Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманизация и демократизация образования, перестройка учебного процесса на основе его глубокой дифференциации, невозможны без целостного понимания интеллектуальной и психомоторной деятельности школьников. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования, как показывает передовой опыт, необходимо опираться на знания индивидуальных особенностей учеников, направлять процесс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ
    • 1. 1. Генезис представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Развитие представления об одаренности в зарубежных и отечественных исследованиях
    • 1. 3. Содержание некоторых аспектов структуры способностей
      • 1. 3. 1. Структура познавательных способностей
      • 1. 3. 2. Основные составляющие структуры психомоторных с пособностей
    • 1. 4. Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей младшего школьного возраста как факторные условия успешности формирования способностей
    • 1. 5. Психологические условия формирования способностей школьников
      • 1. 5. 1. Методологические аспекты и принципы формирования психомоторных способностей
    • 1. 6. История изучения взаимосвязи психомоторных и интеллектуальных способностей в обучении и воспитании подрастающего поколения

Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманизация и демократизация образования, перестройка учебного процесса на основе его глубокой дифференциации, невозможны без целостного понимания интеллектуальной и психомоторной деятельности школьников. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования, как показывает передовой опыт, необходимо опираться на знания индивидуальных особенностей учеников, направлять процесс интеллектуального развития, который во многом сводится к совершенствованию общих и специальных способностей школьников. В современных условиях общества, когда от интеллектуального и физического состояния детей зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача комплексного формирования способностей каждого ребенка. В этом отношении психомоторное и интеллектуальное развитие способностейстороны комплексного генеза личности, которые формируют человека как целое. Данная идея созвучна принципам современного образования, которые заложены в конвенции о правах ребенка (Теплов Б.М., 1981), где говорится, что «образование должно быть направлено на-развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (Конвенция о правах ребенка, 1999).

Между тем, проблема способностей — одна из наиболее трудных в психологии, т.к. способности, адекватные индивидуально-психологическим особенностям человека, находятся в очень сложных взаимодействиях и зависят от биологических, исторических и социальных условий их развития. Разработке данной проблемы посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи (C.JI. Рубинштейн, 1940, Б. М. Теплов, 1961. А. Н. Леонтьев, 1960; А. Г. Ковалев, 1960; В. Н. Мясищев, 1962; Н. С. Лейтес, 1971; Б. Б. Коссов, 1976; А. Бине, 1923; В. Штерн, 1926; Дж. Гилфорд, 1965; В. П. Озеров, 1976 — 2001 и др.). В результате их научной деятельности накоплен определенный опыт, как в становлении основных теоретических предпосылок ее исследования, так и в конкретно психологическом изучении специальных способностей (В.И. Киреенко, 1969, Н. Д. Левитов, 1962, В. А. Трубецкий, 1968, К. К. Платонов, 1972 и др.).

В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ системы образования, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и технологии. Это говорит о том, что перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и практики использования исторических методов в изучении и развитии способностей.

Развитие гуманистических традиций отечественной психологической науки и практики требует использования всего накопленного позитивного опыта. Воспитание и обучение невозможно без комплексного изучения способностей ребенка. В прошлом веке эту проблему начали разрабатывать выдающиеся отечественные ученые И. М. Сеченов (1947), И. П. Павлов (1951), П. Ф. Лесгафт (1952). Комплексным изучением человека занимался В. М. Бехтерев, возглавлявший до 1927 года Петроградский институт по изучению мозга и психической деятельности. Б. Г. Ананьев признавал важность комплексных исследований в психологической науке. Он писал: «Переход от сепаративных специальных исследований к комплексному синтезирующему изучению означает сосредоточение научных сил и средств на познании связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуацией его развития, определяющих целостность и самость объекта». Занимаясь разработкой комплексного подхода к изучению способностей, Б. Г. Ананьев обнаружил достоверные корреляционные связи между показателями интеллекта и психомоторных функций. Л. С. Выготский рассматривал способности человека в их единстве: «. Психологическое представление о работе человека как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша „способность“ работает, на самом деле, в таком сложном целом, что взятая сама по себе она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия». (Выготский JI.C., 1991). JI.A. Венгер и А. В. Запорожец поддерживали идею комплексного изучения человека и целостной концепции развития детских способностей (Венгер Л.А., 1981, 1973; Запорожец А. В., 1986). В. М. Русалов утверждает: «Комплексные исследования человека приобретают сейчас первостепенное значение» (Русалов В.М., 1979).

В настоящее время проблема комплексного изучения способностей и взаимосвязи их различных компонентов продолжает интересовать психологов и педагогов. В последние годы появились исследования, базирующиеся на серьёзных теоретико-методологических основах, предметом изучения которых являются способности как целостный феномен.

В.В. Майоров и И. Ю. Мышкин (1993) определили зависимость объема кратковременной памяти от разнообразия периодических процессов электрической активности мозга. В исследованиях Е. В. Заика (1993) обнаружена тенденция к связи между объемом моторной кратковременной памяти и точностью воспроизведения движений.

В.П. Озеров (1976, 1993, 1989) вскрыл взаимосвязь психомоторных способностей с уровнем спортивно-технического мастерства спортсменов, возрастными особенностями психомоторики школьников и студентов.

Н.И. Чуприкова и Т. А. Ротанова (1995) получили результаты, говорящие о связи умственных способностей с особенностями структурной организации познавательных процессов и с простыми физиологическими процессами и функциями, связи чувствительности и интеллекта (Ротанова Т.А., 1990; Цветкова Л. С., 1995; Чуприкова Н. М., 1995). И. А. Курбатова (1995) исследовала влияние одаренности на феномен разной организации межполушарного воздействия при выполнении психомоторного задания у детей, а также взаимосвязь времени и интеллекта.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и способных детей, учащихся и студентов составляет одну из задач совершенствования системы народного образования. Так как развитие и воспитание одаренных детей и способных студентов решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры всех областей производства и социальной жизни России 2001 года.

Но, к сожалению, пока в целом современное дошкольное и школьное обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское — на среднего студента и среднего специалиста. Государство тратит значительные средства на исследования, коррекционное обучение умственно отсталых или испытывающих затруднения в обучении детей и, тем не менее, на сегодняшний день не реализована государственная программа по исследованию и моделированию психолого-педагогической системы обучения и воспитания одаренных и способных учащихся, обладающих высокими познавательными и творческими способностями (Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 1998;2000 годы).

Несмотря на то, что проблема комплексного изучения способностей и одаренности по своей теоретической и практической значимости остается важной в психологической науке, она не полностью экспериментально исследована. Недостаточно научных трудов, посвященных изучению структуры познавательных способностей, а также взаимосвязи компонентов различных способностей, в том числе психомоторных и интеллектуальных.

Таким образом, в социальном аспекте актуальность нашей работы заключается в том, что совершенствование образовательно-воспитательной системы одаренных детей, вызвано потребностями общества, реформой школы и тенденцией возрождения культурного и экономического могущества Российского государства. Это подтверждается тем, что федеральная программа «Одаренные дети» входит в президентскую программу «Дети России». В научном плане она актуализируется проблемой диагностики и развития психомоторной и интеллектуальной одаренности детей. Ее дальнейшая разработка связана с логикой развития психологопедагогической науки и практики, и определяется теоретико-методологической значимостью.

Становление парадигмы о закономерностях психомоторного и интеллектуального развития человека, путях и возможностях его целенаправленного управления имеют огромное значение для всех без исключения сфер общественной практики и в первую очередь для системы образования и физического воспитания молодежи.

Несмотря на вековую историю исследования способностей, до сих пор отсутствует общепринятое понимание психомоторики и представление о психологических основах ее диагностики и формирования, а также о механизмах психомоторной саморегуляции.

Актуальность проблемы формирования психомоторики и интеллектуальных способностей связана еще и с такими глобальными педагогическими проблемами, как неразрывность обучения и развития, психологическое обеспечение содержания учебных программ в школе, закономерности усвоения знаний и двигательных навыков (Г.А. Костюк, 1988; А. А. Бодалев, 1984; А. В. Запорожец, 1967, 1986).

Недостаток подобных комплексных теоретических и практических исследований, отсутствие работ с комплексным подходом к изучению и диагностике одаренности и изучению взаимосвязи психомоторных и интеллектуальных способностей еще раз подтверждают актуальность данной проблемы.

Следовательно, проблема исследования обусловлена наличием противоречия между возросшими требованиями индивидуализации и дифференциации обучения детей с разным уровнем развития способностей и отсутствием адекватных и наиболее приемлемых для школьной практики психодиагностических методик, позволяющих определить когнитивно-моторные и когнитивно-интеллектуальные особенности развития учащихся и закономерности их ускоренного формирования.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — когнитивно-моторные и когнитивно-интеллектуальные способности одаренных детей.

Предмет исследования — процесс развития и формирования когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей одаренных детей, их структура и взаимосвязь.

Гипотеза исследования заключается в том, что интеллектуальные и психомоторные способности одаренных детей можно ускоренно формировать в сензитивные периоды их развития за счет специально подобранных психолого-педагогических средств и методов.

Для подтверждения верности гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить реальное состояние проблемы диагностики и формирования когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей одаренных детей.

2. Определить тесты и задания для диагностики когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей детей.

3. Разработать конкретные задания, игры, упражнения по формированию когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей детей.

4. Выявить взаимные корреляционные связи между блоками психомоторных и интеллектуальных способностей.

5. Вскрыть динамику развития психомоторных и интеллектуальных способностей в процессе их формирования.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основной концепции и подходов в диагностике и формировании способностей у школьников.

2. Психолого-педагогические наблюдения и обобщение передового опыта в области нетрадиционных методов обучения и тренировки.

3. Экспресс-тестирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей детей на всех этапах эксперимента.

4. Современные методы математической статистики и анализа данных.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве духовного, психического и телесного в структуре личностибазовые принципы системности, всесторонности, эвристичности, верификации, историзма и конкретности исследования:

1. Труды И. М. Сеченова, посвященные физиологии центральной нервной системы, психофизиологии, психомоторному акту, теории умственной деятельности.

2. Исследования И. П. Павлова, доказывающие единство психических и физиологических процессов в организме.

3. Изучение становления и компенсации высших психических функций Л. С. Выготского.

4. Теория системной динамической локализации психических процессов, разработанная А. Р. Лурия.

5. Общая теория развития и компенсации способностей Б. М. Теплова, К. К. Платонова.

6. Использовались принципы разработки экспресс-тестов познавательной сферы Б. Б. Коссова, В. П. Озерова.

7. Комплексный подход в диагностике и формировании психомоторных способностей В. П. Озерова.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы диагностики и формирования способностей и одаренности (В. Штерн, 1923;

Э. Мейлан, 1911; С. Г. Геллерштейн, 1926; С. Л. Рубинштейн, 1940; Б.М.

Теплов, 1941, В. П. Озеров, 1976 — 2001 и т. д.).

Научная новизна работы состоит в комплексном изучении и анализе интеллектуальных и психомоторных способностей одаренных детей, а также в экспериментальной апробации разработанных диагностических тестов и методик их ускоренного формирования.

Теоретическое значение работы.

Психолого-педагогические методы диагностики и формирования интеллектуальных и психомоторных способностей, сформулированные в работе, могут служить научно-теоретической базой для разработки новых форм и методов интеллектуального и моторного развития одаренных детей разного возраста.

По-новому ставится проблема интеллектуального и психомоторного развития одаренных детей, выявлены благоприятные периоды развития отдельных компонентов интеллектуальных и психомоторных способностей детей.

Научно обоснованы, разработаны и модифицированы разнообразные методики экспресс-диагностики и формирования интеллектуальных и психомоторных способностей, многие из которых могут иметь более широкое применение в ряде других областей педагогики и психологии.

Практическое значение работы заключается в том, что подобран комплекс взаимодополняющих методов экспресс-тестирования психомоторных и интеллектуальных способностей одаренных детей. Разработана и внедрена в практику учебно-воспитательного процесса программа психомоторных и интеллектуальных упражнений, игр и заданий для детей младшего школьного возраста.

Научно обоснованная система отбора на основе комплекса интеллектуальных и психомоторных тестов позволит выявить одаренных детейв то же время, направленное формирование интеллектуальных и психомоторных способностей у детей может компенсировать недоразвитые когнитивные качества школьников, что соответствует интересам ребенка, школы и общества в целом.

Теоретически обоснован и проведен психолого-педагогический эксперимент по выявлению и развитию интеллектуальных и психомоторных способностей одаренных детей класса-комплекта Дворца детского творчества г. Ставрополя.

Достоверность и надежность результатов психолого-педагогического эксперимента достигалась соответствием полученных экспериментальных показателей общепринятым научным критериям валидности и надежности, а также использованием 30 интеллектуальных и психомоторных показателей на каждом испытуемом школьнике на протяжении 3-х лет, с которыми выполнено 2700 измерений. Все представленные в работе частные гипотезы и результаты достоверны и имеют достаточно высокий уровень значимости.

Внедрение и апробация результатов исследования: основные результаты эксперимента и исследования, проведенные по теме диссертации, ежегодно докладывались на заседаниях кафедры практической психологии Ставропольского государственного университета (1996;1999г.). Материалы исследования опубликованы на трех университетских научных конференциях (1996;1998г.) и региональной научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы психологии». (Ставрополь, 1997 г.). В работах автора:

1. К вопросу диагностики психомоторных способностей одаренных детей // В сб.: Физическая культура, спорт высших достижений и профессиональный спорт в современном обществе.- Ставрополь, 2000.-С.122−123.

2. Озеров В. П., Медведева Н. А., Майорова Д. А., Озеров Ф. П., Ярцева Т. М. Психологические основы работы с одаренными учениками //Учебное пособие для практических психологов и педагогов.-Ставрополь, 2001. 112 с. (В соавторстве, авторские 15 е.).

3. Психологические основы работы с детьми опережающего развития. // Образовательный комплекс для детей опережающего развития: экспериментальная модель.- Ставрополь, 2001. С. 113−133. (В соавторстве).

4. Некоторые психолого-педагогические аспекты проблемы формирования психомоторных и интеллектуальных способностей одаренных детей.// Проблемы детской антропологии.- Ставрополь, 2001. С.122−123.

Объем: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, параграфов, выводов, практических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы. Основное содержание изложено на 165 страницах машинописного текста и содержит 15 таблиц, два рисунка. Библиография насчитывает 176 источников: из них — 168 на русском языке, 8 — на английском.

ВЫВОДЫ.

1. Интеллектуальные и психомоторные способности подвергаются ускоренному формированию в сензитивные периоды развития одаренных детей в условиях специально разработанных методик, в совокупности представляющих собой психолого-педагогическую технологию, инструментально обеспечивающую достижение прогнозируемого и диагностируемого результата.

2. Способности человека не только проявляются, но и развиваются в специфической деятельности. При этом наиболее адекватным изучением психомоторных и интеллектуальных способностей и, следовательно, решением проблемы отбора одаренных детей, является наблюдение, контроль и коррекция в процессе их формирования.

3. В основе формирования познавательных способностей лежит диагностика их уровня и структуры, которые в значительной степени определяют технологичность и эффективность психолого-педагогического процесса. В частности, диагностика познавательных способностей школьников методикой экспресс-тестирования по разработанной пятибалльной шкале, показала более высокий уровень познавательных способностей детей экспериментального класса-комплекта по сравнению со сверстниками обычной образовательной школы.

4. Проведенное исследование структуры психомоторных способностей у детей экспериментального класса показало, что существует сложная математическая зависимость между параметрами психомоторных способностей у детей.

Ведущее значение у младших школьников несут сенсорно-перцептивный компонент способностей, особенно, способность целенаправленно дозировать и управлять пространственными характеристиками двигательных действий. Несколько меньше выражены психофизиологические механизмы, осуществляющие выносливость в волевых, силовых и скоростных проявлениях. Не достигают еще значительных величин максимальный темп и силовые показатели движений и их взаимные корреляционные связи.

5. Своевременное и целенаправленное воздействие на формирование психомоторных и интеллектуальных способностей сказывается на их развитии и взаимосвязи. В данных условиях, формируется скрытая внутренняя стратегия, которая позволяет детям более широко использовать различные компоненты способностей и осуществлять их компенсацию, что согласуется с концепцией В. П. Озерова о связи когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных способностей человека, которые могут быть составляющими различных профессиональных деятельностей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд практических рекомендаций:

1. Учебно-воспитательный процесс в работе с одаренными детьми будет значительно эффективнее, если педагоги будут учитывать психологические особенности в развитии интеллектуальных и психомоторных способностей учеников.

2. Интеллектуальные и психомоторные способности необходимо ускоренно формировать в сензитивные периоды развития детей, применяя специально разработанную психолого-педагогическую методику в данной работе.

3. Учет тесной взаимосвязи компонентов психомоторных и интеллектуальных способностей обеспечивает гармоническое развитие детей и учащейся молодежи.

4. Учитывая уровень развития и структуру отдельных компонентов способностей можно рекомендовать психологам, педагогам, детям, родителям занятия по их совершенствованию и самосовершенствованию.

5. Процесс формирования психомоторных и интеллектуальных способностей на основе составляющих компонентов структуры в значительной степени определяет технологичность психолого-педагогической системы.

6. Успех реализации методики формирования психомоторных и интеллектуальных способностей определяется готовностью психологов, учителей, специалистов в сфере физической культуры к данной деятельности, пониманием ее сути, содержания, логики, отличия от традиционных систем. В этой связи, в вузах, курсах повышения квалификации, должны организовываться учебно-методические семинары и серии тематических лекций, посвященных данной технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С., Трубников В. И. Анализ корреляционной структуры процесса запоминания. В кн.: Новые исследования в психологии. М., 1984, № 2. С.-31.
  2. X. М. Этюды о саморегуляции. М: Молодая гвардия, 1990.
  3. . Г. Воспитание внимания школьника. М. Л.: Из-во АПН1. РСФСР, 1964.
  4. . Г. Комплексное изучение человека и психологическаядиагностика // Вопросы психологии, 1968, № 6
  5. . Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера //
  6. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М: Из-во АПН РСФСР, 1956.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977.
  8. . Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемыспособностей. М., 1962, с. 15−32 8 Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. Учен. зап. ЛГУ, 1959, № 265
  9. . Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства удетей. М: Просвещение, 1964. 1Q Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К. М. Гуревича,
  10. В. И. Лубовского. Т.2. М., 1982. с. 366. 11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М:
  11. Медицина, 1975 12 Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 13. Анфимов 3. Н. Воспитание у учащихся внимания на уроке. В сб: Урокв начальной школе. М: из-во АПН РСФСР, 1951.
  12. Аутогенная тренировка. М., 1967.
  13. Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. с. 96
  14. Д. Б., Ильясов И. И. Психологические условия длядифференцированного обучения одаренных детей // Вопросы психологии, 1987, № 6. с. 72−73
  15. А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемыспособностей // Вопросы психологии, 1984, № 1. 26 Болтунов А. П. Измерительная шкала ума. Л., 1928
  16. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 28 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. с. 285.
  17. Л. А. Развитие способности к наглядному пространственномумоделированию // Дошкольное воспитание, 1982, № 3. с. 46−52
  18. П. О благородных нравах и свободных науках. В кн.:
  19. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. 4.2. Саратов, 1988.
  20. П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментаотное формированиевнимания. М: Московский университет, 1974
  21. М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М: Просвещение, 1986.-с. 19.
  22. С. Г. Развитие восприятия времени под влияниемспециальных упражнений // Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР. 1957. — С. 206.
  23. К. А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. М., 1938. с.206
  24. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Подред. А. М. Матюшкина. М., 1965. с. 433−456 46 Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей. // Вопросы психологии, 1986. — № 5.
  25. Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
  26. Д. Собрание сочинений. М. Л., 1935, Т.2. — с. 237, 275
  27. Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания //
  28. Психологическая наука в СССР. М., 1959, Т.1. 5Q Дружинин В. Н. Ситуационный подход к диагностике познавательных способностей. В кн.: Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989.
  29. В. Н. Тестирование познавательных способностей прирешении практических задач. В кн.: Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
  30. О. М. Проблема развития способностей // Вопросыпсихологии, 1996, № 5. с. 98−100
  31. О. Н. Психологическая структура способностей. В кн.:
  32. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
  33. Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышленияучащихся.// Вопросы психологии, 1990. № 6.
  34. Е. В. Соотношение объема кратковременной памяти и точностивоспроизведения движений // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 3 -с. 126
  35. А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М: Педагогика, 1986. -с15−18
  36. В. П. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  37. Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов еедиагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. с. 10−29
  38. В. И. Психология способностей к изобретательнойдеятельности. М: Из-во АПН РСФСР, 1959
  39. В. В. Психомоторные способности юного спортсмена. Киев:1. Здоровья, 1987.
  40. А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека.
  41. Л: Из-во ЛГУ, 1960, Т.2. 66 Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2, М., 1982. 67. Конвенция о правах ребенка. В сб.: Права ребенка. М.: Новая волна. -1999.-С. 128.
  42. .Б. Познавательные процессы у спортсменов. Сенсорнаяоснова спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1973. — Т.2. 72 Коссов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. — М.: Высшая школа, 1971.
  43. .Б. Психологический контроль в спортивной борьбе // Научноспортивный вестник. № 5. — М.: Высшая школа, 1975.
  44. В. А. Психология математических способностей школьников.1. М: Просвещение, 1968
  45. В. А. Психология: учебник для уч-ся пед. училищ. М:
  46. Просвещение, 1986. с. 211, 249 76 Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л:
  47. Н. С. О психофизиологических основах активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975, вып. 1.-е. 14−36 82 Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. с. 215
  48. Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии, 1988, № 4.-с. 98−107
  49. Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М: Знание, 1984.-с. 6, 12
  50. Н. С. Способности, труд, талант. М., 1961
  51. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.-е. 280 87. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с. 304 88 Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1,-с. 7−17
  52. . Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М:1. Наука, 1984.
  53. А. Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
  54. А. Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
  55. А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  56. В. Я. Память в процессе развития. М., 1976.
  57. А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросыпсихологии, 1989, № 6. с. 29−33
  58. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-с. 208
  59. А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросыпсихологии, 1982. № 4. с. 88−89. 102 Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития. — В кн. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
  60. Методики психодиагностики в спорте // В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов идр. М: Просвещение, 1990.
  61. Мифы народов мира, В 2-х т. // Гл. ред. С. А. Токарев. М: Российскаяэнциклопедия, Олимп, 1997.
  62. В. П. Актуальные вопросы оценки двигательных навыков иуспеваемости школьников по физическому воспитанию // В сб.:
  63. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста". Кишинев, 1984. 106 Озеров В. П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных атлетов-многоборцев. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1976. с. 24
  64. В. П. Методические рекомендации по развитию психомоторныхкачеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию. Кишинев: КПИ им. С. Лазо, 1986.
  65. В. П. Психологические критерии отбора способныхлегкоатлетов-многоборцев // В сб.: Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973.
  66. В. П. Психологические основы диагностики и формированияпсихомоторных способностей у школьников и студентов. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1993. с. 38
  67. В. П. Психологические основы диагностики и формированияпсихомоторных способностей у школьников и студентов.// Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 1993.
  68. В. П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983
  69. В. П. Развитие психомоторных способностей у школьников //
  70. Материалы республиканской конференции: «Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста». Изд-во «Штиинца», Кишинев, 1979.
  71. В. П. Теоретические аспекты диагностики и формированияпсихомоторных способностей у учащейся молодежи // Материалы республиканской научно-практической конференции по физической культуре и спорту. Оргеев, 1991.
  72. В. П. Формирование психомоторных способностей у студентов //
  73. Материалы съезда общества психологов СССР. Москва, 1989.
  74. В. П., Медведева Н. А., Майорова Д. А., Озеров Т. Л., Ярцева Т.
  75. В. П., Пашкова Ю. А. Некоторые концептуальные подходы кизучению когнитивных способностей.// Материалы научной конференции: «Университетская наука региону. Региональные проблемы образования». Ставрополь, 1998, 204с.- стр. 19−23.
  76. В. П., Соловьева О. В. Изучение динамики познавательныхспособностей учащихся в процессе традиционного и экспериментального развития // В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии. Ставрополь, 1997. с. 85−86.
  77. И. П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. З. Кн. 1,2. М. Л., 1951.-c.27
  78. Педагогическая энциклопедия. М., 1965, Т.2
  79. А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросыпсихологии, 1990, № 3. С. 121−122.
  80. А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. М:
  81. Издательство РОУ, 1996. с. 328. 132 Платонов К. К. Личностный подход в понимании психосоматических взаимодействий. — В сб.: Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972.
  82. К. К. Проблемы способностей. М: Наука, 1972
  83. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д.
  84. . М., 1973 и 1976.
  85. Т. А. Обучение младших школьников тонким двигательнымразличиям на уроках физкультуры // Вопросы психологии, 1990, № 2 -с. 82−84
  86. М. С. Современная когнитивная психология и проблемамышления. В кн.: Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.
  87. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. // Гл. ред. В. В.
  88. Давыдов. М: Большая российская энциклопедия, 1993. с. 608.
  89. С. Л. Основы общей психологии. М: Учпедгиз, 1940, с.537−538
  90. С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М: Педагогика, 1989, Т.2.-С. 122
  91. С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960, № 3. с. 108
  92. С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросыпсихологической теории // Тезисы докладов. Вып.З. М., 1959.
  93. П. А. Психология. — М.: ФиС, 1958. — с. 501.
  94. П. А. Психология спорта. М.: ФиС, 1967. 146 Рудик П. А. Психология. М.: ФиС, 1974.
  95. В. М. Биологические основы индивидуально-психологическихразличий. М: Наука, 1979
  96. Л. П., Кореневич В. П. Взаимосвязь чувствительностикинестетического анализатора и психомоторики человека // Вопросы психологии, 1990, № 2. с. 132.
  97. И. М. Избранные философские и психологическиепроизведения. М., 1947. с.416
  98. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск:1. Харвест, 1997. с. 800.
  99. . М. Проблемы индивидуальных различий. М: изд. АПН
  100. РСФСР, 1961.-с. 419 152 Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. с.32
  101. . М. Способности и одаренность. Избранные труды в 2-х т., Т.1., 1. М., 1985.-с. 461
  102. Л. И. Психология организаторских способностей.
  103. Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1968
  104. Я., Новы Л. История естествознания в датах. М: Прогресс, 1987. -с. 495.
  105. Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991.-е. 53.
  106. Н. М. Время реакций и интеллект: почему они связаны (одискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995, № 4 с. 65
  107. В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».
  108. Психологический журнал. Т.4. № 5, 1983
  109. В. Д. О структуре познавательных способностей. //
  110. Психологический журнал, 1985, Т.6, № 3.
  111. В. Д. Способности, одаренность, талант. В кн: Развитие идиагностика способностей. М., 1991. с. 9.
  112. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитиеи диагностика. М: Педагогика, 1990. с. 69.
  113. В. П., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития впроцессе освоения профессиональной деятельности. // Психологический журнал, 1984, Т.5, № 5.
  114. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования.1. М&bdquo- 1926. с.404
  115. Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоениязнаний. М: Просвещение, 1996 166 Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.
  116. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М: Просвещение, 1983. с. 304.
  117. М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феноменекультуры // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — с. 63−75.
  118. Cattel J. McK. The time of perception as a measure of differences in intensity.-Philos. St., 1902, p. 19.
  119. S., 1975. Apprentissage et memoire chez l’homme. Paris, P.U.F.
  120. J., Jnhelder В., 1966. La psychologie de l’enfant. Paris, P.U.F.
  121. Schiltz J. H. Das autogene training. Stuttgart, 1966.
  122. Schliemann H. Hlisstadt und Land der Trojaner. Leipzig, 1881.
  123. Woodwortn R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y., 1963.
Заполнить форму текущей работой