Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовые аспекты деятельности всемирной организации здравоохранения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Направленность деятельности ВОЗ с момента ее учреждения следовала изменявшимся потребностям международного сообщества в области здравоохранения. В первое десятилетие Организация направляла основные усилия на борьбу с малярией и туберкулёзом, улучшение питания, санитарных условий и гигиены материнства и детства. Паразитарные и вирусные заболевания, наряду с психогигиеной занимали последнее место… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Всемирная организация здравоохранения — организация социального характера в системе специализированных учреждений
    • 1. ВОЗ как специализированное учреждение ООН
    • 2. Социальный характер ВОЗ в сфере защиты прав человека
  • Глава II. Международно-правовой анализ структуры Всемирной организации здравоохранения
    • 1. Общая характеристика ВОЗ
    • 2. Центральная структура ВОЗ
      • 1. 1. Всемирная ассамблея здравоохранения
      • 1. 2. Исполнительный комитет
      • 1. 3. Секретариат и административные и кадровые аспекты его деятельности
    • 3. Правовой анализ региональной структуры ВОЗ
    • 4. Финансы и бюджет ВОЗ
    • 5. Сотрудничество ВОЗ с другими организациями
  • Глава III. Анализ основных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения
    • 1. Нормотворческая деятельность ВОЗ
    • 2. Научно-исследовательская деятельность
    • 3. Образовательная деятельность и распространения информации
    • 4. Техническое сотрудничество ВОЗ с государствами
    • 5. Вертикальные программы ВОЗ
  • Глава IV. Международно-правовой анализ деятельность Всемирной организации здравоохранения в области защиты населения от последствий применения биологического оружия
    • 1. Международно-правовой запрет на обладание биологическим (бактериологическим) оружием и на его применение. ^^
    • 2. Деятельность ВОЗ по защите населения от последствий применения биологического оружия

Международно-правовые аспекты деятельности всемирной организации здравоохранения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В предлагаемой диссертации впервые за долгое время в отечественной правовой литературе сделана попытка комплексно рассмотреть международно-правовые аспекты деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Международные отношения, торговля и коммуникации в XIX веке развивались революционными темпами, а миграция населения планеты начала достигать невиданных масштабов, сравнимых с великим переселением народов. Одновременно с этим, к середине XIX века эпидемии невиданного до того времени силы начали охватывать страны Европы и Северной Америки. Развитие науки в области медицины не соответствовало темпам прогресса, и единственно действенным способом борьбы с эпидемиями на тот момент являлся карантин. Данный комплекс мер требовал многостороннего и эффективного взаимодействия на межгосударственном уровне. Это привело к осознанию развитыми странами необходимости начала сотрудничества в области международного здравоохранения.1.

Попытки создать эффективный международный публичный механизм здравоохранения предпринимались с 1851 г. Лишь в 1945 г. Конференция Объединенных Наций по международным организациям в Сан-Франциско единогласно поддержала предложение Бразилии и Китая создать новую автономную международную организацию здравоохранения. Было принято решение придать будущей организации статус специализированного учреждения ООН. В 1946 г. Международная конференция по здравоохранению в Нью-Йорке приняла Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 7 апреля 1948 г. Устав ВОЗ вступил в силу, с тех пор эта дата считается днем рождения ВОЗ и отмечается как Всемирный день здоровья. На сегодняшний день в состав ВОЗ входят 192 государства-члена и 2 ассоциированных члена.

1 О возникновении и развитии сотрудничества в области международного здравоохранения см. Ганюшкин Б. В. Всемирная организация здравоохранения. 1959 г. Сс.4,10., Специализированные учреждения ООН в современном мире. Под ред. Морозова Г. И. 1967 г. Сс. 170−173., League of Nations. Health Organisation. Infomation Section. Geneva. 1931. P.3., Calder R. Ten steps forward: a story of WHO 1948;1958. Geneva, 1958. Pp. 15−20. и др.

Целью деятельности ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». За более 55 лет с момента создания Организация добилась определенных успехов в деле развития международного здравоохранения. 8 мая 1980 г. ВОЗ объявила о полном искоренении оспы. В настоящий момент программа борьбы с онкоцеркозом, начатая в 1974 г., находится в своей завершающей стадии. В том же году ВОЗ приступила к реализации программы вакцинации детского населения планеты, которая также продемонстрировала положительные результаты. В процессе работы Организации не удалось избежать и неудач. Программа по искоренению малярии, решение о начале которой было принято в мае 1955 г. оказалась невыполнимой. Попытки подготовить и принять в рамках ВОЗ международные конвенции терпели неудачи. Тем не менее, значимость деятельности ВОЗ не ставится под сомнение.

Преамбула Устава ВОЗ содержит развёрнутое определение здоровья, которое следует понимать как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Такой комплексный подход способствует тому, что ВОЗ осуществляет свою деятельность не только в рамках вопросов, непосредственно относящихся к здравоохранению, но и в сотрудничестве со многими специализированными учреждениями ООН в других областях по проблемам, имеющим косвенное, но существенное влияние на состояние здоровья человека.

Структура Организации с момента ее создания не претерпела кардинальных изменений. Однако, процесс децентрализации, начатый в 1970;х гг., привел к выделению региональным организациям ВОЗ собственного бюджета и возникновению стремления региональных бюро к автономии.

Направленность деятельности ВОЗ с момента ее учреждения следовала изменявшимся потребностям международного сообщества в области здравоохранения. В первое десятилетие Организация направляла основные усилия на борьбу с малярией и туберкулёзом, улучшение питания, санитарных условий и гигиены материнства и детства. Паразитарные и вирусные заболевания, наряду с психогигиеной занимали последнее место в списке приоритетов ВОЗ. В 1960;х гг. с началом процесса деколонизации к этому списку добавилось оказание технической помощи образовавшимся государствам в развитии национальных систем здравоохранения. Результатом осознания зависимости здоровья от социальных факторов явилась глобальная стратегия «Здоровье для всех к 2000 году», принятая в 1977 г. Достичь объявленных в ней результатов к указанному времени оказалось невозможным по различным причинам, в том числе ввиду произошедших демографических и эпидемиологических изменений, недостаточного финансирования сектора здравоохранения, отсутствия значительного прогресса в социальном и экономическом развитии многих государств и т. д. Продолжением начатого процесса стала обновленная стратегия «Здоровье для всех в XXI веке». Процессы глобализации, затронувшие большинство стран, способствуют появлению новых угроз здоровью человека. Перед Организацией встают новые задачи, для выполнения которых необходимо искать новые пути решений. В целях повышения эффективности работы ВОЗ необходимо периодически изучать и анализировать порядок ее функционирования, приоритетные направления ее деятельности и достигнутые в процессе работы результаты.

Цель диссертационного исследования.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ правовых аспектов деятельности Всемирной организации здравоохранения, порядка функционирования ее центральных и региональных органов и Организации в целом. Результаты такого анализа позволят разработать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности работы каждого органа, и, как следствие, способствующие повышению эффективности деятельности Организации в целом. Целью исследования также является оценка ситуации в области международного здравоохранения и определение новых приоритетов и направлений деятельности ВОЗ.

Задачи диссертационного исследования.

1) провести краткий исторический анализ развития международного сотрудничества в области здравоохранения;

2) показать этапы становления ВОЗ в качестве специализированного учреждения ООН и провести правовой анализ Соглашения между ООН и ВОЗ;

3) рассмотреть полномочия, функции, порядок работы и принятия решений центральными органами ВОЗ;

4) изучить и оценить эффективность регионализированного подхода к работе ВОЗ;

5) определить и рассмотреть основные направления работы ВОЗ;

6) рассмотреть деятельность ВОЗ в области нормотворчества и оценить степень ее участия в международном нормотворческом процессе;

7) оценить эффективность международно-правовых механизмов запрета на обладание биологическим оружием, особенности этого вида оружия и реальность угрозы его применения и рассмотреть деятельность ВОЗ на современном этапе по защите населения от последствий применения биологического оружия.

8) сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в целях повышения эффективности деятельности ВОЗ.

Научная новизна и значимость выполненного исследования.

Предлагаемая диссертация является наиболее современным комплексным исследованием Всемирной организации здравоохранения с точки зрения теории международного права и практики права международных организаций.

Новизна работы определяет ее теоретическую и практическую значимость.

На основе проведенного исследования и последующего анализа деятельности ВОЗ в работе были выработаны предложения, направленные на повышение эффективности Организации в целом и отдельных ее органов в частности. Обоснованные предложения могут быть использованы для формирования позиции РФ и ее делегаций в рамках ВОЗ.

Выполненное исследование будет способствовать лучшему пониманию деятельности ВОЗ, порядка функционирования ее органов, региональных организаций и страновых бюро.

Содержащиеся в настоящей работе выводы, систематизированная информация, обобщения, рекомендации и материалы могут быть использованы в качестве практической помощи специалистам в области права международных организаций и специалистам, занимающихся проблемами взаимоотношений с государств с международными организациями. Работа, как представляется, может иметь практическую ценность для Минздрава России и российских неправительственных организаций, состоящих в официальных отношениях с ВОЗ, а также заинтересованных руководителей сотрудничающих центров ВОЗ.

Настоящее диссертационное исследование может использоваться в учебном процессе в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку юристов-международников и специалистов в административной области здравоохранения. Материалы исследования целесообразно использовать при подготовке спецкурсов по международным организациям.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, трех приложений, заключения и библиографического списка использованных источников и литературы.

Результаты работы группы легли в основу Программы по повышению готовности к преднамеренно вызванным эпидемиям. Весной 2002 г. Секретариат ВОЗ подготовил документ «Преднамеренное использование биологических и химических агентов в целях нанесения ущерба», который был рассмотрен на 55ом заседании Ассамблеи.217.

Начиная с 80-х гг. XX столетия государства-члены ВОЗ неоднократно высказывали опасения о возможном преднамеренном применении биологических и химических агентов для нанесения ущерба. Оценка подобного риска обычно производится сектором национальной защиты и безопасность. Ответственность за проведение при необходимости адекватных мер лежит на секторе здравоохранения. После событий, происшедших в сентябре 2001 г. в США большинство стран предприняло меры для защиты населения от угрозы применения биологических или химических агентов. При этом многие государства обратились в ВОЗ за помощью в создании комплекса мероприятий по профилактике, готовности и адекватным мерам в случае естественного, случайного или преднамеренного высвобождения биологических, химических.

217 Документ А55/20 или радиационных агентов. Изначально предполагается квалифицировать вспышку как природную, если она не имеет широких масштабов и не носит открытого характера преднамеренного применения. В целях повышения готовности к подобного рода чрезвычайным ситуациям, ВОЗ рекомендовала странам:

• Усилить национальный эпидемиологический и санитарный контроль.

• Обеспечить сотрудничество и взаимодействие различных учреждений, ответственных за проведение профилактических мероприятий и принятие адекватных мер

• Улучшить систему оценки рисков и доступ населению и специалистам к данной информации.

• Подготовить мероприятия по устранению психологических последствий преднамеренного применения патогенов и химических агентов.

• Разработать планы действия в условиях чрезвычайной ситуации.

• Сотрудничать с другими странами в области эпиднадзора и оказывать взаимопомощь в области эпидемиологии, лабораторной диагностики, токсикологии и борьбы с последствиями эпидемий.

• Квалифицировать любое применение биологических или токсинных агентов как угрозу международному здравоохранению и оказывать взаимопомощь по сдерживанию эпидемий и их ликвидации.218.

ВОЗ учредила в Лионе (Франция) постоянных офис Департамента инфекционных заболеваний и ответных мер, который, при необходимости, может оказать содействие странам в усовершенствовании их эпидемиологических служб и лабораторий. Государства могут обратиться в ВОЗ за помощью в проведении технической экспертизы.

218 Резолюция Ассамблеи ВОЗ WHA55.16 — www.who.org.

Расследования случаев возможного применения химических агентов производиться Организацией по запрещению химического оружия самостоятельно или совместно с Генеральным секретарем ООН, в том случае, если расследование происходит на территории государства, не подписавшего Конвенцию о химическом оружии.219 Поскольку механизм контроля за исполнением Конвенции о биологическом оружии отсутствует, процедура расследования возможных случаев применения биологического агента или токсина носит иной характер. В соответствии со статьей VI Конвенции, любое государство-участник, констатирующее нарушение положений Конвенции каким-либо государством, может обратить с жалобой в Совет Безопасности ООН. ООН также наделила полномочиями по организации немедленного расследования случаев возможного применения биологического оружия Генерального Секретаря.221 В том случае, если Совет Безопасности или Генеральный Секретарь примут решение о начале расследования от ВОЗ может потребоваться проведение технической экспертизы. Часть расследования, которая может быть возложена на ВОЗ, относиться только к аспектам здравоохранения, остальные же аспекты остаются в ведение ООН.

В рамках борьбы с инфекционными заболеваниями ВОЗ сотрудничает с МАГАТЭ, ФАО, Международным офисом эпизоотий, Организацией по запрещению химического оружия и экспертами в области запрещения биологического и токсинного оружия.

В мае 2002 г. ВОЗ разработала Глобальную стратегию готовности к преднамеренно вызванным эпидемиям, включающую в себя 4 основных составляющих:

1.Готовность на международном уровне предполагает обладание необходимой информацией для эффективного противодействия распространению эпидемий и слаженное взаимодействие государств в процессе проведения соответствующих мероприятий. Организация подготовила издание.

219 Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, 13 января 1993 г., Действующее международное право в 3-х Т., Т.2, М., 1997 г.

220 Конвенция о запрещении разработки, производства, и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, 10 апреля 1972 г., Действующее международное право в 3-х Т., Т.2, М., 1997 г.

221 Резолюция 620(1988) Совета Безопасности ООН и резолюция 44/115 В Генеральной Ассамблеи ООН.

Ответные меры системы общественного здравоохранения на угрозу применения биологического и химического оружия: руководство ВОЗ". В этом руководстве содержатся рекомендации ВОЗ странам-участницам по комплексу мер, необходимых для защиты населения от последствий применения биологического и химического оружия. В подготовке этого издания приняли участие более 100 специалистов и экспертов со всего мира, неправительственные учреждения, международные организации и различные программы ВОЗ и ее региональных бюро. Также производился обмен информацией по неофициальным каналам с экспертами и дипломатами, работающими в области повышения эффективности Конвенции о биологическом и токсинном оружии.

Большое значение для сдерживания распространения эпидемий на международном уровне имеют Международные медико-санитарные правила (далее ММСП), впервые принятые Ассамблеей в 1951 г. Последний раз они были пересмотрены в 1971 г. Целью ММСП является создание условий необходимых для предотвращения распространения эпидемий посредством международного перемещения людей, животных, продуктов питания и растений. Основные требования, которые предъявляются государствам, заключаются в следующем:

• Государства-члены ВОЗ должны незамедлительно сообщать организации о случаях заболевания людей холерой, чумой или желтой лихорадкой, даже если этот случай единственный. Впоследствии они также должны сообщать о местностях, не затронутых инфекцией или освобожденных от нее. Эти сообщения печатаются ВОЗ в еженедельном эпидемиологическом отчете.

• Государства должны принять нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования аспектов здравоохранения международных путешествий и торговли.

• Государства должны принимать меры по дератизации, дезинфекции и дезинсекции международных транспортных средств в порту отбытия и прибытия.

• ММСП содержат требования к необходимым документам при путешествиях или перевозках из зараженной местности в незараженную (Сертификаты о состоянии здоровья и проведенной вакцинации, сертификаты о произведенной дератизации, Морские санитарные декларации и т. д.).

Перечень допустимых мер представляет собой максимальные требования, которые может предъявлять государство к лицам и грузам, пересекающим его границу. При создании этого документа стороны старались соблюсти баланс между стремлением государств защитить свое население от инфекционных заболеваний и сохранением условий для свободной международной торговли, исключив при этом возможности использовать санитарные требования в качестве протекционистских мер.

С 1971 г. в мире произошли огромные изменения и в 1998 г. ВОЗ начала работу по пересмотру ММСП. К работе по пересмотру были также привлечены Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам Всемирной торговой организации и Комиссия по продовольственному кодексу, руководство которой осуществляется ВОЗ и Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО) совместно. В ходе пересмотра планируется расширить список заболеваний, о случаях которых необходимо немедленно уведомить ВОЗ. Проект нового текста предполагает нотификацию случаев всех инфекционных заболеваний и событий, представляющих опасность для международного здравоохранения. Проект включает положения о расследовании вспышек эпидемий государством по требованию ВОЗ. Внесены также положения об обязанности государств создать необходимые условия и структуры для раннего обнаружения возникновения эпидемий, сил быстрого реагирования для предотвращения их распространения и служб оценки рисков. Также будет изменена структура ММСП: текст документа будет содержать только общие положения, которые будут раскрыты в приложениях.

ММСП представляют собой один из эффективных способов базовой защиты населения от распространения инфекционных заболеваний, поэтому работа ВОЗ по пересмотру этого документа и его дополнения имеет особую значимость.

2.Глобальное оповещение и ответные меры. Сеть глобального оповещения и ответных мер представляет собой организационную форму сотрудничества существующих учреждений и организаций в целях быстрой идентификации, подтверждения и принятия ответных мер в отношении вспышек и эпидемий, потенциально имеющих международное значение. Решение о создании этой сети было принято на первоначальном совещании партнеров в апреле 2000 г. в Женеве. Партнерами сети являются национальные научные учреждения, региональные инициативы, сети лабораторий, организации системы ООН, Международный Комитет Красного Креста и международные гуманитарные неправительственные организации. Координация международной помощи осуществляется в соответствии с Руководящими принципами международного оповещения о вспышках эпидемий и ответных мер.

Основные положения руководящих принципов:

• ВОЗ ответственна за быструю верификацию вспышек, потенциально имеющих международное значение, и немедленное сообщение о результатах партнерам сети.

• В ответ на просьбу государств о помощи принимаются незамедлительные меры по проведению необходимого комплекса мероприятий.

• Наиболее квалифицированные эксперты должны в минимальные сроки прибыть на место событий для осуществления проверки.

• Координации деятельности по проведению ответных мероприятий осуществляет международная группа, посланная на место событий.

• Затраты и ресурсы, необходимые для оказания помощи справедливо распределяются между партнерами сети.

• Особое значение в области эпиднадзора принадлежит неправительственным организациям.

• Все ответные мероприятия будут проводиться с уважением к правам человека, этическим стандартам, национальному и местному законодательству и культурным традициям.

3. Национальная готовность. ВОЗ придает особое значение способности государств самостоятельно противостоять вспышкам эпидемий. В целях повышения национальной готовность организация помогает странам разработать комплекс мер и механизмов, необходимых в случае возникновения эпидемии. В 2002 г. в Риме прошло совещание экспертов, на котором было принято решение о разработке Руководства о комплексе мер для повышения готовности государств к случаям применения биологического или химического оружия и разработке планов ответных мероприятий.

Совместно с Программой развития ООН ВОЗ разрабатывает в рамках Программы обучения управления катастрофами учебные модули реагирования в случае инцидентов с применением биологических, химических и радиационных агентов.

4. Программа по биобезопасности. Наряду с естественно возникающими эпидемиями и угрозой применения биологического оружия, существует опасность возникновения эпидемий в результате случайного высвобождения или неправильного обращения с патогенами в условиях лабораторий. С целью минимизации риска возникновения данного вида эпидемий была разработана совместная программа ВОЗ и Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов, Смешанной рабочей группы по биобезопасности, Всемирного почтового союза, Международной организации гражданской авиации, Международной ассоциации воздушного транспорта и Американской и Европейской ассоциаций по биобезопасности. В рамках программы решаются следующие задачи:

• Разработка норм и стандартов обращения с инфекционными материалами и их транспортировки, сертификации лабораторий, безопасности патогенов, хранения и передачи патогенов.

• Распространение публикаций о биобезопасности. ВОЗ готовит к выходу в свет 3-е издание Учебника лабораторной биобезопасности и руководство по перевозки инфекционных материалов.

• Разработка учебных модулей для лабораторий.

• Техническая помощь странам в создании условий, соответствующим требованиям биобезопасности, для лабораторий.

• Определение информационных пробелов в области биобезопасности, определение приоритетных направлений исследований, гармонизация и имплементация стандартов и процедур биобезопасности.

Рабочая группа ВОЗ по химическому и биологическому оружию. Деятельность всех подразделений ВОЗ и ее программ, действующих во исполнении резолюции WHA55.16 от 18 мая 2002 г. о Глобальных ответных мерах общественного здравоохранения на естественное или случайное высвобождение биологических, химических и радиацонных агентов или их преднамеренное использование, координирует Рабочая группа по химическому и биологическому оружию. Группа состоит из персонала ВОЗ, задействованного в департаментах Контроля за инфекционными заболеваниями и борьбы с ними, Международной программы по химической безопасности, Программы продовольственной безопасности и безопасности питьевой воды, Психического здоровья и Чрезвычайных ситуаций и гуманитарных акций.

На сегодняшний день эпидемии являются основной угрозой здоровью населения Земли и международному здравоохранению. Вспышки инфекционных заболеваний могут возникнуть по естественным причинам, в результате неправильного обращения с патогенами в лабораториях и нарушения правил их перевозки. — Распространение терроризма и отсутствие контрольного механизма для обеспечения эффективности запрета на разработку, производство, накопление и применения биологических агентов и токсинов, а также факт рассылки по почте спор сибирской язвы в США после событий 11 сентября 2001 г. дают основания полагать, что некоторые террористические группы и организации имеют доступ к возбудителям особо опасных инфекций. Таким образом, существует вероятность возникновения вспышек эпидемий, в том числе, в результате преднамеренного применения биологических и токсинных агентов в целях причинения ущерба. Дезинформация, необъективность информации, недостаточность национальных ресурсов эпидемиологического надзора и средств сдерживания эпидемий, а также отсутствие международного механизма оказания помощи, как в юридической, так и в практической форме, может способствовать тому, что вспышка эпидемии приобретет характер угрозы международного значения. Сотрудничество между государствами, международными организациями и неправительственными организациями в области оповещения о вспышках эпидемий и проведения, при необходимости, адекватных мероприятий международными силами имеет решающее значение для защиты населения от угрозы распространения эпидемий.

ВОЗ разработала многосторонний и эффективный механизм мониторинга международной эпидемиологической ситуации и реагирования. После внесения изменений в Международные медико-санитарные правила, этот документ станет основой сотрудничества в области надзора за инфекционными заболеваниями. ВОЗ готова оказать помощь странам в формировании действенных служб эпиднадзора, подготовки учебных модулей для налаживания системы реагирования в случае чрезвычайной ситуации, обеспечения безопасности проведения лабораторных исследований с применением особо опасных патогенов и транспортировки последних, а также всестороннюю помощь в сдерживании эпидемии и борьбе с ней, в том случае если государство не справляется самостоятельно.

В рамках ВОЗ разрабатывается и осуществляется ряд мероприятий по защите населения от последствий применения биологического оружия. Деятельность Организации в этой области представляется разрозненной и плохо скоординированной. В Организации следует создать отдельный департамент по данному направлению работы. Полномочия, закрепленные в Уставе ВОЗ, позволяют Организации разрабатывать и учреждать механизмы защиты населения от последствий применения биологического оружия. ВОЗ следует подготовить и принять Конвенцию по механизмам реагирования в случае возникновения эпидемий, вызванных естественными причинами или применением биологического оружия. В подобном документе необходимо определить мероприятия по защите здоровья населения, осуществляемые в условиях эпидемий, установить координационную и руководящую роль ВОЗ в их проведении, определить источники финансирования и предоставления материально-технических и лекарственных средств. Было бы разумным создать на региональном уровне силы быстрого реагирования, комплектующихся при необходимости из контингента национальных групп реагирования в чрезвычайных ситуациях и медицинского персонала, обученного действовать в условиях эпидемии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В предлагаемой диссертации была совершена попытка рассмотреть международно-правовые аспекты деятельности Всемирной организации здравоохранения.

Социальный характер деятельности ВОЗ и ее статус специализированного учреждения ООН подтверждают ее центральное значение в области международного здравоохранения. Закрепление права человека на наивысший достижимый уровень здоровья впервые нашло свое выражение в Уставе ВОЗ. Анализ основных направлений работы ВОЗ позволяют сделать вывод о практическом характере ее деятельности, направленном преимущественно на защиту здоровья населения планеты, а не права человека на здоровье. Разработка этого права и механизмов его защиты в рамках ВОЗ способствовало бы значительному прогрессу в этой области. Диссертант предлагает разработать и принять в рамках ВОЗ Конвенцию, посвященную праву человека на здоровье, основными положениями которой были бы следующие:

1) Определение права на здоровье. Диссертант предлагает следующее определение:

Право на здоровье — это право каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения на качественное и доступное в экономическом и географическом смысле медицинское обслуживание, в том числе неотложную медицинскую помощьправо на вакцинацию существующими препаратами от заболеваний характерных для местности пребывания человекаправо на использование в целях восстановления, укрепления и поддержания собственного здоровья лекарственных средств основного спискаправо на получение достоверной и полной информации по вопросам, касающимся здоровья и право на недискриминацию по состоянию здоровья в том случае, если это не угрожает здоровью окружающих.

С правом человека на здоровье неразрывно связаны и являются его составной частью следующие права человека, представляющие основные предпосылки здоровья: право на безопасные продукты питания в достаточном для поддержания здоровья количествеправо на доступ к чистой питьевой водеправо на жилище и удовлетворительные санитарные условия проживанияправо на необходимую одежду для защиты от холодаправо на безопасную окружающую и социальную среду и право на безопасный труд.

Государства должны предпринять меры для создания условий, способствующих реализации права на здоровье и обеспечить возможность его судебной защиты в случае нарушения".

2) План поэтапного обеспечения государствами реализации права на здоровье, включающим приоритетные направления и минимальные обязательные стандарты по всем правам, указанным в определении.

3) Механизм контроля Всемирной организацией здравоохранения за осуществлением положений конвенции, заключающийся в предоставлении государствами регулярных докладов по выполнению поэтапного обеспечения реализации права на здоровье и предполагающий возможность подачи жалобы о несоблюдении государством его обязательств и принятых обязательных минимальных стандартов.

Существующая система центральных органов ВОЗ в целом способствует осуществлению Организацией своих функций и реализации стоящих перед ней задач. Однако система распределения функций между основными органами ВОЗ на практике отличается от положений, закрепленных в Уставе. Для повышения эффективности работы Ассамблеи, Исполкома и Секретариата и приведение учредительных документов Организации в соответствии с действительностью необходимо внести ряд изменений в порядок работы центральных органов. Диссертант предлагает сократить количество очередных сессий Ассамблеи до одной раз в 2 года. Это представляется выгодным с точки зрения экономии ресурсов и времени и не принципиальным для работы Ассамблеи, поскольку наиболее значимые решения принимаются раз в 2 года (бюджет Организации, программа деятельности). Подобная практика была принята в некоторых специализированных учреждениях ООН (ФАО, ЮНЕСКО) и доказала свою эффективность. Освободившиеся при этом финансовые средства позволят увеличить количество сессий Исполкома до 3-х в год. Осуществление исполнительной функции следует передать Секретариату как постоянно действующему органу, выполняющему ее на практике. Контроль за его деятельностью будет осуществлять Исполком.

Региональная структура деятельности ВОЗ является значительным преимуществом, так как позволяет максимально адаптировать программы и стратегии к региональным условиям и приоритетам. Наметившаяся в ВОЗ тенденция усиления присутствия Организации в странах, позволит еще больше дифференцировать деятельность Организации в зависимости от национальных потребностей. Однако, эффективность деятельности региональных органов снижена из-за стремления региональных бюро обособить свой статус в рамках Организации и получить независимость от ее центральных органов. Для устранения этого дисбаланса в рамках ВОЗ необходимо принять юридически документ, закрепляющий статус региональных бюро в качестве органов ВОЗ, и разработать правовые основы взаимодействия центральных и региональных органов, разграничивающие их полномочия и определяющие формы и предмет отчетности региональных бюро перед Исполкомом.

Координационная роль ВОЗ в международном здравоохранении наиболее ярко проявляется в процессе сотрудничества с другими организациями. Взаимодействие ВОЗ с организациями системы ООН происходит на добровольной основе и не лишает Организацию ее автономности. Масштабы и результаты сотрудничества ВОЗ с неправительственными организациями, национальными учреждениями и центрами, осуществляющими деятельность в области здравоохранения позволяют говорить о существовании разветвленной сети организаций и структур, созданной на основании нормативных актов, принятых в ВОЗ и действующей под руководством ВОЗ в целях улучшения здравоохранения в мире.

Анализ основных направлений работы ВОЗ позволил выявить, что, несмотря на то, что в целом Организация проводит эффективную деятельность в мире по улучшению международного здравоохранения, она недостаточно участвует в процессе международного нормотворчества в пределах своего ведения. Основываясь на положительном опыте МОТ, Всемирной организации здравоохранения рекомендуется внести следующие изменения в процедуру принятия решений Ассамблеей:

• До принятия на Ассамблеи решений с постановляющей частью проводить голосование простым большинством голосов по форме обязательной или рекомендательной данного документа;

• Урегулировать последствия отрицательной рекомендации Исполкома Ассамблее по вопросу принятия конвенций или соглашений, это возможно сделать путем проведения голосования по принятию или отклонению рекомендации Исполкома;

В целях способствованию исполнению государствами-членами обязательных решений Ассамблеи необходимо разработать четкие модели формы и содержания обязательных ежегодных докладов Ассамблее государств-членов относительно мер принятых в отношении конвенций, соглашений и рекомендаций ВОЗ.

Неэффективность существующих механизмов запрета разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия, а также случаи применения биологических агентов в мире и вспышки эпидемий неизвестных ранее заболеваний позволяют высоко оценить степень потенциального риска, который представляют собой инфекционные заболевания для здоровья населения планеты. Анализ учредительных документов ВОЗ и особенностей биологического оружия по сравнению с другими видами оружия массового уничтожения позволяет сделать вывод, что в Уставе ВОЗ не содержится положений, прямо или косвенно ограничивающих компетенцию Организации в области защиты населения от последствий применения биологического оружия. Включение в перечень функций Организации деятельность по поощрению и развитию работы по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями, напротив, указывает на исключительную компетенцию ВОЗ в этой области. Деятельность Организации в области защиты населения от последствий применения биологического оружия на современном этапе представляется разрозненной и плохо скоординированной. В Организации следует создать отдельный департамент по данному направлению работы. По мнению диссертанта, в рамках ВОЗ следует также подготовить и принять Конвенцию по механизмам реагирования в случае возникновения эпидемий, вызванных естественными причинами или применением биологического оружия. В подобном документе необходимо определить мероприятия по защите здоровья населения, осуществляемые в условиях эпидемий, установить координационную и руководящую роль ВОЗ в их проведении, определить источники финансирования и предоставления материально-технических и лекарственных средств. Было бы разумным создать на региональном уровне силы быстрого реагирования, комплектующихся при необходимости из контингента национальных групп реагирования в чрезвычайных ситуациях и медицинского персонала, обученного действовать в условиях эпидемии.

Предложенные меры должны способствовать повышению эффективности работы органов ВОЗ и способствовать успеху Организации в деятельности по защите права человека на здоровье и в области защиты населения от последствий применения биологического (бактериологического) оружия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. The 1978 International Organisations founded since the Congress of Vienna. Document N7. P VIII.
  2. Устав ООН. Действующее международное право в Зх Т., Т.1, Сс. 7 -33.
  3. Резолюция 620 (1988) Совета Безопасности ООН и резолюция 44/115 В Генеральной Ассамблеи ООН.
  4. Замечания о связи со специализированными учреждениями. «Объединенные Нации. Международная организация. Подготовительная комиссия. Доклад. 1945» Женева, Нью-Йорк. 1946 г.
  5. Замечания общего порядка № 14. Право на наивысший достижимый уровень здоровья. Документ Е/С. 12/2000/4 — www.seprava.ru.
  6. Документы ООН: UN Doc. E/CN.4/544, UN Doc. E/CN.4/SR.223, UN Doc. A/3525, UN Doc. E/1985/85, UN Doc. E/1980/24, UN Doc. E/C.12/1995/WP.1, UN Doc. E/1991/23, UN Doc. E/l 997/22 -www.un.org, www.unsystem.ru.
  7. Устав ВОЗ, Основные документы. Изд. 44. ВОЗ. Женева. 2003 г. Сс.1−27.
  8. Правила процедуры Всемирной ассамблеи здравоохранения, Основные документы, Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр. 170−214
  9. Правила процедуры Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения, Основные документы, Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр.215−234.
  10. Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией здравоохранения, Основные документы, Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр.58−70
  11. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, Основные документы. Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр. 33−52.
  12. Положение о персонале Всемирной организации здравоохранения, Основные документы. Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр.136−146.
  13. Положение о списках и комитетах экспертов, Приложение правила процедуры для комитетов экспертов, Основные документы. Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр. 147−158.
  14. Статут Международного Агентства по изучению рака, Основные документы. Изд. 44. ВОЗ. Женева: 2003 г., стр.241−250.
  15. Official records of the World health Organization, N17, стр. 52, N25, приложение 3, N28 приложение 13 ч.1
  16. Решения Исполкома: ЕВ 79(14), ЕВ 81(20), ЕВ 83(13), ЕВ 13. R59, EB71. R6, ЕВ 41.R.35. Решения Исполкома доступны на официальном сайте ВОЗ в Интернете по адресу www.who.org.
  17. Документ WHO IC/58 от 20 января 1947 г. www.who.org.
  18. Документы ONU JIU/REP/92 части I и П, ONU JIU/REP/93/2 часть III, — www.who.org.
  19. Проект программного бюджета 2004−2005гг., РВ/2004−2005. ВОЗ. Женева. 2003 г.
  20. Health and Human Rights. Draft meeting report. January 2004. -www.who.int/hhr.
  21. Memorandum Submitted by the Brazillian Delegation. Doc. 385 ИУЗ/17, May 17. NY. 1945.
  22. Official records of the World health Organisation. № 1. United Nations Interim Commission. NY, Geneva: 1948.
  23. Official records of the World health Organisation. № 2. United Nations Interim Commission. NY, Geneva: 1948.
  24. Recueil des resolutions et decisions de l’Assemblee Mondiale de la Sante et du Conseil Executif, vol.1, OMS, Geneve. 1973.26. «The Agencies at a Crossroad, The Role of the UN Specialized Agencies», доклад № 15, Женева. 1990 г.
  25. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Действующее международное право в 3-х Т., Т.2, М.:1997 г.
  26. Конвенция о запрещении разработки, производства, и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Действующее международное право в 3-х Т., Т.2, М.:1997 г.
  27. Всеобщая декларация прав человека. Действующее международное правое 3-х Т. Т.2. М.: 1997 г.
  28. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Действующее международное право в 3-х Т. Т.2. М.: 1997 г.
  29. Конвенция о правах ребёнка. Действующее международное право в 3-х Т. Т.2. М.: 1997 г.
  30. О.В. Эпидемиология и инфекционные болезни. М.: 1997.№ 4.
  31. .В. Всемирная организация здравоохранения, М.: 1959 г.
  32. О.В. Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: 2004 г.
  33. Г. К. Генеральная Ассамблея ООН. М.: 1969 г.
  34. О.Г. Международные организации: принятие решений. М.: 1989 г.
  35. О.Г. Международные межправительственные организации. М.:1983 г.
  36. М. Использование новых биологических возможностей в медицине и правовые аспекты, связанные с ним. // Совершенно секретно. Тб. 1997, № 19.
  37. К. Международные организации и учреждения.М.:1972 г.
  38. Э.С., Основы теории права международных организаций. М.: 1979 г.
  39. Ю.Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М.:1988 г.
  40. П.Крылов С. Б. История создания Организации Объединенных Наций. М.: 1960 г.
  41. ИИ. Механизм международно-правового регулирования. Киев: 1980 г.
  42. П.Михайлов B.C. История международного здравоохранительного права. Владивосток: 1984 г.
  43. Н.Михайлов B.C. «К вопросу о так называемых „неактивных членах“ международных организаций (на примере членства в ВОЗ)» //Советский ежегодник международного права М.:1980 г.
  44. Моравецкий В. Функции международной организации. М.: 1976 г.
  45. Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М.: 1974 г.
  46. П.Морозов Г. И. ООН. М.:1962 г.
  47. Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.: 1998 г.
  48. В.И. Международное право: практики применения. Консультативные заключения Международного Суда, М.: 2004 г.
  49. . Право на здоровье: теория и практика. М.: 2001 г.
  50. .Л. Особо опасные инфекции. М. :1996 г.
  51. Шибаева Е. А. Специализированные учреждения ООН, М.: 1966 г.
  52. Е.А. Право международных организаций. М.:1986 г.
  53. Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М.: 1988 г.
  54. Международные организации системы ООН. Справочник. М.: 1990 г.
  55. Курс международного права в 7ми томах, М.: 1992 г., Т.6.
  56. Международное право, учебник. Отв.ред. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С., М.: 2000 г.
  57. Международное гуманитарное право в документах. Составители Колосов Ю. М., Котляров И. И. М.:1996 г.
  58. Обеспечение прав и свобод человека в международном праве. Сборник обзоров. М.: 1987 г.
  59. Социальная деятельность ООН. М.: 1970 г.
  60. Современные международные отношения, учебник, под ред. Проф. А. В. Торкунова, М.: 2000 г.
  61. Специализированные учреждения ООН. Под редакцией Морозова Г. И., М.: 1967 г.
  62. Aginam О. International law and communicable diseases. // Bulletin of the WHO 2002. № 80 (12).
  63. Beigbeder Y. L’Organisation mondiale de la sante. Paris: 1997.
  64. Beigbeder Y., Nashat M., Orsini M.A., Tiercy J-F. L’Organization mondiale de la Sante. Paris: 1995.
  65. Beigbeder Y. La representation du personnel a 1'Organization Mondiale de la Sante et dans les principales institutions specialisees des Nations Unies ayant leurs sieges en Europe. Paris: 1975.
  66. Calder R. Ten steps forward: a stoiy of WHO 1948−1958. Geneve. 1958.
  67. Dierkens R. Medical law and the challenges of medical science. // The intenational journal of medicine and law. I (1), 3. 1979.
  68. Henderson D.A. Emerging Infections. NY: 1999.
  69. Hiscott J., Pitha P., Heylbraeck C. Et al. // Journal of Interferon & Cytokine Research. Paris: 1999.
  70. Jacquard Hirshon Rothschild Review of Tomorrow’s Weapons, Chemical and Biological. // Bulletin of the Atomic Scientists. NY: October 1964.
  71. Memeteau G. Droit Medical. Paris: 1996.
  72. Nys H. Droit medical et droit de la sante: de la coexistance a la symbiose? // Recueil international de la legislation sanitaire. 49 № 1. 1998.
  73. Pellet A., Ruzie D. Les fonctionnaires internationaux. Paris: 1993.
  74. Roscam Abbing. International organisations in Europe and the right to health care. Deventer: 1979.
  75. Savatier R. Traite de droit medical. Paris: 1956.
  76. Tarantola D. Presentetion at the Committee on Economic, Social and Cultural Rights. WHO. Geneva: 2000.
  77. Taylor A.L. Global governance, international health law and WHO.// Bulletin of the WHO 2002, № 80 (12).
  78. Activite de TOMS 1992−1993. OMS. Geneve. 1994.
  79. The British Yearbook of International Law, vol. XXV, 1948.
  80. International Encyclopedia of Madical Law. Deventer: 1993.
  81. Les dix premieres annees de l’Organization mondiale de la Sante. OMS. Geneve: 1958.
  82. La deuxieme decennie de l’Organization mondiale de la Sante, 19 581 967. OMS. Geneve: 1968.
  83. League of Nations. Health Organisation. Information Section. Geneva: 1931.
  84. Bioweapons and Bioterrorism. JAMA. 1997.
Заполнить форму текущей работой