Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы становится очевидным, что одной из ключевых пенитенциарных проблем является духовно-нравственный облик сотрудников ФСИН России. Проведенный анализ литературы, выступления руководящего звена Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации показывают, что в настоящее время существует ряд… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
    • 1. 1. Проблема духовно-нравственного развития в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психологические особенности формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
    • 1. 3. Психолого-педагогическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
    • 2. 1. Экспериментальное изучение психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
    • 2. 2. Программа формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
  • Выводы по главе 2

Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В условиях социально-экономических реформ современное поликультурное общество порождает потребность в специалистах, способных преодолевать трудности личностной и профессиональной самореализации, готовых к самосовершенствованию и успешной деятельности в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим особое значение приобретает профессиональная подготовка в вузе, обеспечивающая развитие у учащихся потребности в постоянном обновлении полученных знаний, творческой активности, самостоятельности и ответственности, осознании высоких жизненных смыслов (А.Г. Здравомыслов, В. П. Зинченко, Т. А. Флоренская, В. Д. Шадриков и др.).

Решение данных задач в учебно-воспитательном процессе вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) невозможно без формирования у курсантов духовно-нравственных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности по исправлению осужденных за преступления различной тяжести на основе духовно-нравственных ценностей, с одной стороны, и готовности противостоять их противоправным и аморальным провокациям — с другой.

Степень научной разработанности темы. Проблемы духовно-нравственного развития личности всегда были в центре внимания отечественной науки в области философии (Н.А. Бердяев, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, B.C. Соловьев и др.), социологии (А.Г. Здравомыслов, Ж. Т. Тощенко, И. А. Федоров, В. А. Ядов и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, А. С. Запесоцкий, М. С. Каган, Т. Ф. Кузнецова и др.), педагогики (В.А. Беляева, Д. С. Лихачев, Т. И. Петракова, М. И. Старов и др.) и психологии (Ш.А. Амонашвили, С. К. Бондырева, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.).

Проблемы сущности и содержательных характеристик духовно-нравственных качеств личности в целом и личности курсантов в частности рассматривались в контексте: содержания духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (К.А. Абульханова-Славская, Н. А. Коваль,.

В.А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.) — ценностного аспекта межличностных отношений (С.С. Аверинцев, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев, J1.M. Смирнов и др.) — описания индивидуально-психологических особенностей курсантов военных вузов (А.В. Барабанщиков, В. М. Коровин, B.JI. Марищук, Н.Ф. Фе-денко и др.) — специфики служебно-значимых качеств сотрудника ФСИН России (A.M. Киселев, В. Н. Котляр, Н. И. Татаркина, Л. Ф. Торопова и др.).

Однако эти исследования не дают в полной мере ответа на вопрос о психолого-педагогических детерминантах формирования духовно-нравственных качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.

Таким образом, к настоящему времени сложились следующие противоречия между:

— подчеркиваемой в исследованиях важностью формирования профессиональных компетенций и духовно-нравственными качествами как необходимым компонентом их развития;

— накопленными научными знаниями о духовно-нравственном развитии личности и степенью изученности психо л ого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств;

— имеющимися исследованиями духовно-нравственных качеств и недостаточным вниманием ученых к формированию указанных качеств у курсантов вузов ФСИН России;

— известными фактами влияния на формирование духовно-нравственных качеств курсантов психолого-педагогических условий и факторов и их экспериментальной проверкой в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема недостаточной изученности психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России, что приводит к превалированию в образовательном процессе «знаниевой» парадигмы и недостаточному вниманию к духовно-нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности. Как следствие, при достаточном уровне профессиональных знаний не исключаются случаи негуманного обращения сотрудников с осужденными, коррумпированности, нарушения служебной дисциплины, конфликтности, текучести кадров и т. д.

Объектом исследования являются духовно-нравственные качества курсантов вузов ФСИН России.

Предметом исследования выступают психолого-педагогические объективные (внешние) условия и субъективные (внутренние) факторы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.

Цель исследования состоит в разработке модели формирования духовно-нравственных качеств курсантов и ее апробации с использованием психолого-педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

— формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России детерминировано психолого-педагогическими условиями (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований и преемственность учебных и профессиональных традиций) и факторами (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный) — процесс формирования духовно-нравственных качеств курсантов может быть качественно преобразован на основе психолого-педагогических технологий (активного приобретения духовно-нравственных знаний, их апробирования в практической деятельности и развития коллективно поддерживаемых ценностей).

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы духовно-нравственного развития личности.

2. Исследовать формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России как психолого-педагогическую проблему.

3. Выявить и экспериментально обосновать психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.

4. Определить уровневую типологию формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.

5. Разработать психолого-педагогическую модель и технологии формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи системности психических явлений (В.А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.) — субъектного подхода к пониманию развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г. И. Аксенова, Е. Н. Волкова, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов и др.) — методологические принципы целостного развития личности (Б.Г. Ананьев, К. К. Платонов, Д. И. Фельдштейн и др.).

Теоретической основой исследования являются концепции развития личности в образовательном процессе (Б.Г. Ананьев, А. И. Донцов, И.Б. Ко-това и др.) — духовности (Б.С. Братусь, В. В. Знаков, Н. А. Коваль, В.Д. Шадри-ков и др.) — личностно-творческий подход (Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвя-зинский, М. М. Кашапов, Ю. Н. Кулюткин и др.) — идеи В. А. Яковлева и его учеников (С.Б. Каверин, В. Н. Косырев, Р. П. Мильруд, М. И. Старов и др.) об условиях и механизмах духовно-нравственного формирования личности.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, эмпирические методы: наблюдение, беседа, экспертный опрос, тестирование. Используемые методики: «Самоактуализация личности» (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) — «Психодиагностический тест» (В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский) — «Поликоммуникативная эмпатия» (И.М. Юсупов) — «Шкала оценки значимости эмоций» (Б.И. Додонов) — тест-опросник «Волевые качества личности» (И.И. Купцов, Ю.Л. Еремкин) — «Опросник определения уровней развития духовно-нравственных качеств курсайтов» (Ю.С. Исмагилова). Математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: корреляционный, кластерный, факторный анализкритерии Пирсона, Вилкоксона, Манна-Уитни и критерий знаков. Обработка производилась с использованием программного пакета SPSS 13.0 for Windows.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выделены структура и смысловое содержание процесса формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России (духовно-нравственные знания, взаимодействие, саморегуляция и самореализация);

— определены психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов, подразумевающие реализацию факторов (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный) в специально организованных условиях (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований, преемственность учебных и профессиональных традиций);

— выявлены и описаны типы, характеризующие своеобразие уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный;

— разработана модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов и организована ее опытно-экспериментальная проверка в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России», под которым понимается целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов;

— систематизированы психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России;

— доказана эффективность и оптимизация процесса формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России при условии реализации разработанной психолого-педагогической модели в опытно-экспериментальной работе.

Практическая значимость работы определяется тем, что:

— подобран и апробирован пакет психодиагностического материала для изучения психолого-педагогических детерминант формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России;

— разработаны и апробированы в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России психолого-педагогические технологии: активное приобретение духовно-нравственных знаний, развитие коллективно поддерживаемых ценностей и апробация духовно-нравственных знаний в практической деятельности;

— материалы диссертационного исследования использованы при проведении учебных занятий по дисциплинам: «Общая психология», «Методологические основы психологии», «Педагогическая психология», «Профессиональная этика психолога», а также кураторских занятий с курсантами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России — это целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов.

2. Психолого-педагогическими детерминантами формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России выступают условия (содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований и преемственность учебных и профессиональных традиций) и факторы (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный).

3. Основными типами формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России являются: продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный.

4. Реализация в учебно-воспитательном процессе вузов ФСИН России психолого-педагогических технологий формирования духовно-нравственных качеств курсантов (активное приобретение духовно-нравственных знаний, развитие коллективно поддерживаемых ценностей и апробация духовно-нравственных знаний в практической деятельности) обеспечивает повышение уровня их духовно-нравственного развития.

Достоверность и надежность результатов диссертационного исследования обеспечивалась исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений современной психологической науки, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, использованием валидного и надежного психологического инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным проведением качественного анализа и статистической обработки полученного фактического материала.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Академии ФСИН России и освещались в научных докладах на международных научно-практических конференциях (Воронеж, 2008 г.- Смоленск, 2008 г.- Тольятти, 2008 г.- Невинномысск, 2009 г.- Новокузнецк,.

2009 г.- Тамбов, 2009 г.) — на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах (Рязань, 2007—2010 гг.- Тамбов,.

2010 г.).

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Академия ФСИН России (г. Рязань) и Псковский юридический институт ФСИН России. В констатирующем эксперименте приняли участие 353 курсанта. Формирующий эксперимент проведен на базе психологического факультета Академии ФСИН России, в котором приняли участие 44 курсанта (две группы: экспериментальная и контрольная по п = 22). Исследование проводилось в период с 2007 по 2010 год.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

Выводы по главе.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что формирование духовно-нравственных качеств — сложный процесс, включающий в себя развитие взаимосвязанных компонентов: духовно-нравственных знаний, духовно-нравственного взаимодействия, саморегуляции и самореализации, детерминированный психолого-педагогическими условиями и факторами. Степень и выраженность развития этих компонентов и факторов в структуре формирования духовно-нравственных качеств определяет их принадлежность к одному из типов формирования духовно-нравственных качеств курсантов: продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный.

Анализ данных наблюдения, беседы, анкеты, тестирования и кластерного анализа показал, что 7% курсантов имеют высокий уровень развития духовно-нравственных качеств (продуктивный тип), 55 — достаточный уровень (потенциальный тип), 35 — недостаточный уровень (репродуктивный тип) и 3% — низкий уровень развития духовно-нравственных качеств (деструктивный тип).

Статистическая обработка данных, проведенная с помощью пакета прикладных программ SPSS с применением кластерного и факторного анализа, подтвердила наличие четырех типов курсантов по уровню развития духовно-нравственных качеств и выявила наличие пяти факторов, детерминирующих процесс их формирования (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный, субъектный).

Реализация программы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России должна проводиться в процессе специально организованной учебной и воспитательной работы с использованием психолого-педагогических технологий в несколько этапов. В ходе проведения программы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России применялись методы воздействия на их сознание (лекции, лекции-дискуссии, семинары, беседы, консультации, тематические дискуссии на актуальные духовно-нравственные темы), методы организации деятельности (создание ценностно-проблемных, понятийно-семиотических, эмоционально-оценочных ситуаций, проблем морального выбора, интеллектуально-творческие игры, организация внеклассных мероприятий психолого-педагогического характера), различные приемы развития творческого воображения, элементы группового тренинга личностного роста, коммуникативности, эмпатии, воображения, креативности, игровых технологий.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили установить значимые изменения в уровнях развития духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России.

Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования, заключающуюся в предположениях о том, что формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России детерминировано психолого-педагогическими условиями и факторами (когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный) и может быть качественно преобразовано на основе психолого-педагогических технологий (активного приобретения духовно-нравственных знаний, их апробирования в практической деятельности и развития коллективно поддерживаемых ценностей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы становится очевидным, что одной из ключевых пенитенциарных проблем является духовно-нравственный облик сотрудников ФСИН России. Проведенный анализ литературы, выступления руководящего звена Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства юстиции Российской Федерации показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, связанных с недостаточной духовно-нравственной подготовкой кадров для ФСИН России, что, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования духовно-нравственных качеств курсантов непосредственно в ходе учебно-воспитательного процесса вузов ФСИН России.

Анализируя в своей работе процесс формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России, мы определили его как целостный процесс развития личности курсантов, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов.

На основе научно-практического анализа выявлены следующие психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов:

— психолого-педагогическими условиями формирования духовно-нравственных качеств выступают содержание обучения, ценностно-ориентированная воспитательная среда, коллективное воздействие, единство педагогических требований и преемственность учебных и профессиональных традиций;

— психолого-педагогическими факторами формирования духовно-нравственных качеств курсантов являются когнитивный, ценностный, коммуникативный, сензитивный и субъектный.

В соответствии с особенностями усвоения духовно-нравственных знаний, развития навыков духовно-нравственного взаимодействия, саморегуляции и самореализации выделяется уровневая типология формирования духовно-нравственных качеств, включающая в себя продуктивный, потенциальный, репродуктивный и деструктивный типы курсантов.

Нами была разработана, теоретически и экспериментально обоснована модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов, включающая в себя ряд психолого-педагогических технологий (активное приобретение духовно-нравственных знаний, развитие коллективно поддерживаемых ценностей и апробация духовно-нравственных знаний в практической деятельности), реализация которых позволила повысить уровень их духовно-нравственного развития.

В процессе реализованных нами психолого-педагогических технологий формирование духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России приобретает ряд позитивных изменений, направленных на гармоничное развитие его компонентов и факторов. У курсантов повышается интерес к духовно-нравственной сфере, творческая активность, развиваются волевые и коммуникативные качества, эмпатия, способность к рефлексии, самореализации и саморазвитию на основе общегуманистических и служебно-специфических ценностей.

Перспектива дальнейшего исследования затронутой в данной работе темы видится нам в использовании предложенной модели для формирования духовно-нравственных качеств курсантов и слушателей других силовых и гражданских вузов, рассмотрении тендерных аспектов их формирования, разработке и апробации новых психолого-педагогических технологий в образовательном процессе вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Р. История мировой философии: учебник. М.: Изд-во ACT, 2002.-416 с.
  2. JI.M. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. — 228 с.
  3. В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка в пространстве его отношений с миром //Антропологические основы развивающего дошкольного образования: сб. ст. -М.: РУДН, 2009. 294 с.
  4. Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 672 с.
  5. Абулъханова-Славская К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. — 299 с.
  6. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. —607 с.
  7. В. О проблеме воспитания в вузе // Высш. образование в России. 1998. -№ 3. — С. 75−82.
  8. Г. В. Проблема сознания в российской психологии: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. — 229 с.
  9. Г. И. Психология и педагогика становления субъекта. М.- Рязань: РИНФО, 1999. — 210 с.
  10. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. -480 с.
  11. .Г., Дворяшина М.Д, Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. -332 с.
  12. А.А. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности: монография. Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2010.- 168 с.
  13. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.
  14. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2008.-272 с.
  15. JI.H. Психологические факторы и механизмы развития нравственного сознания личности курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. — № 1 (15). — С. 62−64.
  16. Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.-352 с.
  17. Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 2000. 39 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.387 с.
  19. Р. Постижение Высшего Я и психические расстройства // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1997. — С. 40−68.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  21. А.В. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований (МВД России, ГУК) 1996. — № 2. — С. 160−161.
  22. Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопр. психологии. 1970. -№ 4. — с. 101−113.
  23. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1995.- 140 с.
  24. В.П., Воронцов А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. — 192 с.
  25. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: монография. Рязань: РИРО, 1998. — 135 с.
  26. Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1999. — 152 с.
  27. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  28. Н.А. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 349 с.
  29. Т.Е. Смыслы жизни, добро, духовное развитие: определение их значения // Мир психологии. 2008. — № 2. — С. 105−116.
  30. Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1994. — 48 с.
  31. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.- 143 с.
  32. А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания // Вопр. психологии. 1979. — № 5. — С. 30−34.
  33. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Между нар. пед. академия, 1996. — 212 с.
  34. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК- ОЛМА-Пресс, 2003. — 666 с.
  35. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческого смысла. Ростов н/Д, 1995. — С. 11−26.
  36. С.К., Колесов Д. В. Матрица духовности. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2008. — 192 с.
  37. . С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. -480 с.
  38. А.К. Зависимость формирования направленности личности в процессе интериоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Курск, 2004.-21 с.
  39. А.В. Психология субъекта. — СПб.: Алетейя, 2003. —269 с.
  40. А.В., Темнова JI.B. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. — С. 45−56.
  41. М. Я и Ты / пер. с нем., послесл. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк&bdquo- 1993.- 175 с.
  42. Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. -М., 1995. С. 47−50.
  43. И.В. Воспитание духовности у старшеклассников силами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.
  44. .В. Моральная ориентация и ее место в структуре социальной активности // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М.: АНН СССР, 1988. — С. 68−80.
  45. Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Казань, 2003.-22 с.
  46. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999. — 175 с.
  47. Р.Ю. Психологические условия нравственного развития старшеклассников: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
  48. В.М. Философия эстетического сознания: интеллектуально-эмоциональный мир, социальная природа и специфика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. — 356 с.
  49. С.В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 2006. — 20 с.
  50. Е.Н. Психологические аспекты субъектности педагога. -Н. Новгород: НГЦ, 1997. 180 с.
  51. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. М.: МВД, 1998. — 112 с.
  52. Вступительное слово министра юстиции РФ А. В. Коновалова на научно-практической конференции по вопросам реформирования УИС // Реформирование УИС: теоретический проект / под общ. ред. А. А. Реймера. -М.- Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 77 с.
  53. JI.C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  54. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984.- 80 с.
  55. Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материале ВМФ): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.-20 с.
  56. Е.В. Развитие духовности студентов-медиков в условиях специально организованного учебного диалога: автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск, 2007. — 19 с.
  57. А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  58. А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  59. Давыдов 5.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  60. В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М.: Цитадель, 1998. — 1743 с.
  61. Р. Избранные произведения. -М., 1950. — 436 с.
  62. А.А., Сайко Э. В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. 2008. — № 1. — С. 218−229.
  63. И. А. Эстетическая потребность / отв. ред. Е.В. Шорохо-ва. М.: Наука, 1976. — 192 с.
  64. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. — С. 42633.
  65. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
  66. .И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987.141 с.
  67. .И., Демышев П. Г. Развитие творческого воображения: учеб. пособие. Комсомольск н/А: Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т, 2005.- 150 с.
  68. И.В., Круглое Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983. — С. 17−33.
  69. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / под ред. С. и К. Гроф- пер. с англ. А. С. Ригина. М.: Независимая фирма «Класс" — Изд-во Трансперсонального ин-та, 2000. — 288 с.
  70. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Белорус, ун-т, 1978. — 176 с.
  71. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1993. — 368 с.
  72. И.В. Сущность и границы «Духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности // Мир психологии. 2008. -№ 3.-С. 75−88.
  73. Ю.Л., Купцов И. И. Тест-опросник для измерения выраженности волевых качеств // Эмоции (чувства), мышление (интеллект), произвольность (воля) в духовном становлении личности: материалы VII Рос. науч. конф. Рязань: Ряз. пед. ун-т, 1997.
  74. Т. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Сокровище духовное. — М.: Рус. духов, центр, 1994. — 395 с.
  75. А.И. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. 400 с.
  76. В.В. Психология детства. — М.: Школа-пресс, 1996.425 с.
  77. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.-356 с.
  78. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  79. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. — № 3. — С. 6−18.
  80. В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 95−106.
  81. Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве: монография. М.: Альма-Матер- Академ, проект, 2008. — 253 с.
  82. Л.Я. Ценности естественнонаучного образования // Педагогика.- 1995.- № 3.-С. 33−35.
  83. В.В., Орлова С. Н. Педагогика духовно-творческого развития личности. Красноярск: КГТА, 1996.- 123 с.
  84. Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России: автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2003. — 21 с.
  85. И.А. Родина и мы: статьи. Смоленск: Посох, 1995. — 512 с.
  86. И.А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Рус. книга, 1994. — Т. 3. — 592 с.
  87. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 199 с.
  88. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. Н. Богута. М.: Мысль, 1995. — 590 с.
  89. Т. Введение в психологию духовного измерения // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1997. -С. 154- 175.
  90. С.Б. Духовность личности: сущность и классификация // Психологические основы формирования духовных потребностей в студенческом коллективе. Тамбов, 1989. — С. 3−15.
  91. С.Б. Мотивация труда. М.: Ин-т психологии, 1998. — 224 с.
  92. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М., 1988.-319 с.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. A.M. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  94. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! (теория и практика школьного воспитания) / под ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Новая школа, 1996. 173 с.
  95. А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск: Иркут. ун-т, 1998.-325 с.
  96. Категории материалистической диалектики в психологии: сб. ст. / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1988. — 243 с.
  97. Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для студ. вузов. -М.: Культура и спорт, 1998. 349 с.
  98. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д, 1996.-512 с.
  99. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. —256 с.
  100. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис.. д-ра психол. наук. — М., 1997. 464 с.
  101. Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.153 с.
  102. И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания: учеб. пособие к спецкурсу. Л.: J И НИ, 1988. -83 с.
  103. В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 25 с.
  104. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  105. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255с.
  106. Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006−2010 гг. М.: ФСИН России, 2005.
  107. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 15 июня 1996 г. № 909.
  108. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007−2016 годы)».
  109. А.В. Формирование офицерской чести у курсантов военных вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2009. -23 с.
  110. Ю.А. Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности: дис.. канд. психол. наук. М., 2003.- 178 с.
  111. В.Н. Культура учебного труда студента: учеб. пособие. — Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 1997. 154 с.
  112. Л.Н. Профессиональное самовоспитание курсантов и слушателей вузов ФСИН России: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Рязань: Академия ФСИН России, 2006. 24 с.
  113. С.Э. Социальная философия: учеб. для студ. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 146 с.
  114. В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие. М.: Прометей, 1991.-111 с.
  115. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  116. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. 1992. — № 12. — С. 21−28.
  117. Ф.Ф. Размышления о нравственности. 2-е изд., доп. — М.: Сов. Россия, 1988.-448 с.
  118. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1980. — 312 с. 121 .Куличенко P.M. Профессиональное становление социального педагога. -М.: Академия, 2007. 195 с.
  119. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  120. Культура // Сов. энциклопедический словарь / гл. ред. А. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — С. 117.
  121. И.И. Роль психологии в духовно-нравственном и профессиональном становлении будущих сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. — 2009. № 1. — С. 31−38.
  122. И.И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека. Рязань: Узорочье, 2009. — 24 с.
  123. Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. — 141 с.
  124. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  125. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журн. 2000. — Т. 21. — № 1. — С. 17−30.
  126. Ъ.Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  127. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов, 2000. — 508 с.
  128. .Т. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  129. Е.А. Акмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев: автореф.. дис. канд. психол. наук. -Тамбов, 2009.-21 с.
  130. И.О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. 368 с.
  131. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Проблемы развития в современных науках / М. Э. Омельяновский, В.А. Амбар-цумян, В. В. Казютинский и др.- под общ. ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Наука, 1983.-477 с.
  132. Мелик-Пашаев А. А. Акме художника и проблема творческого «Я» //Человек. 1996.-№ 3.-С. 137−145.
  133. Р. П. Психологическая структура высказывания учителя в обучающей деятельности // Вопр. психологии. — 1985. № 5. — С. 139−144.
  134. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990. — 518 с.
  135. Е.В. Особенности и развитие духовности личности учащихся православной гимназии и светской школы: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Иркутск, 2006. — 23 с.
  136. И.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Тамбов, 2004. — 24 с.
  137. С.В. Развитие морально-ценностных ориентаций личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2005. 31 с.
  138. В. Человек, мораль, воспитание. — М.: Прогресс, 1975. 166 с.
  139. В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практ. психологии, 1998.-363 с. 145 .Насиновская Е. Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 152−171.
  140. Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. 2001. — № 24. — С. 313.
  141. Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 688 с.
  142. А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006.-18 с.
  143. Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. — № 36. — С. 65−70.
  144. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
  145. Нравственная культура личности и пути ее формирования: тез. докл. и сообщ. на науч.-метод. конф., 26−27 дек. 1994 г. / отв. ред. О. М. Гусейнов. -Махачкала: Изд.-полигр. центр Дагест. ун-та, 1994. 84 с.
  146. Образование в поисках человеческих смыслов: сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
  147. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 2-е изд. М.: РАН, 1994 — 907 с.
  148. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  149. Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н. И. Толмачев. Ишим: Изд-во Ишим. гос. пед. ин-та, 1994. — 95 с.
  150. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. — М.- Воронеж: Изд-во ИПП- НПО «МОДЭК», 1998. 160 с.
  151. Е.В. Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. — 19 с.
  152. Л.И. Влияние ученического коллектива на формирование личностной позиции старшеклассников: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.- 16 с.
  153. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова и др.- под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  154. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова. — М.: Сов. энциклопедия, 1964. 879 с.
  155. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999.-44 с.
  156. А.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для пед. ин-тов. — М.: Педагогика, 1973. 367 с.
  157. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40−46.
  158. В.В., Розанова Е. Г. Игры для активного обучения. -М.: ВЛАДОС, 2007. 125 с.
  159. . Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. 430 с.
  160. Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека (философия религии): учеб. пособие. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1993. — 89 с.
  161. С. Язык как инстинкт / общ. ред. В. Д. Мазо. М.: УРСС, 2004. — 455 с.
  162. В.И. Ценностный мир человека и его судьба //12 лекций по философии. Екатеринбург, 1996. — 225 с.
  163. И.П. Педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996. — 631 с.
  164. Полный церковно-славянский словарь / сост. Протоиререй Г. Дьяченко. Репринтное воспроизв. Изд. 1900 г. М.: Изд. отдел Моск. патриархии, 1993.- 1120 с.
  165. Х.Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -302 с.
  166. JI.M. Воспитание без этики? // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 54−56.
  167. ИЪ.Правднна О. В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика. Самара: Изд-во Самар. гос. пед ин-та, 2001. — 166 с.
  168. Предупреждение деструктивных форм поведения сотрудников УИС: метод, рек. М.: ОПС ГУИН Минюста России- НИИ УИС Минюста России, 2005.
  169. Проблема духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре: тр. I студ. Покровских образоват. чтений, 14−15 октября 2002 г. / отв. ред. В. А. Беляева, А. А. Романов. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т, 2003.- 172 с.
  170. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: тез. докл. науч.-практ. конф., 27 марта 1996 г. / редкол.: JI.K. Гребенкина и др. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1996. -150 с.
  171. Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, J1. Ямпольско-го: практикум по психодиагностике личности / ред. Н. К. Ракович. Минск, 2002.-С. 75−91.
  172. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.
  173. Психологические тесты: сборник / сост. Э. Р. Ахмеджанова. М.: Лист, 1996.-319 с.
  174. Психология и педагогика высшей военной школы: учеб. пособие. -М.: Воениздат, 1989. 156 с.
  175. Психология славянской нравственности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов: Изд. дом Тамб. ун-та им. Г. Р. Державина, 2009. — 205 с.
  176. А.А. Практическая психологическая диагностика личности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224 с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. — Т. 1. -609 е.- 1999.-Т. 2.-672 с.
  178. C.JJ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-508 с.
  179. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416 с.
  181. В.И. Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2008. — 24 с.
  182. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с. 191 .Рыжов В. В. Духовно-ориентированный диалог и диалогическая личность // Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород: НГЛУ, 1999.-С. 65−66.
  183. В.Н. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности / ВНИИ системных исследований. М., 1979. — 119 с.
  184. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-287 с.
  185. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. 656 с.
  186. О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов: на примере Академии ФСИН России: автореф. дис. канд. психол. наук. Рязань, 2008. — 24 с.
  187. Т.В. Рефлексия как способ саморазвития музыканта-исполнителя II Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. — № 61. -С. 458−463.
  188. И.М. Избранные произведения / ред. и послесл. Х.С. Хош-тоянца: в 3 т. М.: Изд-во АН СССР, 1952−1956. — Т. 1: Физиология и психология. — 1952. — 772 с.
  189. П.В., Ершов П. С., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  190. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
  191. Слободчиков В. И, Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  192. И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. М.: Мысль, 1974. — 164 с.
  193. JT.M. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования // Ментальность россиян. М., 1997. С. 26−59.
  194. Л.М. Стабильность и динамика структуры базовых ценностей россиян // Ментальность россиян. М., 1997. С. 60−95.
  195. В. Психология. Систематический курс чтений по психологии. Харьков: Типография Адольфа Даре, 1893. — 700 с.
  196. Э.В. Духовное становление и всестороннее развитие личности // Духовное становление человека. JL, 1972. — С. 16−29.
  197. Л.Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека: автореф. дис.. канд. психол. наук. Красноярск, 2004. — 23 с.
  198. И.А. Духовность и нравственность как основополагающие категории духовного воспитания // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2006. -№ 1.-С. 113−116.
  199. С.С. Трансформация ценностей военной службы // Со-цис. 1996. — № 9. — С. 17−25.
  200. В.А. Психология познания нашего «Я». СПб.: Речь, 2005. —256 с.
  201. В.А., Иванов С. П. и др. Психология профессиональной деятельности. Смоленск, 2002. — 319 с. 211 .Сочивко Д. В. Расколотый мир: Опыт анализа психодинамики личности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: Per Se, 2002. — 303 с.
  202. М.И. Структура и содержание славянской нравственности // Психология славянской нравственности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов: Изд. дом Тамб. ун-та им. Г. Р. Державина, 2009. — С. 45−49.
  203. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: монография. М.- Тамбов, 1996. — 206 с.
  204. А. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб. пособие. М.: Академ, проект, 2004. — 256 с.
  205. С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2002. — 592 с.
  206. Е.В. Исследование морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1975. — № 6. — С. 149−155.
  207. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1974. — 288 с.
  208. Т.В. Нравственная сфера личности студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2008. — 22 с.
  209. Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. 49 с.
  210. Технология // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 25. — С. 537.221 .Титаренко Т. М. Моральный выбор. М.: Просвещение, 1980. 460 с.
  211. JI.H. Педагогические сочинения / вступ. ст. Н.В. Вейк-шан. М.: Педагогика, 1989. — 543 с.
  212. А.Г. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей: дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.- 195 с.
  213. В.П. О ценностях жизни и культуры. JL: Лен. ун-т, 1960.- 156 с.
  214. Е.А. Регуляция неблагоприятных психоэмоциональных состояний: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 69 с.
  215. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.: Мысль, 1971.-311 с.
  216. Д.Н. Общая психология / пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе- отв. ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл, 2004. — 412 с.
  217. К. Краткая история всего / пер. с англ. С. В. Зубкова. М.: ACT: Астрель, 2006. — 480 с.
  218. А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. -Рыбинск: Рыб. Подворье, 2000. 606 с.
  219. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1968. — 387 с.
  220. И.А., Краснова JI.B. О природе русской нравственности // Психология славянской нравственности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. Тамбов: Изд. дом Тамб. ун-та им. Г. Р. Державина, 2009. — С. 55−65.
  221. Е.М. Духовно-нравственный аспект профессиональной культуры работника УИС // Закон и право. 2006. — № 11. — С. 90−91.
  222. В.Г. Духовное и душевное // Филос. науки. 1988. -№ 7.-С. 50−58.
  223. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Между нар. пед. академия, 1995. — 368 с.
  224. Философский словарь / А. В. Адо и др.- под ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1987. 560 с.
  225. Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  226. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  227. Э. Духовная сущность человека II Филос. науки. 1990. -№ 8.-С. 85−95.2А0.Халикова JJ.P. Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. — 24 с.
  228. И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для кл. рук. М.: Просвещение, 1983. — 154 с.
  229. Хауз ер М. Д. Мораль и разум: как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / пер. с англ. Т.М. Марютиной- под ред. и с пре-дисл. Ю. И. Александрова. М.: Дрофа, 2008. — 640 с.
  230. С.Д. Требования к личности сотрудника ОВД в период реформирования российского общества // Социально-правовые и психологические основы деятельности ОВД и ВВ МВД Российской Федерации. СПб.: СПбВВКУ ВВ МВД РФ, 1996. — С. 26−28.
  231. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с. 245 .Целикова О. П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.- 158 с.
  232. П.Р. Вопросы самосознания личности в современной психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т. 2. — С. 91−109.
  233. Е.В. Динамика развития самосознания студентов первого курса, участвовавших в тренинге личностного роста // Школа и личность. 2003. — С. 155−164.
  234. М.И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. — 23 с.
  235. В.Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. 1998. — № 1. — С. 175−183.
  236. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.295 с.
  237. В.Д. Философия образования и образовательной политики.-М., 1993.-327 с.
  238. Шанже Ж.-П., Конн А. Материя и мышление. М.- Ижевск: Ин-т компьютерных исследований- НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004.-216 с.
  239. Ю.В. Формирование духовных потребностей школьников. -Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 484 с.
  240. А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: ВЛАДОС, 1999. — 112 с.
  241. Л.Ф., Зенъко Ю. М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005.-252 с.
  242. Г. И. Особенности процесса формирования убеждений // Сов. педагогика. 1983. -№ 12. — С. 25−27.
  243. О.Е. Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2004. — 20 с.
  244. Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / пер. с англ. Н. Шевчук, Р. Кучкаровой. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2002. — 240 с.
  245. В.А. Моделирование и философия. М.- JT.: Наука, Ле-нингр. отд-е, 1966. -301 с.
  246. Г. П. Система педагогических исследований (методологический аспект) // Педагогика и логика. М.: Касталъ, 1993. — 415 с. 261 .Щуркоеа Н. Е., Питюкое В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. — 112 с.
  247. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  248. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Флинта, 2006. 352 с.
  249. В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1961. -№ 10.-С. 193−214.
  250. Юнг КГ. О становлении личности // Психология бессознательного. М.: ОИ «Реабилитация». — С. 373−395.
  251. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984. 143 с.
  252. В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. -Тамбов, 1975. 190 с.
  253. Н. Знамя Преподобного Сергия Радонежского- Преподобный Сергий Радонежский. Рига: Алтаир, 1934. — 134 с.
  254. Н.Н. Духовно-творческое становление личности специалиста в процессе подготовки в ВУЗе культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1992. — 18 с.
  255. М.М. & Kohlberg L. The effects of classroom moral discussion upon children’s level of moral judgement // Journal of Moral Education. 1975. -№ 4.-Pp. 129−161.
  256. Carter, Robert E. Dimensions of Moral Education. Toronto: University of Toronto Press, 1984. — 242 pp.
  257. Fiske A.P. Socio-moral emotions motivate action to sustain relationship // Self and Identity. 2002. — № 1. — Pp. 169−175.
  258. Freud S. On creativity and the unconscious: Papers on the psychology of art, lit., love, religion I Sigmund Freud- Sel., with Introd. a. annot. by Benjamin Nelson. — New York: Harper & Row, 1958. 80 pp.
  259. Gibbs J. C. Moral Development and Reality. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2003.
  260. Haidt J. The moral emotion // R.G. Davidson & K.R. Scherer & H.H. Goldsmith (Eds.), Handbook of Affective Sciences (p. 852−870). Oxford: Oxford University Press. — 2003.
  261. Kahn P. Mind and morality // New Directions for Child and Adolescent Development. 2004. — № 103. — Pp. 73−83.
  262. Kay W. Moral education: A sociological study of the influence of society, home and school. London: George Allen & Unwin, 1975. — 212 pp.21%. Kevin R. The New Moral Education // Phi-Delta-Kappan. Vol. 68. -№ 4.-Pp. 228−233.
  263. Kohlberg L. Moral stages and moralization // Moral Development and Behavior, Holt, Rinehart & Winston. New York, 1976. — Pp. 31−53.
  264. Tappan M.B. Hermeneutics and moral development: interpreting narrative representations of moral experience // Development Review. 1990. — № 10. — Pp. 239−265.
Заполнить форму текущей работой