Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Игра и в том, что сам автор —М.Спаркпредпринимает попытку выразить в «художественной реальности» свои идеи, зная и об их условности, и о невозможности их адекватного восприятия читателем. Игра непременно комбинируется с иронией и самоиронией. Пожалуй, наиболее ярко этот тезис заметен в позднем романе писательницы «Loitering with Intent», где основной фокус повествования — в нестабильном статусе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА.
    • 1. 1. Общетеоретический подход к игре
    • 1. 2. Литература как игровая деятельность

    Литературный текст с центробежной направленностью (тип А). Литературный текст с центростремительной направленностью (тип Б).

    1.3. Становление формы метапрозы и ее типология.

    1.4. Игра в эпоху постмодернизма (postmodernity).

    1.5. Постмодернистская метапроза (играБ).

    1.6. Британская постмодернистская метапроза.

    ГЛАВА 2. Критические подходы к художественному творчеству М. Спарк.

    2.1. Основные аспекты критического рассмотрения искусства М. Спарк.

    2.1.1. Мировоззренческое кредо Спарк: католицизм и его влияние на художественный текст.

    2.1.2. Художественный пафос прозы М. Спарк.

    2.1.3. Проблема художественной преемственности в творчестве М. Спарк

    2.2. Рассмотрение нетрадиционных черт прозы М. Спарк, сопротивляющихся структуралистскому анализу.

    2.2.1. Мировоззренческие и эстетические черты близкие постмодернистскому мировосприятию.

    2.2.2. Постмодернистские акценты в выборе тем и проблем.

    2.2.3. Формально-поэтические черты постмодернизма в текстах М. Спарк.

    ГЛАВА 3. Специфика постмодернистской игры в прозе

    М.Спарк.

    3.1. Метаигра с игровыми сценариями сознания.

    3.2. Игровая де (ре)конструкция жанровых моделей — проблема формы.

    3.3. Игровая условность — время и пространство.

    3.4. «Замыкание», или игра категорий

    Автор-Рассказчик-Герой.

    3.5. Игра бинарностей — нестандартный конфликт.

    3.6. К проблеме героя в постмодернистском романе-игре.

Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом исследования в диссертации избрана поэтика романов британской писательницы второй половины двадцатого века.

Мюриел Спарк, категория игры и постмодернистский инструментарий в ее текстах. Этот ракурс зачастую игнорируется или недооценивается в отечественном и зарубежном литературоведении. В контекст исследования вводятся концептуальные и формальные проблемы постмодернизма, существенные для понимания эстетической базы творчества М.Спарк.

Цели и задана исследования. В диссертации предпринимается попытка изучения эстетической и формальной специфики романов М. Спарк, выделения постмодернистских принципов во всей структурной и идейной совокупности их макрои микрокомпонентов. Рассматривая конкретные формы, структуры, топосы постмодернизма, мы стремимся показать ключевое значение игровых форм, характерных для этого направления в целом и для романистики М. Спарк в частности.

Диссертация является типологическим исследованием, задача которого видится в систематизации основных критериев постмодернизма в их отношении к понятию «игра» на примере художественной практики М.Спарк. Наиболее подробно изучаются формальные составляющие литературного текста — метаромана, который представляет собой род литературной игры.

Научная новизна диссертации. В исследовании впервые подвергаются специальному и комплексному рассмотрению постмодернистские установки в творчестве М. Спарк в их связи с «игровыми» стратегиями метапрозы, постмодернистским мирочувствованием середины и конца ХХ-го века и британской формой постмодернистской метаповествования. В научный оборот вводится материал, значительная часть которого еще не была предметом внимания ученых.

Методологической основой исследования служит комбинация литературоведческих, эстетических и лингвистических подходов к изучению литературных проблем. Автор учитывает как достижения отечественной литературной критики, так и подходы к постмодернистским игровым текстам, выработанные современными зарубежными методологиями и гуманитарными течениями. Теоретический аспект исследования сочетается в диссертации с типологическим и литературно-критическим.

Научно-пракпшческая ценность диссертации. Представленный в ней материал может быть использован как для дальнейшего изучения поэтики творчества М. Спарк, так и в целях более полного и комплексного теоретического осмысления «игровых» конструкций и метастратегий в литературе постмодернистского направления. Исследование может внести вклад и в изучение британской литературы второй половины двадцатого века.

Материалом исследования служат романы М. Спарк 60-х-80-х г., наиболее адекватно отражающие специфику ее метапрозы. Особое внимание уделено произведениям с ярко выраженными игровыми конструкциями, проявляющими себя на разных уровнях организации и восприятия текста. Наряду с художественными текстами в работе широко используются исследования отечественных и зарубежных литературоведов — историков и теоретиков литературы, философов, культурологов, труды по лингвостилистике, социологии и психологии, а также публикации в отечественной и англоязычной прессе.

Структура, кожозиция и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, показана научная новизна и практическая ценность работы, а также обозначен принцип отбора анализируемого литературного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения:

1) рассмотрев категорию игры с общенаучных позиций, мы отметили противоречивость трактовок и большую семантическую подвижность термина, что приводит к неоднозначной интерпретации игровых стратегий, механизма игры и ее значения в самых различных контекстах. Можно выделить три ее базовые черты: свобода от принуждения, изобразительность (образность), игровое самосознание. Однако главный акцент был сделан на предлагаемой трактовке типологии игр. В зависимости от направленности игры (к формам «серьезного» или к своим собственным игровым проявлениям) можно говорить о центробежном или центростремительном ее типе. Форма игры и определяет специфику компонентов ее смысла, необходимых для ее теоретического осмысления: структуры, механизма, инструментария, модальности и целей. Кроме того, было обращено внимание на убывание и возрастание игрового потенциала в том или ином культурно-историческом контексте.

2) В разделе, посвященном литературе как игровой деятельности, статус игрового обсуждается в теоретическом и историческом аспектах. Основные черты игры оказываются базовыми категориями для эстетического осмысления художественного. Тем не менее, «мера» игрового в разных формах литературной игры (центробежной или центростремительной) становится, по нашему мнению, важной детерминантой для определения совокупности ее художественных черт (здесь на примерах «полярных» форм литературных игр реалистического (миметического) и метапрозаичес-кого искусства нами выделены особенность структуры, составляющие инструментария, значение авторского императива, механизмы игр с читателем, отношение к литературным канонам и пр.).

3) Опора на исследования, посвященные становлению и типологии жанров метаповествования, позволила вычленить типологическую модель метапрозы в разных исторических срезах. Важным, однако, становится непосредственно культурно-философский контекст, рождающий модифицированную форму метаповествования (выделяются три вариативные типологии метапрозы).

4) Предметом рассмотрения следующего раздела становятся интеллектуальные настроения эпохи постмодернизма (postmoder-nity), отвергающие «центрирование» любых категорий, кроме категории игры, введенной буквально во все сферы научного и гуманитарного исследования. Это представляется значимым и с точки зрения предлагаемой методологии разделения игры, А (зд. традиционной метафизики) и игры Б (зд.многообразных направлений экстраи интертекстуального индетерминизма). Именно игровое самосознание (игра Б) эпохи рождает своеобразную модель постмодернистской метапрозы.

5) Обращаясь к сущностным категориям трактовки литературного постмодернизма, мы отметили парадоксальную невозможность представления данного феномена в традиционных сои противопоставлениях. Кажется удобным применение игровой теории и инструментария в оценке и интерпретации эстетики и практики изучаемого направления. Выделяются доминанты в трактовке формы метапрозы: принцип «двойного кодирования» — «неразрешимая» ирониякомплексные игры с читателеминтертекстуальностьполисемия и де (ре)конструкция всего художественного остова и др.

6) Осуществленный анализ британской формы метаповество-вания позволяет сделать вывод о том, что ее специфика заключается в использовании комбинаций интернациональных и региональных (традиционных и инновационных) элементов модели, одним из ярких экспонентов которой стало искусство М.Спарк.

7) Рассмотрение критических исследований поэтики М. Спарк показало, что большинство авторов склоняются к трактовке ее произведений в категориях традиционных, реалистических (миметических) канонов (игра А). В то же время отдельные «разломы» повествовательных стратегий и иронический пафос указывают на деконструкцию «навязанных» моделей и требуют принципиально иной методологической перспективы (отношения как к игре Б).

8) Исследование поэтики романов Мюриел Спарк позволяет наметить новые подходы к осмыслению ее творческой манеры. Классификационный анализ общенаучного понятия игры и непосредственной специфики игровых проявлений в романистике М. Спарк дает возможность назвать ее искусство метаповествова-нием.

Игра в романах М. Спарк — понятие широкое и многоконтекстуальное. В эстетической и философской основе ее прозы лежит постмодернистское мировосприятие художника второй половины столетия, верящего в абсолют, но в полной мере сознающего условность человеческих практик означения и познания Бытия (экстраи интертекстуальный индетерминизмидея преконструи-рованности сознания и пр.). Эта мировоззренческая установка обнажается в большинстве романов писательницы, где абсурдистекая логика Спарк вскрывает всю парадоксальную «механику» иллюзий, будь то наука («Memento Mori»), искусство («Loitering with Intent»), мистические культы («The Takeover») или психоанализ («The Hothouse by the East River»). Анализируемый в работе роман «The Comforters» позволил усмотреть в его идейной основе пародийную метаигру как в представлении литературных условностей, так и в ярком показе мировоззренческих и поведенческих стереотипов самих героев романа, исповедующих разные версии «Истины». Особо значимым становится и то, что сама целостная конструкция романа выглядит как очередной виток фиктивности и стремится к самодеконструкции. Это указывает на ироничность авторского замысла, согласно которому сам акт искусства воспринимается как иллюзия-игра.

Игра — это род намеренного смешения жанровых регистров и деформация традиционных литературных канонов с целью «остра-нения» схематизированных норм в ироническом и пародийном искусстве метапрозы. Жанровая форма, становящаяся у Спарк единственно возможным смыслообразующим началом в целостной интерпретации, выглядит декоративной, полой. Топосы жанров намеренно выпуклы, а образы заведомо традиционны, однако взыскательному читателю нетрудно проследить их поразительную ироническую поливалентность. Форма романа «Not to Disturb» может быть представлена в виде кольцеобразной структуры, отражающей многоступенчатый процесс саморефлексии в тексте: это и травестийное воспроизведение всех атрибутов готического романаи пригрывание «морфологии» детективного повествованияи смещение в сферу театрализованных, условных представлений готической драмы-кинотриллераи, наконец, заключительное звено в виде метаромана.

Игра формальной преаопределенностью заметна в специфике всех «несущих» жанровой основы. Так, пространственно-временные аномалии в романе «Hot to Disturb» кажутся непостижимыми, пока в расчет не принимается моделирование воссоздаваемых реальностей: страшная ночь в замке (готика), хронологизм и место преступления (детектив), сцена и сценическое время (постановка) и, естественно, фантазийное вневременное и чисто тексг туальное бытие (романа-вымысла).

Игра в самих темах, сюжетах и образах романистики Спарк, изобилующей героями-игроками, сценариями, фиктивными текстами, фантазийными эпизодами, показом ритуалов. Размах игровых проявлений в текстах Спарк огромен: от кинои театральной терминологии до тонкого анализа психологии игры, от героя-актера до целой съемочной команды. Здесь важен и социо-этичес-кий ракурс поднимаемых писательницей проблем. В романе «The Ballad of Peckham Rye» ритуализированность поведения современного обывателя и его механистичность показана с горьким пафосом, приметы духовной анемии и массовые стереотипы обнажаются в «The Driver’s Seat», беспринципность прессы — в «Not to Disturb». Жизнь как социальный сценарий, ее бессознательная механика противопоставляется импровизации и таинствам образности, воображения, фантазии. Художественность для Спарксознательная игра, это путь в бесконечность иллюзий.

И, наконец, вытекающая из всего этого акцентированная «игра с читателем», которая принимает причудливые и комплексные формы в силу «неразрешимой» иронии и интерпретационной мобильности в романах, где автор-рассказчик перестает быть фигурой организующей и на читателя возлагается необходимость быть «сотворцом» самого текста. Так, столкнувшись в романе «The Driver’s Seat» с необходимостью решить проблемный этический узел, читатель оказывается беспомощен перед текстом, «покинутым» автором. Поиски бинарных оппозиций конфликта, способных организовать художественное целое в определенной идейной перспективе, оказываются тщетными: текст, потерявший авторскую систему координат, как и реальность, лишенная четких критериев оценки и «центрирования», обретает значение лишь в том или ином противоречивом контексте. Нестандартность конфликта как раз и заключается в том, что он связан не с фабульным действием, а с проблемами текста и его интерпретации.

Игра и в том, что сам автор —М.Спаркпредпринимает попытку выразить в «художественной реальности» свои идеи, зная и об их условности, и о невозможности их адекватного восприятия читателем. Игра непременно комбинируется с иронией и самоиронией. Пожалуй, наиболее ярко этот тезис заметен в позднем романе писательницы «Loitering with Intent», где основной фокус повествования — в нестабильном статусе рассказчика, выступающего одновременно автором и героем, автобиографом и профессиональным писателем. Разделенные миры вымысла и факта в романе оказываются онтологически однородными и в равной степени фиктивными: нет истины факта, как нет истинного утверждения, нет и художественной правдивости, ибо «Я» художника не только субъект творческого постижения, но и объект высших сил.

Постмодернистский инструментарий в избранном нами ракурсе сам является сложным механизмом игры. Саморефлексия, «нарочитость» и образность, свобода от правил, пародия и ирония, интерпретационная неоднозначность — сущностные и неотъемлемые качества постмодернистской метапрозы в целом. Инструментарий включает в себя целый комплекс макрои микроструктур, дезориентирующих читателя и делающих задачу «дешифровки» текста невозможной, а его тайну непостижимой.

К наиболее важным категориям поэтического пространства романистики Спарк мы относим выделенную в работе" неразрешимую" иронию, которая представляет собой некий художественный принцип, лежащий в основе всех романных конструкций. Анализ позволяет выделить и частные случаи такие, как ирония образа действия и драматическая ирония. Насквозь ироничные романы М. Спарк могут быть ошибочно расценены как формалистические фикции-безделки. Однако в них вскрывается целый пласт острых этических и философских проблем нашего столетия: акцентированная сконструированное^ романов Спарю сочетается с глубоким этическим наполнением и горечью осознания абсурда.

Пародия также необычайно разнообразна в своем проявлении в литературных текстах писательницы и обнаруживается как на уровне гибридных жанровых структур, так и на уровне пародийных мотивов. С ней связаны нетрадиционные композиционные модели и повествовательные стратегии (short circuit, regress ad infinitum, roman-a-clef, инверсии), а также аллюзивность, свойственная прозе Спарк в целом. На микроуровне с легкостью обнаруживается полисемия, активно формирующая и деконструиру-ющая возможные трактовки художественного целого. Смысловая полисемия в романе «The Ballad of Pecham Rye» влияет на множественность трактовок героя: его пластический и ясный образ размывается и превращается в серию вариаций ad infinitum.

Все эти разномасштабные игровые проявления сообщают искусству М. Спарк интерпретационную неоднозначность. Несомненно, полная парадоксальных изломов картина мира писательницы не может быть рассмотрена в традиционных категориях бинарных оппозиций конфликта, пространственно-временной и жанровой определенности, когерентности всего поэтического целого и его эстетического пафоса. Художественная мобильность черт этого мира требует такого же подвижного и сознающего собственную условность критического инструментария.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Избранное: Сборник. Пер. с англ. Г. Анджапаридзе — М.: Радуга, 1984.- 512с.
  2. м. На публику.- М., 1971.- 170с.
  3. М. Умышленная задержка.// в кн. Спарк М. Избранное -- М., 1984, — 512с.
  4. Spark М. A Far Cry from Kensington.- London: Penquin Books, 1988.- 150c.
  5. Spark M. Loitering with Intent.- London: Penquin Books, 1981.- 145c.
  6. Spark M. Memento Mori.- London: Macmillian, 1959.165c.
  7. Spark M. Wot to Disturb.- London: Macmillian, 1971.145c.
  8. Spark M. Robinson.- London: Macmillian, 1958.- 120c.
  9. Spark M. Symposium.- London: Penquin Books, 1990. -192c.
  10. Spark M. Territorial Rights.- London: Macmillian, 1979.- 205c.
  11. Spark.M. The Abbess of Crewe.- London: Macmillian, 1974.- 205c.
  12. Spark M. The Bachelors.- London: Penquin Books, 1978. -200c.
  13. Spark M. The Ballad of Peckham Rye.- London: Penquin Books, 1977.- 196c.
  14. Spark M. The Comforters.- London: Penquin Books, 1978.- 235c.
  15. Spark M. The Driver’s Seat.- London: Penquin Books, 1976.- 195c.
  16. Spark M. The Girls of Slender Means.- London: Macmillian, 1963.- 225c.
  17. Spark M. The Hothouse by the East River.- London: Penquin Books, 1975.- c. 135.
  18. Spark M. The Mandelbaum Gate.-London: Macmillian, 1965.- 200С.
  19. Spark M. The Only Problem.- London: Penquin Books, 1984.- 140c.
  20. Spark M. The Prime of Miss Jean Brodie.- London: Macmillian, 1961.- 190c.
  21. Spark M. The Public Image. Stories.- M., 1979.-240c.
  22. Spark M. The Takeover.- London: Penquin Books, 1976, — 155c.
  23. , M., 'My Conversion'// Twentieth Century, 170 (1961), p.60.
  24. , M., 'The Poet’s House'// Encounter, 30 (1968), p.48.
  25. , M., 'What Images Return'.// Memoirs of Modern Scotland, ed. by Miller K., Faber.- 1971.p.245.1. ИССЛЕДОВАНИЯ О M. СПАРК
  26. Г. Причудливость вымысла и строгость правды // ИЛ.-1980.-#7.-С.221−227.
  27. Н. Мюриел Спарк и современный реализм.// Труды по ром.-герм, филологии, 9,-Тарту, 1980.
  28. Т. Критический гуманизм Мюриел Спарк.- Рига, 1982.
  29. В. Что сохраняет время. М., 1979.-С. 120−135.
  30. И. Сатирическая проза Мюриел Спарк.- К., 1987.-237с.
  31. Н. Рассказы Мюриел Спарк.// в кн. The Public Image. Stories.- M., 1979.-С.3−12.
  32. В. (Рецензия) // Совр. худож. лит. за рубежом. 1981.- #4.-С. 14−18.
  33. А. Беспощадность и великодушие Мюриел Спарк // ИЛ.- 1985.-#6.-С.237−239.
  34. Е. Сатирический роман в творчестве Мюриел Спарк. // Жанрово-стилистическое многообразие зарубежной прозы20 го века, — Киев, 1985.-С.153−183.
  35. Е. Новеллистика Мюриел Спарк.// Филол. науки. -М., 1984.-#2.-С.30−35.
  36. В. Видимость и истина.// в кн. М. Спарк. На публику, М., 1979.-С.3−15.
  37. Bedford S. Frontier Regions// Spectator (Oct. 1965).-pp. 555−56.
  38. Berthoff W. Fortunes of the Novel: Muriel Spark and Iris Murdoch.// Massachusetts Review 8 no.2 (1967).-pp.301−302.
  39. Bold A. Muriel Spark.- London, 1986.- 208c.
  40. Bourgeois V. Muriel Spark.- New York, 1984.- 196c.
  41. Bradbury M. Muriel Spark’s Fingernails.// Possibilities- Essays on the State of the Novel.- London, 1973.-C.137−149.
  42. Cuttwell P. Fiction Chronicle.// Hudson Review 5, no.24 (1971).- pp.177−184.
  43. Dobie A., Wooton.C. Spark and Waugh: Similarities by Coincidence.// Midwest Quarterly 13 (1972).- pp.423−31.
  44. Drabble M. The Takeover.// New York Times, 3 (Oct. 1976).- pp. 16−17.
  45. Enright D.J. Public Doctrine and Private Judging, Man Is an Opinion: Reviews and Essay.- London, 1972.-pp.32−38.
  46. Glendinning V. Talk with Muriel Spark.// New York Times Book Review, 20 (May 1979).- pp.47−48.
  47. Greene G. A Reading of Muriel Spark.// Thought 43, (1968).- pp. 393−407.
  48. Hague A. Muriel Spark.// Critical Survey of Long Fiction, ed. by F. Magill, 1983.-pp.2473−86.
  49. Harrison B. Muriel Spark and Jane Austen.// The Modern English Novel: the reader, the writer and the work, ed. by Josipovici G.- London, 1976.-281c.
  50. Hart F. Ridiculous Demons// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.23−44.
  51. Hoyt Ch.A. Muriel Spark: The Surrealist Jane Austen.// Crosscurrents. Contemporary British Novelists, ed. by Shapiro.- London, 1966.-C.125−143.
  52. Hubbard T. The Liberated Instant: Muriel Spark and the Short Story.// Muriel Spark: An Odd Capacity For Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.167−183.
  53. Hyens J. The Art of the Real: Muriel Spark’s Novels.- New Jersey, 1988.-130c.
  54. Kemp P. Muriel Spark. London, 1974, — 159c.
  55. Kermode F. Continuities.- New York, 1968.-C.215−248.
  56. Kermode F. The House of Fiction, Interviews with Seven Novelists (including Muriel Spark).- Manchester, 1971.-158c.
  57. Laffin G. Muriel Spark’s Portrait of the Artist as a Young Girl.// Renascence 24 (1972).-pp.213−23.
  58. Leonard J. Muriel Spark’s Parables: The Religious Limits of her Art.// Foundations of Religious Literacy, ed. by Apczinski J., 1982, — pp. 153−64.
  59. Little J. Comedy and the Woman Writer: Woolf, Spark, and Feminism.- Lincoln, 1983.-165c.
  60. Lodge D. The Uses and Abuses of Omniscience: Method and Meaning in Muriel Spark’s 'The Prime' of Miss Jean Brodie. // The Novelist at the Crossroads and other Essays on Fiction and Criticism.- New York, 1971.-C.119−144.
  61. McBrien W. Muriel Spark: the Novelist as Dandy.// Twentieth-century women novelists, ed. by Stally Т.- London, 1982.-C.153−178.
  62. Malkoff K. Demonology and Dualism: The Supernatural in Isaac Singer and Muriel Spark.// Critical Views of Isaac Bashevis Singer.- New York, 1969.-C.149−167.
  63. Malkoff K. Muriel Spark.- New York, 1968.-156c.
  64. Massie A. Calvinism and Catholicism.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A-. London, 1984.-C.94−111
  65. Massie A. Muriel Spark.- Edinburgh, 1979.-100c.
  66. Massie A. The Novel Today: a Critical Guide to the British Novel, 1970−1989.- New York, 1990.-C.2−16.
  67. Menzies J. Muriel Spark: Critic into Novelist.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C. 11−132.
  68. Metzger L. Muriel Spark.// Contemporary Authors.-Detroit, 1984.- C.450−457.
  69. Page N. Muriel Spark, London, 1990.-130c.
  70. Page, N., Muriel Spark // Reference Guide to English Literature, ed. by Kirkpatrick D.L., Chicago and London, 1991.
  71. Page N. Speech in the English Novel.- London, 1973.-C.12−25.
  72. Perry w. Mrs Spark’s Verse.// Muriel Spark: An Odd Capacity For Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.183−200.
  73. Pullin F. Autonomy and Fabulation in the Fiction of Muriel Spark.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A. London, 1984.-C. 71−94.
  74. Randisi J. Muriel Spark and Satire.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.132−147.
  75. Richmond V. The Darkening Vision of Muriel Spark.// Critique 15 (1973).- pp.71−85.
  76. Royle T. Spark and Scotland.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.147−167.
  77. Shaw V. Fun and Games with Life-Stories.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.44−71.
  78. Shaw V. Muriel Spark.// The History of Scottish Literature, Vol.4. GB, 1987.-C. 276−289.
  79. Sproxton J. The Women of Muriel Spark.- London, 1992.-158c.
  80. Stanford D. Muriel Spark: A Biographical and Critical Study, Sussex, 1963.-145c.
  81. Stanford D. The Early Days of Miss Muriel Spark.// Critic 20 {5, 1962).- pp.49−50.
  82. Stenning R. Vocation and Identity in the Fiction of Muriel Spark.- Missouri, 1990.-150c.
  83. Stubbs P. Muriel Spark.- London, 1973.- 165c.
  84. Updike J. Topnotch Witcheries.// New Yorker, 61 975).- pp.76−81.
  85. Waugh P. Feminine Fictions. Revising the Postmodern.- London, 1989.-C.215−217.
  86. Walker D. Muriel Spark.- Boston, 1988.-122c.
  87. Whittaker R. The Faith and Fiction of Muriel Spark.-London, 1982.-168c.
  88. Willy M. Muriel Spark // Contemporary Novelists, ed. by Henderson L.- Chicago and London, 1991.-125c.1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИЙ ИГРЫ
  89. Т. философия игры // М. М. Бахтин.Эстетическое наследие и современность, Межвуз. сб., ч.2. М., 1992.-С. 225−229.
  90. И. Игра как феномен сознания.- Кемерово, 1992.-94с.
  91. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Минск: Прамеб, 1992. 384с.
  92. Л. Из записок-конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Психология игры. М., 1978. -256с.
  93. Гадамер.Х.-Г., Истина и метод, М., 1988.-С. 147.
  94. ., Логика смысла.- М.: Академия, 1995.-с.215.
  95. Коффка К., Основы психологического-' развития, — М.-Л., 1934.-С.224.
  96. И. Игра ума. Игра воображенья.// Октябрь. -1992, #1.-С.188−192.
  97. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992.- 464с.
  98. Д., Психология игры. М., 1978.- 256с.
  99. М. Парадоксы новизны. М.: Сов. писатель, 1988, С. 276−304.
  100. Beaujour М. The Game of Poetics.// Yale French Studies 41, 1968.-pp. 245−286.
  101. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality.- Harmondsworth, 1971.
  102. Brass E. The game of literature and some literary games.// New Literary History, 9 (1977).-pp.153−72.
  103. Caillios R. Man, Play and Games.- London, 1962.-235c.
  104. Detweiler R. Games and play in modern American fiction. // Contemporary Literature, 17,1 (1976).- pp.44−62.
  105. Ehrmann J. Game, play, literature.// Yale French Studies, 41 (1968).-pp.31−57.
  106. Hutchinson P, Games authors play. GB, 1983, — 178c.
  107. Millar S. The Psychology of Play.- Harmondsworth, 1968.-230c.
  108. Stewart S. Nonsense. Aspects of Intertextuality in Folklore and Literature.- London, 1979.-145c.
  109. Suits B. What is a game?// Philosophy of Sience, 34 (1967).- pp. 148−56.
  110. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  111. Н. Обновление традиций.- М., 1984, — 215с.
  112. Р. Мифологии, М., 1996.-314с.
  113. Р., Избранные работы: Семиотика, Поэтика.- М, 1994.- 615с.
  114. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология.// Вопр. философии, 1993.-#3, С.46−62.
  115. М., Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1978.- 436с.
  116. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М., 1965.- 537с.
  117. ., Фрагменты из книги «О соблазне11.// ИЛ 1994.- #1.
  118. Ю. Этика парадоксов, — М., 1992.-86с.
  119. Л., Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм).// ИЛ.- 1994.-#10.
  120. ., Да, апокалипсис, да, сейчас.// Вопр. философии.- 1993.-#3, С.28−36.
  121. Жак Деррида в Москве, — М: РИК «Культура», 1993,-135с.
  122. Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения.// ИЛ. 1996.-#2, — С. 273−284.
  123. М. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени.// Пространство и время в искусстве, — Л., 1988.-С.26−28.
  124. Л. Пересоздавая заново: Современная американская поэзия и традиция модернизма.// РЖ.- 1989.- #3.
  125. Л. Пространственно-временная организация рассказов И.А.Бунина «Эпитафия» и «Новая дорога».// Ритм, пространство, время в художественном «произведении. Алма-Ата, 1984.-С.89−95.
  126. . Заметка о смыслах «пост».// ИЛ.- 1994.-#1.
  127. А., Рахимкулова Г. Магистр игры Вивиан ван Бок: игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура.- Ростов-на-Дону, 1996.- 200с.
  128. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., 1982.-280с.
  129. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.1. М., 1991.- 588с.
  130. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола»).// Вопр. философии, — 1993.- #3, С. 3−17.
  131. В. К вопросу о принципе систематизации пространственно-временных форм художественной деятельнос-тию.// Пространство и время в искусстве.- Л., 1988.ОС.30−35.
  132. В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве.// Пространство и время в искусстве.- Л., 1988.-С.47−53.
  133. Г. Пространственно-временная организация художественного произведения.// Философские науки.- 1984.-#4.-С.65−83.
  134. Н. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1984.- 180с.
  135. Е. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»?// Вопр. философии.-1993.-#3.- С.23−28.
  136. С. Вызов.// ИЛ.-1994.-#8, С. 238−244.
  137. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.-СПб, 1994.-406с.
  138. В., Постмодернизм в системе мировой культуры. // ИЛ. 1994.-#1.
  139. М. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира.// Вопр. философии.- 1995.-#4, С.24−34.
  140. В., Искусство как прием. О теории прозы.-М., 1983.- 348с.
  141. В. Энергия заблуждения: книга о сюжете,
  142. М. Сов. писатель, 1981.- 466с.
  143. Эко У. Имя розы.- М., 1989.-486с.
  144. М. Конфликт.// ЛЭС.- М.: Советская Энциклопедия, 1987, С.165−166.
  145. А. О лучах просвещения и других световых явлениях { культурный парад авангарда и постмодерна).// ИЛ #1, 1994.-С. 216−220.
  146. А. Культура и преступление (0 чем говорят и о чем стараются не говорить в конце 20-го века).// ИЛ #1, 1995, — С. 245−251.
  147. A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-572c. '
  148. Abrams M.H. A Glossary of Literary Terms.-USA, 1993.- 301c.
  149. Barth J. The Literature of Replenishment: Postmodernist Fiction.// The Atlantic, 1 (1980).- pp.65−71.
  150. Barth J. The Literature of Exaution.// Surfiction: Fiction Now. and Tomorrow. Chicago, 1971.-356c.
  151. Baudrillard J. The Precession of Simulacra.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. «and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.342−374.
  152. Bauman Z. Postmodern! ty, or Living with Ambivalence.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. Hutcheon L.- New York, 1993.-C.9−25.
  153. Belsey C. Towards Cultural History.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.551−569.
  154. Bernard C. Dismembering/Remembering Mimesis: Martin Amis, Graham Swift.// British Postmodernist Fiction, ed. by D’haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1993, — C.121−144.
  155. Bertens H. The Postmodern Weltanschauung and its Relation to Modernism: an Introductory Survey.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.25−71.
  156. Bradbury M. Putting in the Person: Character and Abstraction in Current Writing and Painting.// The Contemporary English Novel.- New York, 1979.
  157. Burden R. The Novel Interrogates Itself: Parody as Self-Consciousness In Contemporary English Fiction.// The Contemporary English Novel.- New york, 1979.-356c.
  158. Calinescu M. Exploring Postmodernism.- Amsterdam, 1987.-305c.
  159. Chemberlain L. Maglcking the Real: Paradoxes of Postmodern Writing.// Postmodern Fiction: A BioBibliographi-cal Guide, ed. by MacCaffery L.- New York, 1987.-c.468.
  160. Cox J. Introduction.// Seven Goyhic Dramas, 1789−1825.- USA, 1992.-C.3−38.
  161. Culler J. On Deconstruction: Theory and Criticism After Structuralism Routledge and Kegan Paul, London, 1975, — 346c.
  162. Derrida J. Structure, Sign, and Play in the Discourse of the Human Sciences.// A Postmodern Reader, ed. by Nato-11 J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C.223−243.
  163. Derrida J. Writing and Difference.- Chicago: University of Chicago Press, 1978.- 265c.
  164. Eagleton T. Capitalism, modernism and postmodernism.// New Left Review 152, 1985.- P.60−73.
  165. Elias A. Meta-mimesis? The Problem of British Post-moder Realism.// British Postmodern Fiction, ed. by D’haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1993.-C.9−31.
  166. Fogel S. A Postmodern University.- Toronto, 1988. -147c.
  167. Fokkema D. Abandoning the Postmodern? The Case of Peter Ackroyd.// British Postmodern Fiction, ed. by D’haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1993.-C.167−179.
  168. Fokkema D. Literary History, Modernism, and Postmodernism.- Amsterdam, 1984.- 324c.
  169. Forrest-Thompson V. Necessary Artifice.// Language and Style 6, 1973, p.4.
  170. Freund E. The Return to the Reader: Reader-Response Criticism.- London, 1987.-356c.
  171. Goffman E. Frame Analysis.- Harmondsworth, 1974.-296c.
  172. Graff G. Literature Against Itself: Literary Ideas in Modern Society.- Chicago, 1979.- 346c.
  173. Habermas J. Modernity versus Postmodernity.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.91−105.
  174. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature.- New York, 1982, — 345c.
  175. Hassan I. The Postmodern Turn: Essays on Postmodern Theory and Culture. Ohio, 1987.- 206c.
  176. Hassan I. Toward a Concept of Postmodernism.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C. 273−287.
  177. Hawkins H. Classics and Trash: Traditions and Taboos in High Literature and popular modern «Genres.- GB, 1990.-287c.
  178. Heller A. Existentialism, Alienation, Postmodenism: Cultural Movements as Vehicles of Change in the Patterns of Everyday Life.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.497−510.
  179. Herman D.J. Modernism versus Postmodernism: Towards an Analytic Distinction.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.157−193.
  180. Hutcheon L. Beginning to Theorize Postmodenism.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.243−273.
  181. Hutcheon L. Irony’s Edge.- New York, 1995.- 486c.
  182. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictio-nal Paradox. New-York, Methuen, 1984. — 542c.
  183. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism.- New York, 1989. 479c.
  184. Huyssen A. After the Great Divide: Modernism, Mass Culture, Postmodernism.- Bloomington and Indianapolis, 1986.-385c.
  185. Iser W. The Implied Reader: Patterns of Comunication in Prose Fiction from Bunyan to Beckett.- Baltimore, 1983.-484c.
  186. Jameson F. Postmodernism, or, Cultural Logic of Late Capitalism.- Durham, 1991, — 345c.
  187. Jencs Ch. Post-Modernism: The New Classicism in Art and Architecture.- New York, 1987.- 296c.
  188. Kermode F. The Sense of An Ending.- London, 1967.-324c.
  189. Kernan A. The Death of Literature.- London, 1990.287c.
  190. Kosofsky E. The Coherence of Gothic Conventions.-New York, 1986.- 312c.
  191. Kristeva J. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. Oxford, 1980.- c.295c. N
  192. Kuhn T. The Resolution of Revolutions.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L. New York, 1993.-C.376−390.
  193. Laver.A. Roland Barthes: Structuralism and After.-London, 1982.
  194. Lee A. Realism and Power.- GB, 1990.- 237c.
  195. Lodge D. The Modes of Modern Writing: Metaphore, Me-tonimy, and the Typology of Modern Literature.- London, 1977, — 326c.
  196. Lodge D. Working with Structuralism.- Cornwell, 1981, — 293c.
  197. Lyotard J.-F. Excerpts from 'The Postmodern Condition: A Report on Knowledge'.// A postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C.71−91.
  198. Maltby P. Excerpts from «Dissident Postmodernists'.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C. 519−538.
  199. Massie A. The Novel Today: A Critical Guide to the British Novel, 1970−1989, — UK, 1990, — 264c.
  200. McGowan J. Excerpts from 'Postmodernism and its Critics'.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C. 203−223.
  201. McHale B. Postmodernist Fiction.- New York and London, 1987.- 263c.
  202. McHale B. Some Postmodernist Stories.// Postmodernist Fiction in Europe and the Americas, ed. by D’haen T. and Bertens H. Amsterdam, 1988.-C. 13−21.
  203. Merrell F. Deconstruction reframed.- USA, 1985.-212c.
  204. Nash C. World-games: The Tradition of Anti-Realist Revolt.- London and New York, 1989.- 625c.
  205. Onega S. British Historiographic Metafiction in the 1980s.// British Postmodern Fiction, ed. by D’haen T. and Bertens H., Amsterdam.- 1993.-C.47−61.
  206. Opdahl K. The Nine Lives of Literary Realism.// Contemporary American Fiction, London, 1987.- 305c.
  207. Rose M. Parody: ancient, modern and post-modern.-Cambridge, 1993.- 277c.
  208. Russell Ch. The Context of the Concept.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.287−299.
  209. Said E. The World, the Text, and the Critic.- Cambridge, Mass.: Harvard Univers. Press, 1983.- 334c.
  210. Scholes R. The Fabulators.- New York, 1967.- 222c.
  211. Stern J. On Realism, London, 1973, — 368c.
  212. Stonehill В., The Self-Conscious novel.- Philadelphia, 1988.- 207c.
  213. Summers M. The Gothic Quest.- London, 1989.- 211c.
  214. The John Hopkins Guide to Literary Theory and Criticism, ed. by Groden M. and Kreiswirth M.- Baltimore: The John Hopkins Univers. Press, 1994, — 775c.
  215. Todd R. Confrontation Within Convention: On the Character of British Postmodernist Fiction.// Postmodern Fiction in Europe and the Americas, ed. by D’haen T. and Bertens H. Amsterdam, 1988.- C.115−124.
  216. Todorov T. The Fantastic: A Structural Approach toa Literary Genre.- Clevelend, Ohio, 1973.-300c.
  217. Varga A. Narrative and Postmodernity in France.// Postmodern Fiction in Europe and the Americas, ed. by D’Haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1988.-C.67−75.
  218. Varma D. The Gothic Flame.- London, 1957.- 165c.
  219. Waugh, P., Metafiction. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction, London, 1984.- 278c.
  220. Wellmer A., Metaphysics at the Moment of its Fall.-GB, 1990.- 195c.
  221. White H. Topics of Discourse: Essays in Cultural Criticism.- Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978.-310c.
  222. Wild A. Horizons of Assent: Modernism, Postmodernism, and the Ironic Imagination.- Baltimore, 1981.- 189c.
  223. Wilt J. Ghosts of the Gothic- Austen, Eliot, and Lawrence.- Princeton, 1980, — 167c.
Заполнить форму текущей работой