Цели, содержание, структура непрерывного образования
![Реферат: Цели, содержание, структура непрерывного образования](https://gugn.ru/work/6591522/cover.png)
Непрерывное образование предполагает, что повышение квалификации специалистов происходит не менее одного раза в течение пяти лет, а профессиональная переподготовка, освоение новых профессий может происходить и по личной инициативе человека, и в порядке производственной или социальной необходимости. Непрерывное образование взрослых может выполнять следующие функции: Образовательный аспект… Читать ещё >
Цели, содержание, структура непрерывного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Непрерывное образование — это процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Первоначально в 50-х — начале 60-х гг. XX в. проблема непрерывного образования рассматривалась исключительно как проблема образования взрослых, более того, как проблема образования с целью компенсации недостатков, упущений школьной подготовки либо образования с целью пополнения знаний в связи с требованиями жизни. Затем, когда жизнь стала выдвигать более существенные требования к уровню образования работников, внимание сосредоточивалось на проблеме повышения квалификации.
Целью непрерывного образования считалось перманентное повышение профессиональной квалификации работника. В основе новой концепции непрерывного образования лежит идея соединения в той или иной форме профессионального образования (или повышения квалификации) с общим образованием на различных уровнях, т. е. рассматривается как образование, которое призвано обеспечить возможность приспосабливаться к жизни в современном обществе.
Непрерывное образование выступает как систематическое пополнение знаний, совершенствование умений и навыков, как образование, не прерывающееся с приходом человека в сферу самостоятельной трудовой деятельности. Необходимость в непрерывном образовании порождена усложнением профессиональной деятельности в период научно-технической революции, ускорением появления новых знаний и устареванием прежних (процесс обновления научных и технологических знаний в большинстве профессиональных областей составляет 4—5 лет), а также тем обстоятельством, что формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности приобрело в настоящее время характер актуальной практической задачи.
Непрерывность образования предполагает два аспекта реализации: личностный и образовательный. Личностный (психологический) аспект предполагает удовлетворение возрастающих потребностей, запросов и интересов личности в образовании, создание возможностей для развития творческой индивидуальности в условиях педагогического сотрудничества, постоянное развитие человека как субъекта деятельности и общения, реализации формулы «образование через всю жизнь».
Образовательный аспект означает, что в принципе непрерывности отражен главный ориентир совершенствования системы образования — достижение целостности образовательного процесса, интегрированности всех его этапов и ступеней. Важно обеспечить преемственность форм, методов и средств обучения на разных ступенях и в различных звеньях системы непрерывного образования.
В современном образовательном процессе в России для реализации принципов непрерывного образования разрабатывается концепция создания университетских комплексов и университетских образовательных округов.
Университетский образовательный округ (УОО) — это специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) вокруг государственного университета федерального ведения, в масштабах города и региона, в которую входят образовательные учреждения различных уровней (школы, лицеи, гимназии, ПТУ, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования, центры повышения профессиональной квалификации работников), различных форм собственности и ведомственной принадлежности с целью обеспечения непрерывности образования, повышения качества общего и профессионального образования учащихся на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета на эти учреждения; преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней; сопряжения всех уровней образования; обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сфер города или региона.
Университетский образовательный округ создается образовательными учреждениями, входящими в состав округа на добровольной основе, при этом все учреждения, входящие в состав университетского образовательного округа, сохраняют юридическую самостоятельность.
Университетский комплекс (УК) является более сложным образованием, поскольку в нем достигается интеграция не только образовательных учреждений разного уровня, но и научных, конструкторских, производственных и иных структур в целях:
- 1) активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности на основе сформированного УК;
- 2) повышения уровня образования и реализации непрерывности образования.
Непрерывное образование создает следующие преимущества:
- — многоуровневая и многопрофильная подготовка кадров в рамках интеграции образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
- — обеспечение преемственности при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- — сквозная стандартизация профессиональных образовательных программ на основе Государственных образовательных стандартов;
- — сокращение образовательной траектории за счет интеграции образовательных учреждений различных уровней подготовки (за счет сокращения сроков обучения);
- — свобождение и перераспределение финансовых средств на развитие учебно-методической базы и социальную защиту обучающихся;
- — создание возможностей для постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения, его творческого потенциала.
Непрерывное образование предполагает продолжение образования в системе послевузовской системы повышения квалификации, дополнительного профессионального образования и второго высшего образования.
Непрерывное образование предполагает, что повышение квалификации специалистов происходит не менее одного раза в течение пяти лет, а профессиональная переподготовка, освоение новых профессий может происходить и по личной инициативе человека, и в порядке производственной или социальной необходимости. Непрерывное образование взрослых может выполнять следующие функции:
- 1) компенсаторную — образование взрослых предоставляет человеку возможность наверстать упущенное по каким-либо причинам в детском возрасте;
- 2) адаптирующую — постоянное приспособление индивида к меняющемуся миру;
- 3) развивающую — непрерывное обогащение творческого потенциала личности.
Основной особенностью учебно-методических материалов для обучения взрослых является их ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся. Самостоятельная деятельность представляет собой самоуправляемые действия на всех этапах процесса обучения: планирования, реализации, оценивания, коррекции.