Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотиваци-онных источников человеческой жизнедеятельности, а социальная организация представляет собой способ обеспечения нормальных жизненных условий, средство совместного противодействия природным и социальным угрозам. Кооперация усилий подчиненных единой общественной воле участников социальных отношений, позволяет оказывать противодействие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
    • 1. Фактор безопасности — условие стабильного функционирования и целостности национальной политико-правовой системы
    • 2. Государственно-правовое значение и юридическое содержание категории «национальная безопасность»
    • 3. Законодательные и концептуальные основы государственной охраны национальных интересов
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Понятие, функции и принципы функционирования государственноправового механизма обеспечения национальной безопасности
    • 2. Структура и юридические основания взаимодействия элементов государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности
    • 3. Правовые и организационные формы государственного обеспечения национальной безопасности

Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов связанных с формированием действенных правовых механизмов консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотиваци-онных источников человеческой жизнедеятельности, а социальная организация представляет собой способ обеспечения нормальных жизненных условий, средство совместного противодействия природным и социальным угрозам. Кооперация усилий подчиненных единой общественной воле участников социальных отношений, позволяет оказывать противодействие таким угрозам, которым невозможно противостоять индивидуально. При этом усиление «господства» людей над природой сопровождается углублением дифференциации фактора угрозы человечеству, увеличением масштабов угроз, повышением степени их опасности. По мере усложнения общественных отношений расширяется спектр угроз социального характера, а модификация фактора угрозы, в свою очередь, отражает процесс общественного.развития. Сложная диалектическая взаимообусловленность фактора угрозы и состояния развития социальной системы объективно влечет обособление, специализацию, усложнение социальных средств обеспечения безопасности, которые являются неотъемлемым атрибутом организованных социальных систем.

В условиях политико-правовой организации система обеспечения безопасности принимает специфическую форму, но при этом не изменяется по своей сути. Государство, его институты и органы становятся наиболее эффективным средством противодействия внутренним и внешним угрозам социального, природного, техногенного характера. В связи с постоянными изменениями внутренней и внешней среды государство и общество всегда старались выработать действенные средства защиты от соответствующих угроз. Особенную актуальность эта проблема приобретает в условиях глобальных общецивилизационных изменений.

Глобальные изменения, происходящие в современном мире наряду с позитивными явлениями, влекут возникновение новых угроз и усиливают действие угроз существовавших ранее, меняется характер и степень опасности техногенных угроз. В данных условиях государство становится основным субъектом обеспечения безопасности, особая роль отводится государственным средствам противодействия угрозам разного характера и степени опасности. В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, констатируется, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности"1. Переход к качественно новой государственной политике предопределяет необходимость соответствующих изменений в правовой форме. Именно поэтому правовой аспект совершенствования государственного механизма обеспечения национальной безопасности, сегодня имеет не только теоретическое значение, но и весьма существенное прикладное значение в контексте общего вопроса о правовом реформировании системы национальной безопасности Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Разработка проблематики, охватываемой темой диссертации, в отечественной науке осуществляется по многочисленным направлениям.

Вопросы национальной безопасности, как правило, рассматриваются в различных отраслевых и прикладных аспектах определяемых спецификой.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444. информационной, экологической, технической, военной, правоохранительной и других сфер жизнедеятельности. В этой связи следует отметить работы.

A.И. Александрова, P.A. Александрова, И. М. Ашихмина, Т. С. Бакуниной, И. Л. Бачило, C.B. Бородина, М. М. Бринчука, В. В. Бушуева, А. Б. Венгерова,.

B.А. Галатенко, И. Н. Глебова, М. В. Глуховой, В. В. Гордиенко, В. Н. Данилова, Д. Н. Демичева, И. П. Добаева, Б. В. Ерофеева, А. Э. Жалинского, Э.Н. Жев-лакова, О. И. Забелло, Н. И. Загородникова, М. Ю. Зеленкова, Ю. С. Каниной, Д. М. Карамышева, В. В. Кириллова, А. Н. Коваленко, О. С. Колбасова, В. А. Колосова, В. А. Коношенко, В. А. Копылова, A.B. Корнева, Т. Б. Курбанова, В. В. Лопатина, A.B. Лукацкого, В. В. Лукьянова, Ю. П. Ляпунова, Б. Н. Макеева, Г. В. Мальцева, Н. С Мироненко, Н. В. Миронова, С. С. Москвина, А. Е. Никитина, С. З. Павленко, И. Ф. Панкратова, В. В. Парфенова, В. Д. Подуфалова, Э. А. Позднякова, Т. А. Поляковой, Ю. Г. Просвирнина, М. М. Рассолова, В. И. Рыкунова, В. П. Сальникова, Г. П. Серова, М. Б. Смоленского, Т.В. Стукало-вой, В. М. Сырых, Ю. В. Тихонравова, С. Н. Тихомирова, Г. Г. Феоктистова, H.H. Худенко, Ю. К. Шафраника, P.M. Юсупова, A.B. Яблокова, М. Й. Яворского, A.M. Яковлева, С. А. Яскина и др.

Проблема национальной безопасности в контексте вопросов глобали-зационных процессов исследуется в работах таких авторов, как П. П. Баранов, A.B. Возжеников, A.A. Контарев, В. В. Лапкин, Б. В. Межуев, А. И. Неклеса,.

A.C. Панарин, В. И. Пантин, Б. Д. Яновский. Научная разработка доктриналь-ных оснований и политико-правового генезиса системы безопасности представлена в работах В. Ю. Верещагина, А. Н. Ерыгина, А. Ф. Замалеева, Ю. Г. Запрудского, В. Д. Зорькина, В. Л. Кулапова, С. А. Левицкого, В.В. Леонтови-ча, Л. И. Новиковой, Н. Ф. Уткиной, М. М. Шахматова, В. Ю. Шпака и др. Институциональный аспект отражен в работах В. А. Бирюкова, А. Б. Гофмана, Е. Е. Дегтярева, М. Г. Делягина, Е. Е. Дымского, A.B. Зотова, В. Л. Иноземцева,.

B.А. Красильникова, P.M. Нуреева, А. И. Соловьева, В. В. Таигера, В. Г. Федотовой, P.P. Юсупова и других.

Исследование общетеоретических проблем национальной безопасности осуществляется в работах С. С. Алексеева, П. П. Баранова, В. И. Бахмина, В. В. Вандашева, И. М. Гальперина, М. С. Гринберга, Ю. А. Дмитриева, Р.Ф. Идри-сова, В. А. Карташкиной, В. А. Колокольцева, А. П. Кочеткова, Н.В. Кривель-ской, Ю. И. Ляпунова, JI. C Мамута, B.C. Нерсесянца, С. З. Павленко, JI.B. Павловой, A.A. Першина, В. К. Петрова, С. М. Петрова, С. А. Проскурина, A.A. Прохожева, B. JL Райгородского, А. Р. Ратинова, В. П. Сальникова, Л. Г. Свечниковой, А. П. Семитко, В. Н. Синюкова, C.B. Смульского, C.B. Степашина, Ю. А. Тихомирова, М. Н. Энтина, P.A. Явчуновской и др.

Несмотря на множество фундаментальных исследований по вопросам национальной безопасности, следует отметить, что они большей частью носят отраслевой характер, чаще всего в них учитывается конкретная социально-политическая ситуация. Вместе с тем следует признать, что исследования теоретико-правового плана представлены в значительно меньшей степени. Кроме того динамика изменений обстановки в мире, формирование новых концептуальных основ обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации определяют необходимость постоянного, перманентного исследования вопросов национальной безопасности.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере государственно-правового обеспечения национальной безопасности. Предмет диссертационного исследования в комплексе составили факторы представляющие угрозу для национальной безопасностинормативно-правовые, институциональные и организационные основы, принципы формирования, структурирования и функционирования государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасностисостояние научных разработок по проблемам государственно-правового регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с поставленной целью, в процессе исследования требовалось решить следующие задачи:

1. Рассмотреть фактор национальной безопасности в качестве условия функционирования и целостности национальной политико-правовой системы.

2. Выявить государственно-правовое значение и юридическое содержание категории «национальная безопасность».

3. Проанализировать законодательные и концептуальные основы государственной охраны национальных интересов.

4. Сформулировать понятие, выделить функции и принципы функционирования государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности.

5. Провести анализ структуры и юридических оснований взаимодействия элементов государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности.

6. Исследовать правовые и организационные формы государственного обеспечения национальной безопасности.

Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, воспринимаемый диссертантом с материалистической точки зрения. Использование метода материалистической диалектики в процессе исследования феноменов национальной безопасности, предполагает апеллирование к таким принципам, — как внутренняя противоречивость и целостность явлений, повторяемость и поступательность их развития и пр.

Общенаучные методы преимущественно использованы в теоретическом обосновании проблемы, при раскрытии вопросов понимания соответствующих явлений в юридической науке. Специальные методы использованы 7 при описании конкретных процессов в сфере обеспечения национальной безопасности.

Особое значение имели функциональный и системно-структурный подходы при исследовании вопросов организации, структурирования и функционирования системы национальной безопасности в целом и государственно-правового механизма ее обеспечения в частности.

В процессе исследования автор опирался на положения и выводы методологического характера, содержащиеся в литературе науковедческого профиля.

Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, философов, политологов, социологов, историков и Т.д.

Среди отечественных работ по политико-правовой и историко-правовой тематике подвергнуты анализу труды Ю. Е. Аврутина, Н. Г. Александрова, А. Г. Александрова, С. С. Алексеева, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, С. Н. Бабурина, П. П. Баранова, H.H. Вопленко, Г. А. Гаджиева, Н. Л. Гранат,.

A.C. Грачева, Ю. И. Гревцова, С. А. Денисова, И. Я. Дюрягина, Ю. П. Еременко, C.B. Жилинского, К. А. Зуева, Ю. С. Каниной, В. Н. Карташова, Д.А. Кери-мова, С. Ф. Кечекьяна, В. М. Корельского, A.B. Коровникова, М. М. Курицына,.

B.В. Лазарева, A.B. Малько, Л. А. Николаевой, B.C. Нерсесянца, Л. С. Мамута, Н. С. Малеина, П. А. Оля, М. Ф. Орзиха, A.C. Панарина, А. Ю. Пиджакова, A.C. Пиголкина, И. Ф. Покровского, В. Л. Райгородского, А. И. Ракитова, P.A. Ромашова, В. П. Сальникова, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, C.B. Степашина, A.B. Федорова, Р. Г. Халиуллина, В. Е. Чиркина, A.B. Шахматова, Л. С. Явича и др.

Кроме того в ходе исследования диссертант опирается на законодательные и концептуальные основы национальной безопасности России. В этой связи проанализированы конституционные положения, федеральные законы, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения, в сфере 8 национальной безопасности и связанные с защитой интересов государства, общества, личности.

Научная новизна работы определяется как самой постановкой проблемы, так и методологией ее решения. В работе предпринята одна из первых попыток системного исследования правовых основ и основанных на них организационных принципах деятельности государства в сфере обеспечения национальной безопасности. При этом проблематика исследуется в контексте концептуальных положений, Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537, и Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146.

В основу концепции исследования положен принцип отражения в политико-правовой системе фактора угрозы, что должно выражаться в формировании адекватных этим угрозам охранительных правовых основ и соответствующих им организационных формах. При этом структурирование государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности и эффективность его функционирования предлагается рассматривать с позиций факторно-правового анализа. Это предполагает, что явления, влияющие на национальную политико-правовую систему должны подвергаться количественной и качественной оценке субъектов правотворческой и правоприменительной деятельности с учетом положительного или отрицательного воздействия соответствующих условий на состояние социальной системы и процесс ее развития. Явления угрожающие стабильному функционированию и целостности национальной политико-правовой системы рассматриваются в качестве факторов угрозы.

Диссертация является комплексной работой, в которой на базе общенаучных и специальных методов, на междисциплинарной основе в единстве ис-торико-теоретического и эмпирического аспектов рассматриваются правовые средства и формы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом в целях исследования диссертант формулирует ряд поня9 тий и выстраивает теоретико-правовую модель государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социальная природа государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности обусловлена объективными историческими процессами кооперации и организации социальной деятельности. Выживание, нормальная жизнедеятельность, развитие и безопасность каждого человека обеспечивается, объединением людей в единую организованную системную целостность предоставляющую возможность скооперированного коллективного противодействия угрозам, исходящим от других аналогичных организованных социальных образований и агрессивной природной среды. Это обеспечивается институтами социальной власти, действующими в рамках конкретной социальной системы, в том числе и в рамках национальной политико-правовой системы. При этом у наиболее сложных и масштабных социальных систем, к которым относится в частности национальная политико-правовая система, возникает объективная потребность в обеспечении внутрисистемной безопасности.

2. Объектом государственной защиты в условиях политико-правовой организации являются национальные интересы, что предопределяет методологическое значение соответствующей категории при концептуальной разработке стратегических направлений обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем, законодательная дефиниция национальных интересов не достаточно точно отражает сущность определяемого явления. В ней категория «интерес» раскрывается через понятие «потребность». Но сама по себе потребность это только лишь явление понимаемое субъектом как необходимое для поддержания определенного состояния, в частности, состояния безопасности. Оцениваемое как необходимое или желательное такое явление становится объектом внимания, вызывает интерес, со стороны субъекта становясь объектом его деятельностных устремлений. Для государства, общества, личности интерес представляют не сами их субъективные потребности как тако.

10 вые, а духовные и материальные блага, без которых невозможно удовлетворить жизненно важные потребности.

3. На законодательном уровне отражается лишь формальный, структурный аспект феномена национальной безопасности и не указывается на свойства политико-правовой системы, которые позволяют ей вовне (в международных отношениях) проявлять себя в качестве нации (в этатистском смысловом значении Устава ООН). В этой связи на законодательном уровне целесообразно было бы выделить такой компонент как сфера интересов, что позволило бы в свою очередь выделить такую составляющую как национальная идеология, которая выступает фактором национальной консолидации, способствующим наиболее эффективному противодействию внутренним и внешним угрозам.

4. Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой систему государственных институтов последовательно организованных, действующих поэтапно и на основе официальных нормативных установок осуществляющих деятельность по поддержанию правовых и институциональных механизмов, ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам.

5. Функции государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности осуществляются посредством взаимодействующих между собой государственных организационных институтов, которые: 1) представляют собой относительно обособленные, обладающие определенной автономией части единого механизма- 2) обладают регулятивным государственно-властным характером- 3) имеют не только свою организацию, но и функциональное назначение в рамках государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности- 4) представляют собой нормативное выражение системы общественных отношений как идеальное явление, выраженное в виде системы категорий, статусов, принципов, духовных ценностей и т. д. В указанном значении институт обеспечения национальной.

11 безопасности не тождествен соответствующему государственному органу, который является способом связи регулируемых государством отношений с их материальной основой.

6. Институциональная согласованность и слаженность деятельности государственных органов в процессе обеспечения национальной безопасности должна обеспечиваться юридическим разграничением функций и полномочий. В организационном плане взаимодействие между всеми субъектами обеспечения безопасности осуществляется в форме обмена информацией, совместного планирования и проведения мероприятий, взаимного использования сил и средств в интересах решения общей для субъектов этого процесса задачи, организации специального мониторинга и др. В этой связи весьма важна унификация понятий и законодательная скоординированность соответствующих видов государственной деятельности, что предполагает дальнейшее концептуальное развитие положений существующего нормативно-правового материала не только в части подзаконных актов, но и в части фундаментальных законодательных основ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретическое значение исследования определяется тем, что сформулированные в ней теоретические положения и выводы дополняют некоторые разделы истории государства и права, теории государства и права, истории политических и правовых учений, гражданского, административного, конституционного, международного права и т. д. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы: а) в научно-исследовательской деятельности при исследовании вопросов связанных со структурированием и функционированием правового механизма обеспечения национальной безопасности России. б) при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по истории права и общей теории права, философии права, истории политических и правовых учений и т. д. в) при подготовке и проведении спецкурсов «Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации" — «Государственный механизм обеспечения национальной безопасности» и др. г) при совершенствовании законодательства в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог, представляется возможным сделать выводы обобщающего характера, отражающие как последовательность хода исследования, так и некоторые результаты, которые могут способствовать развитию теоретико-правовых исследований в сфере государственного обеспечения национальной безопасности.

В этой связи, прежде всего, следует констатировать, что состояние политико-правовой системы оценивается как безопасное в том случае, если устраняются негативные факторы, препятствующие эффективной реализации интересов личности, общества, государства и тем самым создающие угрозу стабильности функционирования системы ее целостности. При этом содержание политико-правовой формы составляет множество конкретных социальных отношений, основанных на свойственных данному обществу нормативных системах (религии, морали, обычаев, традиций). Содержание социальных норм детерминирует соответствующий комплекс присущих данному обществу ценностей, духовных и материальных благ служащих удовлетворению жизненно важных потребностей участников общественных отношений. Необходимость сохранения, защиты, преумножения таких традиционных национальных ценностей и благ отражает сущность национальных интересов и их особенности на разных этапах развития национальной общности. В указанном значении, национальные интересы России вполне корректно рассматривать как «преемственно воспроизводящуюся ценностно-идеологическую.

Т ЯТ систему". Законодательно же национальные интересы Российской Федерации определены как «совокупность внутренних и внешних потребностей го.

187 Ткаченко М. А. Юридическая защита национальных интересов России в новом геоэкономическом порядке: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — С. 9. сударства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства"188.

По мнению соискателя, слабой стороной законодательной дефиниции является то, что в ней категория «интерес» раскрывается через категорию «потребность». Но интерес — это не сама по себе потребность. Последняя, это только лишь явление понимаемое субъектом как необходимое для поддержания определенного состояния, в частности состояния безопасности. Оцениваемое как необходимое или желательное такое явление становится объектом внимания, вызывает интерес, со стороны субъекта становясь объектом его деятельностных устремлений. Для государства, общества, личности интерес представляют не сами их субъективные потребности как таковые, а духовные и материальные блага, без которых невозможно удовлетворить жизненно важные потребности. Именно по отношению к этим благам и ценностям обычно проявляют интерес, и именно они определяют содержание категории «национальные интересы».

Кроме того в законодательном определении не отражен культурно? исторический аспект, определяющий сущность категории именно через национальную специфику. Определение отражает формальный, структурный аспект явления и не указывает на свойства политико-правовой системы, которые позволяют ей вовне (в международных отношениях) проявлять себя в качестве нации (в этатистском смысловом значении Устава ООН). Вместе с тем именно безопасность такого национального суверенного образования, в общем, рассматривается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, а в международных документах и в законодательстве государств определяется как национальная безопасность.

Нормативную систему государственного правового регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности, соискатель рассматривает в.

188 О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446−1 (с изм. и доп. от 26.06.2008 г.) // Российская газета. — № 103. — 1992. контексте категориальной связки «общее — особенное — единичное», выделяя при этом три соответствующих уровня — конституционный, законодательный, концептуальный.

На конституционном уровне закрепляются основополагающие начала, следование которым должно обеспечивать стабильное развитие и целостность национальной политико-правовой системы. «Основу основ» в этом смысле представляют принципы суверенитета и законности. На уровне федерального законодательства осуществляется конкретизация соответствующих конституционных положений, определяются направления деятельности, прописывается механизм, закрепляется система базовых категорий. Все это определяет общий вектор развития системы национальной безопасности государства в связке с национальными ценностными приоритетами, законодательно закрепленными, в виде системы объектов национальной безопасности. В частности в ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» указывается, что безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. При этом объект безопасности раскрывается в Законе через триаду жизненно важных интересов личности, общества и государства189.

Если законодательство определяет институциональные основы системы национальной безопасности и общий вектор функционирования механизма обеспечения национальной безопасности, то конкретные стратегические национальные приоритеты, вытекающие из этих задач, а также пути их решения, определяются актами главы государства как гаранта конституции и законности.

Базовым документом, отражающим основные положения официальной доктрины в сфере обеспечения национальной безопасности России, на настоящий момент является Стратегия национальной безопасности Российской.

189 О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446−1 (с изм. и доп. от 26.06.2008 г.) // Российская газета. — № 103. — 1992.

Федерации до 2020 года190. В документе определяются основные стратегические направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Стратегия отражает положения обобщенного характера, но при этом имеет существенное практическое значение. Она представляет собой, по сути, официальную доктринальную основу слаженного взаимодействия элементов системы национальной безопасности и в частности ее государственно-правовой составляющей.

Вторую часть исследования соискатель начинает с обоснования методологического значения категории «государственно-правовой механизм» и целесообразности ее использования при структурно-функциональном анализе элементов системы обеспечения национальной безопасности. В частности отмечается, что понятие «механизм» широко используется в теоретическом правоведении, где ему придается юридическое значение («правовой механизм») а его содержание раскрывается как «комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме». При этом «все элементы правового механизма находятся в логической взаимосвязи"191. Понятие механизма связывается также с функционированием и взаимодействием государственных институ.

192 тов — «государственный механизм» .

190 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

191 Шундиков К. В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Проблемы теории государства и права. 2002. № 3. С. 83. 1.

Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С. А. Сидорова, И. Л. Честнова. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -С.14.

Видовое понятие «государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности», в диссертации формулируется с учетом официальной интерпретации родовых (более общих) категорий, содержание которых раскрывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В частности автор исходит из официального доктри-нального положения, согласно которому «основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации». Соответственно государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности в диссертации определяется как система государственных институтов последовательно организованных, действующих поэтапно и на основе официальных нормативных установок осуществляющих деятельность по поддержанию правовых и институциональных механизмов, ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам.

При исследовании структуры и юридических оснований взаимодействия элементов государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности, автор рассматривает последний в контексте теоретико-правовой интерпретации, т. е. в качестве комплекса юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме. Это предполагает необходимость комплексного анализа явления в двух проекциях — функционально-институциональной (комплекс средств-институтов) и процессуальной (поэтапное действие средств-институтов).

Функции государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности рассматриваются как направления государственно-правового воздействия предполагающие решение определенных задач в основных сферах жизнедеятельности, и которые в комплексе отражают сущность и содержание правовой деятельности государства по обеспечению национальной безопасности.

Функции государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности напрямую зависят от характера масштабов и степени реальных и потенциальных угроз в политической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной, экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. Кроме того рассматриваемые функции осуществляются не только во внутренней, но и во внешнеполитической сфере, что предопределяет необходимость участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Функции государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности осуществляются посредством взаимодействующих между собой государственных организационных институтов, которые в контексте рассматриваемой проблематики условно подразделяют на две группы: во-первых, это государственные организационные институты, для которых соответствующая функция является основной', во-вторых, это те институты государства, для которых функция обеспечения национальной безопасности является дополнительной (реализуется, как правило, в случае возникновения соответствующих угроз интересам государства, общества, личности).

Государственно-правовой институт обеспечения национальной безопасности, как разновидность организационных институтов государства характеризуется рядом признаков: во-первых, он представляет собой относительно обособленную часть единого механизма, обладающую определенной автономиейво-вторых, обладает регулятивным государственно-властным характеромв-третьих, имеет не только свою организацию, но и функциональное назначение в рамках государственно-правового механизма обеспе.

152 чения национальной безопасности. Кроме того, следует учитывать, что государственно-правовой (организационный) институт обеспечения национальной безопасности не тождествен соответствующему государственному органу, который является способом связи регулируемых государством отношений с их материальной основой. Институт представляет собой нормативное выражение системы общественных отношений, в указанном смысле это идеальное явление, выраженное как система категорий, статусов, принципов, духовных ценностей и т. д. Материальная составляющая, безусловно, предполагается, но не является основной, когда речь идет об институтах права или государства. В свою очередь понятие государственного органа, и в научной и в учебной литературе, как правило, связывается с материальной основой (людьми, зданиями, помещениями, оборудованием, техническими средствами, вооружением и т. д.) т. е. это структурные образования располагающие «материально-техническими возможностями для осуществления своих функций"193. В частности государственные органы, осуществляющие функцию по обеспечению национальной безопасности, реализуют свои материально-технические возможности при помощи соответствующих технологий, а также технических, программных, лингвистических, правовых, организационных средств, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В качестве институциональной основы механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, диссертантом выделяются и рассматриваются следующие организационные институты государства высшего уровня: 1) институт главы государства- 2) институты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) — 3) институт конституционного правосудия- 4) институт совета безопасности. Второй уровень ин.

193 Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М.: ИХФ Омега-Л, 2002. — С. 181.

153 ституциональной системы образуют правоохранительные институтысудебные институтыинституты государственного контроля и надзорагосударственные институты исполнительного производстваинститут гражданской обороныинституты защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераинституты разведки, контрразведки и охраны государственных границ, а также силовые институты, и, прежде всего вооруженные силы, которые выражают силовой компонент государственного механизма обеспечения национальной безопасности194.

Рассматривая правовые и организационные формы государственного обеспечения национальной безопасности, диссертант отмечает, что кроме функционально-институциональной составляющей, государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности, предполагает также динамику функционирования, которая в юридическом аспекте выражается в системе процедурных, процессуальных норм регулирующих соответствующую деятельность государственных органов и должностных лиц. Динамика функционирования государственно-правового механизма обеспечения национальной безопасности выражается в последовательном прохождении стадий завершающихся решением промежуточных задач, необходимых для достижения цели. Защита интересов государства, общества, личности от внешних и внутренних угроз осуществляется в форме цикличной деятельности, предполагающей прохождение трех стадий. 1) Обнаружение и нивелирование предпосылок возникновения угроз национальной безопасности. На этой стадии осуществляется выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации. 2) Устранение фактора угрозы национальной безопасности. Эта стадия связана с противодействием угрозам и характеризуется ак.

194 О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 // Российская газета. — № 27. — 2010. тивным применением мер государственно-властного пресечения, осуществляется управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях. 3) Устранение последствий общественноопасной деятельности, что предполагает восстановление условий необходимых для реализации интересов личности, общества, государства путем осуществления мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Особе внимание уделяется правоохранительной деятельности как правовой форме государственного властного воздействия на общественные отношения, в наибольшей степени, отвечающей целям и функциям обеспечения национальной безопасности. Но следует указать на то, что эффективное функционирование механизма обеспечения национальной безопасности предполагает координацию различных правовых и организационных форм деятельности, направленной на обеспечение интересов государства, общества, личности. Слаженность в процессе осуществления функций должна обеспечиваться правовым разграничением функций и полномочий государственных органов. В организационном плане взаимодействие между всеми субъектами обеспечения безопасности осуществляется в форме обмена информацией, совместного планирования и проведения мероприятий, взаимного использования сил и средств в интересах решения общей для субъектов этого процесса задачи, организации специального мониторинга и др. Вместе с тем на настоящий момент государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности сочетает в себе частичную дисфункционалъностъ отдельных государственных органов с дублированием различными государственно-правовыми институтами и государственными органами функций в рамках государственно-правового механизма обеспечения безопасности Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
  2. Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. Проект, (Принят в 1954 г. на 6-ой сессии Комиссии международного права ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.-М.: БЕК, 1996.-С. 35−36.
  3. Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (г. Хельсинки 01.08.1975 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 8 — 12.
  4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (г. Рим 10.03.1988 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.-С. 82−89.
  5. Договор о коллективной безопасности (Договор подписан в г. Ташкенте 15.05.1992 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. — № 12.-С. 6−8.
  6. Конвенция о ядерной безопасности (Принята в г. Вене 17.06.1994 г. на
  7. Дипломатической конференции Международного агентства по атомной156энергии) // Бюллетень международных договоров. 2007. — № 9. — С. 3 -14.
  8. Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (г. Париж 27.05.1997 г.) // Московский журнал международного права. 1997. — № 4. — С. 292 — 301.
  9. Хартия Европейской безопасности (Вместе с «Оперативным документом Платформой безопасности, основанной на сотрудничестве») (г. Стамбул 19.11.1999 г.) // Документ не опубликован. Справочная Система КонсультантПлюс.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23.11.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп. от 29.12.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 25. — Ст. 2954.
  12. ЗО.О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (с изм. и доп. от 25.11.2009 г.) // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. — № 36. — Ст. 1745.
  13. Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 // Российская газета. № 27. — 2010.
  14. Военная Доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 // Собрание законодательства РФ. -2010. № 7. — Ст. 724.
  15. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 // Российская газета. 2004. 22 мая.
  16. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 (с изм. и доп. от 31.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 20. — Ст. 2290.
  17. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 (с изм. и доп. от 17.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 33. — Ст. 3254.
  18. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976 (с изм. и доп. 23.10.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31.-Ст. 3234.
  19. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895 // Российская газета.-№ 187.-2000.
  20. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 20. — Ст. 2444.
  21. Об утверждении состава Совета безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.05.2008 г. № 836 (с изм. и доп. от 03.01.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 22. — Ст. 2534.
  22. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации: Утверждено Указом Президента от 16.08.2004 г. № 1082 (с изм. и доп. от 02.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 34. — Ст. 3538.
  23. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации: Утверждено Указом Президента РФ от 07.06.2004 г. № 726 (с изм. и доп. от1 602 110.2008 г.) И Собрание законодательства РФ. 2004. — № 24. — Ст. 2392.
  24. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структурах: Утверждено Указом Президента от 11.08.2003 г. № 960 (с изм. и доп. от 17.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. -2003.-№ 33.-Ст. 3254.
  25. Экологическая доктрина Российской Федерации: Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225гр // Собрание Законодательства РФ. № 36. — Ст. 3510.
  26. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 115 (с изм. и доп. от 07.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2900.
  27. Положение о Федеральной налоговой службе: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (с изм. и доп. от 07.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 40. — Ст. 3961.
  28. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 (с изм. и доп. от 16.07.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 2. — Ст. 121.
  29. Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1975. — Приложение № 3.
  30. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 13.09.1992 г. // ВСНД и ВС РФ. 1992. — № 17. — Ст. 892- № 33.-Ст. 1912.
  31. Монографии, справочные и учебные издания
  32. P.M., Ахмедов А. И., Закиров Б. Э. Предупреждение наркомании. Ташкент, 1988.
  33. Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности (опыт системного исследования). СПб., 1998.
  34. А.И., Ковалевский С. С., Коровников A.B., Сурков К. В. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003.
  35. P.A. Противодействие наркобизнесу в системе национальной безопасности России / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2007.
  36. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М., 2001.
  37. С.С. Государство и право. М., 1996.
  38. Алехин А. П" Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало. 1997.
  39. И.А., Горленко В. А., Гурбанов А. Г. Кондрат H.H. Безопасность личности и уголовный процесс: Научное издание / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2009.
  40. В.М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997.
  41. М.М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. -4-е изд. М.: Эксмо, 2010.
  42. А.И., Сальников В. П., Степашин C.B. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб: СПбУ МВД РФ, 1999.
  43. А.Б. Теория государства и права. М.: ИХФ Омега-JI, 2002.
  44. A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000.
  45. К.С. Политическая наука. М., 1994.
  46. Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления (на материалах Азербайджанской Республики). М., 1997.
  47. JI.A., Черноков А. Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009.
  48. Ю.И. Правовое отношение и осуществление права. JI., 1987.
  49. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд-е 6-е перераб. и доп. / Под ред. К. Ф. Гуценко. М., 2001.
  50. М.И. Социальная напряженность и национальная безопасность России.-М., 1996.
  51. Дипломатический словарь. М., 1985. Т. 2.
  52. С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск, 1995.75.3еркин Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д: Март, 2000.
  53. Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. -М., 2001.
  54. Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления).
  55. A.C. Механизм применения права. Монография. СПб., 2002.
  56. A.C., Синькевич H.A. Государственно-правовая политика обеспечения безопасности дорожного движения в России: Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.
  57. A.B., Пономарев В. П., Ляшенко А. Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. Киев, 2003.
  58. .Н. Россия в цивилизованном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. М.: Институт экономических стратегий, 2008.
  59. В. Функции государства в трансформируемой экономике. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ежегодник 97. М., РАГС. — 1998.
  60. В.В., Липень C.B. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000.
  61. П.Н. Очерки теории социального управления. Л.: ЛГУ. 1976.
  62. C.B., Мацкевич И. М., Овчинский B.C., Эминов В. Е. Криминология: Учебное пособие. М., 1999.
  63. A.B. Политическая и правовая жизнь России. М., 2000.
  64. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  65. А. Мотивация и личность. СПб., 2001.
  66. Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С. А. Сидорова, И. Л. Честнова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  67. .З. Теория организации. М., 2001.
  68. В.И. Сущность и категориальный аппарат современной концепции национальной безопасности. М., 1999.
  69. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.
  70. Р.Т. Политология. М., 2000.
  71. И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000.
  72. B.C. Общая теория права и государства. М.: Норма, 1999.97.0всянко Д. М. Административное право. М.: Юрист, 1995.
  73. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  74. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
  75. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.
  76. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник. М., 2000.
  77. Основы экономической безопасности (учебно-практическое пособие) / Под ред. Олейникова Е. А. М., 1997.
  78. В. Доктрина «Национальной безопасности» в глобальной стратегии США. М.: Международные отношения, 1980. — С. 15.
  79. Политология: Энциклопедический словарь. / Под ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Московский коммерческий университет. 1993.
  80. Правоохранительные органы / Учебник для вузов. Под ред. проф. К. Ф. Гуценко. М.: Изд-во БЕК, 1995.
  81. Правотворчество в СССР. М. 1974.
  82. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2003.
  83. В.Л. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
  84. P.A. Государство (предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации). СПб., 1998.
  85. P.A. Проблемы правоохранительной деятельности в современной России: Учебное пособие. СПб.: Астерион, 2008.
  86. P.A. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004.
  87. В.И. Некоторые особенности развития в объективном мире. Издательство Ленинградского Университета. 1964.
  88. М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк. Л., 1972.
  89. Словарь иностранных слов. М., 1964.
  90. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М., 1989.116. * Социология публичного права: антрополого-правовая парадигма: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
  91. Л.И. Теория государства и права. М., 1995.
  92. В.М. Теория государства и права. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004.
  93. Теория государства и права / Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В., Шапсугов Д. Ю. М: МарТ, 2003.
  94. Теория государства и права: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. заслуж. деятеля науки РФ P.A. Ромашова, докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ В. П. Сальникова. Изд. 2-е, доп., пере-раб. В 3-х т. Т. 1 СПб.: Фонд «Университет», 2009.
  95. Теория государства и права: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. заслуж. деятеля науки РФ P.A. Ромашова, докт. юрид. наук, 166проф., заслуж. деятеля науки РФ В. П. Сальникова. Изд. 2-е, доп., пере-раб. В 3-х т. Т. 2 СПб.: Фонд «Университет», 2009.
  96. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.
  97. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1980.
  98. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  99. А.Г., Селиванов А. И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. М.: Формула права, 2008.
  100. В.Е. Государствоведение. М: Юрист, 1999.
  101. В.Е. Современное государство. М., 2001.
  102. С.М. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Издание 2-е, стереотипное. СПб.: Фонд «Университет», 2009.
  103. Экономическая безопасность / Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.
  104. Юридическая энциклопедия. М., 1997.1. Научные статьи131. 26 понятий политического анализа // Полис. 1993. — № 1.
  105. JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  106. С.О. К вопросу об изменении подходов к теории и практике национальной безопасности // Международное публичное и частное право. 2007. — № 4.
  107. М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. — № 6.
  108. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. Информационный сборник. -1994. -№ 3(19).
  109. М.М. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций // Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. -4-е изд. М.: Эксмо, 2010.
  110. В.Н. Предупреждение преступности // Криминология: Учебник для вузов. СПб., 2003.
  111. Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория государства и права. Академический курс. Т.2. М., 1998.
  112. М.Ф. Военные угрозы и вывозы в XXI веке // Будущее России. Вызовы и проекты: История. Демография. Наука. Оборона / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  113. А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности // Общая теория права и государства / Под ред.1. B.В. Лазарева. М., 1994.
  114. А.И. Принципы юридической доктрины России // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути решения: Научно-практическая конференция (3 — 4 октября 2001 г.) / Под ред. А. И. Демидова. Саратов: СГАП, 2001.
  115. A.C. Политическая система и государство // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юристь, 2000.
  116. В.К. Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973.1. C. 223.
  117. А.Б. Вопросы эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных дел // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. -М., 1975.4.2.
  118. H.A. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев
  119. М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002.
  120. B.JI. Российская юридическая доктрина и проблемы правопонимания // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути решения: Научно-практическая конференция (3−4 октября 2001 г.) / Под ред. А. И. Демидова. Саратов: СГАП, 2001.
  121. И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности РФ // Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  122. М.А. Гомеостатические процессы и теория безопасности // Безопасность. Информационный сборник. 1994. — № 4(20).
  123. И.А. Эффективность защиты в советском уголовном процессе // Советское государство и право. 1974. — № 3. — С. 94.
  124. П.А. Правосудие//Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.
  125. И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000.
  126. Г. Н. Концепция ядерного сдерживания в современных условиях // Будущее России. Вызовы и проекты: История. Демография. Наука. Оборона / Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  127. В.Д. Государство и право в политической системе общества. // Теория государства и права. / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
  128. В.М. Комментарий к ст. 118 Конституции РФ 1993 г. // Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н. То-порнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994.
  129. Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Советское государство и право. -1987.- № 5.
  130. К.Ф. Исследование проблем эффективности прокурорского надзора // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. -М., 1975. 4.1.
  131. . Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. Т. 1. — М., 1997.
  132. В.М. Политическая система современного общества. // Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юрист, 1999.
  133. В.А. Формы государства // Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999.
  134. Ф.Н. Государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности: структурно-функциональный анализ // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. — № 3.
  135. А.Э. Понятие механизма государства в классической парадигме // Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С. А. Сидорова, H.JI. Честнова. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  136. И.Л. Политическая система современно общества // Социология публичного права: антрополого-правовая парадигма: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
  137. П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. 1997. — № 2.
  138. К.В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Проблемы теории государства и права. 2002. — № 3.
  139. Диссертации, авторефераты диссертаций
  140. И.П. Полиция в механизме государства (на примере ФРГ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  141. А.Н. Юридические технологии обеспечения энергетической безопасности современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  142. Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Дисс.. д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
  143. С.И. Милиция в механизме Российского государства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
  144. М.К. Механизм советского общенародного государства: Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1984.
  145. В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1999.
  146. Ю.С. Теория прав человека и ее отражение в концепции национальной безопасности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.
  147. Д.М. Обеспечение прав человека и гражданина в системе государственной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  148. И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов: основные теоретические проблемы и практика: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2008.
  149. А.К. Приоритеты государственно-правового развития России в контексте ее глобальной суверенизации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  150. A.B. Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2008.
  151. Г. А. Органы прокуратуры в механизме Советского государства: Дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1972.
  152. Т.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
  153. B.JI. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  154. C.B. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. -)1. СПб., 1994.
  155. В.В. Теория законных интересов: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Тамбов, 2009.
  156. М.А. Юридическая защита национальных интересов России в новом геоэкономическом порядке: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  157. В.П. Человек и правоохранительная деятельность (фи-лософско-правовой аспект): Дисс.. д-ра юрид. наук. СПб., 1996.
  158. Р.Г. Структурно-функциональный анализ экономической безопасности России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008.
  159. А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретико-правовое исследование): Дисс.. д-ра юрид. наук. -СПб., 2000.1. Зарубежные издания
  160. Almond G. Comparative Political Systems // Journal of Politics. -1956.- № 18.
  161. Almond G., Powell B. Comparative Politics: A Developmental Ap-proarch. Boston, 1966.
  162. Easton D. A Framework for Political Analysis. Englewood Cliffs, New Jersey. 1965.
  163. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. N. Y., 1953.
  164. R. 1/obligation politique. Paris, 1971.0
Заполнить форму текущей работой