Организация взаимодействия в УДОД
Социальное взаимодействие в УДОД, где ребенок добровольно выбирает педагога, предполагает, что воспитатель видит в ребенке принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психически уникального субъекта, с которым он, старший, более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, опытом, дабы они стали общими. В то же время мы разделяем точку зрения Л. Г. Логиновой на то… Читать ещё >
Организация взаимодействия в УДОД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В исследованиях проблем управления сегодня выделяются три основных значения организационной функции: процесс создания определенной структуры, функциональное распределение работ и их координация. При этом сущность функции организации сводится к формализованным процедурам функционального разделения и координации деятельности, недостаточное внимание уделяется психологической стороне реализации этой функции. Вместе с тем, современное управление ориентировано на человека как ключевой ресурс организации, на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. По мнению, например, А. В. Карпова, необходимо не только функционально распределять, но и обязательно согласовывать, сорганизовывать индивидуальные «вклады» в общую цель. Процессы дифференциации и интеграции внутри совместной деятельности порождают необходимость управления ими, то есть придания деятельности организации более целостного, а значит, эффективного характера[1].
Мы рассматриваем функцию организации взаимодействия как процесс построения системы взаимоотношений, определенной структуры, позволяющей упорядочить деятельность УДОД, при этом больший акцент переносится на социально-психологическую основу этой функции — взаимодействие между членами коллектива, формирование организационного единства.
Таким образом, мы отводим функции организации взаимодействия особую роль в управлении УДОД и рассматриваем как одно из условий реализации интегративно-вариативного подхода к управлению.
Социальное взаимодействие в УДОД, где ребенок добровольно выбирает педагога, предполагает, что воспитатель видит в ребенке принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психически уникального субъекта, с которым он, старший, более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, опытом, дабы они стали общими. В то же время мы разделяем точку зрения Л. Г. Логиновой на то, что ориентация работы учреждения только на заказчиков обречена на провал, если руководитель не в состоянии убедить педагогов, сотрудников своего учреждения в привлекательности и преимуществах общих установок на деятельность, не уделяет должного внимания формированию единого видения целей, задач, приоритетов и других важных аспектов совместной деятельности коллектива[2].
Специфические черты любого трудового коллектива связаны со специфической сферой деятельности и заданными обществом функциями, вытекающими из целей и задач того или иного учреждения. Организацию взаимодействия в педагогическом коллективе УДОД мы рассмотрели через аспекты внутренней и внешней интеграции учреждения. Поэтому здесь уместно будет провести сравнительный анализ понятий «взаимодействие» и «интеграция». Интеграция как понятие, означающее объединение в целое каких-либо частей, элементов, указывает на углубление взаимодействия субъектов, развитие связей между ними. Таким образом, процессы интеграции усиливают эффект взаимодействия, что в целом можно рассматривать как условия организации эффективного управления.
В результате нам удалось установить, что взаимодействие в условиях УДОД можно рассматривать в разных аспектах:
- • в аспекте организации деятельности УДОД. Тогда можно говорить об интеграции как о процессе и результате согласованной, упорядоченной совместной деятельности детей, педагогов, родителей, а также образовательных учреждений разных типов, оптимизации их кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребенка;
- • в аспекте содержания деятельности УДОД. Тогда можно говорить об интеграции образовательных программ, учебных планов, их преемственности;
- • в аспекте «внешней» и «внутренней» интеграции УДОД. При этом под «внешней» интеграцией понимается взаимодействие разных образовательных учреждений на уровне организации и содержания дополнительного образования детей в рамках общего образования, под «внутренней» интеграцией — взаимодействие на уровне организации и содержания разных образовательных областей в рамках учреждения.