Разработка и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала
![Реферат: Разработка и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала](https://gugn.ru/work/6570436/cover.png)
В последние десятилетия защищается большое количество диссертаций, посвященных исследованию психологического содержания деятельности различных профессионалов (Бахтина, 2004; Бондарчук, 2007; Гаранина, 2006; Калита, 1996; Склейнис, 2011; Шунькова, 2010 и др.). В большинстве таких работ используется инструментарий психосемантики, и кажется удивительным, что до сих пор не создано бланковой методики… Читать ещё >
Разработка и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние десятилетия защищается большое количество диссертаций, посвященных исследованию психологического содержания деятельности различных профессионалов (Бахтина, 2004; Бондарчук, 2007; Гаранина, 2006; Калита, 1996; Склейнис, 2011; Шунькова, 2010 и др.). В большинстве таких работ используется инструментарий психосемантики, и кажется удивительным, что до сих пор не создано бланковой методики, прямо направленной на оценку работы, профессии и профессионала. Предлагаемые ниже специализированные СД являются вариантами таких бланковых инструментов.
Для облегчения работы испытуемых с бланком при большом количестве шкал можно исключать из окончательного варианта шкалы с низким уровнем дифференциации по пилотажной группе. Как видно ниже из табл. 6.1, 6.4, 6.7, эти шкалы, во-первых, являются различными для различных групп испытуемых; во-вторых, могут описывать противоположные, но значимые характеристики реального стимула (например, «высокооплачиваемая — низкооплачиваемая» работа или профессия по табл. 6.1,6.4). В группе родителей, оценивающих свою реальную работу или профессию, оценки ушли к противоположным полюсам шкалы, что дает низкие показатели среднегрупповых значений. Но индивидуальная оценка является очень значимой.
Первые четыре этапа описанного выше алгоритма разработки специализированных СД были осуществлены в ходе занятий по курсу «Методы психосемантики» студентами пятого курса (2005 г.) отделения психологии Северо-Восточного государственного университета. В качестве экспериментальной группы выступили сами студенты и их родители. Такая экспериментальная группа представляется достаточно разнообразной, так как она является разновозрастной, родители студентов являются группой состоявшихся разнотипных профессионалов.
На пятом этапе были получены следующие результаты (табл. 6.7- 6.15).
Таблица 6.7
Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Работа» (80%-ный интервал)
Группа студентов. | Группа родителей. |
квалифицированная. | квалифицированная. |
сложная. | сложная. |
активная. | активная. |
востребованная. | напряженная. |
помогающая. | высокоответственная. |
одобряемая. | востребованная. |
практическая. | помогающая. |
легальная. | тяжелая. |
в помещении. | эмоциональная. |
коммуникабельная. | значимая. |
социальная. | практическая. |
постоянная. | связанная с людьми. |
официальная. | легальная. |
долговременная. | в помещении. |
обязательная. | коммуникабельная. |
стабильная. | социальная. |
результативная. | постоянная. |
трудоемкая. | долговременная. |
интенсивная. | скрупулезная. |
напряженная. | ответственная. |
обязательная. | |
профессиональная. | |
стабильная. | |
результативная. | |
трудоемкая. | |
интенсивная. | |
напряженная. |
Таблица 6.8
Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Работа» (подавление веса -0,5; метод главных компонент, вращение Varimax)
Группа студентов (процент выбираемой дисперсии — 83,0). | Группа родителей (процент выбираемой дисперсии — 98,7). |
подработка — постоянная работа (17,72). | по призванию — не по призванию (21,42). |
менеджерская — исполнительская (12,80). | технологичная — нетехнологичная (16,7). |
неквалифицированная — квалифицированная (12,48). | демонстративная — настоящая (9,64). |
офисная — не офисная (12,06). | бюджетная — сдельная (8,89). |
халявная — настоящая (9,98). | не моя — моя (8,03). |
нетехнологичная — технологичная (9,36). | шабашка — постоянная (7,75). |
престижная — непрестижная (8,59). | навязанная — желаемая (6,98). |
не загружающая — загружающая (5,33). | |
подвернувшаяся — выбираемая (5,02). | |
халтурная — добросовестная (4,65). | |
для виду — для дела (4,29). |
Таблица 6.9
Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичною бланка специализированного СД «Работа»
Группа студентов. | Группа родителей. |
односторонняя — многосторонняя. | нетворческая — творческая. |
вредная — благоприятная. | непрестижная — престижная. |
коллективная — индивидуальная. | однообразная — многообразная. |
невыполнимая — элементарная. | коллективная — индивидуальная. |
нудная — занимательная. | выгодная — невыгодная. |
экологичная — неэкологичная. | |
нормированная — ненормированная. | |
невыполнимая — элементарная. |
Таблица 6.10
Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Профессия» (80%-ный интервал)
Группа студентов. | Группа родителей. |
квалифицированная. | квалифицированная. |
сложная. | сложная. |
востребованная. | активная. |
помогающая. | напряженная. |
тяжелая. | востребованная. |
связанная с людьми. | связанная с людьми. |
интересная. | одобряемая. |
одобряемая. | эмоциональная. |
значимая. | значимая. |
практичная. | практичная. |
коммуникабельная. | нервная. |
коммуникабельная. | |
осмысленная. |
Таблица 6.11
Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Профессия» (метод главных компонент, вращение Varimax)
Группа студентов (процент выбираемой дисперсии — 86,2). | Группа родителей (процент выбираемой дисперсии — 94,2). |
бюрократическая — человечная (25.45). | рутинная — творческая (18,22). |
освоенная — неосвоенная (15,9). | безответственная — ответственная (17,12). |
хорошая — плохая (12,07). | современная — несовременная (11,5). |
нормированная — ненормированная (11,43). | нетехнологичная — технологичная (9,31). |
грязная — чистая (9,07). | ненужная — нужная (8,39). |
редкая — распространенная (6,68). | плохая — хорошая (6,83). |
физическая — умственная (5,59). | героическая — обыденная (6,1). |
легкая — тяжелая (5,96). | |
социальная — асоциальная (5,91). | |
нормальная — ненормальная (4,85). |
Таблица 6.12
Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Профессия»
Группа студентов. | Группа родителей. |
нетворческая — творческая. | безопасная — рискованная. |
однообразная — многообразная. | комфортная — некомфортная. |
вредная — благоприятная. | вредная — благоприятная. |
высокооплачиваемая — низкооплачиваемая. | высокооплачиваемая — низкооплачиваемая. |
Таблица 6.13
Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Профессионал» (90%-ный интервал)
Группа студентов. | Группа родителей. |
квалифицированный. | квалифицированный. |
способный. | способный. |
компетентный. | компетентный. |
образованный. | образованный. |
активный. | активный. |
знающий. | знающий. |
ответственный. | ответственный. |
умелый. | востребованный. |
выполняющий. | выполняющий. |
опытный. | опытный. |
эффективный. | помогающий. |
помогающий. | неравнодушный. |
целеустремлeнный. | рассудительный. |
рассудительный. | добросовестный. |
добросовестный. | внимательный. |
внимательный. | практик. |
практик. | развивающийся. |
развивающийся. | уважаемый. |
уважаемый. | работоспособный. |
работоспособный. | подготовленный. |
инициативный. | |
предприимчивый. | |
подготовленный. |
Таблица 6.14
Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД «Профессионал» (метод главных компонент, вращение Varimax).
Группа студентов (процент выбираемой дисперсии — 89,83). | Группа родителей (процент выбираемой дисперсии — 92,82). |
закостеневший — развивающийся (19,96). | решающий проблемы — не решающий проблемы (14,9). |
лидер — ведомый (19,64). | равнодушный — вовлеченный 12,07). |
альтруист — эгоист (10,65). | признанный — не признанный (10,82). |
сотрудничающий — отбывающий (10,41). | " рабочая лошадка" - умеющий подать себя (10,31). |
решающий проблемы — не решающий проблемы (9,37). | бесполезный — полезный (10,27). |
мастер — новичок (7,29). | радикал — консерватор (8,1). |
заслуженный — выскочка (6,75). | технократ — гуманист (7,83). |
умный — глупый (5,76). | реформатор — консерватор (6,78). |
деятельный — бездеятельный (6,44). | |
бескорыстный — корыстный (5,28). |
Таблица 6.15
Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичного бланка специализированною СД «Профессионал»
Группа студентов. | Группа родителей. |
рутинный — творческий. | рискующий — осторожный. |
Как видно по результатам факторного анализа (см. табл. 6.8, 6.11, 6.14), родители студентов имеют более когнитивно сложное представление о работе, профессии и профессионале, чем студенты. Это выражается в количестве факторов (параметров оценки), содержании факторов и большем проценте выбираемого факторами разброса результатов.
После апробации в бланк СД " Работа" были внесены следующие изменения: 1) шкала «высокоответственная — рядовая» была заменена шкалой «высокоответственная — низкоответственная»; 2) шкала «однообразная многообразная» была заменена шкалой «однообразная — разнообразная» ;
- 3) шкала «вредная — благоприятная» была заменена шкалой «вредная для здоровья — благоприятная»; 4) шкала «долговременная — разовая» была заменена шкалой «долговременная — кратковременная»; 5) шкала «утомительная — увлекательная» была заменена шкалой «скучная — интересная» ;
- 6) шкала «рутинная — динамичная» была заменена шкалой «изменяющаяся — неизменная»; 7) шкала «ответственная — безалаберная» была заменена шкалой «ответственная — безответственная»; 8) шкала «трудная — простая» была убрана, как релевантная совокупности шкал «тяжелая — легкая» и «простая — сложная»; 9) шкала «невыполнимая — элементарная» была убрана как релевантная шкале «сложная — простая»; 10) шкала «нудная — занимательная» была удалена как релевантная шкале «скучная — увлекательная»; 11) шкала «напряженная — обыденная» была заменена шкалой «напряженная — не напряженная»; 12) шкала «трудоемкая — беспрепятственная» была заменена шкалой «преодолевающая — беспрепятственная»; 13) шкала «напряженная — не напряженная» была удалена как релевантная шкале «напряженная — расслабленная»; 14) шкала «интересная — неинтересная» была удалена как релевантная шкале «скучная — интересная»; 15) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 59 по 63 (см. Приложение 14).
После апробации в бланк СД " Профессия" были внесены следующие изменения: 1) шкала «напряженная — обыденная» была заменена шкалой «напряженная — не напряженная»; 2) шкала «высокоответственная — рядовая» была заменена шкалой «высокоответственная — низкоответственная»; 3) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 40 по 45 (см. Приложение 15).
После апробации в бланк СД «Профессионал» были внесены следующие изменения: 1) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 35 по 45 (см. Приложение 16). После использования бланка в диссертационном исследовании психологического содержания старательского труда (Бондарчук, 2007) и обработки результатов в бланк была добавлена шкала «удачливый — неудачник» .
В окончательном варианте бланки специализированных СД для оценки работы, профессии и профессионала приведены в Приложениях 14, 15 и 16.
Бланки могут использоваться как для описания представлений о работе, профессии или профессионале, так и для оценки реальных работ, профессий и профессионалов. Соответствующие различия задаются инструкциями для испытуемых.
В связи с тем, что в окончательные варианты включены все шкалы, входящие в семантические универсалии полученных оценок, при межгрупповом сравнении результатов чаще всего будет получено много сходных оценок. Таким образом, для анализа большое значение имеет описание и интерпретация полученных немногочисленных различий шкал, входящих в семантические универсалии исследуемых групп, и факторные (имплицитные для группы) структуры оценивания.