Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагог сегодня остается, по существу, единственным человеком, противостоящим использованию жаргонов и клише в русской речи на разных уровнях, от так называемой непринужденной беседы до статьи в центральной прессе. Кроме того, на учителя ложится огромная ответственность за будущее нашей страны и народа, так как прежде всего от педагога зависит, сможет ли подрастающее поколение сберечь великое… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Лингвометодические характеристики процесса формирования культуры речи в школе
    • 1. 1. Культура речи как раздел лингвистики
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования культуры речи младших школьников
    • 1. 3. Культура речи учителя и ее роль в воспитании и образовании младших школьников
    • 1. 4. Медиаобразование: к постановке проблемы
    • 1. 5. Методические основы формирования культуры речи
  • Глава II. Определение уровня методической обеспеченности и культуры речи учащихся начальных классов
    • 2. 1. Описание констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Обзор печатных СМИ для детей
    • 2. 3. Анализ программ и учебников по русскому языку и литературному чтению с точки зрения формирования культуры речи и использования в процессе обучения материалов СМИ
  • Глава III. Экспериментальная методика формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия СМИ
    • 3. 1. Содержание экспериментального обучения
    • 3. 2. Ход экспериментального обучения
    • 3. 3. Результаты экспериментального обучения

Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее десятилетие XX века мировое сообщество вступило в новую информационную эпоху. Бурное развитие техники и технологий и вслед за тем интенсивный рост объема информации сопровождалось не только появлением новых многочисленных средств массовой информации, но и активным их воздействием на все сферы жизни современного человека. В понятие «средства массовой информации» (далее СМИ) в современной речи не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно этот термин употребляется как собирательное обозначение печати, радио, телевидения, средств видеои звукозаписи и воспроизведения, компьютерных систем.

В сложившихся условиях особую остроту приобрела проблема воздействия СМИ на формирование личности ребенка, на становление его общекультурного и речевого уровня. Возросший интерес к освоению культурных традиций, к передаче ценностных ориентиров подрастающему поколению и необходимость сопряжения этого интереса с социальной составляющей образования в целом — все это убеждает в особой важности формирования у учащихся умения понимать и осмысливать воспринимаемую информацию.

В современном обществе ребенок уже в дошкольном возрасте подвергается огромному воздействию телевидения, видео, компьютера, приобретая, таким образом, определенный аудиовизуальный опыт. При этом очевидно, что СМИ сегодня можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, СМИ — это расширение общего кругозора, знакомство с литературными произведениями в экранном переложении, и, несомненно, один из источников для решения задачи повышения культуры речи ребенка. С другой стороны, форма и содержание многих современных радиои телепередач очень часто свидетельствует о наличии антикультурного компонента в речи ведущих и героев программ.

Как одно из обстоятельств, определяющих острую необходимость особого внимания к новым уровням речевого развития современного школьника, в диссертации рассматривается взаимодействие мощности и содержания информационного потока и проблема снижения уровня духовно-нравственной культуры вообще и речевой в частности.

Педагог сегодня остается, по существу, единственным человеком, противостоящим использованию жаргонов и клише в русской речи на разных уровнях, от так называемой непринужденной беседы до статьи в центральной прессе. Кроме того, на учителя ложится огромная ответственность за будущее нашей страны и народа, так как прежде всего от педагога зависит, сможет ли подрастающее поколение сберечь великое достояние нашей нации — русский язык. Не подлежит сомнению также тот факт, что основы бережного отношения к языку нужно закладывать еще в начальной школе. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены низкопробными боевиками, детективами, ужасами фантастики, что неизбежно порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Познавательная установка детских телепередач и журналов сегодня вытесняется развлекательной установкой. Поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить школьника внимательно слушать, грамотно говорить и писать.

Таким образом, очевидно, что сегодня процесс формирования речевой деятельности детей проходит в совершенно новых условиях, что и определяет актуальность проведения настоящего исследования, посвященного проблеме формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации (далее — СМИ).

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия современных СМИ.

Объектом исследования является процесс формирования культуры речи младших школьников в условиях влияния СМИ.

Предмет исследования — положительные и отрицательные факторы влияния современных СМИ на формирование культуры речи младших школьников в процессе становления их языковой личности.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если учитывать дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт ребенка, то формирование речевой культуры младших школьников и развитие их творческих способностей возможно и целесообразно с использованием материалов СМИ в ходе учебного процесса.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы разработки и реализации формирования культуры речи младших школьников в контексте современной методики, лингвистики, педагогики, психологии.

2. Изучить проблему влияния средств массовой информации на процесс формирования речевой культуры младших школьников.

3. Проанализировать действующие программы и учебно-методические комплекты по русскому языку, литературному чтению, риторике с целью выявления фактов использования материалов СМИ в процессе обучения.

4. Исследовать уровень речевой культуры младших школьников, а также выявить их зрительские и читательские (в области детской периодической печати) интересы.

5. Отобрать учебный материал (книги, литературные тексты, словари, аудиовизуальные произведения, детские журналы) для экспериментальных занятий по формированию речевой культуры, а также определить целесообразные виды деятельности с этим учебным материалом.

6. Разработать методическую систему, отвечающую цели исследования. Описать методическое обеспечение учебного процесса в новых условиях.

7. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методической системы формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия.

При постановке и решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) теоретические методы: изучения фундаментальной методической, психолого-педагогической литературы и литературы по медиаобразованию, а также диссертационных материалов и статей, близких теме исследованияобзор программ и учебных пособий по русскому языку, литературному чтению и риторике в начальной школеанализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путемб) эмпирические: наблюдение за процессом становления навыков учащихся в области культуры речи в начальной школе, анкетный опрос учащихся начальных классов, их родителей и учителей с целью выявления степени влияния современных СМИ на культуру речи детей, проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента.

Методология диссертационного исследования основывается на теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л. С. Выготского, А.А. Леонтьевакоммуникативно-деятельностном, системном и личностном подходе к процессу обучения младших школьников родному языку (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик) — трудах медиапедагогов и исследователей теории средств массовой информации, освещающих разные аспекты изучаемой проблемы (Е.А. Ножин, А. В. Федоров, М. Г. Ханин, И.В. Челышева).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет (с 2004 г. по 2008 г.) в 3−4 классах средней школы № 514 с этнокультурным русским компонентом образования ЮАО г. Москвы.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) выявлялась теоретическая база исследования: осуществлялся анализ состояния проблемы в лингвистической, психологической, методической литературе по теме исследованиявырабатывались цель и задачиопределялись методы и приемы исследования.

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) начался сбор данных: проводились анкетирования детей с целью выявления уровня сформированности речевой культуры, а также зрительских и читательских (в области детской периодической печати) предпочтенийбеседы с учителями, в ходе которых выяснялся уровень готовности педагогов грамотно осуществлять процесс формирования речевой культуры учащихся и применять на уроке новые формы работы с использованием материалов СМИ. Также было проведено анкетирование среди родителей, что позволило уточнить представления взрослых о роли радио, телевидения и детской периодической печати в семье.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы этого периода, а таюке длительные наблюдения за процессом обучения русскому языку и чтению в ходе собственной практики преподавания в качестве педагога дополнительного образования в дошкольном и начальном звене средней школы позволили сформулировать исходную гипотезу исследования и наметить пути дальнейшей работы, вследствие которой была разработана методическая система занятий, посвященных формированию речевой культуры учащихся начальных классов в новых условиях.

На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) был проведен обучающий эксперимент с последующей обработкой и анализом результатов опытного обучения, обобщались все полученные данные, шло определение основных положений разработанной методики, оформлялся окончательный вариант текста диссертации.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в диссертации выдвинуты и научно обоснованы методические факторы, влияющие на формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— выявлена связь между речевым и аудиовизуальным опытом младшего школьника и обоснована целесообразность комплексного формирования речевой и аудиовизуальной культуры учащихся;

— обоснована необходимость учета дошкольного и внешкольного аудиовизуального опыта в процессе формирования речевой культуры младших школьников;

— определены методы, приемы, принципы формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия СМИ;

— определен терминологический аппарат процесса формирования речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработана и апробирована методика формирования речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИразработаны критерии отбора учебного материала, используемого в ходе учебного процессаописаны виды работ, которые целесообразно применять в начальной школе на уроках формирования речевой культуры в современных условиях, предложены конспекты занятий по формированию речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учителями начальной школы, а также преподавателями высших и средних педагогических учебных заведений при организации лекционных, семинарских занятий и элективных курсов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается научными трудами, на которые опирается автор, а также экспериментальной работой диссертанта.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на экспериментальных занятиях в средней школе № 514 с этнокультурным русским компонентом образования ЮАО г. Москвы. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений начального звена, педагогических советах, на научных конференциях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ (секция «Педагогика и методика начального обучения», подсекция «Русский язык и методика его преподавания в начальной школе») кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Московского педагогического государственного университета в период с 2004 по 2008 год.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт ребенка может играть положительную роль в процессе формирования речевой культуры младшего школьника при условии грамотной работы педагога по актуализации и систематизации подобного опыта.

2. Разработанная с использованием материалов СМИ методическая программа создает условия для успешной работы по формированию культуры речи младших школьников.

3. Уменьшение ошибок в речи учащихся и развитие умений точно и правильно излагать свои мысли напрямую зависит от целенаправленной работы по формированию культуры речи в современных условиях, предлагаемой в экспериментальной программе.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по Главе II:

1. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что младших школьников очень привлекают СМИ. Одним из основных следствий такого увлечения детьми СМИ является то, что аудиовизуальный опыт ребенка богаче, чем «речевой», хотя и носит часто случайный, стихийно сложившийся характер. При этом «речевой» и аудиовизуальный опыт ребенка имеют точки соприкосновения. Отсюда следует вывод о том, что развитие аудиовизуальной и речевой культуры учащихся должно проводиться в комплексе. Такую работу целесообразно вести с опорой на дошкольный и внешкольный аудиовизуальный и «речевой» опыт ребенка.

2. Анализ детских телепередач и журналов, проведенный в рамках констатирующего эксперимента, показал, что большинство телепередач и печатных изданий для детей являются развлекательными и формируют бытовые реалии сегодняшних дней, не давая детям представлений об общей картине мира. Кроме того состояние русского языка современных СМИ кардинально изменилось за последние годы. Зачастую уровень речевой культуры героев телепередач и журналов с точки зрения языковых норм оказывается низким. В связи с этим перед учителем встает задача научить ребенка ориентироваться в этом огромном потоке телеи печатной продукции, критически относиться к ней, уметь выбирать необходимое. Очевидно, что для этого нужно, чтобы сам учитель хорошо изучил предлагаемые телевидением и печатными издательствами материалы и серьезно подходил к выбору материалов СМИ для использования их на уроках.

3. Проведенный анализ программ по русскому языку и литературному чтению показал, что хотя не все программы предполагают работу со СМИ, тенденция к использованию в обучении материалов периодических изданий и телепередач в некоторых из них наблюдается. Многие учебные курсы предоставляют свободу учителю в выборе тем и организации работы на уроках в рамках этих тем.

4. У младших школьников заметно желание участвовать в конкретной творческой работе. Учитывая огромный живой интерес детей к СМИ и большие потенциальные возможности подобных средств для общего развития младших школьников, целесообразно использовать материалы СМИ для организации и проведения творческих работ на уроках формирования речевой культуры в начальной школе.

В следующей главе представлена разработанная нами программа экспериментального обучения в области совершенствования речевой культуры учащихся в условиях воздействия СМИ.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ.

3.1. Содержание экспериментального обучения.

Огромное воздействие СМИ на развитие личности и формирование культуры современного школьника, в том числе речевой культуры, выдвигает перед педагогами задачу создания научно обоснованной программы для общеобразовательной начальной школы, направленной на воспитание речевой и аудиовизуальной культуры в комплексе с опорой на дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт детей.

В теоретической части исследования говорилось о том, что медиаобразование включает в себя формирование культуры общения с медиа, развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления. Сегодня не существует подобной программы, хотя представляется очевидным, что приемы формирования речевой и аудиовизуальной культуры учащихся не только не противоречат друг другу, но могут друг друга обогащать и дополнять.

Работа по формированию грамотного зрителя и слушателя, умеющего адекватно воспринимать и оценивать произведения радиои телевизионного искусства, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, формирование вкусовых предпочтений и может быть использована в процессе формирования культуры речи младшего школьника. Поэтому создание экспериментальной программы по формированию культуры речи младших школьников в условиях активного воздействия современных средств массовой информации представляется чрезвычайно важным и актуальным.

При создании программы мы опирались на данные медиаобразования, а также на данные психологии, педагогики, лингвистики, методики обучения русскому языку в начальной школе, методики чтения и развитие речи.

В нашей программе также нашли отражение основные положения программы «Основы экранной культуры», созданной JI.M. Баженовой [6, с. З]. Цель разработанного этим автором курса — эстетическое воспитание, формирование эмоциональной сферы, мировоззренческих установок учащихся средствами кино, телевидения, видео. JI.M. Баженова выделяет следующие основные задачи в формировании экранной культуры младших школьников: совершенствование аудиовизуального восприятия, качественное расширение зрительского кругозора, усвоение особенностей выразительных средств в различных видах искусства — в литературе и кино.

Кроме того, особое внимание при создании программы мы обратили на базовые аспекты курса «Детская риторика» Т. А. Ладыженской (описание данного курса дано в параграфе 2.3 нашего исследования).

На основе проведенных исследований, анализа современных программ по русскому языку и литературному чтению нами была разработана экспериментальная программа «Я и СМИ», реализованная в системе дополнительных занятий к урокам русского языка и литературного чтения. Обучающий эксперимент проводился в четвертом классе средней общеобразовательной школы № 514 с этнокультурным русским компонентом образования в 2007; 2008 учебном году с нагрузкой 1 час в неделю. Программа разработана для младших школьников 9−10 лет в связи с особенностями данного возраста и приобретенными общими знаниями, умениями и навыками к четвертому году обучения в школе:

— сформированности начальных знаний, умений и навыков в области русского языка;

— наличие читательского опыта и общего представления о литературных произведениях для детей;

— наличие читательского опыта в области изданий периодической печати;

— наличие аудиовизуального опыта;

— начальная стадия формирования зрительских и читательских интересоввладение начальными навыками работы с компьютером и мультимедийными средствами.

Экспериментальная методика создавалась с учетом данных исследовательской работы и констатирующего эксперимента (2004;2008 гг.). Таким образом, были определены цели и задачи, обуславливающие содержание и структуру обучающего эксперимента, а также определились исходные методические положения программы.

Целью экспериментальной системы обучения стало развитие речевой и аудиовизуальной культуры учащихся в комплексе с опорой на дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт детей. Такой подход обусловлен тем, что аудиовизуальный опыт детей богаче, чем речевой. В связи с тем, что в современных условиях при бурном развитии техники и технологий аудиовизуальный опыт активно приобретается в дошкольном возрасте и продолжает еще активнее накапливаться вне школы, именно его целесообразно привлекать на службу формирования речевой культуры учащихся с использованием материалов СМИ. Общий путь реализации данной цели представляется таким: через осознание зрительского опыта — к грамотному зрителю и слушателю.

Задачи экспериментального обучения:

1) формирование речевых умений учащихся (умение грамотно говорить, умение пользоваться определенным терминологическим аппаратом, умения в области речевой творческой деятельности);

2) формирование аудиовизуальной культуры младшего школьника (совершенствование аудиовизуального восприятия, качественное расширение зрительского кругозора, усвоение определенного терминологического аппарата);

3) усвоение особенностей выразительных средств в различных видах искусства: литературе, кино, изобразительном искусствеформирование умения анализировать эти выразительные средства и пользоваться ими в ходе выполнения самостоятельных творческих работ;

4) формирование основ информационной культуры: знания о разнообразных источниках информации (радио, телевидение, печатные СМИ, книги, обучающие CDи DVD-диски и другие электронные носители, виртуальные библиотеки и другие ресурсы сети Интернет), умение классифицировать информацию, выбирать нужное и отсеивать лишнее;

5) формирование навыков самостоятельной работы со.

СМИ;

6) становление ценностных ориентиров в современном мире и СМИ, развитие художественного вкуса.

Для решения поставленных задач необходимо было определить методические положения системы, основные формы организации работы, очертить круг учебного материала, обозначить методы и приемы работы с предлагаемым учебным материалом.

Основные методические положения этой системы:

— использование на уроках СМИ повышает мотивацию обучения, создает условия для активной, самостоятельной творческой деятельности детей, делает эту деятельность личностно значимой;

— комплексное использование различных средств СМИ в процессе формирования речевой культуры младшего школьника создает предпосылки для становления грамотного, активного маленького зрителя, культурного собеседника;

— познавательная и художественно-творческая деятельность школьников во время специальных занятий по культуре речи с использованием материалов СМИ совершенствует речь, воспитывает у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, пополняет словарный запас учащихся, развивает воображение, мышление, расширяет кругозор, тренирует память, формирует художественное восприятие и вкус учащихся;

— привлечение учащихся к нестандартным формам работы со СМИ обеспечивает критическое отношение к различным их материалам.

Среди форм организации работы были выбраны такие, как занятие в классе и внеклассная работа.

В ходе эксперимента проводились занятия разных типов:

— занятия по освоению понятий и терминов и выработки необходимых речевых и зрительских умений;

— занятия, на которых строилась работа по программе русского языка и литературного чтения и аудиовизуальном материале на основе полученных теоретических знаний и умений;

— занятия, на которых велась сопоставительная работа по изучению культуры речи и аудиовизуальной культуры, созданные на основе источников СМИ (например: анализ радиоили телепередачи с точки зрения правильности и грамотности речи ведущего). Этот тип занятий можно разделить на две категории: а) занятия, которые строились на основе аудиовизуальных источников.

СМИб) занятия, которые строились на основе печатных СМИ;

— занятия творческой деятельности на основе самостоятельных работ по созданию мини-проектов (например, создание «Энциклопедии одного слова» с использованием материалов СМИ);

— занятия комбинированного типа.

В обучающем эксперименте использовались также следующие формы внеклассной работы:

— совместные телепросмотры и радиопрослушиванияэкскурсии (на студию Всероссийской Государственной Телерадиокомпании «Российский информационный канал», студию радиокомпании «Голос России»);

— походы в музеи;

— творческие мастерские в группе продленного дня, где дети могли продолжать начатые в рамках занятий проекты или создавать собственные;

— организация досуговой деятельности детей, в ходе которой отслеживались и обсуждались домашние телепросмотры, проводились беседы о прочитанных журналах, организовывалось общение детей по поводу прочитанного и увиденного.

Основным учебным материалом экспериментальных занятий стали литературные тексты, словари, материалы периодической печати, аудиоматериалы (радио), телематериалы, мультимедийные материалы, отобранные с учетом выявленных критериев (см. Глава I, 1.4). В ходе разработки экспериментального обучения были выделены виды работ на занятии, которые, на наш взгляд, наиболее полно реализуют потенциальные возможности оптимизации процесса формирования культуры речи младших школьников. По каждому виду учебного материала были определены возможные приемы работы в условиях экспериментального обучения.

Литературные тексты. Работа с отдельно взятым литературным текстом проходила в рамках традиционной методики чтения и охватывала все этапы процесса работы с литературным произведением: подготовительная работа, этап первичного синтеза, анализ, этап вторичного синтеза, творческая работа. На каждом этапе использовались традиционные методы и приемы работы с литературным текстом (беседа, ответы на вопросы, выборочное чтение, графическое и словесное иллюстрирование, различные виды пересказа, выразительное чтение, инсценировка и т. д.).

Словарь — это учебное пособие, включающее материал, который помогает детям ориентироваться в вопросах культуры речи. В ходе обучения дети знакомятся с разными видами словарей: орфографическими, толковыми, этимологическими, словарями антонимов и синонимов. Дети должны знать, что обратиться к словарю можно всегда, чтобы разрешить сомнение по поводу того, как произносится или пишется то или иное слово, какое оно имеет значение, какова история этого слова. При работе со словарями на занятиях использовались следующие приемы:

— ориентировка в различных видах словарей, в том числе в электронных словарях, Интернет — словарях;

— поиск одного слова в разных словарях;

— составление собственных мини-словарей;

— составление «Энциклопедии одного слова».

В ходе эксперимента использовались материалы периодической печати. На экспериментальных занятиях проводились такие виды работ:

— обзор детских газет и журналов;

— сравнение современных детских газет и журналов с печатными изданиями прежних лет с целью разъяснения учащимся, каково содержание и характер информации, публикуемой в данных печатных изданиях;

— устные сообщения на тему «Мой любимый журнал» («Моя любимая газета») и коллективные обсуждения таких сообщений.

Аудиоматериалы. В ходе эксперимента в нашей работе использовались аудиозаписи на различных носителях: аудиокассеты, CD-диски и т. п. В экспериментальные занятия были включены следующие виды работ:

— прослушивание радиопередач для детей;

— запись аудиоинтервью учащихся друг с другом о прочитанных журналах, увиденных телепередачах, вопросах культуры речи;

— создание своих радиопередач для малышей.

Телематериалы. В начальной школе представляется возможным использовать следующие виды деятельности с телевизионным материалом:

— коллективный просмотр и обсуждение телепередач в классе;

— обсуждение передач, просмотренных дома самостоятельно;

— написание сценария и проведение викторины по вопросам русского языка и культуры речи на основе существующих телеигр;

— создание собственной телепередачи (сбор материала, подготовка и запись передачи «Классные» новости") — выработка умений работы с программой ТВ (критический, целенаправленный выбор передач, составление индивидуальной программы телепросмотра на неделю).

Последний вид деятельности способствует становлению зрительской активности, критического отношения к телепродукции и в конечном счете может стать фактором, противодействующим чрезмерному увлечению учащихся телевидением.

Использование телевидения в процессе обучения связано с целым рядом трудностей организационного характера: это несогласованность во времени программ телевидения с расписанием уроков в школе и с изучаемым материалом, недостаточная предварительная информация о содержании телематериалов. Эта проблема может быть решена путем использования современных средств видеозаписи. Телевизионную передачу, записанную на видеопленку, учитель сможет внимательно просмотреть при подготовке к уроку, отобрать только тот материал, который он сочтет целесообразным, определить место передачи в общей системе урока и выстроить методику работы с ней. Во время просмотра видеозаписи на уроке учитель в нужный момент может остановить ее, чтобы более детально изучить какой-то материал или переменить, если это необходимо, вид деятельности. Телепередачу, записанную на видеомагнитофон, можно использовать в любое удобное время и при необходимости неоднократно.

Мультимедийные материалы. В ходе эксперимента использовались следующие виды деятельности с привлечением возможностей компьютерной техники:

— знакомство детей с электронными видами словарей и энциклопедий;

— создание и оформление электронного варианта проекта «Энциклопедия одного слова» в программе Paint и других программах;

— знакомство детей с электронными библиотеками и другими источниками получения полезной информации в сети Интернет;

— знакомство с электронными версиями детских газет и журналов.

Представленные виды работ потребовали хорошего технического обеспечения эксперимента. В процессе экспериментального обучения использовалось следующее оборудование:

— телевизор;

— видеомагнитофон;

— аудиомагнитофон;

— CD-проигрыватель;

— DVD-проигрыватель;

— фотокамера;

— видеокамера;

— диктофон;

— компьютер.

В ходе разработки экспериментального обучения были использованы необходимые слова-понятия: словарь, энциклопедия, обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, издательство, типография, автор, составитель-оформитель, периодическая печать, газета, журнал, медиатека, электронная библиотека, аудиозапись, видеозапись, мультфильм, кинофильм, эпизод, сценарий, режиссер, сценарист, интервью, телепередача, телепрограмма, телеведущий, интернет, информация, канал, журналист.

Программа экспериментального обучения представлена в виде таблицы, где первый и второй раздел указывает номер и тему занятия, третий раздел представляет использованный в рамках данной темы учебный материал. В четвертом разделе программы обозначены формируемые знания и умения, часть из которых включены в стандарты современной начальной школы, а часть являются специфическими, но, на наш взгляд, необходимыми для развития современной личности. Также в этом разделе даются слова-понятия, лежащие в основе экспериментальной методики. Пятый раздел программы представляет формы организации и методы работы, которые использовались в экспериментальном обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение литературы по вопросам педагогики, психологии, лингвистики, методики и вопросам медиаобразования, а также другие теоретические и эмпирические методы исследования позволили достичь поставленной цели: разработать и обосновать методику формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия современных СМИ. Разработанная программа экспериментально проверена в системе дополнительных занятий к урокам русского языка и чтения в четвертом классе школы № 514, что позволило доказать целесообразность и эффективность представленной методики. Таким образом, поставленная в диссертационном исследовании цель была достигнута. Разработанная экспериментальная программа получила положительную оценку учителей-практиков. Преподаватели начальной школы, на базе которой проводился эксперимент, стали использовать предложенные в диссертации методические разработки в своей профессиональной деятельности.

В ходе экспериментальной работы удалось доказать, что средства массовой информации могут оказывать положительное влияние на формирование речевой культуры младших школьников при условии повышения уровня информационной культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя.

Анализ специальной литературы позволил обосновать выбор в качестве одного из видов деятельности на экспериментальных занятиях творческую деятельность учащихся. Использование на занятиях такого вида деятельности позволило повысить уровень речевой культуры учащихся. Творческая деятельность способствовала также развитию самостоятельности и активности младших школьников, становлению их общеучебных интересов.

Экспериментально доказано, что средства массовой информации обладают большими потенциальным возможностями применения их на уроках русского языка и литературного чтения в качестве учебного материала. В ходе исследования эти возможности описаны, а также предложены целесообразные виды деятельности с каждым из представленных видов СМИ в процессе формирования культуры речи. Наряду с вышеизложенными результатами в представленном диссертационном исследовании решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы разработки и реализации формирования культуры речи младших школьников в контексте современной методики, лингвистики, педагогики, психологии;

— изучена проблема влияния средств массовой информации на процесс формирования речевой культуры младших школьников;

— проанализированы действующие программы и учебно-методические комплекты по русскому языку, литературному чтению, риторике с целью выявления фактов использования материалов СМИ в процессе обучения;

— исследован уровень речевой культуры младших школьников, а также выявлены их зрительские и читательские (в области детской периодической печати) интересы;

— отобран учебный материал (книги, литературные тексты, словари, аудиовизуальные произведения, детские журналы) для экспериментальных занятий по формированию речевой культуры, а также определены целесообразные виды деятельности с этим учебным материалом;

— разработана методическая система, отвечающая цели исследования, описано методическое обеспечение учебного процесса в новых условиях;

-^экспериментально проверена и оценена эффективность предложенной методической системы формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия.

Исследование показало, что процесс формирования речевой культуры младших школьников в условиях воздействия современных СМИ может быть оптимизирован, если в системе работы учитывать дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт ребенка, опираться на него и грамотно использовать средства массовой коммуникации в процессе формирования речевой культуры учащихся.

В результате исследования были намечены перспективы дальнейших научных разработок в данной области. Представляется актуальным пристальное изучение возможностей средств массовой информации с целью разработки и создания современной обучающей среды на уроках родного языка в широком смысле. Открытой пока остается проблема подготовки будущих учителей к работе по формированию речевой культуры младших школьников в условиях воздействия современных СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. История лингвистических учений / В. М. Алпатов. М.: Языки русской культуры, 1999.
  2. Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. / JI.H. Антилогова Омск, 1992.
  3. Н.Д. Функции языка / под ред. Ю. Н. Караулова // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.
  4. Л.М. Основы экранной культуры: Программа для учащихся 1−4 классов // Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.
  5. Баженова JIM. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками // Начальная школа -1995. -№ 11.
  6. Баженова JIM. Медиаобразование младших школьников // Искусство и образование. 2001. — № 4.
  7. Л.М. Основы экранного искусства в школе // Искусство в школе. 2002. -№ 4. — № 5.
  8. Е.А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. / Е. А. Баринова М.: «Просвещение», 1974.
  9. Ю.А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. -М.:УРАО, 2000.
  10. В.П. Психолингвистика / В. П. Белянин. М.: Флинта, 2004.
  11. А.А. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи // Мир образования — Образование в мире. Научно-методический журнал 2004. — № 1 (13).
  12. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников / Е. Д. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002.
  13. JI.A. Основы культуры речи / JI.A. Васильева. М.: Русский язык, 1990.
  14. Л.А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  15. Л.А. Давайте говорить правильно / Л. А. Вербицкая. М.: Высшая школа, 1993. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. / Н. П. Вербовая — М.: «Искусство», 1977.
  16. В.В. О культуре русской речи / В. В. Виноградов // Русский язык в школе. -1961. № 3.
  17. Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. -М.: АПН РФ, 1958.
  18. А.Б. Педагогическая этика нового века и артистические способности учителя // Мир образования — Образование в мире. Научно-методический журнал 2004. — № 1 (13).
  19. .Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. М.: Высшая школа, 1998.
  20. И.Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Международные отношения, 1993.
  21. И.Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь М.: «ЮНИТИ», 1997.
  22. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль -М.: Олма-Пресс, 2001.
  23. Н.Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. / Десяева Н. Д. М.: «Академия», 2003.
  24. А.Н. Сравнительная педагогика./А.Н. Джуринский -М.: «Академия», 1998.
  25. А.П. Развитие речи / А. П. Дорофеева. М.: Мозаика-синтез, 2000.
  26. Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  27. Н.И. Язык речь — творчество / Н. И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 1998.
  28. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000.
  29. М.Л. Орфоэпическая подготовка учителей начальных классов / М. Л. Каленчук // Начальная школа. -1989. № 2.
  30. Л.П. Учусь проникать в тайны происхождения слов. Этимологический словарик / Л. П. Катлинская М.: Дрофа, 2006
  31. П.А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. СПб: Норинт, 2004.
  32. В.В. Культура речи культура поведения. / В. В. Колесов -Л.: «Лениздат», 1988.
  33. В.Г. Языковой вкус эпохи. / В. Г. Костомаров М.: «Педагогика — Пресс», 1994.
  34. Краткий словарь трудностей русского языка для работников печати / под ред. В. Н. Вакурова, Л. В. Рахманина, И. В. Толстого, НИ. Формановской — Изд-во МГУ, 1968.
  35. Культура и техника речи / под ред. Г. Н. Приступы. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1986.
  36. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н Ширяева. М.: Флинта, 2003.
  37. Т.А. Система по развитию связной речи учащихся / ТА. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975.
  38. О.Н. Словарная работа в начальных классах. / О. Н. Левушкина М.: «Владос», 2004
  39. А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003.
  40. А.А. Психология общения: учеб. пособие /А.А.Леонтьев.-М.: Смысл, 1997.
  41. А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969.
  42. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцев М.: Советская энциклопедия, 1990.
  43. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону, 1998.
  44. В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе / В. В. Львов. М.: Просвещение, 1989.
  45. М.Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2002.
  46. М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе /М.Р. Львов.-М.: Просвещение, 1965.
  47. М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа — 1993. № 1.
  48. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975.
  49. М.Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. М.: Академия, 2003.
  50. М.Р. Словарь-справочник- по методике русского языка / М. Р. Львов. -М.: РОСТ СКРИН, 1997.
  51. М.Р. Содержание языковой подготовки учителя начальных классов / М. Р. Львов // Начальная школа. 1998. -№ 1.
  52. М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. М.: Просвещение, 1987.
  53. М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2000.
  54. MP. Школа творческого мышления / М. Р. Львов. М.: Дидакт, 1993.
  55. Т.П., Великая Л. С. Информатизация общества и проблемы современного образования // Мир образования Образование в мире. Научно-методический журнал — 2004. — № 1 (13),
  56. Материалы конференции «Русский язык и современность. Проблемы развития русского языка» ИРЯ РАН им. В. В. Виноградова, М., 1991.
  57. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов педагогических учебных заведений / сост. ТЛСальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2001.
  58. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов / отв. ред. М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1990.
  59. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
  60. А.В. Социальная педагогика. / А. В. Мудрик М.: «Академия», 2002.
  61. А.А. Культура речи. / А. А. Мурашов Москва — Воронеж, 2003.
  62. А.А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  63. А.А. Педагогическая риторика./А.А. Мурашов М.: «Педагогическое общество России», 2001.
  64. Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. -М.: Владос, 1997.
  65. Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2: Психология образования / Р. С. Немов. -М.:Владос, 1997.
  66. Е.А. Мастерство устного выступления. / Е. А. Ножин М.: «Политиздат», 1989.
  67. Основы этикета и искусства общения. Авторские программы преподавателей Санкт-Петербурга для школ, гимназий, лицеев и колледжей. / под ред. Н. А. Петровой. СПб., 1993.
  68. Общее языкознание: методы лингвистических исследований / под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1973.
  69. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учебное пособие для вузов / С. И. Ожегов. М.: Высшая школа, 1974.
  70. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Прогресс, 1987.
  71. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / 4-е изд. М.: Азбуковник, 1998.
  72. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ под ред. Р. И. Аванесова. М.: Русский язык, 1997.
  73. Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974.
  74. .Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б. Т. Панов. М.: Просвещение, 1980.
  75. М.В. Современный русский язык. Фонетика: учебник. М.: Высшая школа, 1979.
  76. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  77. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. Н. В. Клюева. М.: Валдос — Пресс, 2003.
  78. Л. Сопер Основы искусства речи. / Поль Л. Сопер М., «Прогресс-Академия», 1992.
  79. Правильность русской речи. Трудные случаи современного словоупотребления/под ред. С. И. Ожегова. М.: Изд-во АН СССР, 1965.
  80. Г. Н. Культура речи учителя. / Г. Н. Приступа Рязань, 1984.
  81. Г. Н. Техника и выразительность речи / Г. Н. Приступа, В. В. Ераткина. Рязань: РГПИ им. С. А. Есенина, 1991.
  82. Г. Н. Краткий курс методики русского языка / Г. Н. Приступа. -Рязань: РГПИ, 1975.
  83. Г. Н. Развитие речи учащихся / Г. Н. Приступа. М.: Высшая школа, 1985.
  84. Г. Н. Современный урок / Г. Н. Приступа. Рязань: РПИ, 1989.
  85. Программно-методические материалы. Русский язык: начальная школа / сост. JI.A. Вахмянина. М.: Дрофа, 1998.
  86. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 —4). М.: «Просвещение», 2000.
  87. П.С. Пособие по развитию речи / П. С. Пустовалов М.П. Сенкевич. -М.: Просвещение, 1987.
  88. Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1979.
  89. Л.И. О типологии орфоэпических ошибок / Л. И. Резниченко // Русский язык. 1996. -№ 3.
  90. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н. С. Рождественского. -М.: Просвещение, 1970.
  91. Детская риторика. / под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.
  92. Н.С. О языке и речи в начальном обучении // Начальная школа 1993.- № 1.
  93. , Ю.В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Добросвет, 1999.
  94. Д.Э. Культура речи / Д. Э. Розенталь. М.: Изд-во Московского университета, 1964.
  95. Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Просвещение, 1985.
  96. Н.Ф., Федоринина З. М. Поиск и увлеченность залог успеха в обучении русскому языку и чтению // Начальная школа — 1993. — № 2.
  97. Русская разговорная речь. Тексты / сост. Г. А. Баринова, Е. А Земская и др. -М.: Наука, 1978.
  98. Русский язык. 1−4 классы: работа со словарными словами / сост. Т. М. Анохина. Волгоград: Учитель, 2007.
  99. Русский язык в начальных классах / под ред. М. С. Соловейчик. М.: «Линка-Пресс», 1994.
  100. Русский язык и культура речи: / под ред. В. И. Максимова М.: Гардарики, 2000.
  101. Русский язык. Энциклопедия. / гл. ред. Ю.ККараулов. М.: Издательский дом «Дрофа», 1998.
  102. А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя / А. И. Савостьянов. М.: ВЛАДОС, 1999.
  103. Сборник упражнений по современному русскому языку: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Р. Н. Попов, Т. В. Бахвалова, А. Н. Карпов, ЛЛ. Маловицкий. М.: Просвещение, 1984.
  104. М.П. Культура радио- и телевизионной речи. / М. П. Сенкевич М.: «Высшая школа», 1997.
  105. В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа 2003. — № 2.
  106. Л.И. Культура речи / Л. И. Скворцов. М.: Просвещение, 1990.
  107. Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л. И. Скворцов. М.: Наука, 1980.
  108. В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. М.: «Академия», 2003.
  109. З.С. Азбука общения. / З. С. Смелкова Самара, 1994
  110. Словарь синонимов русского языка / под ред. АЛ. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1976.
  111. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1999.
  112. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002.
  113. Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1984.
  114. , Л.П. Принципы обучения русскому языку / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1973.
  115. . И.А. Культура речи / НА. Фёдоров. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979.
  116. Фердинанд де Соссюр. Заметки по общей лингвистике / пер. с франц.- науч. ред. Н. А. Слюсарева. М.: «Прогресс», 2000.
  117. Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!». Речевой этикет в нашем общении. / Н. И. Формановская М.: «Знание», 1982.
  118. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. М.: Русский язьж, 1986.
  119. Н.М. Школьный курс языка / Н. М. Шанский // Русский язьж в школе. -1993- № 2.
  120. Д.Н. Развитие лексики современного русского языка / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1965.
  121. Щерба JLB. Языковая система и речевая деятельность / JLB. Щерба. Л.: Наука, 1974.
  122. Энциклопедия для детей. Языкознание / гл. ред. М. Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 1998.
  123. К.Ф. Как мы портим русский язык. / К. Ф. Яковлев М.: «Молодая гвардия», 1976. t
Заполнить форму текущей работой