Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методики выбора конструкции и технологии приварки вставок (чопов) при ремонте нефтепроводов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере повышения рабочего давления и объемов перекачки нефти возрастает ущерб, причиняемый повреждениями и разрушениями нефтепроводов. Для минимизации этого ущерба необходима разработка технологий ремонта, уменьшающих утечки и простои нефтепроводов. Ремонт нефтепроводов связан с особой опасностью, поскольку попадание воздуха через повреждение приводит к образованию внутри трубы взрывоопасной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ПРОДЛЕНИЯ РЕСУРСА СВАРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
    • 1. 1. Виды повреждений магистральных трубопроводов и их диагностика
    • 1. 2. Анализ существующих ремонтных конструкций и технологий их установки
    • 1. 3. Конструкции и технологии установки чопов
    • 1. 4. Методы оценки ресурса магистральных трубопроводов
    • 1. 5. Компьютерное моделирование ремонтных конструкций трубопроводов
  • Выводы по главе 1. Цель и задачи работы
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОНСТРУКЦИЙ ЧОПОВ
    • 2. 1. Разработка конструкции лабораторных образцов с чопами
    • 2. 2. Технология изготовления лабораторных образцов
    • 2. 3. Методика механических испытаний лабораторных образцов
    • 2. 4. Анализ циклической прочности по результатам металлографических исследований испытанных образцов
    • 2. 5. Рекомендуемые варианты конструкции и технологии установки чопов
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ МОНТАЖА ЧОПОВ
    • 3. 1. Компьютерное моделирование НДС в отремонтированном участке нефтепровода
    • 3. 2. Напряженное состояние краев отверстия при забивке чопа
    • 3. 3. Исследование влияния размеров конструкции на рост трещины на компьютерных моделях
    • 34. Моделирование условий роста трещины от непровара в сварном соединении чопа
      • 3. 5. Рекомендуемые конструкции чопов для ремонта нефтепроводов
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ПРОЧНОСТЬ И РЕСУРС КОНСТРУКЦИЙ ЧОПОВ ДЛЯ
  • РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
    • 4. 1. Компьютерное моделирование процесса приварки чопа
    • 4. 2. Влияние остаточных напряжений на прочность и ресурс магистральных нефтепроводов, отремонтированных чопами
    • 4. 3. Экспериментальные исследования натурных образцов
    • 4. 4. Основные положения расчетно-экспериментальной методики разработки средств ремонта локальных повреждений трубопроводов
  • Выводы по главе 4

Разработка методики выбора конструкции и технологии приварки вставок (чопов) при ремонте нефтепроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России имеется и продолжает строиться огромная по протяженности сеть магистральных, промысловых и технологических нефтепроводов.

Магистральные нефтепроводы находятся в сложном взаимодействии с перекачиваемой жидкостью и с окружающей средой. Стенка трубы работает в условиях двухосного растяжения-сжатия и изгиба.

Основной нагрузкой является внутреннее давление. Эта нагрузка циклическая. Согласно отраслевым документам, в среднем раз в сутки может происходить сброс давления до нуля. Надземные участки нефтепроводов испытывают также циклические ветровые нагрузки. Остальные нагрузки: от давления грунта, веса нефти, изгиба трубы, сезонных изменений температуры можно отнести к статическим. Стенка трубы испытывает также коррозионно-эрозионный износ. Все эти факторы, а также действия людей, в том числе диверсии и несанкционированные врезки, приводят к различным повреждениям и разрушениям трубы и необходимости ее ремонта.

По мере повышения рабочего давления и объемов перекачки нефти возрастает ущерб, причиняемый повреждениями и разрушениями нефтепроводов. Для минимизации этого ущерба необходима разработка технологий ремонта, уменьшающих утечки и простои нефтепроводов. Ремонт нефтепроводов связан с особой опасностью, поскольку попадание воздуха через повреждение приводит к образованию внутри трубы взрывоопасной смеси паров нефти с воздухом. Самым кардинальным способом ремонта является замена дефектного участка трубы. Недостаток этого способа в необходимости прекращения перекачки нефти и ее откачки из ремонтируемого участка. Это относится и к другим способам ремонта, таким, как вварка заплат и приварка патрубков.

Установка поверх трубы разрезной муфты является дорогой и сложной операцией в связи с большой массой муфты и большим объемом сварочных работ.

Значительная часть повреждений носит локальный характер. Существующая в России с давних лет ремонтная конструкция «чоп» (пробка) позволяет быстро прекратить течь, минимизировать объем, стоимость и сроки ремонта и обеспечить взрывобезопасность сварочных работ. Однако такой ремонт обычно рассматривается как временная мера, требующая срочного повторного ремонта другими средствами. Поэтому обоснование границ применимости чопов для ремонта ответственных нефтепроводов, а также оценка долговечности нефтепровода после ремонта и разработка нормативной документации по использованию чопов как средства капитального ремонта являются актуальными для нефтехимической отрасли России.

Установка чопа существенно дешевле и оперативнее других способов ремонта. Существующие нормативные документы ограничивают диаметр ремонтируемых отверстий и толщину стенки трубы, для которой он может быть применен.

В связи с увеличением нагрузок на строящиеся трубопроводы возникла необходимость обоснования прочности и долговечности нефтепроводов после ремонта чопами и распространения этой технологии ремонта на большие толщины труб и размеры локальных повреждений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Расчетно-экспериментальная методика разработки средств ремонта локальных повреждений трубопроводов на основе физико-математического моделирования комплекса процессов, протекающих в металле при ремонте и последующей эксплуатации участка нефтепровода.

2. Закономерности, определяющие прочность и ресурс труб, отремонтированных чопами, установленные на основе физикоматематического моделирования и подтвержденные натурными экспериментами.

Автор считает своей приятной обязанностью выразить искреннюю признательность и благодарность научному руководителю доктору технических наук A.C. Куркину за повседневное внимание, терпение и помощь в выполнении данной работы.

Общие выводы по работе.

1. Перспективным направлением снижения потерь от локальных повреждений трубопроводов является разработка оперативных средств ремонта, минимизирующих утечки, сроки и стоимость ремонтных работ. Разработанная в России ремонтная конструкция «чоп» обеспечивает максимальную среди аналогичных конструкций оперативность остановки обнаруженной течи и безопасность ремонтных работ.

2. Наиболее рациональным способом установки чопа является забивка с минимально возможным натягом, но не менее 0,2% от диаметра отверстия. Увеличение натяга свыше 1% от диаметра отверстия затрудняет забивку чопа и может привести к снижению долговечности отремонтированного участка нефтепровода.

3. На основе математического моделирования установлены следующие закономерности, определяющие прочность и ресурс труб, отремонтированных чопами:

3.1. При увеличении диаметра ремонтируемого отверстия коэффициент интенсивности напряжения в корне сварного шва обварки чопа растет по линейному закону, что приводит к резкому ускорению роста трещин и снижению долговечности после ремонта. Причиной этого является податливость сечения шва, ослабленного непроваром. В результате радиальное перемещение краев отверстия от внутреннего давления концентрируется между краями шва. Это ограничивает максимальный диаметр отверстий, ремонтируемых чопами без головки.

3.2. Податливость краев головки чопа снижает концентрацию перемещений и уменьшает нагрузку на шов. Это является главной причиной повышенной прочности и долговечности чопов с головкой. Второй причиной является благоприятная ориентация непровара в корне шва вдоль силового потока, по схеме сдвига, а не отрыва). Такие чопы могут быть применены для ремонта отверстий диаметром до 40 мм. 3.3. Толщина стенки трубы не оказывает существенного влияния на долговечность после ремонта чопами, это позволяет применять чопы для ремонта труб высокого давления с большой толщиной стенки.

4. Конструкция чопа с головкой обеспечивает полное восстановление работоспособности поврежденного участка трубопровода для отверстий диаметром до 40 мм при условии правильного выбора ее размеров:

4.1. Толщина краев головки должна составлять половину от толщины стенки трубы.

4.2. Ширина краев головки должна быть равна толщине. При уменьшении ширины снижается податливость головки, а при увеличении растут радиальные перемещения трубы под швом.

4.3. Технология сварки должна обеспечивать плавный переход от шва к поверхности трубы, а также отсутствие технологических дефектов у корня шва.

5. По результатам моделирования и натурных испытаний были определены соотношения размеров двух конструкций чопов, обеспечивающие необходимую долговечность. Разработанные конструкции вошли в нормативный документ ОАО «АК Транснефть», расширяющий область применения чопов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Исследование и прогнозирование долговечности деталей машин со сварными соединениями: автореф. Дис. .канд. техн. наук: 05.02.02 / Аборкин Артемий Витальевич.- Владимир, 2010.- 17 с.
  2. А.Б. Расчет магистральных и промысловых трубопроводов на прочность и устойчивость: Справочное пособие/ А. Б. Айнбиндер.- М.: Недра, 1991.- 288 с.
  3. Н.П. Физические методы неразрушающего контроля сварных соединений: Учебное пособие / Н. П. Алешин.- М.: Машиностроение, 2006. -368 с.
  4. A.B. Стресс коррозия на газопроводе Комсомольское-Челябинск / A.B. Башкин // Газовая промышленность. 1999. № 3.— С. 52−54.
  5. .М. Математические модели дуговой сварки: В 3 т. Т.1: Математическое моделирование и информационные технологии, модели сварочной ванны и формирования шва / Б. М. Березовский.- Челябинск: ЮУр-ГУ, 2002. Т. 1.585 с.
  6. Р. Микробиологическая коррозия/ Р. Благник, В. Занова.- М.: Наука, 1965.-102 с.
  7. П.П. Подводные трубопроводы / П. П. Бородавкин, В.Л. Бере-зин.- М.: Недра, 1979.- 415 с.
  8. П.П. Прочность магистральных трубопроводов / П. П. Бородавкин, A.M. Синюков.- М.: Недра, 1984.- 245 с.
  9. П.П. Сооружение магистральных трубопроводов/ П. П. Бородавкин, В. Л. Березин.- М.: Недра, 1987.- 471 с.
  10. Бут B.C. Основные направления развития технологии ремонта магистральных трубопроводов в условиях эксплуатации под давлением / B.C. Бут, О. И. Олейник // Автомат, сварка.- 2007, — № 5.- С. 42−48.
  11. В.А. Сварные конструкции. Механика разрушения и критерииработоспособности / В. А. Винокуров, С. А. Куркин, Г. А. Николаев / Под ред. Б.Е.Патона-М.: Машиностроение, 1996. 576 с.
  12. В.А. Теория сварочных деформаций и напряжений / В. А. Винокуров, А. Г. Григорьянц.- М.: Машиностроение. 1984. — 280 с.
  13. В.К. Прочность, трещиностойкость и конструктивная безопасность строительных металлоконструкций на базе развития линейной механики разрушения: автореф. Дис.. д-ра техн. наук: 05.23.01 / Востров Владимир Кузьмич.- М., 2009.- 50 с.
  14. ВРД 39−1.10−043−2001 Положение о порядке продления ресурса магистральных газопроводов ОАО «Газпром». М., 2001. — 15 с.
  15. В.Б. Ремонт магистральных трубопроводов и оборудования нефтеперекачивающих станций / В. Б. Галеев, Е. М. Сощенко, Д. А. Черняев.- М.: Недра, 1968.- 224 с.
  16. М.С. Динамика магистральных трубопроводов/ М. С. Герштейн,-М.: Недра, 1992.- 285 с.
  17. ГОСТ 25.504−82. Расчеты и испытания на прочность. Методы расчета характеристик сопротивления усталости. М.: Гос. Комитет СССР по стандартам, 1984.-82 с.
  18. ГОСТ 25.506−85. Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (Вязкости разрушения) при статическом нагружении. -М.: Изд-во стандартов, 1985. 62 с.
  19. Джальуд Фауаз. Влияние остаточных сварочных напряжений на прочность и ресурс конструкций чопов для ремонта магистральных нефтепроводов / Фауаз Джальуд // Сварка и диагностика, 2012.- № 2.- С. 30−33.
  20. A.A. Проблемы оценки остаточного ресурса стареющего оборудования / A.A. Дубов // Теплоэнергетика. 2003. — № 11. — С. 54−57.
  21. В.А. Моделирование особенностей формирования парогазового канала при электронно-лучевой сварке / В. А. Ерофеев // Сварка и Диагностика.-2009.-№ 4.- С. 12−18.
  22. A.C. Напряжения в сварных соединениях и ремонтных констрк-циях магистральных трубопроводов / A.C. Зандберг.- М.: ООО «НИПКЦ Восход-А». — 2008.- 212 с.
  23. A.C. Основы проектирования сварных герметизирующих конструкций магистральных трубопроводов. Гладкие стальные чопы / A.C. Зандберг // Сварочное производство. 2011. — № 1. — С. 12−16.
  24. A.C. Преимущества использования толстостенных патрубков (велдолетов) для прямых врезок в трубопровод / A.C. Зандберг, А. П. Jla-дыжанский, А. А. Сажаев // Сфера Нефтегаз. 2011. — № 4. — С. 138−140.
  25. М.Н. Прочность сосудов и трубопроводов с дефектами стенок в нефтегазовых производствах / М. Н. Захаров, В. А. Лукьянов. М.: Нефть и газ им. И. М. Губкина, 2000. — 216 с.
  26. Информационные технологии при подготовке сварщиков и специалистов сварочного производства: опыт применения и перспективы совершенствования / Б. Е. Патон и др. // Сварка и Диагностика.- 2010.- № 4.- С. 42−48.
  27. В.А. Разрушение труб магистральных газопроводов / В. А. Канайкин, А. Ф. Матвиенко.- Екатеринбург, 1997. 102 с.
  28. В.К. Средства и методы диагностики газопроводов для повышения их эксплуатационной надежности / В. К. Киселев // Нефтегазовые технологии, 1999.-№ 1.- С. 20−22.
  29. Компьютерное проектирование и подготовка производства сварных конструкций. / С. А. Куркин и др.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.- 464 с.
  30. A.C. Программный комплекс «СВАРКА» инструмент для решения практических задач сварочного производства / A.C. Куркин, Э. Л. Макаров // Сварка и диагностика.- 2010.- № 1.- С. 16 24.
  31. Г. И. Протяженные разрушения магистральных газопроводов / Г. И. Макаров. М.: Academia, 2002. — 208 с.
  32. Ю.Г. Модели и критерии механики разрушения / Ю. Г. Матвиенко. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 328 с.
  33. В.И. Выбор технологий устранения дефектов в магистральном трубопроводе без вывода его из эксплуатации/ В. И. Махненко, Е.А. Вели-коиваненко, О.И. Олейник// Автомат, сварка.- 2008.- № 6.-С. 12−18.
  34. В.И. Ремонт магистральных трубопроводов сваркой без вывода их из эксплуатации/ В. И. Махненко, B.C. Бут, О. И. Олейник // Проблемы прочности. 2009.- № 5.-С. 86−100.
  35. Машиностроение: энциклопедия в 40 т. Т.3−4: Технология сварки, пайки и резки / под ред. Фролова К.В.-М.: Машиностроение, 2006.-768с.
  36. Методическое руководство по оценке коррозийного растрескивания под напряжением// Нефтегазовые технологии, 1998.- № 4.- С. 62−68.
  37. Моделирование тепловых процессов при фрикционной сварке / Э. Л. Макаров и др. // Сварка и Диагностика.- 2010.- № 3.- С. 21−25.
  38. Морозов Е.М. ANSYS в руках инженера. Механика разрушения / Е. М. Морозов, А. Ю. Муйземнек, A.C. Шадский.- М.: ЛЕНАНД, 2010. 456 с.
  39. Г. Х. Диагностика технического состояния и оценка остаточного ресурса магистральных трубопроводов: Учебное пособие /Под ред. А. И. Владимирова, В. Я. Кершенбаума. М.: Национальный институт нефти и газа, 2005. — 72 с.
  40. Г. Х. Модель оценки остаточного ресурса резервуаров по критериям механики разрушения / Г. Х. Мурзаханов, H.A. Быстрова, С.Л. Ряб-цев // Технология машиностроения. 2008. — № 7. — С. 34−39.
  41. С. Температурные напряжения и малоцикловая усталость / Пер. с англ. под ред. P.M. Шнейдеровича М.: Машиностроение, 1974. — 344 с.
  42. А.Я. Основы расчета и диагностики сварных конструкций / А. Я. Недосека.-К.: Издательство «Индпром», 1998.-640 с.
  43. Обоснование прочности и ударной вязкости сварных соединений магистральных трубопроводов из высокопрочных сталей / C.B. Головин и др. // Трубопроводный транспорт [теория и практика]. 2008. — № 2. — С. 20−25.
  44. Оценка безопасности эксплуатации трубопроводов // Транспортировка нефти и газа.- 1991.- № 40.- С. 10−12.
  45. Оценка сопротивляемости цилиндрических муфт осевым нагрузкам при ремонте кольцевых стыков трубопроводов / A.C. Зандберг и др. // Сварочное производство. 2003.- № 5.- С. 21−24.
  46. Разработка конструкций чопов для ремонта магистральных нефтепроводов на основе компьютерного моделирования / A.C. Куркин и др. // Сварка и диагностика, 2011. № 1.- С. 45 50.
  47. РД 16.01 -74.20.00-КТН-058−1 -05 (с изм. 1 2005, изм.2 2009) Магистральный нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Специальные нормы проектирования и строительства. ВНИИСТ
  48. РД 19.100.00-КТН-001−10. Неразрушающий контроль сварных соединений при строительстве и ремонте магистральных трубопроводов. Введен 201 001−18. ОАО «АК «Транснефть» 2010.-141 с.
  49. РД 91.200.00-КТН-119−07. Технология ремонта трубопроводов с применением чопов, патрубков и тройников. Введен 2007−05−18. ОАО «АК «Транснефть» 2007.- 68 с.
  50. Результаты экспериментального подтверждения расчетной циклической прочности и ресурса конструкций чопов для ремонта магистральных нефтепроводов / A.C. Куркин и др. // Сварка и диагностика, 2011.- № 2.-С. 33 -36.
  51. A.B. Исследования напряженно-деформированного состояния трубопроводов: учебное пособие / A.B. Рудаченко, A.JI. Саруев. Томск: Изд-во Томского политехнического университет, 2011.- 136 с.
  52. Сварка Резка Контроль. Справочник в 2 т. Т.1, под ред. Алешина Н. П., ЧернышоваГ.Г.-М.: Машиностроение, 2004.- 478с.
  53. СНиП 2.05.06−85. Магистральные трубопроводы.- М.: ГОСКОМ СССР по делам строительства, 1985.- 52 с.
  54. СНиП П-23−81*. Стальные конструкции /Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. — 96 с. Взамен СНиП II-B.3−72- СНиП П-И.9−62- СН 37 667.
  55. СНиП Ш-42−80* «Магистральные трубопроводы» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1980 г. N 67) (с изменениями от 5 ноября, 28 декабря 1982 г., 29 декабря 1986 г., 10 ноября 1996 г.).
  56. Г. Мина замедленного действия/ Сорокин T. II Нефть России.-1995.-№Ц.- С. 35.
  57. Сосуды и трубопроводы высокого давления: Справочник.- М.: Машиностроение, 1990.- 384 с.
  58. О.И. Прочность сварных конструкций в агрессивных средах / О. И. Стеклов. М.: Машиностроение, 1976. — 200 с.
  59. Теория сварочных процессов: Учебник для вузов / A.B. Коновалов, A.C. Куркин, Э. Л. Макаров, В. М. Неровный, Б.Ф. Якушин- Под ред. В. М. Неровного. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007.- 752 с.
  60. Технология ремонта дефектов трубопроводов с помощью стальных «чо-пов» / Н. Г. Гончаров и др. // Трубопроводный транспорт [теория и практика]. 2010.-№ 5. — С. 58−59.
  61. C.B. Разработка технологии оценки ресурса сварных соединений трубопроводов с применением спектрально-акустического метода: авто-реф. Дис. .канд. техн. наук: 05.03.06 / Фольмер Сергей Владимирович.-Барнаул, 2009.- 19 с.
  62. Г. М. Механика мелких трещин в расчетах прочности оборудования и трубопроводов / Г. М. Хажинский. М.:Физматкнига, 2008. — 256 с.
  63. В.В. Надежность и ресурс конструкций газопроводов / В.В.
  64. Харионовский.- M.: ОАО Издательство «Недра», 2000. 467 с.
  65. Ф.А. Ресурс сварных соединений паропроводов / Ф. А. Хромченко. М.: Машиностроение, 2002. — 352 с.
  66. Ф.А. Сварочные технологии ремонта элементов трубопроводных систем теплоэнергетики. Ч. 1. Ремонт элементов трубопроводов 1 категории / Ф. А. Хромченко // Сварочное производство.- 2008.- № 4.- С. 31−42.
  67. Ф.А. Сварочные технологии ремонта элементов трубопроводных систем теплоэнергетики. 4.2. Ремонт сварных соединений трубопроводов II-IV категорий / Ф. А. Хромченко // Сварочное производство, — 2008.-№ 5.- С. 26−31.
  68. Ю.А. Влияние асимметрий односторонних стыковых швов на распределение напряжений в сварном соединении / Ю. А. Цумарев // Сварка и Диагностика.- 2010.- № 5.- С. 24−27.
  69. А. В открытом поле не обойтись без. трубопроводов / А. Черепанов, А. Матвейчук // Нефть России.- 1998.- № 1.- С. 30−35.
  70. К.В. Разработка системы предупреждения отказов и продления срока службы магистральных нефтепроводов России: Дис. д-ра техн. наук/
  71. К.В.- М., 1998.- 348 с.
  72. А.В. Влияние формы и размеров сварных соединений на долговечность трубопроводов компрессорных станций / А. В. Шипилов, А. С. Куркин // Сварка и Диагностика.- 2010.- № 6.- С. 47−51.
  73. Экспериментальная оценка работоспособности приварных герметизирующих чопов магистральных нефтепроводов / Н. В. Теревков и др. // Сварочное производство. 2010. — № 7. — С. 32−34.
  74. Э.М. Надежность магистральных трубопроводов / Э. М. Ясин, B. J1. Березин, К. Е. Ращепкин.- М.: Недра, 1972.- 184 с.
  75. Barsoum Z. Residual stress analysis and fatigue of multi-pass welded tubular structures // Engineering Failure Analysis, 2008.-Vol. 15.- Issue 7.- P. 863−874.
  76. Chen J. Prediction and verification of melting front in GTA weld pool of full-penetration / Chen J., Wu C. // China Welding.- 2006.- Vol. 15. № 4.- P. 1−4.
  77. Dong P. Analysis of residual stresses at weld repairs / P. Dong, J. K. Hong, P. J. Bouchard // Int. J. Pressure Vessels and Pip, 2005. 82.- № 4.- c. 258−269. Англ.
  78. Jiang Wei. Finite element prediction of residual stress distributions in a multipass welded piping branch junction / Jiang Wei, Yahiaoui Kadda // Trans. ASME. J. Pressure Vessel Technol. 2007.- № 4.- C. 601−608. Англ.
  79. Numerical simulation of sleeve repair welding of in-service gas pipelines / I.-W. Bang, Y.-P. Son, К. H. Oh, Y.-P. Kim, W.-S. Kim // Weld. J. 2002. 81.- № 12.-C. 273s-282s. Англ.
  80. Sabapathy P.N. Numerical models of in-service welding of gas pipelines / P.N. Sabapathy, M.A. Wahab, M.J. Painter // Journal of materials processing technology.-2001.-Vol. 118.-Issues 1−3.-P. 14−21.
Заполнить форму текущей работой