Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическое обеспечение управленческого учета в высших учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование действующего порядка учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг в высших учебных заведениях показало, что учетная информация не учитывает специфику деятельности вузов и поэтому не удовлетворяет возросшим требованиям управления. Применяемые на практике методики калькулирования не позволяют рассчитать себестоимость образовательной услуги… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы управленческого учета в высших учебных заведениях
    • 1. 1. Сущность управленческого учета и его значение в деятельности организаций
    • 1. 2. Особенности образовательной деятельности высших учебных заведений и их влияние на учет затрат
  • ГЛАВА 2. Организация учета затрат в высших учебных заведениях
    • 2. 1. Учет затрат на счетах управленческого учета
    • 2. 2. Учет затрат основных производственных структурных подразделений вуза
  • ГЛАВА 3. Калькулирование и моделирование себестоимости образовательных услуг
    • 3. 1. Калькулирование себестоимости образовательных услуг
    • 3. 2. Моделирование расчета себестоимости образовательных услуг
    • 3. 3. Методика анализа безубыточности образовательной деятельности вуза

Методическое обеспечение управленческого учета в высших учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Уровень развития высшего образования определяет потенциал страны. Высшее образование в современных условиях выступает в качестве важного рычага экономических и социальных изменений. Мировой опыт свидетельствует о том, что выход из экономического и социального кризиса осуществляется более быстрыми темпами в тех странах, где правительство первостепенное внимание уделяет высшему образованию.

В настоящее время на рынке образовательных услуг России функционирует 654 государственных и 598 негосударственных вузов, в которых обучается свыше 5 миллионов студентов, пятая часть из них — студенты, обучающиеся на платной основе. Вузы оказывают образовательные услуги и заинтересованы в том, чтобы плата за эти услуги была экономически обоснованной. В условиях рыночных отношений цены на услуги формируются по закону спроса и предложения, но на средние цены по отрасли оказывает влияние и порядок расчета себестоимости оказания образовательных услуг.

Для поддержания конкурентоспособности на образовательном рынке вузы обязаны оказывать качественные образовательные услуги, что требует совершенствования кадрового состава, обновления материально-технической базы, участвующей в образовательном процессе. Для реализации указанных целей вузы несут огромные затраты, грамотное управление которыми позволит работать эффективно и развиваться быстрыми темпами.

В существующих условиях хозяйствования руководство вузов должно принимать управленческие решения на основе данных, формируемых в бухгалтерском учете. В связи с этим повышается роль учета в управлении вузом. В условиях рынка учет призван, не снижая точности и объективности отчетной информации для внешних пользователей, одновременно обеспечивать управленческий персонал необходимой и своевременной информацией для целей управления.

Проведенное исследование действующего порядка учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг в высших учебных заведениях показало, что учетная информация не учитывает специфику деятельности вузов и поэтому не удовлетворяет возросшим требованиям управления. Применяемые на практике методики калькулирования не позволяют рассчитать себестоимость образовательной услуги по конкретной специальности и форме обучения, включающую в себя реально потребленные затраты, поскольку в основном ведется «котловой учет затрат» и исчисляется средняя себестоимость оказания образовательных услуг по вузу. В условиях конкуренции и хозяйственной самостоятельности вузов повысилась необходимость формирования учетной информации о затратах в целях управления ими, совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг.

Замена традиционных подходов более совершенными методами требует переориентации отечественной теории и практики учета затрат, дальнейшего исследования его управленческих аспектов. В связи с этим весьма актуальным является разработка методического обеспечения управленческого учета в высших учебных заведениях.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты управленческого учета находятся в центре внимания ученых-экономистов. Среди множества фундаментальных исследований следует отметить труды отечественных ученых: П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевича, В. Э. Керимова, Н. П. Кондракова, С. А. Николаевой, В. Ф. Палия, Л. Б. Сидельниковой, Я. В. Соколова, А. С. Стукова, В. И. Ткача, А. Д. Шеремета, JI.3. Шнейдмана. Известны труды зарубежных авторов: К. Друри, Р. Каплана, Б. Нидлза, Т. Скоуна, Ч. Хорнгрена, А. Яруговой. Основное внимание в исследованиях указанных авторов, как правило, уделяется вопросам формирования учетной информации о производственных затратах на промышленных предприятиях, но специфика оказания образовательных услуг предъявляет особые требования к формированию информации.

Исследованию проблем учета затрат в высших учебных заведениях посвящены работы таких авторов, как В. А. Жамин, Е. Н. Жильцов, В. И. Тропин, Л. И. Тульчинский, Д. И. Чупрунов. Однако проведенные ими исследования осуществлялись применительно к деятельности вузов в условиях плановой экономики, поэтому указанные работы ориентированы на организацию учета затрат, предназначенную для отчета перед внешним пользователем и основным заказчиком образовательных услуг в СССРгосударством. Что касается исследования вопросов управленческого учета в вузах, то в российской науке таковых практически нет. Изменения условий хозяйствования, развитие рыночных отношений обусловили необходимость формирования учетной информации о затратах, обеспечивающей решение управленческих задач, стоящих перед высшими учебными заведениями.

Данные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке методического обеспечения управленческого учета в вузах для формирования учетной информации о затратах и калькулирования себестоимости образовательных услуг в соответствии с потребностями руководства высших учебных заведений.

Для реализации указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

— изучить действующий порядок и обобщить опыт работы вузов по формированию учетной информации о затратах и калькулированию себестоимости образовательных услуг;

— исследовать особенности образовательной деятельности вузов и их влияние на формирование учетной информациипредложить порядок учетных записей по учету затрат на счетах управленческого учета для негосударственных и государственных вузов;

— разработать методику учета затрат основных производственных структурных подразделений вузов (кафедр);

— разработать методику и модель калькулирования себестоимости образовательных услуг вузаразработать модель анализа безубыточности образовательной деятельности вуза.

Объектом исследования является формирование учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений.

Предметом исследования являются теоретические, методические * и практические аспекты управленческого учета в высших учебных заведениях.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе исследования:

— предложен порядок учетных записей на счетах управленческого учета для негосударственных и государственных вузов, позволяющий формировать информацию о затратах в разрезе основных производственных структурных подразделений вуза и оказываемых образовательных услуг по специальностям, курсам и формам обучения, статьям калькуляции;

— представлена методика учета затрат кафедр, в рамках которой составлены формы управленческой отчетности, предоставляющие руководству вузов информацию о затратах и результатах деятельности указанных производственных структурных подразделений, исполнении ими сметы затрат;

— уточнена методика планирования стипендиального фонда, учитывающая возможные изменения фонда в течение будущего учебного года вследствие влияния результатов сессии на численность студентов, получающих стипендию, и размер стипендиипредложена методика калькулирования себестоимости оказания образовательных услуг, которая учитывает учебную нагрузку в разрезе ее видов и специальностей, являющуюся основным затратообразующим фактором в вузе, и опирается на экономически обоснованную базу распределения общевузовских затрат, что позволит исчислять себестоимость оказания образовательных услуг студентам определенной специальности и формы обучения;

— разработана модель расчета себестоимости оказания образовательных услуг по специальностям и формам обучения;

— разработана модель анализа безубыточности деятельности вузов, использование которой позволит рассчитывать численность студентов в точке безубыточности при различных параметрах функционирования вузов.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации. Необходимая глубина исследования, обоснованность научных результатов, достоверность выводов и рекомендаций основаны на изучении нормативных документов по предмету исследования, трудов отечественных и зарубежных ученых, статистических материалов о состоянии рынка образовательных услуг и других источников.

В диссертации использованы полученные и обработанные автором материалы исследования о порядке учета затрат в вузах города Читы. Расчеты проведены на основе первичных документов и отчетности, данных об организационной структуре и служебной документации следующих вузов: Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, Забайкальского Государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права.

В процессе исследования использовались методы экономического анализа, экономико-математического моделирования. Обработка фактических данных и соответствующие расчеты осуществлялись с использованием табличного процессора Microsoft Excel.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методического обеспечения управленческого учета в соответствии с потребностями руководства высших учебных заведений в действующих условиях хозяйствования, и выражается в следующем:

— предложено в качестве объектов учета затрат высших учебных заведений при калькулировании себестоимости образовательных услуг выделить курсы обучения, а в качестве объекта калькулирования — образовательные услуги, оказанные студенту, обучающемуся по определенной форме обучения, специальности;

— разработана номенклатура статей калькуляции оказания образовательных услуг согласно предложенным объектам учета затрат, учитывающая специфику деятельности высших учебных заведений;

— предложена база распределения общевузовских затрат по видам специальностей и форм обучения, основанная на учебной индивидуальной и аудиторной нагрузке, приходящейся на одного студента.

Значение полученных результатов для теории и практики.

Теоретическая значимость заключается в формировании методического обеспечения управленческого учета в высших учебных заведениях, способствующего повышению аналитичности информации о затратах и результатах. Сбор данных о затратах в разрезе предложенных объектов учета затрат и статей калькуляции позволит калькулировать себестоимость образовательных услуг по специальностям и формам обучения, а также будет являться основой для оценки результатов деятельности кафедр и контроля за исполнением сметы их затрат.

Внедрение содержащихся в диссертации методических положений и практических рекомендаций в практику работы вузов будет способствовать рациональному и эффективному управлению затратами, использованию учетной информации в текущем и стратегическом управлении.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном курсе «Бухгалтерский (управленческий) учет».

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов.

Методические рекомендации и практические разработки по теме диссертации прошли апробацию и используются в практике работы Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, Забайкальского Государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, Читинского института.

Байкальского государственного университета экономики и права, что подтверждается справками о внедрении.

Отдельные положения, разработанные в диссертации, используются в учебном процессе кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права.

Материалы и результаты диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях Байкальского государственного университета экономики и права, Хабаровской государственной академии экономики и права.

Публикации. Основные положения исследования изложены в 6 печатных работах объемом 2,88 пл., в т. ч. 2,69 пл. — авторские.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 169 страницах машинописного текста, содержит 21 рисунок, 53 таблицы, 11 приложений.

Объем и структура работы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень исследования проблемы, определяются цель и задачи исследования, раскрывается практическая значимость и научная новизна работы.

В первой главе рассматривается сущность управленческого учета с различных авторских позиций. Раскрываются недостатки порядка учета затрат и методик калькулирования себестоимости образовательных услуг, используемые в настоящее время высшими учебными заведениями на практике. Выявляются особенности образовательной деятельности вуза и их влияние на учет затрат. Определяются объекты управленческого учета в высших учебных заведениях, по которым представляется возможным организовать учет в соответствии с требованиями управления высшими учебными заведениями.

Во второй главе предложен порядок организации учета затрат в высших учебных заведениях. В частности, представлены счета управленческого учета и разработана их корреспонденция для негосударственных и государственных вузов, а также методика учета затрат и составления сметы затрат основных производственных структурных подразделений вуза, оценки результатов деятельности указанных подразделений. Предложены формы управленческой отчетности, аккумулирующие информацию о затратах и результатах деятельности производственных структурных подразделений, исполнения ими сметы затрат.

В третьей главе представлена номенклатура калькуляционных статей оказания образовательных услуг. Разработана методика учета затрат по специальностям и формам обучения, а также математическая модель, позволяющая рассчитать себестоимость образовательных услуг вуза. Представлена модель анализа безубыточности деятельности вуза при существующих и возможных параметрах деятельности.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендацли, полученные в результате проведенного исследования.

В приложениях содержатся справочные и иллюстративные материалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время государственные и негосударственные высшие учебные заведения функционируют в условиях рыночной среды. Исходя из затрат на оказание основных образовательных услуг студентам и конъюнктуры рынка, вузы самостоятельно устанавливают цены за обучение, отвечают за финансовое состояние, обеспечивают конкурентоспособность. Важным для эффективной работы является гибкое реагирование на требования рынка, своевременное и обоснованное принятие управленческих решений Информация, формируемая в системе управленческого учета, является одним из необходимых факторов, способствующих эффективному принятию управленческих решений.

В диссертации управленческий учет рассматривается как вид учета, в рамках которого производится сбор, систематизация, анализ и передача информации руководству для принятия управленческих решений. Работа посвящена управленческому учету в высших учебных заведениях.

Анализ экономической литературы и практики деятельности вузов показал, что конкуренция на рынке образовательных услуг растет, и поэтому руководству вузов необходима достоверная, оперативная информация, являющаяся базой для принятия обоснованных управленческих решений.

Исследование, проведенное на основе обобщения литературных источников, отражающих порядок учета затрат в высших учебных заведениях и методики калькулирования себестоимости образовательных услуг, позволило сформулировать отдельные выводы и обосновать ряд предложений в этом направлении.

На основе критического анализа состояния учета затрат негосударственных и государственных высших учебных заведений обосновывается вывод, что информация, формируемая на данном участке бухгалтерского учета, недостаточна для управления вузом. Исходя из этого, необходима перестройка учета затрат с учетом требований рыночной экономики и последних достижений, имеющихся в теории и практике российского и зарубежного бухгалтерского учета.

В процессе исследования выявлено, что для эффективного управления вузом в современных условиях хозяйствования необходимо формирование информации о затратах основных производственных структурных подразделений вуза и о затратах, связанных с оказанием образовательных услуг в разрезе специальностей и форм обучения. Эти данные в последующем будут служить информационной базой для оценки эффективности деятельности производственных структурных подразделений и для контроля за исполнением сметы их затрат, а также для калькулирования себестоимости образовательных услуг.

В диссертации, на основе исследования существующих в литературе вариантов организации управленческого учета, разработана схема учетных записей на счетах управленческой и финансовой бухгалтерии для негосударственных вузов, и предложена схема учетных записей на счетах управленческой бухгалтерии для государственных вузов, которые могут быть использованы при разработке системы учета затрат в конкретном высшем учебном заведении.

Особое внимание в диссертации уделяется разработке порядка учета затрат кафедр для осуществления контроля за их затратами, оценки вклада каждой из них в общие результаты работы вуза, анализа исполнениями ими сметы затрат. Разработанная методика учета затрат кафедр позволит оценить эффективность их деятельности, а предложенный порядок составления сметы затрат, установления норм расхода материальных ценностей станет мощным стимулом к экономии ресурсов вуза и приведет к улучшению финансовых результатов его деятельности.

Исследование применяемых вузами методик калькулирования себестоимости оказания образовательных услуг вузами показало, что учет затрат ведется котловым методом и при расчете себестоимости не учитываются технологические особенности процесса оказания образовательных услуг, в результате чего значительно понижается точность расчетов. Исходя из специфики деятельности вузов и из того, что процесс производства образовательных услуг студентам определенной специальности и формы обучения является непрерывным, поточным и состоит из последовательных этапов, входящих в рамки одного или нескольких курсов обучения, следующих друг за другом, предложено калькулировать себестоимость оказания образовательных услуг модифицированным попроцессным методом. Нами разработана и апробирована методика расчета себестоимости оказания образовательных услуг в разрезе специальностей и форм обучения. Одновременно с учетом полной себестоимости образовательных услуг для принятия оперативных управленческих решений разработана процедура калькулирования усеченной себестоимости.

В работе предложена математическая модель формирования полной и усеченной себестоимости оказания образовательных услуг в разрезе специальностей и форм обучения.

Введение

м в модель исходных данных, мо~уг быть автоматически рассчитаны показатели себестоимости образовательных услуг, а также показатели маржинальных доходов и соотношения между группами специальностей при любых экономических условиях.

Кроме того, в диссертации разработана математическая модель безубыточности образовательной деятельности, в рамках которой представляется возможность проводить анализ безубыточности деятельности вуза при существующем уровне цен и численности студентов в разрезе специальностей и форм обучения, а также рассчитывать возможные финансовые последствия при изменении существующего уровня пен и численности студентов. При введении параметров в модель, в случае, если деятельность вуза убыточна, возможно также рассчитать, при какой цене для максимально возможной численности будет обеспечено полное возмещение затрат вуза на обучение и будущую величину прибыли, соответствующую заданной численности студентов и планируемой цене за их обучение.

Таким образом, предложенный вариант управленческого учета в высших учебных заведениях будет способствовать повышению информативности учета затрат. Расчеты, связанные с оценкой деятельности кафедр, составлением смет и контролем за их исполнением по предложенной методике, позволят оценить эффективность их функционирования. Методика калькулирования себестоимости оказания образовательных услуг в разрезе специальностей и форм обучения обеспечит вузы информацией для принятия решений относительно установления и определения достаточности установленныл цен на оказываемые услуги, планирования перечня специальностей, обоснования начала обучения по новым специальностям.

Содержащиеся в диссертации практические рекомендации будут способствовать успешному решению многочисленных проблем, возникающих на рынке образовательных услуг в силу ужесточения конкуренции и необходимости максимально быстро приспосабливаться к постоянно меняющейся рыночной среде. Сформулированные по результатам исследования выводы и предложения будут способствовать более широкому внедрению управленческого учета и повысят эффективность деятельности высших учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Информационно-правовая система «Гарант».
  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант».
  3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. приказом Минфина РФ от 31.10 2000 № 94н -М.: Экзамен, 2001.-496 с.
  4. Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 26.08.04 № 70н // Информационно-правовая система «Гарант».
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167 // Информационно-правовая система «Гарант».
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н // Информационно-правовая система «Гарант».
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н // Информационно-правовая система «Гарант».
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств «ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н // Информационно-правовая система «Гарант».
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации «ПБУ 10/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 06 05.1999 № 33н // Информационно-правовая система «Гарант».
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию «ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н // Информационно-правовая система «Гарант».
  11. И.А. Управленческий учет. М.:Бератор-Пресс, 2003. — 176с.
  12. Аксененко, А Ф. Себестоимость в системе управления отрасли.-М.: Экономика, 1984.-168 с.
  13. Е.А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами-М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.-64 с.
  14. Андросов А. М, Викулова Е. В. Бухгалтерский учет.-М.: Финансы и статистика, 2000.-1024 с.
  15. Атаманова О.А., JI.H. Смирнова Ценообразование во внебюджетной детельности // Советник бухгалтера. 2001. № 3. С.40−43.
  16. Балабанов И Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта—М: Финансы и статистика, 2000.-208 с
  17. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н.М.Экономика высшей школы: проблемы и перспективы-СПб: Издательство СПб университета экономики и финансов, 1996.-130 с.
  18. Басманов И А. Калькулирование себестоимости промышленной продукции. Минск: Вышэйшая школа, 1973. — 296с.
  19. В.И. Вопросы финансов народного образования.-М.: Финансы и статистика, 1971 —131с.
  20. Безруких П С Учет затрат и калькулирование в промышленности (Вопросы теории, методологии и организации).-М.: Финансы и статистика, 1989.-223 с.
  21. Березной А, Дубовик С. Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем // Рынок ценных бумаг. 1999. № 9. С.38−42.
  22. В.В. Коммерческое бюджетирование.-С-Пб.: Питер, 2003.—378 с.
  23. Булгакова С В Некоторые общеметодологические подходы к исследованию сущности управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 11. С.41−47.
  24. Валебникова Н В., Василевич И. П. Современные тенденции управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 18. С.53−59
  25. Ю.С., В.В Глухов, М.ГТ. Федоров Экономика и организация управления вузом.-Спб.: Издательство «Лань». -544с.
  26. М.А. Бухгалтерский управленческий учет.-М.: Омега-Л, 2003 -527 с.
  27. М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность Российская практика: проблемы и перспективы -М. АКДИ «Экономика и жизнь», 2000 192 с.
  28. Вил Р.В., Палий В Ф Управленческий учет.-М.: Инфра-М, 1997.-478с.
  29. Владимиров В, Кувалдин Д. Стоимость обучения и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2002. № 6. С.28−36.
  30. Т. О «доходной деятельности» вуза // Высшее образование в России 2001 № 5 С.11−19.
  31. Воробьева Л П Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных образовательных учреждениях—М., 2003.-131с
  32. Воронина ТП, Кашицын В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина-М.: АМО, 1995 — 260 с
  33. Востриков А. С Проблемы децентрализации функций при управлении вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 4. С. 2025.
  34. Вуд Ф Бухгалтерский учет для предпринимателей. Часть 1: Пер. с англ.— М • Аскери, 1991 -250с
  35. Н.Н. Управленческий учет в сфере деятельности бюджетных учреждений // Советник бухгалтера 2001. № 3. С.38−39
  36. Г. Х. Оплата труда работников высшей школы // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2005. № 1. с.64−72.
  37. ЮМ. Новые методы управленческого учета. Часть 2. (http://www. informcontact.ru)
  38. Гохберг JI, Ковалева Н. Статистика образования: принцилы модернизации // Высшее образование в России. 2002. № 2. С.21−27.
  39. Грушина О В. Управление затратами.-Иркутск: издательство БГУЭП, 2002.-115 с.
  40. К. Введение в управленческий и производственный учет.-М.: Аудит, 1994−560 с.
  41. К. Учет затрат методом стандарт-костс.-М.: Аудит, 1998—224с.
  42. А.И. Организация управленческого учета в крупных компаниях // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 12. С.54−62.
  43. Н.А. Информационные основы взаимосвязи бюджетировачил и системы управленческого учета// Экономический анализ: теория и практика. 2004 № 8. С.53−55.
  44. Н.А. Управленческий учет как информационная система // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 7. С.57−59
  45. Ерофеева В А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи.—М. Финансы и статистика, 1992—192 с.
  46. ЖаминВ.А. Экономика образования-М.: Просвещение, 1969.-335 с.
  47. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.-М.: Изд-воМГУ, 1995.-218с.
  48. В. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития // Высшее образование в России 2004. № 9. С. 52−56.
  49. В.Б. Бухгалтерский управленческий учет М.: Юрист, 2003— 348 с.
  50. В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции.-М: Финансы, 1974.-159 с.
  51. В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия // Бухгалтерский учет. 1999. № 4. С.99−102.
  52. И. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. № 9. С.39−52.
  53. ОД. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003.-354 с.
  54. Калькулирование себестоимости продукции в промышленности / Под ред. А. Ш. Маргулиса. -М.: Финансы, 1980. -287с.
  55. Карпова Т. П Управленческий учет.-М.: Юнити, 2003- 348 с.
  56. Т.П. Основы управленческого учета.-М.: Инфра-М, 1997.-350 с.
  57. Карпова Т. П Учет производства как начальный этап управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 20. С.56−57.
  58. Г. Ю., Колесников С. Н. Управленческий учет по формуле «три в одном»-М.: Статус-Кво 97, 1999.-328 с.
  59. В.Э., Селиванов П. В., Минина Е. В. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4 С. 134−142.
  60. В.Э. Управленческий учет.-М.: Дашков и К0, 2003.-414 с.
  61. А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. 2003. № 2. С.3−8.
  62. А.К. Проблемы управления ценообразованием в вузе// Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 4. С.13−18.
  63. В.В., Я.В. Соколов Основы управленческого учета.-М.- Финансы и статистика, 1998.-48 с.
  64. О.В. Методологические основы системы управленческого учета // Финансовые исследования. 2001. № 3. С.13−18.
  65. И.Г. Основы управленческого учета.-М.: Финансы и статистика, 2000.-144 с.
  66. Л.Ф. Нормы и нормативы в деятельности фирмы — Иркутск : издательство БГУЭП, 2003.-90 с.
  67. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н. Данилочкиной.-М.: Аудит. Юнити, 1998.-279 с.
  68. Концепция и принципы управленческого учета. Методические рекомендации (проект). (www.GAAP.ru).
  69. Е.В., Т.Н. Трунина Методологические различия бухгалтерского, налогового и управленческого учета// Аудитор. 2004. № 4. С.26−32.
  70. И.Г. Управленческий учет.-М.: Финансы и статистика, 2004 — 399 с.
  71. JI. Управленческий учет помогает увеличить прибыль компании // Финансовый бизнес. 1998. № 4. С.42−45.
  72. М.Г., Радаев В В.Лучший контролер: рассказы о хозрасчете.-М.: Экономика, 1989.-176 с.
  73. Лапшина Л. Г О выборе стоимостной модели ценообразования при оказании услуг медицинскими вузами // Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 4. С. 12−18.
  74. М. На образовательном рынке // Высшее образование в России. 2001 № 4 С.34−42.
  75. М. Вуз в системе открытого образования: особенности экономики // Высшее образование в России. 2002. № 5. С.55−61.
  76. М. Маркетинг и PR в учебном заведении // Высшее образование в России. 2002. № 4. С.33−40.
  77. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг' актуальные проблемы управления.-М.: Маркет ДС, 2003.-358 с.
  78. М.А. Российская система образования: рыночная трансформация в условиях транзитивной экономика.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-220 с.
  79. В.А. История развития бухгалтерского учета в СССР.-М.: Финансы, 1972.-320 с.
  80. И. Финансирование высшего образования: национальные особенности // Высшее образование в России. 2004. № 10. С.31−37.
  81. Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была?- М.: Финансы и статистика, 1995.-304 с.
  82. Е.В. Финансы вузов в условиях реформирования бюджетного сектора // Бюджетные организации: экономика и учет. 2004. № 11. С. 1219
  83. Н.Г., Бенин А. А. Справочник по управленческому учету.—С-Пб.: Альфа, 2001 -448 с
  84. К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии-М., Экономика, 1992.-493 с.
  85. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под. ред. А. П. Егоршина.-Н.Новгород: НИМБ, 2001.-624 с.
  86. Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности.-М.: Дело и сервис, 2002 — 170 с.
  87. Мониторинг экономики системы высшего образования // Информационный бюллетень Министерства образования РФ. 2003. № 2. С. 6.
  88. Г. Учет: международная перспектива.-М.: Финансы и статистика, 2001.-136 с.
  89. ., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер с англ., Под ред Я. В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1993.— 496 с.
  90. О.Е., О.В. Алексеева Управленческий учет: система сбалансированных показателей // Бухгалтерский учет. 2002. № 9. С.74−78.
  91. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг»: Теория и практика.-М.: Финансы и статистика, 1993 — 128 с
  92. С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости-М/ Аналитика-Пресс, 1997.-144 с.
  93. Образование в Российской Федерации 2003 (сборник статистических данных).-М.' Госкомстат России, 2003.-120 с.
  94. Палий В. Ф Основы калькулирования.-М.: Финансы и статистика, 1987.-288с.
  95. Палий В Ф Развитие методологии управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2004. № 12. С.52−55.
  96. В.Ф. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 7. С.72−78
  97. В.Ф. Учет и хозрасчет вспомогательного производства.—М. Изд-во «Финансы», 1973.-112 с.
  98. Палий В. Ф Хозрасчетный доход и самофинансирование.-М.: Финансы и статистика, 1990.-192 с.
  99. Палий В. Ф, Палий В. В. Управленческий учет новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет. 2000. № 17. С.58−62.
  100. Палий В Ф, Палий В. В. Финансовый учет.-М.: Союзаудит, 1996.-320 с.
  101. В.Ф., Соколов Я.В Теория бухгалтерского учета.-М.: Финансы и статистика, 1988.-280 с.
  102. Ю8.Палий В. Ф. Организация управленческого учета. Бератор. — 2003. — 154с
  103. Панкрухин, А П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании.-М/ Интерпракс, 1995 -240 с.
  104. Г. И., Савченко О.С Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет 2000. № 19. С.63−65.
  105. М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 19 С.60−62
  106. Полный хозяйственный расчет, теория, практика, проблемы / Под ред. Л.И. Абалкина-М.: Экономика, 1989.-270 с.
  107. Е.Н., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. М: НИИВШ, 1990. — 60с.
  108. Радаев В. В Развитие хозрасчета на современном этапе.-М.: Наука, 1990−220 с
  109. Рахман 3., Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике — М. Инфра-М, 1996−212 с
  110. Редер Д. Г, Черкасова Е. А. История древнего мира / Д.Г. Редер-М/ Просвещение, 1985 -288 с.
  111. Решение задач управления высшей школой с использованием математических моделей: Сб. науч. тр.-М.: 1990.-134 с.
  112. Ришар Ж Бухгалтерский учет: теория и практика—М.: Финансы и статистика, 2000.-340 с.
  113. Рябова ТП Проблемы адаптации западного управленческого учета в условиях российской теории и практики учета: Сб. науч. тр.— Иркутск Издательство ИГЭА, 1998.-116 с.
  114. Самуэльсон П А., Нордхауз В. Д. Экономика.-М.: Бином, 1999.-386с.
  115. Т. Управленческий учет, как его использовать для контроля бизнеса / Пер. с англ -М.- Аудит, Юнити, 1997 -179с.
  116. А.А. Формула хозрасчета семь «само».-Л.: Лениниздат, 1988.— 88 с.
  117. АЮ. Управленческий учет накладных расходов.-М.: Финансы и статистика, 2004.-444 с.
  118. Соколов Я. В Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней—М.: Аудит, Юнити, 1996 -638 с.
  119. Соколов Я В Очерки по истории бухгалтерского учета.- М.: Финансы и статистика, 1991.-397 с.
  120. Соколов Я В. Основы теории бухгалтерского учета. М.:Финансы и статистика, 2000. — 496с.
  121. Соколов Я В Управленческий учет: миф или реальность? // Бухгалтерский учет 2000. № 18. С. 50−52.
  122. В.И. Основы калькулирования и экономического анализа себестоимости -M.-JL: Соцэкгиз, 1934.-479 с.
  123. Стуков С, А И все-таки производственный, а не «управленческий» учет // Бухгалтерский учет. 1996 № 1 С 64−66.
  124. С.А. Распределение косвенных затрат между себестоимостью отдельных видов продукции // Аудиторские ведомости. 2000 № 8 С.61−68.
  125. Тенденции развития и роль сферы образования, экономический и социальные аспекты / Под. ред. В. И. Марцинкевича.-М.: ИМЭМО РАН, 1994.-228 с
  126. Н.Н. Россия в 16 столетии.-М.: Издательство академии наук СССР, 1962.-584 с.
  127. АН., Абрамешин А. Е., Воронина Т.П.Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты.-М.: Вита-Пресс, 1998.-256 с
  128. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт.-М.: Финансы и статистика, 1994.-144 с.
  129. Л.И. Финансово-экономические проблемы профессионального образования.-М.: Финансы, 1968. -348 с.
  130. Управление финансовыми ресурсами государственного вуза в рыночных условиях // Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 4. С 13−18
  131. Управленческий учет / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила.-М.: ИНФРА-М, 1997.-480 с.
  132. Управленческий учет / Под ред. Шеремета А.Д.-М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.-510 с.
  133. ХИ. Инструмент контроллинга от, А до Я: пер. с нем. / Под ред. и с предисл. M.JI. Лукашевича и Е. Н. Тихоненкой.-М.: Финансы и статистика, 1998.-288 с.
  134. В.М. История мировых цивилизаций.-М.: Издательский дом «Дрофа», 1999−508с.
  135. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ.- Под ред. Я. В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1995 — 416с
  136. В.Е. Внутрифирменное бюджетирование.-М.: Финансы и статистика, 2004.-398 с.
  137. К.Ш. Нормирование труда и сметы.-М.: Стройиздат, 1979.-222 с.
  138. В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности.-М.: Финансы и статистика, 2002.-318 с.
  139. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования-М.: Высшая школа, 1988 175 с.
  140. Г. Г. Основы управленческого учета в строительстве — Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001.-148 с.
  141. Г. Г. Финансовый и управленческий учет в строительстве — Иркутск: Издательство ИГЭА, 1997.-232 с.
  142. Т.В. Управленческий и финансовый учет: сравнительный аспект // Бухгалтерский учет. 2000. № 15. С. 82−86.
  143. Л.З. Уроки истории // Бухгалтерский учет. 1996. № 3. С. 5256
  144. К.В. Бюджетирование деятельности промышленного предприятия России.-М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.-544 с.
  145. Экономика и планирование высшего образования в СССР и Республике Куба / Под ред. Е. Н. Жильцова, В.И. Тропина-М.: Издательство Московского университета, 1989.-159 с.
  146. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э.Дж. Долан, Б. И. Домненко.-М. Лазурь, 1994.-544с.
  147. Р., Рис Дж. Учет: ситуация и примеры: Пер. с англ. / Под ред. A.M. Петрачкова.-М. • Финансы и статистика, 1993.-560 с.
  148. А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран.— М.: Финансы и статистика, 1991.-240 с.
  149. Ястребова, А П. Некоторые аспекты ценообразования на услуги, оказываемые медицинскими вузами // Университетское управление: практика и анализ. 1998. № 4. С. 31−38.
  150. A dictionary of accounting / Edite by R. Hussey. Oxford- N.Y.: Oxford University press, 1995.-346 p.
  151. Chakraborty H. Management accountancy / H. Chakraborty, S. Chakraborty -Oxford: Oxford University press, 1997.-1009 p.
Заполнить форму текущей работой