Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективные средства и формы музейной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, эффективное применение всех средств и методов музейной деятельности способствуют повышению эффективности деятельности музея в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет… Читать ещё >

Эффективные средства и формы музейной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей — на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Остановимся подробнее на каждой из них и проиллюстрируем эти формы и средства на примере деятельности музея «Истории Пролетарского района города Тулы» в МБОДО «Дом детского творчества» Пролетарского района города Тулы (см. Приложение 1).

Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением [4, с. 118].

Например: в музее «ДДТ» проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, по афганской и чеченской войнам. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная группа, которая выступают перед учащимися и гостями и проводят экскурсии по экспозициям музея (см. Приложение 2).

Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн (Афганистан, Чеченская республика, Югославия) (см. Приложение 3).

В ходе поисковой работы членами музея пополняют музейный фонд, собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, по истории города Тулы и Пролетарского района, проводят экскурсии следующим темам «Героическая оборона Тулы в октябре — декабре 1941 года», «Не сразу Тула строилась», «История Пролетарского района города Тулы», «Герои наших дней», «Богородичный Щегловский мужской монастырь», «Поселок Новая Тула». В музее проводятся интерактивные экскурсии, где любой посетитель может взять в руки макет оружия или примерить военную форму, что повышает интерес для гостей музея (см. Приложение 4).

Важным аспектом в воспитательной работе являются мероприятия, тематически связанных с государственными символами России: «Главная песня нашей страны», «Почести государственным Флагу и Гимну» и др., используя при этом наглядный материал, видео — и аудиозаписи [15].

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

  • — интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • — комплексность: включение всех типов восприятия;

— программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

— проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Например: в «ДДТ» проводятся различные по форме и содержанию конкурсы и мероприятия, которые очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивных играх, которые помогают детям осознать свою причастность к судьбе Родины (см. Приложение 5).

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: [8, с. 2].

  • — каждое посещение музея — это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  • — учитель и дети должны осознавать, что посещение музея — не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
  • — посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
  • — следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
  • — отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
  • — итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей — школа — музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле — его личным делом).

Формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т. д. [9, с. 7].

Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т. е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов [10, с. 89]. патриотический воспитание музейный педагогика В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

  • — научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
  • — формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • — формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
  • — развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
  • — формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

  • — интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • — уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • — уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
  • — уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
  • — уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • — уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы — детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

Таким образом, эффективное применение всех средств и методов музейной деятельности способствуют повышению эффективности деятельности музея в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой