Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условиях смены образовательной парадигмы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание, управленческие задачи, формы, управленческие механизмы и предмет диагностики определяются в зависимости от этапа управления профессиональным развитием учителей. На рефлексивно-аналитическом этапе реализуется цель — переход учителя в позицию субъекта, осознающего и переживающего противоречия собственной образовательной практики, проблематизирующего собственный опыт, стремящегося… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные проблемы образования и готовность учителей к их решению
    • 1. 1. Современные проблемы общего образования
    • 1. 2. Профессиональная компетентность учителя как главное условие обеспечения эффективности процесса образования
    • 1. 3. Ценностно — смысловая сфера и степень готовности учительства к решению современных проблем образования

Формирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условиях смены образовательной парадигмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Текущий этап реформы отечественной системы образования позволяет обсуждать ее проблемы как в аспекте отношения к ним, восприятия и их оценки, так и в контексте становления профессиональной компетентности учителя. Важно понять, насколько педагоги способны вести инновационную деятельность в образовании, создавать в ней пространство личности, определять и изменять свои позиции как субъекта образовательного процесса.

Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя методическую и психологическую готовность к инновациям педагогической деятельности с учетом происходящего обновления цели и содержания образования, которые всегда строятся соответственно динамике социокультурных, ценностей, идеалов и целей общественного развития. Это означает, что основанием профессиональной педагогической компетентности является ценностно-смысловое самоопределение в педагогической деятельности.

Идеалом действовавшей длительное время системы образования был специалист с энциклопедическими знаниями. Между тем, общественные запросы требуют реальной реализации личностно-ориентированного образования, что отражено в законах Российского государства «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании». В программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001;2002 годы (приказ Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2001 № 1818, Программа развития системы непрерывного образования в России на 2001;2010 годы) подчеркивается, что возрастание роли образования в современной социоэкономической ситуации приводит к тому, что, наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. д.), в условиях модернизации образования актуализируются такие, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. При этом возрастает значение его профессиональной мотивации.

Вместе с тем, подавляющее большинство учителей образовательных учреждений, эффективно реализовавших целевые установки предыдущей образовательной системыоказались недостаточно готовыми работать в условиях личностно-ориентированного образования. Возникло противоречие между необходимостью реализации в процессе образования новых целей воспитания личности учащихся и неготовностью учительства к этому. Выходом из сложившейся ситуации может быть теоретическая переподготовка работающих учителей. Но ее реализация сдерживается неразработанностью содержательных и организационных аспектов повышения квалификации работающих учителей с учетом современных требований образовательной системы, ориентированной на личность.

Первым шагом к повышению профессионально-педагогической компетентности учителей является формирование ценностно-смыслового самоопределения (как профессиональной позиции педагога) относительно новой цели и задач развивающейся системы образования. Данный процесс может быть осуществлен в условиях переподготовки учительских кадров на муниципальном уровне управления образованием.

Теоретико-методологические основы формирования ценностно-смыслового самоопределения как ядра мотивационно-потребностной сферы, мировоззрения и мироощущения, заложенные в трудах известных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.M. Божович, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Маслоу, ДИ. Фельдштейн), позволили рассмотреть структуру и последовательность формирования профессионализма вообще (Е.А. Климов, 1996; А. К. Моржова, Е. А Климов, 1996) и учителя, педагога в частности (Р.А. Галустов, Н. Я. Кантарович, Р. П. Милруд, Л.М. Митина), определив место ценностей в мотивации профессиональной деятельности.

Особую значимость для нашего исследования представляют работы, посвященные осмыслению этапов и путей развития отечественной системы образования А. Г. Асмолова, В. И. Байденко, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, А. М. Новикова, В. В. Серикова, В. М. Филимонова, В. Д Шадршсова и др., позволившие определить нам общую цель и направление исследования.

В поисках решения проблемы мы опирались на результаты педагогических исследований, связанных теоретическим основам профессионально-творческого развития личности учителя (С.Н. Бегидова, И. Б. Котова, Н.В. Кузьмина), а также на позиции акмеологии как науки, позволяющей рассматривать зрелость как способность профессионального самосовершенствования средствами самообразования, самоорганизации и самокоррекции человеком собственной деятельности (JI.K. Шиян, 1995).

Анализ литературы по проблемам исследования позволил выявить другое противоречие: между необходимостью формирования у работающих учителей нового ценностно-смыслового профессионального самоопределения как важнейшей составляющей профессионально — педагогической компетентности и отсутствием для этого адекватных организационных и методических способов её обеспечения, в том числе и на муниципальном уровне управления образованием. Поиск путей решения сложившегося противоречия составляет проблему исследования. Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность исследуемой проблемы определили тему диссертации: «Формирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условиях смены образовательной парадигмы».

Объект исследования — организация и педагогический процесс повышения квалификации учителей на муниципальном уровне управления образованием.

Предмет исследования — процесс формирования ценностно-смыслового профессионального самоопределения работающих учителей.

Цель исследования — теоретически разработать и апробировать на практике эффективную модель формирования ценностно-смыслового самоопределения учителей в соответствии с новой образовательной парадигмой на муниципальном уровне управления образованием.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание, целевые установки и формы обеспечения ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в процессе профессиональной переподготовки.

2. Разработать содержательно-организационную модель обеспечения и модель формирования ценностно-смыслового самоопределения учителей в профессиональной деятельности на уровне муниципального управления образованием.

3. Экспериментально обосновать эффективность предложенных моделей, способствующих реальному обеспечению становления ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в деятельности.

Гипотезой исследования служило предположение о том, что системно-построенное информирование об изменении ценностных ориентиров образования, сопряжено вызывающее у учителя новое представление об идеале специалиста-профессионала, функциях его ключевых компетенций и условиях для самореализации, вероятно, обеспечит изменение ценностно-смыслового профессионального самоопределения педагога.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления об общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности, о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системности, а также концептуальные идеи психолого-педагогической науки о природе смыслов, ценностей и ценностных ориентаций личности (Л.М. Архангельский, М. Е. Загвязинский, А. В. Петровский, В. Д. Шадриков и др.).

В качестве непосредственного методологического основания для изучения закономерностей формирования профессиональной ценностно-смысловой сферы учителей и обеспечения рефлексии использованы следующие подходы:

• системный подход, позволяющий представить процесс подготовки специалиста как целостное явление, развивающееся в единстве, в иерархической соподчиненности и упорядоченности множества системно-структурных оснований;

• деятельностный подход, позволяющий переосмыслить содержательную сущность профессиональной подготовки, соизмерить ее с личностной готовностью специалиста к самоопределению и самопреобразованию;

• исторжо-сощолошческий подход, обеспечивающий возможность создания объективных представлений о социальной роли образования,.

0/ ^ обусловленности структурных: оснований и предметного содержания профессиональной подготовки социальными условиями жизнедеятельности;

• личностно-ориентированный подход, позволяющий формировать и практически реализовывать направленность процесса подготовки учителей на личностное развитие индивидуума.

Теоретической основой исследования стали комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя (В.П. Бедерханова, Н.М. Яковлева), теория личностно-ориентированного и гуманного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С.

Ф Якиманская, В. А. Сластенин и др.) и идея культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский), положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция развития российского образования в условиях перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития (А.М. НовиковВ.И. Байденко), теоретические положения педагогического проектирования (В.П. Беспалько, Ю. С. Тюнников, М.Р. Кудаев), психолого-педашгической концепции профессионально-творческой деятельности педагога (В.А. Сластенин, Н. В. Кузмина, С.Н. Бегидова).

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались взаимодополняющие друг друга методы:

— теоретические: анализ и синтез применительно к проблеме и предмету исследования, сравнительный и системный анализ, контекг-анализ, моделирование, литературный анализ научных произведений;

— эмпирические: констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, наблюдение, тестирование, анкетирование, квалиметрические измерения.

Особое место в исследовании заняла опьпно-экспериментальная работа по формированию профессиональной ценностно-смысловой сферы у учителей.

Организация и этапы проведения исследования. Исследование.

UJ5 щ> проводилось поэтапно. На первом этапе (1997;1999гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической и психологической научно-методической литературы. Определялись исходные параметры работы, ее предмет и объект, гипотеза, методы, научный аппарат. В целом выявлялось состояние проблемы исследования и актуальность проблемы обеспечения ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей, работающих в общеобразовательных школах.

На втором этапе (1999;2002гг.) разрабатывалась модель формирования ценностно-смысловой сферы учителей в соответствии с изменившейся парадигмой образования, определялась методология, содержание, формы, управленческие задачи, предмет и содержание диагностики, а также управленческие механизмы их реализации.

На третьем этапе (2003;2004 г. г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации на практике модели формирования ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в соответствии с новой образовательной парадигмой на муниципальном уровне управления образованием. В эксперименте, проведенном на базе Кропоткинского муниципального отдела образованием в течение 2003;2004 учебного года, приняли участие 94 учителя разных педагогических профилей, представляющих различные типы общеобразовательных учебных заведений. На данном этапе анализировались и обобщались результаты исследования. Оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная в нем совокупность теоретических положений и выводов содержит обоснование путей решения новой научной проблемы — формирования готовности учителя к реализации личностно-ориентированного образования на основе сложившегося ценностно) смыслового самоопределения в профессии в процессе повышения квалификации на муниципальном уровне управления образованием.

Существенными элементами научной новизны являются:

— выявленная зависимость доминирования профессиональных смыслов учителей от динамики социальных изменений в обществе;

— предложенная концепция индивидуально-ориентированного управления профессиональным развитием учителя в условиях инновационной образовательной практикиэффективная модель деятельности Муниципального управления образованием, направленная на активизацию профессионального ценностно-смыслового самоопределения учителей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что получили развитие научные представления о возможностях формирования ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в процессе повышения их квалификациипредложенная концепция управления профессиональным развитием учителя обогащает теоретическую и методическую базу профессионально-педагогической переподготовки учителей и их адаптации к требованиям современной образовательной системы. Разработанные модели формирования и педагогического обеспечения ценностно-смыслового самоопределения учителей к педагогической деятельности в условиях модернизации образования обогащает теорию управления и мониторинга профессионального развития учителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в практику позволит повысить профессионально-педагогическую компетентность учителя за счет изменения его ценностно-смыслового самоопределения. Реализация в процессе переподготовки учителей муниципальными органами управления образованием, управленческих задач, целевых установок и других составляющих структурно-функциональной модели управления позволит активизировать процесс построения инновационной образовательной практики в общеобразовательных школах. Предложенная организационная общественно-государственная система повышения квалификации учителей на муниципальном уровне управления образованием позволит эффективно совершенствовать и другие компоненты профессиональной деятельности учителей без отрыва от учебно-воспитательного процесса.

1. Содержательной составляющей формирования ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условиях смены образовательной парадигмы являются сведения об изменении ценностных ориентиров и связанных с ними стратегий образования, методологии обеспечения качества образования, показателем которого выступает педагогическая компетентность, и методика построения опытно-экспериментальной работы как исходного этапа инновационной деятельности. Управленческие задачи, управленческие механизмы и предметы диагностики определяются в зависимости от этапа управления профессиональным развитием учителей.

На рефлексивно-аналитическом этапе реализуется цель — переход учителя в позицию субъекта, осознающего и переживающего противоречия собственной образовательной практики, проблематизирующего собственный опыт, стремящегося познать смысл педагогической деятельности в новых условиях и обосновать свои возможности в профессиональной самореализации.

2. Предложенная концепция повышения квалификации учителей на уровне муниципального управления образованием позволяет обеспечить межпредметное содержание в передаче опыта и реализации задач, вытекающих из общих методологических новаций современной системы образования, в том числе ориентации на формирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей.

3. Эффективное решение проблемы ценностно-смыслового самоопределения учителей в педагогической деятельностив условиях личностно ориентированного образования обеспечивается при реализации непрерывного повышения квалификации учителей по типу индивидуального очно-заочного обучения, включающего в себя предсессионный, сессионный, межсессионный этапы усвоения образовательной программы и этап последствия, основным содержанием которых являются проблемные семинары по стратегии образования, возможностям обеспечения качества образования, методике построения опытно-экспериментальной работы. и методологической и теоретической обоснованностью его исходных позицийиспользованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованиярегулярным отслеживанием динамики развития формируемых качествкорректным использованием методов математической статистикиполучением конкретных положительных изменений в динамике ценностно-смысловой сферы профессиональной подготовленности учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Кропоткинском городском управлении образованием, в средних школах № 44,11,7,3 г. Кропоткина Краснодарского края. Теоретические и практические результаты обсуждались на кафедре общей и социальной педагогики Адыгейского университета. Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических семинарах и конференциях в г. г. Армавир, Кропоткин, Ставрополь, Майкоп, а также в 9 публикациях общим объемом 9,2 печатных листа.

Выводы:

1. В диссертационном исследовании определены теоретико-методологические основы формирования ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей в условияхизменения образовательной парадигмы, выявлена система научных взглядов на проблему и степень ее разработанности в науке и практике.

2. Эффективная государственно-общественная система управления для обеспечения ценностно-смыслового самоопределения учителей относительно профессиональной деятельности в условиях современной образовательной практики обеспечивает: принятие оптимальных управленческих решений на основе анализа состояния профессионально — смыслового самоопределения учителей и степени соответствия его требованиям личности, государства и обществапринятие оптимального решения из множества альтернативных и его детальную технологическую проработкуреализацию управленческого решения за счет точного определения содержания деятельности, непрерывного контроля за эффективностью педагогической системы и коррекции элементов ее функционирования (содержания, методики, технологии).

3. Управление профессиональным развитием учителей может эффективно осуществляться, если организационно-управленческая структура является гибкой, а ее компоненты взаимодействуют по сетевому принципу. При осуществлении последовательной реализации рефлексивно-аналитического, концептуально-проектированного и организационно-технологического этапов оформляются новые смыслы и образцы деятельности.

4. Содержание, управленческие задачи, формы, управленческие механизмы и предмет диагностики определяются в зависимости от этапа управления профессиональным развитием учителей. На рефлексивно-аналитическом этапе реализуется цель — переход учителя в позицию субъекта, осознающего и переживающего противоречия собственной образовательной практики, проблематизирующего собственный опыт, стремящегося познать и обосновать свои возможности профессиональной самореализации. Содержательной составляющей этапа являются темы по стратегии образования, методологии обеспечения качества образования и методики построения опытно-экспериментальной работы. Целесообразными формами реализации задач первого этапа являются установочные доклады, работа в малых группах, проблемные семинары и формы самостоятельной работы.

5. В структуре общественно-образовательной системы повышения квалификации учителей на муниципальном уровне управления образованием эффективно могут функционировать корданационно-аналитический совет по повышению квалификации при управлении образованием, межшкольный корданационно-аналитический совет (осуществляющий руководство советами по методологии и технологии организации образования) и экспертные комиссии, а так же кординационно-аналитические советы школ (осуществляющие руководство школьными кафедрами, психологической службой и учебно — методическими комиссиями).

6. Реализация задачи ценностно-смыслового самоопределения учителей в соответствии с новой парадигмой образования разрешается на основе модели переподготовки учителей по типу индивидуализированного очно-заочного обучения, включающей в себя предсессионный, сессионный, межсессионный этапы и этап последействия программы эффективна в случае, если подбор содержания и организация обучения определяются следующими закономерностями: противоречие между целевыми установками образования (предлагаемые ГОС) и реальными учебными достижениями учащихся становится источником ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителейповышение квалификации учителей выступает интегративной частью целостной и долгосрочной программы развития системы муниципального образованияформирование ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей осуществляется на высоком уровне понимания ими методологии, теоретических оснований и целевых установок образовательной системы, содержания и смысла переподготовкиповышение квалификации учителей и формирование их ценностно-смыслового профессионального самоопределения как ее части строится на основе их совместной инновационной деятельности по решению педагогических проблемпроцесс повышения квалификации является непрерывным, сопровождающимся постоянной помощью и поддержкой руководства и коллегпроцесс повышения квалификации интегрирован в муниципальную образовательную систему и в школьную среду.

7. При проведении обязательных проблемных семинаров по темам «Правовое обеспечение образовательного пространства России», «Образовательная политика, стратегия и направления развития», «Актуальные проблемы обеспечения достоверности результатов опытноэкспериментальной работы в образовательных учреждениях» и одного по выбору: «Мониторинг качества образования в школе», «Подготовка учителя к деятельности в современной образовательной системе», «Парадигма образования», «Валеологический подход к организации учебно-воспитательной деятельности», «Педагогика сотрудничества», организованных с учетом, изложенных выше закономерностей, происходит:

— увеличение рейтинга потребностей в знаниях о новых педагогических технологиях у 71,8% респондентов и в изучении новых методик у 61,8%, т. е. усиливаются потребности, связанные с внедрением новых образовательных технологий и реализации новых целей системы образования;

— существенно повышаются ценности личностного, профессионального и общего развития (развитие собственных способностей на начальном этапе определялось как ценность у 15,4% респондентов, на заключительном — у 51,6%, познание себя — соответственно у 10,4 и 37,4%) — повышается до 50,8% количество респондентов (исходное — 16,7%) имеющих выраженную потребность в саморазвитиидостоверно увеличиваются показатели общей самоактуализации по шкале Компетентность во времени (р<0,05), шкале Ценностных ориентации (р<0,01), шкале Сензитивности к себе (р<0,05), шкале Самоуважения (р<0,05), шкале Синергии (р<0,001), шкале Познавательные потребности (р<0,001) и шкале Креативности (р<0,01) — увеличиваются характеристики мотивационно-творческой направленности личности, определяющие стремление к творческим достижениям (р<0,05), значимость творческой деятельности (р<0,05), стремление к самосовершенствованию, при этом неизменными остаются любознательность, творческость, стремление к лидерствуусиливается уровень проявления совокупности характеристик, определяющих мотивационно — творческие способности, способности к осуществлению шновационной деятельности.

8. Результаты анализа данных экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что предложенная дидактическая система является эффективной при формировании ценностно-смыслового профессионального самоопределения учителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулина О.А. .Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. — М., 1989. — 139 с.
  2. Абульханова-Славская К. А Диалектика человеческой жизни / К.А. Абдульханова-Славская. М.: Наука, 1977. — 239 с.
  3. Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ образования / Н. Г. Алексеев // Вопросы методологии. 1994. — № 1−2. -С. 59−69.
  4. Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. М.- Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т- Изд-во НПО «Модэк», 1997.-80 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980.
  6. .Г. К теории внутренней речи в психологии / Б. Г. Ананьев // Психология речи. М., 1946. — 267 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1983. 380 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1977. — 386 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Осязание в процессе познания и труда / Ананьев Б. Г. Беккер Л.Л., Ломов Б. Р., Ярмолинский А. В. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959 -352 с.
  11. Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994. -С. 23−45.
  12. Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, № 2. — С. 28−36.
  13. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1982. — 54 с.
  14. С.И. Учебный процесс в школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  16. Е.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Е. Г. Асмолов. М.- Воронеж: Ин-т практ. психол., 1996. — 768 с.
  17. Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. М.: Наука, 1997. — 490 с.
  18. Г. В. Управление, социальная ценность и эффективность / Г. В. Атаманчук. М.: Наука, 1995. — 368 с.
  19. В.Г. Адаптационные проблемы высшей школы России / В. Г. Ащепков // Подготовка специалистов в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып.VIII. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — С. 237−250.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 568 с.
  21. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: монография / В. И. Байденко. Новгород: Изд-во Новгород. ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440 с.
  22. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы: монография / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблемкачества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
  23. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- Российский Новый Университет, 2002. — 128 с.
  24. С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова. Майкоп, 2001. — 270 с.
  25. С.Н. Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта : автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. Н. Бегидова. -Майкоп, 2000. 48 с.
  26. В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: монография / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. — 156с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М., 1986.368 с.
  28. В.П. Общая средняя образовательно педагогическая система / В. П. Баспалько // Советская педагогика. — 1988. — № 8. — С. 5660.
  29. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1968. — № 4. — С. 52−60.
  30. В.П. Основные теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 192 с.
  31. В.П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13−20.
  32. В.П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. М., 1989. — 96 с.
  33. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод.пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  34. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышление социолога / И.В. Бестужев-Лада. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
  35. .П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. И. Катаев // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 16−23.
  36. Е.Д. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Е. Д. Божевич. М., 1966. -28 с.
  37. Е.Д. Психическое развитие школьника и его воспитание / Е.Д.I
  38. , Л.С. Славина. -М.: Знание, 1979. 96 с.
  39. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1972. — 236 с.
  40. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте : психологической исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  41. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. 1979. — № 2. — С. 23−25.
  42. В.В. Европейский образовательный процесс и Россия / В. В. Бойцова // Государство и право. 1997. — № 11. — С. 69−74.
  43. В.Е. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки парадигмы / В. Е. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. -28 с.
  44. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−54.
  45. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе: науч.-метод. разработка. Ростов н/Д, 1992. — 192 с.
  46. Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  47. Е.В. Школьное образование в контексте культуры / Е. В. Бондаревская // Ростовская электронная газета. 1999. — 6 дек.
  48. А. Д. Организация и методика педагогических исследований / А. Д. Ботвинников. М.: Наука, 1981.-123 с.
  49. А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ / А. В. Брушлинский. ~М.: Мысль, 1979. 230с.
  50. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
  51. Д. Главное постоянная диагностика: реализация управленческих функций в системе регионального управления / Д. Вердиев // Образование и рынок. — 1998. — № 3. — С. 22−28.
  52. Выготский J1.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Искусство, 1986. — 576 с.
  53. Выготский JLC. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  54. Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. — 519 с.
  55. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1967. — 479 с.
  56. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  57. Р.А. Профессиональное становление и творческое развитиеучителя технологии / В. А. Галустов, Ю. А. Лобейко, В. И. Трухачев. М. 2002.-544 с.
  58. Р.А. Психология профессионального развития учителя / Р. А. Галустов, Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  59. А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы / А. С. Георгиевский. -М.: Наука, 1982. 157с.
  60. Герасимов Н. Г Структура научного исследования / Н. Г. Герасимов. -М, 1985.-217 с.
  61. . Школа XXI века: проблемы управления / Б. Гершунский // Школа. 1998. — № 5. — С. 26−38.
  62. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. — 120 с.
  63. .С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. — Киев, 1986. 197 с.
  64. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Моск. Психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 432 с.
  65. .С. Методические проблемы стандартизации в образовании / Б. С. Гершунский, Б. М. Березовский // Педагогика. 1993. -№ 1. — С. 27−32.
  66. С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности / С. М. Годник // Приобщение к педагогической профессии. -Воронеж, 1992.-С. 46−58.
  67. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. — М.: Просвещение, 1965. 260 с.
  68. Городской учитель: социально — профессиональный портрет: информ-аналитический отчет по материалам социального исследования. -Екатеринбург- Н. Тагил, 1993. 127 с.
  69. Д. Проблемы управления реформированием образования / Д. Гульманов // Наука и школа. 2003. — № 5. — С. 36−39.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  71. В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 458 с.
  72. В.В. Личности надо выделаться /В.В. Давыдов // С чего начинается личность? / под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. -98с.
  73. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление. -М., 1989. С. 64−90.
  74. В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29−39.
  75. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -391 с.
  76. В.В. Развивающее обучение / В. В. Давыдов. М., 1992. -302с.
  77. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-541 с.
  78. В.В. Психологические условия происхождения идеальны действий / В. В. Давыдов, А. П. Андронов // Вопросы психологии. 1979. -№ 5.-С. 40−54.
  79. В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания /В.В. Давыдов, В. П. Зинченко // Социальная и культурная природа познания / под ред. В. А. Лекторского, Г. И. Ойзормана. М., 1991. — С. 112−147.
  80. В.В. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /В.В. Давыдов. Новосибирск, 1995. — с.
  81. В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопр. психологии. -1992.-№ 3−4.-С. 14−19.
  82. В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: научно-метод. пособие / В. П. Давыдов. -М.: Академия ФСБ, 1997. с. 418.
  83. Е.В. Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Демкина. Майкоп, 2000. — 27 с.
  84. А.А. Акмеологические пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. Е. Кузьмина // Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). — М., 1991.-С. 467.
  85. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций / B.C. Дудченко // Нововведения в организациях. М, 1983. -С. 53−57.
  86. А.Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Загвязинский. М.: Изд-во ИПЛ, 1986. — 223 с.
  87. В. Проектирование региональных образовательных систем / В. Загвязинский // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 116−123.
  88. В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. -М., 1980.-96 с.
  89. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Федер. Закон от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. -Ст. 150.
  90. JI.H. Психологическая подготовка педагога / JI.H. Захарова. -Н. Новгород, 1993. 214 с. 99.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  91. Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64−69.
  92. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул- Томск: ААЭП, 1997. — 127 с.
  93. Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косаревский, В. И. Слободчиков // Вопр. психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  94. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного подхода / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  95. Кан-Калик В. А Педагогическая деятельность как творческий процесс: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В.А. Кан-Калик. Л., 1985. — 35 с.
  96. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  97. Н.Я. Формирование творческой личности будущего учителя / Н. Я. Кантарович // Педагог. 1999. — № 6. — С. 38−42
  98. Караковский В. А Воспитательная система школы: педагогическиеидеи и опыт формирования / В. А. Какраковский. М.: Моск. рабочий, 1992.-160 с.
  99. В.М. Проблемы самореализации человека в современных условиях / В. М. Келасьев // Социология и социальная антропология: межвуз. сб. / под ред. В. Д. Виноградова, В. В. Козловского. СПб., — С. 74−84.
  100. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьянова. Оренбург: Изд-во Оренбург. ГПИ, 1996. — 118 с.
  101. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Е. А. Климов. -Казань, 1969.-76 с.
  102. Е.А. Психология профессионала // Климов Е. А. Избранные психологические труды / Е. А. Климов. Москва- Воронеж, 1996. — 400 с.
  103. А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  104. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. Минск: Народна асвета, 1976. — 169 с.
  105. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломинский. Минск: Народна асвета, 1969. — 138 с.
  106. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. -М.: Педагогика, 1982. (Педагогическая библиотека).
  107. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1999. — 31 с.
  108. А.Е. Труд и талант учителя / А. Е. Кондартенков. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  109. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 -р // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1.-Ч. 11.-Ст. 119.
  110. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Корнаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 2241. С.
  111. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г. Б. Корнетов // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 56−59.
  112. JI.A. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. / JI.A. Коростылева, О. С. Советова. СПб: ЦИПКПО, 1995.-32 с.
  113. И.Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, пед ун-та, 1997. — 144 с.
  114. А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования» С. 29−36.
  115. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя /В.В. Краевский. Самара: Изд-во Самарск. ГПИ, 1994. — 228 с.
  116. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский. М., 1977. — с.
  117. В. Сугубо практическая теория / В. Крический // Народное образование. 1997. — № 3. — С. 46−52.
  118. М.В. Социально-психологические характеристики инновационной установки / М. В. Кроз // Психологический журнал. -1989. -Т.9, № 2. С. 36−39.
  119. А.Г. Методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса / А. Г. Кругликов // Инновационные процессы. М., 1982. — С. 27−31.
  120. В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балбасов. -М.: Прометей, 1991. 109 с.
  121. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы / М. Р. Кудаев. Майкоп: Изд -во АГУ, 1997. — 194 с.
  122. М.Р. Дидактические основы повышения эффективности корректирующего контроля на учебных занятиях: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Р. Кудаев. Ростов н/Дону, 1989. — 21 с.
  123. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: автореф. дис.. д-ра педагогических наук / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1998. — 48 с.
  124. М.Р. Методология и методика педагогических исследований : учеб. пособие. Ч. 1 / М. Р. Кудаев. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. — 168 с.
  125. М.Р. Система контроля в технологии обучения / М. Р. Кудаев // Вестник Адыгейского государственного университета. 1988. — № 3. С. 131−146.
  126. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 172 с.
  127. Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.
  128. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина М.: Высш. шк., 1990. -111 с.
  129. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  130. Н.В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. -Л: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
  131. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. Ф. Кузьмина. Л: Изд-во ЛГУ, 1967. — 148 с.
  132. В.Ф. Учитель. Школа. Общество: социологический очерк 90-х / В. Ф. Курлов и др. СПб.: Изд-во ГУМП, 1995. — 224 с.
  133. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н. И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах.-М, 1980.-С. 148−153.
  134. Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1960. — 413 с.
  135. Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  136. В.Г. К педагогике XXI века через здоровье / В. Г. Левченко // Россия на пороге третьего тысячелетия: материалы регион, науч.-практ. конф., 28 ноября 2000 г., г. Кропоткин. — Армавир, 2000. -С.116−119.
  137. В.Г. Образование на пути к будущей школе / В. Г. Левченко // Вестн. Моск. гос. открытого ун та. — 2001.- № 2 — С. 72−74.
  138. В.Г. Реализация регионально национального компонента в программе подготовки специалистов в ВУЗах / В. Г. Левченко. -Армавир: Изд-во Армавир, гос. пед. ин-та, 2001. — С. 68−72.
  139. Л.А. Педагогика и современность / Л. А. Левшин. М.: Просвещение, 1964. — 360 с.
  140. А.Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. -№ 2. — С. 162−168.
  141. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  142. А.Н. Избранные психологические произведения.: в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.-392 с.
  143. А.Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского- сост. В. В. Мироненко. -М.: Просвещение, 1977. 209 с.
  144. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд.-М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  145. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 1.-С. 15−25.
  146. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах
  147. Л.С.Выготского//Вопросы психол. 1998. № 1. С. 108−124.
  148. В.И. Управление формированием ценностных ориентаций у спортсменов-хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности: дис.. канд. пед. наук / В. И. Ляпкало. -Челябинск, 2000. 173 с.
  149. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности / В. Г. Максимов. М.: Просвещение, 1993. — 76 с.
  150. Е.А. Смысл жизни и педагогическое творчество: их взаимосвязь / Электронный ресурс. Режим доступа: http: // conf2001.dem.ru/ maksim. html
  151. Ю.Т. Организационно-педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новых приоритетов образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Т. Мамышев. Майкоп, 2000. — 20 с.
  152. Маркова А. К Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  153. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 147 с.
  154. С.Д. Профессионалы в управлении / С. Д. Мартынов. Л.: Лениздат, 1991. — 144 с.
  155. А. Мотивации и личность / А. Маслоу. Нью-Йорк: Харнери Роу, 1954. — 364 с.
  156. А. Новые рубежи человеческой природы / А Маслоу. М.: Смысл, 1999.-423 с.
  157. А. Самоактуализация. Психология личност / А. Маслоу. -М.: Мир, 1982.-238 с.
  158. З.К. Методология научного исследования и образования : учеб. пособие / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003.-268 с.
  159. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. — 160 с.
  160. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. — 228 с.
  161. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997.-244 с.
  162. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  163. Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей / Р. П. Мильруд // Психологический журнал. — 1993. -Т. 6.-№ 4.-С. 87−98.
  164. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал / J1.M. Митина. -М.: Дело, 1994.-215 с.
  165. Митина J1.M. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы / JI.M. Митина // Психологическая наука и образование. 1999. — № 3−4. -С. 5−19.
  166. Н. Кризис современного образования / Н. Моисеев // Наука и жизнь. 1998. — № 6. — С. 2−9.
  167. А.К. Психология профессионального самоопределения / А. К. Моржова, Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  168. В.Н. Склонность и способность / В. Н. Мясищев. JL: Изд-во ЛГУ, 1962.- 192 с.
  169. А.Я. Методология и методика научного исследования / А. Я. Наин. Челябинск, 1993. — с.
  170. С.В. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы / С. В. Наумов // Вопросы методологии. 1992. — № 1−2. — С. 11−30.
  171. Р.С. Социально-психологический анализ эффективностидеятельности коллектива / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1984. — 200с.
  172. A.M. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  173. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопр. психологии. 1988. — № 1. — С. 58−60.
  174. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. М.: Логос, 1995. — 214с.
  175. А.Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. М.: Знание, 1981.-96 с.
  176. Н.Г. Проблемы функционирования педагогических инноваций / Н. Г. Осухова, В. А. Рахматшаева // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. — С. 38−40.
  177. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Н. И. Петрова. Казань, 1982. — С. 266.
  178. А.В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шкалинский. -М., 1978.
  179. В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -М., 1992. 320 с.
  180. Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: автореф.дис. канд. пед. наук. / Л. Г. Петряевская. СПб, 1994. — 21 с.
  181. К.К. Психологический практикум / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1980.-165 с.
  182. М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  183. М.М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М. М. Поташник, О. Г. Хомерики // Магистр. 1994. — № 5. — С. 33−36.
  184. Просецкий В. А Психология подражания: автореф. дис.. д-рапсихол. наук / В. А. Просецкий. М., 1974. — 34 с.
  185. Психологическая диагностика / под ред К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: УРАО, 1997. 301с.
  186. Психологические тесты: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2000. 248 с.
  187. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  188. В. Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование, без нового отношения к учителю / В. Путин // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 63−65.
  189. Рисин И. Е Эффективность управленческого труда: политико-экономической исследование / И. Е. Рисин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990.- 109 с.
  190. С.Л. Проблемы общей психологи / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1976. 324 с.
  191. С.Л. Основы общей психологи / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1946. 428 с.
  192. А.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов/ А. И. Рюмшина // Вопр. психологии. 2000. — № 1. — С. 28−37.
  193. Н.О. будущей доктрине высшего образования / Н. О. Савельев, Л. О. Романкова // Высшее образование в России. — 1998. -№ 3. С. 9−12.
  194. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление / В. Н. Сагатовский // Системные исследования. 1980. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 112−134.
  195. Е.В. Деятельностный подход к инновациям / Е. В. Сазонов // Социальные факторы нововведений в организационных системах М., 1980.-С. 53−58.
  196. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.- 272 с.
  197. А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методики, % ® психотехнология / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.-429 с.
  198. М.Дж. Американская система государственного управления / М.Дж. Скидмор, М. К. Трапп. М.: Про-пресс, 1993. — 366 с.
  199. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и ^ недисциплинированным ученикам / JI.C. Славина. М.: Изд-во Акад.пед. наук РСФСР, 1958.
  200. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1993. — 122 с
  201. В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog 1/article 2.html.
  202. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России / Н. В. Смирнова // Социально-политический журнал.-1991.-№ 1.-С. 62.
  203. Современная философия: словарь и хрестоматия / под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 511 с.
  204. Р.Дж. Просвещенное руководство: новая теория управления / Р.Дж. Спейди, С. Лэлл // Педагогика. 1998. — № 4. — С.
  205. А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, * 2000.-816 с.
  206. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / A.M. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. — С.
  207. В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен Ч.З. Инновационный потенциал современного учителя / В. В. Тумалев. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финансов, 1995. — 40 с.
  208. Ю.С. Методика выявления и описание интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ / Ю. С. Тюнников. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1986. 47 с.
  209. Л.Э. Применение внутреннего ментального тренинга / Л. Э. Унесталь // Современные достижения спортивной науки: тез. докл. НИИФК.-СПб., 1994.-С. 16.
  210. Федеральная программа развития Российского образования / авт. кол в сост. Н. Г. Алексеева, Ю. В. Громыко, Д. Б. Дмитриев и др. // Россия -2010. 1993. — № 2. — С. 6−81.
  211. Д.И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. псих.-соц. ин-т- Флинта, 1999. — 670 с.
  212. Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. — 1998. — № 1. — С.5−11.
  213. Д.И. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Д. И. Фельдштейн, Н. Н. Палагина. М.: Ин -т практ. психол., 1997. — 136 с.
  214. В.М. Правда и домыслы в российском образовании / В. М. Филиппов. -М,. 2000. 18 с.
  215. В. Образование для новой России / В. Филиппов // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 7−11.
  216. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспектив: доклад министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образовании / В.М.
  217. Филиппов // Бюллетень М-ва образования Рос. Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. — № 2. — С. 3−20.
  218. В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл- под ред. JI, JI. Гозмона, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  219. Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с. -(Психологическая наука — школе).
  220. X. Мотивация и деятельность: пер. с нем. Т. 1 / X. Хекхаузен- под общ. ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. -408с.
  221. К.Д. Высшее образование: смысл происходящего и контуры будущего / К. Д. Чермит, О. И. Исаков, В. Г. Левченко // Вестн. Адыгейского государственного университета. 1998. — № 2. — С. 11−14.
  222. К.Д. Высшее образование: реалии и перспективы / К. Д. Чермит, В. Г. Левченко. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. — 202 с.
  223. М.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях / М. Д. Чечель, Т. Г. Новикова. -М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 160 с.
  224. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996.-320 с.
  225. В.Д. Структурно-содержательные реформы и качество образования / В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. — С. 65−73.
  226. В.Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шавдриков. -М.: ИЦПКПС, 1993. 181 с.
  227. Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. М. Шадрикова. М., 1993. — 23 с.
  228. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х Шакуров. М., 1990.
  229. Т.И. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы: практикоориентированная монография / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева. Архангельск: Изд-во Поморск. пед. ин-та, 1995.- 162 с.
  230. Т.Н. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развитии / Т. Н. Шамова, А. Н. Малини, Г. М. Тюло. -М., 1993.
  231. А.А. Методологические проблемы обновления высшего педагогического образования / А. А. Шаповалов // Педагогика. — 1997. -№ 3. С. 54−58.
  232. А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности / А. С. Шаров. Омск: Изд-во Омского ГПУ, 1993. — 91 с.
  233. Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995.- 543 с.
  234. . Л.К. Акмеологические основы управления педагогическими системами / Л. К. Шиян. М.: Альфа, 2003. — 228 с.
  235. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. Москва- Ставрополь, 1991.
  236. Э. Анти-карнеги или Человек манипулятор / Э. Шостом. -Минск: Полифакт, 1992. — 106 с.
  237. Шукшунов В. Е Инновационное образование парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения / В. Е. Шукшунов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 26−32.
  238. В.Е. Взгляд в XXI век / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С. 5568.
  239. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А. И. Щербаков. JL: Просвещение, 1967. — 256 с.
  240. А.И. Психология учителя. Возрастная и педагогическая психология / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1973. — 198 с.
  241. В.А. Гипотеза об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности / В. А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведение личности. Л., 1979. — С. 1926.
  242. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995.-Т. 4.-№ 3−4.-С. 158−182.
  243. И.С. Знание и мышление у школьника / И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  244. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 182 с.
  245. И.С. Развитие пространственного мышления у школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. С. Якиманская. М., 1980.-38 с.
  246. Л.В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Яковлева. М., 1991. — 16 с.
  247. Е.А. Эта «скучная» наука управления / Е. А. Ямбург. М.: Знание, 1992.-97 с.
Заполнить форму текущей работой