от ситуации и задач клиента. Он гибко реагирует на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой