Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические основы построения курса информатики, ориентированного на подготовку учителя физической культуры педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ деятельности будущего учителя Физической культуры в новых социально-экономических условиях и активного развития информатизации общества и информатизации образования показал необходимость учета сложившихся тенденций к изменению соотношения целей и содержания изучаемого курса информатики. при этом основные положения исследования учитывали, что Формирование информационной культуры обучаемых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исследование учебно-познавательной деятельности и требований к Формированию курса информатизации Физической культуры в педколдедже

§ 1. Перспективы информатизации Физической культуры в системе среднего профессионального образования. 14%2. Анализ приншшов построения содержания курсов информатики в среднем общем и профессиональном образовании.

§ 3. Личностные особенности студентов и психолого-педагогические аспекты Формирования учебного процесса в условиях НИТ. йнФормационно-предметная среда активизации учебно-познавательной деятельности будущего учителя физической культуры в курсе ин^рматпнки.

Глава II. Курс информатики для подготовки будущего учителя Физической культуры в педагогичесом колледже. 60 51. дидактические особенности курса. 60 $ 2. Методические особенности построения курса.

§ 3. структура и содержание курса.

14. Экспериментальное исследование курса.

Методические основы построения курса информатики, ориентированного на подготовку учителя физической культуры педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

одним из направлений развития современной школы является переход от административной модели обучения и воспитания к личностно-ори-ентированой, гуманизация содержания предметов, направленная на развитие личности обучаемого. Другим Фактором, определяющим развитие общества, является вступление его в эпоху активной информатизации.

Сейчас без эффективного использования информации, являющейся продуктом творческих сил человечества, немыслим научно-технический прогресс, при этом информационная сфера деятельности человека стала определяющим Фактором развития экономики, техники, науки, политики и в целом общества. характерной особенностью современного этапа развитая информатики как учебного предмета, являются прикладная направленность, межпредметные связи, поиск подходов к соотношению целей и содержания обучения.

Прикладная направленность обучения требует периодических изменений содержания предмета, изучающего применение средств вычислительной техники, условий выполнения практических занятий. Развитие программного обеспечения ПЭВМ (такого, как инструментальные и прикладные программы, программные оболочки и др.) требует корректировки учебных планов, разработки дидактических заданий, предоставляя субъектам образовтельного процесса свободу выбора, возможность работать творчески.

В профессиональном образовании стало актуальным использование компьютерной техники для подготовки будущего учителя-предметника с учетом его профориентации с применением новых информационных технологий (НИТ). Вместе с тем возникает необходимость учета ряда психологических Факторов: эмоционального воздействия при работе с ЭВМ, роль компьютерного обучения в стимулировании мотивации к учению" необходимости побуждения интереса к процессу обучения с учетом личностных особенностей обучаемых [28, 57,70,98, ill, 133,139J.

Однако концепция в подходах к обучению использования компьютерной техники за последний период не приняла окончательного варианта. Д6 последнего времени в рамках среднего и среднего профессионального образования была ориентация на изучение алгоритмизации И программирования. По мере развития прикладного программно-методического обеспечения вычислительной техники в системе образования, внедрения новых информационных технологий, изменяется соотношение целей и содержания изучения предмета [101]. В настоящее время концепцией ряда авторов предусматривается два уровня в изучении средств вычислительной техники: первый — компьютерная грамотность, второй — информационная культура. При постоянном поиске в подходах к целям и содержанию школьного курса информатики и подготовки учителя информатики практически не дискутируется вопрос о подходах к использованию компьютерной техники в учебном процессе учителя-предметника в системе информатизации образования.

Так, в системе профессиональной подготовки будущего специалиста — учителя-предметника приоритетным становится обучение применению вычислительной техники с использованием средств информационных технологий в сфере профессиональной деятельности С65, 52, 67].

При этом НИТ, на втором этапе обучения, позволяют использовать компьютерную технику непосредственно для подготовки будущего учите ляпредметника с учетом его профнаправленности.

В процессе Формирования курса информатики в средней школе были определены несколько подходов.

Ряд авторов (Н. Виленкин. М. Ратинский, А. йн, С. А. Христочевский и др.) отмечали необходимость в переориентации традиционного курса информатики на информатизацию образования с использованием информационных технологий и возможностью доступа к базам данных и базам знаний" экспертным системам, компьютеризированным архивам, необходимости создания учебно-методических курсов для обучения педагогов-предметников. получили направления теоретический курс информатики. изучающей знаковые системы на основе понятий Формализма, логического программирования и информационной технологии решения задач, (С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев и др.), переход к использованию новых информационных технологий к компьютерных коммуникаций в учебном процессе (И. В. Роберт, XX А. Уваров и др.). так, А. Ю. Уваров отмечает С124], что большенство курсов по подготовке и переподготовке педагогов, связанных с освоением НИТ, не учитывают необходимости изменения содержания, методов и организационных форм обучения. И. В. Роберт [103, 1043, анализируя развитие средств новых информационных технологий в образовании, подчеркивает актуальность дидактических проблем и перспектив использования НИТ. рассматривая применение информатики и компьютерных технологий для подготовки учителя-предметника в высшем педагогическом образовании и. П. Лапчик [65, стр. 341 отмечает: «. учителю-предметнику нужна особая предметно-ориентированная информатика. Речь идет о изучении и использовании специальных средств НИТ, применение которых наиболее характерно для данной предметной области. «Далее высказывается мнение, что предметно-ориентированный курс информатики должен быть приложением в предметной (профильной) области деятельности учителя: «Такие приложения информатики в образовательных предметных областях сегодня должны активно развиваться, хотя в целом эта сфера захватила еше очень немногих преподавателей. «и далее «. мы должны были бы исходить из того, что Формирование необходимых навыков использования НИТ в предметной деятельности со временем станет неотъемлемой и естественной частью содержания самих предметных программ, однако сегодня это еще не получается или получается чрезвычайно слабо. «.

Рассматривая проблему Формирования учебной деятельности в образовательном процессе, А. А. Федосеев отмечает, что одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей и целей, к которым стремятся учащиеся. Далее [ 129, стр. 161J говорится: «Низкая значимость педагогических целей для учащихся приводит к уменьшению интереса: к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости. Одним из эффективных методов погашения мотивации обучения является создание значимых для учащихся целей, которые достигаются через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собстенно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимся, это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использовать в школе информационные технологии (ИТ) на основе вычислительной техники. «диссертационным исследованием предлагается изучение потребност-но-мотивационной сферы учебного процесса, Формирование цели обучения и содержания курса информатики для активизации учебно-познавательной деятельности, создание системы дидактического обеспечения учебного процесса с использованием новых информационных технологий и ее апробация при подготовке будущего учителя Физической культуры в педагогическом колледже.

Данная проблема в настоящее время не достаточно исследована. Актуальность данной проблемы рассматривалась в [71, 94, 130, 67J. Онако в учебных программах, как правило, отсутствует предмет, в котором изучается электронно-вычислительная техника и ее применение, или обучение ведется без учета профессиональной ориентации и использования средств НИТ. В отдельных случаях в основе содержания обучения находилась «Программа для средней общеобразовательной школы по основам информатики и вычислительной техники» [923, в основе которой три авторских варианта, построенные на изучении алгоритмизации и языка программирования, как правило, Бейсика.

Анализ процесса обучения основам электронно-вычислительной техники студентов Факультета Физической культуры, построенного на основе указанной программы, показал низкий уровень мотивации учения и, как следствие, низкую успеваемось, необходимость учета личностных особенностей обучаемых в сиситеме профессионального образования. в качестве альтернативы разрабатывался и апробировался курс информатики для студентов Факультета Физической культуры с учетом профессиональной направленности и использования информационных технологий. Данный подход ориентирован на достижение педагогических целей использования НИТ за счет информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, преподавателем и средствами НИТ, Формирования познавательной активности обучаемого, предметным содержанием учебного курса [ЮЗ, 104, 1113.

Вышеизложенное определяет актуальность разработки курса инФорматики для будущих учителей Физической культуры с учетом личностных свойств обучаемых, что является развитием одного из направлений педагогических систем — лично с тно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Цель данного исследования состоит в выявлении педагогических условий, повышающих мотивацию учения и активизацию учебно-познавательной деятельности с помощью компьютерной техники, на их основе разработки и внедрение в учебный процесс профессионально ориентированной системы дидактических материалов с использованием ШГГ для подготовки учителей Физической культуры в колледже. задачи исследования:

— анализ, имеющегося и подходов к Формированию курсов информатики в среднем общем и среднем профессиональном образовании и Формирование подхода к обучению информатике будущего учителя Физической культуры;

— исследование потребное тно-мотивационноя сферы учебно-познавательной деятельности в курсе информатики для будущих учителей Физической культуры ;

— Формирование требований к содержанию курса информатики, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности и создание условий для развития личностных Функций обучаемых;

— разработка структуры, содержания и системы дидактических заданий курса информатики с использованием средств информационных технологий для подготовки будущего учителя Физической культуры в педагогическом колледже;

— проведение педагогического эксперимента для проверки эФФективности использования курса информатики в учебном процессе.

Гипотеза: Построение содержания обучения на основе создания значимых для обучаемых целей, внедрение в учебный процесс системы проФессионально ориентированных дидактических материалов, реализо-ванных на базе средств нит, повышают мотивацию учения и активизацию учебно-познавательной деятельности будущих учителей Физической культуры при изучении курса информатики.

Объект исследования: процесс обучения, ориентированный на Формирование у будущего учителя Физической культуры опыта обработки различных видов профессионально ориентированной информации с помощью персонального компьютера.

Предмет исследования: совокупность дидактических условий, реализация которых способствует повышению мотзшации и активизации учебнопознавательной деятельности студентов и Формированию опыта компьютерной обработки различного вида профессионально ориентированной информации, а также специфические дидактические материалы, обеспечивающие осуществление этих условий в учебном процессе.

Методы исследования включали:

— методы теоретического исследования (изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме);

— методы импирического исследования: наблюдения, анкетирования, беседы, ретроспективного анализа собственного опыта, педагогического эксперимента;

— методы статистической обработки результатов эксперимента.

Разработка модели интенсификации учебно-познавательной деятельности курса информатики включала следующие этапы исследования:

— констатирующий (предваряющий), для анализа состояния обучения информатике в системе общего среднего и профессионального педагогического образования, ретроспективный анализ собстенного опыта, исследования потребноетно-мотивавдюной сферы учебно-познавательной деятельности студентов Факультета Физической культуры при изучении информатики, Формирования требований к содержанию курса информатики (1991;1992 г. г.);

— поисковый эксперимент предусматривал анализ подходов в информатизации системы отечественного и зарубежного среднего общего и профессионального образования, разработку предварительной модели обучения, построенной на базе информационных технологий и проблемно ориентированных дидактических заданий (19 921 993 г. г.);

— обучающий эксперимент, для опробадии дидактических материалов и методических приемов, их корректировке, создания структуры и содержания учебного курса и проверки его эффективности в естественных условиях (1993;1996 г. г.).

Научная новизна: выявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного применения дидактических материалов на базе средств информационных технологий, позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность будущих учителей Физической культуры за счет Формирования дичносто-ориентированного обучения.

Теоретическая значимость заключается в исследовании проблемы использования НИТ в профессиональном образовании при подготовке учителей Физической культуры на основе Формирования потребностномотивачионноя сферы дидактического процесса, построении структуры и содержания курса информатики.

Практическая значимость исследования заключается в применении дидактических материалов и методических рекомендаций в учебном процессе в виде курса информатики для обучения будущих учителей Физической культуры в педагогическом колледже. Результатом практического внедрения ислледования являются:

— структура и содержание курса информатики для подготовки учителей Физической культуры в колледже;

— система профессионально ориентированных дидактических заданий.

На защиту выносится следующие основные положения:

— педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов Физической культуры при решении профессионально ориентированных информационных задач;

— структура и содержание курса* информатики, ориентированного на подготовку учителей Физической культуры в педагогическом колледже;

— комплекс профессионально ориентированных учебных задач и материалов, направленных на Формирование навыков использования НИТ в профессиональной деятельности;

— экспериментально полученные показатели эффективности дидактического процесса профессионально ориентированного курса информатики для подготовки учителей Физической культуры.

Структура и содержание построения диссертации и логика ее изложения отражает последовательность решения основных проблем исследования. диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования могут характеризовать умственную нагрузку за определенный период, вести ее коррекцию, коррекцию личностных свойств, предпочтительность вида спорта для обследуемого (например, стрелковые виды спорта требуют у спортсменов высокой концентрации внимания).

Работая в режиме диалога обучаемого с ЭВМ с использованием средств НИТ, как показывают исследования С1213, можно выделить рутинные и творческие функции практической деятельности процесса обучения, По мере адаптации обучаемого к диалоговой системе, программному обеспечению и дидактическим заданиям при решении задач одного учебного модуля, его общение на определенном этапе переходит из творческого в руганный характер. Следовательно, педагогу необходимо учитывать этот Фактор, подходя дифференцированно как к каждой учебной группе, так и индивидуально к каждому обучаемому.

Освоение учебного модуля можно считать успешным при средней успеваемости 3,75 (балл) и более С 7 з и изучении всего учебного материала по тематическому плану, не допуская сшжения интереса к изучаемой теме и, соответственно, всего курса, после чего можно переходить к изучению следующего учебного модуля. Таким образом, разбивка курса на Обучающие модули носит черты воспроизводимого построения учебного процесса — воспроизводимого обучающего цикла.

5 з. Структура и содержание курса.

Построение курса предусматривает системно-модульный подход с акцентированием на активизацию познавательно-мотивационной сферы учебного процесса через профессиональные интересы и создание проблемных ситуаций при решении информационных задач, что способствует самовыражению и саморазвитию обучаемых.

Структура и содержание курса информатики для подготовки будущего учителя Физической культуры построена на базе использования информационных технологий и профессионально ориентированных дидактических заданий, предусматривает интегративный подход, обусловленный современными тенденциями в обществе (информатизация общества, образования, современные тенденции в науке и технологии, информационная культура и культура в целом). Актуальность интегративных подходов к учебному процессу проявилась в следующих противоречиях в образовании:

— между возросшим потоком новой информации и ее недостаточным отражением в учебно-методической литературе и практике обучения;

— между традиционным содержанием и методикой обучения и новыми требованиями научао-технического прогресса и социально-экономического развития общества;

— между содержанием образования и наличием уровня знаний, умений и интеллекта обучаемых.

Устранению этих противоречий способствует осуществление интегра-тивного подхода в обучении [123,83,743. В качестве первого этапа интеграции служит реализация межпредметных связей в процессе обучения с использованием электронно-вычислительной техники. Как отмечалось ранее, курс состоит из отдельных учебных модулей, спроектированных на базе применения программного обеспечения НИТ. Структура курса отражена в таблице 5.

Цель курса: Формирование пользовательских умений и навыков для решения прикладных задач информатизации Физической культуры с использованием средств НИТ на основе учета личностных свойств обучаемых, создании проблемных ситуаций в обучении. Методы обучения: наглядные, словестные, практические. Средства: учебные ПЭВМ, прикладное и инструментальное программное обеспечение.

Ожидаемые результаты: прочные знания, умения и практические навыки решения профессионально ориентированных задач, самоизменение личности, готовность к Функционированию в информационном обществе.

Построение содержания курса учитывает, что студента Факультета Физической культуры получили знания базового курса оивт в средней школе.

Темы и содержание каждого нправления учебного модуля следующие:

1. Вводной курс.

Проблемы Функционирования и развития современного информационно-го общества. Информатизация общества и новый социально-исторический процесс. Социальные й психолого-педагогические проблемы информатизации. Новые информационные технологии и тенденции развития компьютерной техники. Внедрение НИТ в образование и перспективы информатизации образования.

Лекции -2 ч. практические занятия — нет. Всего -2 ч.

2. Психолого-педагогические основы новых информационных технологий в обучении.

N п. п.

I.

II.

III. наименование учебного блока (модуля).

Вводный раздел, вкл. осн. темы:

1. проблемы функционирования и развития современного информационного общества.

2. НИТ и тенденции развития компьютеру техники.

3. Психолого-педагог, основы НИТ в обучен.

Технология решения прикладных задач.

Применеие систем управления базами данных для работы с информацией спортивного профиля.

Применение текстового редактора и процессора для работы с проФессион. ориентированной информацией.

Осн. цели и задали блока ознакомить с осн. тенденциями информатизации общества и информатизации образования.

Умение проектировать информациойг нные структуры и модели, осущесгв. запись и поиск информации в БД.

Умение обрабатывать текстовую информацию и оформление текстовой докумнет. на ПЭВМ. #.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование позволило выделить характерные особенности подготовки учителя Физической культуры в курсе информатики педагогического колледжа. Была выявлена необходимость учета индивидуальных особенностей обучаемых и соответственно необходимость адаптации компьютерных технологий курса обучения. Установлено, что организация ббучения применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности будущих учителей-предметников требует учета индйвщуальных особенностей обучаемых. Содержание обучения должно учитывать особенности контингента учащихся (их начальной подготовки, жизненного опыта, интересов и склонностей в начальной стадии профильного изучения применения компьютерной техники) С163. В этом случае необходимо создание целостной технологии обучения, учитывавшей специфику профиля деятельности будущего специалиста, возможности учебного заведения и особенности учащихся, а также их изменения в ходе обучения [15,64,65].

Анализ деятельности будущего учителя Физической культуры в новых социально-экономических условиях и активного развития информатизации общества и информатизации образования показал необходимость учета сложившихся тенденций к изменению соотношения целей и содержания изучаемого курса информатики [101]. при этом основные положения исследования учитывали, что Формирование информационной культуры обучаемых является общечеловеческой ценностью в условиях развития информационного общества. В свою очередь информационная культура на уровне среднего профессионального образования способствует интеллектуальному развитию личности. Реализацией информационной культуры обучаемых в разрабатываемом курсе является его ориентация на использование средств информационных технологий, при этом НИТ способствуют развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между педагогом, обучаемыми и средствами вычислительной техники, Формированию познавательной активности при условии наполнения компонентов информационно-учебной среды курса предметным содержанием.

Реализация исследуемого курса предусматриавет интегративяый подход, выразившийся в межпредметных связых. В этом случае технология компьютерного обучения предусматриавет использование средств информационных технологий для организации учебного процесса и управления учебно-йознавательной деятельностью. Вычислительная техника в данном случае становится педагогическим средством, которое совершенствует процесс познания изучаемой области. При этом компьютер является рабЪчим инструментом учебной деятельности, не требующим профессиональных знаний в области программирования.

На основазши проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Показана актуальность проблемы исследования подходов к Нормированию курса ййФорматшси для подготовки учителей Физической культуры в педагогическом колледже на основании^ учета индивидуальных особенностей обучаемых, потребноетно-мотивационной сферы и требований к активизации учебно-познавательной деятельности на базе использования информационных технологий и специализированных дидактических заданий.

2. Исследована потре бно с тно-мотиваютонная сфера учебно-познавательной деятельности в курсе информатики при подготовке будущих учителей Физической культуры" определены требования к содержанию курса информатики, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности.

3. Разработаны структура и содержание курса информатики для подготовки учителей Физической культуры в педагогическом колледже.

4. Предложен комплекс профессионально ориентированных учебных задач и материалов, направленных на Формирование навыков использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности.

5. Построение содержания обучения компьютерной подготовки будущих учителей Физической культуры на базе автоматизированной обучающей сите мы, ориентированной на использование прикладных программно-аппаратных и инструментальных средств позволяет оперативно обновлять инФормационно-предметную среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

6. В ходе экспериментального этапа исследования подтверждена педагогическая целесообразность разработанного курса информатики для подготовки будущих учителей Физической культуры в педагогическом колледже.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии // Информатика и образование. 1993. N5. с. 7−19.
  2. О. И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. о трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1994. Н2. с. 34−40.
  3. А. Н., Богданов., Гринберг Г. С., Хотундев Ю. Л. Информационные Технологии в технологической подготовке школьников// Педагогическая информатика. 1993. Н2. с. 21−24.
  4. Г. л. Об оценке состояния здоровья человека // врачебное дело. 1988. Н5. с. 112.
  5. с. А. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, и.: Высшая школа, i960. 368 с.
  6. В. г. Мотивация и Формирование личности. М.: мысль. 1976. 158 с.
  7. В. П. Слогаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. -190 с. 8. Ёешенков с. А. Григорьев с. Г. Информатика: Учебное пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. М.: ИОШ РАО. 1993. 87 с.
  8. м., степенко г. Информационный поиск и компьютерная грамотность// Информатика и образование. 1990. Hi. с. 15−21.
  9. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах, м.: высшая школа. 1991. 205 с.
  10. В. О. ЭВМ в ВУЗе // Информатика и образование. 1994. N4. С. 93−97.
  11. ю. с., Шаповалов в. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных Факультетов // Педагогическая информатика. Д993. Hi. с. 49−53.
  12. ю. с., Прокудин д. е. Использование интегрированных пакетов прикладных программ и инструментальных сред на лабораторных работах по математике в школе// Педагогическая информатика. 1993. n2. с. 25−31.
  13. Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней шкоде: Учебное пособие. Ставрополь: сгпи. 1990. 144 с.
  14. Ю. с. Информатика и информационные технологии обучения в педагогическом вузе и средней школе. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ. 1990. 144 с.
  15. А. Компьютеры в обучении: чему учит история// Информатика и образование. 1990. N5. с. И о-и 8.
  16. М. Я. саФин Р. с. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей.
  17. К. '.Высшая шкода. 1969. 156 с.
  18. ВаграменКо Я. А., Антипов И. Н., Кузнецов э. и. и др. Электронно-вычислительная техника: Пробное учебн. пособие для уч. 7−8 кл. средней школы/ Под ред. Я. А. Ваграменко. Н. :Просвещение. 1988. 144 с.
  19. И. Е., Кузнецов Ю. К. Опенка компьютерных программ и информационных технологий обучения// Педагогическая инФормаТИКа. 1994. К2. с. 43−47.
  20. . с. Компьютеризация в сфере образования : проблемы и перспективы. М.: Педагогика. 1987. 253 с.
  21. А. Г., Житомирский В. Г., Иинецкий е. В. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10−11 кл. средней школы, к. '.Просвещение. 1991. 254 с.
  22. .с. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. К.: Педагогика. 1987. с. 15−83.
  23. Р. к. элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. 565 с. 30. громов Г. р. Персональные вычисления новый этап информационных технологий// Никропродессорные средства и системы. 1984. N1. с. 37−50.
  24. С. Г. Методика проведения педагогического эксперемен-та. М. :ИНИНФ0. 1995. 27 с.
  25. В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. hi. с. 29−39.
  26. И., Годунова Е." Борисова в. и др. На подступах к компьютерной педагогике// информатика и образование. 1990. N6. с. 62−87.34. джорж Ф. Основы кибернетики: пер. с англ. / под ред. А, л. Горелика. И.: Радио и связь. 1984. 272 с.
  27. А. П., Монахов в. И., Бешенков с. А. и др. Основы информатики ивычислительной техники: Пробное учебное пособие для ср. учебных заведений / Под ред. А. п. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение. 1988. ч. 2. 96 с.
  28. а. П., Кушниренко а. г. Лебедев г. В. и др. основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних уч. заведений/ Под ред. А. П. Ершова. Н.: Просвещение. 1988. 207 с.
  29. О. К>., Нарютина т. И. Индивидуальность школьника и компьютеры. и. -.Знание. 1990. 80 с.
  30. А. и., мокрушин Е. Л., плескач л. Е., Тупичкина Е. А., 1а-мис Г. М. Системный подход к управлению развития личности и новые информационные технологии // Педагогическая информатика. 1995. hi. с. 18−21.
  31. С. Проблемное обучение на уроках информатики // Информатика и образование. 1991. N2. с. 83−84. t < '
  32. И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Педагогика. 1977. 64 с.
  33. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе// Педагогика и психология. 1989. N6. 76 с.
  34. А. Г. основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для ср. учебных заведений. К.: Просвещение. 1991. 224 с.
  35. В. а., Щеголева а. г., Ерохина Е. а. и др. основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10−11 кл. средней школы, м.: Просвещение. 1990. 272 с.
  36. В. А. Основы компьютерной технологии. М.: финансы и статистика. 1992. 208 С.
  37. Т. В. Тихомиров о. К. Принятие интелектуальных решений в диалоге с компьютером. /М.: Университет. 1990. с. 44−46.
  38. . Г. Система курсов информатики // Информатика и образование. 1991. N5. с. 19 -25.
  39. Кудрявцев T. jBv Психология, профессионального обучения и воспи-ташия. М. :ЮИ. 1985. 105 с.
  40. Е. С., Горячев А. В. Проект программы по информатике // Информатика и образование. 1996. Hi. с. 3−12.
  41. О. поэтапная подготовка учителей-предметников к прове-деню занятий в кабинете информатики // Информатика и образование. 1991. N3. с. 97−99.
  42. ., Леонова Н. Педагогика сотрудничества и компьютеризация учебного процесса// Информатика и образование. 1990. N2. с. 73−74.54. керр С. новые информационные технологии и реформа школы // Информатика и образование. 1993. N5. с. 117- 122,
  43. н. и. Применение эвм в шпшомных и курсовых работах // Специалист. 1994. N3. с. 16.
  44. г. Нужна ли школьнику информатика? // информатика и образование. 1989. N4. с. 100−103.
  45. А. И., Петров А. в., Жуховцев А. Н. Преподавание информатики в системе личноетно-ориентированного обучения// Педагогическая информатика. 1994. Н2. с. 52−53.
  46. В. Базы данных для КУВТ УКНД // Информатика и образование. 1991. N6. С. 50−53.
  47. в. а. Формирование проФессинально ориентированной модели обучения с зачетом личностных особенностей обучаемых// информатика и образование. 1997. N2. с. юз-Юб.
  48. в. в. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара.: самгпи. 1994. 164 с.
  49. Компьютеры в обучении: Шведский путь// Информатика и образование. 1992. N1. с. 112−117.64. лапчик к. п. информатика и технология: компоненты педагогического образования// Информатика и образование. 1992. Hi. с. 3−6.
  50. Лапчик И, П. Информатика и компьютерные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования // педагогическая информатика. 1994. N1. с. 32−39.
  51. в., Немцев А. Учебные компьютерные модели// Информатика и образование. 1991. N4. с. 70−73.
  52. В. М. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы// Педагогическая информатика. 1993. N1. с. 72−88.
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1977. 304 С.
  54. В. К., Скободняк А. А. массив информации и педагогика// Специалист. 1995. N8. с. 23−26.70. машбип Е. И. психолого-педагогические проблемы компьютеризацииобучения. М.: Педагогика. 1968. 192 с.
  55. Г. Б." копылов ю. А. Основы будущего закладывать сегодня: На Московском семинаре учителей новаторов // Физическая культура в школе. 1994. N6. с. 3−6.
  56. А. В классе как в целом мире // Народное Образование. 1995. n6. с. 91−95.
  57. Матюшкин-Герке А. Что в программе плохо?// Информатика и образование. 1987. Н2. с. 119−121.
  58. В. и. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение. 1988. 192 с.
  59. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение. 1980. 207 с.
  60. А. В.. Харламов М. А. Харламова Р. Д. о создании автоматизированной обучающей системы// Специалист. 1992. N7−9. с. 25−27.
  61. В. н. Учащийся прежде всего личность// Информатика и образование. 1994., N4. с. 18.
  62. и., Семибратов А. Копмпьютеризапия производственного обучения// Информатика и образование. 1990. N2. с. 9−14.
  63. А. В., титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении// педагогическая информатика. 1993. N2. с. ю-16.
  64. Методы обработки медико-биологической информации на ЭВМ: Учебно-методическое пособие / Под ред. Р. С Орлова, H. В. Киселева. Л.: ЛСГМИ. 1968. 67 с.
  65. В .л., блудов к>. и., плахтиенко В. А., Серова л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение. 1984. 256 с.
  66. И., Зеленская Н. Новому этапу информатизации новую программу// информатика и образование. 1991. N2. с. 7−12.
  67. В. Ф., Пухначев Ю. в. Уроки для пользователей IBM PC. м.: Финансы и^сгатистака. 1992. 240 с.
  68. В. Введение в общую дидактику, м.: Высшая школа. 1990. 381 с.
  69. Ю. М. Восхождение и шшивидуальность. М.: Просвещение. 1991, 286 с.
  70. Н. Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. М.: просвещение. 1994. 158 с.
  71. Программы средней общеобразовательной школы. Основы информатики и вычислительной техники, м.: Просвещение. 1991. 44с.
  72. В. М. Методы исследования проблем образования// Педа- 123 -ГОГИКа. 1994. N2. С. 10−15.
  73. А. П. Использование компьютера в учебном процессе по разделу «Лыжная подготовка» // физическая культура в школе. 1994. N5. С. 37−38.95. хШттша Н. Общение учителя и учеников на уроках информатики // ИнФорматика и образование. 1991. N5. с. 17−18.
  74. Е. Н. Педагогическая информатика // Высшее образование в россии. 1994. N1. с. 77−81.
  75. И. В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // информатика и образование. 1991. N4. с. 18−25.
  76. И. В. современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы- перспективы использования. И. :Школа -Пресс. 1994. 205 с.
  77. И. В. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обУчения//Педагогическая информатика. 1995. N2. с. 15−17.
  78. И. В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // педагогическая информатика. 1993. Hi. с. 54−62.
  79. Н. п. от компьютерной граммотности к культуре компьютерного века// Информатика и образование. 1995. НЗ. с. 45−48.
  80. Розенберг Н, и. проблемы компьютерного обучения в изданиях последних лет// Педагогика. 1992. НЗ, 4. с" 113−117.
  81. В. информатика и прикладная математика: программа для школ (классов) с углубленным изучением математики// Информатика и образование. 1987, Нб. с. 35−42.
  82. и.в. Иугрина ИВ. Отечественные ситемы для создания компьютерных учебных курсов// мир пк. 1993. нз. с. 55−60.
  83. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения// информатика и образование. 1991. Hi. с. 3−10.
  84. В. М. Подготовка старшекласников к применению основ инI
  85. Форматики и вычислительной техники при решении технико-экономических задач. Автореферат диссертации. канд. пед. наук -Волгоград. 1991. 20 с.
  86. с. Я. Грамотность в компьютерный век// педагогика. 1995. hi. с. 13−20.
  87. в. в. Формирование у учащихся готовности к труду, м.: Педагогика. 1988. 192 с.
  88. Н. Ф. Методика составления обучающих программ, м. :Изд-во ЛГУ. 1980. 46 с.
  89. О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. М. :Изд-во МГУ. 1986. 203с.
  90. Теория и практика подготовки и повышения квалификации учителя труда/ Под ред. КХ К. Васильева. М.: НИИ ОП АПН СССР. 1989. 306с.
  91. с. ю. к вопросу определения сущностных признаков ин-тегративных процессов в сфере обучения / В сб. Интенсификация образовавши, науки и производства. Томск. 1989. с. 25−34.
  92. А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования// информатика и образование. 1994. N3. с. 1−14.
  93. А. Компьютерные коммуникации // информатика и образование. 1991. N1. с. 11−21.
  94. ФилосоФско-психологические проблемы развития образования. / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Интор. 1994. 128 с.
  95. А. Компьютерная технология обучения в средних специальных учебных заведениях// Информатика и образование. 1988. N3. с. 5−10.
  96. А. А. проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование// Системы и средства информатики: РАН Институт проблем информатики. 1995. вып. 7. с. 160−163.
  97. С. В. Надежный помощник: Состояние и перспективы новой информационной технологии// Физкультура и спорт. 1994. нб. с. 21−25.
  98. Г. в. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: наука. 1988. 173 с.
  99. Л., Кулагина И. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991. 350 с.
  100. с. А. информатика и образование// системы и средства информатики. Вып. з. Ежегодник.-И. :Наука. 1992. с. 202
  101. с. А. Компьютер и образование// Информатика и образование. 1995. N3. с. З-б.
  102. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М. Просвещение. 1987. 447 с.
  103. Человеческий Фактор: В 6 т. т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. / Холдинг д., голдстейн н., Эберст р. и др. Часть 2. М. :мир. 1991. 302 с.
  104. ШЛяго А.Н. О профессиональной подготовке в области информатики бакалавров образования// Педагогическая информатика. 1994. N1. с. 53−55.
  105. и. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. Ф. «Сентябрь». 1996. 96 с.
Заполнить форму текущей работой