Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественное своеобразие творчества Азиза Алема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэт Азиз Шихбинетович Фатуллаев родился в 1938 году в поселке Мардяканы Азизбековского района г. Баку Азербайджанской ССР. Он в 1955 году окончил Усухчайскую среднюю школу, а семилетку — в 1952 году в селении Мискинджа. Учился на историко-филологическом факультете Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина. В 1970 году закончил Московский Литературный институт им. М. Горького… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. 0. БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА АЗИЗА АЛЕМА
  • 1. Любовная лирика
  • 2. Гражданская лирика
  • 3. Философская лирика
  • 4. Пейзажная лирика
  • 5. Городская, или урбанистическая лирика
  • II. КОМПОЗИЦИОННО-ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА А. АЛЕМА
  • 1. Формы строфической композиции и жанры
  • 2. Тематическое и образное своеобразие
  • 3. Некоторые черты индивидуального стиля

Художественное своеобразие творчества Азиза Алема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Азиз Алем — известный лезгинский поэт, который, занимаясь творческой деятельностью более пятидесяти лет, значительно обогатил лезгинскую литературу внесением новых тем, жанров и форм строфической композиции. Он расширил словарный запас лезгинского литературного языка за счет оживления старых и создания новых слов (более 100 лексических единиц), в том числе относящихся к сфере литературы и искусства. В лезгинской поэзии Азизу Алему принадлежит одно из ведущих мест. Его поэзия богата как по содержанию, так и по форме. Однако до сих пор многогранное творчество поэта не подвергнуто серьезному исследованию.

О значении Азиза Алема, о его вкладе в лезгинскую культуру и поэзию сказано в статьях, посвященных 60-летию поэта. Их авторы дали общую оценку творчества и отметили его вклад в родную литературу. Из этих статей хочется выделить, прежде всего, статью Касбубы Азизханова «На крыльях Симурга», которая появилась в «Лезги газет» 19 февраля 1998 года. Автор статьи пишет: «. Если говорить коротко, основополагающей темой творчества Азиза Алема является душа человека и путь человечества. Поэт, вобравший в себя века истории и бесконечную череду поколений, воспринимающий мироздание как единый организм, прежде всего, желает безграничного счастья и родного уголка для каждого отдельного человека в мировых просторах. Это большое и красивое желание он выражает подходящими художественными средствами в жанрах, взятых из мировой литературы, но в то же время твердо, подобно Антею, опираясь па почву лезгинской поэзии"1. Как отмечает Азизханов, внесением новых форм и жанров в родную литературу, поэт Азиз Алем показал возможности лезгинского языка: на нем можно творить в каком угодно поэтическом жанре, да еще на высоком художественном уровне. Далее К. Азизханов отмечает и художественную образность языка поэта:

1 Азизханов К. На крыльях Симурга. — Лезги газет. 1998,19 февраля.

В стихах Азиза Алема не встретишь избитых словесных выражений, его лексические средства отличаются яркими красками, он точен в подборе отдельных слов. Он часто использует слова полузабытые, но имеющие право на жизнь. Азиза Алема можно назвать языковым кудесником. Каким-то волшебным образом он вдыхает в слова новую жизнь"2. Автор статьи указывает и на то, что в произведениях Азиза Алема немало размышлений о сегодняшней нашей жизни, коллизиях истории, противоречиях между поколениями. Они неизмеримо расширяют границы творчества поэта. В статье Касбубы Азизханова в сжатой форме, на одной газетной полосе, передано самое существенное в жизненной и творческой биографии поэта.

Ранними заметками о творчестве Азиза Алема можно считать рецензии на его дипломную работу «На крыльях Симурга» во время учебы в Московском Литературном институте им. М. Горького, которые написали известные поэты С. С. Наровчатов и Е. А. Долматовский. Вот что пишет, в частности, С. С. Наровчатов: «Азиз Фатуллаев, позанимавшийся в моем семинаре почти четыре года, оставил у хЧеня впечатление человека с широким интеллектуальным кругозором, мыслящего глубоко и оригинально, обладающего незаурядной эрудицией.

Собственно его стихи останавливают внимание, прежде всего, именно этой сильной его стороной, то есть напряженной работой мысли, поисками философских обобщений и решений. Оставаясь дагестанцем памятью крови и сердца, привычно перебирая фольклорные самоцветы, он озабочен не только судьбами своего аула, но и всей советской страны, всего человечества. Фатуллаев по-настоящему и по-хорошему совремел нен>Л Далее следует анализ стихотворения «Этажи».

А вот что пишет Е. А. Долматовский: «.Нынче в Дагестане не так-то просто пробиться в поэты — талантов много, произведений высокого.

2 Там же.

3 Из личного архива А. Алема. класса немало. Но Азиз Фатуллаев, как мне видится, настойчив. Основанием для моих надежд служат, например, восьмистишия Фатуллаева. Он смело вступил в соревнование с маститым и опытным Р. Гамзатовым, казалось бы, не только возродившим, но и исчерпавшим форму восьмистиший"4.

В 1973 году в московском издательстве «Советская Россия» вышла книга известного литературоведа Александра Власенко «Расцвет». В книге, в которой речь идет о поэзии советского периода, упоминается и лезгинский поэт Азиз Алем: «.Еще большее укрепление духовной связи и взаимовлиянии наших литератур — результат торжества ленинской национальной политики, осуществляет подлинный интернационализм и бережное отношение к национальным чувствам людей, к их национальной культуре.

О, как же прекрасно.

Соцветье народа,.

Где тысячи радуг,.

Где тысячи красок!- так пишет лезгинский поэт Азиз Алем, выражая мысль о необычайном богатстве и красоте всех наций и народностей, составляющих ныне новую историческую общность людей — советский народ. Эти слова могут быть отнесены и к соцветью нашей многонациональной поэзии, напоенной солнечным светом дружбы и братства"5.В 1988 году в Махачкале вышла книга Г. Б. Темирхановой «Современная лезгинская поэзия», где речь идет о поэзии Ш.-Э.Мурадова, А. Саидова, Д. Абдуллаева, А. Алема, А. Мехмана, И. Гусейнова, К. Мусаева, Б. Салимова, В. Мехтиева и др. В своей книге Г. Б. Темирханова исследует жанровую и тематическую проблематику лезгинской поэзии. Хотя творчеству Азиза Алема исследовательница уделяет незначительное внимание и допускает ряд неточностей, о чем будет сказано далее, в целом ею.

4 Там же.

5 Власенко А. Расцвет.-М: Советская Россия, 1973. С. 10. дается верная оценка творчества поэта. Автор исследования неоднократно подчеркивает новаторскую сущность творчества А. Алема, открыто выражает свое восхищение, характеризуя поэта как «неистового в своих поисках"6.

Профессор Р. М. Кельбеханов в журнале «Самур» (N4−5,2004 год) в статье «Светильник и перо», отмечая вклад некоторых лезгинских поэтов в родную литературу, пишет: «.Азиз Алем — один из талантливых поэтов лезгинского народа. Он родился в 1938 году. Мы не ошибемся, если скажем, что бесчисленны новшества, которые он привнес в нашу поэзию. Обладая философским взглядом на жизненные перипетии, он неизменно глубоко вникает в выбранную тему и решает поставленные проблемы в произведениях, как коротких (даже в однострочных стихотворениях), так и развернутых. У него выработалась своя система образов, он и лирик и в то же время поэт эпических жанров.

Боль за разделенную родину глубоко укоренилась в сердце поэта, что хорошо видно в таких его произведениях, как «Кинжалу в ножнах.,» и «На золотом мосту». Обращаясь к реке Самур, поэт заявляет: «Я тоже, как и ты, раздулся, Гнев опаляет душу». А в стихотворении «На золотом мосту»: «Разделили мой народ, Невеликий сам по себе, поправ закон и право, чужие, оголтелые" — заявляет поэт.

На наш взгляд, лучше всех, емко и метко выразил свое понимание поэзии Азиза Алема его современник и поэт А. Саидов в автографе на своей книге «Перед Лениным», подаренной Азизу Алему 7 декабря 1970 года: «Азизу Алему — несгибаемому бойцу поэтических революцийот души».

Как и с чем приходит лезгинская литература в XX век? Во-первых, как правильно отмечает ряд литературоведов, на смену арабо-восточным традициям в лезгинскую поэзию приходит русская литература. Через русскую литературу заимствуются художественные приемы, литератур

6 Темирханова Г. Современная лезгинская поэзия. — Махачкала: ДКИ, 1987. С. 127. ные формы и жанры. «История дореволюционного драматического искусства горских народов знает лишь два-три (в Северной Осетии и Дагестане) драматических кружка, возникших в 1900;1906 г. г.» — пишет С. Глаголь, имея в виду и возникновение театрального кружка лезгин. К такому выводу вслед за С. Глагол ем приходит и дагестанский искусствовед М. Зульфукарова, которая пишет, что «лезгины раньше других делали попытки не только ставить спектакли, но и создавали собственную инсценировку». О зарождении лезгинской драматургии пишет в своей статье и Э. Наврузбеков: «В разгар революционного пробуждения народных масс, в окружении религиозных фанатиков, в обстановке двойного гнета — царских властей и местных феодалов — рабочие-отходники во главе с Идрисом Шамхаловым подготовили и показали спектакль „Бур-жали“. В основу спектакля легла инсценировка лезгинского фольклора, сделанная самим режиссером».7 Таким образом в лезгинскую литературу приходит жанр драматургии. А. Фатахов плодотворно работает как в прозе, так и в поэзии (не говоря о журналистской деятельности), делает переводы с русского на родной, лезгинский язык. «Идя по пути В. Маяковского, лезгинский поэт поставил на службу новой действительности не только идейно-тематическое богатство своих произведений, но и их ритмику.

А. Фатахов внес в лезгинский стих ритмы, полные движения, живости, мужества"8, а лезгинскую литературу обогащает неизвестными ей до этого жанрами рассказа, эпической поэмы («Ударник Гасан»), романа в стихах («Разорванные цепи»).

Естественно, наиболее выдающейся фигурой в лезгинской поэзии начала XX века явился Сулейман Стальский. Он ввел в свою поэзиювпервые в лезгинской поэзии — остросатирические антиклерикальные.

7 Наврузбеков Э. Лезгинский театр, РИП Министерства информации и печати РД, Мах-ла: 1994 г. С. 17.

8 Агаев А. Творчество А.Фатахова. ДКИ, Махачкала, 1956 г. С.15−16. мотивы, «хотя, — как справедливо утверждает P.M. Кельбехановего близость фольклору и некоторым поэтам-предшественникам очевидна"9.

Лезгинская поэзия 20−50-х годов отражает сложные процессы социальной модернизации обществадоминантой художественного постижения мира стала антитеза «новый мир — старый мир». Упрощенное истолкование реальных процессов привело к отрыву многих писателей от живой жизни. Тем не менее, в лучших произведениях Тагира Хрюгского (1893−1958), Абдуллаха Саруханова (1874−1934), Нуредина Шерифова (1883−1952), Гаджибека Гаджибекова (1902;1941), Мусаиба из Ашага Сталя (1914;1943), Балакардаша Султанова (1912;1943), Шах-Эмира Мурадова (1913;1996) создаются колоритные картины лезгинского быта, показывается процесс пробуждения сознания горца, усиления его тяги к свободе и светскому просвещению. Поэзия культивирует идеи дружбы, равенства и братства между людьми и народами"10 (Г. Гашаров. «Лезгинская литература»).

Изменения, происходящие в лезгинской литературе этого периода можно охарактеризовать одним словом: «преображение». Преображение потребовало от молодых поэтов, пришедших в литературу в 20−50-е годы прошлого века, огромной, кропотливой работы.

В лезгинскую поэзию после 40-х годов приходит ряд поэтов, которые всерьез начинают задумываться над стилем, формой стихосложения: А. Саидов, И. Гусейнов, Б. Салимов, А. Алем (Фатуллаев), Х. Хаметова и др. Вот как отмечают оригинальность поэтического мышления и образование особенностей стиля этой плеяды А. Агаев и Г. Гашаров: «Во главе художественного реформирования шел А. Саидов, который противопоставил традиционной лезгинской поэтике, идущей от фольклора и ашуг-ства, «интеллектуальную поэтику"11. В то же время Г. Гашаров отмечает: «.А.Саидов — поэт молодости. Продолжая традиции В. Маяковского, он.

9 Кельбеханов Р. Два крыла. С. 97.

10 Гашаров Г. Лезгинская литература. История и современность. ДКИ, Мах-ла, 1998 г. С. 419.

11 Там же, С. 420 ведет принципиальный разговор с молодым современником об ответственности перед Родиной, народом. Окрашенная в романтические тона лирика А. Саидова призывает к мужеству, самопожертвованию ради общих целей и светлых идеалов гуманизма." и т. д. «Стремление к философствованию, — продолжает далее Г. Гашаров, — поиски новых поэтических средств, высокая гражданственность, масштабность мысли — вот некоторые из черт, присущих лучшим произведениям И. Гусейнова,.

Х.Хаметовой, Б. Сали-мова, А. Алема и др.".

Алирза Саидов пришел в лезгинскую поэзию намного раньше своих вышеназванных современников. Его первые публикации относятся к 1949 году. После А. Саидова пришел И. Гусейнов — это конец 50-х годов, во всяком случае, в сборнике «Писатели Советского Дагестана"13 указывается эта дата, хотя, по нашим расчетам, это должна быть середина 50-х годов, т. е. ненамного позже Алирзы Саидова.

Конец 40-х и начало 50-х годов — это переломный этап в лезгинской литературе. Говоря другими словами, лезгинская литература от просветительского реализма 20−40-х годов переходит к социалистическому реализму. Точнее, этого требует специальное постановление ЦК ВКП (б) и бюро обкома ВКП (б) от 11 декабря 1948 года «О состоянии дагестанской литературы и принятие мер по его улучшению». В частности, о состоянии дагестанской литературы в этом постановлении говорится: «В дагестанской литературе большое место занимает поэзия. Не работая над тематикой, ограничиваются проблемами сегодняшнего дня. Художественное построение многих произведений поэтов одинаково стандартное.». И далее здесь же указываются причины застоя дагестанской литературы — это прежде всего безграмотность, как по литературной, идейно-политической части, так и элементарной необразованности большинства поэтов. В газете «Знамя социализма» приводится следующая стати.

12 Там же, с. 417.

13 Писатели Советского Дагестана, ДКИ, Махачкала 1980 г. С. 184 стика: «.Из 25 писателей, которые находятся на учете, 6 человек имеют высшее образование, три человека учатся в ВУЗ-х, 8 человек так или иначе получают политическое самообразование».14 Здесь же указывается на то, что очень слаба большевистская критика и самокритика. Таким образом, учитывая все негативные стороны дагестанской литературы, руководство Союза Дагестанских писателей и ЦК ВКП (б) по проблемам идеологии постановляют, что нужно со всех сторон сдвинуть с места дагестанскую литературу, обновляя и укрепляя ее свежими, грамотными, идеологически стойкими, молодыми талантами. К 50-м годам в лезгинской поэзии мало что меняется, т. е. она не спешит соответствовать требованиям соцреализма в отношении художественной изобразительности и тематического разнообразия. На первом плане все-таки остается ее ди-дактичность-назидательность, панегеричность-хвалебность.

В поэтических произведениях данного периода, пейзаж не выступал как самоцель, в качестве самостоятельного объекта. В поэзии мы не видим конкретных, реальных, самостоятельных лиц, особенно душу лирического героя. И все-таки следует отметить, что с приходом в лезгинскую поэзию в конце 40-х — в начале 50-х годов Алирзы Саидова, Ибрагима Гусейнова, Байрама Салимова лезгинская поэзия поднимается на новую ступень развития. Их произведения отличались новизной форм, тематики, ритмичностью стихов. Эти поэты постепенно начали переходить на позиции реализма. Несмотря на прессинг социальной идеологии атеистической направленности, они верили, и эта вера была совершенно искренней. Все это можно разглядеть в первых сборниках этих поэтов: И. Гусейнов («Пути-дороги»)15, Байрам Салимов «На дорогах борьбы»)16, А. Саидов («Мелодии Самура»)17.

Через четыре года после выхода вышеназванных сборников, увидел.

14 Газета «Социализмдин пайдах», на лезг. яз., Ш 14,1948 г.

15 Гусейнов И. «Рекьер-хуьлер». Махачкала, ДКИ, 1959 г.

16 Салимов Б. «Женгинин рекьера». Махачкала, ДКИ, 1959 г.

17 Саидов А. «Самурдин авазар». Махачкала, ДКИ, 1959 г. свет первый сборник молодого поэта Азиза Фатуллаева (Алем — псевдоним поэта) под названием «Алмасдин к1усар"18 («Алмазная россыпь»). В чем же своеобразие творчества Азиза Алема? С чем пришел он в лезгинскую поэзию?

Поэт Азиз Шихбинетович Фатуллаев родился в 1938 году в поселке Мардяканы Азизбековского района г. Баку Азербайджанской ССР. Он в 1955 году окончил Усухчайскую среднюю школу, а семилетку — в 1952 году в селении Мискинджа. Учился на историко-филологическом факультете Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина. В 1970 году закончил Московский Литературный институт им. М.Горького. Работал зав. отделом культуры в газете «Коммунист». В 1985 году становится редактором журнала «Литературный Дагестан» (лезгинский выпуск), а с 1987 года главным редактором объединенной редакции журналов «Литературный Дагестан» и «Соколенок». Уже с первых шагов в литературе Азиз Алем выделялся своими философско-эстетическими принципами, проникнутыми великим поэтическим духом, плодотворными поисками новых поэтических средств. Во вступительном слове сборника «Охапка лучей"19 («Са къужах нурар», Мах-ла, Дагкнигоиз-дат, 1970 г.) поэт обращается к читателю: «У каждого человека есть своя «вселенная». Вселенная поэта — его творчество. В результате выбора поэтического псевдонима Алем (Вселенная) я выбрал вселенную темой для себя. Моя тема — это вся Вселенная. Хоть и кажется это нсколько своеобразным, я не отвергаю никакую сторону жизни, наоборот, все «богатство» принимаю: сложность, таинственность, красоту и т. п. В то же время, если я пишу о цветке, то я думаю о целом земном шаре, а если пишу о земном шаре, то думаю о цветке. Если коротко сказать, то я — диалектик. Вот мой высший принцип: «Ты покажи мне человека, а я расскажу тебе о человечестве».

18 Алем А. «Алмасдин к1усар». Махачкала, ДКИ, 1963 г.

19 Алем А. «Са къужах нурар», Махачкала, ДКИ, 1970 г.

Есть одно отличие: мой лирический герой постоянно идет через мост Сират. Это не случайно. Я не хочу никого усыплять. Если кто-нибудь считает этот мир сладостным, как халва, то он очень ошибается. Да, моему лирическому герою нелегко, но он никогда не склоняет голову, не падает духом.

Чтобы хорошо увидеть землю, орел поднимается высоко в небо. Чтобы увидеть человеческое сердце и путь человечества, поэт должен подниматься на седьмое небо. На седьмое небо сможет подняться только Симург. Чтобы стать Симургом в поэзии, надо иметь непременно большие знания, большое сердце.

Я еще в пути.".

За годы работы в литературе он издал немало книг, обогативших поэтическую культуру родного народа. Первая книга А. Алема — «Алмазная россыпь» вышла, как мы отмечали выше, в 1963 году. Появление новой формы есть появление нового содержания. Новизна сборника А. Алема проявилась в тематике, жанре, ритмико-интонационных особенностях включенных в него произведений. У поэта индивидуальная интонация и техника, новая конструкция звуковой организации, способные создавать психологический рисунок, музыкальность, настроение. Так, например, стихотворение «Кинжал» написан в форме ноны. Строфа состоит из девяти стихов, рифмующихся по схеме абабаббвв, «Мечта» («Хиял») — мо-норим, стихотворение, построенное на одной рифме. Азиз Алем в лезгинскую поэзию внес множество поэтических форм из мировой поэзии, в то же время, создал доселе не существующие в мировой литературе новые формы, о чем пойдет разговор ниже, он впервые в лезгинской поэзии выступил как поэт-экспериментатор.

После сборника «Алмасдин к1усар» («Алмазная россыпь») выходят такие сборники его стихов как «Лапу цифер» («Белые облака» 1967 г.), «Са къужах пурар» («Охапка лучей», 1970 г.), «Рехи тар» («Седое дерево», 1971 г.), «Хияларни цТайлаианар» («Мечты и молнии», 1974 г.),.

Гъуьлуьн зенгер" («Морские колокола»,!975 г.), «Муьжуьд лагьай цав» («Восьмое небо», 1978 г.), «Мидаим легьзе» («Вечный миг», 1982 г.), «Суьгьуьрдин ялав» («Волшебное пламя», 1985 г.), «Лекьрен гвен» («Жатва орла», 1987 г.), «Крчар алайлам» («Рогатый осел», 1992 г.).

В начале литературной деятельности Азиз Алем выступал в печати и с литературно-критическими статьями, рецензиями. Еще в 1956 году была опубликована его первая рецензия на книгу Кияса Меджидова «Кры.

70 латые друзья" в газете «Комсомолец Дагестана».

Критические статьи он писал и в последующие годы, но основным поприщем его была поэзия. Все сборники его стихов получили положительную оценку в печати. В основном эти рецензии носили описательный характер, и в них отмечались положительные стороны творчества поэта. Лишь в конце рецензий вскользь отмечались отдельные погрешности, встречавшиеся в стихах поэта. Так, например, в своей рецензии на книгу «Охапка лучей» А. Алема, К. Х. Акимов, в целом положительно оценивая сборник стихов, указывает на отдельные его недостатки. Он отмечает, что в сборник вошли некоторые стихотворения, которые непонятны рядовому читателю. Мы не согласны с рецензентом сборника, поскольку считаем, что поэзия — это не профессия, а дар, который проявляется, не считаясь с багажом знаний отдельных людей.

В начале поэтического пути Азиз Алем в основном разрабатывал три темы: философскую, пейзажную и любовную лирику. Они остались излюбленными темами поэта и в последующие годы. Характерной чертой азизалемовской любовной лирики является раскованность чувств. В целом его любовные стихи реалистические.

В лезгинской поэзии, как мы отмечали выше, стихи так называемого «чистого пейзажа» не получили особого распространения. В поэзии большинства поэтов пейзаж служил только фоном или же выполнял подчиненную роль. Чаще других к пейзажной лирике обращались.

20 Алем А. Рецензия «Крылатые друзья», газета «Комсомолец Дагестана», 17 октяюрь, 1956 г.

А.Фатахов и Т. Хрюгский, но полноправным жанром лезгинской поэзии она стала лишь в 50−60-ые годы. Азиз Алем начинает успешно работать в этом жанре, в корне меняя функции пейзажа в тексте произведения. В азизалемовских стихах пейзаж в его конкретных проявлениях становится объектом изображения и приобретает самостоятельное значение. Объектами его стихов становятся времена года, явления природы, морские и горные пейзажи и т. д.

Большое внимание А. Алем уделяет и политической лирике. Уже в первой книге поэта встречаем политические стихи и стихиразмышления о жизни, мироздании. В дальнейшем эти темы в его творчестве получат еще большее развитие. Вместе с тем поэт обращается в своих стихах к теме дружбы и мира между народами, воспевает созидательный труд. Тематический диапазон стихотворений поэта постоянно расширяется. Главное — поэт не замыкается в плену узких тем, а обращается к жизни всей планеты.

Стихи А. Алема часто публикуются на страницах газеты «Коммунист» (впоследствии «Лезги газет»), альманаха «Дружба», журналов («Литературный Дагестан», «Самур», «Соколенок», «Женщина Дагестана»). Большое внимание поэт уделяет переводческой работе. Он перевел стихи Пушкина, монгольских, туркменских поэтов, турецкого поэта Пазима Хикмета, дагестанских поэтов Р. Гамзатова, Р. Рашидова, стихи для детей Корнея Чуковского, повесть Сфи-Буба «Неугасшая звезда» и мн.др.

В своих жанровых пристрастиях поэт предпочтение отдает также поэме. Перу А. Алема принадлежат поэмы «Солнце и сердце» («Рагъ ва рик1»), «Гений», «Мирдамир», «Чернота» («Ч1улаввал»), «Новый год» («ЦГийи йис») — праздничная поэма (суварин поэма), «Поэма о дороге» («Рекьикай поэма»), «Борода рабочего» — поэма-монолог («Фяледин чу-ру»), повести в стихах «Возраст» («Яш»), «Атласный кисет» («Ат1ласдин кисе»).

Несмотря на то, что критика не оставляла без внимания произведения А. Алема, серьезной критической литературы о его творчестве, за исключением газетно-журнальных рецензий и статей (М. Алипулатов и П. Фа-туллаева, Ш. Исаев и др.), на сегодняшний день нет.

Выше отмечалось, что в периодической печати выходили рецензии и отклики на его стихи. Одна из первых рецензий принадлежит Р. Исаеву21, который отмечает, что тематика рассматриваемой книги («Алмазная россыпь») разнообразна и она свидетельствует о росте мастерства поэта: в своих произведениях А. Алем стремится расширить пути гражданской и философской лирики в лезгинской поэзии.

С рецензией на книгу «Белые облака» в газете «Коммунист»" выступил Курбан Акимов. В ней рецензент справедливо отмечает, что молодой лезгинский поэт Азиз Алем преподнес читателям свой очередной подарок — сборник стихов под названием «Белые облака». Азиз Алем верен своему почерку, он постоянно ищет новые образы, сравнения, использует их в своем творчестве, старается сказать все по-новому, по-своему. Сборник «Белые облака», по мнению рецензента, отличается тем, что многие стихотворения являются философскими размышлениями, заставляющими читателя задуматься. В этом отношении, как отмечает К. Акимов, показательно стихотворение «Этажи» («Мертебаяр»), написанное верлибром. Поэт говорит, что много в мире этажей: «этажи книг, этажи ковров, этажи ящиков, заполненных патронами, этажи протонов, нейтронов.» А о своем этаже поэт говорит: «Я человек XX века, живущий на последнем этаже. Я борец, я хочу, чтобы мой этаж стал красивым.» Нельзя не отметить того, продолжает рецензент, что молодой поэт проявляет склонность к философским размышлениям. Его книга «Белые облака», состоящая из стихов, написанных на разные темы, можно считать как одно стихотворение, как одну поэму.

21 Исаев Р. Рецензия на книгу «Алмазная россыпь». Альманах «Дружба», Ы1, на лезг. яз., стр.128−130.

22 Рецензия. Акимов К. Газета «Коммунист», на лезг. яз., 13 январь. 1968 г.

Все его сборники получили положительную оценку в печати. В основном статьи и рецензии носили описательный характер. Однако в статьях М. Алипулатова «В пути к прогрессу"23 (на лезг. языке) и.

Л 4.

П.Фатуллаевой «Ставь светильник в моем окне»," (на лезг. языке) делаются попытки целенаправленного исследования творчества Азиза Алема, а не поверхтностного анализа. Авторы этих статей, исследуя творчество поэта, отмечают остроту поднимаемых им вопросов и стараются раскрывать оригинальность его творческого почерка.

Первые же стихи А. Алема сразу завоевали читателя своей свежестью и новизной, своей художественной силой и убедительностью. Некоторые из них превратились в песни.

Поэт богато зачерпнул из сокровищницы народной поэзии, освоив не только внешние особенности ее формы (параллелизмы, припевы, сравнения, аллитерации и т. д.), не только величайшую песенную гибкость и протяженность ее ритма (строфы, словно выпетые одним дыханием, одной длинной фразой), не только постоянный ее диалектизмпротивопоставления, контрасты, но и самый дух ее — чистоту, жизнерадостность и человечность мироощущения.

Азиз Алем в своем творчестве умело пользуется пословицами, поговорками, придает им новое звучание. Например: «Были бы змеи крылатыми, даже небо сделали бы ядовитым», («Лувар квайт1а мурдаррик цаварни кваз зегъерламиш ийидай»), «У большой головы бывают большие боли», («Ч1ехи кьилихъ жеда ч1ехи т1арвилер».

А.Алем — в лезгинской поэзии личность неординарная. Он — знаток родной и мировой поэзии, проявляющий глубокую осведомленность в политике, философии и социологии. Поэтому и диапазон его творческих интересов необычайно широк: им создано множество поэтических произведений в жанрах, свойственных музыкальному и изобразительному.

23 Алипулатов М. Вилик финин рекье. Журнал «Литературный Дагестан», N4, 1989 г.

24 Фатуллаева П. Зи пенжерда лампа эциг. Журнал «Самур», N3,1991 г. искусствам: сонеты, сюиты, рапсодии, этюды, экспромты, импровизации, фантазии, романсы и т. д. У него обостренное чувство гармонии. Это видно и при распределении материала по разделам, главам, строфам (например, повесть «Атласный кисет» состоит из девяти глав, в каждой по 13 строф с опоясывающей рифмовкой abba и цезурой 3−3-2). Все его верлибры, будучи сплошь удачно развернутыми метафорами, читаются легко, ибо он свободно владеет инструментовкой стиха и создает совершенную интонацию. В поэзии Азиза Алема впервые в лезгинском стихосложении использована знаковая система в смежности с интонацией. Это — поэт, усвоивший и перенявший многое из предшествующей поэзии, многое изобретший сам, добивающийся в своем творчестве синтеза разных поэтических культур, развивающий и расширяющий возможности художественного слова. Вот почему одной из черт его творческого почерка является метафоричность («Седое дерево», «Терпение в нолс-нах» и т. д.).

Надо отметить, что творчество Азиза Алема отличается остротой поднимаемых вопросов, оригинальностью творческого почерка, поиском все более новых форм и жанров, и оно, разумеется, заслуживает внимания и изучения.

Деятельность Азиза Алема как поэта отвечает требованию времени и отражает характерные его черты. Творчество Азиза Алема, основанное на глубоко личном, пережитом, прочувствованном, продуманном, не воспринимается как дневник одной индивидуальности. Сила его стихов именно в том, что, говоря о себе и от себя, он умеет выражать боль и радость, надежды и устремления многих. Лирический герой поэта постоянно шагает по мосту «Сиратал». Он и пограничник, и певец, и труженик и студент, он и охраняет, и поет об этом. Основной темой творчества Азиза Алема является мир (Вселенная), и в нем сердце человека, его путь.

Настоящее исследование впервые ставит целью изучение и научное осмысление процессов зарождения, становления и развития творчества Азиза Алема.

Цель исследования достигается решением следующих задач:

— Общая характеристика художественного своеобразия творчества Азиза Алема;

— Анализ новаторских поисков А. Алема в плане преобразования «жанровой системы».

— выявление национальных и художественных особенностей творчества поэта;

— установление оригинальности и самобытности творчества;

— определение вклада Азиза Алема в лезгинскую и дагестанскую литературу.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что она призвана дать наиболее полное представление о специфике стиля и особенностях поэтики Азиза Алема. Далее, на материале творчества А. Алема специальному исследованию подвергается одна из важнейших и актуальных литературоведческих проблем — проблема новаторства.

Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата творчества Азиза Алема.

Основные положения выносимые на защиту:

1. А. Алем более полувека активно участвующий в литературном процессе, на различных этапах развития художественного слова вносил свою определенную лепту в лезгинскую поэзию, способствуя расширению ее внутрижанрового диапазона, проблемно-тематического содержания, усилению художественной выразительности, актуализации нравственно-этических исканий.

2. Любовная лирика А. Алема чрезвычайно многообразна по форме и многогранна по идейному содержанию. Это прежде всего интимная лирика, которая изображает психологическое состояние души. Именно союз душ в интимной лирике ведет к самораскрытию личности. Любовная лирика поэта ведет читателя именно к размышлению, а не к слепой страсти.

3. Уважая личностное и осозновая национальное, можно достигнуть общечеловеческого — это концептуальная установка творчества поэта Азиза Алема отчетливеев проявляется в политико-гражданской лирике.

4. Основной техмой философской лирики Азиза Алема, во многих отношениях новаторской в лезгинской поэзии, является тема непрерывного развития человека, его нравственного самосовершенствования. Философскую лирику Азиза Алема характеризует как новизна содержания, так и новизна поэтических форм (введение и изменение японской поэзии танка и хокку).

5. В пейзажной и урбанистической лирике поэт отражает социалистические и духовные коллизии своего времени. Впервые в лезгинской литературе в поэзии А. Алема пейзаж стал самостоятельным объектом изображения. На первое место выходит экологическая проблема.

6. Стиль Азиза Алема обладает следующими новаторскими признаками:

— введение многих стихотворных форм и жанров из мировой литературы;

— доработка этих форм и жанров путем их смещения;

— создание новых форм и жанров;

— обилие неологизмов, широкое употребление архаизмов, диалектных слов языка. Слова в поэзии Азиза Алема своеобразно сочетаются в оригинальном построении.

7. Новое деидеологическое осмысление в стихах, в основном начала 80-х, конца 90-х годов неординарных событий в социалистическом государстве служит показателем восприимчивости А. Алема к современным подходам к пережитому народом и страной, придавая его поэзии особое звучание и актуальность. Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются труды теоретиков русской и национальной литературоведческой науки. При анализе произведений А. Алема, а также освещении некоторых теоретических проблем автор диссертации опирается на исследования В. Г. Белинского, М. М. Бахтина, И. Анненского, Ю. Борева, А. Н. Веселовского, в северокавказском литературоведении — К. Абукова, Ф. Вагабовой, Р. Г. Кадимова, Р. М. Кельбеханова, Г. Б. Темирхановой, А. Г. Агаева, З. Н. Акавова, Г. Г. Гашарова, С. М. Хайбуллаева, Г. Г. Гамзатова и др. Методы исследования:

— описательный;

— сравнительно-исторический;

— аналитический.

Степень изученности темы исследования. Творчество Азиза Алема не становилось доныне объектом специального монографического исследования. Но как выше отмечалось, его вклад в лезгинскую литературу является весомым. Его поэзия богата как по содержанию так и по форме. И естесственно он сразу же попал в орбиту внимания читателей и критиков. В разные годы на страницах республиканских газет «Коммунист», «Лезги газет» и в литературно-художественном и общественно-политическом журналах «Литературадин Дагъустан», («Литературный Дагестан»), «Самур» были напечатаны статьи А. Крубана, К. Азизхапо-ва, П. Фатуллаевой, Р. Исаева, М. Алипулатова, Ш. Исаева. Авторы этих статей отмечали высокое мастерство поэта, его умение писать на доступном языке, богатство языка и актуальность выбранных тем.

Предметом исследования послужили лирические произведения, созданные А. Алемом в течение пятидесятилетий — конца — 50-х XX века и начало третьего тысячилетия (2003 г.). В частности это сборники стихотворений — «Алмасдин к1усар» («Алмазная россыпь» 1963), «Лацу ци-фер» («Белые облака» 1967), «Са къужах нурар» («Охапка лучей» 1970), «Рехи тар» («Седое дерево» 1971), «Хияларни ц1айлапанар» («Мечты и молнии» 1974), «Гьуьлуьн зенгер» («Морские колокола» 1975), «Муьжуьд лагьай цав» («Восьмое небо» 1978), «Мидаим легьзе» («Вечный миг» 1982), «Суьгьуьрдин ялав» («Волшебное пламя» 1985), «Лекь-рен гвен» («Жатва орла» 1987), «Крчар алай лам» («Рогатый осел» 1992), а также циклы стихов опубликованных с конца 90-х годов на старницах республиканской общественно-политической газеты «Лезги газет», литературного-художественного и общественно-политического журналов «Литературадин Дагъустан» («Литературный Дагестан»), «Самур».

Практическая ценность работы в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, при разработке обобщающих работ по дагестанской литературе, в частности, по вопросам зарождения и становления новых форм, жанров, при разработке спецкурсов для студентов филологических факультетов вузов республики.

Апробация работы: осуществлялась посредством обсуждения ее на кафедре литературы ДГПУ, а также в статьях, опубликованых в коллективных сборниках.

Структура диссертации обусловлены предметом исследования, ее целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творчество Азиза Алема открывает в лезгинской литературе новую грань художественного мастерства. Он обогатил лезгинскую литературу новыми поэтическими формами и художественными образами. В его стихах постоянна зримая связь времен: возвращаясь к прошлому, он мыслит категориями сегодняшнего дня. И прошлое становится вровень с настоящим, ибо наше сегодня — славное продолжение героического вчера.

Одна из особенностей творчества Азиза Алема — обостренное чувство совестливости и ответственности поэта перед своим народом. Поэтическая гармония достигается не сладкопениями и душевной умиротворенностью, а неразрывным синтезом убежденности, боли и сострадания. Произведения Азиза Алема представляют собой образцы реалистической лирики, которые отвечают на многочисленные вопросы нашего времени.

Разнообразна и тематика произведений поэта: он пишет как о вещах значительных, дорогих сердцу любого человека, так и о вещах казалось бы неприметных в обыденной жизни, например, о пылинке, и при этом каждый раз находит свой поворот темы, свои слова о любви, о родной земле, о ратных и трудовых подвигах нашего народа, о дружбе и интернационализме, о патриотизме. Поэт создает стихи, отличительным свойством которых является достоверность чувств, правдивость интонаций. Поэзия Азиза Алема многогранна. Его творчество отличается большим жанровым разнообразием, и во многих жанрах поэт показал себя настоящим мастером. Патриотичекая, философская, любовная, пейзажная лирика воплотились в поэмах, сонетах, одностишиях, двустишиях, трехстишиях, четверостишиях, восьмистишиях и в ряде новых в лезгинской литературе форм и жанров.

Вершинным проявлением прекрасного является любовь. Что касается тематики любовной лирики Азиза Алема, то она кажется внешне однообразной, но чрезвычайно многообразна по форме и многогранна по идейному содержанию. Это прежде всего интимная лирика, которая показывает психологическую картину души, душевный рисунок. В любовной лирике поэта много переживаний и размышлений. Именно союз душ в любовной лирике Азиза Алема ведет к самораскрытию личности.

В политико-гражданской лирике Азиза Алема через тему «маленькой родины» показывается национальное. Постепенно границы «маленькой родины» расширяются — родное село, республика, Россия и вся планета. Уважая личностное и осознавая национальное, можно достигнуть общечеловеческого — эта концептуальная установка творчества поэта А. Алема отчетливее всего проявляется именно в политико-гражданской лирике. Главная особенность стихов о родине поэта в постоянном призыве к честной борьбе за счастливое будущее. Поэт говорит, что патриотизм и гражданственность прежде всего начинаются именно со своей «маленькой родины».

В политической лирике Азиза Алема больше чувствуется героико-трагический пафос общенациональной борьбы против угнетателей. Его лирический герой в политико-гражданской лирике старается осмыслить нормы высшей нравственности, высокой моральной ответственности.

Основной темой философской лирики Азиза Алема, во многих отношениях новаторской в лезгинской поэзии, является тема непрерывного развития человека, его нравственного самосовершенствования. Философскую лирику Азиз Алема характеризует как новизна содержания, так и новизна поэтических форм, в которых это содержание реализуется: он внедрил в легинскую литературу некоторые формы японской поэзии и усовершенствовал их.

Впервые в лезгинской литературе в поэзии Азиза Алема пейзаж стал самостоятельным объектом изображения. Различные величественные виды природы, морские, горные, сельские пейзажи, изменчивые виды различных отрезков суток и времен года обогатили лезгинскую поэзию. Со временем на первое место в пейзажной лирике поэта выходит экологическая проблематика.

Поэт ввел в родную поэзию также городской (урбанистический) пейзаж. Урбанистическая лирика Азиза Алема отражает социальные и духовные коллизии своего времени.

Азиз Алем — мастер строфической композиции. У него в отличие от многих поэтов нет одной излюбленной формы строфической композиции. Как поэт-новатор, поэт-экспериментатор он ввел в лезгинскую поэзию очень много стихотворных форм и жанров. Судя по тому, как представители старшего поколения и молодого поколения лезгинских поэтов подхватили введенные им в лезгинскую поэзию новые стихотворные формы, можно сказать, что они прижились в лезгинской литературе (сонет и все его формы, триолет и доселе неизвестные в мировой литературе его разновидности — 2,3,4,5,6-кратные триолетыгошнет, ярсу, са-хидж, майсу и т. д.).

В каком бы жанре и о чем бы не писал поэт, в его произведениях чувствуется пульс времени, бьется горячее сердце нашего современника. Азиз Алем присматривается к окружающему, улавливает тончайшие оттенки его красоты, упоенно слушает беззвучное дыхание земли и безмолвие полей. Столь же выразительными и реальными выглядят в стихах поэта обстоятельства, окружающая действительность. Стремление к правде, вера в будущее, исторический оптимизмхарактерные черты поэтической мысли Азиза Алема.

В современной лезгинской поэзии усилился интерес к современности, к углубленному художественному исследованию действительности. Поэт Азиз Алем старается постигать глубину описываемого, выразить свое отношение к изображаемому. Это в свою очередь накладывает отпечаток на поэтику и художественную структуру произведений. Соответственно меняется и ритмический рисунок стиха, способ рифмовки. Он оживляет природу, его пейзажные зарисовки всегда вызывают определенное настроение у читателя, будоражат мысли.

Лезгинский поэт Азиз Алем, очень активный в поисках новых поэтических форм, в то же время развивает лучшие традиции лезгинской классической поэзии и фольклора. Его произведения вносят весомый вклад в сокровщницу лезгинской литературы.

Оставаясь глубоко национальным поэтом, Азиз Алем добивается в своем творчестве синтеза философичности восточной поэзии и реали-стичесности европейской поэзии. Это поэт, который всегда находится в поисках, в создании чего-то нового.

У каждого человека есть своя «вселенная». «Вселенная» поэта — это его творчество. Поэт Азиз Алеем, выбрав себе псевдоним в литературе -«Алем», то есть «Вселенная», хотел тем самым подчеркнуть, что ему интересна жизнь не только одного отдельно взятого человека, не только жизнь планеты, на которой он живет, но интересна вся вселенная, весь мир в широком понимании этого слова. Поэтому в вступительном слове к своему сборнику «Охапка лучей», поэт рассказывает читателю о концепции своего художественного творчества, о смысле своей жизни. Совершенно справедливо его утверждение о том, что тема его творчестваэто весь мир, вся вселенная. Поэт говорит и том, что он не отрицает ни одну сторону жизни, а наоборот, принимает все ее богатства: сложность, таинственность, загадочность, красоту и т. д. Требование поэта-диалектика: покажите мне одного человека, и я расскажу вам не только о его личностном мировоззрении, но и о всем человечестве поведу свой рассказ. Потому, как говорит Азиз Алем, подобно орлу, который смотрит на землю с высоты, поэт, чтобы увидеть сердце человека и путь человечества, должен подняться на седьмое небо. А на седьмое небо может подняться только птица Симург. Для того, чтобы стать Симургом в поэзии, необходимо иметь большие знания, недюжинное мастерство и такое же большое сердце.

Наблюдение над творчеством поэта свидетельствуют о том, что Азиз Алем находится в постоянном поиске. С каждым годом обогащается его художественная палитра его поэзии, о чем свидетельствуют вновь выходящие его книги.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сборники стихов Азиза Алема
  2. А.Алем. «Алмасдин к1усар» / «Алмазная россыпь» /. ДКИ (Дагестанское книжное издательство), 1963 год.
  3. А.Алем. «Лацу цифер» / «Белые облака» /. ДКИ, Махачкала, 1967 год.
  4. А.Алем. «Са къужах нурар» / «Охапка лучей» /. ДКИ, Махачкала, 1970 год.
  5. А.Алем. «Рехи тар» / «Седое дерево» /. ДКИ, Махачкала, 1971 год.
  6. А.Алем. «Хияларни ц1айлапанар» / «Мечты и молнии» /. ДКИ, Махачкала, 1974 год.
  7. А.Алем. «Гьуьлуьн зенгер» / «Морские колокола» /. ДКИ, Махачкала, 1975 год.
  8. А.Алем. «Муьжуьд лагьай цав» / «Восьмое небо» /. ДКИ, Махачкала, 1978 год.
  9. А.Алем. «Мидаим легьзе» / «Вечный миг» /. ДКИ, Махачкала, 1982 год.
  10. А.Алем. «Суьгьуьрдин ялав» / «Волшебное пламя» /, ДКИ, Махачкала, 1985 год.
  11. А. Алем. «Лекьрен гвен» / «Жатва орла» /, ДКИ, Махачкала, 1987 год.
  12. А.Алем. «Крчар алай лам» / «Рогатый Осел» /, ДКИ, Махачкала, 1992 год.
  13. Источники поэтических текстов
  14. И.Гусейнов. «Рекьер-хулер» /"Пути-дороги"/, ДКИ, Махачкала, 1959 год.
  15. А.Саидов. «Самурдин авазар» /"Мелодии Самура"/, ДКИ, Махачкала, 1959 год.
  16. Б.Салимов. «Женгинин рекьера» /"На дорогах борьбы"/, ДКИ, Махачкала, 1959 год.
  17. Тагир Хурюгский. «Ярарин нефес», «Дыхание зари». ДКИ, Махачкала, 1994 год. На русском и лезгинском языках.
  18. Республиканская газета «Социализмдин пайдах» / «Знамя социализма"/, на лезг. яз., 6 ноября, 1949 год.
  19. Республиканская газета „Дагестанская правда“ на лезг. яз., 21-января, 1952 год.
  20. М.А. Мыслители Дагестана XIX — нач.ХХ веков,-Махачкала: Дагучпедгиз: 1963.
  21. Н. Словарь лезгинских личных имен. ИПЦ, ДГУ, Махачкала, 2004 год.
  22. К.И. Выход на магистраль.-Махачкала, 1976.
  23. К.И. От песен ашугов к романам//Дон.-1972. — № 11/С/174−179.
  24. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. -Махачкала, 1992.
  25. А. Творчество А.Фатахова. ДКИ, Махачкала, 1956., С.15−16.
  26. К. На крыляьх Симурга. -„Лезги назет“.1998, 19 февраля, /на лезг. яз./
  27. К. Лезги зарияр (Лезгинские поэты) — Махачкала, 2001 год. На лезг. яз.
  28. К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.
  29. Акимов К. Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.- Махачкала, 199.
  30. С. Дорога в современность. -Махачкала, 1977.
  31. Г. Асари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане.-Махачкала, 1994.
  32. Аминов М.-З. Дагестанское стихосложение. Автореферат. Канд.дисс.-Махачкала, 1975.
  33. Аминов М.-З. Тенденции развития дагестанского стихосложения.-Махачкала, Дагкнигоиздат, 1974 год.
  34. Ин. Книги отражений.-М.: наука, 1979.
  35. Античные риторики.-М.: Изд-во МГУ, 1978.
  36. Антология азербайджанской поэзии. М.:1939.,-С.91.
  37. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика.-М.: Наука, 1974.
  38. Л. Находит себя и человечество// Поэзия народов СССР XIX- нач. XX вв.- М.: БВЛ, 1977.
  39. Н.Д. Логические теории и значения//Принципы и методы семантических исследований.- М.: Наука, 1976.
  40. A.A. Героико-исторические песни аварцев.- Махачка-ла, 1968.
  41. A.A. Исторические песни народов Дагестана и северного Кавказа. -М.: Наука, 1981.
  42. С.Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
  43. М. Бязи шиирар к1елайла. (Читая некоторые стихотворения) // Лезги газет. 1999, — 1 июля.
  44. Ш. Французская стилистика. -М.: Изд-во иностр. Лит., 1961.
  45. М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. -М., 1986.
  46. В.Г. Собр. Соч.: в 9-ти томах. -М.: Изд-во „Худож. Литра“, 1978.
  47. А. Мысль и язык. -М.: Мусагет, 1919.
  48. Ю. О комическом. -М.: Искусство, 1957.
  49. И.С. Проблемы востоковедения. -М.: Наука, 1974.
  50. О.М. Звуковые повторы// Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. -Пг.: Опояз, 1919. -Вып. 1−2. -С.61−83.
  51. В. Избр. Соч.: В 2-х т. -М.: Гослитиздат, 1955.
  52. В. Основы стиховедения. -М., 1924.
  53. A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  54. А.Н. Историческая поэтика. -М.: Высшая школа, 1989.
  55. В.В. О теории художественной речи. — М.: Высшая школа, 1971.
  56. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.
  57. А. Расцвет. М.: Советская россия, 1973.-С.10.
  58. е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., Изд-во МГУ, 1976.
  59. Л.С. Психология искусства. -М., 1986.
  60. П. Новаторство. Традиции. Мастерство. -Л.: Сов. Писатель, 1973.
  61. ШР. Рецензия на книгу „Алмазная россыпь“, альманах „Дружба“, на лезг. яз.,-№ 1, -С. 128−130.
  62. Р. Поэтический мир Етима Эмина. Издательство „Юпитер“. Махачкала, 2001 год.
  63. Р. Два крыла. Традиции и новаторство лезгинской поэзии XV-второй половины XX века. Махачкала, 2002 год.
  64. М.Р., Кельбеханов P.M. Лирика И.Гусейнова. Мах-ла, 2004.
  65. Э. Лезгинский театр, РИП Министерства информации и печати РД, Махачкала, 1994, -С. 17.
  66. Семиотика и искусствометрия. — М.: Мир, 1972.
  67. Писатели Советского Дагестана, дагкнигоиздат, Махачкала, 1980.
  68. Республикадин газет „Социализмдин пайдах“ /Республиканская газета знамя социализма» на лезг. яз./-№ 45, 1949.
  69. Республиканская газета «Дагестанская правда» /на лезг.яз./-№ 116,1956.
  70. Республиканская газета «Комсомолец Дагестана», 17 октябрь, 1956. Рецензия. Авт. Алем А.
  71. В. Писатель и народная поэзия. -М., «Сов. пис.», 1980.
  72. Словарь арабских и персидских лексических заимствований в лезгинском языке /Сост. С. М. Забитов, И. И. Эфендиев. -Махачкала, 2001.
  73. Словарь ориентализмов лезгинского языка./Лезги чТалан ориента-лизмайрин словарь/. ДГПУ, Махачкала, 2001.
  74. B.C. Избранное. -М.: Сов. Россия, 1998.
  75. Способность к диалогу. Ч. 1−2, — М.: наследие, 1993.
  76. Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики филосифии, искусства. -Л.: Наука, 1985.
  77. Стилистика художественной речи//Межвузовский тематический сборник. -Калинин, 1982.
  78. К. Поэты Дагестана. Критико-биографические очерки. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.
  79. Султанов Казбек. По законам художественности. Махачкала, 1979.
  80. З.К. Поэтика слова. -Петразовдск, 1983.
  81. Г. Б. Современная лезгинская поэзия. Мах-ла, ДКИД987.
  82. Л.И. Слово в стихе. -М.: Сов. писатель, 1982.
  83. . Стих и язык. -М.: Л., 1931.
  84. Ю. Ода как ораторский жанр//Поэтика. -JL: Академия, 1927.
  85. Ю. Проблема стихотворного языка. -М.: Сов. писатель, 1965.
  86. .А. Поэтика композиции. -М.: Искусство, 1970.
  87. П. Рецензия «Зи пенжерда лампа эциг» /Ставь светильник на моем окне/ на лезг.яз., журнал «Самур» -№ 3,1991.
  88. А.И. Образная речь. -Новосибирск: Наука, 1985.
  89. В.А. Фонетическая выразительность стихотворной речи// Рус. Реч.-1984. -№ 3.-С.39−45.
  90. С. Современная дагестанская поэзия. -Махачкала: Да-гучпедгиз, 1997.
  91. С.М. наследие и открытия. -Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1983.
  92. С.М. Поэзия высокого накала.-Махачкала: Дагкниго-издат, 1990.
  93. B.C. Основы стиховедения. -JI., 1972.
  94. B.C. Русская и польская силлабика и силлаботоника //Теория стиха.-М., 1968.
  95. Г. В. Метр и ритм в поэзии. -Руставели и вопросы сравнительной версификации//Контекст 1973.-М.Д973.
  96. В.Т. Звуковой повтор — поиск смысла (Заметки о стихотворной гармонии)// Семиотика и информатика.- М.: ВИНИТИ, 1976.-Вып.7.-С.128−153.
  97. Г. Техника стиха.-М.:Гослитиздат, 1960.
  98. А. Избранные произвелдения. -М.: Просвещение, 1992.
  99. Эйхенбаум Б. О поэзии.-Л.: Сов. писатель, 1969.
  100. Я.Е. Вопросы теории сатиры. -М: Сов. писатель, 1957.
  101. Р. Механика смешного // Искусство кино.-1964. -№ 1.
  102. Р.О. Поэзия грамматики и граматика поэзии//Семиотика. -М.: Радуга, 1983.
  103. Якобсон. Работы о поэтике. -М., 1987.
Заполнить форму текущей работой