Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и другие социальные проблемы, девиантное поведение детей-сирот детерминируется множеством тесно связанных между собой причин. К ним можно отнести нежелание общества признавать проблемы детей-сирот, педостаточное государственное финансирование интернатных учреждений и отсутствие в их штате необходимого количества социальных педагогов, ведущих работу с детьми-сиротами и др. Вместе с тем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот
    • 1. 1. Девиантное поведение детей-сирот как педагогическая проблема
    • 1. 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей-сирот
    • 1. 3. Готовность будущего социального педагога к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот
    • 2. 1. Обоснование технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот
    • 2. 2. Описание и результаты применения технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система профессиональной подготовки социальных педагогов в Российской Федерации начала складываться в начале 90-х годов прошедшего столетия. Основанием для появления подобного вида деятельности стал экономический кризис и те социальные проблемы, которые возникли в обществе в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства.

Происходящее в обществе изменение ценностных ориентаций повлекло за собой появление и развитие негативных социальных явлений. Одним из таких явлений стало резкое увеличение числа детей-сирот, относящихся к категории самых уязвимых слоев населения. Впервые российское общество столкнулось с проблемой большого числа детей, оставшихся без попечения родителей, то есть сирот при живых родителях.

Процессы разрушения родительской семьи, ее отсутствие сопровождаются существенными изменениями традиционных отношений в процессе воспитания несовершеннолетних. Противоречия между духовными и материальными потребностями детей и реальными возможностями их удовлетворения в условиях интернатного учреждения создают предпосылки для поведенческих девиаций.

Девиантное поведение детей-сирот — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым ребенком, а прочная возможность противостоять негативным влияниям различных факторов формируется у него уже за пределами совершеннолетия.

Как и другие социальные проблемы, девиантное поведение детей-сирот детерминируется множеством тесно связанных между собой причин. К ним можно отнести нежелание общества признавать проблемы детей-сирот, педостаточное государственное финансирование интернатных учреждений и отсутствие в их штате необходимого количества социальных педагогов, ведущих работу с детьми-сиротами и др. Вместе с тем, в немалой степени решение этой проблемы зависит от профессиональной готовности социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. Несвоевременное распознавание характера и природы девиантного поведения у детей-сирот, отсутствие специальных корректирующих девиан гное поведение программ приводит не только к нарушению процесса социализации сирот, хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к более трагичным последствиям (совершение преступления, самоубийство). Также эта проблема актуальна в рамках организации учебного процесса, так как де-виантное поведение одного учащегося может дестабилизировать учебную деятельность всего класса, отвлекать на себя значительную часть усилий педагогов и воспитателей.

Анализ педагогической практики показывает, что знания социальных педагогов о профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот зачастую излишне теоретизированы и недостаточны для решения проблем определенного ребенка-сироты. Все это делает необходимым разработку технологии подготовки социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, выступающей актуальным направлением междисциплинарных научно-теоретических и организационно-методических исследований.

Проблема подготовки к профессиональной деятельности и формированию готовности к ее осуществлению — одна из стержневых в педагогике. Данной проблеме посвящено большое количество трудов многих авторов авторов (Б.Г. Ананьев, Васильев, М.И. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Ю. В. Енотовский, Л. И. Захарова, Л. А. Кандыбович, М. А. Котик,.

A.И. Мищенко, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, Р. Д. Санжаева,.

B.А. Сосновский и другие).

Исследованию структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности посвящены работы О. А. Абдуллиной, К.А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеева, Л. И. Божович, Г. Г. Голубева, В. В. Давыдова, JI.H. Захаровой, В. П. Зинченко, В. П. Косырева, Н. В. Кузьминой,.

A.К. Марковой, А. Маслоу, Р. С. Немова, Дж. Олпорт, Я. А. Пономарева, V.

C.J1. Рубинштейна, И. Н. Семенова, В. А. Сластенина, В. В. Столица, J1.C. Подымовой, X. Хекхаузен, И. И. Чесноковой, А. И. Щербакова, Г. И. Щукиной и других.

Проблема девиантного поведения рассматривается в работах.

B.C. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Э. Дюркгейма, И. С. Кона,.

B.Н. Кудрявцева, Ч. Ломброзо, В. Д. Менделевича, Р. Мертона, Я. Смелзера,.

C.С. Фролова, A.M. Яковлева и других.

Различные аспекты проблемы девиантного поведения, его типологии и классификации изложены в трудах А. Бандура, Р. Бэрон, Е. Г. Горбатовской, Р. Дженкинс, А. И. Долговой, Т. А. Донских, В. В. Ковалева, Ц. П. Короленко, Г. Кристалл, В. Н. Кудрявцева, А. Е. Личко, Н. Мак-Вильяме, Д. Н. Оудсхорн, М. Раттера, Д. Ричардсон, В. А. Шумилкина, Р. Уолтере, В. М. Ялтонского и других.

Сложность и многоаспектность проблемы профилактики девиантного поведения раскрывается в работах А. Г. Амбрумовой, С. А. Беличевой, С. В. Березина, С. В. Бородина, Е. В. Змановской, Л. Я. Жезловой,.

B.Т. Кондратенко, К. С. Лисецкого, А. С. Мухлина, В. А. Никитина, И. Б. Орешниковой и других.

Проблема коррекции девиантного поведения обусловливается множеством подходов к пониманию его сущности, природы структуры (А.Д. Гонеев, М. А. Ерофеева, Е. В. Змановская, О. В. Коповая,.

А.С. Коповой, А. И. Кочетов, С. А. Кулаков, Л. И. Лифинцева, В. Мейер,.

C. Морли, Р. Нельсон-Джоунс, С. Спенс, А. П. Федоров, Э. Чессер, Дж. Шефферд, Н. В. Ялпаева и другие).

Основные вопросы сиротства, проблемы образования и воспитания детей-сирот, их жизнедеятельности отражены в трудах М. П. Аракелова, С. Ю. Барсукова, А. Б. Дзугаевой, Т. А. Гурко, И. Ф. Дементьева,.

A.Н. Елизарова, М. Д. Зезиной, С. В. Кочеткова, JI.B. Кузнецова, В. Н. Лыкова, М. И. Несмеянова, Г. И. Осадчей, Е. М. Рыбинского, Г. Г. Силласте,.

B.В. Смирнова, М. М. Фатейчева и других.

Рассмотрение и анализ трудов ученых позволяет констатировать актуальность проблемы подготовки специалистов к решению задач профилактики и коррекции девиантного поведения детей-сирот. Однако ретроспективный анализ психологической, педагогической и социологической литературы, реальной практики высшей школы показывает, что данное направление на сегодняшний день остается недостаточно исследованным.

Таким образом, возникает острое противоречие между потребностями общества в социальных педагогах, подготовленных к решению профессиональных задач по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе с данной категорией детей.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью обоснования теоретических и практических аспектов подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях вузовского образования.

Исходя из выявленного противоречия и актуальности исследования была определена проблема исследования: каковы научно-теоретические и организационно-методические аспекты подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность авторской технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Предмет исследования — технология подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подготовка будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот будет осуществляться успешно, если: рассматривать деятельность социального педагога по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот как построение комплекса психолого-педагогических, социальных, медицинских и правовых условийв процессе подготовки реализуются междисциплинарные связи, направленные на интеграцию общепрофессиональных и специально-профессиональных знаний и навыков коррекционно-профилактической работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типасформированность готовности студентов к работе по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот как результата процесса их профессиональной подготовки к рассматриваемому аспекту профессиональной деятельности отслеживается и оценивается с помощью педагогического мониторинга и диагностического инструментария, включающего качественные и количественные показатели.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:

1. В ходе уточнения исходных базовых понятий «девиация», «девиант-ное поведение», «готовность» и сопряженных с ними категорий дать определение понятиям «профилактика девиантного поведения», «коррекция деви-антного поведения» применительно к детям-сиротам.

2. Определить критерии готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, описать уровни ее сформированности.

3. Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность технологии профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические концепции о деятельности и развитии личности специалистов социальной сферы (Л.И. Акатов, М. В. Борисова, М. А. Галагузова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Дж. Холанд и др.) — теория профессиональной деятельности (С .Я. Батышев, Г. И. Железовская, Э. В. Ильенков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, З. А. Решетова, Е. В. Ткаченко и др.) — теоретические положения современных подходов по профессиональной подготовке студентов в условиях высшей школы (В.А. Беликов, Э. Ф. Зеер, М. С. Каган, Е. А. Климов, Н.В. Сычкова) — положения по подготовке социальных педагогов (В.И. Беляев, Ю. В. Василькова, Г. А. Воронина, М. А. Галагузова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, Ф. А. Мустаева,.

В.А. Никитин, В. А. Сластенин, П. А. Шептенко и др.) — теоретические положения о возникиовении и становлении девиантного поведения (ЯМ. Гилинский, Э. Дюркгейм, Б. Д. Карвасарский, И. С. Кон, Р. Мертон, Н. Смелзер, С. С. Фролов и др.) — психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения (С.А. Беличева, А. Д. Гонеев, Е. В. Змановская, В. Т. Кондратенко, В. А. Никитин, В. Мейер, В. А. Сластенин, Э. Чессер и др.).

Методами исследования явились: теоретико-методологический анализ научной литературы по социологии, педагогике, психологии, социальной педагогикенаблюдение за учебно-воспитательным процессомпсихологопедагогический эксперимент, в ходе которого использовались анкетирование, беседы, опросы, методы математической статистики обработки итоговых данных.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены методологической основой исследования, опорой на основные положения педагогики, психологии, социологии и социальной педагогикииспользованием методики теоретического и экспериментального исследования как единого комплексаадекватностью исследовательских процедур и методов целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом полученных данныхопорой на повседневную педагогическую практику.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: обоснована необходимость профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сиротуточнено содержание профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к деятельности по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сиротопределена сущность и структура готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот как результата процесса профессиональной подготовкиразработаны критериальные показатели эффективности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сиротразработана и экспериментально проверена авторская технология подготовки будущих социальных педагогов к ' профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что: результаты исследования расширяют научные представления о сущности готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учрежденияпозволяют ввести в научный оборот авторское определение понятий коррекция девиантного поведения детей-сирот", «профилактика девиантного поведения детей-сирот», что способствует теоретическому осмыслению содержательного аспекта профессиональной подготовки будущих специалистовразработанная авторская технология подготовки будущих социальных педагогов и механизм ее реализации соответствуют современным требованиям к организации профессиональной подготовки будущих социальных педагоговтеоретические выводы носят обобщенный характер и могут быть использованы для дальнейшего расширения проблемного поля исследований профессиональной подготовки будущего специалиста в образовательном процессе профессиональной школы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих социальных педагогов и ее практическую ориентированность на работу с трудными категориями воспитуемыхв разработке технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения, а также механизма ее реализациив описании диагностических процедур, позволяющих выявлять уровень готовности студентов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в процессе реализации технологиив предложении авторского комплекса учебно-методических материалов. Выводы и материалы диссертационного исследования могут найти широкое применение при проектировании и организации образовательного процесса не только в вузах, но и в других типах образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, выступлений на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и аспирантов Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (Бала-шовского филиала) (г. Балашов, 2005;2007 гг.) — Международной научно-практической конференции «Современное образование: от традиций к инновациям» (Саратов, 2006 г.) — Международной научно-практической конференции «Демографические проблемы современного общества: семья и социум» (Балашов, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы насилия над детьми в семье в условиях меняющийся России» (Балашов, 2006 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка социализации семьи и детства» (Балашов, 2007 г.) — Региональных научно-практических конференциях «Становление творческой личности в условиях развивающейся среды» (Балашов, 2006;2007 гг.) — Региональной научно-практической конференции «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (Балашов, 2007 г.). Основные положения содержания диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и социальной педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (Балашовского филиала).

Результаты исследования используются в практике работы Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (Балашовского филиала) — Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинскогофилиала Московского государственного педагогического университета им. В. И. Ленина в г. Ульяновскеприюта «Возрождение» и школы-интерната имени Героя Советского Союза Н. А. Белозерцева г. Балашова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ведущей целью профессиональной подготовки будущих социальных педагогов является овладение ими деятельностью по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, основанной на построении комплекса психолого-педагогических, социальных, медицинских и правовых условий, направленных на предотвращение и исправление в избираемых детьми-сиротами моделях поведения социально не одобряемых (девиантных) проявлений при соблюдении принципов комплексности, последовательности, дифференцированности и своевременности.

2. Авторская технология подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения реализуется поэтапно и включает в себя следующие компоненты: целевой (формирование готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот в условиях интернатного учреждения), содержательный (система профессиональных знаний, лежащих в основе профилактики и коррекции девиантного поведения детей-сирот будущими социальными педагогами, и практических умений, необходимых для осуществления этой деятельности), процессуальный (формы, методы и средства профессиональной подготовки) — диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности студентов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот) и результативный (динамика поэтапного изменения уровня готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот).

3. Результатом подготовки студентов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот выступает готовность будущих социальных педагогов к рассматриваемому аспекту профессиональной деятельности, в структуру которой входит совокупность четырех взаимосвязанных компонентов (мотивационного, когнитивного, операционного и рефлексивного). Критериями, позволяющими судить о готовности будущего социального педагога к применению профилактических и коррекционных воздействий на детей-сирот с девиациями в поведении, являются: личностно-значимый смысл проведения профилактико-коррекционной деятельности с детьми-сиротами с девиантным поведениемуровень теоретических знаний о видах и способах профилактико-коррекционных воздействий, применяемых в отношении детей-сирот (в их сущностном и специфическом аспектах) — уровень сформированности системы умений, необходимых для успешной реализации профилактико-коррекционной деятельностисформированность рефлексивной позиции, позитивное самовосприятие. В соответствии с поставленными задачами исследования и его методологической основой был определен ход опытно-экспериментального исследования.

Исследование проводилось поэтапно, с 2005 по 2008 год на базе факультета социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

1 этап — поисково-теоретический (2005 г.) — в ходе которого осуществлялся анализ состояния проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей-сирот в педагогической, психологической, социологической литературе, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить современные прогрессивные тенденции профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения.

2 этап — опытно-экспериментальный (2005;2006 гг.) — был направлен па разработку технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, на выбор комплекса диагностических процедур для определения уровня готовности будущих социальных педагогов к данному виду профессиональной деятельностивключал проведение констатирующего эксперимента. В ходе данной работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности профессиональной подготовки студентов.

3 этап — экспериментально-формирующий (2006;2008 гг.) — заключался в проведении формирующего экспериментав ходе данного этапа проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщались и систематизировались полученные результаты, формулировались выводы и рекомендации по реализации технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сиротбыло завершено литературное оформление работы.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 211 страниц машинописного текста, содержащего 8 таблиц, 7 рисунков, список литературы из 167 наименований, 9 приложений.

Выводы по второй главе.

1. Анализ программных документов, регламентирующих содержание подготовки современного социального педагога, показал необходимость подготовки социальных педагогов к работе по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. Вместе с тем, теоретический материал, касающийся сущности и специфики профилактики и коррекции девиантного поведения детей-сирот и раскрывающий механизмы их применения в профессиональной деятельности, представлен в учебной литературе недостаточно полно.

2. В рамках традиционного образовательного процесса в вузе уровень сформированности готовности будущих социальных педагогов к работе по профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот невысок. Работающие в интернатных учреждениях социальные педагоги также в массе своей недостаточно владеют теоретическими знаниями о сущности обсуждаемой проблемы, в то же время пытаются их пополнять в ходе своей практической работы с помощью самостоятельного изучения специальной литературы. Все это свидетельствует о недостатках в организации обучения и указывает на необходимость разработки технологии формирования готовности студентов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

3. Для решения проблем подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот определены конкретные пути построения технологии подготовки социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. В качестве главных компонентов, составляющих технологию подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, выделены: целевойсодержательныйпроцессуальныйдиагностическийрезультативный.

Также определены базовые дидактические принципы технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

4. В экспериментальной работе на основании проведенного теоретико-методологического анализа мы выделяем три этапа, каждый из которых нацелен на формирование определенного уровня готовности к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. На первом этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на достижение функционального уровня готовности к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. На втором этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на закрепление функционального уровня, а также на частичный переход с функционального уровня готовности к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот на творческий. На третьем этапе — на достижение творческого уровня готовности к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот. Для каждого этапа работы в рамках проектируемой технологии были подобраны, разработаны и адаптированы содержательная, процессуальная и диагностическая составляющие педагогического процесса.

5. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проведенная экспериментальная работа, направленная на формирование готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, продуктивна, а деятельность в указанном направлении имеет большие перспективы.

Заключение

.

В настоящее время наиболее остро встает проблема необходимости вооружения психолого-педагогическими знаниями будущих социальных педагогов для практического решения актуальнейшей проблемы — предупреждения и преодоления девиантного поведения детей-сирот, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся интернатных учреждений.

Определение основных видов девиантного поведения, а также факторов его возникновения и выявление взаимосвязи девиантного и аддиктивного, асоциального, делинквентного, суицидального, агрессивного поведения на основе анализа существующих подходов к проблеме отклоняющегося поведения позволило определить основные способы коррекционного и профилактического воздействия на детей-сирот с целью предотвращения или минимизации проявлений социально не одобряемого поведения.

Результатом профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот выступает готовность студентов к осуществлению этой деятельности. Выделенными критериями, позволяющими судить о готовности будущего социального педагога к применению профилактических и коррекционных воздействий на детей-сирот с девиациями в поведении, характеризуются: личностно-значимый смысл к профилактико-коррекционной деятельности в отношении детей-сирот с девиантным поведениемуровень теоретических знаний о видах и способах профилактико-коррекционных воздействий, применяемых в отношении детей-сирот (в их сущностном и специфическом аспектах) — уровень сформированности системы умений, необходимых для успешной реализации профилактико-коррекционной деятельностисформированность рефлексивной позиции, позитивное самовосприятие.

На основании данных критериев выявлены адаптивный, функциональный и творческий уровни готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

Проведение констатирующего эксперимента позволило обосновать педагогическую технологию подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот был.

Разработанная технология подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот выступает как длительный и многоплановый педагогический процесс, в ходе которого формирование готовности к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот у будущих социальных педагогов должно осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности.

Для каждого этапа работы в рамках реализации технологии подготовки будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот были разработаны и адаптированы содержательная и процессуальная составляющие педагогического процесса: необходимые межпредметные знаниямодифицированный курс «Методика и технология работы социального педагога" — разработанная тематика рефератов по курсу «Методика и технология работы социального педагога" — модифицированная программа психолого-педагогической практикимеждисциплинарная координация учебного процесса на факультете у студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика" — внеаудиторные занятиянаучно-исследовательская работа студентов в рамках опытно-экспериментальной площадкиспециализированный курс «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей-сирот».

Авторская педагогическая технология, представленная совокупностью реализуемых поэтапно целевого, содержательного, процессуального, диагностического и результативного компонентов, является эффективным средством формирования готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот.

Результаты применения авторской педагогической технологии в образовательном процессе Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (Балашовского филиала), полученные на каждом этапе опытно-экспериментальной работы и подтвержденные данными применения методов математической статистики, отражают тенденцию к повышению уровня готовности будущих социальных педагогов к профилактике и коррекции девиантного поведения детей-сирот, что подтверждает эффективность разработанной технологии и позволяет считать проведенное исследование успешным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: учеб. пособие / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-С. 4−12.
  3. , М. JI. Воспитательная работа с подростками Текст. / М. J1. Алемаскин. М.: Знание, 1979. — 42 с.
  4. , Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся Текст. / Б. Н. Алмазов, J1. А. Грищенко. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1987. -150 с.
  5. , А. Г. Диагностика суицидального поведения Текст. / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. М.: Наука, 1980. — 214 с.
  6. , А. Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте Текст. / А. Г. Амбрумова, JI. Я. Жезлова. М.: Наука, 1978. — 63 с.
  7. , А. Г. Предупреждение самоубийств Текст. / А. Г. Амбрумова, С. В. Бородин, А. С. Михлин. -М.: Профиздат, 1980. 186 с.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  9. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  10. Ю.Антонян, Ю. М. Преступность и психические аномалии Текст. / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин. М.: Наука, 1987. — 207 с.
  11. , A. JT. Поколение, которое теряет Россия Текст. / A. J1. Арефьев // Социологические исследования. 2002. — № 8. — С. 97−100.
  12. , А. Юные изгои: социальные сироты Текст. / А. Артемчук // Труд. 1997. — 23 дек. — С. 2.
  13. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
  14. , А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель-Пресс, 1999.-287 с.
  15. , И. П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи Текст. / И. П. Башкатов. Воронеж: НПО МОДЕК, 2002. -135 с.
  16. , С. А. Основы превентивной психологии Текст.: учеб. пособие для вузов / С. А. Беличева. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.-221 с.
  17. , С. А. Сложный мир подростка Текст. / С. А. Беличева. -Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1984. 129 с.
  18. , С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков Текст. / С. А. Беличева // Психологический журнал. 1984. — № 6. — С. 48−54.
  19. , С. А. Этот «опасный» возраст Текст. / С. А. Беличева. — М.: Знание, 1982.-92 с.
  20. , А. С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников Текст. / А. С. Белкин. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1981. — 128 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  22. , Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-301 с.
  23. , В. А. Методики и технологии образования Текст. / В. А. Бух-валов. Рига: ПрессР, 1994. — 62 с.
  24. , Р. Агрессия Текст.: учеб. пособие для студентов / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 2000. -352 с.
  25. , К. Жить с агрессивными детьми Текст. / К. Бютнер. М.: Педагогика, 1991.- 144 с.
  26. , В. JT. Юридическая психология Текст. / В. JI. Васильев. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 656 с.
  27. Вопросы профессиональной педагогики Текст. / под ред. М. И. Скаткина. М.: Высш. шк, 1968. — 439 с.
  28. Выготский, JL С. Проблемы развития психики Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 368 с.
  29. , Л. С. Основы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лань, 2003.-656 с.
  30. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с.
  31. , В. Н. Основы превентивной педагогики Текст. / В. Н. Герасимов. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1995.- 198 с.
  32. , М. И. Социальные факторы преступности Текст. / М. И. Гернет. -М.: ВЛАДОС, 2005. 203 с.
  33. , Э. Социология Текст. / Э. Гиденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  34. , Я. И. Социология девиантного поведения Текст. / Я. И. Ги-линский, В. С. Афанасьев. СПб.: Питер, 1993. — 587 с.
  35. , Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля Текст. / Я. И. Гилинский //Мир России. 1997. -№ 1. — С. 163−165.
  36. , Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория Текст. / Я. И. Гилинский // Социологические исследования. 1991. -№ 4. — С. 31−38.
  37. , А. Д. Основы коррекционной педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 280 с.
  38. , О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Госсе. Волгоград, 1996. — 20 с.
  39. , В. В. Развивающее обучение Текст. / В. В. Давыдов. М.: Профиздат, 1989. — 216 с.
  40. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения Текст. / под ред. В. А. Никитина. М., 1996. — 230 с.
  41. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты Текст. / под общ. ред. Ю. А. Клейберга. М.: Академия, 1998.-190 с.
  42. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление Текст.: науч. издание. СПб.: Алетейя, 2000. -384 с.
  43. , В. И. Социология: социальные институты и процессы Электронный ресурс. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Электрон, дан. — Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/1/. — Загл. с экрана.
  44. , А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних Текст. / А. И. Долгова. М.: Наука, 1981. — 164 с.
  45. Дурай-Новакова, М. И. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М. И. Дурай-Новакова. М.: Республика, 1983. — 40 с.
  46. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психологический аспект Текст. / М. И. Дьяченко, J1. А. Кондыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985. — 132 с.
  47. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. — 175 с.
  48. , Э. Самоубийство: социальный этюд Текст. / Э. Дюркгейм. -М.: Феникс, 1994.-252 с.
  49. , С. Н. Понятие агрессии в современной психологии Текст. / С. Н. Еникополов // Прикладная психология. 2001. — № 1. — С. 60−71.
  50. , А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка Текст. / А. И. Захаров. 3-е изд., испр. — СПб.: Питер, 2000. — 128 с. — (Психология ребенка).
  51. , В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы Текст.: (социологический анализ) / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. — 1995.-№ 2.-С. 47−49.
  52. , Ж. Е. Социология девиантного поведения Текст.: учеб.-метод. материал / Ж. Е. Иванова. М.: Академия, 1998. — 22 с.
  53. , К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних Текст.: социально-психологический очерк / К. Е. Игошев. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1973. — 84 с.
  54. , В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. С. Ильин // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1987. — С. 5−21.
  55. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  56. , В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков Текст.: пособие для студентов сред и высш. пед учеб. заведений / В. П. Кащенко. 2-е изд. — М.: Академия, 2000. — 304 с.
  57. , Ю. А. Психология девиантного поведения Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. М.: Сфера: Юрайт-М, 2001. — 160 с.
  58. , В. В. Психиатрия детского возраста Текст. / В. В. Ковалев. —2.е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  59. , А. И. Социализация личности: норма и отклонения Текст. / А. И. Ковалева. -М.: Феникс, 1996. 174 с. 71 .Комментарии к Семейному кодексу Текст. / авт.-сост. Б. А. Борисов. — Новосибирск: Информ.-издат. дом «Пименъ», 1998. 480 с.
  60. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федераций Текст. / под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. 2-е изд., изм. и доп. — М.: ИН-ФРА • М — НОРМА, 1998. — 832 с.
  61. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-384 с.
  62. , В. Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты Текст. / В. Г. Кондратенко — Минск: Педагогика, 1988. 218 с.
  63. , О. В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте Текст.: учеб. пособие / О. В. Коповая, М. А. Ерофеева, А. С. Коповой. М.: Спутник +, 2004. — 56 с.
  64. , Ц. П. Семь путей к катастрофе Текст.: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. Новосибирск: Сибирь, 1990.-220 с.
  65. , Г. А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома Текст. / Г. А. Коряков // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.: Знание, 1987.-Т. 2.-С. 59−82.
  66. , В. П. Методическая подготовка инженеров-педагогов Текст. / В. П. Косырев. М.: Изд-во МГАУ, 2003. — 144 с.
  67. , А. И. Перевоспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. -М.: Педагогика, 1972. 120 с.
  68. , В. Н. Генезис преступления Текст.: опыт криминологического моделирования / В. Н. Кудрявцев. — М.: Сфера, 1998. -293 с.
  69. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. J1.: Лениздат, 1970. — 114 с.
  70. , Н. В. Очерки психологии труда учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Лениздат, 1967. — 254 с.
  71. , Н. В. Творческий потенциал саморазвития. Аксиологические проблемы развития Текст. / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. -Бийск: Творчество, 1994. 89 с.
  72. , С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков Текст.: учеб.-метод, пособие / С. А. Кулаков. — М.: Владос, 1998.-249 с.
  73. , С. А. На приеме у психолога подросток Текст.: пособие для практического психолога / С. А. Кулаков. — СПб.: ТЦ Сфера, 2001. — 146 с.
  74. , С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе Текст.: учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. СПб., 1996. — 218 с.
  75. , Р. Как справляться с гневом ребенка Текст. / Р. Кэмпбелл. -СПб.: Питер, 1997.- 188 с.
  76. , М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности Текст. / М. М. Левина. М.: Владос, 1996. — 232 с.
  77. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  78. , А. Е. Подростковая наркология Текст. / А. Е. Личко, В. С. Битен-ский. Л.: Профиздат, 1991. — 394 с.
  79. , А. Е. Психология и акцентуация характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. Л.: Лениздат, 1977. — 256 с.
  80. , Ч. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке Текст. / Ч. Лом-брозо. СПб., 1906. — 426 с.
  81. , К. Агрессия (так называемое «зло») Текст. / К. Лоренц- пер с нем. Г. Швейника. СПб.: Амфора, 2001. — 349 с.
  82. , В. Н. Дважды обиженные (дети-сироты) Текст. / В. Н. Лыков // Человек и закон. 2001. — № 7. — С. 4−9.
  83. Мак-Вильяме, Н. Психоаналитическая диагностика Текст. / Н. Мак-Вильяме. М.: Логос, 1998. — 360 с.
  84. , А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя Текст. / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 76−82.
  85. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 82−88.
  86. , А. К. Психология труда учителя Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  87. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. М.: Примпресс, 1992. — С. 106−117.
  88. , В. Методы поведенческой терапии Текст. / В. Мейер, Э. Чессер. СПб.: Арт-медиа, 2000. — 274 с.
  89. , В. Д. Психология девиантного поведения Текст.: учеб. пособие / В. Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
  90. , Р. К. Социальная структура и аномия Текст. / Р. К. Мергон // Социология преступности. М.: Знание, 1966. — С. 89−103.
  91. , А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М.: МГУ, 1992. — 44 с.
  92. , С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков Текст. / С. Морли, Д. Шефферд, С. Спенс. СПб., 1996. — 251 с.
  93. , А. Н. Телефонное консультирование Текст. / А. Н. Моховиков. М.: Логос, 1999. — 184 с.
  94. Юб.Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик — под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп.
  95. М.: Академия, 2000. 192 с.
  96. , В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. — М.: Академия, 1997.-432 с.
  97. , Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив Текст.: пособие для учителя / Э. Ш. Натанзон. М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  98. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст. / Р. Нельсон-Джоунс. СПб.: Питер, 2000. — 339 с.
  99. , Р. С. Психология Текст. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 688 с.
  100. , Д. Н. Детская и подростковая психиатрия Текст. / Д. Н. Оудсхорн. М.: Просвещение, 1993. — 247 с.
  101. , Г. К. Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвуза к развитию познавательной деятельности учащихся Текст. / Г. К. Паринова, В. Н. Саяпин. Саратов: Экшен, 1999. — 158 с.
  102. , К. К. Психология Текст.: учеб. пособие / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высш. шк., 1977. — 277 с.
  103. , Л. А. Профилактика девиантного поведения Дона и Юга Электронный ресурс. / Л. А. Погосян, С. В. Бондаренко, В. В. Черноус. Электрон. дан. — Режим доступа: http://ippk.rsu.ru/csrip/clibrary/elibrary/ appendix/a 1/. — Загл. с экрана.
  104. , И. С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей Текст. / И. С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983. С. 52−69.
  105. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании Текст. / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М.: Академия, 2000.-264 с.
  106. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя Текст.: сб. науч. тр. / ред. кол.: П. А. Жильцов [и др.] - отв. ред. Ю. Д. Круглов. -М.: Изд-во МГОПИ, 1992. 153 с.
  107. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  108. Психология и лечение зависимого поведения Текст. / под ред. С. Дау-линга. М.: Владос, 2000. — 259 с.
  109. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением Текст. / под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум, 1999.-181 с.
  110. Психотерапевтическая энциклопедия Текст. / под ред. Б. Д. Карвасар-ского. СПб.: Питер, 1998. — 752 с.
  111. , А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход Текст. / А. Р. Ратинов // Личность преступника как объект психологического исследования. — М., 1979. С. 3−33.
  112. , М. Помощь трудным детям Текст. / М. Раттер- пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. М.: Апрель-Пресс, 1999. — 432 с.
  113. , А. А. Агрессия и агрессивность личности Текст. / А. А. Реан. — СПб.: Питер, 1996. 232 с.
  114. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности Текст. / X. Ремшмидт. М.: Эдиториал УРСС, 1994. — 210 с.
  115. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст.: федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 52. — Ст. 5880.
  116. , С. JI. Бытие и сознание Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  117. , С. JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1985. 146 с.
  118. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  119. , Е. В. Психология ненормативного развития личности Текст. / Е. В. Руденский. Новосибирск: Пимень, 2000. — 224 с.
  120. , JI. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома Текст. / Л. Самойлов // Новый мир. 1993. — № 10. — С. 152−173.
  121. , И. Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Н. Семенов. М.: МГУ, 1990. — 24 с.
  122. , Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 40−45.
  123. , В. А. Педагогика Текст.: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  124. Словарь-справочник по социальной работе Текст. / под ред. Е. И. Холо-стовой. М.: Юристъ, 1997.-424 с.
  125. , Н. Социология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  126. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для слушателей фак. и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  127. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы Текст.: сб. ст. / под ред. А. И. Паринова. М.: Изд-во МГОПИ, 1989. — 107 с.
  128. Социальная педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  129. Социальные отклонения Текст. / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Мысль, 1989.-283 с.
  130. , В. В. Диалоговая природа самосознания личности Текст.: ав-тореф. дис.. д-ра психол. наук / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 52 с.
  131. Теория статистики Текст.: учебник / под ред. Р. А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
  132. Уголовный кодекс Российской Федерации Текст.: офиц. Текст по состоянию на 1 октября 2004 г. М.: Дашков и К, 2004. — 168 с.
  133. , А. П. Когнитивная психотерапия Текст.: учеб. пособие / А. П. Федоров. СПб.: Питер, 1991. — 369с.
  134. , Д. И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Апрель-пресс, 1996. — 367 с.
  135. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  136. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ Текст. // Соч. В 2 т. / 3. Фрейд. М.: Госиздат, 1922. — Т. 1. — 357 с.
  137. , С. С. Социология Текст.: учеб. для студентов вузов / С. С. Фролов. 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2007. — 344 с.
  138. , Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  139. , И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Текст. / И. А. Фурманов. Минск: Ильин В. П., 1996. — 192 с.
  140. , X. Мотивация и деятельность Текст. В 2 т. Т. 1: пер. с нем. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. -408 с.
  141. , Л. А. Экспертные карты в школьной диагностике Текст.: учеб. пособие / Л. А. Чепляева. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. — 48 с.
  142. , И.А. Социальная проблема сиротства в условиях становления института социальной работы Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Н. Шатилов. Саратов: СГТУ, 2003. — 29 с.
  143. , JI. Б. Девиантное поведение детей и подростков Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 336 с.
  144. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  145. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  146. , В. Психология учебной деятельности студентов Текст.: учеб. пособие / В. Якунин. М.: Магистр, 1994. — 156 с.
  147. , В. М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. М. Ялтонский. СПб.: Прома, 1996. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой