Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диалог в русской романтической прозе 30-х годов XIX века (А.А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдения Н. Н. Петруниной представляются в целом верными. В сентиментальной повести диалог, действительно, не становится ни I средством динамической характеристики персонажей, ни средством ^ развития сюжета. Характеристика персонажей в диалогах сентимен-! тальных повеетей еще статична и однозначна, к тому же она подчиняется в большинстве случаев авторской повествовательной характеристике… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Диалогическое начало в прозе А.А.Бестужева
  • Марлинского 30-х годов
    • 1. Диалог героев в повестях 30-х годов (функции и структура)
    • 2. Система повествования в прозе А.А.Бестуже-ва-Марлинского 30-х годов и драматизация жанра
  • ГЛАВА II. Диалог в прозе В. Ф. Одоевского 30-х годов. IIS
    • 1. Функции и структура диалогов героев в повестях 30-х годов. .IIS
    • 2. Система повествования в прозе Одоевского
  • 30-х годов в аспекте проблемы драматизации

Диалог в русской романтической прозе 30-х годов XIX века (А.А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диалог и его роль в художественной прозе давно привлекают внимание исследователей. Сегодня можно с полным правом говорить о том, что советское литературоведение имеет серьезные достижения в разработке теории диалога и методологии его изучения. Наиболее существенные теоретические вопросы, связанные с диалогом, а также конкретно-историческая и жанровая специфика его форм рассматривались в работах М. М. Бахтина, А. И. Белецкого, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотмана, В. В. Одинцова, В. В. Федорова и других исследователей.

Но диалог в русской романтической прозе никогда не был предметом специального изучения, хотя те или иные отдельные его особенности отмечались в научной литературе (В.В.Виноградовым, Ф. З. Кануновой, Н. Н. Петруниной, В. В. Одинцовым, А.П.Чудаковым). Мевду тем обстоятельное исследование форм и фуйкций диалога в произведениях романтиков-прозаиков представляет несомненный теоретический и историко-литературный-интерес. Такое исследование позволит обогатить наше представление об одном из важнейших исторических «этапов» в развитии диалогической формы как таковой, об этапе, подготовившем композиционное, стилистическое, смысловое выделение диалога из повествования, что имело принципиальное значение для становления русской художественной прозы.

В 30-е годы XIX в. процесс принципиального размежевания функций диалога и повествования совершился, как известно, в реалис.

•дг тической прозе Пушкина. Но вместе с тем перестройка исторически.

36 Подробнее см. об этом в работах В. В. Одинцова /193 и др./. Здесь и далее все сноски даются прямо в тексте с указанием номера в первичных функций диалога, свойственных тан называемому иллюстративно-повествовательному (или информативному) диалогу, в нечто более сложное происходила также и в романтической прозе, составлявшей основную массу прозаической литературы этих лет. А усложнение роли диалога влияло здесь, в свою очередь, на изменение его традиционной структуры. Формирование этих тенденций было подготовлено в известной мере предшествующим развитием эпического диалога, особенно в сентиментальной и раннеромантической (главным образом декабристской) прозе. Ведущим жанром этой прозы была повесть.

Общую структурно-функциональную характеристику диалога в художественной прозе ХУШ — начала XIX в. находим у В. В. Одинцова. О диалоге в прозаических жанрах ХУШ в. исследователь пишет: «Диалог играл ту же роль, что и авторское ¿-повествование. Автор по соображениям литературной условности вкладывал часть информации в уста персонажей. Диалог мог иллюстрировать, пояснять какую-нибудь авторскую мысль. И формально-стилистически, и структурно, и содержательно диалог не выделялся из авторского повествования, у/ принципиально лежал с ним в одной плоскости. Эта иллюстративно-повествовательная одноплановость. растворяла формы диалога в повествовании. Редкие реплики связывались не между собой, а чаще всего соотносились с авторским повествованием. Прямая, косвенная речь, простой обобщенный пересказ и другие способы обобщенной передачи речей персонажа!., пестро смешиваясь, формировали диалог первых русских романов. Функциональная одноплановость диалога и списке литературы и страницы цитируемого издания. При необходимости даются дополнительные сведения об источнике, том обозначается римской цифрой. повествования предполагала, конечно, и другую крайность — замену авторского повествования диалогом. Причем сам диалог сохранял лишь чисто условный признак — чередование сильно деформированных, превратившихся в пространные (на несколько страниц) монологи реплик. Этому монологу-рассказу героя. обычно предшествовал краткий (две-три реплики) „подводящий“ диалог» и т. д. /193, с.6/.

По мнению того же автора, «все способы и приемы оживления диалога не меняли его иллюстративно-повествовательного характера, не препятствовали диалогическому развитию в одной плоскости с повествованиемна эту плоскость ложились только различные узоры, которые определили формальное разнообразие типов диалога в прозе ХУШ и первой трети XIX в.» /192, о.414/.

С выводом В. В. Одинцова об иллюстративно-повествовательном характере диалога в допушкинской прозе в целом следует согласиться. Однако, как показывают наблюдения над ролью и построением диалога в сентиментальной и раннеромантической повести, этот вывод необходимо все же дополнить.

О роли диалога в сентиментальной прозе существуют различные мнения. «Сентиментализм избегает диалогов, лирическая экспрессия автора разрушает диалог» , — читаем в статье уже упомянутого здесь автора /192, с.413/.

Иную точку зрения представляет Ф. З. Канунова, которая пишет о диалогах у Карамзина: «Карамзин, создавая сентиментальную прозу, вводит и сценические диалоги, которые выполняли преимущественно психологическую функцию» /137, с.236/. Однако замечание это носит самый общий характер. В более ранней монографии Ф.З.Ка-нуновой встречаются также некоторые конкретные наблюдения над диалогом в отдельных повестях писателя.

Так, рассматривая повесть «Бедная Лиза» в соотнесении с традициями другого жанра сентиментальной прозы, Ф. З. Канунова пишет: «Преодолевая рационалистическую статичность предшествующего ему русского сентиментального романа, Карамзин драматизирует повествование. Сценические диалоги заменяют в „Бедной Лизе“ столь распространенный в докарамзинской литературе монолог, как преобладающее средство характеристики» /134, с.55/. Справедливо отмечая схематизм характеристики персонажей в диалогах этого же произведения, Ф. З. Канунова вместе с тем не соотносит характеристическую и функцию диалога с такой же ролью авторского повествования, не уточняет, раскрываются или нет в диалоге какие-либо индивидуаль-^ ные черты облика героев.

Более развернутое описание функций диалога в прозе Карамзина дает Н. Н. Петрунина. «Карамзинская повесть, обращенная к внутренней жизни героев, — читаем в ее статье, — не знает диалога в том смысле, какой сообщила ему литература последующих эпох: ни как средства характеристики персонажей, ни как обмена мнениями, в котором отражается живая реакция на происходящее, неповторимое своеобразие момента, ни даже как способа ввести героев и читателя в курс предшествующих событий или тех действий, которые происходят «за сценой». Разговор как форма взаимодействия героев, как своеобразный вид развития сюжета неизвестен Карамзину. Не разговор, а след, оставленный им в душе собеседников или свидетелей, служит для Карамзина предметом изображения. В тех случаях, когда герои Карамзина обмениваются репликами, слова юс лишены индивидуального смысла, в общей форме говорят об общем направлении мыслей и чувствований персонажей в общей ситуации. Чаще художник прибегает к монологу (внутреннему или обращенному к безмолвному собеседнику), делая этот монолог формой исповеди героя, повеетвующего о своих делах и переживаниях, раскрывающего перед партнером и читателем истинные мотивировки своих поступков. Общезначимость мыслей и чувств, отражающихся в таком монологе, дает о себе знать особой взвешенностью и продуманностью речи, афористической емкостью сентенций. Правда, еще в «Письмах русского путешественника» Карамзин изредка прибегал к диалогу ради того, чтобы донести до читателя в живой и непосредственной форме изречения своих знаменитых собеседников. или чтобы рассказать о некоторых из своих путевых встреч, когда в непринужденной болтовне его случайных знакомых как нельзя лучше обрисовывался непривычный для русского человеческий тип. Однако законы жанра настолько сильны, что это средство щшой и динамической характеристики, испробованное в путешествии, так и не получило доступа ни в одну из столь несходных по типу карамзинских повестей.

Тот же принцип жанровой изоляции ограждал повесть от проникновения начал динамики и драматизма (которые все более широко усваивались романом и были неотъемлимым признаком драматических жанров) на протяжении 1800−1810-х годов, когда повесть продолжает оставаться повествовательной формой с ослабленным сюжетом, обращенной более к движениям души и сердца, чем к непосредственному действию." /248, с.38−39/.

Наблюдения Н. Н. Петруниной представляются в целом верными. В сентиментальной повести диалог, действительно, не становится ни I средством динамической характеристики персонажей, ни средством ^ развития сюжета. Характеристика персонажей в диалогах сентимен-! тальных повеетей еще статична и однозначна, к тому же она подчиняется в большинстве случаев авторской повествовательной характеристике героев, как бы иллюстрируя ее конкретным примером. Функциональной подчиненности диалога повествованию соответствует и его «линейное» (В.В.Одинцов) построение. Реплики героев связывались между собой как вопрос и ответ, последующая реплика могла также дополнять, подтверждать предыдущее высказывание. Смысл такого диалога вырастал из простого присоединения одной реплики к другой. Однако, на наш взгляд, все же следует говорить о некоторой, пусть пока и очень малой, активизации обеих] этих функций в сентиментальной повести, в произведениях этого жанра П. Н. Брусилова, А. Н. Измайлова, В. В. Измайлова, Г. П. Каменева, А. И. Клушина, К. Ю. Львова, П. И. Шаликова и др.36.

В сентиментальной повести заметна и тенденция к усложнению роли диалога и его структуры. Диалог мог выполнять функцию завязки действия (такую роль выполняет диалог, например, в повести Г. П. Каменева «Софья») или подготавливать таковую (экспозиционные диалоги в «Бедной Маше» А.Е.Измайлова). Драматизируя повествование, диалог мог служить и источником эмоционального напряжения в сюжете (диалог героини с настоятельницей монастыря в «Темной роще, или Памятнике нежности» П.И.Шаликова), В сентиментально-романтической повести Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» диалог способствовал, в частности, занимательности повествования, усиливая атмосферу загадочности, таинственности происходящего. ш В других жанрах сентименталистской литературы активность диалога была иногда весьма значительной. Н. Д. Кочеткова отмечает, например, главенство смыслообразующей функции диалога в стихотворении И. И. Дмитриева «Ермак», а также говорит о драматизации действия и «важной роли диалога в развитии сюжета» в сказках этого же автора /132, I, с.740/.

З.Кану нова усматривает в «Острове Борнгольме» связь диалога «с конфликтом /134, C. III/.

Случаи, когда диалог превосходил повествование активностью своих функций, в прозе писателей-сентименталистов единичны. Но и там, где эта тенденция наметилась, диалог строился по-прежнему, как правило, традиционно. Примером здесь может служить повесть П. Н. Брусилова «Легковерие и хитрость». В развитии ее сюжета диалог играет важную роль, сохраняя всюду иллюстративно-повествовательную форму. Власть повествования проявляется не только в струк туре диалогов. Именно в диалогах развивается конфликт повести, однако представление о характерах героев, определяющих здесь их поведение, читатель получает в обобщенных авторских характеристиках персонажей, предшествующих диалогам.

Связь диалога с конфликтом наметилась в повестях и других писателей-сентименталистов. Диалог мог вводить в сюжет мотив, важный для развития коллизии (такую роль диалог играет, например, в повести В. В. Измайлова «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор»), или мотивировать содержание конфликта. Иногда именно диалогическая мотивировка конфликта конкретизировала его социально. Так, диалог вводит социальную мотивировку коллизии в повестях П. Ю. Львова «Даша, деревенская девушка», А. И. Клушина «Несчастный М-в». В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина диалоги отчасти также намечают социальную разработку конфликта, но социальные мотивировки коллизии звучат здесь или слишком приглушенно (второй диалог Лизы с матерью) или переводятся в русло чисто этической проблематики (предпоследний разговор Лизы с Эрастом).

В рамках сентиментальной повести наметились и некоторые, пока малозаметные, изменения в построении диалога. В отдельных диалогах персонажей наблюдается противоречивое соотношение реплик, но противоречие носит еще преимущественно эмоциональный характер и к тому же не охватывает структуру диалога в целом. Тенденция к перестройке диалогической формы еще не связана более или менее явно с" другой, тоже пока слабо выраженной особенностьюсвязью диалога с коллизией. В моменты связи диалога с конфликтом новые элементы в его построении возникают, по существу, спорадически.

Кроме композиционно-выраженных форм диалога, 35 в сентиментальной прозе встречаются и иные, более сложные проявления диа-логизма. Исследователи отметили их в творчестве Карамзина. Так, В. Э. Вацуро, рассматривая литературно-философскую проблематику «Острова Борнгольма», говорит о диалектичности подхода писателя к явлениям «морального мира» как о существенной черте художественного метода повести. Такой подход обусловил «диалогичность построения» произведения Карамзина: «кавдая из затронутых в по-» вести проблем несет в себе два полярно противоположных начала") ?77, с.206/. Ю. В. Манн усматривает истоки диалогического конфликта (в том его виде, как он оформляется в романтической драме) в типологическом очерке Карамзина «Чувствительный и холодный» /174, с.279−282/.

После Карамзина главную роль в развитии повести сыграли прозаики-декабристы (A.A. и Н. А. Бестужевы, А. О. Корнилович, В.К. Кюхельбекер), явившиеся «зачинщиками нового, послекарамзинского этапа в развитии отечественной прозы» /248, с.26/.

В 1820-х годах писатели-романтики создают повести, разнооб.

36 Речь идет о композиционно-речевых формах диалога — разговорах действующих лиц, графически выделенных как чередующиеся реплики, связанные между собой по смыслу. Понятие композиционно-речевой формы диалога вводится с целью отличить от нее другие конструктивные формы диалогизма. разные по тематике и структуре, используя в своих сюжетах и диалог. Его функции в эту пору явно еще не отличаются от таковых у писателей-сентименталистов, но определенные сдвиги все же наV метились. Диалог, как и раньше, используется дляхарактеристики персонажей (преимущественно также еще статической и односторон.

1 т ней), служит усилению ранима те льноста-действия «^динамизации повествования в целом. Однако сюжетообразующая его роль начинает выступать несколько активнее.

Диалоги выполняют роль завязки (реже развязки) действия, вводят сюжетообразующие мотивы, участвуют в развитии конфликта (эта функция диалогов более всего выражена у раннего А. Бестужева), но раскрывают конфликт пока еще однозначно.

В ранней романтической повести наметилась тенденция к стилистическому обогащению диалога. Язык сентиментальной повести не знал бытового просторечия, не знал и богатств народной образной речи. Писатели-сентименталисты ориентировались на нормы разговорного языка светского круга даже тогда, когда дело касалось исторической прозы («Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина). В романтической повести 20-х годов (А.Бестужев, 0. Сомов) язык в известной мере освобождается — и подчас благодаря именно диалогу — от книжных шаблонов, сближается с просторечием, включает в себя элементы фольклора. Обращаясь к жанру исторической повести, романтики (А.Бестужев, А. Корнилович) стилизуют в духе эпохи и речь героев. Соответствие языка персонажей эпохе было одним из важных требований эстетики прозаиков-декабристов. А.О.Корнило-вич, например, писал: «Страсти людские всегда те же, но формы их различны. Эти формы проявляются в разговорах, кои должны носить на себе печать века, обнаруживать тогдашние понятия, просвещение, быть выражены своим языком» /146, с.296/.

— 12.

Рассматривая вопрос о развитии диалога в прозе первой трети XIX в., невозможно миновать и творчество В.Т.Нарежного-романиста. Писатель завершил свой путь в ранний период становления романтической прозы и в 20-е годы, видимо, не оказал на нее влияния.35 В 30-е годы, отмеченные интересом к различным формам повествования, романтическая повесть ассимилировала повествовательную динамику, характерную для романной структуры. В научной литературе уже отмечалось большое влияние на повесть этого времени, и прежде всего произведения Бестужева-Марлинского, рома-лов-ВЛаотта^ Но это воздействие сильнее всего распространялось на повести с нащона льно-иот орической тематикой. Другая крупная ветвь романтической повести 30-х годов — светская повесть — с присущим ей интересом к нравам современного образованного общества в большей мере ориентировалась на опыт нравоописательных жанров, лучшими образцами которых в русской литературе 1800- [ 1820-х годов явились романы Нарекного. '.

Динамика повествования в последних создавалась во многом благодаря использованию^диалога. П. В. Михед, автор одной из недавних работ о творчестве писателя, отмечает, что «уже в первом романе В. Т. Нарежный довольно часто обращается к драматической к Н. Н. Петрунина пишет, что „ни одна из разновидностей декабристской прозы не обнаруживает точек соприкосновения ни с самим Нарежным, ни с формой авантюрно-нравоописательного пове-стврвания, которую он представлял“ /248, с.27/. Ф. З. Канунова говорит о некотором воздействии Нарежного (главным образом его „Славенских вечеров“) на творчество А. Бестужева /137, с.40/, отмечая, впрочем, незначительность этого воздействия. форме» /185, c. I4/.R Наибольший интерес в плане изучения функций диалога в произведениях этого автора представляют его последние романы «Бурсак» (1824) и «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825). Здесь явно активнее, чем в сентиментальной и ран-неромантической повести, выступают и характеристическая и сю-жетообразующая роль диалога. В диалогах писатель дает иногда достаточно полный и колоритный психологический набросок того или иного характера, а, кроме того, воспроизводит нравы целых общественных групп (бурсаков, украинского мелкопоместного дворянства), рисуя их подчас сатирически. В «Бурсаке» и «Двух Иванах» ощутимо проявляется и динамическая функция диалогов, хотя развивается она главным образом в рамках традиционной иллюстративно-повествовательной структуры,.

Следует отметить и колоритный язык обоих произведений, особенности которого создаются презде всего диалогами героев. Речь персонажей в диалогах насыщена просторечной лексикой, иногда нарочито грубовата, для нее характерны разговорная интонация и синтаксис. Е. Н. Куприянова справедливо отмечает в романе «Бурсак» и «характерную окраску речи действующих лиц» /130, I, с.98/.

В общем, диалог русской прозы действительно сохранял вплоть до 1830-х годов преимущественно иллюстративно-повествовательные V функции и построение, однако о наметившейся тенденции к изменению его роли и структуры говорить все же необходимо. Вне учета й При этом П. В. Михед драматический элемент в романе выделяет не только по внешним признакам (диалог героев), но и по «структурно-поэтическим качествам, что выражается, например, в детализации и полноте описания эпизода и принципе сцепления его с событийным рядом» /185, с.14/. этой динамики невозможно вполне объяснить закономерности следующего «этапа» становления эпического диалога, этапа, которым стала романтическая повесть 1830-х годов.

Необходимость характеристики процессов усложнения роли и структуры диалога в романтической повести 30-х годов определяет основные направления изучения диалога в предлагаемой работе. развитие диалога в романтической^литературе связывается здесь прежде всего с процессом «драматизации» 3* прозаических жанров (хотя и не ограничивается, как увидим, характеристикой этой связи). Изу чение процесса драматизации расширяет и укрупняет проблематику исследования, включая в круг рассматриваемых вопросов такие, которые выводят к проблеме влияния диалога на всю повествовательную (шире — художественную) систему романтической прозы. Представляется целесообразным рассмотреть эти проблемы на нескольких — достаточно конкретных и вместе с тем достаточно показательныхпримерах.

Произведения А.А.Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского 30-х годов могут служить именно такими примерами. Они наиболее рельефно отражают жанровые тенденции, обусловленные именно драматизацией, и заметно выделены этим, скажем, на фоне прозы Вельтмана, Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Павлова, Погодина, Погорельского, Полевого и некоторых других прозаиков этой же эпохи.

Особо следует оговорить то обстоятельство, что в творчестве Одоевского процесс драматизации наиболее ярко воплотился в «Русских ночах», оформившихся в единый цикл лишь в начале следующего.

36 0 сущности процесса драматизации прозы речь пойдет в первой главе диссертации. десятилетия, т. е. за пределами рассматриваемого в работе периода. Но подготовлен он был в повестях писателя 30-х годов".

С драматизацией прозаических жанров связаны и, как увидим, главные отличительные особенности построения диалога, многие его функции и общая направленность его развития в прозе обоих писателей. х х х.

Исследователи, обращавшиеся к проще А.А.Бестужева-Марлинско-го, в той или иной мере рассматривали и диалог. При этом они, как правило, ориентировались на изучение «открытых», композиционнос выраженных форм диалога, начало чему положила статья Н. Поварского /145/. Однако изучение этого вопроса было ограничено не только узкими хронологическими рамками. Диалог рассматривался мимоходом — главным образом в связи с изучением других стилевых особенностей прозы Марлинского.

0 диалоге в творчестве писателя 30-х годов писали Х.Д.Леэ-^^ мете, Э. А. Чамокова, Ф. З. Канунова, связывая эту тему с решением других, более важных для них вопросов. Поэтому замечания названных исследователей о диалоге у Марлинского имеют самый общий, а иногда и спорный характер.

В частности, Э. А. Чамокова пишет: «Диалоги в повестях Марлинского 30-х годов фактически выполняют ту же функцию, что и монологи, поскольку они играют минимальную роль в развитии действия. Это те же лирические признания или диалогическое развитие какого-нибудь суждения, воспринимаемого как авторское» /306, с.13/. Наиболее интересна в этом наблюдении мысль об участии лирического начала в организации диалогов. Мысль эту необходимо поддержать. Развитие драматизации в 30-е годы, способствовавшее, как увидим, преодолению риторической основы повествования и сюжетного построения произведений, привело в прозе Марлинского вместе с тем и к лиризации сюжета. Последняя достаточно очевидна и в раннем творчестве писателя, но там она еще скована риторической структурой повествования и проявляется только в ее пределах и формах.36.

Спорным представляется замечание Э. А. Чамоковой о незначительной роли диалога в развитии действия, будто бы характерной для зрелого этапа творческой эволюции писателя. В последекабрьс-ком творчестве А. А. Бестужева-Марлинского наблюдается заметное даже «на глаз» увеличение числа диалогов (что сразу же заставляет предполагать какое-то расширение их функций), заметно усложняется их взаимодействие с повествованием, более многообразной становится их роль в сюжете и, самое важное, их связь с конфликтом.^ Диалог, как мы постараемся показать, становится активным фактором сюжетообразования и движения сюжета.

Важно обратить внимание и на такой, обычно почти не замечаемый момент. В прозе Марлинского 30-х годов кроме «открытых», композиционно-оформленных диалогов, встречаются и другие диалогические по своей сути (или функции) формы. Диалог может быть выражен и как определенный «конструктивный принцип» (Ю.М.Лотман) в организации авторского, «сказового» или иного повествования. Особой формой диалогизации последнего являются, например, нередй 0 риторической организации повествования в произведениях Бестужева 20-х годов см. в статье Н. Поварского Д45/. ЭН6 В раннем творчестве Бестужева связь диалога с конфликтом имеет односложный характер, что верно отмечено, в частности, К. ' Штедке /315, с.165/.

— 17 кие у Марлинского диалоги автора с читателем, несущие важную идейно-художественную нагрузку и вместе с тем не всегда обладающие четко оформленной диалогической композиционной структурой. Используются в повествовании и отдельные графически выделенные реплики героев, выполняющие разную, но притом зачастую именно «диалогизирующую» роль. Эти формы и функции, разумеется, требуют самого внимательного изучения.

Не изучались специально формы, функции и развитие диалога и в творчестве В. Ф. Одоевского 30-х годов. Диалогическое начало в прозе этого автора рассматривалось исследователями главным образом в связи с анализом «Русских ночей» и опять-таки не как специальная тема. Общая и едва ли не самая развернутая характеристика использования диалогической формы в произведениях Одоевского сделана еще П. Н. Сакулиным. «Он умел, — пишет об Одоевском Саку-лин, — точно и хорошо зафиксировать отдельный момент, дать описание, характеристику, психологический портрет. Рассказ, описание на первом плане. И действующих лиц он заставляет не столько вести разговор, сколько рассказывать или писать друг другу письма. Последний прием один из самых любимых у Одоевского. Очевидно, ему труднее справляться с диалогической и драматической формой. Он брался и за драму, но его пьеш только подчеркивают слабость драматических элементов в его литературном даровании» /271, ч.2, с.297/.

Представляется, что наблюдение П. Н. Сакулина над соотношением диалога и других композиционно-речевых единиц текста в произведениях Одоевского не совсем точно отражает реальную картину. По мере развития манеры писателя менялись объемы и соотношение различных композиционных форм повествования (описания, характеристики действующих лиц, повествовательного рассказа и т. п.) и диалога, активизировалась и усложнялась роль диалога в развитии действия. Последний фактор в свою очередь обусловил определенные изменения в структуре повествования. Все это не учтено в характеристике, предложенной П. Н. Сакулиным.

Цель настоящего исследования — раскрыть специфику развития диалога (в русле более широкого процесса драматизации) в важнейших повестях А.А.Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского 1830-х годов, учитывая характер этого процесса в произведениях других писателей-романтиков того же времени.

В связи с поставленной общей целью решаются частные задачи: во-первых, исследуется развитие функций и структуры диалога в прозе обоих писателей в 30-е годы, выявляется сходство и различие закономерностей этого развитияво-вторых, изучается соотношение и характер взаимодействия диалога и повествования в творчестве обоих авторов в пределах указанного времени, выделяются главные тенденции и эволюция этого взаимодействия, а также рассматриваются обусловленные им особенности поэтики и жанровой трансформации повестей Марлинского и Одоевского.

Решение этих задач определило и структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ показал, что в повестях А.А.Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского 30-х годов диалог играл весьма значительную роль, формируя и конкретизируя важнейшие мотивы и темы романтической прозы, обогащая ее поэтику. Участвуя в развитии романтического конфликта, диалог способствовал его большей социально-исторической определенности. Эта закономерность выражена в прозе Одоевского более отчетливо, чем в прозе Марлинского.

Основная тенденция перестройки традиционных функций диалога была связана с усилением его динамической роли. Благодаря закреплению этой сюжетообразующей «способности» диалога, он постепенно ассимилировал другие функции, традиционно отводившиеся повествованию, в частности, важнейшую из них — выражение сложных душевных состояний героев. Тем самым расширялись характерологические возможности диалога, значительно потеснившего описательные способы изображения действия, характеристики героев и т. п. В этом направлении Одоевский тоже продвинулся дальше Марлинского.

Вместе с развитием динамической функции диалога менялась и его структура. Однако в прозе Одоевского 30-х годов намечаются лишь отдельные признаки новой диалогической структуры. В этом плане очевидно преимущество Марлинского.

Одоевский в своих повестях этого периода оказался несколько более пассивным и в освоении живой разговорной речи. В этом смысле справедливо замечание В. В. Одинцова о том, что «несмотря на отдельные яркие черты, диалоги повестей В. Ф. Одоевского не отличаются принципиально от диалогов его предшественников» /192, с.414/. В этом же смысле совершенно верно и замечание П.Н.Саку-лина о том, что в произведениях Одоевского «индивидуализация речи не составляет заметного достоинства» /271, ч.2, с.297/.

Но при всех различиях индивидуальных стилей, А. Марлинского и В. Одоевского, при всем своеобразии творческих поисков каждого из них очевидно сходство некоторых основных закономерностей, характеризующих развитие диалогических форм в творчестве обоих писателей. И в прозе Марлинского и в прозе Одоевского четко вырисовывается тенденция, в конечном счете ведущая к полифункциональности диалога, так или иначе усложняющая его внутреннюю структуру и его соотношение о повествовательным контекстом, или с принципами организации повествования. И там и тут этот процесс (конечно, в различной степени и форме) связан с более широкой тенденцией — с «драматизацией» прозаических жанров. Важнейшими ее результатами были усложнение субъектной организации романтического повествования, отразившее развитие и взаимодействие объективных и субъективно-лирических форм изображения, а также — тенденция, ведущая к обогащению и разнообразию речевой ткани повествования, к более сложному взаимодействию его языковых компонентов. То есть, по существу, как в творчестве Одоевского, так и в творчестве Марлинского процесс «драматизации», давший различные «частные» результаты, был связан с преодолением прямолинейного рационализма и дидактизма, унаследованных от еще во многом наивного просветительства предшествующих эпох, с преодолением риторических тенденций в построении сюжета и повествования. Все это выражало движение к более объективным повествовательным и сюжетным формам, к диалектическому пониманию мира и, в частности, к. диалектическому переосмыслению «исходного для русской романтической прозы «набора» традиционно-романтических тем, коллизий, мотивов, проблем, ситуаций.

Развертываясь, в целом, в рамках романтической эстетики и поэтики, выражая попытки разрешения главнейших антиномий романтизма (преэде всего антиномии мысли и выражения) процесс этот свидетельствовал о возможностях развития и обогащения, заложенных в природе романтического искусства.

Особенности прозы А.А.Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского, обусловленные «драматизацией», выделяли повести обоих авторов на фоне творчества других виднейших писателей-романтиков той поры. В романтических произведениях Гоголя, Павлова, Погодина, Полевого и др. этот процесс выразился слабее и, что может быть более важно, не столь многогранно.

Например, отдельные черты стилистики диалога у Погодина сближают его прозу с бестужевской. Речь идет, в частности, об использовании бытового и народного просторечия.

Но при всем том в повестях Погодина, изданных в 1832 году, динамическая функция диалога только намечена и развивается на основе его характеристической роли, выступающей, как правило, на первый план. Однако и характеристическая функция диалога у Погодина развивается неглубоко. Характеристики героев у него еще статичны, диалог не раскрывает сложные душевные движения персонажей, эта роль полностью отводится повествованию.

Диалоги в прозе Погодина сохраняют преимущественно и традиционную иллюстративно-повествовательную структуру. Например, в повести «Черная немочь», где сюжетообразующая роль диалога выражена наиболее отчетливо, элементы новой диалогической формы — противоречивое соотношение реплик — заметны только в одном диалоге /266, с.274−275/. При этом реплики одного из собеседников (отца.

— 192 -.

Федора) передаются повествованием косвенно, а возражения другого участника разговора фиксирует реплика диалога.

В тех немногих диалогах, где у Погодина наметилась тенденция к развитию новой структуры, противоречивое взаимодействие реплик героев чаще выступает как чисто эмоциональное.

Сохраняя в основном традиционные функции и форму, диалог в повестях Погодина практически не препятствовал их дидактическому построению, в редких случаях лишь смягчая нравоучительный пафос автора (такую роль, например, выполняет диалог автора с «незван-ными критиками» в финале повести «Васильев вечер»).

В прозе Полевого 30-х годов процесс «драматизации» оказыва ' ется более активным, чем у Погодина. В повестях, вошедших в сборник «Мечты и жизнь», обнаружились те структурно-смысловые качества диалога, которые отличали его именно в 30-е годы.

Скажем^ «Эмме» и «Живописце» полнее, чем у Погодина или Павлова, дали себя знать характеристические возможности диалога. Исчезает статичность характеристики героев в диалогах, она становится более подвижной. Свидетельство тому — начальные диалоги в повести «Живописец», знакомящие нас с главным героем посредством разных отзывов о нем других действующих лиц.

Диалог у Полевого становится и средством раскрытия сложных душевных состояний героев. Не случайно об одном из таких диалогов автор повести «Эмма» скажет: «Она (Эмма. — В.П.) высказала нам всю свою душу в разговоре с Фанни: мы подслушали этот разговор» /254, ч. З, с.145/.

В рамках диалогической композиционно-речевой формы глубже раскрывается конфликт. Так, именно в диалогах «Эммы» и «Живописца» вводится нравственно-философская мотивировка романтической коллизии, расширяющая и углубляющая ее конкретный социальный смысл.

Эта же закономерность действует и в повести «Блаженство безумия» .

Усложнение характеристической функции диалога, его участие в движении конфликта, обусловившее и активность его сюжетообразу-ющей роли, — вот те особенности диалога в прозе Полевого, которые заметно отличали его стиль от стиля Погодина, а вместе с тем сближали его с творчеством Бестужева-Марлинского и Одоевского.

Однако у Полевого, как и у Погодина, почти не изменяется традиционная структура диалога. Как и у «многих ^ I писателей-романтиков этого периода, диалоги в его повестях сохраняют в большинстве случаев окостеневшую, ограниченную в своих возможностях форму, унаследованную от сентиментальной прозы.

Мысль о ведущей роли Марлинского и Одоевского в развитии прозаического диалога выдерживает проверку и сравнением с повестями первого прозаического цикла Гоголя, испытавшими влияние драматизации.

В большинстве произведений, вошедших в состав «Вечеров на хуторе близ Диканьки», очень активна скивтообраззющвя роль диалога/ и его участие в развитии конфликта. Но вместе с тем психологиче-/ екая функция диалога практически не сформировалась. В этом, может быть, кроется одна из объективных причин обращения Гоголя к традициям народного театра и, в частности, к традиции построения диалогов в .пухе вертепа. Многие разговоры персонажей в «Вечерах» развиваются по «схеме» именно таких диалогов. Их психологическая основа подчеркнуто элементарна, характеры героев раскрываются V сразу же, отношения действующих лиц возникают и выясняются мгнои венно, без каких-либо сложностей. Но в то же время такой диалог позволял активно использовать разговорный язык и просторечие, а кроме того — сразу же создать действенный конфликт. И уже на основе этих функций в дальнейшем осваивал роль более сложную — вы.

— 194 ражения душевных состояний персонажей.

Вечера" своеобразно воплотили преобладающую литературную тенденцию. У большинства прозаиков-романтиков 30-х годов диалог очень медленно осваивал психологическую функцию. Более или менее полноценно он приобрел ее только к концу 30-х — началу 40-х годов и то не у всех писателей.

Например, даже в прозе Павлова, признанного современниками создателем психологической новеллы, эта функция диалога проявляется очень слабо. Первую попытку ввести диалог с психологической функцией можно заметить в повести «Ятаган» (1835). Рисуя встречу корнета Бронина с матерью, автор заменяет ее описательное изображение сценой-диалогом. При этом он поясняет, что такая замена вызвана желанием точнее и многограннее передать чувства героини, «.эта сцена, трудная для описания, потому что оттенки материнской любви так же нежны и неуловимы, как цвет ясного неба.» /266, с.330/.

В других повестях Павлова 1835 года подобная роль диалогов вообще не выражена. Любопытно, что Шевырев, одним из первых писавший о «Трех повестях», сразу же увидел связь между неохотным использованием диалогов и психологической манерой писателя: 42го повесть не любит разговоров, а совершается более в описаниях. Он не заставляет говорить свои действующие лица, а сам говорит за нихследя их поступки и движения. Нельзя ручаться за будущее, но кажется, этот описательный стиль будет характеристическою чертой нашего повествователя, потому что он проистекает из главного его свойства — дара наблюдать душу и описывать ее тайные события" /313, с.125−126/.

Предвидение критика оправдалось. И в «Новых повестях», изданных в 1839 году, диалоги, рисующие внутренний мир персонажей,.

— 195 крайне малочисленны. Только один раз, в финале повести «Миллион», встречаем диалог, воспроизводящий сложные нравственно-психологические коллизии. В целом же на протяжении всего творчества Павлова, как верно отметил Н. Л. Степанов, психологизм в его прозе, «замедляющий и тормозящий постоянно сюжет, раскрывается в длиннейших авторских описаниях» /246, с.24/.

На этом фоне достаточно четко вырисовывается своеобразие диалогического начала в прозе Марлинского и Одоевского. И соответственно — особая роль этих двух писателей в развитии жанра романтической повести.

— 196.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Об искусстве: Сборник: в 2-х т.- 3-е изд.-М.: Искусство, 1976.
  2. В.И. От какого наследства мы отказываемся?- Полн. собр. соч., т.2, с.505−550.
  3. В.И. Памяти Герцена.- Полн. собр. соч., т.21, с.255−262.
  4. В.И. Из прошлого рабочей печати в России.- Полн. собр. соч., т.25, с.93−101.
  5. Г. Д. Художественная структура исторических повестей декабристов. В сб.: Вопросы романтического метода и стиля: Меж-вуз. темат. сб./ Калинин, гос. ун-т./ Редкол. Н. А. Гуляев (отв. ред.) идр. Калинин: КГУ, 1978, с.10−20.
  6. Д.В. О драме.- Изд. 2-е.- Спб., 1907.- 323 с.
  7. М.П. Этюды о Марлинском.- Иркутск, 1928.- 64 с.
  8. A.A. История учений о драме: Теория драмы от Аристотеля до Лессинга.- М.: Наука, 1967.- 455 с.
  9. A.A. История учений о драме: Теория драмы на Западе в первой половине XIX в. Эпоха романтизма.- М.: Наука, 1980.343 с.
  10. A.A. История учений о драме: Теория драмы от Гегеля до Маркса.- М.: Наука, 1983.- 288 с.
  11. Аристотель. Об искусстве поэзии./ Пер. с древнегреч. В.Г.Ап-пельрота. Ред. пер. и коммент. Ф. А. Петровского. Статья A.C.- 197
  12. Ахманова и Ф. А. Петровского.- М.: Гослитиздат, 1957, — 183 с.
  13. A.B. Эволюция исторической теш в русской прозе 18 001 820-х гг.- В кн.: На путях к романтизму: Сборник научных трудов./ Отв. ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Наука, 1984, с.215−236.
  14. С.Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.:1927.- 186 с.
  15. Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления.- М.: Наука, 1978. Глава: Диалог, о.126−177.
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- Изд. 4-е.- М.: Сов. Россия, 1979.- 318 с.
  17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества./ Сост. С. Г. Бочаров.- М.: Искусство, 1979.- 423 с.
  18. Ю.Н. Проблема художника в эстетике А.А.Бестужева-Мар-линского.- Учен, зап./ Карельский пед. ин-т, 1960, т. IX, с. 132−158.
  19. В.Г. 0 русской повести и повестях Гоголя. («Арабески», «Миргород»).- Полн, собр. соч.: В 13-ти т. М: Изд-во АН СССР, 1953, т.1, с.259−307.
  20. В.Г. Полное собрание сочинений А.Марлинского.- Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т.1У, с.21−53.
  21. В.Г. Сочинения князя В.Ф.Одоевского. Три части. Санкт-Петербург, 1944.- Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1955, т. УШ, с.297−323.
  22. В.Г. Второе полное собрание сочинений Марлинского. Издание четвертое. Четыре тома. СПб., 1847.- Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1956, т. Х, с.360−363.
  23. В.Г. 0 драме и театре: Сборник: В 2-х т.- М.: Искусство, 1983.- (Б-ка рус. театр, критики).
  24. Бентли, Эрик. Жизнь драмы.- М.: Искусство, 1978.- 368 с.
  25. Н.Я. 0 романтизме и его первоосновах.- В сб.: Проб- 199 лемы романтизма: Сборник статей 2. М.: Искусство, 1971, с.5−18.
  26. Н.Я. Романтизм в Германии,— Л.: Худож. лит. 1973.567 с.
  27. H.A. Избранная проза./ Вступ. статья и примеч. Я. Левкович.- М.: Сов. Россия, 1983.- 335 с. Бестужев-Марлинский A.A.
  28. A.A. Взгляд на старую и новую словесность в России.-Полярная звезда. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности на 1823 год, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. СПб., 1823, с.11−29.
  29. A.A. Роман и Ольга. Старинная повесть.- Полярная звезда. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности на 1823 год, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым, СПб., 1823, с.187−258.
  30. A.A. Замок Венден. (Отрывок из дневника гвардейского офицера).- Библиотека для чтения, составленная из повестей, анекдотов и других произведений изящной словесности, 1823, кн. IX, с.3−16.
  31. А. А .Вечер на бивуаке.- Полярная звезда. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности на 1823 год, изданная А .Бестужевым и К.Рылеевым. СПб., 1823, с. 315−332.
  32. A.A. Второй вечер на бивуаке.- Соревнователь просвещения и благотворения, 1823, с. ХХШ, кн.1, с.3−28.
  33. A.A. Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года.- Полярная звезда. Карманная книжка на 1824 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К.Рылеевым. СПб., 1824, с.1−14.- 200
  34. A.A. Замок Нейгаузен. Рыцарская повесть.- Полярная звезда. Карманная книжка на 1824 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К.Рылеевым. СПб., 1824, с.141−191.
  35. A.A. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов.- Полярная звезда. Карманная книжка на 1825 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К.Рылеевым. Спб., 1825, с.1−23.
  36. A.A. Ревельский турнир.- Полярная звезда. Карманная книжка на 1825 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К.Рылеевым. СПб., 1825, с. 35.102.
  37. A.A. Изменник. (Повесть).-Полярная звезда. Карманная книжка на 1825 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная А. Бестужевым и К.Рылеевым. СПб., 1825, с.319−358.
  38. Без подписи. (Бестужев.A.A.). Замок Эйзен. (Повесть).-Невский альманах. СПб., 1827, с.107−155.
  39. А. (Бестужев A.A.). Испытание. Повесть.- Сын отечества и Северный архив, 1830, т. ХШ, № 29, с.117−143- № 30, с. 181−215- № 31, с.245−268- № 32, с.309−349.
  40. А. (Бестужев A.A.). Вечер на Кавказских водах в 1824 году.- Сын отечества и Северный архив, 1830, т. ХЗУ, № 37, с.193−217- № 38, с.257−279- № 39, с.321−339- № 40, с.385−412- т. ХУ, № 41, с.3−22.
  41. А. (Бестужев A.A.). Страшное гаданье. Рассказ.-Московский телеграф, 1831, ч.38, № 5, с.36−65- № 6, с.183−210.
  42. А. (Бестужев A.A.). Лейтенант Белозор. Повесть.-Сын отечества и Северный архив, 1831, т. ХХП, № 34, с.65−80- № 35, с.129−146- № 36, с.193−207- № 37, с.257−272- № 38, с. 321−335- т. ХХШ, № 39, с.3−20- № 40, с.65−80- № 41, с. 129−145- № 42, с.193−215.
  43. А. (Бестужев A.A.). Латник. Рассказ партизанского офицера.- Сын отечества и Северный архив, 1832, т. ХХУ, № I, с.3−23- № 2, с.65−88- № 3, с.129−151- № 4, с.193−215.
  44. А. (Бестужев A.A.). Аммалат-бек. Кавказская быль.-Московский телеграф, 1832, ч.43, № I, с. 19−84- № 2, с.179−210- № 3, с.313−369- № 4, с.478−543.
  45. А. (Бестужев A.A.). Фрегат «Надежда».- Сын отечества и Северный архив, 1833, т. ХХХ1У, № 9, с.65−81- № 10, с. 121−143- № II, с.181−201- № 12, с.249−273- № 13, с.313328- № 14, с.369−388- № 15, с.3−21- № 16, с.57−82- № 17, с.117−135.
  46. А. (Беотужев A.A.). «Клятва при гробе господнем. Русская быль ХУ века». Сочинение Н.Полевого. 4 ч. Москва, 1832 года.-Московский телеграф. 1833, ч.52, № 15, с.399−420- № 16, с.541−555- ч. 53, № 17, с.85−107- № 18, с.216−244.
  47. А. (Бестужев A.A.). Мореход Никитин. Быль.- Библиотека для чтения, 1834, т.1У, № 6, отд. Г, с.65−108.
  48. А. (Бестужев A.A.). Мулла-Нур. Быль.- Библиотека для чтения, 1836, т. ХУП, № 31, отд.1, с.17−190.
  49. A.A. Мулла-fly р. Заключение.- Сто русских литераторов: В 3-х т. СПб., 1839, т.1, с.139−158.- 202
  50. А. (Бестужев A.A.). 0 романтизме, — Новогодник, собрание сочинений в прозе и стихах современных русских писателей. СПб., 1839, с.337−341.
  51. А. (Бестужев A.A.). Второе полное собрание сочинений." 4-е изд.-СПб., 1847, т.1−17, с.1−12.
  52. A.A. Письма к H.A. и К. А. Полевым, писанные в 18 311 837 годах.- Русский вестник, 1861, т. ХХХП, № 3, с.
  53. A.A. Письма к матери, сестрам и братьям (1829−1837).-Русский вестник, 1870, т.88, № 7, с.46−85.
  54. Бестужев-Марлинский A.A. Избранные повести./ Ред. и примеч. Г. В. Прохорова.- Л.: Гослитиздат, 1937.- 405 с.
  55. Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения: В 2-х т./ Вступ. статья Н. Н. Маслина, примеч. Л. В. Домановского и Н. Н. Маслина.- М.: Гослитиздат, 1958.
  56. Бестужев-Марлинский A.A. Полное собрание стихотворений./ Вступ. статья и примеч. Н. И. Мордовченко. Обиея ред. М. А. Брискмана.-Л.: Сов, писатель, 1961.- 311 с.
  57. Бестужев-Марлинский A.A. Повести и рассказы./ Подгот. текста, сост. и примеч. А. Л. Осповата, Вступ. статья В. И. Гусева.-М.: Сов. Россия, 1976.- 445 с.
  58. Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения: В 2-х т./ Сост., подгот. текста, коммент. В. И. Кулешова.-М.: Худож. лит., 1981.
  59. Л.Я. Диалог, или :Размена чувств и мыслей": Очерки. Разыскания,-М.: Сов. писатель, 1969.- 267 с.
  60. С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки, — М.: Наука, 1974, — 207 с.
  61. В.В. Эстетика романтизма.-М.: Искусство, 1966.- 403 с.- 203
  62. М. Декабрист А.Бестужев как писатель-этнограф.- В сб.: Научно-педагогический сборник Восточного педагогического института в Казани. Казань, 1926. Вып.1, с.56−76.
  63. В.Э. Лермонтов и Марлинский.- В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. I8I4-I864: Сборник статей. М.: Наука, 1964, с.341−363.
  64. А.Ф. Повести и рассказы./ Вступ. статья Ю. Акутина,-М.: Сов. Россия, 1979.- 383 с.
  65. В.П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество.-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1970.- 182 с.
  66. В.В. 0 языке художественной прозы: Избр. труды./ Послесл. А. П. Чудакова. Коммент. Е. В. Душечкиной и др.- М.: Наука, 1980.- 360 с.
  67. Винокур Г. 0. «Горе от ума» как памятник русской художествен- 204 ной речи.- В кн.: Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. M., 1959, с.257−300.
  68. B.C. Владимир Федорович Одоевский. 1804−1869. Естественно-научные взгляды.- М.: Наука, 1975.- III с.
  69. C.B. Действие в драме.- Л.: Искусство, Ленинград, отд., 1972.- 159 с.
  70. С.С. Исторические взгляды декабристов.-М. — Л.: Изд-в© АН СССР, Ленингр. отд., 1958.- 461 с.
  71. В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии.- Звезда, 1926, >& 6, с.244−267.
  72. В.Н. Марксизм и философия языка.- Л.: Прибой, 1929.158 с.
  73. В.М. Драматургия.-Изд. 5-е, доп.-М.: Сов. писатель, 1969.- 335 с.
  74. Воспоминания Бестужевых./ Ред., статья и коммент. М.К.Аза-довского.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.- 891 с.
  75. М. Форма диалога в былине.- В кн.: и^схшс ft&o^ ?CJ кашедрсс Ic&o^L'C учс^хьс И CGсуиь^и.Харьков, 1927, № 6, с.315−328.
  76. P.M. Философия немецкого романтизма.-М.: Наука, 1978.- 288 с.
  77. Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума.-М., 1891.- 774 с.
  78. Г. Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика, Театр.- М.: Просвещение, 1969.- 303 с.
  79. Г. Д. Образ в русской художественной культуре.- М.: Искусство, 1981, — 246 с.- 205
  80. Гегель Г. В. Ф. Драматическая поэзия.-В кн.: Гегель Г. В. Ф. Сочинения./Под. ред. А.Деборина. М.- Л.: Соцэкгиз, 1958, т. Х1У, с.329−398.
  81. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х т./ Под. ред. и с предисл. М. Лифшица.-М.: Искусство, 1968−1973.
  82. Л.Я. О психологической прозе.- Л.: Худож. лит., Ле-нингр. отд., 1977.- 443 с.
  83. В. Узкий путь. Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм.- Русская мысль. М.- Пг., X9I4, № 12, кн. ХП, с.1−26.
  84. В. Гоголь.- Л.: Изд-во Мысль, 1924.- 240 с.
  85. Н.В. Полн. собр. соч.: В 14-ти т.- М.: Изд-вл АН СССР, I940−1952.
  86. Я. Знакомство с Рунебергом. Из путешествия по Финляндии в 1838 году.- Современник, 1839, т. ХШ, отд.1, с.5−57.
  87. Я. Гельсингфорс.- Современник, 1840, т. ХУШ, отд.1, с. 5−82.
  88. ПО. Грот Я. О финнах и их народной поэзии.- Современник, 1840, т. XIX, отд.1, с.5−101.111. 1*уляев H.A. О природе декабристского романтизма.- В кн.: Русский романтизм. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. с.37−58.
  89. Декабристы: Антология: В 2-х т./ Сост. и авт. предисл. В. Орлов.- Л.: Худож. лит., Ленингр. отд., 1975. Т.2.
  90. Диалогическая речь основа и процесс: I Междунар. симпоз., Йена (ГДР), 8−10 июня 1978 г. Докл. и выступления.- Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1980.- 309 с.
  91. А.Э. Эволюция русской философской прозы 1820−1830-х годов и творческие поиски раннего Герцена: Автореф. дис.. канд. филолог, наук.- Томск, 1982.- 19 с.
  92. В.М. Байрон и Пушкин.- Изд. 2-е.- Л.: Наука, Ле-нингр. отд., 1978.- 423 с.
  93. М.С. Вечера на Карповке. Ч.1-П.-П6., 1837−1838.
  94. М.Н. Полн. собр. соч.: В 10-ти т.- СПб.- М., 1898.
  95. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3-х т./ Общая ред. и вступ. статья И.Я.Щипа-нова. Подгот. текста и примеч. С. Я. Штрайха.- М.: Госполитиздат, 1951, т.1.
  96. С.Г. О «ливонских» повестях декабристов: (К вопросу о становлении декабристского историзма).- Учен, зап./ Тар-тус. ун-т, 1965, вып. 167, с.33−80.- (Труды по русской и славянской филологии).
  97. Искусство романтической эпохи:'Материалы научной конференции (1968). Сб. статей./Под, общей ред. И. Е. Даниловой, — М.: 1969.- 169 с.
  98. История русского романа: В 2-х т./ Редкол. А. С. Бушмин и др.-М.- Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отд., 1962−1964.
  99. История эстетики: В 5-ти т./ Редкол. М. Ф. Овсянников (гл. ред.) и др.-М.: Искусство, 1962−1970. Т.3,4 (I полутом).
  100. Кану нова Ф. З. Из истории русской повести конца ХУШ первой трети XIX в. (Карамзин, Марлинский, Гоголь): Автореф. дис.. доктора филол. наук, — Томск, 1969.- 43 с.
  101. Кану нова Ф.З. А. А. Бестужев и русская романтическая повесть 30-х годов.- Труды Томского ун-та, 1973, т.225, с.3−18.
  102. Ф.З. Эстетика русской романтической повести. (A.A. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20 30-х годов XIX в.).- Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1973.- 307 с.
  103. Н.М. Избранные сочинения: В 2-х т./ Вступ. статья П. Беркова и Р.Макогоненко.-М.- Л.: Худож. лит., Ленингр. отд., 1964*.
  104. Н.М. Сочинения: В 2-х т./ Сост., вступ. статья и коммент. Г. П. Макогоненко.^Я.: Худож. лит., Ленингр. отд., 1984.
  105. Н.М. Письма русского путешественника./ Изд. под-год. и примеч. сост. Ю. М. Лотмана и др.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1984, — 717 е.- (Лит. памятники).
  106. A.A. Драма как эстетическая проблема.- М.: Наука, 1971.- 224 с.
  107. З.В. О.М.Сомов критик и беллетрист пушкинской эпохи.- Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Киев, 1961.15 с.
  108. Т.И. 0 некоторых особенностях диалога в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"" — В кн.: Творчество Л. Н. Толстого. Вопросы стиля: Сб. статей./ Отв. ред. Р. В. Комина.- Пермь, 1963, — 209 с.135−148, — (Учен, зап./ Перм. jtoc. ун-т, т.107).
  109. Н. Ранний Марлинский.- В кн.: Русская проза: Сборник статей./ Под ред. Б. Эйхенбаума и Ю.Тынянова.- Л.:1926, с.135−158.
  110. А.О. Сочинения и письма./ Изд. подгот. А.Г.Грумм-Гржимайло и Б. Б. Кафенгауз.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957.550 е.- (Лит. памятники).
  111. H. Старинные портреты.-СПб., 1907, с.135−153.
  112. И.А. Князь Владимир Федорович Одоевский. Библиографический очерк, — СПб., 1903.- 116 с.
  113. Кюхельбекер В, К. Путешествие. Дневник. Статьи./ Изд. подгот. Н. В. Королева, В. Д. Рак.-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1979,789 е.- (Лит. памятники).
  114. И. Нынешние крестьяне-поэты в Финляндии.- Альманах в память двухсотлетнего юбилея императорского Александровского университета. СПб., 1842, с.279-^303.
  115. Х.Д. Структура сравнений в прозе Марлинского.- Учен, зап./Тарту с. ун-т, 1971, вып.275, с.97−170.- (Труды по русской и славянской филологии XIX века. Серия лингвистическая).
  116. Х.Д. Метафора в русской романтической прозе 30-х годов XIX в. (На материале произведений А.А.Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого и В.Ф.Одоевского): Автореф. дис.. канд-филол. наук.- Тарту, 1974.- 24 с.
  117. Х.Д. Структура и функции сравнений-идентификаций в творчестве русских романтиков 30-х годов XIX в.- Учен. зап. /Гартус. ун-т, 1975, вып.347, ¦» 23, с.202−220.- (Труда по русской и славянской филологии. Серия лингвистическая),
  118. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий.-М.: Искусство, 1965.- 374 с.
  119. Ю.М. Пути развития русской прозы I800-I8I0 годов.-Учен, зап./Тарту с. ун-т, 1961, вып. 104, с.3−57, — (Труды по русской и славянской филологии. Вып.6).
  120. Ю.М. К структуре диалогического текста в поэмах A.C. Пушкина (проблема авторских примечаний к тексту).- В кн.: Пушкин и его современники. Псков, 1970, с.101-НО.- (Учен.- 211 зап./ ЛГПИ им. А. И. Герцена, Т.434).
  121. Ю.М. Анализ поэтического текста.- Л.: Просвещение, 1972.- 271 с.
  122. .Н. Проблемы сценичности произведений Достоевского: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.- М.: 1976.- 16 с.
  123. МайминЕ.А. 0 русском романтизме.-М.: Просвещение, 1975.239 с.
  124. Г. П. 0 диалогах в «Капитанской дочке» А.С .Пушкина.-В кн.: Классическое наследие и современность: Сборник статей./ Редкол. Д. С. Лихачев (отв. ред.). и др. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1981, с.126−137.
  125. Ю.В. Книга исканий. (В.Ф.Одоевский и его «Русские ночи»).- В кн.: Проблемы романтизма: Сборник статей. М.: Искусство, 1967, с.320−359.
  126. Ю.В. Русская философская эстетика. (1820 1830-е годы).-М.: Искусство, 1969, с.104−148.
  127. Ю.В. Поэтика русского романтизма.- М.: Наука, 1976.375 с.
  128. Ю.В. К проблеме романтического повествования.- Известия АН СССР. Серия лит. и яз., 1981, т.40, № 3, с.211−224.
  129. В.М. Человек в романах И.С.Тургенева.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.- 152 с.- 212
  130. Н. О романтизме А.Марлинского, — Вопросы лит-ры, 1958, № 7, с. 141−169.
  131. М.И. Роман В.Ф.Одоевского из эпохи итальянского Возрождения.-В кн.: Филологический сборник. Л., 1970, с.46−64.- (Учен, зап./ ЛГПИ им. А. И. Герцена, Т.460).
  132. М.И. Пути развития философской прозы В.Ф.Одоевского в середине 1820-х 1840-х годов: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Л., 1971, — 18 с.
  133. H.A. Рассказы о былом и небывалом. Ч.1-П.- М., 1834.
  134. Т.И. Ранняя беллетристика А.А.Бестужева (I82I-I825 гг.).-Учен. зап./Московок, обл. пед. ин-т, i960, т.85, вып.6, с.131−170.
  135. П.В. Жанрово-стилевое своеобразие романов В.Т.Нареж-ного: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Киев, 1980.24 с.
  136. В.Д. Очерки по истории русской критики второй половины 20 33-х годов XIX века.- Томск: Изд-во Томск, унта, 1979.- 306 с.
  137. МущенкоЕ.Г., Скобелев Е. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа.-Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1978, — 287 с.- 213
  138. В.Т. Сочинения: В 2-х т./ Вступ. статья и примеч. Ю. В. Манна.-М.: Худож. лит., 1983.
  139. С.А. Бестужев-Марлинский и его роль в движении декабристов.- В кн.: Очерки из истории движения декабристов: Сборник статей.- М.: Гоополитиздат, 1954, с.404−450.
  140. В.В. Диалог у Пушкина.- Известия АН СССР. Серия лит. и яз., 1966, т. ХХУ, вып.5, с.410−417.
  141. В.В. Диалог у Пушкина: Автореф. дис.. канд. фи-лол. наук.-М.- 1967.- 16 с.
  142. В.В. 0 языке художественной прозы: Повествование и диалог.- М.: Наука, 1973.- 104 с.
  143. В.В. Принципы построения пушкинского диалога.- Известия АН СССР. Серия лит. и яз., 1974, т.33, гё 3, с.275−278.
  144. В.В. «Защитник русской повести», (0 языке прозы Бестужева-Марлинского).- Русская речь, 1975, № 2, с.43−50.
  145. В.Ф. Старики, или Остров Панхаи. (Дневник Ариста).-Мнемозина, 1824, ч.1, с.1−12.
  146. В.Ф. Елладий. Картина из светской жизни.- Мнемо-зина, 1824, ч. П, с.94−13.5.
  147. В.Ф. Четыре аполога,-M немо зина, 1824, ч.Ш. с.1-Ю.
  148. Одоевский В. Ф, Радуга цветы — иносказания. (Индийское пре- 214 дание).-Мнемозина, 1824, ч. Ш, с.88−92.
  149. В.Ф. Следствия сатирической статьи. (Отрывок из романа).- Мнемозина, 1824, ч. Ш, с.125−146.
  150. В.Ф. Еще два аполога. Новый демон. Моя управительница.-Мнемозина, 1825, ч.1У, с.35−48.
  151. Одоевский В. Ф, Бесструнная лютня. (Персидское предание).-Московский телеграф, 1825, ч. У1, № 22, с.151−152.
  152. В.Ф. Смерть и жизнь.- Северная лира на 1827 год. M., 1827, с.105−108.
  153. В.Ф. Минута свидания.- Московский вестник, 1827, ч. П, № 5, с.145−146.
  154. В.Ф. Мир звуков.- Московский вестник, 1827, ч.1У, № 13, с.43−46.
  155. В.Ф. Два дня в жизни земного шара.- Московский вестник, 1828, ч. Х, № 14, с.120−128.
  156. В.Ф. Последний квартет Бетховена.- Северные цветы на 1831 год. СПб., 1830, с.101−119.209. Одоевский В.Ф.- Северные цветы на 1832 год. СПб., 1831, с.47−65.
  157. В.Ф. Бал.- Новоселье, 1833, ч.1, с.443−448.
  158. В.Ф. Бригадир,-Новоселье, 1833, ч.1, с.501−517.
  159. В.Ф. Импровизатор.- Альциона на 1833 год. СПб., 1833, с.51−86.
  160. В.Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейко, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В.Безгласным.- СПб., 1833.- 162 с.
  161. В.Ф. Насмешка мертвого (отрывок).-Денница на1834 год. М., 1834, с.218−240.
  162. В.Ф. Катя, или История воспитанницы. (Отрывок из романа).- Новоселье, 1834, ч. П, с.369−402.
  163. В.Ф. Отрывок из записок Иринея Модестовича Гомо-зейки.- Библиотека для чтения, 1834, т. П, № 3, отд.1, с. 192−211.
  164. В.Ф. Княжна Мими. Домашние разговоры, — Библиотека для чтения, 1834, т. УП, № II, отд.1, с.17−72.
  165. В.Ф. Себастиян Бах.- Московский наблюдатель, 1835, ч. П, май, кн.1, с.55−112.
  166. В.Ф. Сильфида. (Из записок благоразумного человека).- Современник, 1837, т. У, № 1, с.147−182.
  167. В.Ф. Отрывок.-Современник, 1837, т.6, № 2, с.33−94.
  168. В.Ф. Княжна Зизи. (Домашние разговоры).- Отечественные записки, 1839, т.1, № 1, отд. Ш, с.3−70.
  169. В.Ф. Живописец. (Из записок гробовщика).- Отечественные записки, 1839, т. У1, № 10, отд. Ш, с.31−42.
  170. В.Ф. Свидетель. (Из записок путешественника).-Сын отечества, 1839, т. УП, № 1, отд.1, с.77−90.
  171. В.Ф. Город без имени.- Современник, 1839, т. ХШ, кн.1, отд. У1, с.97−120.
  172. В.Ф. (Безгласный). Письма к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, кабалистике, алхимии и других таинственных науках. (Письма I, П, Ш).- Отечественные записки, 1839, т.1, № I, отд. УШ, с.1−16.
  173. В.Ф. (Безгласный). Письма к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, кабалистике, алхимии и других таинственных науках. Письма Ш-1У.-Отечественные записки, 1839, т. П, № 2, отд. УШ, с.1−17.
  174. В.Ф. (Безгласный). Колдовство Х1Х-го столетия. (Письмо У-е к графине Ростопчиной).- Отечественные записки, 1839, т. У, № 8−9, отд. УШ, с.12−26.
  175. В.Ф. Косморама.-Отечественные записки, 1840, т. УШ, № 1, отд. Ш, с.34−81.
  176. Одоевский В. Ф. Саламандра.-Отечественные записки, 1841, т. Х1У, ^ I, отд. Ш, с.3~38.
  177. В.Ф. Южный берег Финляндии в начале ХУШ столетия.-Утренняя заря на 1841 год. СПб., 1841, с.15−128.
  178. В.Ф. Орлахская крестьянка. (Из цикла «Беснующиеся»).- Отечественные записки, 1842, т. XX, № 2, отд.1, с.240−253.
  179. В.Ф. Необойденный дом. (Древнее сказание о калике переходей и о некоем старце), — Альманах в память двухсотлетнего юбилея имп. Александровского университета. Гельсингфорс, 1842, с.215−234.- 217
  180. В.Ф. Живой мертвец, — Отечественные записки, 1844, т.ХХХП, № 2, отд.1, с.305−332.
  181. В.Ф. Мартингал. (Из записок гробовщика).-Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым, СПб., 1846, с.377−390.
  182. В.Ф. Сочинения. Ч.1-Ш,-СПб., 1844.
  183. Одоевский В. Ф, Романтические повести./Пред., вступ. статья и ред. О.Цехновицера.- Л.: Прибой, 1929.- 399 с.
  184. В.Ф. Повести и рассказы./ Подгот. текста, вступ. статья и примеч. Е. Ю. Хин.-М.: Гослитиздат, 1959.- 495 с.
  185. В.Ф. Русские ночи./ Изд. подгот. Б. Ф. Егоров и др. Примеч. Е. А. Маймина, М. И .Медового.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1975.- 317 с.
  186. В.Ф. Сочинения: В 2-х т./ Сост., вступ. статья и коммент. В. И. Сахарова.-М.: Худож. лит., 1981.
  187. Н.Ф. Именины. Аукцион. Ятаган. Повести./ Вступ. статья Н.Степанова.- Л.: Изд-во писателей, 1931, — 166 с.
  188. Н.Ф. Повести и стихи./ Подгот. текста Б.В.Смиренско-го. Вступ. статья и примеч. Н. А. Трифонова.- М.: Гослитиздат, 1957.- 358 с.
  189. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: Сборник: В 2-х т./ Сост. Р. В. Иезуитовой и др.- Ред. С. И. Машинский.- 218 -М.: Худож. лит., 1980.
  190. П. А. Сочинения кн. В.Ф.Одоевского. Три части. 1844.В кн.: Плетнев П. А. Сочинения. Переписка. Пб., 1885, т. П, с.461−463.
  191. М.П. Повести. Ч.1-Ш.- М., 1832.
  192. Погорельский Антоний (А.А.Перовский). Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Монастырка./ Подгот. текста и вступ. статья Н. Л. Степанова.- М.: Гослитиздат, i960.- 352 с.
  193. H.A. Святочные рассказы.- Московский телеграф, 1826, ч. ХП, № 23, с.103−123- № 24, с.139−192.
  194. H.A. Мечты и жизнь. Были и повести, Ч.1−1У.- М., 1834.
  195. Сб. статей./ Сост. У. Р. Фохт. М.: Искусство, 1967, с.232−292.
  196. A.C. Полн. собр. соч.: В 10-ти т.- 4-е изд.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1977−1979.
  197. .Г. Французская романтическая историография. (18 151 830), — Л.: Изд-во ЛГУ, 1956.- 535 с.
  198. Реизов Б. Г, Французский исторический роман в эпоху романтизма.- Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд., 1958.- 567 с.
  199. Решетова Л. И, Изображение и психологический анализ в прозе
  200. М.Ю.Лермонтова: Автореф. дис.. канд. филол. наук.-Л., 1982.- 18 с.
  201. Рунеберг. О природе финляндской, о нравах и образе жизни народа во внутренности края. Пер. и послесл. Я.Грота.- Современник, 1840, т. ХУП, отд.1, с.5−31.
  202. Русская повесть XIX века- История и проблематика жанра./ Под-ред. Б. С. Мейлаха.- Л.: Наука, Ленингр. отд., 1973.- 565 с.
  203. Русская романтическая повесть./ Сост., вступ. статья, примеч. В. И. Сахарова.- М.: Сов. Россия, 1980.- 670 с.
  204. Русская романтическая повесть (первая треть XIX века)./Сост., общ. ред., вступ. статья-и коммент. В. А. Грихина.^- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 473 с.
  205. Русская сентиментальная повесть: Сборник./ Сост., общ. ред. П. А. Орлова.-М.: Изд-во МГУ, 1979.-336 с.
  206. Русские повести XIX века 20 30-х годов: В 2-х т.- М.- Л.: Гослитиздат, 1950
  207. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: Сборник: В 2-х т./ Сост., вступ. статья и примеч. З. А. Каменского.- М.: Искусство, 1974. Т.2.
  208. П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель.-Писатель.-М., 1913. Т.1, ч.1−2.
  209. Саламова Л, Б. Повести А. Ф. Вельтмана. Проблематика, жанр, стиль: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- 23 с.
  210. В.И. В.Ф.Одоевский и ранний русский романтизм.- Известия АН СССР. Серия лит. и я з., 1973, т. ХХХП, вып.5, с. 405−418.- 220
  211. В.И. Из истории русской романтической повести.^ Известия АН СССР. Серия лит. и я з., 1975, т.34, № I, с.36−45.
  212. В.И. Романтические повести В.Ф.Одоевского и эволюция русской романтической прозы: Автореф. дис.. канд. фи-лол. наук.-М, 1976.- 19 с.
  213. В.И. Эволюция творческого облика В.Ф.Одоевского.-В кн.: Время и судьбы русских писателей. М.: Наука, 1981, с.20−48.
  214. Сахновский-Ланкеев В. А. Драма: Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь.- Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1969.- 232 с.
  215. Л.С. 0 роли образа автора в поэме Пушкина «Домик в Коломне».- В кн.: Болдинские чтения. Горький, 1977, с.36−45.
  216. А. Очерки умственного развития нашего общества. 1825−1860.-Отечественные записки, 1870, т. СХСШ, № 11, отд. I, с.5−31.
  217. П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: Курс лекций.- Л.: ЛГПИ, 1975, ч.2.- 164 с.
  218. Сомов 0. Кикимора. (Рассказ русского крестьянина на большой дороге).- Северные цветы на 1830 год. СПб., 1829, с.182−215.
  219. Старинная повесть: Сборник./ Вступ. статья Н. Л. Степанова.-Л.: Изд-во писателей, 1929.- 359 с.
  220. Н.Л. Н.В.Гоголь. Творческий путь.- Изд. 2-е.- М.: Гослитиздат, 1959.- 607 с.
  221. Н.Л. Поэты и прозаики. Сборник статей.- М.: Худож. лит., 1966.- 360 с.
  222. К.П. Поэтика описания. (Русская художественная проза 1830 1840 гг.): Автореф. дис.. канд. филол. наук.-Л., 1975.- 19 с.
  223. Н.Ф. Князь В.Ф.Одоевский.- Харьков, 1884.- 63 с.
  224. М.А. Эволюция романтических мотивов в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра».- В кн.: Русский романтизм. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978, с.187−206.
  225. ТурьянМ.А. «Таинственные повести» В. Ф. Одоевского и И. С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Л., 1980.- 24 с.
  226. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы.- М.: Искусство, 1970.- 225 с.
  227. В.В. О значении «внекомпозиционной» формы диалога у Достоевского («Преступление и наказание»).- Учен, зап./ Горьковск. ун-т, 1969, вып.105, с.27−34. (Серия гуманитарных наук).
  228. В.В. Диалог в сюжетно-композиционной структуре.- В кн.: Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Вопросы поэтики: Семинарий. Горький, 1969, с.39−43.
  229. В.В. Диалог в романе. Структура и функции: Автореф. дис.. канд.филол. наук.- Донецк, 1975.- 20 с.
  230. В.Е. Поэтика драматического действия.- В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1976. Вып.1, с.92−120.
  231. В.Е. Драма как явление искусства.- М.: Искусство, 1978.- 240 с.
  232. И.Ф. Философские и социальные воззрения В.Ф.Одоевского: Автореф. дис.. канд. филос. наук.-М., 1983,15 с.
  233. Э.А. Проза А.А.Бестужева-Марлинского 30-х годов XIX века: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Л., 1968.16 с.
  234. И.С. Водевиль 1830 1840-х годов.- В кн.: История русской драматургии. ХУП — первая половина XIX в. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982, с.402−425.- 223
  235. A.B. Идеи и стиль. 0 природе поэтического слова.-Изд. 2-е.-М.: Сов. писатель, 1968, — 374 с.
  236. A.B. Ритм образа: Стилистические проблемы.-М.: Сов. писатель, 1980.- 335 с.
  237. А.П. Поэтика Чехова.- М: Наука, 1971, — 291 с.
  238. Чхатарашвили Е. Д, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского: Автореф. дис.. канд.филол. наук.- Тбилиси, 1966.- 17 с.
  239. А.П. Декабрист Александр Бестужев. Вопросы мировоззрения и творчества.- Минск: Изд-во М-ва высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1962, — 92 с,
  240. С. Три повести Н.Павлова.- Московский наблюдатель, 1835, ч.1, с.120−130.
  241. Шлегель Фридрих. Эстетика. Философия. Критика: В 2-х т./ Сост., пер. с нем., вступ. статья Ю. Н. Попова. Примеч. A.B. Михайлова, Ю. Н. Попова.- М.: Искусство, 1983.- Т.I.- (История эстетики в памятниках и документах).
  242. М.С. Философско-художественное своеобразие прозы В.Ф, Одоевского (от апологов к «Русским ночам»): Автореф. дис,. канд. филол. наук.- Л., 1978.- 13 с.
  243. Эйхенбаум Б, Творчество Лермонтова. Вступительный очерк.- В кн.: М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. М.- Л.: Государственное изд-во, 1926, с. Ш-XXXI.
  244. И.Ф. 0 национальном характере финнов.- Альманах в па- 224 мять двухсотлетнего юбилея императорского Александровского университета, изданный Я.Гротом. Гельсингфорс, 1842, с.238
  245. Д.Д. Князь В.Ф.Одоевский, (Его жизнь и деятельность).-М., 1903, — 49 с.
  246. Якубинский Л, П. 0 диалогической речи.- В кн.: Русская речь: Сборник статей,/Под ред. Л. В. Щербы, Пг., 1923, вып.1, с. 96−194.322. Т? е и А,,.. / У, а. <т 1246,
Заполнить форму текущей работой