Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в высшей школе (на материале обучения иностранным языкам в техническом ВУЗе)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время можно отметить благоприятные предпосылки для интенсификации учебного процесса. В первую очередь, они обусловлены все возрастающей взыскательностью к качеству результатов обучения, критическим отношением к организации учебного процесса как со стороны преподавателей, так и студентов. Реалистическая оценка существующей практики подготовки специалистов показала, что для решения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • I. Источники и сущность интенсификации обучения
    • 2. Современные подходы к проблеме интенсификации учебного процесса за рубежом
    • 3. Характеристика этапов и методов исследования
  • Выводы
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
    • I. Гуманизация обучения как фактор интенсификации учебного процесса
    • 2. Профессиональная направленность в содержании образования и ее значение для интенсификации учебного процесса ."
    • 3. Организационно-процессуальный аспект интенсификации обучения
  • Опытно-экспериментальная проверка возможности интенсификации учебного процесса
  • Выводы

Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в высшей школе (на материале обучения иностранным языкам в техническом ВУЗе) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеризуя задачи предстоящей двенадцатой пятилетки, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко говорил, что она «.прежде всего должна стать началом глубоких качественных изменений в производстве, пятилеткой решающего перелома в деле интенсификации всех отраслей нашего народного хозяйства» *.

Это полностью относится к системе высшего образования. Как подчеркивалось на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, «здесь создаются человеческие предпосылки того, что является нашей первостепенной заботой, — органичного соединения социалистической системы хозяйствования с новейшими достижениями научно-технической революции» ^.

Сегодня в 890 высших учебных заведениях Советского Союза обучается 5.301 тыс. студентов, годовой выпуск специалистов составляет 849,5 тыс. человек /173/. Несмотря на эти впечатляющие цифры, все чаще звучат критические замечания в адрес высшей школы, которая «по объему и характеру подготовки специалистов начинает отставать от требований научно-технической революции» 0. На ХХУ1 съезде партии, на июньском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечались значительные недостатки в работе Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Однако поставленные пе.

1. Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 13 февраля 1984 г. -Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. II.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984, с. 19.

3. Федоренко Н. П. ХХУ1 съезд КПСС об интенсификации социалистической экономики. — Вопросы философии, 1981, К 10, с. 12. ред высшей школой задачи далеко не выполнены. Видимо, «дают себя знать сила инерции, привычки к старому» *.

В системе детерминант, определяющих повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием, важнейшие функции выполняет построение таких педагогических систем, которые обеспечивают интенсификацию учебного процесса (С.И.Архангельский, А. В. Барабанщиков, Е. А. Белкин, С. И. Зиновьев, Т. А. Ильина, И. И. Кобыляцкий, И. Е. Конфедератов, К. Г. Марквардт, А. Г. Молибог, Р. А. Низамов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, А. Ф. Эсаулов, И.П.Яковлев'и др.).

С общетеоретических позиций проблемы интенсификации и оптимизации учебного процесса раскрываются в работах Ю. К. Бабанского, С. П. Баранова, В. П. Беспалько, А. К. Громцевой, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. П. Раченко, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной.

В связи с распространением за последнее время интенсивных методов обучения иностранным языкам заслуживают внимания исследования Л. Ш. Гегечкори, Г. А. Китайгородской, Г. К. Лозанова.

Между тем, как обнаружено в итоге анализа, педагогическая теория до настоящего времени не располагает необходимым научным фондом для того, чтобы искать, находить и приводить в движение внутренние резервы учебного процесса высшей школы и на этой основе обеспечивать повышение его интенсификации и эффективности. С учетом этого противоречия мы следующим образом сформулировали проблему нашего исследования: какие педагогические факторы в наибольшей степени способствуют интенсификации обучения в высшей школе?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебный процесс в высшей школе.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 19.

Предметом исследования выступают педагогические факторы интенсификации учебного процесса.

Б соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были' выдвинуты следующие задачи:

1. Вскрыть сущность интенсификации обучения как категории дидактики высшей школы.

2. Выявить и обосновать основные педагогические факторы, обеспечивающие интенсификацию обучения.

3. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по интенсификации учебного процесса в вузе.

Общая гипотеза исследования основывается на предположении о том, что интенсификация учебного процесса высшей школы носит причинно-детерминированный характер и зависит от действия и взаимодействия ряда педагогических факторов. Среди них первостепенное значение имеют гуманизация и профессионально-ориентированное обучение. Выступая в качестве основных условий интенсификации, эти факторы способствуют сокращению непроизводительных затрат труда и времени, увеличивают познавательную емкость и продуктивность учебных занятий, обеспечивают положительную мотивацию и профессиональную направленность обучения.

Общая методология исследования определяется важнейшими положениями марксистско-ленинской теории о социальной детерминации формирования личности, о диалектике интенсивных и экстенсивных факторов общественного развитиядирективами КПСС и Советского государства, нормативными документами Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Разрабатывая специальную методологию исследования, мы обратились к системному подходу, который позволил рассмотреть проблецу интенсификации учебного процесса в контексте всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, с учетом целостности беспрерывно развивающегося и изменяющегося мира. При этом мы исходили из следующего:

— целое не может быть сведено к суше составляющих его компонентов, оно обладает особым интегративным свойством, поэтому его изучение предполагает их рассмотрение не как отдельных единиц с последующим объединением, а во взаимосвязи с остальными;

— выделить сущность системы возможно при изучении исследуемого явления в развитии;

— развитие системы осуществляется в результате изменения ее компонентов и свойственных им связей.

С позиций системного подхода интенсификация рассматривается нами как одна из подсистем целостного учебного процесса, которая в свою очередь расчленяется на ряд систем. В качестве одной из педагогических систем выделяется обучение иностранным языкам в техническом вузе, которая включает в себя такие взаимосвязанные структурные компоненты как деятельность педагога и обучаемых, цели, задачи, содержание, формы, методы, приемы и средства обучения.

Как любая система, анализируемая нами педагогическая система может нормально и устойчиво функционировать, если она подчиняется определенным принципам. Для интенсификации обучения в высшей школе представляется правомерным выделение принципа воспитывающего и развивающего обучения. «Он выражает объективно детерминированные цели обучения, то есть связывает социологические задачи образования именно в аспекте социально активной личности и охватывает ведущие категории дидактики (воспитание, образование, обучение, развитие, овладение знаниями), намечая основную линию их связи и взаимодействия» *.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:

— изучение трудов классиков марксизма-ленинизма о развитии личности в процессе деятельности и интенсификации общественного производства:

— теоретический анализ литературы;

— обобщение педагогического опыта;

— теоретическое моделирование;

— опрос (анкетирование, беседы, интервьюирование);

— длительные наблюдения по специально разработанным программам ;

— метод экспертных оценок;

— шкалирование;

— педагогический эксперимент;

— математико-статистические методы;

— графические методы.

Общий замысел и логика исследования определили его следующие этапы:

— первый этап (1977;1981 гг.) носил констатирующе-поисковый характер. На этом этапе была изучена основная философская и психолого-педагогическая литература, проведены первичный сбор и осмысление фактов, определены исходные позиции, рабочий аппарат и общая гипотеза исследования, программа ее эмпирической проверки.

— второй этап (1981;1983 гг.) был в основном посвящен подготовке и проведению опытно-экспериментальной работы;

I. Загвяэ: инский В.И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе. — В кн.: Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы. Тюмень, 1980, с. 13.

— третий этап (1983;1984 гг.) был связан с обработкой, коррекцией, обобщением, апробацией результатов и систематизацией полученных данных, литературным оформлением диссертации.

Источники и организация исследования. Основной опытно-экспериментальной базой исследования служил Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта.

Исследованием было охвачено 1046 студентов, а также более ста компетентных лиц, в качестве которых выступали опытные преподаватели кафедр иностранных языков, деканы, представители общественных организаций института, лекторы по специальным и общеобразовательным дисциплинам.

Б сопоставительном плане привлекался эмпирический материал, почерпнутый в массовом опыте высших учебных заведений страны.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в самой постановке проблемы, которая в таком аспекте в дидактике высшей школы до сих пор не рассматривалась. В работе с позиций системного подхода выявлены основные педагогические факторы, в наибольшей степени отражающие идею интенсификации учебного процесса в личностном, содержательном и процессуальном плане. К факторам такого рода относятся гуманизация обучения, профессионально-ориентированное обучение.

Практическая значимость исследования связана с принципиальной возможностью использования выдвинутых теоретических положений и выводов в деятельности высших учебных заведений по интенсификации учебного процесса.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась марксистско-ленинской методологией при определении исходных теоретических позиций, разработке методики исследования, анализе и обобщении его результатоврепрезентативностью объема выбороксочетанием качественного и количественного анализаподтверждением основных выводов опытным путем.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на Всероссийской конференции «Современное состояние и перспективы развития программированного обучения» (Новосибирск, 1981 г.) — на научно-методических конференциях и семинарах на факультете «Новые методы и средства обучения» при Всесоюзном обществе «Знание», Политехническом музее, НИИВШ МВиССО СССР (Москва, 1980;1981 гг.) — на республиканских научно-теоретических конференциях «Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования» (Пермь, 1982, 1984 гг.).

По теме диссертации опубликовано шесть работ.

Кроме того, с учетом развиваемых положений и рекомендаций автором составлены и апробированы Методические разработки и задания по французскому языку для студентов П и Ш курсов по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» (ч. I и П), общим объемом 3,5 п.л.

Теоретические положения и выводы нашли отражение в курсе лекций по педагогике высшей школы.

Диссертация является частью комплексного исследования, проводимого на кафедрах педагогики, психологии и методики обучения иностранным языкам Московского государственного ордена Дружбы Народов педагогического института иностранных языков им. М.Тореза.

— 10.

ВЫВОДЫ.

Исходя из потребностей социалистического общества, сегодня, как никогда раньше, становится необходимым творческий характер обучения. Основой интенсификации учебного процесса в высшей школе является общеметодологический принцип гуманизма, который должен быть заложен в самой сущности обучения, его содержании, формах, методах и результатах. Гуманизация обучения предполагает создание таких отношений между преподавателем и студентами, которые максимально удовлетворяют их потребности и интересы, позволяют поверить в свои силы и реализовать возможности. В рамках этих отношений происходит взаимовлияние, взаимообогащение и развитие личности обучаемого и обучающего. Таким образом, можно отметить непосредственную связь между активностью студентов в учебном процессе и педагогическим стимулированием. В связи с этим, следует подчеркнуть еще одну особенность гуманизации обучения. Интенсификации учебного процесса требует изменений в характере труда преподавателей и студентов. От того, насколько личностно значимы для преподавателя цели обучения, обладает ли он современным педагогическим мышлением, в конечном счете, от его социальной активности зависит результат обучения.

Между тем, объективный анализ обучения в высшей школе показывает несоответствие в подходе к учебному процессу между преподавателями и студентами.

Проведенное нами исследование на материале обучения иностранным языкам в техническом вузе позволило выделить информативный набор педагогических факторов, отражающих несоответствие в подходе преподавателей и студентов к учебному процессу и наметить пути интенсификации обучения. Таким образом, было конкретизировано ранее высказанное предположение для каждого этапа обучения и каждого курса:

I курс — интерес к изучаемой литературе по иностранному языкусоответствие специальных текстов уровню развития науки и техникивера в возможность изучить иностранный язык в вузеотношение к возможности факультативного характера изучения иностранного языка (без аттестации) — среднее время на подготовку к занятиям по иностранному языкумнение о необходимости знать иностранный язык в будущей практической деятельности.

П курс — интерес к изучаемой литературе по иностранному языкусреднее время на подготовку к занятиям по иностранному языкусоответствие специальных текстов уровню развития науки и техникивера в возможность изучить иностранный язык в вузеотличие в изучении иностранного языка в вузе и школеудовлетворение от изучения иностранного языкареализация резервных возможностей.

Ш курс — среднее время на подготовку к занятиям по иностранному языкувера в возможность изучить иностранный язык в вузехарактер деятельности на занятияхотношение к возможности факультативного характера изучения иностранного языка (без аттестации) — соответствие специальных текстов уровню развития науки и техники.

1У курс — среднее время на подготовку к занятиям по иностранному языкувера в возможность изучить иностранный язык в вузехарактер деятельности на занятияхсоответствие специальных текстов уровню развития науки и техникиотношение к возможности факультативного характера изучения иностранного языка (без аттестации).

Б ходе опытно-экспериментальной работы была проверена. возможность минимизации указанного несоответствия за счет учета выделенного информативного набора педагогических факторов.

Полученные результаты, в основном, подтвердили наше предположение о том, что выделение информативного набора педагогических факторов для каждого этапа обучения, отражающих несоответствие в подходе преподавателей и студентов к учебному процессу, учет и минимизация вскрытого несоответствия приводит к интенсификации процесса обучения.

— 158.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы.

Объективные процессы развития общества развитого социализма сделали особенно актуальной проблемы интенсификации обучения в высшей школе, которая в полной мере еще не решена в дидактике высшей школы.

В настоящее время можно отметить благоприятные предпосылки для интенсификации учебного процесса. В первую очередь, они обусловлены все возрастающей взыскательностью к качеству результатов обучения, критическим отношением к организации учебного процесса как со стороны преподавателей, так и студентов. Реалистическая оценка существующей практики подготовки специалистов показала, что для решения задач, поставленных перед высшей школой, необходимо вскрыть имеющиеся возможности в деятельности преподавателей и студентов, использовать их как можно полнее и эффективнее. Такая точка зрения позволила нам в исследовании сконцентрировать внимание, прежде всего, на причинах, мешающих интенсификации обучения, и наметить пути для решения проблемы.

Интенсификация обучения в высшей школе представляет собой многогранное явление, отражающее различные стороны учебного процесса. Целостность рассмотрения проблемы требует учета взаимосвязи и взаимозависимости определяющих ее педагогических и частнодидактических факторов.

В ходе исследования были выделены педагогические факторы, по которым можно судить о несоответствии в подходе преподавателей и студентов к учебному процессу. Опытно-экспериментальная проверка, в основном, подтвердила возможность интенсификации.

— 159 обучения за счет выделенных педагогических факторов и высказанное предположение, которое сводилось к следующему: выделение информативного набора педагогических факторов для каждого этапа обучения, отражающих несоответствие в подходе преподавателей и студентов к учебному процессу, учет и минимизация вскрытого несоответствия приводит к интенсификации процесса обучения. Между тем, было бы необоснованным считать, что возможно полное устранение указанного несоответствия: интенсификация, отражая диалектику процесса обучения, свидетельствует о нарастающих возможностях преодоления определенных трудностей, которые, безусловно, всегда присутствуют в деятельности преподавателей и студентов.

Наше исследование позволило наметить основные направления интенсификации обучения в высшей школе.

Гуманизация обучения, с позиций сегодняшнего дня, предпола-, гает вскрытие резервных возможностей личности студентов и преподавателей, увеличение взаимных требований в сочетании с глубоким уважением, развитие творческой активности наряду с исполнительской, то есть расширение педагогического стимулирования, обогащение его как условия активизации познавательной деятельности студентов.

Б содержательном аспекте обучения интенсификация обеспечис.~ вается профессиональной направленностью учебного материала. В первую очередь, необходима его мировоззренческая направленность. Профессионально-ориентированное содержание предполагает интеграцию учебного материала со специальностью. Особое внимание уделяется системности знаний, их качественному отбору.

В связи с интенсификацией большую значимость приобретает задача объединения индивидуальной познавательной деятельности.

— 160 студента с работой в коллективе. Преподаватель, организуя деятельность студентов, сам становится участником студенческого коллектива. В соответствии с требованиями гуманизации обучения, общение становится профессионально значимым как для преподавателя, так и для студентов, на основе предметно-ценностного единства, приближаясь к контактному взаимодействию. Требования повышения творческой и исполнительской активности, с одной стороны, дифференцированной помощи, с другой, делают необходимым учет и анализ темпоральных характеристик учебы студентов. Интенсификация обучения предполагает формирование и развитие на занятии чувства времени, качества, необходимого в любой деятельности.

С педагогических позиций интенсификации учебного процесса, должны анализироваться преподавателем также методы, приемы и средства обучения. Так, например, применение ТОО должно быть связано не с дополнительными затратами, а с педагогически обоснованным, рациональным использованием их в комплексе с другими средствами обучения. Большее внимание надо уделять разработке интегральных технических средств.

Подчеркивая актуальность проведенного исследования, мы не претендуем на исчерпывающее освещение возникающих при этом вопросов. Предложенный подход требует творческого применения полученных результатов и высказанных рекомендаций. Естественно, в зависимости от конкретных условий будут выделены иные информативные наборы педагогических факторов для каждого этапа обучения. Тем не менее, основные направления интенсификации учебного процесса и методика выделения педагогических факторов останутся достаточно стабильными.

— 161.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 24, 648 с.
  2. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41−174.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 264−265.
  4. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т.1, с.125−346.- 5. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Полн. собр. соч., т. 29, с. 77−218.
  5. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению, 28 августа 1918 года. Полн. собр. соч., т. 37, с.74−78.
  6. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн. собр. соч., т. 40, с. 314−315.
  7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с. 1. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  10. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  11. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 29 июня 1979 г. В кн.: Справочник партийного- 162 работника. М., 1980, вып. 20, с. 331−336.
  12. Нормативные акты УД СМ СССР. М., 1983. — 46 с.
  13. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  14. Андреевская Левенстерн Л. С. Методика преподавания французского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1983. — 222 а.
  15. А.И. Научно-технический прогресс и интенсификация производства. М.: Политиздат, 1981. — 93 с.
  16. .А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Учпедгиз, 1966. 432 с.
  17. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1374. — 382 с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. С.И. Некоторые современные дополнения дидактики высшей школы. В кн.: Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М., 1981, с. 25−40.
  20. С.И. О количественных и качественных соотношениях в оценке учебного процесса. В кн.: Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М., 1982, с. 17−22.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 156 с.
  22. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности. В кн.: Леонтьев и современная психология. М., 1983, с. 118−128.
  23. М.С. Самостоятельная работа студентов на аудиторных занятиях как средство интенсификации учебного процесса- 163 в языковом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981.- 23 с.
  24. Ю.К. Проблемы повышения педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  25. A.B. Принципы обучения. Б кн.: Основы военной психологии и педагогики. М., 1981, с. 238−255.
  26. С.П. Сущность процесса обучения. IL: Просвещение, 1981. — 143 с.
  27. С.Н., Тамарин Б. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателей высшей школы. Б кн.: Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов. Ярославль, 1983, с. 3−20.
  28. Е.Л., Карпов Б. Н. и др. Методика подготовки и проведения аудиторных занятий в высшей школе. М., 1982. 27 с.
  29. .Б. Оценка эффективности и оптимизация учебного процесса: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 227 л.
  30. .П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: йзд-во Воронеж, ун-та, 1977.- 304 с.
  31. М.С. Обучение французскому языку студентов неязыковых вузов (1-й этап) с помощью комплекса ТСО: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 20 с.
  32. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский йзык, 1977. -288 с.
  33. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс: Изд-во Вильнюс, ун-та, 1971. -347 с.- 164
  34. JI.А. Бвод и закрепление информации в память человека во время естественного сна. Киев: Наукова думка, 1966. — 147 с.
  35. .М. Эффективность обучения: Методологический анализ этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. -191 с.
  36. П.П. Избранные психолого-педагогические сочинения: Б 2-х томах. М.: Педагогика, 1979. — Т.2, 399 с.
  37. Л.Г. Анализ деятельности преподавателей в условиях применения ТСО (на материале использования учебного телевидения и контролирующих обучающих машин: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 207 л.
  38. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  39. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  41. .А. Маркс об интенсификации общественного производства. Экономические науки, 1983, К 4, с. 11−15.
  42. М.К., Карлин А. Л., Лурье A.C. Обучение иностранному языку как специальности. М.: Высшая школа, 1982. -265 с.
  43. В.А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1983. — 17 с.
  44. Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя в высшей школе (на материале иностранного языка): — 165
  45. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 182 с.
  46. Вопросы воспитания и образования в трудах зарубежных педагогов-марксистов / Под ред. К. И. Салимовой. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  47. .Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М.: Педагогика, 1983. — 184 с.
  48. А. На повестке дня проблемы непрерывного образования: Комиссия по делам Юнеско / бюллетень. 1983. — 48 с.
  49. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 149 с.
  50. М.Г., Пидкасистый П. И. Сущность, содержание, методы исследования самостоятельной работы студентов. В кн.: Методология и методы исследования педагогики высшей школы. -Тюмень, 1980, с. 17−28.
  51. Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи / Предисловие А. А. Леонтьева. -Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1975. 297 с.
  52. Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной речи на иностранном языке (на материале французского языка). Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1977. — 355 л.
  53. Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых. Б кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. И., 1979, вып. 5, с. 63−76.
  54. Л.К. Педагогические проблемы релаксопедии при обучении в вузе (на материале иностранных языков): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1980. — 16 с.
  55. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Н.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  56. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. — 141 с.
  57. С.А. Высшее образование во Франции: Актуальные проблемы и противоречия. Минск: Вышейшая школа, 1980. — 128 с.
  58. Е.А. Метод оценивания (рейтинг) как совокупность операций. В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976, с. 9−13.
  59. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  60. Я. Потребности и возможности развития высшего образования в Польше. Современная высшая школа, 1981, № 3, с. 59−81.
  61. Н.Д. Особенности применения методов многомерного статистического анализа в педагогических исследованиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1973. — 16 с.
  62. М.А., Лазаренко К. А., Кислая C.B. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1976. — 208 с.
  63. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  64. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1979. — 298 с.
  65. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  66. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.- 167
  67. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 128 с.
  68. М.И. Педагогические основы применения ТСО в подготовке учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1980. — 18 с.
  69. .П. Высшая школа развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980. — 560 с.
  70. .П. Процесс обучения. Б кн.: Педагогика. M., 1968, е.-133−168.
  71. .И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе. Б кн.: Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы. Тюмень, 1980, с. 5−16.
  72. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
  73. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.- М.: Высшая школа, 1975.- 314 с.
  74. Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы. Советская педагогика, 1983, ft 10, с. 31−35.
  75. Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы. В кн.: Новое в теории и практике обучения. M., 1979, вып.4, с. 3−39.
  76. Е.А. Боепитание интереса к иностранному языку у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1977. 22 с.
  77. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание, 1968. — 60 с.
  78. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики. Советская педагогика, 1981, № 10, с. 56−63.- 168
  79. O.A. Стимулы повышения эффективности учебных занятий со студентами педагогического вуза. Дис.. канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 1981. — 198 с.
  80. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Изд-во Ингуш, ун-та, 1979. — 138 с.
  81. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1982. — 140 с.
  82. Г. А. Французский язык. Интенсивный курс обучения (для студентов неязыковых вузов). М.: Высшая школа, 1982. — 192 с.
  83. Г. А. Метод активизации и пути его психологического обоснования. В кн.: Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. — М., 1983.
  84. И.И. Основы педагогики высшей школы. -Киев-Одесса: Вища школа, 1978. 287 с.
  85. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 16 с.
  86. А.Г. Дифференциация социальной психологии и проблемы воспитания. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 6067.
  87. Г. В. Лингво-методические аспекты интенсификации обучения иностранным языкам. В кн.: Методы интенсификации обучения иностранным языкам. М., 1979, вып. 5, с. 5−15.
  88. Я.А. Великая дидактика. М.: Госучпедгиз, 1939. — 320 с. — (Избр. педагогические соч.- T. I).
  89. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976. — III с.- 169
  90. Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1979. — 473 с.
  91. Э.Г. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования. Советская педагогика, 1983, № 6, с. 47−52.
  92. JI.A. Формирование познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе в высшей технической школе (на материале иностранного языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1982. — 24 с.
  93. .Б. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Просвещение, 1977. — 246 с.
  94. В.Б., Лернер И. Я. Дидактические исследования определения содержания учебника. В кн.: Проблемы школьного учебника. М., 1980, с. 3−57.
  95. В.В. Дидактический подход к построению содержания общего среднего образования. Советская педагогика, 1982, № 3, с. 35−38.
  96. Н.К. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 695 с.
  97. С.А., Никандров О. М. Молодые инженеры: Социологические проблемы инженерной деятельности. М.: Мысл-ь, 1971. — 206 с.
  98. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  99. М.В. Некоторые особенности общения студентов в учебных группах.-В кн.: Личность в системе общественных отношений / Тезисы научн. сообщений к 1У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1983, ч. 4, с. 751−753.
  100. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы, структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.- 170
  101. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  104. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Просвещение, 1981. 186 с.
  105. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 184 с.
  106. В.Т. Что значит быть современным. Ы.: Политиздат, 1983. — 220 с.
  107. Г. К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дис.. д-ра наук. София, 1970. — 42 с.
  108. .Ф. Общение как проблемы общей психологии. -В кн.: Проблемы психологии. М., 1975, с. 124−135.
  109. НО. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  110. Л.А. Управление самостоятельной работой студентов по иностранному языку в цикле аудиторных и внеаудиторных занятий в техническом вузе. В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Казань, 1981, с.32−40.
  111. А.Р. Словесная система выражения отношения. -В кн.: Курс общей психологии. М., 1964, с. 54−78.
  112. И.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1981. — 140 с.
  113. В.И. К вопросу о роли страноведения. В кн.: Методика преподавания русского языка. Саранск, 1983, с. 28−32.- 171
  114. A.C. Сочинения: Б 7-ми томах. М.: Учпедгиз, 1952.
  115. З.А., Бульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М.: Просвещение, 1975.263 с.
  116. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. М.: Знание, 1981. — 57 с.
  117. А.К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  118. Г. И. Научно-технический прогресс основа интенсификации общественного производства. — Коммунист, 1983, ft 4, с. 61−72.
  119. М.А. Психологическая структура динамики и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, ft 4, с. 5−17.
  120. В.П. Особенности влияния комплексного применения ТОО на результативность учебно-педагогической деятельности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1979. -20 с.
  121. H.A. Проблемы обучения и развития. Советская педагогика, 1979, ft 9, с. 35−41.
  122. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь: Изд-во пед. ин-та, 1971. 120 с.
  123. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
  124. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  125. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Вышейшая школа, 1975. -288 с.
  126. Нгуен динь Ты. Некоторые черты развития высшего и среднего образования СРВ за минувшие три года (1975−1978). -Современная высшая школа, 1979, № 2, с. 95−104.
  127. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1975.- 302 с.
  128. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978. — 279 с.
  129. Г. Личность при социализме: ее становление и воспитание. М.: Прогресс, 1982. — 102 с.
  130. А.И. Интенсификация и эффективность расширенного воспроизводства. Вопросы экономики, 1981, К 9, с. 89−96.
  131. О критериях знаний студентов / Методическое письмо Минвуза СССР от 29.03.1977. В кн.: Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР, 1977,. К 5, с. 5−6.
  132. Основы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  133. О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях / Инструктивное письмо Минвуза СССР I& 32 от 22.10.1982 г. В кн.: Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР, 1982, К 12, с. 10−16.
  134. Н.В. Психолого-педагогические основы обучения в высшей школе США. В кн.: Психолого-педагогические- 173 проблемы учебной деятельности на современном этапе. М., 1981, с. 50−60.
  135. В.Д. НТР и личность. М.: Политиздат, 1978. -238 с.
  136. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  137. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.
  138. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  139. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  140. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  141. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  142. П.И., Хозяинов В. И., Котляров Б. И. О некоторых путях формирования продуктивной деятельности студентов. Б кн.: Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов. М., 1982, вып. I, с. 3−21.
  143. П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов. В кн.: Активные методы обучения в вузе. Брежнев, 1983, с. 8−9.
  144. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении формирования- 174 личности учащихся. M.: Высшая школа, 1966. — 224 с.
  145. A.C. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методике «погружения». В кн.: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. M., 1977, с. 5−21.
  146. И. Основные направления интенсивного развития высшей школы Венгрии. Современная высшая школа, 1982, ft 3, с. 3−18.
  147. В.Д. Совершенствование педагогических умений преподавателей в процессе использования ТСО. Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1981. — 237 л.
  148. Программа по французскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений / Сост.: В. В. Морозенко, И. Й. Берман, В. М. Блинов и др. М.: Высш. школа, 1984. — 16 с.
  149. З.И. Стимулирование как педагогический процесс.- Б кн.: Проблемы педагогического стимулирования. Йошкар-Ола, 1972, с. 21−45.
  150. Разработка и применение обучающих программ. М.: Изд-во Педобщества РСФСР, 1979. — 79 с.
  151. Рао С. Р. Линейные статистические методы и их применение. М.: Наука, 1968. — 547 с.
  152. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. -208 с.
  153. С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  154. Т.Б. Исследование возможностей объективных методов оценки состояния учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 15 с.
  155. Н.В. Педагогика. М.: Просвещение, 1978. — 351 с.- 175
  156. A.C. Усвоение знаний и развитие познавательной активности при помощи релаксопедии (на материале иностранного языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1975. -27 с.
  157. Самостоятельная работа слушателей над иностранным языком / Методические рекомендации. М.: Изд-во ВКШ, 1977. -19 с.
  158. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. И.: Высшая школа, 1981. — 262 с.
  159. М.А. Мировоззрение, как дидактическая взаимосвязь знаний, оценок и убеждений. В кн.: Проблемы изучения общественных наук. М., 1974, с. I25-I3I.
  160. Т.С. О содержании анкеты для изучения состояния профессионального чтения на иностранном языке. В кн.: Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе. Пермь, 1982, с. 10−18.
  161. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 18 с.
  162. В.А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя. Советская педагогика, 1983, № 10, с. 80−84.
  163. В.А. Стенограмма выступления в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. М., 1982.- 176
  164. Н.Б. Методический аспект интенсивного курса иностранного языка. В кн.: Вопросы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1975, с. 6−9.
  165. Н.В. Некоторые дидактические характеристики интенсификации обучения иностранным языкам. В кн.: Научные труды МГПИ им. В. К. Ленина, 1981, с. 3−14.
  166. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
  167. Современная высшая школа. Варшава, 1981, № 3, с.3−4.
  168. М.А., Кузьмина E.H., Родронов М. А. Сравнительная педагогика. М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
  169. СССР в цифрах в 1983 году: Краткий статистический сб./ ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1984. — 239 с.
  170. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
  172. О.Б. Интенсификация обучения лексики английского языка в неязыковом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 22 с.
  173. Теоретические основы обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981. — 456 с.
  174. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, Й. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  175. Техника железных дорог / Передовая. Правда, 1983, № 323.
  176. Я.С. Изучение и обобщение педагогического- 177 опыта как.методологическая проблема. Советская педагогика, 1983, 11'- 9, с. 50−55.
  177. Н.П. ХХУ1 съезд КПСС об интенсификации социалистической экономики. Вопросы философии, 1981, К 10, с. 3−13.
  178. Л.Б. Контактное взаимодействие как средство оптимизации учебного процесса. В кн.: Психология активности человека и проблемы обучения. Целиноград, 1976, с. 31−34.
  179. С.К. О работе над чтением. В кн.: Иностранные языки в высшей школе. — M., 1979, вып. 14, с. 4−15.
  180. И. Интерес к человеку. Правда, 1983, К 333, с. 3.
  181. З.С. Вопросы теории и практики разработки обучающих программ. М.: Знание, 1974, вып. I. — 43 с.
  182. Т.С. Интенсификация и эффективность в условиях развитого социализма. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  183. С.А. ХХУ1 съезд КПСС и стратегия интенсификации. Коммунист, 1982, № 3, с. 25−36.
  184. Т.А. Концепция «компетентности» в педагогике США. В кн.: Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания. — M., 1977, с. 90−94.
  185. Т.А. Проблема формирования навыков научно-исследовательской работы у студентов вузов США и Великобритании. -В кн.: Психолого-педагогические проблемы учебной деятельностив высшей школе на современном этапе. M., 1981, с. 44−49.
  186. О.И. К вопросу о путях интенсификации обуче- 178 ния иностранному языку студентов в неязыковом вузе. В кн.: Активные методы обучения в вузе. — Брежнев, 1983, с. 70−71.
  187. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. IL: Финансы и статистика, 1981. — 254 с.
  188. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  189. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971. — 304 с.
  190. А.И. Социальная активность советской студенческой молодежи. IL: Изд-во ВКШ, 1981. — 136 с.
  191. И.Б. Роль смыслообразовательных процессов при речепорождении. Вопросы философии, 1977, № 12, с. 24−35.
  192. .Г. Дидактические условия развития умственной работоспособности студентов. Дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1980. — 221 л.
  193. К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
  194. Э.А. Теоретические основы моделирования экспериментально-методического исследования в методике обучения иностранным языкам: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. IL, 1982. — 52 с.
  195. Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. IL: Просвещение, 1972. — 351 с.- 179
  196. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1971. — 160 с.
  197. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1976. — 176 с.
  198. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  199. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. — 215 с.
  200. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 115 с.
  201. Т.Ф. Политико-идеологическая индокринация учащихся в буржуазной школе. В кн.: Политика капиталистических стран в области народного образования / Под ред. 3.А.Мальковой и др. M., 1983, с. 142−154.
  202. Т. Размышления о человеке. Марксистская концепция личности и принципы социалистического гуманизма. М.: Политиздат, 1984. — 198 с.
  203. В.П. Интенсификация и интенсивность производства. Минск: Беларусь. — 160 с. 211. Catalogue de Francais langue etrangere. Paris, Hatier et Didier, 1985, p. 65.
  204. Sartre J. P. L, existentialisme est un humanisme. P., Nagel, 1 967- 1 41 p.
  205. Sutceiff H. A comparison of the Teaching of chemistryin French graundes Ecoles and British Universities Studies in Hihger educ., Abington, 1982, vol 7, N 1, p, 57−73.
Заполнить форму текущей работой