Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7-16 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно нашим данным, развитие наиболее успешных школьников характеризуется более ранним развитием рефлекторной деятельности (что мы можем наблюдать по динамике ВР), но более поздними изменениями эмоциональной сферы, в частности, более поздним подъемом уровня тревожности. Такой путь развития, по-видимому, более выгоден для ребенка, поскольку в этом случае, пик тревожности приходится на более… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень условных буквенных обозначений и принятых сокращении
  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Материал и методика
    • 2. 1. Общая характеристика испытуемых
    • 2. 2. Использованные методики
      • 2. 2. 1. Измерение ВР
      • 2. 2. 2. Исследование уровня тревожности испытуемых
      • 2. 2. 3. Исследование темперамента
    • 2. 3. Обработка данных
      • 2. 3. 1. Первичная обработка и систематизация данных
      • 2. 3. 2. Математическая обработка данных
  • Глава 3. Возрастная динамика параметров ВР
    • 3. 1. Возрастная динамика средних показателей ВР
      • 3. 1. 1. Особенности возрастной динамики времени простых сенсо-моторных реакций и РДО
      • 3. 1. 2. Особенности возрастной динамики времени сложных сенсо-моторных реакций
    • 3. 2. Анализ изменчивости показателей ВР
    • 3. 3. Этапы развития нервной системы и интеллекта и особенности возрастной динамики ВР
  • Глава 4. Возрастная динамика психологических показателей
    • 4. 1. Возрастная динамика показателей тревожности у детей школьного возраста
      • 4. 1. 1. Возрастная динамика показателей теста Спилбергера — Ханина
      • 4. 1. 2. Возрастная динамика показателей теста школьной тревожности Филлипса
      • 4. 1. 3. Возрастная динамика показателей шкалы школьной тревожности Кондаша
    • 4. 2. Возрастная динамика показателей темперамента
      • 4. 2. 1. Возрастная динамика показателей опросника Айзенка
      • 4. 2. 2. Возрастная динамика показателей теста ОСТ Русалова
    • 4. 3. Анализ изменчивости психологических показателей
    • 4. 4. Возрастная динамика исследованных психологических показателей и этапы психофизиологического развития детей
  • Глава 5. Сравнительное исследование динамики психологических показателей и параметров ВР
    • 5. 1. Сравнительный анализ возрастной динамики средних значений ВР и тревожности
    • 5. 2. Взаимосвязь психологических параметров и ВР
    • 5. 3. Возрастная динамика взаимосвязей показателей тревожности и ВР

Возрастная динамика показателей времени реакции, тревожности и темперамента у школьников 7-16 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуальность человека — сложное, до настоящего момента не понятое полностью явление. Еще сложнее дело обстоит с закономерностями онтогенетического формирования индивидуальных качеств личности.

Нельзя сказать, что закономерности формирования индивидуальности не привлекают внимания исследователей. Так в настоящее время создано несколько периодизаций развития детей, проводится большое количество работ, исследующих возрастные изменения различных качеств индивидуальности человека [10, 73, 100,101, 102, 103, 104, 117, 118].

Однако изучение различных сторон индивидуальности проводится методами разных наук. Интерпретация полученных закономерностей также проводится на основе понятийного аппарата соответствующей области знания. Это не только затрудняет сравнение полученных результатов, но и способствует аналитическому, фрагментарному восприятию исследователями процессов развития индивидуальности человека. При этом не удается исследовать процессы развития в совокупности, изучить развитие как целостный процесс формирования физиологических и психологических черт индивидуальности. Положение осложняется также исторически сложившимся традиционным подходом конкретных наук к исследованию человека. Например, психологические исследования, как правило, направлены на изучение и коррекцию каких-либо нарушений личностного развития. В физиологии недостаточно разработаны методы исследования психической деятельности испытуемых.

На сегодня преодоление этих затруднений представляется очень проблематичным, однако, ведущие в области возрастной физиологии исследователи, подчеркивают необходимость комплексного подхода к изучению закономерностей развития ребенка, насколько возможно полно учитывающего различные стороны развития индивидуума [109]. Любая работа в этом направлении весьма актуальна.

Тревожность, по мнению некоторых исследователей, является основной эмоцией при прохождении психологических кризисов [48], т. е. другими словами, маркирует их наличие. ВР (время реакции), согласно данным различных авторов, может служить интегральным показателем состояния ЦНС [15, 51]. Качества темперамента — становятся стабильными только тогда, когда заканчивается формирование морфологического субстрата ВНД — головного мозга [3]. Таким образом, ВР, тревожность, темперамент являются отражением развития весьма существенных черт индивидуальности, характеризуя ее с разных сторон. Поэтому представляется интересным провести исследование позволяющее оценить соотношение степени развития или выраженность этих показателей у детей различного возраста.

В связи с этим целью данной работы было: проведение сравнительного исследования развития различных качеств индивидуальности у детей школьного возраста на примере изучения возрастной динамики показателей ВР, тревожности и темперамента.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать особенности возрастной динамики и изменчивости нескольких показателей ВР для определения показателя ВР наилучшим образом отвечающего цели данной работы.

2. Определить уровень тревожности и выраженность показателей темперамента у школьников разного пола и возраста для выявления закономерностей возрастной динамики и изменчивости этих психологических показателей, определить психологические показатели в наилучшей степени отвечающие цели данной работы.

3. Провести сравнительное исследование возрастной динамики избранных психологических показателей и показателей ВР, чтобы проследить закономерности соотношения этих показателей у школьников разного возраста. Положения, выносимые на защиту.

— По характеру возрастной динамики ВР выделяются, по крайней мере, три критических периода, проявляющихся в скачкообразном снижении ВР.

— Динамика основных показателей эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональность по Русалову, нейротизм по Айзенку) характеризуется резким спадом значений в возрасте 14 лет.

— По всем изученным показателям наблюдаются существенные различия между классами одной параллели, максимально выраженные в младшем подростковом возрасте.

— При сравнительном исследовании ВР и показателей тревожности выделяется несколько уровней развития школьников, причем академически наиболее успешные учащиеся оказываются на следующем уровне развития раньше менее успешных.

147 Выводы.

1. Возрастная динамика всех показателей ВР происходит с прохождением нескольких стадий, отделенных друг от друга критическими периодами и последующим скачкообразным уменьшением ВР. Количество критических периодов для разных типов реакции различно. Для изучения возрастной изменчивости оптимален выбор зрительно-моторной реакции.

2. Скачкообразные изменения ВР происходят вследствие увеличения количества детей, обладающих меньшим ВР, а не по причине одновременного уменьшения ВР всех испытуемых данного возраста.

3. Наиболее академически успешные школьники в подростковом возрасте раньше своих менее успешных сверстников переходят на следующую стадию развития ВР.

4. Все исследованные психологические показатели проявляют возрастную изменчивость. Наиболее четкую возрастную динамику проявляют показатели, характеризующие эмоциональную сферу личности испытуемых (большинство показателей тревожности, эмоциональность по Русалову, нейротизм по Айзенку). Для динамики этих показателей характерно увеличение их к 13 годам и резкое снижение к 14. Для исследования динамики развития индивидных качеств оптимальным является выбор одного из показателей тревожности.

5. Увеличение или уменьшение психологических показателей происходит вследствие увеличения количества испытуемых, демонстрирующих, соответственно, большую или меньшую выраженность этого показателя, а не по причине одновременного изменения выраженности этого показателя у всех испытуемых.

6. Академически наиболее успешные школьники в подростковом возрасте демонстрируют достоверно более низкий уровень тревожности по сравнению со своими наименее успешными сверстниками.

7. При сравнительном исследовании показателей ВР и тревожности выявлено наличие нескольких уровней развития школьников, характерно, что академически наиболее успешные школьники переходят на следующий уровень развития раньше своих наименее успешных сверстников. При этом на одном уровне развития могут находиться учащиеся разного возраста и, наоборот, учащиеся одного возраста могут пребывать на разных уровнях развития.

Заключение

.

В данной работе была проанализирована возрастная динамика различных показателей ВР, тревожности и темперамента. Исследование было спланировано таким образом, чтобы можно было оценить уровень развития всех испытуемых по каждому из этих показателей. Использование представительных выборок позволяет применять современные статистические методы и дает нам возможность получать достаточно обоснованные выводы. В целом, эта работа прослеживает одновременно возрастную динамику нескольких показателей и поэтому способствует формированию методов исследования развития как целостного процесса на основе изучения разных его сторон. Одним из важных моментов данной работы является также изучение школьников с различными академическими успехами, что позволяет делать выводы о норме развития и возможных путях коррекции развития, протекающего не оптимальным образом.

Согласно нашим данным, развитие наиболее успешных школьников характеризуется более ранним развитием рефлекторной деятельности (что мы можем наблюдать по динамике ВР), но более поздними изменениями эмоциональной сферы, в частности, более поздним подъемом уровня тревожности. Такой путь развития, по-видимому, более выгоден для ребенка, поскольку в этом случае, пик тревожности приходится на более поздние сроки, когда у ребенка в большей степени сформированы механизмы самоконтроля и он значительно больше осведомлен о последствиях того или иного своего поведения.

Во и развитии каждого из показателей и при оценке показателей в совокупности выделяются дискретные уровни развития. Дети одного возраста могут при этом находиться на разных уровнях развития, и, наоборот, на одном уровне развития могут находиться дети различного календарного возраста.

Динамика развития ВР соответствует описанной в литературе динамике развития коры головного мозга, а динамика развития показателей эмоциональной сферы — динамике развития эндокринной системы. В дальнейшем необходимо провести специальные исследования, которые позволили бы более доказательно провести такие сопоставления.

В настоящий момент неясно, являются ли особенности возрастного изменения ВР генетически закрепленными, или формируются в процессе роста и развития ребенка. Также неясно, являются ли наследственно закрепленными особенности динамики показателей эмоциональной сферы личности школьников. Необходимы специальные исследования, позволяющие оценить вклад генетических факторов в определение динамики развития. Решение этого вопроса стало бы настоящим прорывом в педагогике, поскольку позволило бы если не получить инструмент оптимизирующий развитие школьников, то, по крайней мере, подобрать адекватные коррекционные психолого-педагогические методы работы со школьниками, имеющими сложности обучения.

Проблема целостного восприятия психофизиологического развития в настоящий момент далека от своего разрешения, в этой области сегодня «еще больше вопросов, чем ответов». Однако, представляется важным, чтобы появлялось как можно больше работ в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.- С.111−129
  2. Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: Ай Кью. — 1995. — 170с.
  3. М. К. Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Академия, 2002.- 160 с.
  4. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400с.
  5. Ю.О., Смирнов А. Г. Связь индивидуальной минуты и тревожности у больных неврозами // Физиология человека. 1997. — № 5.- С.51−54
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. -272с.
  7. В.Я. Зависимость антистрессового эффекта иглоукалывания от исходного функционального состояния у легководолазов // Физиология человека. 1996. -№ 2. — С. 136−138
  8. В.В., Гольдштейн Н. И. Характер пространственной синхронизации ЭЭГ и изменение уровня тревоги при воздействии запахов у лиц с различным типом полушарного реагирования //Физиология человека. 1994. — № 1. — С.27−36
  9. И.А. Физиологические механизмы и закономерностииндивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270с.
  10. П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 60 -80
  11. М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям //Физиология человека. 1997. — № 6. — С.31−39
  12. Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. 1995. — № 5. -С.58−66
  13. Биология человека / Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. -М.: Мир, 1968. -439с.
  14. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 439с.
  15. С.Н., Микула Н. М. Изменения длительности субъективного временного эталона и кратковременной зрительной памяти у здоровых мужчин при различных типах погоды в зависимости от уровня нейротизма // Физиология человека. 1997. — № 4. — С.62−64
  16. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.3−29.
  17. В.Г., Машкова В. М. Методы и устройства для оценки функционального состояния и уровня работоспособности человека-оператора. М.: Наука, 1993. — 208 с.
  18. Л.С. Детская психология // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. 432с.
  19. О.Б. Исследования уровня тревожности у подростков // Валеология: проблемы и перспективы развития. Тез. межд. науч. практ. конф. — Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1998. — С. 166−167.
  20. О.Б. Исследование динамики возрастной изменчивости параметров эмоциональной сферы подростков // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. -СПб., 1999. С. 247−250.
  21. О.Б. Исследование возрастной изменчивости времени реакции у школьников 1−11 классов // Здоровье и образование. Матер. Межд. конгр. валеологов и Третьей Всеросс. науч. практ. конф. «Педагогические проблемы валеологии». СПб.: 1999. -С.57−58.
  22. О.Б. Академическая успеваемость и особенности эмоциональной сферы школьников // Экология образования: актуальные проблемы. Вып. 2. Т. 2. -Архангельск: Поморский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001. -С. 44−46.
  23. О.Б. Особенности возрастной динамики времени реакции и успешность обучения школьников // XVIII Съезд Физиологического общества им. И. П. Павлова. Тез. докл. -Казань, 2001. -С. 499.
  24. О.Б., Бочарова Т. В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии, 2000. -№ 4. -С. 73−75.
  25. О.Б., Кугелева Э. Г. Сравнительный анализ методов исследования тревожности у детей // Психологический вестник Уральского государственного университета. Матер, юбилейн. конф. -Екатеринбург:
  26. Изд-во Банк культурной информации, 2000. -С. 45−50.
  27. О.Б., Чиркова Н. В. Исследование параметров скорости реакции // Практическая психология'99. Ежегодник. Т. 2: Матер, per. науч. практ. конф. -Екатеринбург: Урал. гос. Пед. Ун-т, 1999. -С. 18−20.
  28. A.B. и др. Отражение индивидуальных особенностей скорости переработки информации в параметрах ЭЭГ детей школьного возраста /Гладыш A.B., Горев A.C., Фарбер Д. А. //Физиология человека. 1995. -№ 1. — С. 99−110
  29. Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. — № 1
  30. В.В. Особенности изменения психофизиологических показателей летчика-испытателя при моделировании условий временного дефицита // Физиология человека. 1996. — № 6. — С. 43−46
  31. А.И. Эндокринная система растущего организма. М.: Высш. шк., 1987. -207с.
  32. Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. -М.: Мир, 1981. -480с.
  33. О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок // Физиология человека. 1994. -№ 2.-С. 67−71
  34. .В. Моторный контроль следовых процессов памяти и организация перцептивного времени // Физиология человека. 1996.4. С. 22−25
  35. И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. 1996. — № 1. — С. 35−39
  36. A.B. Половозрастная динамика зрительно-моторных реакций. Компонентный анализ времени реакции: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 2000. — 20с.
  37. A.B., Лупандин В. И. Исследование латентных периодов дифференцировок зрительных объектов по различным значимым признакам // Физиология человека. 2000. — № 4. — С. 38−42
  38. Г. М. и др. Рискованные социально-психологические ситуации как проявление популяционного психоэмоционального стресса / Зараковский Г. М., Медведев В. И., Разыграев H.A. //Физиология человека. 1997. — № 2. — С.33−41
  39. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. 480с.
  40. ИберлаК. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 398с.
  41. Исследование влияния фактора ведущего глаза на параметры спектра ЭЭГ и психологические показатели у правшей / Берус A.B., Иващенко О. И., Журавлев А. Б., Чистяков А. Н. // Физиология человека. 1997. -№ 2. — С.50−59
  42. С.Ю. и др. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста / Киселев С. Ю., Гизуллина A.B., Сурнин В. А. // ЖВНД. 1997. — вып.1. — т. 47. — С. 188 190.
  43. A.B. Физиологические и психофизиологические предпосылки различного уровня умственного развития и социальной адаптации у младших школьников // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. СПб, 2000. — С.21−23
  44. Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2002. — 992 с.
  45. Е.П., Чуприкова Н. И. К вопросу о соотношении между индивидуальными показателями скорости простой реакции и реакции выбора различной степени сложности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М. — 1977. — С. 199−206
  46. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984. -216с.
  47. Т.П. Исследования высшей нервной деятельности //Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. -М.-1981.-С.9−18
  48. Г. Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1990. — 352с.
  49. А.Н. Количественные закономерности в психофизиологии // В кн.: Тенденции развития психологической науки. 1989. — С. 200 -209.
  50. И.С. и др. Межполовые различия во взаимосвязи ЭЭГ параметров зависимости времени реакции от интенсивности звука /Лебедева И. С. Изнак А.Ф., Сулейман Х. С. // Физиология человека. -1994. -№ 3. С. 5−15
  51. И.С. и др. Структура корреляционных связей между временем реакции на звуки и величинами спектральной плотности ЭЭГ: межполовые различия / Лебедева И. С., Изнак А. Ф., Сулейман Х. С. //Физиология человека. 1995. — № 3. — С. 25−29.
  52. Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. 1978. — С. 172−179.
  53. И.П. и др. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / Лукашевич И. П. Мачинская Р.И., Фишман М. Н. //Физиология человека. -1994. № 5. — С. 34−45.
  54. И.П. и др. Роль стволовых отделов мозга в функциональном созревании коры больших полушарий у детей 7−8 лет / Лукашевич И. П. Мачинская Р.И., Фишман М. Н. // Физиология человека. 1996. — № 1. — С. 63−68.
  55. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во. МГУ, 1973. — 374с.
  56. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. — 688с.
  57. Н.В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора / Макаренко Н. В., Пухов Б. А., Кольченко Н. В. Киев: Наукова думка, 1987. — 244с.
  58. Н.В. Критическая частота световых мельканий и переделка двигательных навыков // Физиология человека. 1995. — № 3. — С. 13−17
  59. Т.М., Залгахин А. Г. Вызванные потенциалы как предикторы показателей интеллекта // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. СПб, 2000. — С.30−32.
  60. Т.М., Трубников В. И. Генетические корреляции психофизиологических характеристик человека. Сообщение II. Вызванные потенциалы и показатели интеллекта // Физиология человека. 1995. — № 3. — С.30−38.
  61. Я.А. Проявление функциональной асимметрии полушарий головного мозга в осуществлении зрительно-гностических функций у лиц разного пола // Физиология человека. 1996. — № 3. — С.52−58
  62. О. Поведение животных. М.:Мир, 1982. — 360с.
  63. B.C. Психология индивидуальности. М.: Институт практической психологии, 1996. — 448с.
  64. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных средах / Авдеева H.H., Зараковский Г. М., Степанова Г. Б., Фаустова Э. Н. //Физиология человека. 1994. — № 6. — С.43−52
  65. М.В. и др. Половые особенности психофизиологических проявлений стресс-реакций у лиц молодого возраста / Миляева М. В., Халиулин И. Г., Барабараш H.A. // Физиология человека. 1995. — № 2. -С. 144−148.
  66. И.Л. Информационная модель развития адаптации //Физиология человека. 1995. — № 4. — С.36−68.
  67. М.Г., Блинков С. М. Время простой двигательной реакции и дыхание // Физиология человека. -1982. № 4. — С.665−667.
  68. Особенности функциональной активности серотонинэргической системы мозга в проявлении естественной и патологической тревожности у мышей: влияние генотипа / Аугустинович Д. Ф., Липина Т. В., Алексеенко О. В. и др. // ЖВНД. 1998. — Вып.2.- С. 331−339
  69. . Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969. -695с.
  70. Г. Н. Исследование свойств темперамента у детей и подростков // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М. -1981. — С.9−18.
  71. Психофизиологическое обоснование школьной успеваемости /Нарциссов Р.П., Кузнецова М. Н., Петричук С. В., Духова Э. Н // Физиология человека. 1995. -№ 3. — С. 60−64.
  72. B.C. Анализ структуры факторов адаптации к профессиональной среде в полу автоматизированном производстве //Физиология человека. 1994. — № 2. — С. 30−40.
  73. Ю.М. и др. Комплексное тестирование хронического умственного утомления у школьников / Пратусевич Ю. М., Соловьев
  74. A.B., Квасов Г. И. // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М. -1981.- С.9−18.
  75. К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. — 464с.
  76. А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК». — 2000. — 304с.
  77. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков / Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., и др. (лонгитудинальные исследования) // Физиология человека. -1995. -№ 5. -С.68−74
  78. A.JI. Кумулятивно-временной анализ саморегуляции деятельности человека в условиях физиологического эксперимента //Физиология человека. 1994. — № 6. — С. 156−162.
  79. М.К. Степень снижения работоспособности операторов при действии различных факторов среды // Физиология человека. 1995. -№ 4. — С.69−72.
  80. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995. -529с.
  81. А.Г. Исследование индивидуальных особенностей психофизиологической адаптации операторов к выполнению монотонной деятельности // Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1993. -С.59−66.
  82. В.М. Дифференциальная психофизиология //В кн.: Тенденции развития психологической науки. 1989. — С. 169 -181.
  83. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. 1985. — № 1. -С. 19−33.
  84. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. — № 1. — С.22−35.
  85. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. — № 5. -С. 12−23.
  86. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик / Корниенко И. А., Тамбовцева Р. В., Сонькин В. Д., Панасюк Т. Д. // Физиология человека. 1996. — № 6. -С. 10−16
  87. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124с.
  88. П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. -1996.-№ 2.-С.5−9.
  89. П.В. Функциональная асимметрия эмоций // ЖВНД. 1998. -Вып. 2. — С.375−380.
  90. В. И. Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 3−17.
  91. Н. Д. Хачатурьянц M.JI. Влияние мотивации на структуру ошибок в деятельности операторов с различным уровнем тревожности //Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1993. — С. 72−76.
  92. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга /Фарбер Д.А., Семенова JI.K., Алферова В. В. и др. Л.: Наука, 1990. — 240 с.
  93. К.В., Тараканов О. П., Юматов Е. А. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса // Физиология человека. 1995. — № 3. — С.87−95.
  94. В.Н., Степанян Е. П. Индивидуальные особенности деятельности операторов при работе в условиях психоэмоционального напряжения //Физиология человека. 1994. — № 4. — С.69−75.
  95. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. / Под. ред. Енюкова И. С. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215с.
  96. Д.А. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития. Сенситивные и критические периоды //Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. — С. 117−121.
  97. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. -М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  98. Физиология подростка / Под. ред. Фарбер Д. А. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
  99. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск: Прамеб, 1993. — 160с.
  100. Фрейд 3. Я и оно. Тбилиси: Миерани, 1991. — т. 2. — 426с.
  101. М.В. Влияние функционального состояния человека на характеристики его сознания // Психофизиологические исследования функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1993. -С.3−10.
  102. Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. — 848с.
  103. Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: Микроформа. Вильнюс, 1988. — 1Мфиша.
  104. Ю8.Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л.: Б. изд., 1976. — 8с.
  105. Ю9.Хрипкова А. Г., Фарбер Д. А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и перспективы // Физиологиячеловека. 1983. — № 1. — С.3−17.
  106. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир. — 1990. -239с.
  107. Ш. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии //Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 17−31.
  108. Г. М., Томилина Л. И. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности // Физиология человека. 1995. — № 2. — С.30−36.
  109. С.М. и др. Психогенетический подход к профотбору (на примере профессии монтажниц в приборостроении) / Чарухилова С. М., Булаева К. Б., Вавилов В. А. // Психологический журнал. 1995. — № 5. -С.24−31.
  110. Н.И. Время реакции и интеллект, почему они связаны //Вопросы психологии. 1995. -№ 4. -С.65−81.
  111. Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. -1995. -№ 3. С. 104−114.
  112. Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. — 487с.
  113. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.:
  114. Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. -416с.
  115. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 344с.
  116. Adolescent Psychopatology. 1. Prevalence and incidence of depression and other DSM-111-R disorders in high-school-students / Lewinsohn P.M., Hops H., Roberts R.E., et al. // J. Abnorm. Psychol. 1993. — vl. 102, is. 1. P. 133 144.
  117. AliGombe A., et al. Mass hysteria: one syndrome or two? / AliGombe A., Guthrie E" McDermott N. // Br. J. Psychiatry. 1996. — vl. 168, is. 5. — P. 633 635.
  118. Angold A., et al. Comorbidity / Angold A., Costello E.J., Erkanli A. // J. Child Psychol. Psychiatry Allied Discip. 1999. — vl. 40, is. 1. — P. 57−87.
  119. Bernstein G.A., et al. Caffeine effects on learning, performance, and anxiety in normal school-age-children / Bernstein G.A., Carroll M.E., Crosby R.D., et al. //J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiar. 1994. — vl. 33, is 3. P. 407−415.
  120. Blanz B.J., et al. IDDM is a risk factor for adolescent psychiatric-disorders /Blanz B.J., Renshcriemann B.S., Fritzsigmund D.I., et al.// Diabetic Care. -1993.-vl. 16, is. 12. P. 1579−1587.
  121. Bose S., et al. Psychologic adjustment of Human Immunodeficiency virus-infected school-age-children / Bose S., Moss H.A., Brouwers P., et al.// J. Dev. Behav. Pediatr. 1994. — vl. 15, is. 3. P. 26−33.
  122. Boudarene M. Stress, anxiety: What relationships? // Enceph. -Rev. Psychiatr. Clin. Biol. Ther. 1998. — vl. 24, is. 6. — P. 557−658.
  123. Boudarene M., TimsitBerthier M. Stress, anxiety and events related potentials // Enceph. -Rev. Psychiatr. Clin. Biol. Ther. 1997. — vl. 23, is. 4. — P. 237 250.
  124. Bradley B.P., et al. Attentional bias for threatening facial expressions in anxiety: Manipulation of stimulus duration / Bradley B.P., Mogg K., Falla S.J., et al. // Cogn. Emot. 1998. — vl. 12, is. 6. — P. 737−753.
  125. Brent D.A., et al. Adolescent witnesses to a peer suicide / Brent D.A., Perper J., Moritz G., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1993. — vl. 32, is. 6.-P. 1184−1188.
  126. Brent D.A., et al. Long-term impact of exposure to suicide: A three-year controlled follow-up / Brent D.A., Mortiz G., Bridge J., et al. // J. Am. Acad.
  127. Child Adolesc. Psychiatr. 1996. — vl. 35, is. 5. P. 646−653.
  128. Buckner J.C., et al. Homelessness and its relation to the mental health and behavior of low-income school-age children / Buckner J.C., Bassuk E.L., Weinreb L. F., et al.// Dev. Psychol. 1999. — vl. 35, is. 1. P. 246−257.
  129. Carbonneau R., et al. Paternal alcoholism, paternal absense and the development of problem behaviors in boys from age six to twelve years /Carbonneau R., Tremblay R.E., Viltaro P.L., et al. // J. Stud. Alcohol. 1998.- vl. 59, is. 4. P. 387−398.
  130. Chapell M.S., Overton W.F., Development of logical reasoning in the context of parental style and test anxiety //Merril Palmer Q. — J. Dev. Psychol. -1998- v.44. № 2. — P. 141−156
  131. Child and adolescent anxiety disorders and early attachment / Warren S.L., Huston L., Egelan B., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1997. -vl. 36, is. 5.-P. 637−644.
  132. Children exposed to disaster. 2. Risk-factors for the development of posttraumatic symptomatology / Lonigan C.J., Shannon M.P., Taylor C.M., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Pshychiatr. 1994. — vl. 33, is. 1. — P. 94 105.
  133. Chilhood internalizing problems predichion from kindergaden, effect of maternal overprotectiveness, and sexdifferences / Bowen F., Vitaro F., Kerr
  134. M., Pelletier D. // Dev. Psychopatol. vl. 7. — is. 3. — P. 481−498.
  135. ClarkeStuart K.A., Hayward C. Advantages of father custody and contact for psychological well-being of school-age children // J. Appl. Dev. Psychol. -1996.-vl. 17, is. 2. P. 239−270.
  136. Computer anxiety: A comparison of pen-based personal digital assistants, conventional computer and paper assessment of mood and performance /Tseng H.M., Tiplady B., Macleod H. A., et al. // Br. J. Psychol. 1998. — vl. 89.-P. 599−610.
  137. Corr P.J., et al. Personality, punishment, and procedural learning: A test of J.A. Gray’s anxiety theory / Corr P.J., Pickering A.D., Gray J.A. // Pers. Soc. Psychol. 1997. — vl. 73, is. 2. — P. 337−344.
  138. Czeschlic T. General intelligence, temperament, and the matching-familiar-figures-test // Eur. J. Personal. 1993. — vl. 7, is. 5. — P. 379 — 386.
  139. De Pascalis V., et al. The effect of temperamental traits on event-related potentials, heart rate and reaction time / De Pascalis V., Strelay J., Zawadzki B. // Pers. Individ. Differ. 1999. — vl. 26, is. 3. — P. 441−465.
  140. Decubas M.M., Field T. Children of metadon-dependent women -developmental outcomes // Am. J. Orthopsychiatr. 1993. — vl. 63, is. 2. — P. 266−276.
  141. Depression in young-people initial presentation and clinical course /McCauley E., Myers K., Mitchell J., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. — 1993. — vl. 32, is. 4. P. 714−722.
  142. Deschesness M. Study of the validity and reliability of the indice of psychological distress (Sante Quebec) for an adolescent population // Can. Psychol.-Psychol. Can. 1998. — vl. 39, is. 4. — P. 288−298.
  143. Dien J. Differential lateralization of trait anxiety and trait fearfulness: Evoked potential correlates //Pers. Individ. Differ. 1999. — vl. 26, is. 2. — P. 333−356.
  144. Effects of anxiety on emotional reactivity, performance and vigilance, inhealthy volunteers / Garcia C., Philippot P., Jouve E., et al. // Therapie. -1998.-vl. 53, is. 3.-P. 301−308.
  145. Effects of caffeine and noise on mood, performance and cardiovascular functioning / Smith A., Whitney H., Thomas M., et al. // Hum. Psychopharmacol. -Clin. Exp. 1997. — vl. 12, is. 1. — P. 27−33.
  146. Ellis A., et al. Psychological consequences of road traffic accidents in children / Ellis A., Stores G., Mayou R. // Eur. Child Adolesc Psych. 1998. — vl. 7, is. 2. P. 61−68.
  147. Fallonc A.R., Baluch B. Eye color an unconsidered variable in cognitive research // Percept. Mot. Skills. — 1993. — vl. 77, is. 3. — P. 1123−1127.
  148. Fast corticospinal system and motor performance in children: Conduction proceeds skill / Heinen F., Fietzek U.M., Berweck S., et al. // Pediatr. Neurol. 1998. — vl. 19, is. 3.-P. 217−221.
  149. Frenh K.A. Development of behaviour as a window into the nervous system //Adv. Ethol. 1999. — 34. — C.84
  150. Frequency of obsessive-compulsive disorders in a community sample of young adolescents / Vallenibasile L.A., Garrison C. Z., Jackson K.L., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. — vl. 33, is. 6. P. 782−791.
  151. Frisk M., School Achievement and school adaptation in relation to SNS development as assessed by a complex — reaction time measured on school entry — a follow — up // Acta Paediatr. — 1993. — vl. 82. — № 9. — P.777−782
  152. Frisk M., School readiness and SNS maturity relation to psychophysical and psychosocial development and to early school — achievement // Acta Paediat. scand. -1991. — vl. 80. — № 11. — P. 1078−1086
  153. Gierl M., Bisan Z. Anxieties and attitudes related to mathematics in grade-3 and grade-6 // Exp. Educ. 1995. — is. 2. — vl. 63. — P. 139−158
  154. Goodyer I.M., Altham P.M.B. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school-age-children and adolescents. 1. //J. Affect. Disord. -1991. vl. 21, is. 4. P. 219−228.
  155. Goodyer I.M., Altham P.M.B. Lifetime exit events and recent social and family adversities in anxious and depressed school-age-children and adolescents. 2. //J. Affect. Disord. -1991. vl. 21, is. 4. P. 229−238.
  156. Hagborg W.J. Self-concept and middle school student with learning disabilities: A comparison of scholastic competence subgroups/ZLearn. Disabil. Q. 1996 — v. 19. — № 2. — P. l 17−126
  157. Ikeda M., et al. Test anxiety and working memory system / Ikeda M., Ivanaga M" SeigaH. //Percept. Mot. Skills. 1996. — vl. 82, is. 3. — P. 1223−1231.
  158. Kassel J.D., Shiffman S. Attentional mediation of cigarette smoking’s effect on anxiety // Health Psychol. 1997. — vl. 16, is. 4. — P. 359−368.
  159. Kenny M.C., Faust J. Mother-child agreement on self-report of anxiety in abused children // J. Anxiety Disord. 1997. — vl. 11, is. 5. P. 463−472.
  160. Klebanov P.K., et al. Classroom-behavior of very-low-birth-weight elementary-school-children / Klebanov P.K., Brooksgunn J., McCormick M.C. // J. Stud. Alcohol. 1994. — vl. 55, is. 5. — P. 578−587.
  161. Klebanov P.K., et al. Classroom-behavior of very-Iow-birth-weight elementary-school-children / Klebanov P.K., Brooksgunn J., McCormick M.C.//Pediatrics. 1994. — vl. 94, is. 5. P. 700−708.
  162. Kristjansdottir G. The relationship between pains and various discomfort in schoolchildren // Child.-Glob. J. Child Res. 1997. — vl. 4, is. 4. P. 491−504.
  163. Lander J., et al. Childrens venipuncture pain influence of technical factors /Lander J., Fowlerkerry S., Oberle S. // J. Pain Symptom Manage. — 1992. — vl. 7, is. 6. — P. 343−349.
  164. Lau J.J., et al. Panic attack symptomatology and anxiety sensitivity in adolescents / Lau J.J., Calamari J.E., Waraczynski M. // J. Anxiety Disords. -1996.-vl. 10, is. 5.-P. 355−364.
  165. Lemelin S., Baruch P. Clinical psychomotor retardation and attention in depression // J. Psychiatr. Res. 1998. — vl. 32, is. 2. — P. 81−88.
  166. Linking self-reported childhood behavioral inhibition to adolescent social phobia / Hayward C., Killen JD., Kraemer H.C., et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1998. — vl. 37, is. 12. — P. 1308−1316.
  167. Low J.A., et al. Association of intrauterine fetal growth retardation and learning — deficits at age 9−11 years / Low J. A. Handleyderry M.H. Burke S.O. //At .J. Obstet. Gynecol. — 1992 — v. 167. — № 6. — P. 1499 — 1505.
  168. Luthar S., Social competence in the school setting-prospective cross-domain association among inner-city teens// Child. Dev. 1995 -vl. 66. — is. 2. — P. 416−429
  169. Manicavasagar V., et al. Subpopulation of early separation anxiety: relevance to risk of adult anxiety disorders /Manicavasagar V., Silove D., Hadzi-Pavlovic D. //J. Affect. Disords. 1998. — vl. 48, is 2−3. — P. 181−190.
  170. Maternal drinking during pregnancy attention and short-term memory in 14-year-old offspring — a longitudinal prospective-study / Streissguth A.P., Sampson P.D., Olson H.C., et al. // Alcoholism (NY). — 1994. — vl. 18, is. 1. -P. 202−218.
  171. Medical, cognitive, emotional and behavioral outcomes in school-age children conceived by in-vitro fertilization / Levy-Shiff R., Vacil E., Dimitrovsky L., et al. //J. Clin. Child Psychol. 1998. — vl. 27, is. 3. P. 320−329.
  172. Messer S.C., Beidel D.C. Psychological correlates of childhool anxiety disorders // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. 1994. — vl. 33, is. 7. — P. 975−983.
  173. Montgomery E. Refugee children from the Middle East Preface // Scan. J.1. Soc. Med. 1998. P. 1−152.
  174. Neurobehavioral evaluation system (NES): Comparative performance of 2nd-, 4th-, and 8th-grade Czech children / Otto D.A., Skalik I., House D.E., et al. // Neurotoxicol. Teratol. 1996. — vl.18, is. 4. — P. 421−428.
  175. Neuropsychological comparison of alcohol-exposed children with or without physical features of fetal alcohol syndrome / Mattson S.N., Riley E.P., GramlingL., et al. //Neuropsychology. 1998. — v. 12. -№ 1. — P. 146−153
  176. Predictors of severity of absenteesm in children with anxiety-based school refusal / Hansen C., Sanders S.L., Massaro S., et al. // J. Clin. Child. Psychol. 1998. -vl.27, is. 3. P. 246−254.
  177. Prenatal exposure to alcohol and school problems in late childhood a longitudinal prospective — study / Olson H.C., Sampson P.D., Barr H., et al. //Dev. Psychopatol. — 1992. — v. 4. — № 3. — P. 341−359
  178. Psychotraumatic disorders in children victims of mining ground collapses in Lorraine / Witkowski P., Vila G., Tondini M.C., et al. // Med.-Psychol. -1998.-vl. 156, is. 8. P. 517−528.
  179. Rost D.H., Wild K. P. Cheating and achievement-avoidance at school -components and assessment // Br. J. Educ. Psychol. 1994. — vl.64. — P. 119 132.
  180. Rudolph K.D., et al. A cognitive-interpersonal approach to depressive symptoms in preadolescent children / Rudolph K.D., Hammen C., Burge D. // J. Abnorm. Child Psychol. 1997. — vl. 25, is. 1. P. 33−45.
  181. Selective mutism: Phenomenological characteristics / Ford M.A., Sladeczek I.E., Carlson J., et al. // Sch. Psychol. Q. 1998. — vl. 13., is. 3. — P. 192−227.
  182. Self-cognition and expressed negative emotions during midadolescence -contributions to young-adult psychological adjustment / Gralinski J.H., Safyer A.W., Hauser S.T., et al. // Dev. Psychopathol. 1995. — vl. 7, is. 1. — P. 193 216.
  183. Smith J., Prior M. Temperament and stress resilence in school-age-children a within-families study // J. Am. Acad. Child Adolecs. Psychiatr. — 1995. — vl. 34, is. 2. P. 168−179.
  184. Social influences on the course of anxious and depressive-disorders in school-age-children / Goodyer I., Germany E., Gowrusankur J., et al. // Br. J. Psychiatry. -1991. vl. 158. — P. 676−684.
  185. Sovcikova E. Neuropsychologikal level of village children living in polluted environment// Cesk. Psichol. -1997. v.41. — № 3. — P.200 -207
  186. Spence S.H., Dadds M.R. Preventing child anxiety disorders // Behav. Change. 1996. — vl. 13, is. 4. P. 241−249.
  187. Stein R.E.K., et al. Comparison of adjustment of school-age children with and without chronic conditions: Results from community-based samples / Stein R.E.K., Westbrook L.E., Silver I.J. // J. Dev. Behav. Pediatr. 1998. — vl. 19, is 4. P. 267−272.
  188. Stress and vulnerabiliti in medical Students so medical education / Stewart S., Betson C., Marshall I., et al.// Med. Educ.- 1995. — is.2. — vl. 29. — P. 7−119
  189. Strumpf J. A., Fodor I. The treatment of test anxiety in elementary school-age-children review and recomendations. // Child. Fam. Behav. Ther. — 1993. -vl. 15, is. 4. P. 254−258.
  190. Temperament and major depression in 11 to 16 years olds / Goodyer I.M., Ashby L., Altham P.M.E., et al. // J. Child Psychol. Psychiatry Allied Discip. 1993.-vl. 34, is. 8. P. 1409−1423.
  191. Temperamental origins of child and adolescent. Behavion problems from age 3 to age 15 / Caspi A., Henry B., Mcgee R., et al. // Child. Dev. — VI. 66.is.l. -P.55−68
  192. The relations of children’s dispositional prosocial behavior to emotionality, regulation, and social functioning / Eisenberg N., Fabes R.A., Karbon M., et al. // Child. Dev. 1996. — vl. 67, is. 3. P. 974−992.
  193. Thorpe S.J., Salkovskis P. M. Selective attention to real phobic and safety stimuli // Behav. Res. Ther. 1998. — vl.36, is. 5. — P. 471−481.
  194. Tubman J.G. A pilot study of school-age-children of moderate to severe alcohol dependence maternal distress and child outcomes // J. Child Psychol. Psychiatry Allied Discip. — 1993. — vl. 34, is. 5. P. 729−741.
  195. Tubman J.G. Family risk-factors, parental alcohol-use, and problem behaviors among school-age-children // Fam. Relat. 1993. — vl. 42, is. 1. P. 81−86.
  196. Two-dimensional anxiety: A confirmation using a computerized neuropsychological testing of attentional performance / Mialet J.P., Bisserbe J.C., Jacobs A., et al. // Eur. Psychiat. 1996. — vl. 11, is. 7. — P. 344−352.
  197. Veneselli E., et al. Neuropsychiatric aspects in the fragile X syndrome /Veneselli E., Biancherri R., Perrone M.V. // G. Neuropsyichiatr. Evol. -1996.-vl. 16, is. 2. P. 147−154.
  198. Vera L., et al. Social anxiety in insulin-dependent diabetic girls / Vera L., NolettClemencon C., Vila G. // Eur. Psychiat. 1997. — vl. 12, is. 2. P. 58−63.
  199. Vulnerability and temperament in very-low-birth-weight school-aged children / Schraeder B.D., Heverly M.A., Obrien C., et al. // Nurs. Res. 1992. — vl. 41, is. 3. — P. 161−165.
  200. Worden J.W., Silverman P.R. Parental death and the adjustment of school-age children // Omega-J. Death Dying. 1996. — vl. 33, is. 2. P. 91−102.
  201. Yoo J. Multidimentional anxiety responses and cue-utilization processing in a dual-motor task situation // Int. J. Sport Psychol. 1996. — vl. 27, is. 4. — P. 425−438.
  202. Youssef F.A., Goodrich N. Accelerated versus traditional nursing students. Acomparison of stress, critical thinking ability and performance // Int. J. Nurs. Stud. 1996. — vl. 33, is. 1. — P. 76−82.
Заполнить форму текущей работой