Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: процесс развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка будет эффективным, если: разработана и реализована в опытной работе функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов университета в процессе языковой подготовкииспользуется комплекс методов активного обучения студентов основам творческого мышления… Читать ещё >

Содержание

  • у
  • Глава I. Теоретические основы и практические предпосылки развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка
    • 1. 1. Ретроспективный анализ состояния проблемы развития творческого мышления студентов в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Содержательные характеристики творческого мышления студентов и диагностика их развития на занятиях иностранного языка
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий и модель развития творческого мышления студентов университета
  • Выводы по теоретической главе исследования
  • Глава II. Апробация комплекса педагогических условий развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы организации экспериментальной работы по развитию творческого мышления студентов университета
    • 2. 2. Методика развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка
    • 2. 3. Оценка, анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по опытно-экспериментальной главе исследования
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и тема исследования. Система высшего образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди активнее приобщаются к ценностям культуры, интенсивно расширяя круг общения. Этому способствует особый уклад жизни высшей школы, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и самостоятельного добывания знаний. Однако говорить о высокой результативности социально-профессиональной работы по развитию творческого мышления преждевременно. В этой области имеется ряд проблем — в условиях перехода от плановой экономики к рыночной возникла необходимость формирования нового мировоззрения, предполагающего высокий уровень сознания и культуры людей. В этих условиях системообразующим фактором решения данной проблемы является, несомненно, воспитание среди молодежи высококвалифицированных специалистов нового типа, готовых к правильному, синтезированному решению сложных проблем. В этой связи, высшее образование в нашей стране должно носить опережающий характер, формировать неискаженное представление о творческом мышлении и общечеловеческой этике, а также развивать у обучающихся целостное представление о системе рыночных и социальных отношений.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме подготовки специалистов с высшим образованием, ряд вопросов является недостаточно освященным и требует более глубокого и детального изучения, а также, теоретического обоснования.

Одним из таких вопросов является развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Это весьма сложная и многоплановая проблема.

Как отмечают многие ученые (14- 48- 55- 92- 144- 161), перед учебными заведениями сейчас ставятся принципиально новые задачи, направленные на развитие у студентов творческого мышления, творческой активности и самостоятельности. В учреждениях высшего профессионального образования в подготовке специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или созданных способов деятельности.

Учебный предмет «Иностранный язык» является обязательным для изучения в любом высшем учебном заведении. Изучение иностранного языка в университете способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также развивает у студентов творческое мышление. В своей будущей профессиональной деятельности студенты столкнутся с необходимостью разрешать проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода. Эффективное решение таких проблем будет невозможным без определенного опыта творческой деятельности.

Базовыми в понимании творчества являются идеи Э. де Боно, В. Н. Дружинина, Ю. Н. Кулюткина, А .Я. Найна, В. Ф. Сорокина, В. Т. Шулина, А. Т. Шумилина, М. Г. Ярошевского и других ученых.

Целый ряд современных психологов и педагогов (39- 45- 74) справедливо утверждают, что проблема творческого мышления является одной из наименее разработанных областей современного психолого-педагогического знания. На данный момент имеются различные исследования лишь наиболее общих закономерностей творческого мышления педагогов, либо каких-то частных аспектов.

Творчество и творческое мышление уже с начала XX века исследовалось в работах Э. де Боно, Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса, Д. Садкер, М. Эпила, где были раскрыты теоретические подходы к проблеме развития творческого мышления и предложены пути и условия ее решения. В отечественной педагогике по проблеме творческого мышления работали Д. Б. Богоявленский, В. А. Беликов, В. Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, А .Я. Пономарев и ряд других ученых. В изысканиях Б. Г. Ананьева, А. Н. Леоньтева, Б. Ф. Ломова, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, И. В. Симонова, Б. Н. Теплова, М.Г. Яро-шевского и др. было дано широкое понимание природы творческой деятельности, созданы научные основания для понимания такой специфической области, как профессиональное творчество.

Такие ученые как Дж. Брунер, A.B. Брушлинский, Дж. Дьюи, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и другие доказывают, что проблемное обучение способствует развитию творческого мышления студентов. Процесс учения в условиях проблемного обучения близок к естественному процессу мышления и требует от обучаемых высокой умственной активности, формирует и развивает у них способность к самостоятельной творческой деятельности.

Анализ литературных источников, а также наш опыт преподавательской деятельности показал, что для реализации принципов проблемного обучения на занятиях иностранного языка лучше всего подходит применение метода проектов. Работы отечественных и зарубежных ученых (Е.М. Борисова, И. Я. Зимняя, В. П. Кузовлев, Е. С. По лат, Е. В. Романов, Т. Е. Сахарова, а также Т. Говард, Д. Девей, Дж. К. Джонс, В. Килпатрик, Т. Хатчисон и др.) показывают, что в ходе проектной деятельности студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач и применять усвоенные ими способы работы над проектом.

В зарубежной психологии анализ процесса развития творческого мышления был принят в работах В. Вундта, Э. Гросса, Г. Жиру, А. Монтасью, Т. Липпса, Г. Т. Фехнера, И. Фолькельта и др. Особое внимание они уделяли воздействию творчества на профессиональную деятельность.

Отметим, что в процессе развития творческого мышления обучающихся есть необходимость осмысления синтеза сознательного и бессознательного, которое подтверждается психологическими и психофизиологическими особенностями человека. Современные исследования в области психологии и физиологии подтверждают свидетельства существования «двух фундаментальных и принципиально различных» стратегий мышления. Эти стратегии обусловлены разными способами, которыми воспринимается и перерабатывается информация в левом и правом полушарии мозга. Различие заключается в организации связи между элементами информации, поступающей в словах или образах, исходя из чего, говорят о функциональной межполушарной асимметрии субъекта. Способностью к чувственному, творческому, образному развитию человек обязан возможностям правого полушария. Способностью к рациональному, логическому развитию — возможностям левого. В решении, человеком, каких-либо задач одинаково включаются логические схемы и образные процессы. В зависимости от конкретного вида деятельности образные процессы могут играть ведущую роль или фиксировать результаты логической обработки информации (164, с.117).

Проведенный теоретический анализ показал, что, несмотря на столь активный интерес со стороны ученых к рассматриваемой проблеме, вопрос развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка исследован недостаточно.

Таким образом, анализ состояния педагогической науки в исследуемой области позволил выявить противоречия между:

1) потребностью общества в развитии творческого мышления студентов университета и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике высшего профессионального образования, в частности в условиях языковой подготовки;

2) объективной потребностью общества в рефлексивной, критически мыслящей личности и качеством образования выпускников, большинство из которых не умеют творчески мыслить.

Проблема исследования — каковы педагогические условия повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка?

Социальная значимость и педагогическая актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность, а также потребность в разрешении выявленных противоречий определили выбор темы исследования «Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить функционально-содержательную модель развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. I.

Объект исследования: образовательный процесс студентов университета.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка.

Гипотеза исследования: эффективность процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка повысится при реализации функционально-содержательной модели, включающей целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты и комплекс педагогических условий:

— актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов университета в развитии творческого мышления на занятиях иностранного языка;

— освоение студентами алгоритма решения творческих задач в контексте проблемного обучения на занятиях иностранного языка, на основе метода проектов;

— развитие рефлексивной позиции студентов университета в процессе обучения иностранному языку;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

1. Изучить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике высшего профессионального образования, выделить понятийный аппарат исследования.

2. Выделить взаимосвязанные функциональные и содержательные компоненты процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка.

3.Выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка.

4. Разработать методику реализации педагогических условий развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка.

Методологическую основу исследования составили:

— теория и методика профессионального образования (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, B.C. Безрукова, И. Ф. Исаев, Е. А. Климов, А. Т. Ростунов, А. Н. Сергеев, В. А. Сластенин и др.);

— теория индивидуальности (A.C. Белкин, М. П. Громкова, Ю. М. Орлов, Н. Г. Осухова и др.);

— теоретические основы решения проблемы творчества (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Б. Ф. Сорокин, Е. Л. Торренс, А. Т. Шумилин, М. Г. Ярошевский и др.);

— психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.);

— рефлексивная подход (Г.Г. Гранатов, В. П. Сластенин, Н. Я. Сайгушев, A.A. Найн);

— современные концепции обучения иностранному языку (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, A.A. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.);

— теория проблемного обучения (Дж. Брунер, A.B. Брушлинский, Дж. Дьюи, Т. В. Кудрявцев, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Ма-тюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, Я. А. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн и др.);

— технология проектного обучения (Е.М. Борисова, Т. Говард, Д. Девей, Дж.К. Джонс, И. А. Зимняя, В. Килпатрик, В. П. Кузовлев, Е. С. Полат, Т. Е. Сахарова, Т. Хатчинсон и др.);

— задачный подход в решении проблем развития творческих способностей личности (Г.Д. Бухарова, В. П. Ушачев, Е.В. Романов);

— личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Е. В. Бондаревская, Е. С. Полат, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теоретические основы моделирования (Н.П. Бусленко, В. В. Давыдов, A.A. Леонов, Я. Г. Неуймин, Э. П. Семенюк, Г. К. Селевко, В. А. Штофф и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет лингвистики и перевода ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры». В исследовании приняло участие 272 студента университета в возрасте 17−19 лет. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2010 год.

На первом поисково-констатирующем этапе (2006;2007 г. г.) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в философской, психолого-педагогической, методической литературе. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу. В эти же сроки был разработан диагностический аппарат исследования, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала, проведен констатирующий эксперимент, определен комплекс педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка и частично разработана методика его реализации. На данном этапе использовались следующие основные методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент), методы математической статистики.

Второй формирующий этап (2007;2008 г. г.) был посвящен уточнению и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка и методике его реализациина данном этапе разрабатывалась и реализовывалась функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языкаанализировался ход и результаты формирующего эксперимента. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация), эмпирические (тестирование, моделирование, наблюдение, экспертная оценка, статистическая обработка данных, тренинг обучающих), методы математической статистики.

На третьем заключительно-корректирующем этапе (2008 — 2010 г. г.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам диссертационного исследования было подготовлено и внедрено в практику научно-методическое пособие «Развитие творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка». Методы, используемые на данном этапе: теоретические (обобщение и систематизация материала), методы математической статистики, компьютерной обработки результатов эксперимента и наглядного их представления. Научная новизна исследования.

1. Спроектирована, теоретически обоснована и экспериментально и проверена функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, включающая в себя комплекс педагогических условий.

2. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка:

— актуализацию потребностно-мотивационной сферы студентов университета в развитии творческого мышления на занятиях иностранного языка;

— освоение студентами алгоритма решения творческих задач в контексте проблемного обучения на занятиях иностранного языка, на основе метода проектов;

— развитие рефлексивной позиции студентов университета в процессе обучения иностранному языку.

3. Разработана методика реализации комплекса педагогических условий развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, благодаря:

• уточнению содержания понятия «творческое мышление студентов университета на занятиях иностранного языка», особенностями которого является гибкость, оригинальность, разработанность и интеллектуальна инициатива;

• разработке функционально-содержательной модели развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка;

• теоретическому обоснованию педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления обучающихся.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что внедрение разработанного методического обеспечения и научно-методического пособия по реализации в практике образовательного процесса университета функционально-содержательной модели, включающие в себя выявленный комплекс педагогических условий, способствуют эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Нами обоснован диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка.

Результаты изыскания могут быть использованы при организации процесса развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка в высших образовательных учреждениях любого профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

Уточненное содержание понятия «творческое мышление студентов университета на занятиях иностранного языка» — вид мышления, проявляющийся как интегративное качество личности, характеризующийся ценностным отношением студента к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логических операций и эвристических приемов для решения самостоятельно обнаруженных образовательных проблем в процессе изучения иностранного языка.

2. Функционально-содержательная модель, включающая в себя принципы развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка, содержательные характеристики творческого мышления, педагогические условия, процессуальные компоненты и уровни сформированности творческого мышления обучающихся.

3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, включает:

— актуализацию потребностно-мотивационной сферы студентов университета в развитии творческого мышления на занятиях иностранного языка;

— освоение студентами алгоритма решения творческих задач в контексте проблемного обучения на занятиях иностранного языка, на основе метода проектов;

— развитие рефлексивной позиции студентов университета в процессе обучения иностранному языку.

4. Методика реализации комплекса педагогических условий включает методы работы с материалом, формирования умений конспектирования, планирования, тезисирования, систематизации, обобщения, анализа по признакам сходства и различия, классификации.

Личный вклад автора состоит: в выявлении и теоретическом обосновании комплекса педагогических условий повышения эффективности процесса развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языкав проектировании, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке функционально-содержательной модели развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, включающей в себя комплекс педагогических условийво внедрении результатов исследования в педагогическую практику высшего образованияв анализе и обсуждении перспектив исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются четким определением исходных методологических предпосылок, опорой на положения современных педагогических теорийиспользованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов экспериментального исследования, репрезентативностью выборок, обработкой экспериментальных данных с помощью вычислительной техники, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику работы факультета лингвистики и перевода ГОУ ВПО «Магнитогорского государственного университета» (МаГУ).

Апробация результатов и внедрение результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям: 1) обсуждение на научно-методических конференциях «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития» (Челябинск, 2006 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления личности в современном мире» (Магнитогорск, 2007 г.) — «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в университете» (Челябинск, 2008 г.) — в ходе обсуждения опытно-экспериментальной работы на XVII региональной научно-методической конференции «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (Челябинск, 2007 г.) — обсуждение на региональной интерактивной конференции «Гуманизация образования в России» (Магнитогорск, 2008 г.) — 2) составлением, апробацией и внедрением научно-методических рекомендаций по проблеме развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка" (Магнитогорск, 2009).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 10 работах, общим объемом, около 10,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 206 источников, из которых 9 на иностранном языке, 4 таблиц, 6 схем, 2 приложений. Общий объем работы — 174 страницы.

Результаты исследования имеют конкретную практическую значимость, поскольку могут быть применены в практике работы преподавателей иностранных языков с целью усовершенствования учебно-воспитательного процесса в свете изучаемой проблемы. Материалы исследования используются при диагностике развития творческого мышления студентов вуза на занятиях иностранного языка.

Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось на факультетах иностранного языка, историческом, на факультете социальной работы со студентами дневной и вечерней форм обучения Магнитогорского государственного университета и факультетах Уральского государственного университета физической культуры.

Проведенная опытно-экспериментальная работа со студентами обеспечила оптимальный уровень их подготовленности к развитию творческого мышления на занятиях иностранного языка. Об этом свидетельствует результаты исследования, отзывы руководителей педагогической практики, а также утверждения самих студентов.

Обобщая результаты проведенного изыскания, сделаем следующие выводы:

• актуальность изыскания заключается в том, что на сегодняшний день, все еще не в полной мере используются сложившиеся формы и методы учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе, развивающие творческое мышление студентов на занятиях иностранного языка, так как в качестве главного результата обучения подразумеваются знания, а не личность, способная создавать оригинальные ценности, постоянно учиться в деятельности самостоятельно, в то время как существует острая потребность в такой подготовке;

• опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной теоретической функционально-содержательной модели развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, а также ряд педагогических условий ее реализации;

• проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: процесс развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка будет эффективным, если: разработана и реализована в опытной работе функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов университета в процессе языковой подготовкииспользуется комплекс методов активного обучения студентов основам творческого мышления на занятиях иностранного языкаразработаны критерии и показатели, позволяющие выявить уровни сформированности творческого мышления студентов университета на занятиях по иностранному языкурезультаты экспериментальной проверки подтвердили тезис о том, что внедрение в практику высшей педагогической школы функционально-содержательной модели развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка и соблюдение педагогических условий ее реализации обеспечивает оптимальный уровень их подготовленности.

Цель исследования в целом достигнута, что стало возможным благодаря решению рада задач, поставленном на начальном этапе изыскания. Данная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее изыскание может быть посвящено исследованию недостаточно разработанных аспектов проблемы.

Разработанная в исследовании содержательно-функциональная модель развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка представляет собой целостную систему, содержащую компоненты (цель, содержание, методы, формы, результат) и критериально-оценочную систему (критерии, уровневые показатели, оценка) исследуемого процесса. Реализация функционально-содержательной модели позволяет повысить эффективность развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка за счет того, что она: дает возможность успешно технологизировать процесс развития творческого мышления студентов на основе принципов дополнительности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, рефлексииобеспечивает целостность, развертывает процесс развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка во времени.

Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении проблемы теории и практики вузовского образования: изучение форм и способов проецирования на образовательный процесс принципов творческого мышленияпоиск других условий эффективного развития творческого мышления студентовизучение проблемы развития творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка за пределами учебного процессаизучение взаимосвязи творческого мышления и культуры педагогического деятельности. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению.

Заключение

.

Актуальность исследования проблемы развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка обусловлена потребностью общества в творчески мыслящих специалистахнедостатком педагогических исследований по проблемеотсутствием практических рекомендаций для развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. В работе обосновано, что творческое мышление студента — это вид мышления, проявляющийся как интегративное качество личности, характеризующийся ценностным отношением субъекта к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логичных операций и эвристических приемов для решения обнаруженных проблем.

Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращенность к данной проблеме обусловлена тем, что сейчас перед учебными заведениями ставятся принципиально новые задачи, направленные на формирование и развитие у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. В учреждениях профессионального образования в подготовке специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или созданных способах деятельности.

Развитие творческого мышления человека осуществляется в процессе его целенаправленной деятельности. Без этого невозможно ни глубокое усвоение научных знаний, ни выработка умения самостоятельно использовать их на практике. Сами по себе знания не служат достаточным основанием для включения молодого человека в самостоятельную жизнь. Знание должно быть «подкреплено» способностью к сознательному социальному творчеству.

Образование должно сформировать личность, способную к социальной жизни.

В педагогической практике существует ряд объективных трудностей, возникающих в процессе развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Одной из них является факт того, что большинство педагогов не готово вести работу по развитию творческого мышления. Помимо того, экономические реалии современной общественной жизни таковы, что они создают воспитательную среду, формирующую основы мировоззрения, далекие от общечеловеческих ценностей, создающие отчуждение педагога и воспитанника, вследствие чего структура и содержание учебного процесса становится неэффективной.

Анализ психолого-педагогической, методологической и философской литературы, а также исследование состояния разработанности проблемы в реальной практике вуза показали, что ряд вопросов еще требует теоретического осмысления и практической реализации. Система высшего профессионально-педагогического образования нуждается в методиках и технологиях совершенствования учебно-воспитательного процесса, нацеленных на развитие у студента потребности и возможности выйти за грани изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие, самообразование на протяжении всей жизни.

Данное диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и опытно-экспериментальной апробации модели развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка, а также ряда педагогических условий, реализация которых повышает эффективность этого процесса. Исходными теоретическим положением в нашем исследовании стал анализ понятий «творчество», «мышление», «творческое мышление», «развитие» и через них выход на авторское трактование понятия «развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка».

Развитие творческого мышления (на занятиях иностранного языка) — это сознательная, целенаправленная, активная, последовательная организация учебного процесса. Такое понимание основополагающего понятия диссертационного исследования определило общие подходы к разработке комплекса педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка, и позволило смоделировать данный образовательный процесс.

Разработанная авторская функционально-содержательная модель состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных содержательных характеристик целеполагания (включает цели, задачи) — организации (включает содержание, методы, педагогические условия) — оценивания (включает выделенные критерии и уровни, ориентированные на определенные конечные результат — развитие творческого мышления студентов на занятиях иностранного языка.

• Спроектирована функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Модель отражает цели и задачи подготовки, методы и содержание обучения, комплекс педагогических условий, способствующих эффективной ее реализации, включены критерии эффективности и предполагаемые результаты.

• В исследовании проанализированы теоретические подходы к понятию «мышление», «творчество», «творческое мышление студентов университета на занятиях иностранного языка» в трудах отечественных и зарубежных ученых. Изучено состояние проблемы в практике образования.

• Разработана и апробирована методика реализации функционально-содержательной модели развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка. Проведена обработка, анализ и оценка полученных качественных и количественных экспериментальных результатов.

Разработано научно-методическое пособие «Развитие творческого мышления студентов вуза на занятиях иностранного языка», позволяющее внедрить методику развития творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка в образовательный процесс вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. Когнитивная психология / К.А. Абульханова-Славская // Материалы советско-финансового симпозиума. — М.: Наука, 1986. С. 98 — 130.
  2. Альманах психологических текстов. — М.: КСП, 1996. 386 с.
  3. А.Ю. Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся предметам гуманитарного цикла : Автореф. дис. .канд. пед. наук / А. Ю. Акмалов. Челябинск: ЧелгУ, 1995.-20 с.
  4. Н.Б., Юдин Э. Ф. О психологических методах изучения творчества в современной психологии / Н. Б. Алексеев, Э. Ф. Юдин. — М.: Наука, 1971.-С. 151 -203.
  5. Г. С., Верткин И. М. как стать гением : жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. — Минск: Беларусь, 1994. 499 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: издательство казанского университета, 1996. 552 с.
  7. О.С. Методология: функция, сущность, становление / О. С. Анисимова. М: Фирма «ЛМА», 1996. — 380 с.
  8. В.В. Развитие памяти и интеллекта / В. В. Аткинсон. СПб, 1994.- 173с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: педагогика, 1982. -318 с.
  10. Ю.Байкин Ф. Ф. Культура общения структурный элемент духовного мира личности / Ф. Ф. Байкин, Н. М. Ануфриева // проблемы философии. — 1986. -Вып. 68. — С. 48−54.
  11. П.Бейли А. От интеллекта к интуиции /А. Бейли. Новосибирск: Сагуна, 1994.-224 с.
  12. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности : монография / В. А. Беликов. Челябинск.: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.1
  13. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин // курс лекций. М.: НПО «МОДЕК». 1996. — 318 с.
  14. И.Бенин В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дисс.. д-ра пед. наук. / В. Л. Бенин — Екатеринбург: УрГППУ, 1996ю 274 с.
  15. H.A. Смысл творчества. Философские своды / H.A. Бердяев. — М.: Правда, 1989.-607 с.
  16. К.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / К. В. Беспалов // Педагогика. 2003. -№ 4. — С.41−46.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: педагогика, 1989. -192 с.
  18. B.C. Мышление и творчество. Введение в логику мысленного диалога / B.C. Бетлер. М.: Просвещение, 1924. — 304 с.
  19. Бим И. Л. Иностранный язык: Временный государственный стандарт общего среднего образования / И. Л. Бим. М.: Б.И., 1993. -54с.
  20. П.П. Педагогика / П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1924. — 304 с.
  21. Д.Б. Психология усвоения знаний учащихся в школе / Д. Б. Богоявленская, H.A. Менчинская. М.: АПИ РСФСР, 1959. -347 с.
  22. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 2003. № 1. — С. 17−24.
  23. Э. Развитие мышления / Э. Боно. Минск: Попурри, 1997. -125 с.
  24. Э. Рождение новой идеи : о нешаблонном мышлении / Э. Боно. -М.: Высшая школа, 1968. -104 с.
  25. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей : Дис.. канд. пед. наук. / С. Б. Борисенко // -Ворошиловград: ВГПИ, 1988. 234 с.
  26. A.A. Знание и общение / A.A. Брудный, Э.Д. ХЦукуров, М. Токоев // Филосовские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976.-С. 135−151 с.
  27. Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Пргресс, 1977. -с. 132−148.
  28. A.B. Культурно-историческая теория мышления / A.B. Брушлинский. -М.: Высшая школа, 1968. 104 с.
  29. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. М.: Воронеж, НПО «МОДЖ», 1996.
  30. В.А. Алгоритмы педагогического творчества : книга для учителей / В. А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. -96 с.
  31. H.JI. Развитие творческого воображения / H. JL Вадченко, Н. В. Хаткина // энциклопедия для подростков. Донецк: Столлер, 1996.-С. 106−122.
  32. К.Я. Модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ИПМ МО РФ, 1994. — 268с.
  33. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт / К. Я. Вазина. — Челябинск: ГУПТО, 1997. 242 с.
  34. JI.A. Педагогика способностей / JI.A. Венгер. М.: Прогресс, 1973.
  35. Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, Е. Т. Костомаров. -М.: Рус. яз., 1990.-246 с.
  36. М. Психология продуктивного мышления / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  37. Виноградов, А Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания:
  38. Автореф. дис.. кандидата пед. наук / А. Г. Виноградов. Киев: Киевский университет, 1990. — 25 с.
  39. Внедрение достижений педагогики в работу школы. М.: Педагогика, 1981.
  40. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. -474 с.
  41. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Ин-яз. -М., 1993. -С.5−6.
  42. С.Н. Физиология человека: путь эволюции / С. Н. Вутин // Монография. М.: Витязь, 2003. — 346 с.
  43. И.Г., Зубарев Ю. А., Шамардин А. И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физической культуры. 1998. № 4.
  44. Гез H.H. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / H.H. Гез // Иностранные языки в школе. 1985. — № 2. — С. 23−25.
  45. И.Г. Научное исследование / И. Г. Герасимов. М.: Наука, 1972.-346с.
  46. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: МГСИ: Флинта, 1998. — 432 с.
  47. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России / В. Н Гончаров, В. Н. Филиппов. -Барнаул: БГПУ, 1994. 376 с.
  48. В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности / В.Г. // Педагогика. 2003. — 2003. — №. — С. 10−14.
  49. А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно ориентированной системы 6 БГПУ. 1997.-44 с.
  50. Г. Г. Понятие дополнительности в психологии и педагогике мышления / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск.: МГПИ, 1994. -34 с.
  51. B.C. К вопросу о понятийно-терминологическом аппарате / B.C. Грибов // Сов. педагогика. 1983. -№ 3. С.14−19.
  52. Э.А. Теория и практика профессионально-коммуникативной подготовки учителя / Э. А. Гришин. М.: МГПИ, 1979. -98 с.
  53. JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. -1991. -№:6.
  54. Р.Г. Социально-педагогические исследования и современность / Р. Г. Гурова // Сов. педагогика. 1989. № 2. — С. 79−80.
  55. В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. — 1991.-№ 6.
  56. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. — 2003. № 4. — С. 2126.
  57. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры 1997 № 2 — С. 2−4.
  58. Ф.М. Собрание сочинений / Ф. М. Достоевский. В 30 т. -М.: Наука, 1985. 28 т. -552с.
  59. К. Психология продуктивного(творческого) мышления / К. Дункер. -М.: Прогресс, 1965. 630 с.
  60. Н.П. Психология общения / Н. П. Ерастов. Ярославль: Ярославский университет, 1979. -93 с.
  61. Е.П. Развитие межкультурной компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка общению : дис.. канд. пед. наук / Е. П. Желтова. Магнитогорск, 2006. -211 с.
  62. A.B. Сознание и мышление / A.B. Иванов. М.: МГУ, 1994. -130 с.
  63. Т.Н. Формулы творчества, или как научиться изобретать / Т. Н. Иванова. — М.: Просвящение, 1994ю 208 с.
  64. К. Педагогическая диагнстика : Пер. с нем. / К. Ингенкамп. -М.: педагогика, 1991. -240 с.
  65. Инновационное обучение: Стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г./Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -203с.
  66. Кабанова-Миллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение /E.H. Кабанова-Миллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  67. З.И. Продуктивное мышление как основа обучения / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  68. П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптеров. М.: Просвящение, 1905.
  69. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе : Дис. .канн. пед. наук. / Р. Б. Карамуратова. — Алма-Ата: АГПИ, 1984. -213 с.
  70. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей / Д. Карнеги.-М.: Книга. 1996. -546 с.
  71. И.П. Внедрение педагогических рекомендаций в прктику как управляемый процесс /И.П. Карташев // Внедрение достижений в практику школы. -М.:Педагогика, 1981.
  72. .М. Творческий процесс и ступени познания / Б. М. Кедров, Н. Л. Гиндикис // Природа. 1981. -№ 7 — С. 14−22.
  73. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам /Г.А. Китайгородская. М.: МГУ, 1986. -175с.
  74. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день / Н. И. Козлов. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. -336 с.
  75. Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества / Ю. А. Козырева. Пемза: Издательство Пенз. гос. Университета, 1994. -339 с.
  76. A.B. Игровойметод в обучении иностранному языку / A.B. Конышева. — СПб.: KAPO, МН.: Издательство «четыре четверти», 2006.- 192 с.
  77. В.В. Моделирование в педагогическом процессе / В. В. Краевский // введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвящение, 1988. — 120с.
  78. В.В. Теоретические основы профессионального становления молодого педагога / В. В, Краевский. Самара: СГПУ, 1996.-167с., С. 81.
  79. B.B. Методологическая рефлексия / B.B. Краевский // Сов. педагогика, 1989. № 2. — С.72−79.
  80. С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» / С. С. Кужель // Educational Technology & Society. 2002. № 5.87.
  81. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  82. K.M. Культура педагогического общения / K.M. Левитан. -Иркутск: изд-во Иркутск, ун-та, 1985. — 102 с.
  83. И .Я. Проблемы принципов обучения / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1980. -№ 12. -С. 42−46.
  84. A.B., Собянин Ф. И., Куликов А. Ф. Ценности профессионального образования / A.B. Лотоненко, Ф. И. Собянин, А. Ф. Куликов // Теория и практика физической культуры 2004. № 6. -С. 2−6.
  85. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 1. — С. 11−17.
  86. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. — С. 92−99.
  87. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. М.: Терра-Спорт, 2004. -192 с.
  88. A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. -168 с.
  89. Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка : Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- 9-е изд., стер. Минск.: Высш.шк., 2004. — 522с.
  90. М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 386 с.
  91. Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях ее модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград: Перемена, 2003. — 311 с.
  92. Методология и технология комплексного специально-педагогического проектирования. Тюмень: ТГУ, 1997. — 168 с.
  93. Методология педагогики. Ч. II. /Под ред. В. О. Кутьева. М.: педагогика, 1998.
  94. Р.П. Ориентировочные задачи на уроке иностранного языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе, 1988. № 6. — С. 12−17.
  95. Михальченко • Г. Ф. Формирование эмпатии у студентов ориентирующихся на педагогическую профессию: Дис.. канд. пед. наук / Г. Ф. Михальченко. Казань: НИИ ПТП АПН. 1997. -278с.
  96. В.А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. Киев: Знание УССР, 1978. — 47с.
  97. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
  98. А.Я. Культура делового общения / А. Я. Найн //Челябинск: Версия, 1997. -356 с.
  99. А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнения на активизацию познавательной деятельности студентов / А. Я. Найн // Теор. и практ. физ. культ., 1994. -№ 3−4. С. 17−20.
  100. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовки кадров в условиях рыночных отношений: Учебное пособие / А. Я. Найн // Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 202с.
  101. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением инновационного типа / А. Я. Найн // Монография. — Ижевск: ПО «Книга», 2000. 356 с.
  102. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А. Я. Найн // Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 2000.- 187 с.
  103. А.Я., Найн A.A. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа / А. Я. Найн, A.A. Найн. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 151 с.
  104. А.Я., Найн A.A. Психолого-педагогические инновации в опытно-экспериментальной работе / А. Я. Найн, A.A. Найн // Методическая разработка. М.: Центр развития личности РАО, 1997. -43с.
  105. А.Я., Уметбаев З. М. Педагогический эксперимент: методика и его организация / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев // Учебное пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. 127 с.
  106. А.Я., Уметбаев З. М. Профессиональная жизнедеятельность педагога: выбор стратегии / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев // Учебное пособие для студентов университета, Магнитогорск: Из-во Магнит, гос. Ун-та, 2000.-235 с.
  107. А.Я., Уметбаев З. М. Современный словарь -справочник молодого исследователя /А.Я. Найн, З. М. Уметбаев. Челябинск-Магнитогорск: УГУФК- МаГУ, 2007. 116с., с. 83.
  108. JI.H. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Насифулина. Казань: НИИ ПТО АПН, 1994. — 231 с.
  109. P.C. Социально-психологическое обеспечение и возможности метода интенсивного обучения языку / P.C. Немов // Активизация учебной деятельности. — Москва, 1982. -176 с.
  110. P.A. Активизация учебной деятельности учащихся / P.A. Низамов. Казань: Татар, книг, из-во, 1989. — 62 с.
  111. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика, 1998. № 4. — С. 3−8.
  112. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И. И. Нурминский, Н. К. Гладышева. М: Педагогика, 1991. -224 с.
  113. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях модернизации образования / П. И. Образцов // Педагогика. 2003. -№ 5. — С. 27 -32.
  114. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М. :МГУ, 1987. — 301 с.
  115. С.И. Словарь Русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 2005. -937с.
  116. A.M. Роль коммуникативной культуры в процессе социальной адаптации (к постановке проблемы) / A.M. Осипов // Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора: межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПУ, 2006. — 150 с.
  117. C.B. Информационные и коммуникативные технологии в личностно ориентированном обучении / C.B. Панюкова // Монография. М.: ИОСО РАО, 2000. — 229 с.
  118. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  119. Педагогика / Под ред. Ю. Н. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.-608с.
  120. Педагогическая наука и образование: Тематический сборник научных трудов. Вып. 6. / Отв. ред. А. Я. Найн. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2006.-162 с.
  121. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  122. . Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. № 4. — С. 38−51.
  123. П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. М.: Роспедагенство, 1995. — 602 с.
  124. Е.С. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 272с.
  125. Я. А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во Московского Университета, 1990. — 221 с.
  126. Я.А. Исследование проблемы психологического творчества / Я. А, Пономарев. — М.: Издательство Московского университета, 1983.-335с.
  127. Н.Ф. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ф. Посталюк. Казань, 1989. — 204 с.
  128. Проект временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку // Иностранные языки в школе, 1994. 3 2. — С 4−15.
  129. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. Д. Бухарова, Вып. 4. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. — 571 с.
  130. Психология в меняющемся мире // Матер, докл. регион, научно-метод, конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. — 222 с.
  131. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1995.-532 с.
  132. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат. 1990. — 494 с.
  133. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии академии пед. наук СССР. -М.: Педагогика-Пресс, 1996, 440 с.
  134. А. А, Психологические особенности формирования приемов умственной деятельности на основе эмпирического и теоретического обобщения: Автореф. дис. .канд. пед. наук / A.A. Рахимов. -М.: АПИ СССР. 1994. 18 с.
  135. Л.П. Справочник организационно-методических и психологических материалов. — М., 1996. — 79 с.
  136. М.В. Что такое развивающее обучение / М. В. Репкина. -Томск: Пеленг, 1993. — 64 с.
  137. .М. Способности и одаренность / Б. М. Реплов. М.: Педагогика, 1998. — 329 с.
  138. Р. Творческое воображение /Р. Рибо // Перевод с франц. -СПб: Тип. Эрлих, 1901. 318 с.
  139. O.K. Психология мышления / O.K. Рихомиров. М. :. Издательство МГУ, 1984.
  140. Н.С. Филолсофия гуманитарного образования / Н. С. Розов. -М., 1993.
  141. Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? / Г. Д. Ромахин //ИМИ. -1996. -№ 6.-С. 22.
  142. Российская педагогическая энциклопедия: В двух томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 672 с.
  143. Российский портал Российского образования: обучение, опыт, организация / Отв. Ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. — 508 с.
  144. Л.А. Самостоятельная личность в познании и общении / Л. А. Ростовецкая. Ростов — НУД. 1975. — 297 с.
  145. С. А. Проблемы общей психологии / С. А. Рубинштейн. М.: Педагогика. — 1973. — 423 с.
  146. С.А. Основы общей психологии / С. А. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2000. 720 с.
  147. Г. И. Методология научного исследования / Г. И. Рузавин. -М. :ЮНИТА, 1999.-317 с.
  148. Е. Е. Тест Е. Горпенса. Диагностика креативности: Методологическое руководство / Е. Е, Руник. СПб.: ГП «ИМГГТОИ», 1998. -172 с.
  149. A.A. Социальные ценности и нормы / A.A. Ручка. Киев: Высшая школа, 1976. -163 с.
  150. И.М. Уроки культуры и творческого мышления / И. М. Рыданова. Минск: Высшая школа, 1988. -155 с.
  151. А.Я. Педагогические технологии / А. Я. Савельев // ВО в России. 1990. № 2.
  152. C.B. Творческий потенциал личности как предмет • педагогического исследования / C.B. Сальцева // Интерпретация: наукии практики в развитии творческого потенциала личности учителя иtученика. Оренбург, 1993. — С. 22−28.
  153. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования / Е. И. Сахарчук // Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 2004. 136 с.
  154. Сборник Материалов научно-методической конференции по проблемам реформирования высшей школы. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-137 с.
  155. Г. К. Современные образовательные технологии / г. К. Селевко // Учебное пособие. М.: Народное образование, 1988. — 256 с.
  156. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология /В.В. Сериков / Монография. Волгоград: Перемена, 1994.-152 с.
  157. Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. -М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
  158. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье». — 464 с.
  159. А.Г., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность/ А. Г. Сластенин. -М.: изд-во Магистр, -1997.
  160. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. — 1993.
  161. А.Г. Творчество / А. Г. Спиркин // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  162. Р. ДЖ., Бэлл С. Просвещенное руководство: новая теория управления / Р.ДЖ. Снейли, С. Бэлл // Педагогика, 1998. -№ 4. С. 4653.
  163. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.
  164. Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс. 2003.
  165. В.И. Психология внимания / В. И. Страхов. Саратов, 1992.- Вып. I-II.-46 с.
  166. М.С. Обучение иностранному языку на этапе перехода к личностно-ориентированному образованию / М. С. Ступина // Наука -городу Рубцовску: Сб. статей. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — С. 155−159.
  167. Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы: Материалы педчтения. Екатеринбург: ИРРО, 1996. -247 с.
  168. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 261 с.
  169. JI.H. Собрание сочинений / JI.H. Толстой. В 12 т. — М.: Правда, 1987.
  170. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. 3-е. изд-е. — М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
  171. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989. -815 е., С. 707.
  172. Философский словарь. М.: ИСЭ. 1989.
  173. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989.-238 с.
  174. C.B. Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку : дис. .канд. пед. наук / C.B. Харитонова. — Магнитогорск, 2006.
  175. М.А. Психология интеллекта: парадигмы исследования / М. А. Холодная. М. — Томск: Барс, 1997. -392 с.
  176. A.B. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика / A.B. Хуторской. М.: Международная педагогическая академия. 1998.
  177. Целевая ориентация в деятельности руководителей школы: Учебно-методическое пособие в помощь слушателям ФГЖ. — БГПУ, 1997.-48 с,
  178. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М Мастеров. М.: Интер-пракс, 1995. — 288 с.
  179. М.Н. Развитие творческого мышления студентов при осуществлении проектной формы работы / М. Н. Шпак // Психология образования проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. Москва: Смысл, 2004.-С. 302−303.
  180. А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. -М.: Высшая школа, 1989. -141 с.
  181. Г. И. педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Шукина. М.: Педагогика, 1988.-203 с.
  182. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Наука, 1997. — 445 с.
  183. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дисс.докт. пед. наук. — Чел-ск, 1992. -403с.
  184. Abbot, G Encouraging communication in English: A paradox. ELT journal, 35,1, 1981, pp 228−30.
  185. Barns D., Burgdorf A., Stanley Wenck. Critical thinking. Reading, thinking and reasoning skills. Steck Vaughn Company. Austin, Texas. 1987. pp. 128.
  186. Barron F., Harrington J. Creativity, Intelligence and Personality. -1981.
  187. Dreger R.M. Fundamentals of personality. New York, 1962.
  188. Gulford J.P. Measurement of Creativity. In Exploration in Creativity. № l. 1967. p. 281−284.
  189. Health, Shirley Brice. Ways with words: Language, Life and Work in Communities and Classrooms. Cambridge Press, 1983.
  190. Johnson K. Communication / handling ideas effectively. New York. Cm Craw. Hin, 1956.
  191. Miller G.A. Languages and communication. New York: Mc Graw Hiu <1951.
  192. Torrans E. Some Validity Studies of Tuba. Brief Screaming activities for studying the creative personality: In: J. of Cheat Behavior, 1971, V. 5.2.163
Заполнить форму текущей работой