Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное становление студентов начальных курсов на занятиях по рисунку в системе среднего художественного профессионального образования: специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач были использованы следующие виды методов исследования. Общенаучные методы, к которым относятся изучение и анализ литературы по физиологии, психологии, педагогике, теории и методике преподавания изобразительного искусстваанализ современного состояния практики преподавания рисунка в высших и средних специальных учебных заведениях и рабочих программ, стандартов для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ
    • 1. 1. Специфика профессионального становления на занятиях по рисунку студентов начальных курсов
    • 1. 2. Взаимодействие понятий «грамотность» и «выразительность» в процессе рисования
    • 1. 3. Критерии оценки профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях рисунком
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ
    • 2. 1. Проблемы профессионального становления студентов на занятиях по рисунку
    • 2. 2. Пути профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисунку
    • 2. 3. Методика профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисунку
  • Выводы

Профессиональное становление студентов начальных курсов на занятиях по рисунку в системе среднего художественного профессионального образования: специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования предопределена возникшей высокой востребованностью в квалифицированных кадрах архитекторов, дизайнеров и художников широкого профиля. Обусловлено это современным состоянием и существующими подходами к визуализации культуры, комплексным проектированием среды, потребностью в качественных, высокохудожественных объектах материальной и духовной культуры. Поэтому исследователи среднего профессионального образования отмечают необходимость формирования многоступенчатой, вариативной системы обучения, которая бы функционировала в течение всех лет профессиональной подготовки, где каждый этап обучения являлся бы завершенным и подтверждался бы получением соответствующего документа о профессиональной пригодности.

За небольшой период обучения, среднее профессиональное учебное заведение должно подготовить не только исполнителя, но и творца, решив взаимосвязанные задачи. С одной стороны, необходимо воспитать специалиста, способного к осуществлению нововведений в динамически развивающемся обществе, обученного умениям по переносу знаний из одной области в другую, с одного вида искусства на другой. С другой стороны, необходимо, чтобы специалист был грамотным исполнителем, способным не только на эскизную, проектную деятельность, но и на непосредственное создание объектов искусства. При наличии сегодня в России кризиса среднего профессионального образования требования к нему со стороны личности и общества повышаются.

Проблема профессионального становления студентов является одной из самых многоплановых в теории обучения. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике сложились несколько подходов к профессиональному становлению: теория деятельностного подхода (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)[24, 29, 73,.

105], индивидуально-творческий маршрут (А.А.Хуторской)[126], теория профессионального мышления и становления (М.М. Кашапов, Т. В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков)[62, 68, 129], исследования профессиональной компетентности (Ю.В. Варданян, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Ю. В. Койнова и другие)[17, 57,109, 66].

Исследований в области академического рисунка достаточно много, но его возможности в профессиональном становлении художника-прикладника в системе средних учебных заведений не достаточно изучены (B.C. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н. Г. Ли, A.M. Соколов, Г. С. Смирнова, Е.В. Шорохов[69, 104, 74, 112, 111, 135]. Рисунок же имеет потенциальные возможности для профессионального становления студентов.

В исследованиях А. Н. Витковского, С. П. Ломова, Ю. М. Ютюновой обосновываются отдельные вопросы подготовки в высшей школе художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по живописи и рисунку[20, 77, 141]. Авторы рассматривают компоненты профессиональной подготовки художников и отмечают необходимость разработки комплексного подхода к профессиональному становлению на рисунке, с учетом специфики специальности. Отсутствие комплексного — подхода, на наш взгляд, остается достаточно серьезной проблемой, что, с одной стороны, влияет на качество преподавания рисунка, с другой — на уровень профессионального становления художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Основу нашего исследования составляют работы Л. Б. Апьберти, М. Д. Берштейна, Н. Н. Волкова, Ю. Я. Герчука, Э. Дега, Э. Делакруа, У. Хогарта, В. А. Фаворского, Е. В. Шорохова по композиционной организации пространства, так как мы рассматриваем выразительность как одну из составляющих композиции[3, 9,26,36,44,122,125, 135].

В исследованиях Л. А. Ивахновой, А. Е. Терентьева, Е. Л. Толстых представлено сочетание профессиональных и изобразительных способностей у студентов педагогических специальностей высшего образования[53, 114, 115].

Ряд ученых определяют, что развитие личности профессионального художника основывается на психологии, в том числе психофизиологии (JI.C. Выготский, В. М. Ротенберг, П.М. Симонов)[23, 1, 7], психологии восприятия (Б.Г. Ананьев, Дж. Гибсон, Е. И. Игнатьев, П.М. Якобсон)[4, 37, 49]- психологии познавательных процессов, специальных установок (Д.Б. Богоявленская, B.C. Кузин, Н. В. Рождественская, Б. М. Теплов, Д.П. Узнадзе)[13, 69, 101, 118], развитии эмоциональности (П.П. Блонский, СЛ. Рубинштейн)[11,105].

Возможности диагностического контроля рассматривают в своих работах исследователи творчества и современных методик обучения Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, В. А. Сластенин, К. С. Махмурян, В. Д. Шадриков, А.В. Хуторской[32, 70, 63,109,84,131,126].

Искусствоведческие и методические стороны декоративности, выразительности в искусстве и художественном образовании изучаются в работах В. Г. Власова, Ю. В. Герчука, В. М. Гордиенко, Д. Н. Кардовского, Е. С. Лыковой, Л. Г. Медведева, Н. Э. Радлова, Н. П. Сакулиной, В. А. Фаворского, B.C. Щербакова, Б. П. Юсова, Н. О. Яворской[21, 35, 39, 61, 80, 85, 97, 108, 121,134,136, 142].

Анализ исследований Ю. Я. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Н. Э. Радлова, Н. П. Сакулиной, Б. П. Юсова, А. В. Щербакова, B.C. Щербакова показал, что понятие «грамотность» долгое время служило основным объектом поиска методики преподавания искусства, поэтому диапазон ее исследований очень широк — от рассмотрения грамотности как единственного ориентира в обучении, до полного ее отрицания[41, 61, 97,108,139,133,134].

Таким образом, сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню профессионализма и отсутствием научно-обоснованной системы профессионального становления студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на занятиях по рисунку обусловило выбор темы диссертационного исследования. Выделенный предмет исследования связан с поиском оптимально продуктивной методики профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисунку.

Объектом исследования является процесс обучения студентов на занятиях по рисунку в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования — профессиональное становление студентов начальных курсов на занятиях по рисунку в системе подготовки художников-прикладников в средних профессиональных учебных заведениях.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что на занятиях по рисунку эффективное профессиональное становление студентов начальных курсов, обучающихся в системе среднего художественного профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», возможно при условиях: а) наличия обоснования положений профессионального становления студентов на занятиях по рисункуб) педагогического обоснования содержания и методики преподавания рисунка с учетом специфики среднего художественного профессионального образования специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" — в) разработки и экспериментальной проверки профессионального становления в процессе обучения рисунку, основанном на системе дидактических упражнений.

Цель исследования в состоит в том, чтобы на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической, психологической литературы, экспериментальной работы сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить методику, способствующую эффективному профессиональному становлению студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего художественного профессионального образования.

В соответствии с указанной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить специфику профессионального становления в рамках обучения рисунку у студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования.

2. Раскрыть сущность и взаимодействие понятий «грамотность» и «декоративность», «выразительность» рисунка.

3. Определить критерии оценки профессионального становления у студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на учебном рисунке.

4. Выявить проблемы и направления профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисунку.

5. Разработать методику, способствующую целенаправленному профессиональному становлению на рисунке студентов начальных курсов.

Методологической основой исследования явились ведущие положения в области общей и профессиональной педагогики: концепция педагогических отношений, объясняющая сущность взаимодействия педагогов и студентовконцепция единства воспитания и обучения, концепция целостного формирования личности, позволившие объединить обучение рисунку и развитие личности студента. Ведущие положения психологии: деятельностная теория развития личности, теория развития способностей, визуального восприятия, установки, методики проблемной ситуации, помогающие выявить специфику и сформировать основные направления профессионального становления студентов. Ведущие положения искусствоведения в области композиции, выразительности, декоративности и положения художественного образования, эстетического воспитания и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству по грамотности в выполнении изображений послужили фундаментом в разработке методики и условий для профессионального становления студентов на рисунке.

Для решения поставленных задач были использованы следующие виды методов исследования. Общенаучные методы, к которым относятся изучение и анализ литературы по физиологии, психологии, педагогике, теории и методике преподавания изобразительного искусстваанализ современного состояния практики преподавания рисунка в высших и средних специальных учебных заведениях и рабочих программ, стандартов для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Методы педагогического исследования, которые включают проведение эксперимента, наблюдение за процессом выполнения студентами заданий по рисунку и анализ продуктов деятельностисобеседование, анкетированиесравнительный анализ продуктов деятельности по формированию профессиональной компетенции, в том числе и умений, которыми овладели студенты экспериментальных и контрольных группконтроль над процессом выполнения учебных, самостоятельных, домашних работ, профессиональной и творческой деятельностью студентов экспериментальных групп.

Исследование проводилось в 1998 — 2006гг. на базе Омского художественно-промышленного колледжа. Всего было охвачено около 200 студентов. На первом этапе (1998 — 1999 г. г.) изучено современное состояние проблемы и ее теоретическое обоснование, определены возможные уровни профессионального становления студентов, через критерии сформированное&tradeпрофессиональной компетенции (профессиональных общих и специальных умений, профессионально развитых качеств личности). Проведен анализ стандартов, действующих учебных программ, учебно-методической и научной литературы по рисунку для прикладных специальностей как среднего, так и высшего образования.

Проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить исходный уровень профессиональной подготовки студентов и определить содержательные и методические основы обучения рисунку в контексте специфики будущей специальности. На втором этапе (1999 — 2004 гг.) разрабатывались пути профессионального становления студентов начальных курсов, в том числе специальные дидактические задания, корректировались учебная программа, организация занятий по рисунку, проводился эксперимент, в ходе которого апробировалась экспериментальная методика обучения рисункуосуществлялось внедрение результатов исследования в систему среднего специального образования. На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) осуществлялись анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования и полное описание методики.

Научная новизна исследования заключается в получении следующих результатов:

— выявлена специфика профессионального становления студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования;

— выявлены типичные проблемы на занятиях по рисунку и в профессиональном развитии студентов;

— определены критерии оценки профессиональной компетенции в рамках процесса профессионального становления: «грамотности — формы», «композиции, в том числе выразительности» и «профессионального развития личных качеств»;

— разработана методическая система дидактических упражнений, основанная на развитии гармонизации и композиционности, с углубленным освоением декоративности, что способствует активизации процесса профессионального становления.

Теоретическая ценность исследования:

— обоснована необходимость разработки методики освоения студентами системы закономерностей изображения для формирования общих и специальных профессиональных умений в комплексе с профессиональным развитием личных качеств как условия профессионального становления;

— обоснована роль при освоении рисунка общих и специальных умений в системе профессионального становления будущих художников декоративно-прикладного искусства на уровне среднего профессионального образования;

— в контексте профессионального становления художника декоративно-прикладного искусства определено приоритетное значение декоративности, как качества изображений на рисунке и в декоративно-прикладном искусстве и раскрыты его теоретические основы, место в общей системе понятий;

— сформулированы теоретико-методические положения, связанные со спецификой профессионального становления студентов начальных курсов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке экспериментальной методической модели преподавания рисунка на начальных курсах среднего специального учебного заведения по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», включающей систему эффективных методических путей и средств активизации процесса обучения рисункусистемы дидактических упражнений, направленной на профессиональное становление студентов начальных курсов, через формирование общих и специальных профессиональных знаний и умений в области создания академического рисунка и в декоративно-прикладной деятельностиразработкой основных критериев оценки учебно-творческих работ, как продуктов деятельности, так и самой деятельности студентов на академическом рисунке.

Предложенные методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут быть использованы для совершенствования учебных программ, в разработке учебных пособий, рекомендаций в системе СПО и художественных школ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследованияапробацией исследования и практической реализацией в учебном процессе Омского художественно-промышленного колледжа, что подтвердило предполагаемые результаты.

Апробация результатов исследования:

— материалы исследования обсуждались на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета, кафедре изобразительного искусства и дизайна Забайкальского гуманитарно-педагогического университета, на заседаниях учебно-цикловых комиссий Омского художественно-промышленного колледжа;

— основные выводы и результаты докладывались на научно-практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Чите, Омске;

— основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов университетов;

— результаты исследования внедрены в учебный процесс.

На защиту выносятся следующие положения:

Специфика профессионального становления на занятиях по рисунку студентов начальных курсов среднего профессионального образования специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Обоснование взаимодействия понятий «грамотность» и «выразительность» в процессе рисования.

Критерии оценки профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях рисунком.

Педагогические условия, способствующие профессиональному становлению студентов начальных курсов на занятиях по рисунку.

Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика, способствующая эффективному профессиональному становлению студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего художественного профессионального образования, включающая систему дидактических упражнений для освоения декоративности.

Объем и структура диссертации состоят из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет исследования, выдвигается гипотеза, задачи, обосновываются методы и раскрываются этапы исследования, а также определяется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Научное обоснование профессионального становления студентов на занятиях рисунком» выявляется специфика профессионального становления в рамках обучения рисунку у студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образованияраскрыты сущность и взаимодействие понятий «грамотность» и «декоративность», «выразительность» рисункаопределены критерии оценки профессионального становления у студентов начальных курсов специальности декоративно-прикладное искусство и народные промыслы на учебном рисунке.

Во второй главе «Динамика профессионального становления студентов на занятиях по рисунку» выявлены проблемы и направления профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисункуразработана методика, способствующая целенаправленному профессиональному становлению на рисунке студентов начальных курсов в системе среднего специального образования специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В заключении подводятся итоги теоретического, экспериментального исследования.

Выводы.

В первом параграфе второй главы выявлены проблемы и направления профессионального становления студентов начальных курсов на занятиях по рисунку. Суть их заключается в следующем:

— на первых курсах, при разработке учебной программы и условий, способствующих обучению, не достаточно используется личностный потенциал студентов, в результате на втором курсе студенты находятся в кризисной ситуации, что не может не сказываться на профессиональном обучении и развитии;

— не учитывается специфика взаимодействия и взаимовлияния рисунка и декоративно-прикладного искусства, поэтому студенты не видят практической связи с будущей деятельностью;

— традиционные программы по рисунку и условия обучения на начальных курсах колледжа решают задачи общей художественной подготовки, но не выполняют требований по профессионализации, что значительно снижает уровень подготовки выпускников и их успешное вхождение в реалии современного рынка труда.

Для успешного профессионального становления студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» разработана специальная методика освоения студентами системы закономерностей изображения, в ходе которой происходит формирование общих и специальных профессиональных умений в комплексе с профессиональным развитием личных качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе реформирования системы образования, средняя его ступень, должна занять свое достойное место, исключая дублирование содержания вуза и начальных форм обучения. Для этого используются все доступные возможности, прежде всего, научная разработка, апробация новых методических подходов к художественным специальностям. Исследований и разработок в этой области не достаточно. Решение проблемы подготовки художника-прикладника, в системе среднего образования, явилось благоприятной возможностью для модернизации существующих подходов, методик по рисунку.

Поставленные во введении задачи, в соответствие с целью, объектом, предметом и гипотезой были решены в нашем диссертационном исследовании следующим образом:

— выявлена специфика профессионального становления в рамках обучения рисунку у студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Её особенности заключаются, во-первых, в совпадении у студентов средней ступени образования возрастного периода самоопределения, в том числе, и в профессиональной сфере с целенаправленными процессами профессионального становления, в которые вовлекаются студенты, поступившие в колледжво-вторых, в зависимости профессионального становления, от уровня развития качеств личности, в основе которого лежит гармоническое развитие психических процессов, до уровня профессионального мышления, восприятия, памяти, эмоциональности и воли;

— раскрыта сущность и взаимодействие понятий «грамотность», «декоративность» и «выразительность» рисунка. Современные подходы к искусствознанию, рассматривают изобразительное искусство как деятельность, приобретающую с помощью технического мастерства эстетическую ценность и только при определенных условиях превращающуюся в художественную. Результатом данной деятельности становится духовная реальность, с различным сочетанием ее выразительных средств. Мера применения данных средств, способы «мышления формой» и структура художественного образа определяют различия качеств изобразительности в предмете и методе изображения;

— рисунок и декоративно-прикладное искусство различаются отношением художника к способу формообразования, а также способами восприятия и прочитывания художественной формы.

Учебный рисунок в обучении профессии художника-прикладника важен, как наиболее ясное воплощение принципов «графичности», «конструктивности», в которых преобладающую роль играет художественный синтез формы и пространства, плоскостности и объемности. Изучая на рисунке «графичность», студенты осваивают, в том числе, один из основных принципов декоративного искусства.

Творческий метод декоративно-прикладного искусства заключается в интегрирующих все стороны создания художественного объекта и ремесленной (производственной) деятельности способах формообразования. Такие способы присущи и графике, на основе всеобъемлющего принципа декоративности, как одного из выразительных качеств композиции. Под композицией, в данном аспекте, понимается особым образом осмысленная и развивающаяся во времени целостность изобразительных элементов, предполагающая создание новой художественно-образной реальности, отвечающая требованиям новизны, ясности структурных связей между составляющими элементами, выразительности и развития.

В нашем исследовании делается акцент на то, что специфический характер носит и процесс обучения изобразительному искусству, поскольку в нем отсутствуют стабильные, неизменные законы изобразительного процесса, входящие в понятие «изобразительной грамоты». Выяснено, что для успешного профессионального становления студентов на рисунке, преподаватель должен обеспечить постепенный переход от воспроизведения формы, понимаемой как «грамота», то есть овладения техническими приемами, описывающими способы выполнения рисунков, к передаче общих методов изображения, необходимых для воспроизведения неопределенно широкого класса объектов или целых предметных ситуаций, отождествляемых с понятиями «композиционность», «выразительность». Связь «грамоты» с творчеством в профессиональном становлении решается в рамках взаимосвязанных проблем художественной формы и образной выразительности. При этом решение первой проблемы, понимается как путь подражания природе, стремление к достижению максимального сходства с объектом изображения, а решение второй проблемы, рассматривается как сочинение, то есть создание архитектоники, искусственной композиционной организации произведения.

В результате теоретического анализа литературы нами определены критерии оценки профессионального становления у студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на учебном рисунке. Критерий «грамотность» позволил рассмотреть в рисунках успешность создания студентами гармоничной формы через показатели: преобразование материалов, средства, способы, приемы и качества изображения. Для выяснения успешности преобразования материалов, средств рисунка в композицию, применялся анализ как по общим требованиям к композиции, так и отдельно по применению выразительных средств. Чтобы выяснить, как происходит развитие качеств личности, до уровня необходимого в профессии, изучались теоретическое знание приемов и понятий студентами, их умение анализировать натуру, готовую работу и собственные действия. Рассматривалась их возможность создавать словесные образы, находить аналогии визуальных образов в других видах искусства, умение выполнять композиционные эскизы. Для выяснения мотивации студентов к получению профессии, объективности их самооценки применялась система анкетирования, тестирования, совместных просмотров преподавателей и студентов с привлечением независимых экспертов.

На основании результатов анализа литературы и экспериментальной работы выявлены проблемы и пути профессионального становления студентов, сформулирована, научно обоснована и экспериментально проверена методика, способствующая целенаправленному профессиональному становлению студентов начальных курсов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего художественного профессионального образования. Разработанная методика активизирует мотивацию студентов к получению профессии, к формированию индивидуального стиля в рисунках, к взаимодействию с преподавателями в виде принятия специальных установок на получение профессиональных знаний, умений, развития качеств личности и их мониторинга («портфолио», «процессфолио», совместные просмотры), проблемных ситуаций, индивидуальных программ, вариативного комплекса содержания заданий. Систематическое, целенаправленное развитие качеств личности студента осуществлялось через тренировку психических процессов и качественной их оценки на каждом учебном занятии. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность системы выполнения и оценивания дидактических упражнений, которая формирует общие знания и умения по созданию композиции и специальные профессиональные умения по созданию декоративности.

Таким образом, данные разработки по заявленной проблеме могут быть основой, для дальнейшей работы посвященной комплексной разработке методических пособий обучения студентов дисциплинам общепрофессиональной подготовки, разработке упражнений для развития каждого качества личности необходимого в будущей профессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Специфика художественного воображения и человеческой жизни: Соотношение проблемы психологии личности.- Ереван: Образование, 1985. -94с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида.-М.: Знание, 1977.-40с.
  3. Л.Б. Десять книг о зодчестве (перевод с латинского).-М.: Издательство Академии архитектуры, 1935. Kh. VI, 2. 178с.
  4. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Познавательные процессы: ощущения, восприятие.- М.: Знание, 1982.- 24с.
  5. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964.- 74с.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с анг. В. Н. Самохина. Общая редакция и вступительная статья В. П. Шестакова.-М.: Прогресс, 1974.-392с.
  7. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: Материалы симпозиума: В 4 т. Т. З. Тбилиси: Симпозиум, 1978. -400с.
  8. Н.П. Черно-белая графика: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. М: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2002.-272с.
  9. М.Д. Проблемы учебного рисунка. -Л.-М.: Искусство, 1940.-34с.
  10. Р.В. Возможности использования аудиторных занятий для развития специальных и профессиональных способностей студентов хгф в работе над пейзажем по памяти и представлению. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 2001.-16с.
  11. П.П. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение, 1964.-342с.
  12. Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар, 1992.-27с.
  13. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: Знание, 1983.-120с.
  14. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. — 320с.
  15. Боно де Э. Рождение новой идеи. М.: Просвещение, 1976.-140с.
  16. В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М.: МПГУ, 1991- 16с.
  17. В.М. Положительный ответ не вызывает сомнений // Декоративное искусство СССР.- 1964, № 4. -С. 16.
  18. Н.Н. Статьи об искусстве,— М.: Искусство, 1970.- 591с.
  19. А.Н. Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета: Автореф. дис. .канд. пед наук.- М.: МПГУ, 1988.-25с.
  20. В. Г. Исследование взаимосвязи рисунка и композиции в художественной керамике и стекле: Автореф, дис.. канд. искусствоведения. М.:МГУ, 1989 — 26 с.
  21. В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. П:Б-В.- СПб.: ЛИТА, 2000.-848с.
  22. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1987.- 47с.
  23. JI.C. Психология искусства. М.: Знание, 1986.- 68с.
  24. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.-93с.
  25. Н.Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей»: Сотрудничество наук и тайны творчества.- М.: Советский художник, 1973 .-22с.
  26. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством // Сборник научных трудов под редакцией Б. П. Юсова. М: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981.- 158с.
  27. С. Г., Панов В. А. Рисунок на все времена: Юный художник. М.: Росиийская Академия Художеств, № 4,2004.-12с.
  28. П.Я. Введение в психологию,— М.: Издательство Московского университета, 1976. 158с.
  29. П.Я. История психологии XX век.4-е изд.-М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-832с.
  30. .С. Прогностические методы в педагогике.- Киев: Наука, 1974.-123С.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1987.-264с.
  32. .С. Философия образования.- М.: Наука, 1998.-15с.
  33. Ю. Я. Декоративная графика // Декоративное искусство СССР. М.: Искусство, 1962.- № 3.- С. 34- 37.
  34. Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 320с.
  35. Государственный стандарт специальности декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. М.: Министерство образования, 200 145с.
  36. В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 13 с.
  37. О.Л. Основы композиции.- М.: Издательский дом «Искусство», 2004.-119с.
  38. Ю.Э. Моя жизнь: Автобиография^- М.-Л.: Искусство, 1937.-79с.
  39. С. Искусство видеть.- Л.: Искусство, 1990.-82с.
  40. С. Картина классической эпохи.- Л.: Искусство, 1986.174с.
  41. Э. Дневник.- М.: Издательство АХ СССР, 1961. Т.2.58с.
  42. Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей/ Творчество юных. Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей (по итогам Всесоюзной выставки в Манеже «Творчество юных»).- М.: Просвещение, 1973.- 90с.
  43. Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества.-М.: Искусство, 1951.- 140с.
  44. Ермолаева-Томина Л. Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. Сборник научных трудов. М.: Прометей, 2003 .-141с.
  45. Ермолаева-Томина Л.Б., Акапянц И. А., Воеводкина В. К. Обучение через развитие познавательных процессов М.: Издат.- Школа, 1998.-176с.
  46. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. М.: Академический Проект: Культура, 2005.-304с.
  47. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков, И. Н. Стор, Ю. С. Авдеев, Г. М. Гусейнов, В. Б. Дымбинский, А. С. Шеболдаев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
  48. Г. Практическая эстетика.- М.: Искусство, 1970.-45с.
  49. В. Архитектурная теория Альберти // Л. Б. Альберти. Сборник статей. М.: Наука, 1977.-78с.
  50. Л. А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов: Монография.- Алматы: Гылым, 1995.- 192с.
  51. Изобразительное искусство в начальных классах. Взаимосвязь грамотности и выразительности в изобразительной деятельности учащихся/ Б. П. Юсов, М. Н. Семенова, Г. С. Лепский и др.- Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц.- Мн.: Нар. Асвета, 1986.-167с.
  52. А. И. Декоративность // Творчество.- М.: Искусство, 1972.-17с.
  53. А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: МПГИ им. В. И, Ленина, 1990.-16с.
  54. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород, 1993 .-56с.
  55. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, Автореф. дис. докт.п.н.- М.: МПГУ, 1993 .-23 с.
  56. М.С. Морфология искусства. -Л.: Искусство, 1972.-270с.
  57. М.С. Эстетика как философская наука.- СПб.: Петрополис, 1997.-376с.
  58. Д.Н. Об искусстве.- М.: Издательство АХ СССР, 1960.-105с.
  59. М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореферат докт.психол. наук.-М.: МПГУ, 2000.- 26с.
  60. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969.- 76с.
  61. Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. Воронеж: Университет, 1996. -400 с.
  62. А.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Mill И им. В. И. Ленина, 1985.- 16с.
  63. Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского образования. Автореф. дис. к.п. н. 13.00.01. -М.: МПГУ, 1996.-18с.
  64. Композиция костюма: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др.-2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-432с.
  65. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: Наука, 1986. -98с.
  66. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное -М.: АГАР, 1998.-336с.
  67. В.В. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса// Советская педагогика, — М.: Просвещение, 1984.-N 8.- 7с.
  68. Краевский В. В. Философия образования // Тезисы докладов на международной научно-практической конференции.- М.: МПГУ, 1993.-54с.
  69. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-176с.
  70. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1969.-235с.
  71. Ли Н. Г. Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах.- Автореферат дис. канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 2005.-16с.
  72. И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник.- М.: Издательство РАГС, 2002.-240с.
  73. М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. -М.: Гослитиздат, 1972.-76с.
  74. С. П. Система оптимальной, живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореф, дис. доктора пед. наук. М.: МПГУ, 2000. — 26с.
  75. Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/Г.М. Логвиненко.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.-144с.
  76. А.Р. Психология как историческая наука.- В кн.: История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой.- М.: Наука, 1971.-54с.
  77. Е.С. Декоративность в изобразительной деятельности младших школьников: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТТУ, 2002.- 148с.
  78. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя// Педагогика. 1995. № 6. 63с.
  79. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190 с.
  80. Мастера искусства об искусстве.- М.: Искусство, т.5.4.1., 1969.246с.
  81. К.С. Новые зарубежные технологии и приемы оценивания достижений студентов // Преподаватель.- 1999. N2−3.-19c.
  82. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн. пособие для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов. М., 1986.- 159с.
  83. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. -М., 1990. № 3. -63с.
  84. В. В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов (в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре): Автореф. дис. канд. пед, наук.- М., 2000. 16 с.
  85. Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественног-графических факультетов педвуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: Mill И им. В. И. Ленина, 1986.-17с.
  86. Ю. И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов (на материале педвузов уральской зоны): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.-16с.
  87. В.М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи : Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Mill У, 1972. -22 с.
  88. Ю.В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника-педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: МПГИим. В. И. Ленина, 1971.- 21.
  89. Панофский Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до Классицизма.-СПб.: Axioma, 1999.-35с.
  90. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1975.- 254 с.
  91. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-97с.
  92. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1967.- 349с.
  93. Н. Э. Кардовский Д.Н. В кн.: Д. Н. Кардовский / Текст А. Б. Бакушинского, А.В. Григорьева, Н. Э. Радлова.- М.: Издательство Всехудожника, 1933- 50с.
  94. Н. Э.Рисование с натуры.-Л.: Худ-ник РСФСР, 1978.-27с.
  95. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. факультетов пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов.- М.: Просвещение, 1989.- 207с.
  96. Рисунок: Учебное пособие для вузов / А. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов и др.- М.: Легпромбытиздат, 1988.- 176с.
  97. Н.В. Психология художественного творчества: Учебное пособие.- СПб., 1995.-270с.
  98. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием.- М.: Просвещение, 1987.- 85с.
  99. Н.Н. Учебный рисунок: учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «преподавание черчения и изобразительного искусства». 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.-167с.
  100. Н.Н. Академический рисунок.- М.: Просвещение, 1973.-97с.
  101. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т., СПб.: Питер, 2004. Т. 1.486с. Т. 2.- 323с.
  102. А. М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  103. Н.П. Развитие художественных способностей.- В сб.: Известия АПН РСФСР. Вып. 100, -М.: АПН, 1959.-22с.
  104. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Материалы международной научно-практической конференции: «Педагогическое образование для XXI века».- М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 1994.-76с.
  105. В.А. -М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000.488с.
  106. М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Автореф. диссертации доктора пед. наук.-М.:МПГУ, 2002−30с.
  107. .Н. Индивидуальный подход к студентам в процессе обучения рисунку: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1990.- 16с.
  108. А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1978.-13с.
  109. Е.Л. Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов привыполнении рисунка портрета: Автореф. дис. канд. пед. наук, — М.: МПГУ, 2002.- 16с.
  110. А. В. Проблема подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 2000- 16 с.
  111. И.Н. Учебно-творческий подход в подготовке художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры. Автореф. дис. док. пед. наук.-М.: Волгоград, 2003.- 32с.
  112. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Просвещение, 1966.-451с.
  113. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков, И. Н. Стор, Ю. С. Авдеев, Г. М. Гусейнов, В. Б. Дымбинский, А. С. Шеболдаев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-224с.
  114. К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову».- М.-Л.: Издательство АПН РСФСР.- 1949. т.7 256с.
  115. В.А. О композиции. М.: Творчество, 1967,1 .-42с.
  116. В. А. Каталог выставки.- М.: Советский художник, 1986.-98С.
  117. Хабарши вестник: Серия психолого-педагогические науки.-Алматы: АГУ, 2001.- 92с.
  118. У. Анализ красоты.- Л.: Искусство, 1987.-144с.
  119. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-320с.
  120. Е.М. Искусство. Словарь-справочник.- М.: Библиотека Ильи Резника, 2002.-576с.
  121. О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. -Минск: Харвест, 1999.- 312с.
  122. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психол. журнал. 1982. Т. 3. № 5. С. 35−42.
  123. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982. -185 с.
  124. В.Д. Способности человека. М.-Воронеж, 1997. -90с.
  125. Ф.В. Философия искусства.-М.: Мысль, 1966.-282с.
  126. А.В. Композиция в работе с натуры.- М.: Художник, 1971- 21с.
  127. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей М.: Просвещение, 1969.-124с.
  128. Е.В. Основы композиции: учебн. пособие для студентов пед. инт-тов по специальности «Черчение, рисование и труд.- М.: Просвещение, 1979.- 303с.
  129. .П. Роль искусства в общем образовании. США. -В кн.: Педагогика и школа за рубежом. Вып. 11.-М.: Педагогика, 1974. 79с.
  130. .П. Современные направления в теории и практике развития художественного восприятия школьников.-В. кн.: Музей и дети: Всесоюзная межмузейная конференция / Гос. Третьяковская галерея.-Ташкен, 1982. 198с.
  131. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореферат, дис. на соискание учен. степ, д-ра пед. наук. (13.00.01) — М.: научно-исследовательский институт общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, 1984−32с.
  132. .П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного университета, 2002.-282с.
  133. Н.О. О декоративности // Творчество.- М: Искусство, 1972.- № 9.-С. 23.
  134. Е.Г. Декоративность универсальный принцип искусства «мусульманских» народов // Вопросы истории и теории эстетики. Выпуск 8.- М.: изд-во МГУ, 1974.- 87с.
  135. А. Н. Motivation and personality.- N.Y., 1954.-46р.
  136. Maricel G. Santos Portolio Assessment and the Role of the Lerner Reffection // English Teaching Forum: April, 1997, P.10−14.
  137. Buhler C. Maturation and motivation // Personality.-195 l.-V.l, 79p.167
Заполнить форму текущей работой