Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Альфонсов, В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М, 1966; Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25−26.11.2001 (доклад) — Баль М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23). С. 25−28- Батракова. С. П. Искусство и миф: Из истории… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Адаптация идеи нового искусства Г. Аполлинера в художественной теории и практике кубизма
    • 1. Противоречие теории и практики кубизма
    • 2. Мифологема, кубизм и орфизм: взаимопроникновение поэзии и живописи
    • 3. Метафизика цвета и звука в художественномзнании Франции начала XX века
  • Глава 2. Интерпретация Дада ирреализмом эстетических воззрений Г. Аполлинера
    • 1. Эстетический вкус эпохи и особенностиилевых триад кубизма и орфизма
    • 2. Взаимодействие внутрихудожественных ициальных факторов в искусстве Франции 20-х гг
    • 3. Особенности французской психологии и манифест Г. Аполлинера. (К вопросу о Дада ирреализме)

Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности того или иного явления в искусстве всегда сопряжены с действием внешних и внутренних факторов художественного и исторического процесса. Помимо эстетического наслаждения реципиент постигает и некоторую Л информацию о мироощущении эпохи, к которой принадлежит художественный объект. Произведение искусства, таким образом, как подвергает влиянию, так и подвергается влиянию само. Любой художественный объект, будь то картина, стихотворение или симфония, помимо внутреннего мира его создателя претворяет также менталитет эпохи в целом, это выражается посредством выразительных средств, тематики и т. д. Причём, вырабатывая вкусовые установки своей эпохи, художественный объект одновременно создаёт новые эстетические ориентиры, формируя новое видение самого объекта. Таким образом, искусство регенерирует само себя и оказывает действие на способы ^ восприятия и мышление в других сегментах культуры.

При изучении определённого направления в искусстве нужно рассматривать его не только под углом внутрихудожественных проблем, но и подвергая социокультурному анализу, а потому анализ становления любого художественного явления будет лежать на грани психологии, эстетики, этики, социологии и непосредственно искусствоведения. Так Арнольд Хаузер в начале XX века писал о сочетании различных художественных и внехудожественных элементов в рамках одного произведения искусства1. Учёт как можно большего количества внутрихудожественных и внехудожественных аспектов позволяет ^ максимально близко приблизиться к пониманию эволюции художественного процесса. Синхроничечкий подход в изучении художественного процесса А.

1 Hauser A. The Social History of Art. L., 1951.

Хаузера и Э. Панофского2 даёт возможность в полном объёме приступить к анализу предмета, подвергая его разным уровням исследования от психологического до историко-антропологического.

Особенность таких явлений, как кубизм или орфизм, изучаемых в данной работе, заключена не только в особенности форм, образности, стилистики (внутрихудожественных характеристиках), но и во внехудожественных проявлениях этих явлений, там, где внутренняя логика произведения переплетена с логикой процессов, происходящих вне искусства.

В обоих явлениях размыт основополагающий элемент, принадлежащий одновременно разным видам искусства: живописи и поэзии. Такие явления характерны для переходных процессов в культуре.

Так, конец XIX — начало XX века можно назвать переходной эпохой в европейской культуре, когда осуществлялся отказ от накопления наработок прежней эпохи и происходили эксперименты, нащупывающие новые типы художественной целостности. О переходности эпох писали в своих теоретических работах многие мыслители: Аверинцев С.С.3, Батракова С.П.4, Бауман З.5, Бердяев H.A.6, Бессонова М.7, Бобринская Е.8, П. Бурдье9, Вагнер Р.10, Вёльфлин.

2 Hauser A. Philosophy of Art History. L., 1956 Panofsky E. The Meaning the Visual Art. N.Y., 1955 Panofsky E. Studies in Iconology. Oxford, 1939.

3 Аверинцев C.C. «Морфология культуры» О. Шпенглера// Вопросы литературы, М. 1968. № 1.

4 Батракова. С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002.

3 Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 5.

6 Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990. С. 162−174;

Бердяев H.A. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре // Хрестоматия по культурологии. М., 1998. С. 404−415, 81−104 .Бердяев Н. А. Кризис искусства. М., 1990; Бердяев Н. А. Смысл творчества. Оправдания человека.

М., 1916; Бердяев H.A. Кризис искусства. М., 1918; Бердяев H.A. Пикассо. София., 1914.

7 Бессонова М. Диалог культур как способ существования в изобразительном искусстве XX века. Диалог культур. М., 1994.

8 Бобринская Е. Концепция «нового человека» в эстетике футуризма. // Вопросы искусствознания, № 1,М&bdquo- 1995.

9 Бурдье П. Структура, габитус, практики II Журнал социологии и социальной антропологии.

М., 1998, № 2.

Г. 11, Вебер А.12, Гароди Р.13, Гудков Л.Д.14, Гуссерль Э.15, Зиммель Г. 16, Ильин И.17. Кривцун O.A.18, Шпенглер О.19, Штомпка П. 20, Шюц А.21, Зельдмайр X.22, Ядов В.А.23, Якимович А.24,а также авторы нескольких коллективных исследований25. Особенность функционирования искусства в переходную эпоху всегда связана с ф разрывом с традицией и мутацией форм и приёмов: отказом от норм и канонов предшествующей устойчивой эпохи и приятие элементов других эпох, не характерных для предшествующей устойчивой эпохи. В процессе поиска подобная эпоха всегда сталкивается с проблемой эклектики, освобождающей культуру от доминирования какого-то определённого стиля (барокко, постмодернизм). Нащупывая новые пути в искусстве путём экспериментов, переходная эпоха отказывается от чёткой идеологии и полагается на интуицию, обращаясь к иррациональному и чувственному, совмещению в рамках одного.

10 Вагнер Р. Социология: к вопросу о единстве научной дисциплины // Социологический журнал. 1996. № ¾.

11 Вельфлин Г.: Классическое искусство. М., 1997.

12 Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7−40.

13 Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961.

14 Гудков Л. Д., Дубин Б. В.

Литература

как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994; Гудков Л., Дубин Б., Страда В.

Литература

и общество: введение в социологию литературы. М., 1998.

15 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.

16 Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Избранное, М. 1996; Зиммель Г. Философская культура. М., 1911; Зиммель Г. Конфликт современных культур, М., 1918; Зиммель Г. Философия культуры. В 2-х тт.(: Т.1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т.2. Женская культура. Мода. Приключение). М., 1996.

17 Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

18 Кривцун O.A. Художественное творчество в условии относительно устойчивой и переходной культурной эпохи // Его же. Эстетика, М. 2003.

19 Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999.

20 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

21 Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1.

22 Эельдмайр X. Искусство и истина. Спб. 2001.

23 Ядов В. А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.

24 Якимович А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940;х — 1960;х годов на Западе и в России.

М.

25 Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. // отв. ред. H.A. Хренов, М., 2001; Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории и культуры. // отв. ред. H.A. Хренов, М. 2000 произведения трагического и комического и смещению акцентов. В отсутствии единой идеологии в переходную эпоху предметом отображения действительности становится внутренний мир самого художника (романтизм).

Но, несмотря на это, внутрихудожественный фактор в процессах творчества не является единственным. Экономические, социальные и политические изменения также влияют на сознание людей, и потому эти изменения отражаются и на поэтическом языке, о чём писал в начале XX века А. Н. Веселовский26. Отсюда рождается особое отношение к предмету, особое отношение к форме в начале XX века, которое открывает для поэзии новые возможности, через переосмысление соотношения «вещи» и «слова», вещи и её поэтического символа, смысла. М. Фуко, прослеживая историко-художественную модификацию слова, выделяет три стадии этой связки27: слово-символ, слово-образ и слово-знак. Последняя связка, как раз соответствует сознанию нашей эпохи, в которой «слово становится знаком в системе знаков, художественное воздействие которого определяется связью последнего со всей толщей его прошлого"28. Опыты Г. Аполлинера в области поэзии, когда слово превращается в знак, привели как раз к появлению на свет такого культурного явления, как литературный кубизм.

Творческие замыслы автора всегда сопряжены с духовными интересами эпохи, которые зависят и от социо-экономических изменений. Художественное видение автора может не совпадать с художественным видением эпохи, однако, одно с другим находится в постоянном диалоге. Так скажем, столь разные по манере игры музыканты, как Д. Эллингтон, Б. Эванс, Ч. Паркер, соучаствовали в создании единого культурного явления — джаза, ставшего определённой эпохой в.

26 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

27 Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977 истории музыки. И хотя средства музыкальной выразительности и эстетические цели этих музыкантов были различны, мы способны отличить их произведения от произведения композиторов XX века, писавших классическую музыку.

Этот пример доказывает возможность сосуществования в одну и ту же эпоху различных типов художественного видения. Так разные типы художественного видения: базовый для кубизма, основной — Пикассо и, отчасти противостоящий ему, тип художественного видения Аполлинера, позволили появиться на свет такому направлению в живописи как орфизм, находящемуся в диалоге с кубизмом. Но на субъективное видение живописного процесса накладывается печать культурно-исторической обусловленности. И зритель также несёт в себе определённый тип художественного видения, от которого зависит успех или провал того или иного произведения. Каждая новая эпоха устанавливает свою, новую художественную трактовку мира. Соответствие художественного произведения мировосприятию зрителя, его трактовке мира, как раз и гарантирует успех произведению29. Так кубизм являлся не просто направлением в живописи начала века, это был стиль культуры, стиль эпохи, образ жизни. Орфизм же, наоборот, аккумулировал в себе ценности былых эпох, являя собой принцип Г. Вёльфлина, заложенный им в «Основных понятиях.

40 истории искусств", о том, что чередование принципов художественного видения происходит, не образуя единого вектора. Приёмы, характерные для импрессионизма и фовизма, ушедшие в прошлое, воскрешались вновь. Но, открытие прошлого на новых этапах истории всегда совершается на иной культурной почве, поэтому заимствованные приёмы художественного видения.

28 Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998, С. 149.

29 Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996,.

N22.

30 Г. Вельфлин. Основные понятия истории искусств. М. 1930 оказываются тождественными не самим себе, не повторяют в точности отработанные функции.

Феномен литературного кубизма и орфизма, связанный с именем Г. Аполлинера, свидетельствует об одновременном сосуществовании разнонаправленных процессов между искусством и культурой и подчёркивает с одной стороны зависимость искусства от множества внехудожественных факторов, а с другой стороны показывает преодоление искусством тех самых факторов. Таким образом, искусство является одновременно как обусловленным, так и обусловливающим началом, таящим в своих проявлениях множество тайн и загадок.

Культурная ситуация 10−20ых годов XX века и по нынешний день притягивает к себе исследователей, как в Европе, так и в России. Одно из наиболее известных и популярных течений в живописи и в мироощущении того времени был кубизм. Много существует статей, посвящённых социальным и культурным предпосылкам возникновения кубизма, но всё же, как и в начале прошлого века, кубизм остаётся наименее «теоретизированным направлением» в живописи. Одной из наиболее важных загадок, оставленных кубизмом, является взаимоотношение теоретика кубизма Г. Аполлинера и художников кубистов. Здесь очередной раз встаёт вопрос о значимости личности в истории, о совпадении и несовпадении теории и практики, о разнице ощущения времени теоретиком и художниками, об аргументации эстетических воззрений, которые привели к мифологизации самого кубизма. В связи с этим возникает вопрос об общем и различном в восприятии эпохи художниками-кубистами и Аполлинером, о характере трактовки ими одних и тех же фактов. Анализ статей Аполлинера и сопоставление его вкусовых предпочтений в поэзии и в других видах искусства даёт возможность в очередной раз приблизиться к пониманию мироощущения Аполлинера, проливает свет на природу творческих установок кубизма, что небезынтересно, и для понимания процессов формообразования в авангардных течениях современного искусства. Данная работа даёт возможность не только взглянуть под другим ракурсом на искусство начала XX, но и попытаться проникнуться ощущением эпохи посредством вживания в идеи одной из ключевых фигур того времени, Г. Аполлинера.

Объектом данного исследования является непосредственно сам феномен кубизма (его литературные и живописные проявление в контексте идеи «нового искусства») и его трактовка теоретиками и практиками кубизма. Одна из задач работы — попытаться понять, что такое «новое искусство» (на примере живописи начала века) и попытаться дифференцировать его отличие от искусства уходящей эпохи. А также понять какие смысловые акценты расставлял Аполлинер при разработке понятия орфизм, одной из ипостасей кубизма, культивируемого им.

Объект исследования ограничен временными и пространственными рамками. Это Франция 10−20-ых годов XX века. Само понятие «нового искусства» в работе рассматривается как французское, соответствующее конкретной эпохе, а потому не ставит задачей анализ направления кубизма в течение всего XX века.

Предметом исследования данной работы являются эстетические взгляды, теоретические работы и творчество следующих персоналий: Гийом Аполлинер (1880−1818), Робер Делоне (1885−1941), Пабло Пикассо (1881−1973), Макс Жакоб (1876−1944) и Блез Сандрар (1887−1961). В большей или меньшей степени, в разные периоды своего творчества все они обращались к кубизму. Но каждый, являясь самобытным художником, которого трудно подвести под общий знаменатель кубизма, понимал и относился к нему по-своему. По общему признанию, Аполлинер является первым человеком от кубизма, который попытался его теоретизировать и дать ему объяснение.

Отдельная тема исследования — «литературный кубизм», спор, о существовании которого до сих пор идёт между исследователями кубизма. Задача исследования — на примере текстов Аполлинера, Жакоба и Сандрара, которых принято относить к «литературным кубистам», попытаться проникнуть в сущность этого явления и попытаться понять, можно ли действительно говорить о кубизме в литературе или это — очередной миф XX века.

Разница восприятия поэтами и художниками явления кубизма, разница развёртывания этого явления в литературе и живописи приводит к разным формам понимания сущности кубизма, в связи с чем важно появление такого направление в живописи, как «орфизм», апологетом которого являлся Г. Аполлинер. В этой связи автор обратил особое внимание на формы взаимодействия поэзии и живописи, вербального и визуального языка культуры31.

31 Альфонсов, В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М, 1966; Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25−26.11.2001 (доклад) — Баль М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23). С. 25−28- Батракова. С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002; Батракова С. П. Критский миф Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25−26.11.2001; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бессонова М. А. Анри Руссо и французские наивы. // Примитивы и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени, М., 1983; - Бессонова М. А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир КандинскогоМ., 1999. с.9- Бессонова М. А. Руссо и Пикассо. Столкновение наивной живописи Руссо с профессиональным авангардизмом его эпохи. // Советское искусствознание. М., 1974; Бессонова М. А. От Малевича до Кабакова. Мифы русского авангарда в судьбах поколений, (соавтор каталога). // Вопросы искусствознания, № 1, 1993; Бессонова М. А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир КандинскогоМ., 1999. с.9- Бобринская Е. «Автографические книги» Алексея Крученых. // Искусство, № 1. М., 1993; Бобринская М. Визуальный образ текста в русском кубофутуризме. // Экспериментальная поэзия. Кенигсберг-Мальборк, с.32−53, 1993; Бобринская М. Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства. // Вопросы искусствознания 1Х (2), с.439−458, М., 1993; Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания, 1995. N 1 — 2- Бобринская Е. «Предметное умозрение». К вопросу о визуальном образе текста в кубофуту-ристической эстетике. // Вопросы искусствознания, № 1, М., 1993; Бобринская М. Теория «моментального творчества» А. Крученых. Терентьевский сборник 2, «Гилея», с. 13−42? 1998; Бобринская М.

АО.

Отдельная тема исследования — особенности французского менталитета и соответственно французской культуры, которая напрямую связана с единством эстетического вкуса нации. В связи с чем встаёт вопрос о разных судьбах развёртывания таких «новых» направлений в культуре во Франции 10−20ых гг., как дадаизм и сюрреализм, и их соответствии французскому вкусу. Также здесь возникает проблема единства восприятия и понимания эпохи социумом (особенности ощущения мира посредством глаза и посредством уха, ориентированность культуры на визуальное и на музыкальное восприятие художественного объекта).

В ходе анализа эстетических взглядов Аполлинера возникают и дополнительные проблемы: особенности эволюции художественного вкуса, пластического и живописного восприятия картины мира, несоответствия одного и того же явления в разных видах искусства, бифуркации художественных стилей, самоэксклюзии и самоинклюзии искусства, а также отношения субъекта и социума к одному и тому же явлению.

Эра превращения элементов. // Художественный журнал, N12, с.15−17, 1993; Бусев М. А. Коллаж: от кубизма к сюрреализму // Сюрреализм и авангард: материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., 1999. С. 98−105- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. T.V. М., 2001; Валери П. Об искусстве. М., 1993; Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999; Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Л., 1928; Дмитриева H.A. Изображение и слово. М., 1962; Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424−425- Кривцун O.A. Эволюция художественных форм. М., 1991; Мондриан П. Пластическое искусство и Чистое пластическое искусство. // Метафизические Исследования. № 13, СПб., 2000. с. 326−327- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999; Польдяева Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. М., 1997. С.603- Раппопорт, С.Х., От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978; Раппопорт C.X. Взаимодействие и синтез искусств (сб.статей) JL, 1978; Родькин П. Новая визуальная революция Взгляд. Анализ. Предвидение. М., 2001; Савенко С. И. Пикассо и Стравинский // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25−26.11.2001; Турчин B.C. Василий Кандинский: дух, стиль, романтика. // Искусство М., 1989, № 2- Турчин B.C. «Желтый звук» — композиция В.Кандинского. // Декоративное искусство, N 1−2 1993, // В. В. Кандинский в Московском университете. // Вопросы искусствознания, 1993, № 2−3- Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994; Царькова Т. С. Слова и краски: Надписи на картинах русского авангарда // Русская литература. 1994. № 3. С. 141−151- Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его наименование) // Мышление и речь. М., 1960. С.5−47- Якимович А. Восстановление модернизма. Живопись 1940;х — 1960;х годов на Западе и в России. М.- Якимович А. Социальное начало в искусстве Веласкеса. // Советское искусствознание' 83, 1979, № 1.

Существует много работ, посвящённых связям Аполлинера и кубистов, но по большей части это работы искусствоведческого или научно-популярного характера32, не ставящие перед собой задачи углубиться в эстетическую проблематику и сопоставить теоретические взгляды Аполлинера и художников-кубистов. Однако, существуют серьёзные исследования, приближающие нас к этой теме.

Наиболее значимой монографией об Аполлинере по сей день остаётся книга польского учёного Ю. Хартвиг33. Целью её исследования является желание представить Аполлинера таким, каким он был со всеми его достоинствами и недостатками. Но при всём при том, эта книга является биографией поэта и не ставит перед собой задачи останавливаться подробно на тех или иных взглядах Аполлинера.

Лучшие статьи, касающиеся «кубистских» взглядов Аполлинера, написаны Л.-К. Брёнингом34 и Дж.-К. Шевалье35. Оба исследователя прослеживают эволюцию эстетических взглядов Аполлинера на живопись с 1905 по 1918 г. Также Брёнинг и Шевалье являются авторами, обратившими внимание на несоответствие названия и содержания книги Аполлинера «Художники кубисты», сопоставивших разные издания этой книги и поднявших вопрос об орфизме.

О взаимоотношении Аполлинера с художниками-кубистами существует достаточное число монографий, составленных западными учёными.

32 Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900;1910. М., 2000; Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905;1930. М., 2000; Matamoro В. Apollinaire, Picasso у el cubismo poetico И Cuadernos hispanoamer. Madrid, 1991., N 492. — P. 29−38- Michel A. Media theory: On the legacy of the avant-gardes in Cari Einstein and Walter Benjamin // South Atlant, quart. Durham, 1997. — Vol. 96, N 4. — P. 729−740- Иванов В. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М&bdquo- 2000., С. 424−425.

33 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971.

34 Breuning L.-C. Apollinaire et «Les Peintres cubistes» // «La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69−70.

35 Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes II La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69−70 исследователями36, а также научных статей и книг, написанных современниками Аполлинера37. В отечественном искусствознании нет специальных работ, посвящённых критике Аполлинера, а также работ, ставящих себе задачу проанализировать изменение эстетических взглядов Аполлинера, однако, существуют статьи, посвящённые в целом творчеству Г. Аполлинера, затрагивающие отношения Аполлинера и художников его времени38.

Что касается оценки музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера, монографий специально по данному не существует, но многие исследователи касались метафизики цвета и звука в художественном сознании XX века39. Лишь в 1969 году были опубликованы доклады, зачитанные на симпозиуме в Ставло, посвящённые «Аполлинеру и музыке», но и они не касались эстетических взглядов поэта.

36, Cadou R.G. Le Testament d’Apollinaire. P., 1980; Cadou R.G. G. Apollinaire and the Cubist life. L., 1961; Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Decaudin M. G. Apollinaire. Etudes et Informations. P., 1964; Burgos J., Caizergues P. Apollinaire en 1918. P., 1988; Caizergues P. Apollinaire journaliste. P., 1979; Cadou R.G. Esthetique de M. Jacobe. P., 1956; Kamber G. M.J. and the poetics of cubism. B.-L., 1971; Cendrars M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Stazinskiy J. Materiaty do studiow i dyskusji. W., 1955; La Boite aux Lettres des Treize. 30.08.1910; Daix P. La vie quotidienne des surrealistes 1917;1932. H., 1993; Rouveyre A. Amour et poesie d’Apollinaire. P., 1955; Hubert R.R. L’elan vers l’actuel dans la poesie d’Apollinaire et de Breton. // La revue des lettres modernes P., 1964.

37 Salmon A. L’Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Francaise. P., 1912; Delaunay R. Du cubisme a l’art abstrait. P., 1957; La Ruche — L’ecole de Paris a Montparnasse. T., 1910; Salmon A. Souvenirs sans fin (premiere epoque, 1903;08). P., 1955; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996.

38 Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996; Балашова Т. В. Французская поэзия XX века. М., 1982 Буачидзе, Г. С. Аполлинер и пути развития французской поэзии: (К пробл. традиции и новаторства). Тбилиси, 1989; Постовалова А. Традиции Г. Аполлинера в творчестве Л. Арагона // Гуманитарные науки. Ташкент, 1989.С.61−66- Будагова JI.H. «Зона» Аполлинера и чешская поэзия 20-х гг. XX в II Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996. С. 162−190- Юровская Э. Аполлинер и де Кирико И Рус. мысль = La pensee russe. — Париж, 1997 N 4199. С. 13- Швейбельман Н. Ф. В поисках нового поэтического языка: проза Г. Аполлинера // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень, 1998. С. 82−95- Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424−425.

39 Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград. 1999; Онеггер А. О музыкальном искусстве. М., 1975; Сабанеев J1.JI. Воспоминания о Скрябине. М., 2000; Сухотин М. О двух склонностях написания слов (о конкретной поэзии) // НЛО, N16, 1995; Apollinaire et la Musique // actes des Colloque, Stavelot, 1969, Blachere J.-C. Le primitivisme d’Apollinaire. P., 1944, Goulli S. el Picasso: Occident et Afrique-Orientale, A., 1977 О.

Анализ разных мнений и концепций отечественных и зарубежных исследователей, связанных с эстетическими воззрениями Аполлинера изложен в первой и второй части диссертации.

Разрабатывая концепцию диссертации, автор отталкивался от трудов Г. Аполлинера40, А. Бретона41, Р. Делоне42, М. Жакоба43, К. Малевича44, А. Оннегера45, П. Пикассо, Б. Поплавского46, А. Сальмона47, Б. Сандрара48, Т. Тцарра49, Э. Сати, Методологическими импульсами исследования явились идеи, содержащиеся в работах Адорно Т.В.50, Арнхейма Р.51, Барта Р.52, Бердяева H.A.53, Бодлера Ш. 54, Бранского В.П.55, Брёнинга J1.-K. 56, Бреннера Ж.57,.

40 Аполлинер Г. Писатели Франции о литературе // Новое сознание и поэты М., 1978; Аполлинер Г. Проза Г. Аполлинера. Расторгуев А. М., Дипломная работа, Литературный ин-т. им. Горького, 1999; Аполлинер Г. Стихи. Кишинёв, 1996; Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. С.-П., 1999; Apollinaire G. Chroniques d’art (1902;18). P., 1958; Apollinaire G. Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., 1991; Apollinaire G. Il y a. P., 1925; Apollinaire G. L’Heresiarque et Cie. P., 1967; Apollinaire G. La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Apollinaire G.- La vie anecdotique // Mercure de France. 16.10.1916; Apollinaire G. Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994; Apollinaire G. Le Roi-Lune. Turin, 1995; Apollinaire G. Le theatre italien. P., 1910; Apollinaire G. Les contes. P., 1977; Apollinaire G. Lettres a Andre Breton // Revue des lettres modernes, 1964, N 104−107 Apollinaire G. Meditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P, 1913.

41 Breton A. Entreiens 1913;1952, N.R.F. 1952; Breton A. Les Manifestes du surrealisme, P., 1985; Breton A. Les pas perdues. // coll. «Les Documents bleus», P., 1924; Breton A. Pour Dada // N.R.F., 01.08.1920, N83.

Delaunay R. Du cubisme a l’art abstrait. P., 1957.

43 Жакоб Ж. Избранные стихи. С.-П., 1995.

44 Малевич К. Собр. Соч. в V т. М., 1998.

45 Онеггер А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985.

46 Поплавский Б. Дадафония. М., 1999; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М.,.

47 Salmon A. L’Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Francaise. P., 19I2-Sa!mon A. Souvenirs sans fin (premiere epoque, 1903;08). P., 1955; Salmon A. Souvenirs sans fin. // vol.3. P., 1955,1956,1961.

48 Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995.

49 Tabu: Prospectus, P., oct.1921.

50 Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. Спб, 1999; Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997; Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.

51 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974.

52Барт. Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике", вып. VIII. М., 1978; Барт Р.

Введение

в структурный анализ повествовательных текстов. //.

Зарубежная эстетика и теория литературы. XIXXX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987; Barthes R. Le Degree zero de l’ecriture. P., 1953; Barthes R. L’Empire de signes. Geneve, 1970.

33 Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990. С. 162−174- Бердяев Н. А. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре // Хрестоматия по культурологии. М., 1998. С. 404−415, 81−104 .Бердяев Н. А. Кризис искусства. (Репринтное издание).— М., 1990; Бердяев Н. А. Смысл творчества. Оправдания человека М., 1916; Бердяев Н. А. Кризис искусства. М., 1918; Бердяев Н. А. Пикассо. София., 1914.

54 Бодлер Ш. Об искусстве М., 1986.

35 Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999.

Вёльфлина Г. 58, Канта И.59, Компаньона А.60, М. Сануйе61, Хлебникова В.62, Шапиро М.63.

Изучение орфизма и литературного кубизма, как особых понятий в искусстве XX века проводилось в опоре на публикации французских учёных в изданиях «L'Afrique littiiraire et artistique», «Canalmanach», «Europe», L’Express", «Figaro», «Intransigeant», «Lettres modernes», «Revue de Lettres modernes», «Revue de littarature compare», «Soirees de Paris ««Sturm», a также данные энциклопедий «La Philosophie de l’histoire», «L'Histoire littiiraire de la France», «Dictionnaire des Littaratures», «Dictionnaire des styles» .

Для разработки понятия «нового искусства» в контексте французской культуры и постановки проблемы особенности восприятия эпохи социумом, автор обращался к трудам Ж.-М. Бертелло, Ф. Бородкина, Т. Зэлдина, Д. Лаперони, Ф. Ницше, Б. Пекиньо, А. Фулье, К. Ясперса. Но в данном исследовании проблемы восприятия тех или иных явлений социумом и отдельным субъектом рассматриваются не с точки зрения социологии или историософии, а в контексте эстетической проблематики.

Целью диссертации является реконструкция эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление общих моментов, характерных для эстетики.

56 Breuning L.-C. Apollinaire et «Les Peintres cubistes» // La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 6970- Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes // La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69−70.

57 Бреннер M. МОЯ ИСТОРИЯ современной французской литературы. M., 1994.

58 Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. JL, 1934; Вёльфлин Г. Истолкование искусства [Das Erklaren von Kunstwerken. Leipzig, 1921]. M., 1922; Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

59 Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

60 Компаньон А. Демон теории. М, 2001.

61 Сануйе М. Дада в Париже. M., 1999.

62 Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Хлебников В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. СПб., 2001.

6I: Schapiro M. Les Mots et les Images. Semiotique du langage visuel. Paris, 2000.

Аполлинера, а также выявление соответствия или несоответствия эстетики Аполлинера духу искусства «нового времени», пропагандируемого им самим.

Для решения данной проблемы было намечено рассмотрение ряда конкретных задач: Анализ кубизма и разбор понятийной мифологемы орфизм-кубизм.

Изучение форм взаимопроникновения поэзии и живописи на примере орфизма и кубизма.

Выявление музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера. Изучение литературного кубизма. Рассмотрение текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное.

Выявление разной природы орфизма и кубизма на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Разработка понятия самоинклюзии искусства.

Рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. XX в.

Сравнительный анализ ощущения эпохи индивидуумом и социумом.

Анализ особенностей французской культуры и французского менталитета.

Источники исследования можно разделить на три группы. К первой группой относятся критические и теоретические статьи об искусстве, написанные непосредственно изучаемыми в диссертации персоналиями (Г. Аполлинером, Р. Делоне, К. Малевичем, Б. Поплавским, Б. Сандраром)64. Сопоставление этого типа источников с современными исследованиями по тем же вопросам позволило ft по-новому взглянуть на становление кубизма как такового и чётче обрисовать.

64 Apollinaire G. Chronique d’art. P., 1969; Apollinaire G. Oeuvres completes. P., 1966; Apollinaire G. Le theatre italiene. P., 1910; Apollinaire G. Meditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P., 1913, Apjllinaire G. Le Flaneur de deux rives. P., 1918; Apollinaire G. Contemporains pittoresque. P., 1909;

1С контур эстетических проблем, решаемых в те годы искусством. Также это дало возможность лучше разобраться во взаимоотношении и природе авангардных течений и французского академизма.

Вторая группа источников представляет собой художественные произведения изучаемых авторов (Г. .Аполлинера, М. Жакоба и Б. Сандрара)65. На основе анализа художественных текстов демонстрируется жанровое несоответствие в разных видах искусств и анализируется явление литературного кубизма. А также рассматривается влияние данного направления на последующие тенденции культуры (дадаизм, сюрреализм, абстракционизм).

Третья группа представляет собой переписку исследуемых авторов и их мемуарные записи.66.

Многие из этих источников использовались разными исследователями. Авторский подход заключался в анализе и сопоставлении этих документов, а также обнаружении скрытых процессов внутри кубизма, проливающих свет на отношение Аполлинера к «новому искусству».

В ходе работы удалось собрать малоизученные материалы, проливающие свет на характер эстетических взглядов и мироощущения Г. Аполлинера. Впервые предпринята попытка выявить основы эстетики Аполлинера, исходя из единства музыкально-вербального и визуального восприятия мира Аполлинером.

Малевич К. Попытка определения зависимости между цветом и формой. М., 1998; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996.

65 Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994 — Les contes. P., 1977; Le Roi-Lune. Turin, 1995; Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; L’Heresiarque et Cie. P., 1967; Chroniques d’art (190 218). Paris, 1958; La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Le theatre italien. P., 1910; Стихи. Кишинёв, 1996; Эстетическая хирургия. С.-ГТ., 1999 — Расторгуев А. Проза Г. Аполлинера., М., 1999; Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995; Поплавский Б. Дадафония. М., 1999.

66 La vie anecdotique dans «Mercure de France», 16.10.1916; Apollinaire G. Lettres a Andre Breton dans Revue des lettres modernes, 1964, N 104−107- Apollinaire G. Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., ed. J.-М/ Place, 1991, Breton A. Les pas perdues // (coll. Les Documents bleus), N.R. F., 1924; Souvenirs sans fin II 3 vol. P., 1955, 1956,1961.

Проанализированы малоизученные в отечественной науке такие направления в искусстве начала XX века, как орфизм и литературный кубизм. Сквозь призму этих культурных явлений, с которыми напрямую связан Г. Аполлинер, освещается отношение Г. Аполлинера к современному ему искусству и приёмам формообразования, что позволяет ощутить меру воздействия Аполлинера на современные ему творческие практики.

Проведённое исследование помогло через сопоставления высказываний и творчества художников и литераторов того времени развести такие разные понятия в живописи, как кубизм и орфизм, и увидеть разную природу этих направлений и разные эстетические устремления.

Анализ взаимодействия внутрихудожественных и социальных факторов на примере «нового искусства» помог скорректировать имеющиеся представления о Французской культуре начала XX века и выстроить своеобразную иерархию таких направлений в культуре, как кубизм, орфизм, дадаизм и сюрреализм.

Заимствуя из сферы социологии понятие эксклюзии и применяя его по отношении к анализу искусства, автор разрабатывает новое понятие «самоинкпюзии» и «самоэксклюзии» искусства, которое проливает свет на многие факторы успеха и неудач как отдельных авторов, так и целых направлений в культуре Франции XX века.

Научно практическая значимость исследования состоит в корректировке имеющихся уже представлений об искусстве кубизма. Впервые анализируются многие материалы, связанные с авангардными течениями начала XX века, а также выстраивается череда событий напрямую связанная с изменением европейского сознания начала XX века и демонстрируется эволюция стилей в живописи. Таким образом вскрываются новые факты, дающие возможность лучше разобраться не только в творчестве Г. Аполлинера, но и позволяющие приблизится к пониманию взглядов Аполлинера на современное ему искусство, в авангарде которого он находился. Многие данные о Г. Аполлинере, используемые в данной работе являются новыми не только для любителей литературы, но и для специалистов.

К диссертации сделано приложение, включающее в себе перевод зарисовки-воспоминания Г. Аполлинера из книги «Колоритные современники» о Жане Мореасе67 и эссе «Набережные и библиотеки"68 из сборника статей «Фланёр обоих берегов».

67 Apollinaire A. Jean Moreas // Le flaneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques. P., 1996. C. 143−159.

68 Apollinaire A. Les quais et les bibliotheques // Le flaneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques. P., 1996C. 75−87.

1 глава:

Адаптация идеи нового искусства в художественной теории и практике кубизма.

Заключение

.

Проведённое исследование позволило под новым углом взглянуть на проблему кубизма. В ходе работы автор задаётся вопросом о схожести творческих интенций двух самобытных художников XX века: Г. Аполлинера и П. Пикассо. Анализ эстетических вкусов Аполлинера приводят нас к мысли о значительной самобытности этих двух гениев XX века.

Целью диссертационной работы является суммирование эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление главных содержательных смыслов, составивших природу искусства кубизма и повлиявших на распространение стилевых приёмов кубизма в других видах искусств. Также важен анализ природы кубизма и мифологемы орфизм-кубизм, воссоздание картины эволюции эстетических воззрений Г. Аполлинера и художников кубистов, которые привели к мифологизации и культурной интериоризации кубизма, выявление взаимодействия между такими видами искусств как поэзия и живопись в процессе сложения искусства кубизма.

Связь орфизма и кубизма прослеживается во взаимопроникновении поэзии и живописи, в механизмах обменных процессов между вербальным языком мысли и поэзии и визуальным языком живописи, в разделение в сознании человека в начале XX века искусства на две составляющих: ориентированное на восприятие ухом и восприятие глазом, и в распад единого восприятия искусства. Выявление музыкальной и визуальной основ в эстетике Аполлинера даёт возможность прикоснуться к феномену литературного кубизма, рассмотрению текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное. В то время, когда в.

1Ю искусстве доминировал авангард, Аполлинер старался, не осознавая того сам, продлить жизнь тому, что авангард отрицал или не принимал.

Так Аполлинер оказался между двух культурных явлений: кубизмом и орфизмом. Будучи одинаково близким и тому и другому явлению, по сути, не разделяя до конца идей Пикассо и Делоне, он создал собственные феномены кубизма и орфизма, наполнив их особым содержанием.

Выявление специфической природы орфизма и кубизма отчётливо прослеживаются на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Так в 10-ые годы XX века Делоне тяготел к авангарду, при этом решал конкретные живописные задачи. Аполлинер же пытался опоэтизировать это явление, связать с традицией и литературой. Можно сказать, что стилистически «орфизмы» Аполлинера и Делоне разнятся. Орфизм Делоне можно назвать пред-абстракционистской живописью и отнести к авангардным направлениям в живописи, в то время как орфизм Аполлинера связан с импрессионизмом и поэзией (различие стилевых триад). Аполлинеровский вариант орфизма можно было бы назвать постмодернизмом (если бы не существовал уже подобный термин, означающий несколько иное явление). Именно «пост», как желание продлить жизнь уходящей эпохе модернизма. Формально, орфизм посредством новых методов и приёмов переосмысливал старые извечные истины, не порывая с импрессионизмом, так же как и творчество самого Аполлинера вращалось вокруг сюжетов, характерных для романтизма и символизма (Библейская и готическая тема рассказов, традиционные формы стиха).

Сам Аполлинер, как и Пикассо, был в стороне от абстракционизма, и часто обращался к традиции. Он всегда был восхищён, тем, что делал Пикассо, вопрос в другом, всегда ли его удовлетворяло, как тот это делал. По этой причине и.

Аполлинер описывал в своих статьях те идеи кубизма, которые он принимал, т. е. писал об «орфическом кубизме».

Явление «нового искусства», пропагандируемого в последний год жизни Аполлинером — явление социокультурное, зависящее не только от идей Аполлинера, ибо связано с «новым сознанием», а соответственно затрагивает всех, а не отдельную когорту людей. Так одной из целей диссертационной работы является рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. XX в. Для понимания этого явления требуется анализ, как внутри художественных, так и социальных и политических факторов. Как показало исследование, те идеи, которые изложил Аполлинер в своём манифесте, и которые были поняты исследователями, как футуристические и космополитические, на проверку оказались извечными принципами французского самосознания. Манифест Аполлинера являлся не столько пророчеством будущего искусства, сколько подведением под знаменатель всего того, что было создано французами за их многовековую историю, и, если вчитаться в него, адресован он именно к французам, как носителям этого «нового сознания».

Сам манифест проливает во многом свет на дальнейшие процессы, происходившие во французском искусстве, и предсказывает успех сюрреализма, находящегося внутри французской культурной традиции, и неудачи интернационально настроенного Дада.

В связи с темой настоящей диссертации исследования необходимо обозначить ряд направлений возможного дальнейшего исследования проблематики кубизма и эстетики Г. Аполлинера.

Весьма перспективным могло бы быть исследование об особенностях художественного восприятия французской нации и о взаимодействии социальных и культурных факторов в предвоенную эпоху во Франции. Предметом внимательного изучения, с точки зрения объявленной темы, могут стать статьи других персоналий, относимых к литературному кубизму: М. Жакоба, А. Сальмона, Б. Сандрара. Также не поднималась проблема изолированности французских музыкантов XX века, в сравнении с литераторами, художниками в общекультурных процессах.

Многие статьи и теоретические работы кубистов не переиздавались и мало изучены даже во Франции. Также мало проработана тема об участии русских художников и литераторов в таких движениях как Дада или кубизм. Плохо изучена деятельность и значение во французском авангарде таких фигур, как И. Зданевич, С. Шаршун, Е. Эттинген С. Ястребцов. Данное исследование также не исчерпало всех возможностей для изучения поставленных диссертационной работой вопросов. Автор надеется, что их внимательное исследование поможет понять парадоксы и природу художественного творчества в современной культуре.

4<1Ь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Стихи. Кишинёв, 1996
  2. Г. Эстетическая хирургия. С.-П., 1999
  3. Apollinaire G. Chroniques d’art (1902−18). P., 1958
  4. Apollinaire G. Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., 1991
  5. Apollinaire G. Il y a. P., 1925ф 8. Apollinaire G. L’Heresiarque et Cie. P., 1967
  6. Apollinaire G. La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971
  7. Apollinaire G. La vie anecdotique // Mercure de France. 16.10.1916
  8. Apollinaire G. Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996
  9. Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994
  10. Apollinaire G. Le Roi-Lune. Turin, 1995
  11. Apollinaire G. Le theatre italien. P., 1910
  12. Apollinaire G. Les contes. P., 1977
  13. Apollinaire G. Lettres a Andre Breton // Revue des lettres modernes, 1964, N 104−107
  14. Apollinaire G. Meditations esthetiques. P., 1913
  15. Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001
  16. , В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М., 1966
  17. Антология французского сюрреализма. М., 1994
  18. Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974
  19. A.C. Циклизм как условие, средство и цель человеческой жизнедеятельности (Логика культуры и циклизм). // Циклы в истории, культуре, искусстве, М., 2002ф 25. Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Аппатовские чтения
  20. ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ" в РАХ. М., 25−26.11.2001 (доклад)
  21. Т.В. Французская поэзия XX века. М., 1982
  22. М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23)
  23. Р. Избранные работы. М., 1989
  24. . Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике", вып. VIII. М., 1978
  25. . С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002
  26. С. П. Критский миф Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25−26.11.2001 (доклад)
  27. С.П. Художник XX века и язык живописи. М.(1996
  28. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 5.
  29. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  30. H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990
  31. Н. А. Кризис искусства. М., 1990
  32. H.A. Пикассо. София., 1914
  33. Н. По поводу «Дневников» Б. Поплавского // Современные записки. 1939. N68
  34. H.A. Смысл творчества. Оправдания человека М., 1916
  35. H.A. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре И Хрестоматия по культурологии. М., 1998.
  36. Бессонова М. А Диалог культур как способ существования в изобразительном искусстве XX века. Диалог культур. М., 1994
  37. М.А. Руссо и Пикассо. Столкновение наивной живописи Руссо с профессиональным авангардизмом его эпохи. // Советское искусствознание. М., 1974
  38. Е. «Автографические книги» Алексея Крученых. // Искусство, № 1. М., 1993
  39. М. Визуальный образ текста в русском кубофутуризме. // Экспериментальная поэзия. Кенигсберг-Мальборк, 1993
  40. М. Эра превращения элементов. II Художественный журнал, N12, М., 19 931. Ас
  41. Ш. Об искусстве М., 1986
  42. Ф.М. Социальные эксклюзии (статья в интернете), www.nir.ru/socio
  43. В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999
  44. Л.Н. «Зона» Аполлинера и чешская поэзия 20-х гг. XX в // Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996
  45. Бунюэль. Мой последний вздох (воспоминания). // Сценарии. М., 1989
  46. П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропо-логии. М., 1998, № 2.
  47. Г. С. Аполлинер и пути развития французской поэзии, дисер., Тбилиси, 1996
  48. Р. Социология: к вопросу о единстве научной дисциплины // Социологический журнал. 1996. № ¾.
  49. П. Об искусстве. М., 1993
  50. В.В. Умирание искусства. С.-П., 1996
  51. Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934
  52. Г. Истолкование искусства М., 1922
  53. Вёльфлин Г.: Классическое искусство. М., 1997
  54. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994
  55. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940
  56. Вирмо А, Вирмо О. Мэтры сюрреализма Спб., 1996
  57. Р. О реализме без берегов. М., 1961
  58. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3
  59. Н.А. Изображение и слово. М., 1962
  60. Диалог культур. Проблема взаимодействия русского и мирового театра XX века: Сборник статей. М., 1997
  61. . Избранные стихи. С.-П., 1995
  62. Г. Конфликт современных культур, М., 1918
  63. Г. Социальная дифференциация. // Избранное, М. 1996
  64. Г. Философия культуры. В 2-х тт.(: Т.1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т.2. Женская культура. Мода. Приключение). М., 1996
  65. Г. Философская культура. М., 1911
  66. В. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000
  67. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998
  68. . И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
  69. И. Постмодернизм словарь терминов. М., 2001
  70. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах, М., 2002т
  71. Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории и культуры. М., 2000
  72. Канвейлер Г. Le Point P., 1952
  73. И. Критика способности суждения. М., 1994
  74. Г. Кубизм и искусство XX века. // XX век и пути европейской культуры. М., 2000
  75. А. Демон теории. М, 2001
  76. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 19 001 910. М., 2000
  77. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905−1930. М., 2000
  78. O.A. Историческая психология и история искусств. М., 1997
  79. O.A. Эстетика. М., 1998
  80. O.A. Эволюция художественных форм. М., 1991
  81. А. Русский авангард // НЛО. С.-П., 1996
  82. А., Хлебников В. Слово как таковое // Хлебников В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. СПб., 2001
  83. Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993
  84. Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1993
  85. К. Собр. Соч. в V т. М., 1998
  86. Е.М. Поэтика мифа. М.1995
  87. П. Пластическое искусство и Чистое пластическое искусство. // Метафизические Исследования. № 13, СПб., 2000
  88. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Санкт-Петербург. 2000.
  89. А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985
  90. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997
  91. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999
  92. A.C. Пикассо: Вечный поиск П., 1989
  93. . Тарбские цветы или террор в изящной словесности. Спб., 2000
  94. Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. М., 1997
  95. . Дадафония. М., 1999
  96. . Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996
  97. А. Традиции Г. Аполлинера в творчестве Л. Арагона II Гуманитарные науки. Ташкент, 1989
  98. Ф. Я и мои друзья. Л., 1977
  99. С.Х. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978
  100. Расторгуев A.B. XX век: человек в мифе и миф о человеке // Человек N 4, М., 2003
  101. Рид. П. Аполлинер и В. Брюсов // Европейские друзья Аполлинера. Париж, 1995
  102. П. Новая визуальная революция Взгляд. Анализ. Предвидение. М., 2001
  103. Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000
  104. С. И. Пикассо и Стравинский // XI Аппатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. (доклад) М., 25−26.11.2001
  105. . По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995
  106. М. Дада в Париже. М., 1999
  107. В. Стиль жизни и стили искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. М.
  108. Н. С. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм // Вестник Челябинского университета. Серия 2. «Филология.». 1999. № 2
  109. М. Книга стихов Б. Поплавского // Воля России. Прага, 1931. N1
  110. М. О двух склонностях написания слов (о конкретной поэзии) // НЛО, N16,1995
  111. Сюрреализм и авангард // материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в ИМЛИ. М., 1999
  112. B.C. Василий Кандинский: дух, стиль, романтика. // Искусство М., 1989, № 2
  113. B.C. «Желтый звук» композиция В.Кандинского. // Декоративное искусство, N 1−2 1993
  114. В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн в Европе. // Вестник Московского Университета, серия «История», 1977, № 6
  115. Фор Э. Дух форм. Спб., 2000
  116. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977
  117. А. Психология французского народа. СПб., 1899
  118. Ю. Аполлинер, М., 1971
  119. М., Адорно Т. Культуриндустрия // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997
  120. Художники русского зарубежья 1917−1939. С.-П., 1999
  121. Н.Ф. В поисках нового поэтического языка: проза Г. Аполлинера // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень, 1998
  122. Ф.Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его наименование)//Мышление и речь. М., 1960
  123. Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма об эстетическом воспитании // Собр. Соч.: В 6 т. М. 1959. Т.6.
  124. О. Закат Европы. Минск, 1999
  125. П. Социология социальных изменений. М., 1996
  126. Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1.
  127. Э. Аполлинер и де Кирико // Рус. мысль = La pensee russe. Париж, 1997
  128. X. История искусства. М., 1999 г.
  129. В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.
  130. А.К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х 1960-х годов на Западе и в России. М.
  131. А.К. Похвала неразумию. Иррационализм и абсурд в художественной культуре XX века. // Знание-сила, М., 1994, № 1
  132. А.К. Социальное начало в искусстве Веласкеса. // Советское искусствознание' 83, 1979, № 1
  133. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 1999
  134. К. Смысл и назначение истории. М., 1994
  135. Apollinaire et la Musique // actes du colloque, Stavelot, 1967
  136. Apollinaire et la Musique // actes du Colloque, Stavelot, 1969
  137. Apollinaire et les Surrealistes. P., 1964
  138. Apollinaire G. Etudes et infoamations reunier par M. Decaudan. P., 1964
  139. Aragon L. Les beautes de la guerre// Europe, 1935
  140. Balandier G. Le Desordre: Eloge de mouvement. P., 1988
  141. Barthes R. Le Degree zero de l’ecriture. P., 1953
  142. Barthes R. L’Empire de signes. Geneve, 1970
  143. Blachere J.-C. Le primitivisme d’Apollinaire. P. 1944
  144. Breton A. Entreiens 1913−1952, N.R.F. 1952
  145. Breton A. Les Manifestes du surrealisme, P., 1985
  146. Breton A. Les pas perdues. // coll. «Les Documents bleus», P., 1924
  147. Breton A. Pour Dada // N.R.F., 01.08.1920, N83
  148. Breuning L.-C. Apollinaire et «Les Peintres cubistes» // La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69−70
  149. Burgos J., Caizergues P. Apollinaire en 1918 P., 1988
  150. Cabanne P. Le siecle de Picasso. // vol.1 et vol.2. P., 1992
  151. Cadou R.G. Esthetique de Max Jacob. P., 1956
  152. Cadou R.G. G. Apollinaire and the Cubist life. L., 1961
  153. Cadou R.G. Le Testament d’Apollinaire. P., 1980-- Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969
  154. Caizergues P. Apollinaire journaliste. M., 1979
  155. Chagal M. La Ruche L’iicole de Paris a Montparnasse. Tokyo, 1910
  156. Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes// La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69−70
  157. Conalmanach. В., nov. 1989
  158. Cubisme et litterature. // Europe, P., 1982, N638, 639
  159. Daix P. La vie quotidienne des surrealistes 1917−1932. Hachette, 1993
  160. Decaudin M. G. Apollinaire. Etudes et Informations. P., 1964
  161. Delaunay R. Du cubisme a l’art abstrait. P., 1 957 175. Figaro. P., 01.06.1 977 176. Figaro. P., 01.03.1978
  162. Gide A. Dada // N.R.F. N 79, 1920
  163. Goulli S. el Picasso: Occident et Afrique-Orientale, A., 1977
  164. Grohman W. Wasiliy Kandinsky. N.Y., 1958
  165. Guy R. Le testament d’Apollinaire. C., 198
  166. Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times. Urbana, 1975
  167. Hauser A. Philosophy of Art History. L., 1956
  168. Hauser A. The Social History of Art. L., 1951
  169. Hubert R.R. L’elan vers l’actuel dans la poesie d’Apollinaire et de Breton // La revue des lettres modernes. P., 1964
  170. Kamber G. Max Jacob and the poetics of cubism. Baltimor-London, 1971
  171. L’Afrique litteraire et artistique. A., N 43, N 44
  172. L’Express. P., N 1533 (29 nov.1970)
  173. La Boite aux Lettres des Treize. 30.08.1910
  174. La revue de lettres modernes. P., 1962, N 69−70
  175. La revue de lettres modernes. P., 1968, N 4
  176. Le cubisme et l’esprit nouveau. P., 1962
  177. Lifar S. Histoire du Ballet russe depuis les origines jusqua nos jours. P., 1950
  178. Mackworth C. Guillaume Apollinaire and the cubist life. L., 1961
  179. Matamoro B. Apollinaire, Picasso y el cubismo poetico // Cuadernos hispanoamer. Madrid, 1991., N492
  180. Max Jacob et Picasso H edit, de la Reunion des musees nationaux. P., 1994
  181. Messiaen O. The tehnique of my musical language. P., 1961
  182. Michel A. Media theory: On the legacy of the avant-gardes in Carl Einstein and Walter Benjamin // South Atlant, quart. Durham, 1997. Vol. 96, N 4
  183. Panofsky E. The Meaning the Visual Art. N.Y., 1955
  184. Panofsky E. Studies in Iconology. Oxford, 1939
  185. Pavlovic M. Apollinaire lecteur de la «Revue des deux mondes» // Rev. d’histoire litt, de la France. P., 1992. N 4.
  186. Peret B. Oeuvres completes: In 5 vol. T. 1, 1969−1979
  187. Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P, 1961
  188. Proust M. Le temps retrouve. P., 1989
  189. Read H. A Concise History of Modem Painting. N.Y. Washington, 1975
  190. Read P. Guillaume Apollinaire. ?
  191. Regards sur Apollinaire conteur H actes du colloque de Stavelot, 1972
  192. Revue d’histoire litteraire de la France. P., 1978, N 2
  193. Revue de litterature compare. P., 1977, N 2
  194. Riviere J. Reconnaissance a Dada // Nouvelle Revue francaise. 15.08.1920
  195. Rouveyre A. Amour et poesie d’Apollinaire. P., 1955
  196. Salmon A. L’Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Fran3aise. P., 1912
  197. Salmon A. Souvenirs sans fin (preminre iipoque, 1903−08). P., 1955
  198. Salmon A. Souvenirs sans fin. // vol.3. P., 1955, 1956,1961
  199. Schapiro M. Les Mots et les Images. Siimiotique du langage visuel. Paris, 2000
  200. Schonberg A. Harmonielehre. Lpz., 1977
  201. Stajinakiy J. Materiaty do studiow i dyskusji. Warsaws, 1955
  202. Tabu: Prospectus, P., oct.1921
  203. Vlaminck M. Paysages et personnages. P., 1953
Заполнить форму текущей работой