Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эвристический подход к проведению практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам в вузах МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определяется, как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений». Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической. компетентности входят следующие компоненты — умение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы повышения эффективности проведения практических занятий в вузах
  • МЧС России на основе применения эвристического подхода
    • 1. 1. Российский и зарубежный подход к пониманию эффективности обучения как результата формирования профессиональных компетенций
    • 1. 2. Эвристический подход к обучению в его историческом развитии
    • 1. 3. Формы и приемы реализации эвристического подхода к формированию профессиональных компетенций
    • 1. 4. Эвристическое задачное обучение как средство реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в вузах МЧС России
    • 1. 5. Учет особенностей обучающихся при проведении практических занятий с использованием эвристического подхода
    • 1. 6. Критерии оценки эффективности успешности применения эвристического подхода при проведении практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам
    • 1. 7. Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы повышения эффективности проведения практических занятий в вузах МЧС
  • России на основе применения эвристического подхода
    • 2. 1. Организация и методика исследования проблемы повышения эффективности обучения в вузах МЧС России на практических занятиях
    • 2. 2. Анализ возможных вариантов организации практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам на основе эвристического подхода
    • 2. 3. Разработка программы эксперимента по построению процесса проведения практических занятий по математическим дисциплинам на основе эвристического подхода
    • 2. 4. Анализ результатов эксперимента по построению процесса проведения практических занятий по математическим дисциплинам на основе эвристического подхода
    • 2. 5. Выводы по главе

Эвристический подход к проведению практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам в вузах МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Произошедшие за последние десятилетия экономические и социальные преобразования в нашей стране привели к изменению государственной парадигмы российского образования в направлении приоритета личностного развития и самореализации обучаемого. Переход к новым социально-экономическим отношениям выдвигает задачу развития в человеке способностей преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения. Актуальной становится необходимость развития творческих способностей будущего специалиста. Значимой становится проблема свободы выбора и возможности принятия человеком самостоятельных решений в условиях социальных перемен. В этой связи инновации во всех сферах современного образования должны быть направлены на изменение личностной установки, на выполнение решений, на позицию ответственного и самостоятельного принятия решений.

Между тем возможности, предоставляемые существующей системой образования для творческой самореализации обучаемого, весьма ограничены.

В действующих учебных программах наблюдается абсолютизация учебного содержания. Это можно объяснить тем фактом, что на практике все еще не преодолено акцентирование внимания на усвоении энциклопедических знаний, на роли памяти в обучении.

Развитие индивидуальности сотрудников Государственной противопожарной службы происходит на основе не только внутренней дифференциации. Интра-дифференциация личности пожарного-спасателя обуславливается, помимо семейного воздействия, факторами обучения в вузах МЧС России, профессионализации и, наконец, влиянием достигнутых на службе и частной жизни успехов. Анализ процесса индивидуализации обучения, от школы до вуза МЧС России, выявляет явную неоднозначность как в выработке критериев оценки уровня развития индивида на шкале «ограниченный—способный», так и в создании методов дифференцированного подхода к обучению, В профессиональной деятельности также обнаруживается, что система оценки «успешный-неуспешный», разрабатываемая с применением критериев профессиональных достижений, далеко не всегда совпадает с соответствующими показателями жизненного успеха, которого сотрудник Государственной противопожарной службы добивается в дальнейшем.

Качество пожарно-технического образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности преподавательского состава вузов МЧС России. На сегодняшний день современные проблемы высшего профессионального пожарно-технического образования находятся не только в плоскости экономической политики государства, но и в необходимости нормативно-правовой обеспеченности социально адекватной образовательной деятельности вузов МЧС России.

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. В. ИДаль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо. судья полноправный».

В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определяется, как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений». Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической. компетентности входят следующие компоненты — умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются умения.

Компетентность сотрудника Государственной противопожарной службы — это уровень умений его личности, отражающий степень соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Современный этап развития органов Государственной противопожарной службы МЧС России, проводимая военная реформа предъявляют повышенные требования к подготовке инженерно-технических кадров.

Выпускник учебного заведения пожарно-технического профиля должен обладать развитым абстрактно-логическим мышлением, собственным компетентным мнением, уметь принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки пожара или ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать с учетом реальных обстоятельств.

В подготовке квалифицированных специалистов по обеспечению пожарной безопасности значительная роль принадлежит практическим занятиям, которые выполняют важную функцию, как в развитии интеллектуальных качеств, так и в формировании логического мышления. Используя понятия, термины и символы, решаемые на практических занятиях задачи, позволяют исследовать самые разнородные явления и процессы.

Для успешного формирования культуры познавательной самостоятельности будущего специалиста Государственной противопожарной службы необходимо пересмотреть содержание и методы проведения практических занятий.

Подготовка курсантов в вузах МЧС России на основе количественного накопления знаний объективно обращена к прошлому. Прежде, при более медленных темпах развития науки и самой жизни, это было возможно и даже неизбежно. Сегодня подобное обучение неэффективно, потому что в связи с беспрецедентным нарастанием и быстрым старением научно-технической информации, специалисты Государственной противопожарной службы МЧС России обязаны постоянно обновлять свои знания, менять методы и технологии, чтобы быть профессионально мобильными. Отсюда и жизненная необходимость в новой научной концепции по отношению, как к формированию профессиональных компетенций, так и к учебной программе.

В высшей пожарно-технической школе идет активный поиск дидактических средств, соответствующих новым условиям. Одной из таких сфер поиска является система методов обучения. В частности, особо остро стоит проблема перехода от нормативной педагогики к самостоятельности и активности курсантов вузов МЧС России.

Одним из подходов, который обеспечивает активность курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций на практических занятиях, а так же самостоятельность их мышления, является эвристический подход к их организации.

Поиском путей и способов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе формирования профессиональных компетенций, и развития их способностей в разное время занимались многие педагоги и психологи. В работах Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. Б. Ительсона, В. А. Крутецкого, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, H.A. Менчинской, С. Л. Рубийштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина рассматривается психологическая сторона данной проблемы. Психологами установлено, что непременным условием развития творческих качеств личности является включение учащегося в самостоятельный творческий процесс учебного познания, рассмотрены особенности различных видов познавательной деятельности, выделены наиболее важные факторы, оказывающие воздействие на успешность формирования профессиональных компетенций.

В дидактическом плане проблема формирования профессиональных компетенций рассматривалась в трудах Л. П. Аристовой, Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И .Я. Лернера, В. Н. Максимовой, М. И. Махмутова, В. Оконя, М. Н. Скаткина, A.B. Усовой, Т. Н. Шамовой, Г. И. Щукиной, Н. М. Яковлевой и др.

Развитию и организации творческой познавательной деятельности посвящены работы Б. И. Коротяева, В. Г. Разумовского, Н. М. Яковлевой.

Проблемы активизации познавательной деятельности студентов рассматриваются в работах P.A. Низамова, Т. В. Кудрявцевой, А. Ф. Эсаулова и др.

В системе вузов МЧС России сложилась собственная система проведения практических занятий. Основным ее недостатком является слабая направленность на самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность. В современных условиях в подготовке будущего специалиста особо важное значение приобретает его способность к самостоятельному добыванию и обработке знаний в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Таким образом, осмысление проблемы позволило выявить следующие противоречия, разрешение которых актуально для повышения эффективности формирования профессиональных компетенций будущих специалистов ГПС:

— между требованием самостоятельности в профессиональной деятельности специалиста и недостаточной разработанностью соответствующих педагогических средств и методов, обеспечивающих ее реализацию;

— между возрастающим объемом информации и способом ее освоения в процессе обучения;

— между потребностью личности курсанта в самореализации и способами деятельности, обеспечивающими удовлетворение данной потребности.

Наличие указанных противоречий и необходимость поиска путей их разрешения определяют актуальность исследования.

Современными педагогами проведена значительная работа по исследованию вопросов обучения специалистов, действующих в экстремальных условиях (А.Г. Базанов, A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, A.M. Воробьев, А. Н. Герасимов, Э. Н. Коротков, A.C. Миловидов, В. А. Михайловский, И. П. Иванов, И. А. Скопылатов, В. Я. Слепов, В. Н. Устюжанин, Ю. Н. Фролов, В. И. Хальзов, Ю. Ф. Худолеев, Г. А. Шабанов, А. П. Шарухин, В. А. Щеголев, А. Г. Шестаков, Я. Я. Юрченко и другие).

Существенная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по использованию современных технологий профессиональной подготовки будущих сотрудников ГПС обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — разработать научно обоснованные педагогические технологии формирования профессиональной компетентности обучающихся в вузах МЧС России.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки обучающихся в вузах МЧС России.

Предмет исследования — эвристические технологии обучения, их место в формировании профессиональных компетенций, условия и способы их применения.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: формирование профессиональной компетентности обучающихся в вузах МЧС России будет эффективным, если выполнить следующие педагогические условия:

— будет разработана и внедрена педагогическая модель формирования профессиональной компетентности на основе применения эвристических технологий;

— в процессе проведения практических занятий эвристический метод будет использоваться как комплексный, в органичном сочетании с другими;

— в ходе проведения практических занятий будет создаваться психологически комфортная среда, обеспечивающая каждому курсанту возможности личностного развития и профессионального самосовершенствования.

Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования профессиональной компетентности на практических занятиях в психолого-педагогической, научно-методической, технической и специальной литературе.

2. Проанализировать эвристический подход в его историческом развитии в трудах философов, педагогов и методистов, выявить его формы и приемы.

3. Разработать критерии и показатели оценки эффективности применения эвристического подхода в формировании профессиональной компетентности на практических занятиях.

4. Разработать педагогическую модель формирования профессиональной компетентности на практических занятиях с использованием эвристического подхода и экспериментально проверить её эффективность.

Методологической основой исследования явились:

— работы по философии и методологии науки (М.М. Бахтин, В. И. Вернадский, Г. Х. Вригт, П. П. Гайденко, В. П. Канке, В. Куайн, JI.A. Микешина, P.M. Нугаев, В. М. Розин, К. Д. Скрипник, B.C. Степин, Г. П. Щедровицкий, Б. Г. Юдин, В. А. Энгельгардт и др.);

— философские, психологические и педагогические концепции познавательной деятельности обучаемых (В.П. Беспалько, А. Э. Болотин, В. П. Давыдов, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.);

— дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, A.A. Грешных, О. Ю. Ефремов, Ю. Н. Кулюткин, C.B. Литвиненко, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, JI.C. Узун, В. А. Щеголев и др.);

— применение законов кибернетики как наиболее общей теории управления учебным процессом (B.C. Артамонов, Р. Аткинсон, А. И. Берг, Н. Винер, В. Д. Никандров, У. К. Ричмонд, И. Столуров и др.).

— системный подход в изучении педагогических явлений (И.В. Блауберг, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, К. К. Платонов, В. Ю. Рыбников, М. Н. Скаткин, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, А. Файоль и др).

В процессе исследования использовались:

1. Методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный.

2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, самооценка, обобщение независимых характеристик, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Технические методы: запись на магнитные носители параметров обращений к опциям используемых программных продуктов.

4. Математические и статистические методы обработки экспериментальных данных: статистический пакет программ Microsoft Excel for Windows, t-критерий Стъюдента.

Логика исследования:

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2008 по 2011 годы.

На первом этапе (2008;2009 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи проводимого исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2009;2010 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структуирование связей между компонентами методического обеспечения. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования современных технологий для поддержки процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся в вузах.

МЧС России. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности на практических занятиях.

На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.

На защиту выносится:

— модель формирования профессиональных компетенций на практических занятиях с применением эвристического подхода, которая включает изучение мотивации, готовности обучающихся к реализации эвристических приемов, целенаправленное обучение эвристическим приемам, самостоятельное использование приемов эвристической деятельности, при этом эвристический подход выступает как доминантный, содержащий в себе особые приемы и формы работы;

— критерии эффективности применения эвристического подхода в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях, включающие оценки мотивов овладения обучающимися ключевыми компетенциями, их познавательной активности и успешности формирования профессиональных компетенций при проведении практических занятий с использованием эвристического подхода;

— основные условия повышения эффективности формирования на практических занятиях у обучающихся профессиональных компетенций с использованием эвристического подхода, а именно формирование мотивации к овладения обучающимися ключевыми компетенциями, ориентирование на будущую профессиональную деятельность, создание положительного эмоционального настроя на каждом практическом занятии.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— разработана и внедрена педагогическая модель формирования профессиональной компетентности обучающихся на практических занятиях на основе эвристического подхода;

— классификация методов формирования профессиональной компетентности сотрудника Государственной противопожарной службы дополнена содержательным компонентом;

— выявлены и обоснованы сущностные характеристики профессиональной компетентности обучающихся, формируемые в ходе практических занятий;

— определены адекватные структурные и функциональные критерии оценки сформированности элементов и компонентов профессиональной компетентности обучающихся в ходе практических занятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено соотношение понятий «компетенция» «компетентность» сотрудника Государственной противопожарной службы, при которой компетенция рассматривается как составная часть компетентности, понимаемой как интегративное качество личности сотрудника Государственной противопожарной службы и включающее не только представление о квалификации, но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

— выявлена педагогическая сущность и содержание эвристического подхода к формированию профессиональной компетентности, которое рассматривается как организация познавательной деятельности, направленная на самостоятельное освоение новых компетенций при необходимой помощи преподавателя;

— определена совокупность психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих эффективность освоения и применения профессиональной компетентности обучающихся на основе эвристического подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснованы и апробированы рекомендации по повышению эффективности формирования профессиональной компетентности обучающихся в ходе практических занятий на основе эвристического подхода, принципов, условий и технологий его использования;

— на основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для проведения практических занятий по дисциплине «Высшая математика».

— методические наработки, полученные при создании учебно-методических материалов для проведения практических занятий по дисциплине «Высшая математика» были использованы при создании учебно-методических материалов для других учебных предметов вуза: «Физика», «Прикладная механика».

Достоверность научных положений, полученных результатов и обоснованность рекомендаций обеспечивалась исходными методологическими положениямиреализацией комплексной методики исследованиядлительным характером экспериментальной работы на четко локализованной базеиспользованием взаимопроверяющих независимых диагностических средствприменением методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе экспериментасогласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания.

Отличие результатов диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что:

— сформирована модель формирования профессиональных компетенций на практических занятиях с применением эвристического подхода;

— определены критерии эффективности применения эвристического подхода в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях;

— сформулированы основные условия повышения эффективности формирования на практических занятиях у обучающихся профессиональных компетенций с использованием эвристического подхода.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на II Международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», (СПб. СПбУ ГПС МЧС России, 2009 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Разработанные автором учебно-методические материалы были рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедры высшей математики.

Публикации. Основные положения опубликованы в 5 печатных работах, в том числе одна — в издании, рекомендованном ВАК России.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что качество подготовки специалистов в вузах МЧС России может быть повышено, в том числе и на основе применения эвристического подхода в проведении практических занятий в вузах МЧС России по математическим и естественно-научным дисциплинам.

2. Выявлены критерии и показатели оценки эффективности применения эвристического подхода к проведению практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам, которые включают мотивационный критерий, критерий успешности обучения и критерий познавательной активности,.

3. Определены уровни сформированнности профессиональных компетенций обучающихся на практических занятиях по высшей математике: репродуктивно-копирующий, продуктивно-копирующий, продуктивно-преобразующий и творческий.

4. Спроектирован целостный процесс проведения практических занятий на основе педагогической модели с использованием эвристического подхода, характеристики модели отражены в содержательно-технологическом компонентах и функциональных связях этих компонентов с общими характеристиками актуальной и потенциальной деятельности будущего сотрудника Государственной противопожарной службы.

5. Экспериментально подтверждена результативность применения педагогической модели проведения практических занятий с использование эвристического подхода: уровень сформированности профессиональных компетенций в экспериментальной группе составил 3,746, в то время как в контрольной группе 3,150 при коэффициенте достоверности 3,224.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

—-—1—Предусмотреть—освоение—-методики-использования эвристического подхода к проведению практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам при проведении мероприятий организационно-методического характера, нацеленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов МЧС России.

2. При проведении первых практических занятий по математическим и естественно-научным дисциплинам планировать обучение курсантов и студентов вузов МЧС России эвристическим методам и приемам решения профессионально-ориентированных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: Изд-во КГУ, 1988.- 238 с.
  2. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.- М.: Высшая школа, 1981.- 240 с.
  3. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1997.376 с.
  4. Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1974.- 383 с.
  6. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
  7. А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 368с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 558 с.
  9. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения.- М.: Знание, 1978.- 48 с.
  10. П.Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации.- М.: ВПА, 1988.- С. 31.
  11. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов.- М.: Воениздат, 1962.- 152 с.
  12. A.B., Безуглов И. Г. Методология и методика военно-педагогических исследований.- М.: ВПА, 1978.- 84 с.
  13. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса.- М.: ВПА, 1967.- 67 с.
  14. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера.-М. :-Воениздат,-1985.—160 с.
  15. JI.A. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис.. канд.пед.наук, — СПб, 1996.- 250 с.
  16. A.C. Диагноз в педагогике // Народное образование, 1970.-№ 9.- с.37−41.
  17. A.C. Как поставить диагноз. // Народное образование, 1973.-№ 8.-C.47−55.
  18. A.C. Чтобы не ошибиться в диагнозе // Народное образование, 1978.- № 1.- с.79−83.
  19. В.П. Мониторинг качества обучения, -средство управления образованием // Мир образования.- 1996.- № 2.- с.13−36.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  21. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975.- 399с.
  22. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика, сущностьфункции, перспективы // Педагогика, 1993.- № 2, — с.10−15.,
  23. П.П. Избранные психологические произведения.- М, 1960, С. 266.
  24. Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  25. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПП РСФСР, 1959.- 347 с.
  26. Большая Советская Энциклопедия. М., 1975., Т.20, С. 164.
  27. Дж. Психология познания- Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  28. A.B. Мышление: процесс, деятельность, общение--М-:-Наукаг1982--387-С-
  29. A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.- 96 с.
  30. С.И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1976.- 20 с.
  31. М. Интуиция в науке- Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1967.187 с.
  32. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости.- М., 1968.- 483 с.
  33. A.M. Развитие интеллектуального качества у слушателей в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М.: ВПА, 1978.-20 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М. В. Гамезо.- М.: Просвещение, 1984.- 256 с.
  35. К.Н. Психологи о педагогических проблемах.- М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  36. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.-М.: Педагогига, 1982.
  37. П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- 45 с.
  38. P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978.- 181 с.
  39. A.M. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1985.- 20 с.
  40. .С. Менталитет и образование: Учебн. пособие ¦для студентов.-М:-Ин-т-практ.-психологииг1996-—142-с.
  41. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб.: OMS, 1994.- 179 с.
  42. P.M. Элементы практической психологии.- Л.: ЛГУ, 1988.- 564 с.
  43. Л.П. Резервы человеческой психики.- М.: Политиздат, 1989.-319 с.
  44. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
  45. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе обучения, — М.: ВПА, 1975.- 191 с.
  46. В.П. Методика военно-педагогического исследования.- М.: ВПА, 1976.- 64 с.
  47. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе.- М.: ВПА, 1977.- 40 с.
  48. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ.- М.: ВПА, 1976.- 39 с.
  49. Г. А., Худолеев Ю. Ф. Познавательская деятельность курсанта, ее противоречия и закономерности.- М.: ВПА, 1980.- 74 с.
  50. А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1956.- 158 с.
  51. М.И., Кандыбович A.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 176 с.
  52. М.И., Кандыбович A.A. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вузов.- Минск: Изд-во БГУ, 1978.-319 с.
  53. Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание-студентов:-Автореф.-дис.-.-канд.-пед.-наук.—Рязань, 1975.- 22 с.
  54. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  55. Л.Ф. Методика изучения военно-профессиональной направленности офицеров // Военная мысль.- 1970.- № 6.- С.70−77.
  56. Л.Ф., Кандыбович А. А., Роступов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров, — Минск, 1976.- 167 с.
  57. JI.B. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.- 424 с.
  58. В.Г. Педагогическое руководство коллективом вуза: теория и практика.- М.: ВПА, 1987.- 197 с.
  59. М.А. Сократовские беседы в преподавании высшей математики.- Магнитогорск: Магнитогор. Гос. горн.-металлург. ин-т им. Г. И. Носова, 1994.- 95 с.
  60. Т.А. Педагогика. Курс лекций.- М., 1984.- 270 с.
  61. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981, — 96 с.
  62. З.И. Темы продвижения один из показателей различий учащихся.// Вопросы психологии, 1961, № 2, С.64−66.
  63. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости,— М.: Педагогика, 1981.- 199 с.
  64. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  65. .М. О творчестве в науке и технике,— М.: Молодая гвардия, 1987.- 192 с.
  66. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования.- СПб,-1996.
  67. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М.: Знание, 1989.- 77 с.
  68. Г. Ведение в дифференциальную психологию учения,-М.: Педагогика, 1987.- 174 с.
  69. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1965.286 с.
  70. А.Г. Типические особенности характера старшего ученика.- Д.: ЛГПИ им. Герцена, 1953.- С. 49.
  71. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии.-СПб: СПб ГУПМ, 1999.-С.27−86.
  72. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1987.- 416 с.
  73. Л.И., Скоробогатов В. А. Феномен воображений: сравн. историч. анализ.- СПб: Образование, 1992.- 115 с.
  74. Кон С. И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.- 225 с.
  75. H.A., Медынский Е. И., Шибаева М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1974.-447 с.
  76. Э.Н. Современные методы в учебном процессе академии.- М.: ВПА, 1988.- 130 с.
  77. А.И. Педагогическая диагностика.- Минск.: Народная Асвета, 1987.- 223 с.
  78. В.В. Вопросы методов и организации процесса обучения.- М.: Изд-во АПН СССР, 1982.- 96 с.
  79. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
  80. В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы-психологииг1990.—№-3--б711−3-120.
  81. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  82. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985.- 32 с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  84. Ю.Н. Мышление и личность.- СПб.: Крисмас, 1995.26 с.
  85. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии, 1984.- № 5.- С.41−44.
  86. Ю.Н. Образование и личность //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации.- СПб: Крисмас, 1996.- С.3−6.
  87. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.-М.: Педагогика, 1970.- 231 с.
  88. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дис.. докт. психол. наук.-Л.: ЛГУ, 1971.- 42 с.
  89. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся,— М.: Педагогика, 1971.111 с.
  90. Ю.Н., Сухобская Г. С. Творческая направленность деятельности педагога.- Л.: НИИ ООВ, 1978.- 102 с.
  91. Кун Т. Структура научных революций.- М.: Прогресс, 1977.300 с.
  92. H.B. Формирование умственной самостоятельности.-Минскг1972т-136 С-
  93. U.C., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии.- Новосибирск: ИИФИФ, 1989.- 62 с.
  94. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии.- Новосибирск: ИИФИФ, 1990.- 65 с.
  95. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-С.94−178.
  96. И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках.- 1970.- № 1.- С.86−91.
  97. Г. О. О профессиональном применении диагностических средств // Народное образование.-1998.- № 9−10.- С.260−262.
  98. М.А. Воспитание интереса учащихся к самостоятельному углублению знаний по физике: Автореф.дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1973.- 20 с.
  99. О.И. Реализация алгоритмическиго и эвристического методов в производственном обучении: Автореф. дис.. канд пед. наук.- Казань, 1991.- 20 с.
  100. A.C. Процесс научного творчества. Филосовско-методологический анализ.- М.: Наука, 1983.- 207 с.
  101. A.C. Педагогичекие сочинения: В 8 т.- М.: Педагогика, 1986.- Т.8.- С. 95.
  102. О.О. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Дис. .канд. пед. наук.- СПб ГУПМ, 1996, — 144 с.
  103. Макарычева 0.0. Психолого-педагогический потенциал естественно-научного-образования-/-Под-ред.-И:Ю.-Алексашиной-—СПб: ГУПП, 1996.- С32−40.
  104. К.Г. Психология обучения в вузе.// Вестник высшей школы.- 1968, № 3.
  105. А.К., Матис Т. А., Орлов A.B. Формирование мотивации учения. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  106. В.В. Введение в методологию математики.- М.: Интерпракс, 1994.- 447 с.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
  108. М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975.367 с.
  109. С. Формирование самостоятельности и инициативы у курсантов // Вестник ПВО.- 1976.- № 10.- С.47−51.
  110. В.В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации учения у курсантов ввузов ПВО. Дис. канд. пед. наук, СПб, 2000.- 154 с.
  111. H.A., Сабурова Г. Г. Проблемы обучения и развития.- Вопросы детской педагогической психологии на XVIII Междуранодном конгрессе психологов// Под ред. A.A. Смирнова.- М.: Просвещение, 1989.- С. 60.
  112. Л.И. Некоторые вопросы машинной эвристики (обзор зарубежных работ за период 1945—1963 гг.) // Зарубежная радиотехника,-1964-№ 10-№ 11.
  113. A.C. Единство содержания, формы и методы учебной работы // Методический сборник.- № 16. Актуальные проблемы учебно-воспитательной работы в академии.- М.: ВПА, 1970.- С.26−38.
  114. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической—деятельности—у—курсантов—военных—училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1972.- 30 с.
  115. В.А. Творчество в военно-педагогической деятельности советского офицера.- МО СССР, ВИРТА, 1985.- С. 57.
  116. Е.Ф. Эвристический метод в преподавании органической химии в средней школе.: Автореф. дис. .канд.пед.наук.-АПН РСФСР, научно-исследовательский институт методов обучения, I960.- 20 с.
  117. А.Ф. О противоречивой природе понятия: Автореф. дис. канд. философских наук.- JL: ЛГУ, 1972.- 15 с.
  118. P.C. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики.- М.: Владос.- 632 с.
  119. Л. Структуры человеческой деятельности- Пер. с болг.- М.: Прогресс, 1984.- 176 с.
  120. Н.М. Эвристическая беседа как метод проблемного обучения в гуманизации обучения. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе: Межвузовский сборник научных статей.- Ульяновск, 1995.- С.32−40.
  121. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981.С. 271,486.
  122. В. Основы проблемного обучения- Пер. с польск.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
  123. О педагогическом и методическом местерстве преподавателей военных училищ // Военно-педагогический сборник.- № 48.- М.: ВПА, 1970.- С.3−7.
  124. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Под редакцией Бабанского Ю. К. М., 1982.
  125. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов-и-их-учет-в-учебно-воспитательном-процессе:-Автореф.-дисс.~гт-канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1976.- 24 с.
  126. Основы вузовской педагогики. Учебн. пособие для студентов ун-та Редколлегия: Н. В. Кузьмина (отв. ред.) и И. А. Урклин.- Л.: Издательство ЛГУ, 1972.- 311с.
  127. А.П. Избранные педагогические труды.- М.: АПН, 1959.- 175 с.
  128. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1988.- 478 с.
  129. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640 с.
  130. И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-ч т.- М.: Педагогика, 1981.- Т.2.-С.210.
  131. Педагогический поиск.- М.: Педагогика, 1989.- 560с.
  132. . Избранные педагогические труды.- М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
  133. П.И. Педагогика: Учебное пособие.- М.: РПА, 1995.- 637 с.
  134. П.И. Искусство преподавания.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 211 с.
  135. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  136. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.—М- :-Просвещение,-1981.-G.31−34.
  137. Платон. Менон // Соч. в 4 т., Т. 1, — М.: Мысль, 1993, — С. 593 594.
  138. Платон. Теэтед // Соч. в 4 т., Т. 2, — М.: Мысль, 1993.- С. 274.
  139. Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Минск, 1969.- 24 с.
  140. Д. Как решать задачу.- Львов: // Квантор, 1991.- 214 с.
  141. Д. Математика и правдоподобные рассуждения,— М.: Наука, 1975.- 463 с.
  142. Д. Математическое открытие.- М.: Наука, 1976.- 448 с.
  143. Я.А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983.- С.3−26.
  144. Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
  145. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983.- С.3−26.
  146. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе (отв.ред. проф. Н. В. Кузьмина, доц. И.И. Уркин).- Л.- Изд-во Ленинград. ун-та, 1976.- 111 с.
  147. Психология и педагогика высшей школы / Под ред. A.B. Барабанщикова, — М.: Воениздат, 1989.- С. 348.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского.- М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  149. Психология творчества: общая, прикладная, дифференциальная.- М.: Наука, 1990.- 223 с.
  150. Проблемное обучение как важный фактор повышения зффективности-учебно-воспитательного-процесса-/-Барабанщиков-А^В^ Гнездилов В. И., Мурченко И. В. и др.- Т.: ТВВПСУ, 1985.- 73 с.
  151. А. Избранные труды.- М.: Наука, т. 3, 1974.- 771 с.
  152. В.Н. Проблемы эвристики. Сборник статей. Под ред. В. Н. Пушкина.- М.: Высшая школа, 1969.- 272 с.
  153. Развитие познавательской активности и самостоятельности учащихся и студентов. // Межвузовский научный сборник.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979.- 119 с.
  154. И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989.- С.207
  155. C.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогига, 1976.- 416 с.
  156. Н.В. Педагогика.- М., 1979.- С. 124.
  157. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалистов.//Вестник высшей школы. 1969.- № 8.
  158. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.- М.: АПН СССР, 1990.- 215 с.
  159. И.Н. Системный подход к изучению организации мышления // Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983. С.27−61.
  160. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии.- Волгоград: ВГПУ, 1994.- 149 с.
  161. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность,-М.: Наука, 1984.- 161-с.
  162. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя,— М.: Международная педагогическая академия, 1995.-182 с.
  163. М.Н. Дидактика средней школы.- М.: Просвещение, -1982,—271-с.
  164. Т.Г. Психологические вопросы учебного процесса в высшей школе.- В кн.: Педагогика высшей школы, изд-во Воронежского ун-та, 1969.- С. 206.
  165. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб, 1994.
  166. В.А., Исаев И. Т., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика.- М.: Пресс, 1997, — 512 с.
  167. В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков.- Петродворец: ВВМУРЭ им. Попова, 1982,125 с.
  168. В.И., Исаев Е. И. Психология человека.- М.: Школа-Пресс, 1995, — 383 с.
  169. A.B. Факторы успешности обучения студентов математике. Дис. канд. пед. наук, — JI, 1975, 20 с.
  170. Советский энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия, 1988.С. 656, 797.
  171. В.Н. Педагогическая эвристика.- М.: Аспект Пресс, 1995.- С. 120−224.
  172. А.М. Логическая структура учебного материала.- М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
  173. В.А. Избранные педагогические сочинения в, 3-х т.- М.: Педагогика, 1981, т. 3.- 640 с.
  174. В.Ф. Общая характеристика педагогического процесса в военном училище.- В кн.: Основы психологии и педагогики высшей военной школы, — М.: ВПА, 1973.- С.184−204.
  175. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.- М.: Знание, 1983.- 93 с.
  176. .М. «Способности и одаренность» Избранные труды в -2-х-ТтгТ-г 1т-М-:-Педагогика,-19 857—328 с.-—
  177. Е.В. Управление образованием в современных условиях // Вестник образования.- 1996.- № 4.- С.3−24.
  178. А.П. Организация творческой учебно-познавательской деятельности школьников.- Д.: ЛГПИ, 1989.- 91 с.
  179. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990, — 192 с.
  180. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.-М.: Учпедгиз, 1953.
  181. К.Ю. Собрание соч.: в 10 т.- М.- Л.: АПН РСФСР- 1950.- Т. З, Т.7.
  182. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.- М.: Просвещение, 1987.- 223 с.
  183. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе.- М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
  184. Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи.-М.: Просвещение, 1989.- 191 с.
  185. Ю.Н. Формирование самостоятельности у курсантов военных училищ: Дис. Канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1982.- 215 с.
  186. Г. Математика как педагогическая задача: пособие для учителей В 2-х ч. Часть 1.- М.: Просвещение, 1982.- 208 с.
  187. В.И. Педагогические основы обучения военнослужащих внутренних войск,— Л.: ВПУ, 1988.- 67 с.
  188. В.И. Педагогические основы повышения учебно-воспитательной работы офицера подразделений внутренних войск: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- СПб., 1991.- 32 с.
  189. И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.- 576 с.-193-—Хозяинов -Т-И-Педагогическое-мастерство -преподавателя:—Мг:
  190. Высшая школа, 1988.- 168 с.
  191. Н.Е. Мотивационный аспект в формировании творческого мышления курсантов в процессе преподавания математике.-Тез. докл. Научн.-методич. конф.- СПб, СПВУРЭ ПВО, 1998.
  192. Н.Е. Развитие эвристического метода в преподавании математики. Тез. докл. Научн.-методич. конф. «Наука и образование Флоту». — СПб.: Воен. морск. академия им. Н. Г. Кузнецова, 2000.
  193. Н.Е. Применеие эвристического метода в обучении математике курсантов военного вуза. Тез. докл. Научн.-практич. конф. «Педагогические информационные технологии. Проблемы подготовки офицерских кадров.- СПб.: ФВУ ПВО, 2001.
  194. Н.Е. К вопросу о применении эвристического метода в обучении курсантов военного вуза// Актуальные проблемы вузов ВВС: межвузовский сборник.- М.: МО РФ.- вып.11 2001.- С. 142−147.
  195. Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ.- М.: ВПА, 1976.- 42 с.
  196. A.B. Дидактические основы эвристического обучения.: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 1998.- 32 с.
  197. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1989.- 152 с.
  198. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1992.-218 с.
  199. Т.Н. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 208 с.
  200. С.А. Обучение и научное познание.- М.:
  201. Педагогика, 1981.- 208 с. ^
  202. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т.- М.: Просвещение, 1964.- Т.1.- С.198- Т.З.- С.89−90.
  203. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 142 с.
  204. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  205. Энциклопедический словарь.-СПб., 1904.-Т.79.
  206. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике.- JL: Изд-во ЛГУ, 1979.- 200 с.
  207. А.Ф. Психология решения задач,— М.: Высшая школа, 1972,-216 с.
  208. В.Т. Чувства и воля курсантов в процессе обучения и воспитания // Основы психологии и педагогики высшей военной школы.-М.:ВПА, 1975.- С.55−71.
  209. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы.- М.: Наука, 1987.- 248 с.
  210. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. пособие.- Л.: ЛГУ, 1986.- 43 с.
  211. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 159 с.
  212. В.А. История психологии: Учеб. пособие/ фонд «Междунар.-правовой экспертизы», Европейский ин-т экспертов.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1988.- 377 с.
  213. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ Европейский ин-т экспертов.- 2-е изд., — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 348 с.
  214. Buck R. Human motivation and emotion.N.Y., 1976.
  215. James M. Henslin. Sociology: Down-to-Earth Approach, NY, 1993, P.456−498.176
Заполнить форму текущей работой