Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические аспекты реформирования аграрного сектора Донбасса при переходе к рынку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ввиду нравственно-психологического климата, сложившегося в селе, следует разработать и реализовать комплекс мер, который бы смягчил болезненный переход сельского хозяйства в целом (и крестьян — в частности) к многоукладной рыночной экономике. Целесообразно создать социальную базу для аграрной реформы — путем подготовки работников отрас-. ли к переходу от коллективных к индивидуальным частным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы реформирования сельского хозяйства
    • 1. 1. Экономическая сущность и предпосылки реформирования 9 аграрного сектора
    • 1. 2. Земельные отношения в переходный период к рынку
    • 1. 3. Роль государственных структур в реформировании сельско- 32 го хозяйства
  • Глава 2. Социально-экономическая оценка аграрных преобразований 48 на Украине
    • 2. 1. Уровень, динамика и темны сельскохозяйственного произ- 48 водетва
    • 2. 2. Тенденции проявления результатов аграрной реформы
    • 2. 3. Адаптация сельского хозяйства региона Донбасса к рыноч- 76 ным условиям
  • Глава 3. Основные направления реформирования аграрного сектора 91 Донбасса
    • 3. 1. Обоснование перспективы развития рынка продовольствия 91 и сельскохозяйственного сырья
    • 3. 2. Совершенствование ценообразования на продукцию сель- 111 скохозяйственного производства
    • 3. 3. Повышение эффективности функционирования рынка рабо- 130 чей силы в аграрном секторе в условиях рынка
    • 3. 4. Экономическое регулирование процессов реформирования 142 сельского хозяйства

Экономические аспекты реформирования аграрного сектора Донбасса при переходе к рынку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На протяжении 1991;1998гг. Украина находилась в системном кризисе, охватившем все сферы деятельности общества, и особенно, экономическую. Кризис носит тотальный непрерывный характер. Он привел к обострению социальных проблем, резкому снижению жизненного уровня всех категорий граждан. Острые противоречия накопились во внешнеэкономической деятельности, что привело к недопустимой импортной зависимости экономики Украины.

В экономике агропромышленного комплекса также наблюдается состояние глубокого кризиса. В течение указанного периода не прекращается спад объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Жизнь убедительно доказала, что агропромышленный комплекс не только крупнейший, но и важнейший сектор национальной экономики. Здесь сосредоточено свыше половины функционирующих ныне производственных фондов, производится примерно 50% валового внутреннего продукта (ВВП), 213 видов товаров народного потребления, прямо или косвенно формируются 70% свободного бюджета, занято около 40% работающего населения. От аграрного сектора сегодня зависит судьба реформ и будущего Украины.

В основу аграрных преобразований, начатых в начале 90-х годов, были заложены новые подходы к преодолению государственного монополизма, созданию многоукладной экономики, преобразованию форм собственности, либерализации производства и ценообразования, изменению налоговой системы и кредитно-финансовой политики. Но экономическая жизнь страны показала, что увеличение качества и количества производимой продукции нельзя обеспечить простым устранением централизованного планирования, обвальной либерализацией цен и приватизацией государственной собственности без целенаправленных действий, способствующих формированию эффективной рыночной системы.

Разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, быстрый отказ от административно-командной системы управления, отсутствие опыта работы в условиях рынка создали благоприятную среду для развития негативных тенденций в народнохозяйственном комплексе, практически во всех сферах. Искажена сама идея проведения реформы в аграрной сфере. И тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности сельское хозяйство продолжает обеспечивать население Украины продуктами питания, поставляет перерабатывающему комплексу все важнейшие виды сырья. Но продовольственная проблема очень остро стоит на повестке дня.

В условиях развития рыночных отношений особое значение приобретают проблемы выхода из аграрного кризиса: усиление роли государственного регулирования аграрным сектором, решение земельных отношений с учетом их особенностей в республике и регионе, формирование рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья, ценообразование на продукцию сельскохозяйственного производства, совершенствование кадрового потенциала. Вместе с трансформацией форм собственности, формированием новых форм хозяйствования возникает закономерная необходимость в исследовании методологических аспектов концепции экономического развития сельского хозяйства Украины на современном этапе.

Основные направления реформирования аграрного сектора стали предметом исследования многих ученых и практических работников. Изданы монографии, статьи, брошюры и другие работы, выясняющие различные стороны этой актуальной, жизненно важной проблемы. Большой научный интерес в этом отношении представляют труды ученых-экономистов, таких как В. А. Базаров (В.А.Руднев), И. К. Бондарь, М. Н. Громов,.

Н.И.Иванов, В. Ф. Машенков, В. В. Милосердов, И. Т, Посошков, Е. Л. Преображенский, Е. С. Строев, Н. Г. Чумаченко, А. А. Чупров и других.

Весомый вклад в разработку вопросов о структурной перестройке сельскохозяйственного производства и всего агропромышленного комплекса, приватизационных процессов в аграрном секторе, формирования рыночных отношений в АПК, механизмов материального стимулирования преобразования в сельском хозяйстве внесли В. Я. Амбросов, А. Н. Бугуцкий, П. И. Гайдуцкий, В. А. Добрынин, Н. Я. Коваленко, Ю. Б. Королев,.

A.И.Кузнецов, И. И. Лукинов, В. К. Мамутов, А. Онищеико, П. Т. Саблук,.

B.Слюсарь. А. А. Чухно, В. В. Юрчишин, А. Г. Шаповальяпц и другие.

Однако ряд вопросов по дальнейшему реформированию аграрного сектора в условиях перехода к рынку, многообразия форм собственности и хозяйствования, требует более глубоких исследований. Все это и обусловило выбор темы диссертационного исследования и определило ее актуальность.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование экономической эффективности аграрного производства, обоснование предложений и разработка мероприятий по ее повышению в условиях рыночных преобразований.

Для достижения цели ставились и были решены следующие задачи:

• изучить теоретические основы реформирования сельского хозяйства при переходе к рынкувыявить и систематизировать основные причины и закономерные последствия аграрного кризиса в Украине;

• дать анализ сложившегося состояния производства продукции сельского хозяйстваисследовать проблемы реформирования сельскохозяйственных предприятий в регионе;

• обосновать перспективы создания и развития аграрного рынка региона;

• уточнить методические подходы к формированию ценообразования в агропромышленном комплексе;

• разработать предложения по экономическому регулированию процессов реформирования в сельском хозяйстве.

Объект исследования. Объектом исследования является аграрный сектор Украины, и в том числе — сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности Луганской области.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, законодательные акты Украины. В процессе работы использовались различные. методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический, монографический, расчетно-коиструктивный, графический.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата Украины, отчеты Областного управления сельским хозяйством и Областного управления статистики, ежегодные отчеты сельскохозяйственных предприятий Луганской области, нормативные документы, справочные материалы, проекты и программы реформирования агропромышленного комплекса Украины.

В диссертации содержатся следующие элементы новизны. •обобщены теоретические вопросы, определяющие экономическое содержание сущности и особенностей процессов реформирования сельского хозяйства в переходный период;

•критически оценены итоги реформирования аграрной сферы и научно обоснована се стабилизация и развитие- •научно обоснована необходимость корректировки реформы и ее составляющих;

•обоснованы перспективы в реформировании сельскохозяйственных предприятий региона;

•определены и систематизированы меры по реформированию и развитию рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья- •предложена методика ценового регулирования экономических отношений.

АПК в условиях перехода к рынку- •разработаны предложения по экономическому регулированию процессов реформирования в сельском хозяйстве.

Это вносит определенный вклад в теорию аграрных отношений, в их обновление, как необходимого для Украины элемента макроэкономической и микроэкономической политики, как способа адаптации сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности к рыночной среде.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного анализа реформирования аграрного сектора экономики в условиях перехода к рынку могут быть использованы для дальнейшего углубления и разработки данной проблемы. Основные теоретические выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания курсов: «Экономической теории», «Государство в рыночной экономике», «Ценообразование в сфере АПК», «Сельскохозяйственные рынки» и др. Ряд положений и рекомендаций могут быть использованы при разработке программы дальнейшего реформирования сельскохозяйственных предприятий Луганской области и самообеспечения региона продовольствием и сырьем.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы получили положительную оценку на научно-практических и научно-методических конференциях ЛГАУ в 1996;1998гг., международных научно-практических конференциях МГУ (1997г.), МАДИ (1998г.). По материалам исследования опубликовано 12 работ общим объемом 9,3п .л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка, включающего 188 источников информации, приложений. Ее содержание изложено на 163 страницах текста, содержит 29 таблиц, 16 рисунков.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Изучение теоретических положений по рассматриваемой проблеме, сущности аграрного кризиса и основных направлений современной аграрной политики, анализ экономических литературных источников и результатов семилетнего периода проводимых реформ в аграрном секторе Украины позволяет автору сделать следующие выводы и предложения.

1. Аграрная и продовольственная сфера, весь агропромышленный комплекс Украины оказались в положении острого кризиса. Это требует принятия и осуществления неординарных социально-экономических решений, проведения активной агропродовольственной политики антиинфляционно-созидательного характера. При этом рассчитывать нужно в первую очередь, на собственные ресурсные возможности. Процесс последовательного захвата иностранными конкурентами нашего внутреннего продовольственного рынка усложняет ситуацию, подрывая национальное товаропроизводство.

Заключение

международных соглашений с неограниченной либерализацией импорта при одновременном блокировании экспорта национальных товаров угрожает продовольственной безопасности Украинского государства может привести к общему экономическому упадку страны, дальнейшему падению уровня жизни ее населения.

2. Успешное реформирование сельскохозяйственных предприятий в конкурентоспособные может быть осуществлено путем создания прочного экономического и научно-технического фундамента аграрных реформ, конституционно гарантируя крестьянам действительно демократический, свободный выбор форм собственности и хозяйствования. Определяющую роль в сложном социально-экономическом процессе рыночных преобразований должна играть государственная поддержка.

3. Экономический механизм государственного и рыночного регулирования должен включать эквивалентность товарообмена, успешное материально-техническое обеспечение аграрного сектора, финансовую поддержку сельского хозяйства, свободный доступ товаропроизводителей к кредитным ресурсам, повышение платежеспособной емкости рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья, введение экономически обоснованной налоговой, таможенной и страховой политики. Эти важнейшие и решающие направления аграрной реформы составляют комплексный подход к практической реализации решения проблемы стабилизации и развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры всего агропромышленного комплекса.

4. Реформирование предприятий не привело пока к установлению в сельском хозяйстве производственных отношений, которые бы основывались на утверждении собственника средств производства и земли. При сложившейся ситуации ни имущественные, ни земельные паи, а вместе с ними сертификаты, ваучеры, акции, а также другие ценные бумаги не стали на сегодняшний день правовой базой владения, пользования и распоряжения собственностью для работников коллективных предприятий. При таком положении в хозяйствах не достигается главная цель — утверждение свободного товаропроизводителя и товарно-денежных отношений на основе соблюдения интересов наиболее важных для страны собственников, непосредственно занятых в сфере материального производства. Организация внутрихозяйственных отношений на основе собственности товаропроизводителей на средства производства и землю должна сопровождаться созданием такого механизма, который бы позволил в короткие сроки восстановить и использовать преимущества крупных товарных хозяйств, утвердить их экономическую независимость, повысить мотивацию работников к труДУ.

5. Углублению кризисной ситуации способствовали: переход от уравниловки в оплате труда в предыдущие годы к обесцениванию производительного, и в первую очередь высококвалифицированного труда на этапе перехода к рыночной экономикепереход от скрытой безработицы, заложенной в основу административно-командной системы, к реальной безработице в нынешних условияхнеэффективное использование природных ресурсов. За последние годы уровень эффективности использования материальных ресурсов и их качество снизилосьпостепенное отставание от развитых стран мира в разработке технологий, особенно в областях изготовления экологически чистых продуктов, обеспечении ресурсосбережения, наукоемкой продукции.

6. Надежды на быстрые темпы становления фермерства в Украине не оправдались. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Во-первых, это психологическое невосприятие (пока) индивидуальных хозяйств большинством современных крестьян, которые в течение многих десятилетий воспитывались в условиях коллективного хозяйст вования.

Во-вторых, это их психологическая неготовность стать самостоятельными хозяевами, ввиду отсутствия опыта в деле приобретения материальных ресурсов, реализации продукции, установления отношений с банками и т. д.

В-третьих, это отсутствие материальных и денежных ресурсов, необходимых для создания фермерских хозяйств, как у желающих стать фермерами, так и у государства.

7. Для улучшения положения дел на рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья необходимо:

• повысить урожайность всех сельскохозяйственных культур, внедряя их высокоурожайные семена, улучшить агротехнику выращивания, сократить непродуктивные потери сырья в процессе уборки, транспортировки и переработки;

• ускорить формирование зерновых, зерносвекловичных, садоводческих, семеноводческих, молочных, скотооткормочных, репродукторных птицеводческих хозяйств;

• в мясной промышленности следует наращивать производство наиболее продуктивного скота, наладить и совершенствовать производственные мощности по забою и переработке скота и птицы вблизи источников соответствующего сырья, углубляя их специализацию;

• в масложировой промышленности для увеличения объема производства продукции нужно усовершенствовать сырьевую и производственно-техническую базы: улучшить размещение посевов масличных культур, повысить их урожайность, реконструировать физически изношенные предприятия с внедрением новых технологий;

• для успешного развития рынка молока и молочных продуктов совершенствовать механизм взаимовыгодных контрактов производителей и переработчиков данного сельскохозяйственного сырья, по мере стабилизации положения на данном рынке снижать роль импорта в формировании ресурсов молока и молочных продуктов;

• для рынка зерна наиболее рациональным представляется создание межрегиональных бирж, через которые будут налаживаться прямые стабильные связи товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями в зонах крупных городов и промышленных центров;

• для технического переоснащения предприятий аграрной сферы крайне необходимо организовать в Украине выпуск системы машин, которая бы охватила производственные процессы по всему комплексу производства, хранения, транспортировки и переработки сырья.

8. При создании и функционировании постоянно действующего механизма ценового регулирования в АПК, необходимо решить следующие основные задачи:

• определить эквивалентные цены и ценовой дисбаланс по основным видам товарной продукции, а также общие финансовые потери сельских товаропроизводителей от ценовой неэквивалентности;

• обосновать и выбрать эффективные формы компенсации финансовых потерь и корректировки территориально-отраслевой дифференциации ценовой поддержки;

• осуществить переход к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию и залоговым операциям как форме льготного кредитования сельских товаропроизводителей;

• для предприятий ресурсообеспечивающих отраслей предлагается установить предельные (фиксированные) цены, периодически корректируемые в связи с централизованным удорожанием энергоресурсов, а также с изменением налоговой и кредитной политики. Нарушение этих цен должно повлечь за собой финансово-экономические санкции. Ценовой паритет может быть достигнут за счет стабилизации и последующего снижения цен на продукцию фондопроизводящих отраслей, при сбалансированном налогообложении путем уменьшения налога на прибыль, добавленную стоимость, расширения льгот поставщикам средств производства.

9. Государственное законодательство должно обеспечивать соответствующую стабильность и широкий простор для развития предпринимательства и конкуренции на равных экономических условиях для разнообразных форм хозяйствования и собственности.

10. Реформирование отношений собственности, распад старой организационной структуры и развитие на этом фоне мелкотоварных форм выдвигают на повестку дня формирование новых организационных структур

АПК, углубление их специализации, способствующие ускорению перехода к рыночной экономике, разрешению продовольственной проблемы и выходу страны из кризисного состояния. Объективная необходимость экономических, технологических и организационных связей между отраслями и отдельными территориями обусловливают, в свою очередь необходимость формирования межотраслевых агропромышленных и территориально-производственных комплексов с оптимальным сочетанием отраслей, с безотходным, малоотходным и высокотоварным производством.

11. Реформирование земельных отношений в дальнейшем должно быть комплексным, системным, взвешенным, юридически, технически и методически обеспеченным. Государственная экономическая, финансовая и правовая политика должна быть направлена на успешное реформирование земельных отношений.

Региональным агропромышленным формированиям нужна более широкая экономическая самостоятельность в отношении налаживания внешнеэкономических связей, что могло бы стать своеобразным полигоном для разработки принципов внешнеэкономических отношений, которые в перспективе будут приобретать масштабность в агропромышленном комплексе государства.

12. Причинами опережающего роста цен на средства производства для сельского хозяйства, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию следует считать:

• резкое падение доходов основной массы населения, продолжающееся и в настоящее время;

• «зажатость» сельского хозяйства между двумя высокомонополизи-рованными секторами промышленности (производством средств производства и перерабатывающей промышленностью АПК);

• нарастающая экспансия слабо контролируемого государством импорта продовольствия.

Именно монопольное завышение цен на промышленные средства производства для села и занижение закупочных цен на сельхозпродукцию являются важнейшими составляющими механизма образования диспаритета цен.

Для преодоления диспаритета цен, на наш взгляд, неотложной задачей становится создание интегрированных структур, объединяющих в себе производство, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции, осуществляющих свою деятельность в соответствии с условиями рынка.

Учитывая устойчивый диспаритет цен, экономические интересы сельских товаропроизводителей следует защищать, прежде всего, регулированием цен на реализуемую продукцию. Оно должно быть адекватным изменению цен на приобретаемую промышленную продукцию и тарифов (расценок) на услуги, а также условиям кредитного обеспечения товаропроизводителей.

13. Чтобы преодолеть аграрный кризис в стране, оживить предпринимательскую деятельность, обеспечить процессы экономического обновления и расширенного воспроизводства в АПК, недостаточно изменить лишь формы собственности и властные структуры. Нужно задействовать принципиально новый регулирующий механизм всей системы мотивации рыночных отношений, действенной конкуренции и широкого восприятия сельскохозяйственными товаропроизводителями современных научных и технологических достижений, отечественного и зарубежного опыта, стимулируя одновременно научные открытия, кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства и эффективное управление научно-техническим прогрессом.

14. Ввиду нравственно-психологического климата, сложившегося в селе, следует разработать и реализовать комплекс мер, который бы смягчил болезненный переход сельского хозяйства в целом (и крестьян — в частности) к многоукладной рыночной экономике. Целесообразно создать социальную базу для аграрной реформы — путем подготовки работников отрас-. ли к переходу от коллективных к индивидуальным частным формам занятости и самозанятости. Это позволит предупреждать массовую безработицу и социальные потрясения, сформировать благоприятный социально-психологический климат, действенный мотивационный механизм к аграрному труду. Игнорирование мнений, пожеланий, жизненных планов сельских тружеников и экономических последствий процессов разгосударствления и приватизации может привести к краху экономических и политических реформ на селе, обострить и без того сложное нравственное состояние людей.

15. Концепция успешного развития аграрного сектора Украины призвана выполнить единую для всего государства задачу — преодолеть отставание сельского хозяйства, создать предпосылки для его дальнейшего развития на началах свободного выбора крестьянами наиболее приемлемых для них форм собственности и хозяйствования, предпринимательства и конкуренции, а также формирования на селе принципиально новой социально-психологической обстановки, сердцевиной которой должна стать вера крестьян в свое лучшее будущее.

Исходя из современной экономической ситуации, необходимо добиться того, чтобы глобальная цель аграрной реформы — решить продовольственную проблему, вывести отрасль на мировой уровень на основе утверждения многоукладной экономики, рыночных отношений, социально-экономического преобразования села соответствовала интересам большей части трудоспособного населения, надеждам молодежи и людям пожилого возраста, объединяла усилия, интегрировала энергию всего народа на достижение поставленных задач. Единственной целью, еще способной объединить усилия украинского народа, направить его энергию на подъем трудовой и творческой активности, является повышение эффективности хозяйствования и благосостояния Украины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Земельный кодекс Украины // Голос Украины. 1992. — 5 мая.
  2. Земельная реформа на Украине: Сб. законодательных и правительственных актов. К.: Украина, 1991. — 95 с.
  3. Земельное и сельскохозяйственное законодательство Украины. — Харьков: Основа, 1994. 238 с.
  4. Закон Укра’ши. Про приватизацпо невеликих державних шдприемств (малу приватизащю) // Голос Украши. 1992. — № 68. — 14 квгг.
  5. Закон Украши. Про селянське (фермерське) господарство // Голос Украши. 1992. — № 6. — 14ci4.
  6. Закон Укра’ши. Про товарну б1ржу // Голос Укра’ши. 1992. — № 5. —11 cin.
  7. Закон Укра’ши. Про плату за землю. Пос1бник по реформуванню сшьськогосподарських та переробних пщприемств. Кшв,—1997р.9 с.203
  8. Закон Украши. Про банкрутство // Голос Украши. 1992. — 6 черв.
  9. Закон Укра’ши. Про зайнпсть населения // Голос Укра’ши. 1991. -22 берез.
  10. Закон Украши. Про колективне сшьськогосподарське тдприемництво // Голос Украши. 1992. -№ 52. — 20 берез.
  11. Закон Украши. Про оренду майна державних шдприемств та огашзацш // Голос Украши. 1992. — № 101. — 2 черв. ф 12. Закон Украши. Про приватизацшш папери // Голос Украши. 1992. -№ 62. — 4 кв1т.
  12. Конституция Украины. Харьков. — 199 814. «Про х! д виконання Закону УкраТны „Про селянсью (фермерсью) гос-подарства“» Постанова Верховно!' Ради УкраУни вiд 27 Ычня 1993 року// Голос Украши. 1993.- 5 лютого. с. З
  13. Постанова Верховно? Ради Украши «Про земельну реформу», 18.01.90р., Пос1бник по реформуванню сшьськогосподарських та пе-реробних шдприемств. Ки! в.-1997р. с.259
  14. Нацюнальная программа вщродження села та розвитку агропроми-слового комплексу на пер1од 1996−2005 pp. (проект, розроблений Кабшетом MiHicTpiB Укра’ши).Кшв. 1996р.
  15. Л. О качестве продукции: переработка // Птицеводство. — 1997. № 6. — с. 26.
  16. В., Пила Б. Региональная экономическая политика Украины на современном этапе // Экономика Украины. 1993. — № 8. — с. 2126.
  17. А., Гайдуцкий П., Лазня В. Экономическое стимулирование внутрихозяйственной интеграции при переходе к рынку // Экономика Украины. 1994. — № 6. — с. 49−54.
  18. В., Турченко Н. Основные направления реформирования государственного сельскохозяйственного предприятия // Экономика Украины. 1995. — № 2. — с. 59−63.
  19. В. Региональные особенности аграрной реформы Н Экономика Украины. 1995. — № 4. — с. 59−63.
  20. В.Я. Економ1чна основа концепцп розвитку АПК репону // Економ1ка АПК. 1995. — № 5. — с. 34−39.
  21. В., Мареник Т. Реструктуризация и механизм взаимоотношений в коллективных предприятиях // Экономика Украины. 1998.— № 8.- с.62
  22. С., Чумаченко Н. Комплексное исследование экономики Украины // Экономика Украины. 1994. — № 12. — с, 80−81.
  23. А.Г. Управление повышением производительности труда. — Донецк, НЭП НАН Украины, 1996. с. 270.
  24. А.Г. Производительность аграрного труда. К.: Урожай, 1994. — с. 144.
  25. С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций.-М.: БЕК, 1996.-гл.1 с.40
  26. Я. Концепция формирования продовольственных ресурсов на контрактной основе // Экономика Украины. 1994. — № 7. — с. 6973.
  27. Я. Машинно-технологические станции: реалии и перспективы// Экономика Украины.- 1998.-№ 4.— с.61−67
  28. Я., Горобей Н., Ковалева Т. Принципы и практика регулирования ценового паритета в АПК // Экономика Украины. 1994. -№ 4. — с. 44−47.
  29. Л. О механизме мотивации к научной и научно-технической деятельности в условиях рыночной экономики. 1995. — № 8.-с. 15−21.
  30. Б шик В. О. Основи економ1чно! Teopi’i. К., 1994. -266 с.
  31. В.И. Микроэкономика/ учебное пособие/ Луганск: «Книжный мир». 1998 с.
  32. А. Социальное развитие села как один из приоритетов аграрной политики // Экономика Украины. 1997. — № 10. — 59 с.
  33. А., Ерина А., Бугуцкий Ю. Анализ эффективности аграрного труда // Экономика Украины. 1994. — № 5. — с. 55−61.
  34. А., Лишиленко В. Факторы эффективного использования трудовых ресурсов села // Экономика Украины. 1995. — № 8. — с. 5963.
  35. А. Потенциальные возможности в отношении роста производительности труда и доходности в сельском хозяйстве // Экономика Украины.-1998.-№ 5.-с.60
  36. B.C., Назимова Н. К., Шепелюк Г. А. Опыт перехода восточноевропейских стран к рыночной экономике. К.: УкрИНТЭИ, 1992. -88 с.
  37. А., Маукуляк И., Руднев В. Необходимо многообразие, а не новое единообразие хозяйственных форм // Российский экономический журнал. 1992. -№ 9. — с. 66−70.
  38. П. Рациональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. — 1996. — № 3. с. 18−25.
  39. Н. Определение цены земли в условиях рыночной экономики // Экономика Украины. 1995. — № 9. — с. 67−71.
  40. Волинський Г. Державне регулювання ринковоГ економжи // Еко-номжа Украиши.—1996.-№ 11 .-с.70
  41. П., Юрчишин В. Опыт реформирования сельского хозяйства в Восточной Германии и возможности его использования в Украине // Экономика Украины. 1994. — № 12. — с.39−43.
  42. М. Интенсификация животноводчества гарантия продовольственного достатка // Экономика Украины. — 1994. — № 9. — с. 3−13.
  43. В. К вопросу воспроизводства в аграрно-промышленном секторе экономики // Экономика Украины. — 1993. № 3. — с. 41−49.
  44. В. Еще раз о составляющих экономического подъема в Украине.// Экономика Украины.-1998.-№ 11-е. 17
  45. Н., Гончаренко Н. Проблемы развития торговли сельхозпродукцией на рынках // Экономика Украины. 1997. — № 7. — 59 с.
  46. I. Рациюнальш розм1ри фермерських господарств // Тварин-ництво УкраТны. 1993. — № 3. — с. 29−31.
  47. Гощ А. Система форм собственности переходных обществ // Экономика Украины. 1996. — № 6. — с. 54−62.
  48. Н. Формирование финансовой базы регионов // Экономика Украины. 1995. — № 1. — с. 3 2−20.
  49. Джексон Грейсон младший, Карло Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 32 с.
  50. Г. Сруктурная перестройка экономики Украины // Экономика Украины. 1994. — № 6. — с. 17−21.
  51. С., Ривак О. Мехашзм регулювання ринково'1 економши. К.: 1ДУС при КМ Украши, 1993. — 67 с.
  52. С., Ривак О. Основи економ1чно! Teopii". К.: Основи, 1994. — 336 с.
  53. В. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий // Экономика Украины. 1993. — № 4. — с. 57−61.
  54. В. Механизм материального стимулирования в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика Украины. 1997. — № 3. — 63 с.58
Заполнить форму текущей работой