Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка аппарата обоснования платы и эффективности использования радиочастотного спектра операторами геостационарных систем фиксированной спутниковой службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что в основе методического обеспечения определения величины платы за использование РЧС и процедуры ее взимания с операторов геостационарных сетей ФСС должна лежать система принципов, объединяющая принципы аналогии, международно-правовой защищенности, системности, научной обоснованности, универсальности и оптимальности (рациональности) платы за спектр, совместное рассмотрение и учет… Читать ещё >

Разработка аппарата обоснования платы и эффективности использования радиочастотного спектра операторами геостационарных систем фиксированной спутниковой службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ существующей системы планирования и использования радиочастотного спектра геостационарной орбиты.

ГЛАВА 3.

3.1. стр. 4 12.

Характеристика системы планирования и распределения 12 радиочастотного спектра.

Особенности использования радиочастотного спектра 23 операторами Фиксированной спутниковой службы Российской Федерации.

Анализ существующих методов определения платы за 33 использование радиочастотного спектра и обоснование необходимости их совершенствования.

Выводы по главе 1 47.

Методический подход к обоснованию размера платы за 49 использование радиочастотного спектра операторами геостационарных сетей Фиксированной спутниковой службы.

Основные принципы и способы взимания платы за 49 использование радиочастотного спектра геостационарной орбиты.

Предлагаемый подход к определению размера платы за 62 использование радиочастотного спектра геостационарной орбиты на основе оценки экономических последствий.

Алгоритм обоснования ежегодной платы за использование 69 радиочастотного спектра геостационарной орбиты.

Выводы по главе 2 75.

Результаты моделирования, оценки эффективности и. 77 рисков использования радиочастотного спектра ФСС.

Результаты моделирования и выбора рациональной 77 ежегодной платы за использование радиочастотного спектра.

Оценка размеров высвобождаемой части радиочастотного 95 спектра как показателя эффективности введения платы за его использование.

Оценка рисков использования радиочастотного спектра для 100 операторов спутниковых сетей при введении платы за РЧС.

3.4. Методические положения по взиманию платы за 112 использование радиочастотного спектра операторами ФСС.

Выводы по главе 3 120.

Заключение

123.

Список использованной литературы 129.

Приложение А. Список сокращений 138.

Приложение Б. Обобщенные данные о размере платы за 141 РЧС в ряде европейских государств.

Приложение В. Результаты математического моделирования.

Радиочастотный спектр (РЧС) — специфический ограниченный природный ресурс, рациональное использование которого является одним из определяющих факторов развития радиоэлектронных систем и средств связи различного назначения, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние как на развитие отрасли «Связь», так и на экономическое и социальное развитие нашей страны в целом.

Без постоянного расширения и совершенствования средств и систем связи и вещания, предоставления современных телекоммуникационных услуг государственным и частным организациям и компаниям невозможно динамичное развитие экономики, решение социальных программ, повышение качества жизни современного общества.

Эффективное управление использованием РЧС, которое представляет собой совокупность административных, юридических и технических процедур, направленных на максимизацию числа пользователей в выделяемых участках спектра при условии обеспечения социально-экономических и оборонных потребностей страны и требуемого качества работы радиоэлектронных средств, в условиях рыночной экономики может быть обеспечено только на основе широкого применения экономических методов.

В 80−90 годах система управления радиочастотным спектром, базировавшаяся на. административно-правовых и технических методах, достаточно успешно справлялась с решением практических задач, обеспечивая устойчивое функционирование радиоэлектронных систем. Переход на рыночные отношения определил новые приоритеты в развитии отрасли и поставил на повестку дня решение актуальной задачи повышения эффективности использования РЧС.

В 2003 году в Российской Федерации был принят Закон «О связи», в котором отмечается, что для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. При этом предусматривается установление дифференцированного размера платы в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Введение

указанной нормы для операторов всех телекоммуникационных служб существенным образом изменяет подход к планированию и использованию радиочастотного спектра, побуждая их к рациональному выбору основных и резервных номиналов частот, обеспечивающих, с одной стороны, устойчивое функционирование радиоэлектронных средств, а с другой, — минимизацию дополнительных расходов, связанных с ежегодной и разовой платой за РЧС. Насколько успешно будет решена данная проблема, зависит, прежде всего, от того, какую плату за спектр установит государство для пользователей РЧС и какова будет процедура ее взимания.

Исследованию актуальных вопросов регулирования и использования радиочастотного спектра посвящены работы М. А. Быховского, Е. Е. Володиной, В. Э. Веерпалу, Е. Е. Девяткина, Л. Я. Кантора, В. В. Ноздрина, В. О. Тихвинского, В. В. Фронтова. В трудах ведущих специалистов в области экономики связи В. Б. Булгака, Е. А. Голубицкой, В. Р. Иванова, Т. А. Кузовковой, Н. С. Мардера, Н. П. Резниковой, Л. Д. Реймана показано, что решение проблемы повышения эффективности деятельности операторов связи, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности, невозможно без широкого применения экономических методов управления.

Это в полной мере относится к такому виду ограниченных природных ресурсов как радиочастотный спектр, поскольку из-за отличий в характеристиках распространения волн в различных диапазонах частот и достаточно консервативной (блочной) системы распределения полос частот для служб радиосвязи, спрос на использование РЧС для развития существующих сетей электросвязи и новых технологий существенно превышает его ресурсные возможности.

Анализ практики введения платы за спектр в государствах с развитой рыночной экономикой показывает, что основное внимание уделяется взиманию платы с операторов наземных служб электросвязи и в меньшей степени — спутниковых. Это вызвано, во-первых, тем, что наземные радиоэлектронные средства (РЭС) составляют подавляющую массу используемых радиоэлектронных средств, а, во-вторых, для этих государств, имеющих, как правило, небольшую по протяженности территорию и достаточно высокую плотность населения, спутниковая связь не имеет такого большого значения, как для нашей страны. Для России же с ее огромной территорией и низкой плотностью населения спутниковая связь и вещание играют важную роль для обеспечения как безопасности государства, так и для предоставления населению страны современного комплекса телекоммуникационных услуг, особенно для северных и дальневосточных районов.

Учитывая, что основной объем услуг спутниковой связи, телевидения и радиовещания предоставляется с помощью геостационарных космических систем, относящихся по классификации Международного союза электросвязи (МСЭ) к Фиксированной спутниковой службе (ФСС), при разработке мер по рациональному использованию радиочастотного спектра данного вида служб необходимо учитывать не только специфические технические аспекты их применения в условиях космоса, но и достаточно жесткую регламентацию процессов планирования, выделения и назначения радиочастот в рамках международного Регламента радиосвязи, а также рекомендаций МСЭ, в том числе и по экономическим методам повышения эффективности РЧС.

В настоящее время государственными органами управления в области связи разработан ряд документов, направленных на решение задачи 6 рационального управления радиочастотным спектром с использованием экономических методов, однако область их применения ограничивается, в основном, подвижными системами, а аналогичные документы для спутниковых служб находятся на стадии разработки.

Таким образом, актуальность темы диссертации заключается в том, что в условиях значительного роста спроса на использование радиочастотного спектра в военной и гражданской сферах существует потребность в формировании экономического механизма, позволяющего путем обоснованного назначения платы за спектр уравновесить спрос и предложение, а также стимулировать повышение эффективности использования такого ограниченного ресурса, каким является РЧС геостационарных спутниковых систем и сетей.

Целью диссертационной работы является разработка методического аппарата, применение которого позволит органам государственного управления назначать объективную плату за использование ограниченного радиочастотного спектра, а операторам геостационарных систем Фиксированной спутниковой службы повысить эффективность планирования и использования ими радиочастотного ресурса.

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

— проведен анализ существующей системы планирования и использования радиочастотного спектра геостационарной орбиты и обоснованы основные направления ее совершенствования;

— обоснованы принципы и разработан методический подход к определению рациональной платы за использование радиочастотного спектра операторами геостационарных сетей Фиксированной спутниковой службы;

— осуществлены моделирование и расчеты рациональной платы за РЧС в зависимости от рыночной стоимости участков частотного спектра, 7 технических параметров используемых сигналов и показателей экономической эффективности операторов ФСС;

— проведена оценка эффективности введения платы за РЧС и рисков операторов, связанных с организационно-техническими особенностями регулирования и использования радиочастотного спектра;

— разработаны предложения и практические рекомендации по выбору рациональной платы за использование спектра, процедуре и порядку ее взимания.

Объектом исследования в диссертации является деятельность органов управления в области связи по регулированию использования радиочастотного спектра государственными и коммерческими операторами геостационарных спутниковых систем, а предметом — методический аппарат обоснования рациональной величины платы за радиочастотный спектр операторами систем ФСС, обеспечивающий согласование экономических интересов государства и производителей услуг спутниковой связи.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные положения экономической теории, системного анализа, маркетинга и ценообразования. В работе были использованы методы аналогий, исследования операций, экономико-математического моделирования, сетевого планирования и управления, экспертного опроса.

В качестве информационной базы решения поставленных задач использованы данные официальной статистики Международного союза электросвязи, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, статистическая отчетность операторов спутниковых сетей ФСС, законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам использования радиочастотного спектра, экономическая и специальная литература по теме диссертации, а также результаты специально проведенного единовременного экспертного опроса.

Научная новизна диссертации состоит в разработанном методическом аппарате обоснования рационального размера платы за использование радиочастотного спектра геостационарной орбиты операторами Фиксированной спутниковой службы, обеспечивающей эффективное его использования и согласование взаимных интересов государства и операторских компаний.

К основным результатам работы, отличающимся научной новизной, относятся:

— систематизированные и обоснованные принципы определения рациональной платы за РЧС геостационарной орбиты, включающие принципы аналогии, международно-правовой защищенности, оптимальности, системности и научности, комплексное применение которых позволяет гармонизировать интересы государства и операторов при установлении размеров платежей за ограниченный радиочастотный ресурс;

— обоснованный методический подход определения размеров платы за радиочастотный спектр, основанный на представлении каждой орбитальной позиции на геостационарной орбите как совокупности полезных ископаемых и обеспечивающий возможность применения методов определения размеров платежей (сборов), используемых в ресурсосберегающих отраслях;

— разработанные алгоритм и математическая модель определения рациональной платы за использование РЧС, позволяющие установить научно-обоснованный ее размер в зависимости от рыночной стоимости участков радиочастотного спектра, технических характеристик используемых сигналов, а также показателей экономической деятельности операторов спутниковой связи;

— разработанные частные методики, обеспечивающие возможность оценить эффективность введения экономических мер планирования и использования ограниченного радиочастотного ресурса геостационарной орбиты и риски операторов при взимании платы за спектр, обусловленные дополнительной оплатой резервных радиочастот.

Основные положения, выносимые на защиту могут быть сформулированы следующим образом:

1. Методический подход к определению платы за использование радиочастотного ресурса геостационарной орбиты, взимаемой с операторов Фиксированной спутниковой службы.

2. Методика и алгоритм выбора рациональной величины ежегодной платы за использование участков РЧС с учетом интересов как государства, так и операторов спутниковых сетей.

3. Комплекс частных методик, связанных с оценкой рисков операторов и эффективности использования радиочастотного спектра при введении платы за его использование.

4. Предложения и практические рекомендации по выбору величины, процедуре и порядку взимания платы за радиочастотный спектр.

Практическая значимость проведенных в диссертации исследований состоит в возможности использования научно-обоснованных методик и практических рекомендаций органами государственного управления в области связи при разработке нормативно-правовых документов, а операторам ФСС при осуществлении деятельности, связанной с оплатой радиочастотного спектра.

Реализация результатов. Основные положения и результаты исследований использованы при разработке проектов комплексной Методики расчета разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, Постановления Правительства РФ «Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, взимания такой платы, её- распределения и использования», предложений по планированию и рациональному использованию РЧС для отечественных операторов спутниковых сетей ФСС.

Материалы исследования использовались при выполнении НИР, выполненных в ФГУ 4 ЦНИИ МО, ОАО «Газпром космические системы», ФГУП «ВИГСТАР».

Получены акты об использовании материалов исследований от ФГУП «Научно-исследовательский институт радио», ОАО «Газпром космические системы».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научно-технических совещаниях в Национальной радиоассоциации, во ФГУП «НИИР», ФГУП «ВИГСТАР», ОАО «Газпром космические системы», на научных конференциях и семинарах (2007 — 2009 гг.), представлены в виде опубликованных статей в научных журналах и сборнике трудов МТУ СИ.

Публикации. По материалам и основным результатам диссертации опубликовано 8 печатных работ, в том числе 3 статьи в научных журналах, из них 2 в журналах, рекомендованных ВАК России, и 5 — в сборниках материалов научных конференций и семинаров.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 93 наименований и трех приложений. Основной текст изложен на 137 листах, содержит 23 таблицы, 26 рисунков.

Выводы по главе 3.

1. Практическая реализация разработанного методического подхода и алгоритма расчета рациональной платы за радиочастотный спектр потребовала проведение дополнительных исследований в части обоснования исходных параметров предложенной модели. С этой целью: а) построена математическая зависимость, определяющая величину стоимости РЧС геостационарной орбиты, от совокупности технико-экономических параметров, на основе которой рассчитана среднегодовая стоимость одного стандартного транспондера, тесно коррелирующая со среднемировыми ценамиб) установлена допустимая доля прибыли, которая может быть выделена оператором на оплату используемого РЧС без существенного ухудшения результатов его финансово-экономической деятельности, которая составляет 0,5 процента. Данный параметр был определен на основе экспертного опроса специалистов компаний-операторов спутниковых сетей с обработкой результатов методом Дельфи.

2. С учетом полученных результатов исследований и обоснованных предпосылок по разработанному алгоритму проведены расчеты себестоимости, прибыли и рентабельности операторов ФСС в зависимости от величины платы за один номинал радиочастоты и ширины занимаемой полосы передаваемых/принимаемых сигналов. Доказано, что для каждого типа сигналов существует оптимальная величина платы за используемый радиочастотный ресурс, при которой обеспечивается работа предприятия без существенного ухудшения финансово-экономических показателей, Показано, что ежегодная плата за один используемый номинал радиочастоты может быть одинаковый при различных значениях среднерыночной стоимости стандартного транспондера.

Разработанная методика позволяет провести оценку рациональной платы за использование радиочастотного спектра не только для номиналов радиочастот, но и для группы частот или используемой полосы радиочастот например, полосы шириной 1 МГц) при различных значениях стоимости одного стандартного транспондера и экономических параметрах деятельности оператора Фиксированной спутниковой службы.

3. В качестве показателя эффективности введения платы за использование РЧС предложен параметр, характеризующий высвобождаемую часть радиочастотного спектра при ее применении, с учетом заданных уровня рентабельности и возможного уменьшения прибыли на заданную величину. На основе проведенных исследований и расчетов установлено, что высвобождаемая в результате введения платы за радиочастотный ресурс полоса частот не зависит от типа передаваемого сигнала, а эффективность использования РЧС обратно пропорциональна среднерыночной стоимости стандартного транспондера, с увеличением затрат на создание которого уменьшается частотный ресурс, который может быть освобожден операторами геостационарных спутниковых сетей. Аналогичная зависимость имеет место и при введении слишком высокой платы за частоты, являющиеся причиной высоких цен’на аренду (продажу) радиочастотного ресурса.

4. Показано, что при введении платы за использование радиочастотного ресурса операторы спутниковых сетей могут столкнуться с рисками упущенной финансовой выгоды в виде недополучения прибыли за счет: а) увеличения времени, затраченного на получение Разрешений на использование дополнительных радиочастот в соответствии с существующей процедурой их назначенияб) ограниченной возможности использования большого числа резервных частот в условиях их платности или при необходимости частотного планировании несущих в транспондерах спутников по заявкам клиентов.

Оценка влияния сроков получения нового Разрешения на радиочастоты на экономические показатели операторов ФСС осуществлена с использованием метода сетевого планирования и управления, позволившего определить критический путь процедуры выдачи разрешительных документов. Связав временной параметр с потенциальным объемом получаемой прибыли операторами спутниковых сетей, рассчитаны возможные потери прибыли фирм-производителей услуг при различных сроках оформления Разрешений на номинал или группу частот, составляющие от 1,5 до 4,1% от прибыли для узкополосных несущих и от 8 до 12% для широкополосных несущих.

На основе специально разработанного блока математической модели проведены расчеты потерь прибыли операторов от дополнительной оплаты резервных частот для случаев 2-х, 5-ти и 10-ти кратного резервирования каждого номинала частоты, и установлены оптимальные значения размеров платы за номинал частоты, при которых прибыль компании не выйдет за рамки заданных ограничений.

5. Разработанные методические положения по взиманию платы за использование РЧС операторами ФСС содержат рекомендации по процедуре и порядку расчетов предприятий гражданского и коммерческого назначения с бюджетом по поводу разовых и ежегодных платежей за частотный ресурс основного и резервного применения.

Показана необходимость корректировки заявительных документов, представляемых в уполномоченные радиочастотные органы Российской Федерации, а также разработки нормативно-правовых и методических документов, предусмотренных Статьей 23 ФЗ «О связи», учитывающих экономические, технические, организационные, юридические и политические аспекты, которые носят взаимосвязанный характер и обеспечивают при внедрении платы за РЧС гармонизацию интересов основных участников рынка услуг фиксированных спутниковых сетей — государства, операторов ФСС и потребителей услуг, предоставляемых на основе радиочастотного ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Эффективное управление использованием радиочастотного спектра, являющегося специфическим ограниченным природным ресурсом, направленное на максимально возможное увеличение числа пользователей в выделенных участках частотного диапазона при обеспечении социально-экономических и оборонных потребностей страны и соблюдении требуемого качества работы радиоэлектронных средств, невозможно без применения экономических методов, обеспечивающих согласование интересов государства, операторских компаний и потребителей услуг. Показано, что вследствие отличий в характеристиках распространения радиоволн в различных частотных диапазонах и блочной системы распределения полос частот для служб радиосвязи, спрос на использование РЧС для развития традиционных услуг и новых технологий существенно превышает его • ресурсные возможности. Важным стимулом к рациональному использованию радиочастотного спектра, обеспечению его конверсии и. финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот является введение платы, взимаемой с пользователей частотного ресурса — операторов Фиксированной спутниковой службы.

2. Проведенный анализ системы планирования и распределения РЧС в рамках международного Регламента радиосвязи, норм и рекомендаций Международного союза электросвязи, нормативно-правовых актов Российской Федерации, зон компетенции Государственной комиссии по радиочастотам и Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, показал крайне малую долю рассматриваемого природного ресурса, выделенного для использования в гражданских целях, в то время как развитие спутниковой связи играет важную роль для интенсификации экономики, повышения социального уровня жизни общества, активизации человеческого потенциала во всех сферах жизнедеятельности в странах, имеющих большую территорию и неравномерную плотность населения, к числу которых относится Россия. В то же время использование радиочастотного спектра геостационарной орбиты Фиксированной спутниковой службы происходит в условиях перегрузки всех участков РЧС, что требует от регулирующих органов международного и национального уровня принятия комплекса мер правового, организационно-технического и экономического характера для повышения эффективного использования данного вида ограниченного природного ресурса на основе введения платы за его эксплуатацию.

3. Систематизация и анализ применяемых в мировой практике методов определения платы за использование радиочастотного спектра, включающих методы, основанные на:

• компенсации административных затрат;

• учете технологических характеристик систем;

• погашении затрат на высвобождение и перераспределение РЧС;

• определении конкурентной цены за ресурс;

• дифференцированной плате в зависимости от диапазона или ширины полосы частот;

• формирование платы за спектр на основе доходов операторов показало, что ни один из них не может быть применим для наземных сетей и служб, так как не в полной мере учитывает нормативно-правовые и технико-технологические особенности применения спутниковых систем связи, функционирующих на геостационарной орбите, что обусловило необходимость i.

I разработки специального методического аппарата для обоснования видов и размеров платы как факторов повышения эффективности использования радиочастотного спектра операторами Фиксированной спутниковой службы.

4. Показано, что в основе методического обеспечения определения величины платы за использование РЧС и процедуры ее взимания с операторов геостационарных сетей ФСС должна лежать система принципов, объединяющая принципы аналогии, международно-правовой защищенности, системности, научной обоснованности, универсальности и оптимальности (рациональности) платы за спектр, совместное рассмотрение и учет которых позволяют более точно и обоснованно разработать алгоритм и формализованный аппарат решения поставленной научной задачи. Доказано, что предложенный принцип аналогии, позволяющий интерпретировать каждую орбитальную позицию на геостационарной орбите как «совокупность месторождений полезных ископаемых», обеспечивает возможность использования методических подходов и математических моделей, разработанных для применения в ресурсодобывающих отраслях. При этом ежегодная плата за использование РЧС может быть сопоставлена с таким видом платежа за добычу и использование минерально-сырьевых ресурсов как роялти, достоинством практического применения которого является простота расчетов и администрирования, а также гарантия поступления соответствующих отчислений от доходов компаний в бюджет государства.

5. Разработанный алгоритм и методический подход к обоснованию платы за использование радиочастотного спектра предусматривает определение научно-обоснованной величины платы за эксплуатацию частотного ресурса, выделенного для оказания государственных и коммерческих услуг операторами геостационарных сетей ФСС, учитывающей рыночную стоимость участков РЧС, технические характеристики используемых сигналов и экономические показатели деятельности операторских компаний. Алгоритм предусматривает возможность включения средств на оплату спектра в затраты, предприяти при условии, что совокупная их величина не повлечет за собой существенного снижения результатов деятельности оператора, а уменьшение прибыли и рентабельности, вызванное введением платы за использование радиочастотного спектра будет находится в заданных пределах. При этом предложенная математическая модель позволяет проводить расчеты рациональной платы за использование РЧС при заданной величине результирующих показателей эффективности для каждого номинала радиочастот определенной полосы, а также формировать матрицу допустимых значений уменьшения прибыли, на основе которой обеспечивается возможность выбора такого значения платы, которое не влечет за собой сколь-либо ощутимых экономических потерь для операторов геостационарных сетей ФСС.

6. С целью практической реализации разработанного методического подхода построена математическая модель, позволившая рассчитать стоимость стандартного транспондера, а на основе экспертного опроса представителей регулирующих органов и специалистов компаний-операторов спутниковых сетей обоснован допустимый процент снижения прибыли, вызванный введением платы за спектр, равный 0,5% прибыли от сдачи в аренду частотного ресурса. Апробация методического аппарата определения рациональной платы за использование РЧС показала, что наиболее чувствительными к величине платы за частотный ресурс является узкополосные несущие, являющиеся наиболее перспективными с точки зрения эффективного использования радиочастотного спектра. В качестве рациональной ежегодной платы для узкополосных несущих можно рекомендовать величину, равную 10 руб. за номинал, для несущих с шириной полосы от 128 кГц до 1024 кГц — 100 руб. за номинал, для широкополосных несущих — 500 руб. за номинал, а для несущих этого же диапазона шириной от 10МГц и выше плата за РЧС может достигать 1000 руб. за номинал в год при1 сохранении показателей прибыли и рентабельности в пределах, обеспечивающих операторам эффективную работу. Показано, что предложенная методика позволяет также определять плату не за номинал, а за использование группы частот или их полосы при различных значениях стоимости стандартного транспондера и экономических параметрах деятельности оператора, что придает ей большую универсальность в практическом применении.

7. Для оценки эффективности введения платы за радиочастотный спектр разработан формализованный подход, основанный на определении части высвобождаемого радиочастотного спектра в зависимости от среднерыночной стоимости одного стандартного транспондера, заданных рентабельности и допустимого уменьшения прибыли. Доказано, что высвобождаемая в результате введения платы полоса РЧС не зависит от типа передаваемого сигнала и занимаемой полосы частот, вследствие чего более эффективно использовать для передачи (приема) информации узкополосные сигналыабсолютная величина высвобождаемой полосы радиочастотного спектра обратно пропорциональна среднерыночной стоимости стандартного транспондера, а введение слишком высокой платы за частоты при сохранении высоких тарифов за аренду радиочастотного ресурса приводит к снижению объема высвобождаемого радиочастотного спектра и уменьшению эффективности его использования.

8. Показано, что введение платы за использование РЧС создает риск. потери прибыли предприятия за счет дополнительной оплаты резервных радиочастот, необходимых для осуществления операторской деятельности. Результаты проведенных расчетов свидетельствуют о возможной потере прибыли оператора из-за дополнительной оплаты резервных радиочастот в случае десятикратного резервирования в размере от 2,6 до 9,2% в зависимости от ширины занимаемой полосы сигнала. Разработанный блок математической модели обеспечивает возможность определения максимального числа резервных частот в каждом диапазоне, наличие которых у оператора не приведет к существенному уменьшению его прибыли при установленных размерах платы за РЧС.

Для снижения степени риска финансовых потерь операторов ФСС в результате превышения фактического времени на получение Разрешения на использование дополнительных радиочастот над нормативным сроком, определяемым существующей процедурой их назначения, разработаны сетевой график, практическая реализация которого позволит оптимизировать сроки получения разрешительных документов и уменьшит вероятность недополучения прибыли от реализации услуг.

Разработанные методические рекомендации по процедуре и порядку определения размеров платы за использование радиочастотного спектра и расчетов операторов геостационарных спутниковых сетей гражданского и коммерческого назначения с бюджетом по поводу платежей за частотный ресурс основного и резервного применения с учетом экономических, технических, организационных, юридических и политических аспектов направлены на согласование интересов государства, операторов и потребителей как основных участников рынка услуг фиксированных спутниковых сетей.

Таким образом, полученные в диссертации новые научные результаты, прикладные методики и конкретные рекомендации представляют собой систему обоснованных организационно-экономических решений, использование и дальнейшее развитие которых будет способствовать повышению эффективного использования специфического ограниченного природного ресурса — радиочастотного спектра в процессе его задействования для оказания телекоммуникационных услуг операторами геостационарных сетей Фиксированной спутниковой службы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция развития национальной системы спутниковой связи и вещания на период до 2015 г., одобрена НТС МС 16.07.2003. Постановление № НТС-7.
  2. Кодекс Республики Казахстан. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) // Юридическая газета. — 2001. 27 июня. — № 29.
  3. О введении платы за использование радиочастотного спектра. Постановление Правительства Рос. Федерации от 02.06.1998 № 552.
  4. О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Стенографический отчет о заседании Президиума Государственного Совета. 17 июля 2008 года, г. Петрозаводск.
  5. О сближении распределения и условий использования полос радиочастот в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот. Постановление Правительства Рос. Федерации от 26.05.2000 № 413.
  6. Положение о Государственной комиссии по радиочастотам. Постановление Правительства Рос. Федерации от 02.07.2004 № 336.
  7. Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств: Решение ГКРЧ от 09.08.2004, Протокол № 04−01.
  8. Положение о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе * электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам: Решение ГКРЧ от 27.09.2004 № 04−02−03−001, 18 с.
  9. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Постановление Правительства Рос. Федерации от 02.06.2008 № 419.
  10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы). Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 19 января 2006 г. № 38- р.
  11. Регламент радиосвязи Российской Федерации: утвержден и введен в действие Решением ГКРЧ от 28.09.1998 г.
  12. Республика Азербайджан. Законы. О связи//Собрание законодательства Азербайджанской Республики. -1997. 20 июня. — № 6.
  13. Республика Беларусь. Президент. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 240 «О плате за использование радиочастотного спектра» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 16, 1/8265.
  14. Республика Молдова. Законы. Закон об электросвязи Республики Молдова. 1995. — 7 июля. — № 520//Monitorul Oficial. -2002. — 23 апреля, — ст. 393 стр.3.
  15. Республика Туркменистан. Законы. О радиочастотном спектре, от 15.06.2000 II http://www.medialaw.ru.
  16. Республика Узбекистан. Законы. О радиочастотном спектре. № 725−1 от 25.12.1998 // http://www.medialaw.ru.
  17. Республика Украина. Законы. О радиочастотном ресурсе Украины, № 1770−111 от 01.06.2000 // http://www.base.sprinform.ru.
Заполнить форму текущей работой