Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс признаков идентификации интеллектуальной организации, механизмы формирования и развития интеллектуальной организации, процедура реструктуризации системы управления бизнес-структурой и рекомендации по оценке результативности мер, при условии внедрения, позволяют кардинально улучшить качество управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Интеллектуальная организация в сфере бизнеса как объект исследования
    • 1. 1. Сущность интеллектуальной организации
    • 1. 2. Анализ зарубежного и отечественного опыта использования системы управления знаниями при формировании и развитии интеллектуальной организации
    • 1. 3. Концептуальные подходы к созданию интеллектуальной организации
  • Глава 2. Совершенствование механизмов формирования и развития интеллектуальной организации в сфере бизнеса
    • 2. 1. Современные технологии обучения и их применение в процессе формирования и развития интеллектуальной организации
    • 2. 2. Применение механизмов стратегического партнерства в процессе создания и развития интеллектуальной организации
    • 2. 3. Реструктуризация системы управления коммерческой организацией

Управление формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью научной разработки методов управления формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса.

Коммерческие организации в России постепенно наращивают интеллектуальный потенциал, формируют интеллектуальную собственность и постепенно преобразуются в интеллектуальные организации, обладающие повышенной устойчивостью и конкурентоспособностью.

Однако практические методы и инструменты управления преобразованием бизнес-структур в интеллектуальные часто не соответствуют требованиям современной экономики и используются бессистемно, что приводит к снижению эффективности конечных результатов их деятельности и не способствует удовлетворению интересов общества.

В настоящее время Россия занимает лишь 64-е место по индексу конкурентоспособности, 60-е — по индексу развития человеческого потенциала и 30-е место по индексу образования в рейтинге стран мира. Преодолеть это отставание можно путем становления и развития экономики, основанной на знаниях. Это в свою очередь предполагает массовое распространение в сфере бизнеса интеллектуальных организаций.

Коммерческим организациям приходится решать сложные задачи, которые заставляют их создавать и использовать передовые знания в условиях интенсивного изменения рыночного спроса. Глобальная конкуренция требует высокого уровня новаторства и использования современных информационных технологий, которые сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот относительно небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая при этом жесткую конкурентную среду.

Потребность в эффективных механизмах управления созданием и развитием интеллектуальных организаций начинает формироваться у крупных отраслевых компаний и представителей среднего бизнеса, нацеленных на привлечение инвестиций, достижение оптимальной структуры капитала, повышение капитализации компании.

Поэтому актуальным становится разработка научных рекомендаций по алгоритмам управления преобразованием действующей коммерческой организации в интеллектуальную.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы формирования и развития интеллектуальной организации в современных условиях затрагиваются в научной литературе, посвященной управлению знаниями. Концепция управления знаниями изложена в работах как зарубежных, так и российских авторов: С. Арсентьева, Г. Я. Гольдштейна, Ю. Лунева, Б. З. Мильнера, М. Румизен, Т. Питерса, Л. Прусака, И. Нонака, X. Такеучи, Л. Эдвинсон и других.

Стратегия и тактика системы менеджмента знаний представлены в работах отечественных авторов: А. Л. Гапоненко, Л. Ю. Григорьева, В. Л. Макарова, Г. Б. Клейнера, А. Н. Козырева и других.

Анализ практического использования технологий менеджмента знаний проведен Б. Гейтсом, Д. Буткином, Ч. Силей и другими.

Интеллектуальный капитал как источник богатства организации, природа интеллектуальной организации и управление организационным знанием рассмотрены в работах Э. Брукинг, Т. Стюарта, Д. Стоунхауса, К. Д. Экка, Ф. Фукуяма, а также В. С. Ефремова, Л. И. Лукичевой, Е. В. Егорычевой и других.

Особое значение для теории и практики управления интеллектуальными организациями имеют результаты аналитических отчетов Мета Групп, данные журнала Fortune, опыт М. Хаммера в вопросах реинжиниринга бизнес-процессов.

Ценные материалы по практическому использованию технологий управления знаниями содержатся в таких периодических изданиях, как.

Менеджмент в России и за рубежом", «Секреты фирмы», «РБК», «Компания», «Эксперт».

Однако на современном этапе недостаточное внимание уделено процедурам, алгоритмам преобразования бизнес-структур в интеллектуальные организации, механизмам формирования и развития интеллектуального потенциала на стадии профессионального обучения будущих менеджеров и предпринимателей, использования, как в период обучения, так и в бизнесе, принципов социального партнерства. Поэтому данное диссертационное исследование направлено на разработку научных рекомендаций по механизмам формирования и развития интеллектуальной организации.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации заключается в разработке концептуальных основ управления формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— уточнить сущность категории «интеллектуальная организация»;

— проанализировать зарубежный и российский опыт использования систем управления знаниями при формировании и развитии интеллектуальной организации и выработать рекомендации по его применению;

— определить факторы, влияющие на управление формированием и развитием интеллектуальной организации;

— разработать механизмы формирования и развития интеллектуальной организации, основанные на принципах стратегического социального партнерства;

— разработать процедуру реструктуризации системы управления бизнес-структурой с целью превращения ее в интеллектуальную организацию.

Объектом исследования является процесс управления формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса.

Предметом исследования является совокупность управленческих, экономических и социальных отношений, возникающих в процессе управления формированием и развитием интеллектуальной организации в сфере бизнеса.

Теоретико-методологической основой исследования послужили различные труды по проблематике управления знаниями отечественных и зарубежных ученых. При подготовке диссертационного исследования широко использовались научные знания и труды специалистов в области современного менеджмента, психологии, социально-трудовых отношений, первичный материал, собранный и обработанный автором за период 20 002 007 гг.

Информационную базу диссертационной работы составили данные справочных материалов Росстата РФ, результаты социологических исследований, зарубежная информация, библиографические источники и материалы публикаций.

Новые научные результаты, полученные автором и выносимые на защиту, состоят в том, что найдены и аргументированы пути решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории управления экономическими системами. Разработана концепция алгоритма интеллектуализации организации в сфере бизнеса. В частности:

1. Выявлен комплекс основных признаков идентификации коммерческой организации как интеллектуальной. Он включает наличие:

•инновационного развития как фактора успеха;

•системы управления знаниями в организации;

•приоритета инвестиций в нематериальные активы, обеспечивающего их высокий удельный вес в общем объеме инвестиций и высокий коэффициент Тобина;

•мотивационной политики, направленной на непрерывное образование, создание атмосферы доверия и открытости, на развитие креативности сотрудников и делегирование полномочий;

•высокой степени развития отношений стратегического социального партнерства как внутри организации, так и с субъектами внешней среды;

•гибкой организационной структуры с центром управления знаниями;

•социальной ответственности бизнеса.

2. Выявлены современные факторы эффективного управления интеллектуальной организацией, характерные для социально-экономической ситуации в России. Факторы деловой среды дополнены такими, как:

• состояние государственной инновационной политики;

• .уровень развития рынка образовательных услуг, влияющего на совокупность образовательных технологий формирования интеллектуального потенциала организации;

• степень развития института частно-государственного партнерства.

3. Предложены три взаимозависимых механизма формирования и развития интеллектуальной организации в сфере бизнеса:

• современные технологии обучения, включая виртуальное и обучение по «бизнес-модели»;

• стратегическое партнерство бизнес-структуры, власти и образовательных учреждений;

• реструктуризация системы управления коммерческой организацией.

4. Разработан механизм формирования стратегических партнерских отношений в процессе создания и развития интеллектуальной организации в сфере бизнеса.

Механизм включает определение целей, полномочий всех сторон партнерских отношений и методы их реализации на этапах создания и развития интеллектуальной бизнес-организации. Государство поддерживает, а бизнес инвестирует инновационные программы обучения, удовлетворяющие стратегическим потребностям общества и бизнеса. Обоснованы сценарии горизонтальной и вертикальной интеграции участников на основе партнерских соглашений.

5. Разработана процедура реструктуризации системы управления компанией с целью формирования интеллектуальной организации, предполагающая следующую последовательность действий:

1) проведение организационного анализа с целью определения организационного потенциала развития интеллектуальной организациивыделение ключевых подразделений как мультипликаторов знаний;

2) оценка и целевая аттестация кадров, способностей и возможностей прироста интеллектуального потенциалаоценка и корректировка корпоративных стандартов, способствующих эффективным коммуникациямоценка бизнеса, нематериальных активов и интеллектуальной собственности с использованием услуг профессиональных оценщиков;

3) проектирование функциональной модели интеллектуальной организации и матрицы организационного проектирования, разработка корпоративных стандартов;

4) создание координационно-аналитического подразделения «Центр управления знаниями», состоящего из:

— группы аналитиков экспертов-консультантов;

— группы программных разработчиков;

— группы коучеров;

— проектных групп.

6. Разработаны рекомендации по оценке результативности мер по развитию интеллектуальной организации. Предлагается такую оценку производить с помощью экспертной балльной оценки влияния различных мер на результаты деятельности организации, среди которых:

— рост удовлетворенности потребителей;

— прирост удельного веса новой продукции в ее общем объеме:

— повышение уровня рентабельности;

— рост удовлетворенности сотрудников, сокращение текучести кадров.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс признаков идентификации интеллектуальной организации, механизмы формирования и развития интеллектуальной организации, процедура реструктуризации системы управления бизнес-структурой и рекомендации по оценке результативности мер, при условии внедрения, позволяют кардинально улучшить качество управления, повысить эффективность деятельности и обеспечить социальную ответственность бизнеса в долгосрочной перспективе.

Методические рекомендации по реструктуризации системы управления фирмой нашли применение в ряде коммерческих организаций, в том числе в компании «Цветметаллсервис».

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе МАГМУ и ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.

Апробация работы. Основные научные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях.

Публикации. По результатам исследования подготовлено и опубликовано 5 статей, в т. ч. одна публикация в журнале, рекомендованном ВАК, общим объемом 2,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 172 страницы машинописного текста, 5 рисунков, 4 таблицы, 9 схем.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы:

1 .Интеллектуальная организация в сфере бизнеса может идентифицироваться как коммерческая организация, владеющая интеллектуальной собственностью и эффективно управляющая интеллектуальными ресурсами с целью повышения конкурентоспособности и качества жизни общества.

2.Процессом формирования и развития интеллектуальной организации необходимо управлять. При этом успешность управления зависит от точности, выделения комплекса основных признаков ее идентификации.

3.Интеллектуальная организация всегда обучающаяся организация. Только те организации, которые обучаются наиболее быстро, способны выжить и переиграть своих конкурентов. Чем выше темп изменений, тем значительнее потребность в ускорении обучения. Поняв природу своего обучения, они оказываются в состоянии улучшить и ускорить процессы создания и использования своих знаний. Система управления знаниями как признак интеллектуальной организации является средством, а не конечной целью. Конечная цель состоит в повышении интеллектуального потенциала организации или корпоративного коэффициента интеллекта (К}).

4.0рганизации могут стать «интеллектуальными», сознательно учитывая влияние факторов внутренней и внешней среды. Только благодаря пониманию своих собственных возможностей и того, как они соотносятся с институциональной средой, с потребностями и возможностями клиентов, фирма может развить такое конкурентное преимущество, как интеллектуальность бизнеса.

5.В процессе становления профессионального ядра интеллектуальной организации первостепенное значение имеют современные технологии образования. Экономические преобразования коренным образом изменили условия развития профессионального образования. Оно все в большей степени должно ориентировать на удовлетворение потребителей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становиться инструментом решения социальных и экономических проблем общества.

6.В современных условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службой занятости, то есть со всеми, кто является не просто заказчиком «продукта» образовательного учреждения, а участником его «производства». Поэтому в процессе формирования и развития интеллектуальной организации основным механизмом следует считать механизм стратегического социального партнерства, эффективность применения которого потребует дальнейшего развития законодательной и нормативной базы.

7.Программа по управлению формированием и развитием интеллектуальной организации действительно приносит компании прибыль только при комплексном использовании предложенных механизмов обучения, стратегического партнерства и реструктуризации системы управления коммерческими организациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Научные публикации на русском языке
  2. Г. В. Интеллектуальная собственность: основной курс: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2004.- 463 с.
  3. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004. — 472 с.
  4. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие, Таганрог, Изд-во ТРГУ, 2004.
  5. Гунин В.Н.и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. -М.-ИНФРА-М, 2000. 272 с.
  6. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2005. 584 с.
  7. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации: Учебное пособие.//Под ред. проф. Гапоненко А. Л., Орловой Т. М. — М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. — 184 с.
  8. A.A. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
  9. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2003. -352 с.
  10. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией.- М.: Инфра-М, 2000.
  11. Ю.Леонтьев Б. Б., Мамаджанов Х. А. Принципы и подходы к оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М.: РИНФО, 2003.
  12. Н.Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007. — 204 с.
  13. На пороге экономики знаний: Мировая практика научно-инновационного развития. М.: ИМЭМО РАН, 2004. И. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. — М.: Издательский центр АЛО, 2001.
  14. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. Гапоненко А. Л., Панкрухина А. П. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 558 с.
  15. К., Джмухадзе А. Толпотворение. Ж-л «Секрет фирмы» № 09(192), 12−18.03.2007.
  16. ГАЗ получил мозги. Ж-л Эксперт № 28, 23.07−12.08.
  17. Е. Без макулатуры. Ж-л «Эксперт Волга» № 23,18.06.2007.
  18. М. Узы инноватики. Ж-л «Эксперт», № 25 (519), 03.06.2006.
  19. М. Высшая образовательная политика. Ж-л «Эксперт», № 32, 04−10.09.2006.
  20. И.А. Филосовские аспекты образования. Существуют ли они? Ж-л «Управленческое консультирование», № 1,1999. В. Новгород.
  21. Р., Попов А. Совершенство битых камней. Ж-л «Эксперт Сибирь», № 23 (165), 18.06.1007.
  22. В. На работе нужно работать. Ж-л «Эксперт Волга» № 13, 02.04.2007 г.
  23. М. В будущем еще и не такое возможное. Ж-л «Секрет фирмы» Д'46 (181) 11 -17.12.2006.
  24. В. Играем в магазин и в больницу. Ж-л «Эксперт», № 23, 1824.06,2007.
  25. Л., Ханферян В. Оценочный драйв, ж-л «Эксперт», № 24 25.06−01.07.2007.
  26. А.Н. Управление знаниями перспективное направление менеджмента. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», № 1,2003.
  27. Т. Коллективный разум on-line. Ж-л «Новый менеджмент», № 3, 2007.
  28. Е.А. Двойная роль инноваций. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», № 3, 2004.31 .Лисицин Д. Рулевые игры. Ж-л «Секрет фирмы», № 12(195), 02−08.04, 2007.
  29. Л.И., Егорычева Е. В. Развитие интеллектуального потенциала как инструмент эффективного управления интеллектуальным капиталом наукоемких предприятий. Ж-л «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2006.
  30. А. Лентяйская методика. Ж-л «Эксперт», № 42, 13−19.11, 2006.
  31. Моя твоя не понимать. Ж-л «Компания», № 43(439), 20.11.2006.
  32. .З. Управление знаниями в современной экономике.// Проблемы теории и практики управления, № 9, 2006, с.8−14.
  33. О. Мастер-класс для развивающегося рынка. Российская газета, № 70 (4333), 05.04.2007.
  34. Ю. Партнеры по уму. Ж-л «Коммерсант», № 149, 15.08.2006.
  35. В. Творчество умных. Ж-л «Секрет фирмы» № 43(178), 20−26.11.2006.
  36. Ю. Бизнес в ученой степени. Ж-л «Секрет фирмы», № 08 (191), 05−11.03.2007.
  37. О. Скреплено цементом. Ж-л «Секрет фирмы», № 12(195), 02−08.04, 2007.
  38. Иностранные публикации на русском языке
  39. Э. Интеллектуальный капитал. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
  40. . Бизнес со скоростью мысли. 2-е изд., исправленное. ЭКСМО-Пресс, 2001.
  41. П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. / пер. с англ. -М., 2004. -473 с.
  42. Джим Коллинз. От хорошего к великому./ пер. с англ.- Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 305 с.
  43. Икуджиро Нонака, Хиротака Такеучи. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. / пер. с англ. — М., 2003.-384 с.
  44. Коллинсон Крис, Парселль Джеф. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций./пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 296 с.
  45. Мелисси Клеммонс Румизен. Управление знаниями:/Пер. с англ. М. К. Румизен. М.: ACT, Астрель, 2004.- 318с.
  46. Майкл Габо. Интервью газете «Коммерсант», № 89, 25 мая, 2001.
  47. Моше Рубинштейн, Айрис Фирстенберг. Интеллектуальная организация. Привнести будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения. / пер. с англ. Инфра-М, 2003. — 192 с.
  48. Питер Друкер. Задачи менеджмента в 21 веке. Williams, 2000.
  49. Питер Друкер. О профессиональном менеджменте./пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. 320 с.
  50. Питер Друкер. Практика менеджмента./пер. с англ.- Williams, 2 000 398 с.
  51. Портер Майкл. Э. Конкуренция./пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 608 с.
  52. Роберт Каплан, Дейвид Нортон. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты./пер. с англ. М., 2005. — 512 с.
  53. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации./пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999.
  54. Томас Стюарт, Интеллектуальный капитал новый источник богатства организаций (Stewart Т.А. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. № 4-L., Doubleday/Currency, 1997. Copyright — T.A. Stewart 1997)
  55. Управление знаниями. Серия: Классика Harvard Business Review. Альпина Бизнес Букс, 2006.
  56. В. Человек в поисках смысла./пер. с англ. М.: 1990.
  57. Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению. / пер. с нем. М.: Омега-Л, 2006. — 267 с.
  58. Ф. Великий разрыв./пер. с англ. М.: ACT: Ермак, 2004, -476с.
  59. Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ACT: Ермак, 2004, — 349 с.
  60. Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию./пер. с англ. Инфра-М, 2002. — 230 с.
  61. Д. Управление знаниями как направление менеджмента. Ж-л «e-Learning Wold», № I (17), январь-март 2007.1. Интернет-сайты66Jim Botkin, Chuck Seeley. Две составляющих управления знаниями. Статья на сайте http://www.kmtec.ru
  62. Клаус Д.Экк. Знание как новая парадигма управления, ст. на сайте: www.km.ru
  63. Ю. Психологические основы системы менеджмента знаний. http://www.big.spb.ru
  64. М. Управление знаниями: этапы внедрения. Статья на сайте http://www.kmtec.ru
  65. М. Управление знаниями: факторы успеха. Статья на сайте http://www.kmtec.ru
  66. М. Нолидж-менеджмент: стратегия и тактика. Статья на сайте http://www.kmtec.ru
  67. Питер Коффи. Что значит управлять знаниями? Статья на сайте http ://www.kmtec. ru
Заполнить форму текущей работой