Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ошибки, типа кашемирщик — это можно печь, лафитница — это такие конфеты говорят о том, что школьники с патологией речи опирались не на значение морфемы, а на звуковое сходство слов. В то же время учащиеся с дизорфографией меньше ошибались при распознании значений уменьшительно-ласкательных суффиксов (ларенок — это маленький мальчик). Однако эти дети часто не дифференцировали обобщенные значения… Читать ещё >

Особенности усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Усвоение грамматического значения слова и оперирование им на осознанном уровне предполагает достаточную сформированность процессов обобщения и абстрагирования, так как грамматическое значение не основывается на наглядно-образном мышлении, не имеет четко выраженной связи с предметами, действиями, признаками, явлениями более отвлеченными, чем лексическое значение [19, 20, 36, 42, 43, 90, 100].

В ходе исследования мы выявили существенные различия в сформированное™ грамматического значения у школьников с ОНР и детей в норме (табл. 24).

Наибольшие трудности вызвало у детей определение рода существительных по конечной части слова, поскольку род существительного не определяется признаками денотата или семантикой слова.

На высоком уровне задание выполнили 40% второклассников и 20% третьеклассников с нормальным речевым развитием. В то же время большой разброс данных был получен у школьников с нарушениями речи. Преобладающая часть детей с ОНР выполнила задание на среднем, ниже среднего или низком уровнях. У 6,7% второклассников с ОНР усвоение обобщенного значения рода было на низком уровне. Даже с интенсивной помощью логопеда дети не смогли определить род заданных словоформ (…тон (он), …та (она),… (оно)).

Дети с дизорфографией ошибались не только при определении среднего рода (как это отмечалось у детей с нормальной речью), но и при определении мужского и женского рода имен существительных. Кроме того, у них выявлен низкий уровень самопроверки.

Различные результаты были получены и при исследовании понимания учащимися грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). Большинство детей в норме (60% второклассников и 80% третьеклассников) выполнили задание на высоком уровне. Среди детей с дизорфографией ни один ученик не смог показать высокого уровня морфологических обобщений, безошибочно и аргументированно объяснить значения предъявленных слов. Самое большое количество неправильных ответов вызвало объяснение значений слов, обозначающих профессию и вместилище чего-нибудь, например, посуду (кашемирщик, лафитница). Ни один ребенок с ОНР не выделил категорию одушевленности, что связано с трудностями узнавания и определения значения суффиксов.

Ошибки, типа кашемирщик — это можно печь, лафитница — это такие конфеты говорят о том, что школьники с патологией речи опирались не на значение морфемы, а на звуковое сходство слов. В то же время учащиеся с дизорфографией меньше ошибались при распознании значений уменьшительно-ласкательных суффиксов (ларенок — это маленький мальчик). Однако эти дети часто не дифференцировали обобщенные значения суффиксов, обозначающих величину предметов.

Сравнительные количественные данные исследования усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками

учащимися вторых и третьих классов.

Виды заданий.

Распределение детей по уровням, %.

Высокий.

Выше среднего.

Средний.

Ниже среднего.

Низкий.

Дети сОНР.

Норма.

Дети сОНР.

Норма.

Дети сОНР.

Норма.

Дети сОНР.

Норма.

Дети сОНР.

Норма.

Определение рода существительного по конечной части слова.

6,7.

6,7.

13,3.

46,7.

33,3.

33,3.

53,3.

6,7.

Понимание грамматического значения суффиксов.

—.

—.

13,3.

6,7.

40,0.

33,3.

—.

—.

26,7.

46,7.

—.

—.

20,0.

13,3.

—.

—.

Так, сравнивая Лар и Ларище, учащиеся часто не могли сказать, кто из них больше.

Таким образом, у школьников с ОНР отмечается низкий уровень сформированности морфологических обобщений, неусвоение грамматических значений некорневых морфем (суффиксов, окончаний), трудности оперирования грамматическим значением, особенно на незнакомом речевом материале.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой