Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование правовой культуры педагога детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерии сформированности правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть выражены в следующих показателях: мотивационно-ценностный (потребность в защите общественных и личных интересов) — когнитивный (наличие знаний правовых норм и основ законодательства) — дея-тельностный (сформированность умений и навыков правомерного поведения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Формирование правовой культуры педагогов как психолого- педагогическая проблема
    • 1. 2. Своеобразие образовательной среды и специфика развития ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1. 3. Структурно-содержательная модель формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Особенности реализации модели формирования правовой культуры педагогов воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • 2. 2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры педагогов
    • 2. 3. Содержание и результаты формирующего эксперимента по формированию основ правовой культуры педагогов
  • Выводы по второй главе

Формирование правовой культуры педагога детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Современные условия общественно-политического и социально-экономического развития России, вхождение ее в международное правовое пространство требуют повышения уровня правовой культуры общества. Ключевое место в реализации этой задачи принадлежит системе образования. Именно на образовательные учреждения ложится функция приобщения подрастающего поколения с самых ранних лет к основам правовой культуры, формирования правового самосознания личности.

Одной из реалий современного российского общества являются дети-сироты. Как свидетельствует официальная статистика, уровень правовой культуры данной категории граждан остается очень низким. Существующие ныне учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не справляются с функцией подготовки их к самостоятельной жизни. По данным Генпрокуратуры РФ только 10 процентов воспитанников сиротских учреждений более или менее успешно социализируются в обществе, а остальные (90 процентов) пополняют ряды алкоголиков и наркоманов, попадают в места лишения свободы или кончают жизнь самоубийством. Одной причин такого положения является низкий уровень правовой культуры выпускников детских домов, отсутствие у них представлений не только о своих правах и механизмах их защиты, но и об элементарных обязанностях, которые нужно соблюдать, живя в правовом обществе.

Ключевые позиции в формировании правовой культуры детей-сирот принадлежат педагогу. В сиротских учреждениях педагог является не только гарантом соблюдения прав и свобод ребенка и образцом правового поведения для детей, но и призван формировать основы правовой культуры воспитанников, которым предстоит самостоятельно, без помощи семьи осваиваться в правовом пространстве. При этом самому педагогу важно: обладать высоким уровнем правовой культуры.

Анализ философской, юридической, социологической, психологической педагогической и методической литературы свидетельствует об интересе исследователей к данной проблеме. Изучению разных аспектов формирования правовой культуры личности посвящены юридические (Н.И. Азарова, В. М. Боера, А. Б. Венгерова, В. И. Каминской, А. Л. Ликаса и др.) — психологические (Д.А. Керимова, Б. Ф. Ломова, В. В. Лазарева, Л. И. Петражицкого и др.) — педагогические (В.В. Головниченко, А. Д. Лопуха, В. В. Мищенко, П. А. Мусинова и др.) исследования.

Проблемы формирования правовой культуры учащихся и молодежи затрагивались в исследованиях дагестанских ученых З. М. Абдулгалимовой, М. Г. Гасанова, З. Т. Гасанова, М. Г. Лаварслановой, Д. М. Маллаева, Ш. А. Мирзоева, А. Н. Нюдюрмагомедова, A.A. Омарова и др.

Вопрос формирования основ правовой культуры педагогов получил рассмотрение в исследованиях И. Ф. Ахметовой, М. Е. Колтовской, П. А. Мусинова, О. Н. Репиной, С. А. Рудых, A.A. Шайдурова и др.

Установлено, что содержание понятия «правовая культура педагога» определяется конкретными условиями, в которых работает педагог (тип учреждения, контингент воспитанников, их возраст и т. д.). Однако педагогические основы данного процесса изучены недостаточно.

В связи с этим следует отметить, что формирование правовой культуры педагога детского дома требует специального научного рассмотрения, необходимость которого определяется следующими противоречиями:

• между потребностью общества в педагогах, владеющих технологиями формирования правовой культуры и недостаточной их подготовлен ностью к реализации данной функции;

• между значимостью повышения уровня правовой культуры педагогов детских домов и отсутствием научно-методических основ решения данной проблемымежду осознанием важности приобщения воспитанников сиротских учреждений к основам правовой культуры и отсутствием* целостной концепции формирования правовой культуры.

Указанные противоречия составляют суть проблемы диссертационного исследования, заключающейся в необходимости поиска оптимальных путей формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема исследования: «Формирование правовой культуры педагога детского дома».

Цель исследования — выявить и научно обосновать педагогические условия, содержание, формы и методы формирования правовой культуры педагога детского дома.

Объект исследования — правовая культура педагога детского дома.

Предмет исследования — процесс формирования правовой культуры педагога детского дома в системе профессионально-педагогической подготовки.

Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры педагога детского дома будет успешным, если:

• повышение правовой культуры педагога детского дома будет рассматриваться как необходимое условие оптимизации педагогического процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• система работы по формированию основ правовой культуры педагогов детских домов будет строиться поэтапно (информационно-ознакомительный, реконструктивный и синтезирующий этапы) и включать комплекс форм и методов работы.

• работа по формированию правовой культуры педагогов будет строиться в нескольких направлениях: расширение знаний о правовых нормахформирование ценностного отношения к правовым нормам и принятие их как доминирующей потребностиформирование социально-активного правового поведениявооружение методикой формирования правовой культуры воспитанников;

• будет разработана модель и методика формирования правовой культуры педагогов, практикующих в воспитательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики понятия «правовая культура педагога образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Изучить состояние проблемы в практике работы сиротских учреждений.

3. Разработать модель формирования правовой культуры педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Обосновать и экспериментально проверить методику формирования правовой культуры педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методологическую основу исследования составляют: международные и российские документы о правах детей (Декларация прав ребенкаКонвенция ООН о правах ребенкаСемейный и Гражданский кодексы Российской ФедерацииФедеральный Закон «Об основных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" — Закон о социальной защите инвалидов в Российской ФедерацииДекларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях и др.) — системный, личностный, культурологический подходы (М.М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, О. С. Газман и др.) к изучению социальных и педагогических явленийпедагогические концепции гуманизации образования, идеи личностно-ориентированного образования (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, E.H. Шиянов и др.) — педагогические теории формирования личности учителя (В.И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.).

Теоретическую основу исследования составляют психолого — педагогические теории деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. М. Маллаев, Н.Ф. Талызина), целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В.В. Краевский), взаимодействия личности и общества (A.C. Белкин, A.M. Новикова, В.Д. Семенов) — общего и профессионального образования (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, B.C. Леднев, В. А. Поляков и др.).

В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научно-методической литературы по проблеме исследованиямоделированиесистематизация и обобщение педагогических фактоввключенное наблюдениеанкетированиетестированиепедагогический экспериментизучение и обобщение документов, опыта педагогов и воспитанников детского дома и продуктов их деятельности.

Основная экспериментальная база — образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 7 и 8 г. Избер-баша, где исследованием было охвачено 100 педагогов, воспитателей и 30 воспитанников.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно с 2005 года по 2010 год.

Первый поисково-теоретический этап (2005;2007 гг.) был посвящен изучению научно-педагогической литературы, анализу нормативных документов, диссертационных исследований по проблеме, определению объекта и предмета исследования, осуществлению констатирующего этапа эксперимента, обобщению и анализу результатов и разработке исследовательской программы.

Второй опытно-экспериментальный этап (2007;2009 гг.) включал экспериментальную работу по уточнению гипотезы, внесению корректив в содержание, формы и методы формирования правовой культуры педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработку спецкурса «Правовая культура педагога детского дома», апробацию разработанной^ модели формирования правовой культуры педагогов в ходе опытно-экспериментальной работы, диагностика уровня сформированности правовой культуры педагогов и т. д.

Третий заключительный этап (2009 — 2010 гг.), был ориентирован на обобщение, анализ и интерпретацию результатов опытно — экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

— конструировании структурно — содержательной модели формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающая в себя компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, педагогические условия, методику и результат.

— выявлении средств, форм и методов, обеспечивающих формирование правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обосновании критериев и уровней сформированности правовой культуры педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена структура правовой культуры педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую входит мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компонентытеоретически обоснована модель и методика формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации программы спецкурса «Правовая культура педагога детского дома», использование которого в образовательных учреждениях различного типа, курсах повышения квалификации педагогических кадров, способствует оптимизации образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим и теоретическим обоснованием его исходных положенийвнутренней непротиворечивостью его логикисоответствием результатов цели, задачам и гипотезе исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, опытно-экспериментальной проверкой эффективности процесса формирования правовой культуры.

На защиту выносятся положения:

• правовая культура педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это сложное личностное образование, которое включает: владение нормами отечественного и международного законодательства в области прав и свобод детей-сиротэмоционально-ценностное отношение к правовым нормам и принятие их как доминирующей потребностиформирование социально-активного правового поведения реализующегося в профессиональной деятельностивладение методикой формирования основ правовой культуры воспитанников;

• структурно-содержательная модель формирования правовой культуры педагога образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как целостная система, включает: цель, принципы, компоненты формируемой правовой культуры, педагогические условия, методику, результат;

• критерии сформированности правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть выражены в следующих показателях: мотивационно-ценностный (потребность в защите общественных и личных интересов) — когнитивный (наличие знаний правовых норм и основ законодательства) — дея-тельностный (сформированность умений и навыков правомерного поведения, умения осуществлять деятельность в соответствии с законом и общепринятыми нормами поведения и т. п.). • педагогическими условиями формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются: использование форм и методов, адекватных поэтапному продвижению педагогов к высокому уровню правовой культурывооружение педагогов правовыми знаниями, умениями и навыками на основе внедрения теоретического семинара «Права ребенка в современном мире» и спецкурса «Правовая культура педагога детского дома" — использование в процессе обучения психолого-педагогических тренинговых занятий, стимулирующих творческую активность педагоговобеспечение возможностей для занятий самообразованием. Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в 8 публикациях, включающих программу спецкурса и 7 научных статей. Результаты исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе:

1. Проведенная опытная работа свидетельствует о том, что в практике работы воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопросам повышения правовой культуры педагогов не уделяется должного внимания. Большинство педагогов детских домов (54%) находятся на низком уровне сформированности правовой культуры. У них ограниченные знания об основных нормативно-правовых документах, обеспечивающих защиту прав ребенка. Очень поверхностные представления о Декларации прав ребенка и Конвенции ООН о правах детей. Педагоги имеют смутные представления о российских законах, обеспечивающих права и свободы ребенка (Конституция РФСемейный кодекс РФЗакон об основных гарантиях прав детей в РФ и др.). Многие педагоги не осознают важности работы по приобщению воспитанников детских домов к основам правовой культуры, не владеют методикой осуществления этой работы. Налицо необходимость серьезной целенаправленной работы в данном направлении.

2. Предложенная нами стратегия поэтапного формирования правовой культуры педагогов с использованием широкого спектра форм и методов работы (семинары-практикумызанятия по правовому воспитанию, мастеркласс с показом открытого занятия-с детьмитренинговые занятиядискуссииделовые игрыпедагогические советы) доказала свою эффективность.

3. Все специалисты, задействованные в опытной работе, к её концу перешли на высокий и средний уровни сформированное&tradeправовой культуры. Причем значительно выросли не только когнитивный (знания об основных законахвладение основами методики работы с детьми) и деятельностный (практические навыки педагогов) компоненты готовности, но и мотивацион-но-ценностный. Педагоги осознали значение данной работы, стали чаще обращать внимание на данный аспект в своей каждодневной практике взаимодействия с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формированияшравово№ культуры педагоговобразовательных учреждений^ для> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к числу мало изученных проблем, несмотря на то, что вопросы правового воспитания и формирования правовой культуры педагогов-остаются актуальными.

Изучение современного состояния общеобразовательной подготовки детей-сирот, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы отечественных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показали необходимость совершенствования процесса формирования правовой культуры в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от обычного общеобразовательного учреждения тем, что здесь находятся дети, у которых нет родительской поддержки, и им приходится самостоятельно отстаивать свои права в социуме после окончания учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому усилия всего педагогического коллектива такого учреждения должны быть направлены на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, вооружение их специальными правовыми знаниями, умениями и навыками правового поведения, воспитание уважения к праву и законности, а также формирование потребности в отстаивании законности в социуме в соответствии с социальным статусом.

Ведущая роль в развитии правовой культуры детей-сирот принадлежит системе образования. Педагог — транслятор, проводник правовой культуры в массы, следовательносовременный педагог призван осуществлять данную деятельность на профессиональном уровне. Признано, что правовая культура педагога во многом определяется такими факторами, как вид учреждения, контингент воспитанников, условия социальной среды, специализация деятельности педагога, тип социума, в котором протекает жизнь ребёнка.

Учитывая’своеобразие такого воспитательного учреждения как детский’дом, мысчитаем необходимым сформулировать содержание понятия «правовая^ культура педагога детского дома». .

Правовая культура педагога детского дома — это степень развитости его-правовых качеств, определяющих глубокое знание норм отечественного и международного законодательства в области прав ребенка, проявления гуманизма, высокой культуры и этики гражданско-профессионального поведения, реализующихся в правопослушной профессиональной деятельности и владение методическими основами работы по формированию правовой культуры своих воспитанников.

В настоящее время в научной литературе правовая культура педагога детского дома не становилась предметом специального изучения. Она затрагивалась в контексте исследований посвященных формированию правовой культуры воспитанников детского дома, как одно из условий осуществления данной работы, однако всестороннего изучения не получила.

Формирование правовой культуры педагогов детского дома требует учета своеобразия образовательной среды сиротского учреждения и особенностей контингента воспитанников.

Образовательная среда детского дома на сегодняшний день не способствует гармоничному развитию личности воспитанника. Более того, она является одним из факторов, (наряду с неблагоприятной наследственностью и, предшествующим жизни в детском доме, негативным социальным опытом), провоцирующим серьезные проблемы в развитии детей.

Дети-воспитанники детских домов испытывают на себе серьезные личностные деформации, обусловленные спецификой образовательной среды детского дома.

На основе анализа правовой культуры личности и личности педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами были определены показатели компонентов правовой культуры: мотивационно-ценностного (уровень, интериорнзации нормативных предписаний в сферу личностных ценностей) — когнитивного (уровень, знания и понимания основных правовых понятий и норм) — деятельностного (законность, активг ность, результативность т.д.).

Правовая культура' представляет собой одну из категорий общечеловеческих ценностей, неотъемлемый компонент правового государства, важнейший результат общедемократических преобразований человечества. Большая значимость правовой культуры порождает заинтересованность общества в формировании высокого уровня своих граждан.

Анализ результатов исследования позволил констатировать следующее:

1. Многие из участников исследования в достаточной степени осознают необходимость правовой культуры для решения вопросов, связанных с повседневной жизнью, однако далеко не все связывают правовые знания и навыки с профессиональной деятельностью.

2. Невысокие результаты самооценки уровня правовой культуры (в основном из-за незнания норм законодательства недостаточности практических умений в правовой сфере) сочетаются с неудовлетворенностью этим и с активным стремлением подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интересом к праву.

3. У многих педагогов есть достаточно рациональные предложения о путях оптимизации процесса формирования правовой культурывоспитанников. Они распространялись не только на учебную деятельность, но и на вне-учебную сферу. Данный факт является подтверждением того, что для полноценного формированияправовой культуры требуется не только использование потенциала правового обучения, но и создание педагогических условий.

Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что-уровень правовой культуры педагогов экспериментальных групп выше, чем у групп контрольных. Это дает основание для выводов об эффективности модели и сформулированных нами условий формирования правовой культуры в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В’целом, по результатам формирующего эксперимента было установлено, что, используя специально разработанный комплекс педагогических условий и методических рекомендаций по их реализации, можно существенно улучшить управление процессом формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе исследования были решены его основные задачи, подтверждена гипотеза и получены экспериментальные данные, подтверждающие положения, вынесенные на защиту. Подводя итоги, мы сформулировали выводы проведенного исследования.

1. Целенаправленное эффективное формирование правовой культуры в условиях детского дома возможно с опорой на комплекс педагогических условий и методических рекомендаций по их реализации;

2. Формирование правовой культуры педагога должно протекать поэтапно, опираясь на структурно-содержательные характеристики самого процесса;

3. Оценку сформированности правовой культуры педагога целесообразно проводить комплексно, учитывая данные параметров ее компонентов необходимо дополнение теоретических правовых положений сведениями о возможности их практического применения;

4. Усвоение педагогами в ходе обучения необходимых сведений, позволяющих им компетентно моделировать свою профессиональную и повседневную деятельность, повышает их мотивацию к формированию правовой культуры;

5. Отбор содержания, форм, методов и средств реализации* правовой культуры обусловлен насущными потребностями жизни и интересами педагогов.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы наша модель формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующая в реальных условиях, подтвердила свою эффективность.

7. В целом, проведенное исследование позволяет обеспечивать научные и практические основы формирования правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Результаты, полученные в ходе исследования и экспериментальной работы на базе детских домов г. Избербаша свидетельствуют о наличии позитивной динамики формирования правовой культуры педагогов, что подтверждает эффективность разработанной модели и выявленных нами педагогических условий, которые позволяют осуществить достижение поставленных в исследовании целей и способствует эффективному формированию у педагогов правовой культуры в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной проблемы. Изучение исследуемой проблемы может быть продолжено с учетом особенностей работы педагогов и психологов в различных типах детских учреждений и социальных реабилитационных центров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности./ Е. В. Аграновская. М.: Юридич. Лит. 1988. -112с.
  2. АбдулмуталимоваЗ .М. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний: автореф. дис.. канд. пед. наук.(13.00.08 Теория и методика профессионального образования) — Махачкала. 2010. — 21 с.
  3. Н.И. Теория государства и права: Конспекты лекций и методические указания. / Н. И. Азаров. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1998. — 144 с.
  4. С.Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дисс.. канд. пед. наук. (13.00.01.- общая педагогика)-Чебоксары. 2008.- 22 с.
  5. С. С. Государство и право: нач. курс /С.С. Алексеев. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юридич. лит., 1994 — 89.
  6. С.И., Шамсудинов И. Г. Задачи и формы интенсификации учебного процесса // Новые методы и средства обучения. М.: Изд-во МПШ 1991.-С. 41−89.
  7. А.Г. Не пройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинств // Вопросы философии. -1990. № 5. — С. 5−11.
  8. И. Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран: автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.01- общая педагогика) 1995. — 39 с.
  9. В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства и права в схемах и определениях./ В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. -М.: Юристь, 1998. 526 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. ЯО. К.Бабанский. -М.:Педагогика, 1977. 254 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Избранные педагогические труды. / Ю. К. Бабанский.
  12. М.: Педагогика, 1989. 560 е.: Изд-во ЕГУ.
  13. А.Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая- культура и вопросы правового воспитания: сборник научных трудов. М.: 1974. — с. 11−38.
  14. В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дис. канд. юр. наук. -СПб.: 1993.-30 с.
  15. А.А. Развитие ненасилия как ценности у детей-сирот в воспитательной среде детского дома, автореф. дис. канд. пед. наук.(13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования) — Тула. — 2006.- 23 с.
  16. А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 1998. С. 585.
  17. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. — 338 с.
  18. Гасанов М. Г. Преемственность в формировании правовой культуры учащихся УП-Х1 классов: автореф. дис.канд.пед.наук. (13.00.01-общая педагогика) Махачкала. — 2004. -23 с.
  19. П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов. / П. С. Гуревич. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 226 с.
  20. А.Б. Проект «Живое право» для средних школ и юридических факультетов: тезисы конференции / А. Б. Гутников. М.: Изд-во «Норма», 2001. — 267 с.
  21. Р. Д. Социально-правовая защита детей в условиях их социализации: автореф. дисс. канд. пед. наук. (13.00.01 общая педагогика) -Махачкала.: — 2006. — 19 с.
  22. В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. -М: Русский язык, 1978. Т. 11. — 400 с.
  23. М.С. Формирование правовой культуры педагога воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 12 (58) 2009. — С.46−48.
  24. М.С. Проблемы эмоциональной реабилитации педагогов, работающих в условиях детского дома. / Современные проблемы культуры и воспитания. Махачкала, ДГПУ, 2005 С.51−55.
  25. М.С. Подготовка студентов педвуза к формированию у детей представлений о правах человека. /Подготовка специалистов для системы дошкольного воспитания в процессе вузовского образования. -М., 2008.-С.137−141.
  26. М.С. Правовая культура педагога: к определению понятия / Гуманизация инновационного образования в современных условиях: достижения и перспективы. //Материалы II Международной заочной научно-практической конференции ТА. -М.: 2009. С.459−465.
  27. М.С. Правовая культура педагога детского дома. Спецкурс для педагогов. — Махачкала.: 2008. 10 с.
  28. М.С. Защита прав детей-сирот как социально-педагогическая проблема// Сборник „Конвенция ООН о правах ребенка: опыт и перспективы реализации в регионе“ 18−19 ноября 2009 г. Махачкала: ДГПУ, 2009. — С.100−103.
  29. А. Избр. Пед. соч. /А. Дистервег. Спб, 1985. 192 с.
  30. Европейское право: учебник для вузов / под общ. ред. докг. юр. наук, проф. Л. М. Энтина. М: Изд-во Норма, 2002. — 720 с.
  31. М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образователь132ноге учреждения: книга современного руководителя / М.Ю. Женило- под ред. Н. Ф. Дика. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
  32. В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр „Академия“, 2007. — 192с.
  33. Закон РФ „Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266−1 (ред. от 16.03.2006)//Российская газета. 2006. — 21 мар.
  34. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования (высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование). -М.: Современный гуманитарный университет, 2002. 344 с.
  35. Н.С. Проблемы теории культуры. М., 1977. с. 35.
  36. Л.Т. Социология культуры. М., 1996. с. 11
  37. С.Н. Культурное пространство и возрождение России //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: материалы конференции. СПб.: Изд-во Гуманитарного университета профсоюзов. — 1996. — С. 117−119.
  38. И.А. О сущности правосознания. / И. А. Ильин. М.: Наука, 1993.- 46 с.
  39. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб, пособие. / И. Ф. Исаев. -Белгород: Изд-во БШИ, 1992. 102 с.
  40. З.Н. Деформация правовой культуры современной российской молодежи: монография / З. Н. Каландаришвили. СПб.: Знание, 2010.-200 с.
  41. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: изд-во МГУ, 1974.-62 с.
  42. В.В., Нечипуренко В. Н. Социология права. /В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. Ростов на /Д: Феникс, 2002. — 480 с.
  43. Н.М. Политическая и правовая кулыура: Методологическиепроблемы. /Н.М. Кейзеров. M.: Политиздат, 1983. — 184 с.
  44. Д.А., Ломов Б. Ф. Психология и право // Государство и право. -1992.-№ 12.-С. 10−20.
  45. Е.Б. Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль -2003.- 24 с.
  46. Е. В. Моралева К.А. Правовая культура и её стандарты в Конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 50−56.
  47. СВ., Чичерин А. Л. Основы государства и права. / C.B. Клименко, А. Л. Чичерин. М.: Зерцало, 1997. — 354 с.
  48. A.B. Правовое сознание студенческой молодежи: результаты криминологических исследований //Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. -№ 1.-С. 78−89.
  49. M. Е. Подготовка социальных педагогов в педагогическом колледже к защите прав детей: автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.08. теория и методика профессионального образования) М.: 2005.-21 с.
  50. И.А. Воспитательная деятельность педагога: учеб, пособие / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова. М.: Издательский центр „Академия“, 2007. — 320 с.
  51. С.А. Общая теория государства и права. / С. А. Комаров. М.: Юрайт, 1998.-416 с.
  52. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ.ред. В. И. Шкатулы. 5-е изд., перераб. — М.: Норма, 2007. -1136 с.
  53. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под, общ. ред. В. М. Лебедева. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. -976с.
  54. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во Норма, 2006. — 80 с.
  55. В.В., Бородин C.B. Роль правовой культуры в формированиисоциалистического правового государства // Советское государство и право. -1990- № 2, с.40−44.
  56. A.C. Воспитательная творческая среда // Студенчество: диалоги о воспитании. 2004. — № 5. — С. 14−15.
  57. JI. Н. Реализация прав ребенка в детском общественном объединении: социально-педагогический анализ: автореф. дисс. канд.пед.наук. (13.00.01. общая педагогика) — М.: 1997. — 27 с.
  58. Н. Карманный словарь иностранных слов. СПб. 1846. С. 64.
  59. К.В. Педагогические условия реализации и защиты прав воспитанников детского дома: автореф. дис. канд.пед.наук. (13.00.02. -теория и методика обучения и воспитания) Иваново.: КГУ. 2006.- 22 с.
  60. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  61. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. / В. В. Лазарев. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 60 с.
  62. В.В., Липень С, В- Теория государства и права. / В. В. Лазарев, C.B. Липень. М: Изд-во „Спарк“, 1998. — 448 с.
  63. Лангмейер Й, Матеичик 3., Психическая депривация в детском возрасте. -Прага 1984.
  64. B.C. Содержание образования: учеб. пособ. М.: Педагогика, 1989 -240 С.
  65. А.Л. Правовая культура правосудия: современные проблемы // Советское государство и право. 1990. — № 5. — С. 34−38.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 500 с.
  67. А.Д. Обычное право. / А. Д. Лопуха. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002.-252с.
  68. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. / Б. А. Лукашева. М.: Право, 1973, — 344 с.
  69. Н.Е. Гуманистическая парадигма профессиональной подготовкиспециалистов // Индивидуальность как, субъект и объект современной жизни. Смоленск: СГУ, 1996.-С. 57−60.
  70. Макаренко A.C.. Собр. Сочинений. В:7 т.-М.:1958, -Т.5 с. 179.
  71. Д.М. Духовно-нравственноё воспитание учащихся на приоритете общечеловеческих ценностей // Совр. Наука: проблемы и перспективы. Махачкала, 2005, Вып. 5. — С. 118−126.
  72. Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Поиск истины Дагестан. — 2003. -№ 9−10.-С. 46−50.
  73. Д.М. Нравственные устои как основа формирования личности. // Сб. „18-е психолого-педагогические чтения южного отделения РАО“. (14−18 мая 2000). Майкоп, 2000. -С. 21−37.
  74. Д.М. Энергия любви // Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 9. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. — С. 27−30.
  75. Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. докт. юр. наук, проф. В. А. Карташкин, докт. юр. наук, проф. Е.А.
  76. В.М. Проблемы философии культуры. / В. М. Межуев. М.: Наука, 1984. — 393 с.
  77. Ю.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот: автореф. дис. канд. пед. наук.(13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования) Оренбург. 2005. — 25 с.
  78. Е. В. Педагогические средства профилактики злоупотребления ребенком в семье. Автореф. дисс. канд. пед. наук (13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования) Самара 2002.15 с.
  79. Л.И. Социология культуры: учеб, пособие. / ЛИ: Михайлова. 3-е изд., доп. — М.: Издательско-торговая кооперация „Дашков и Ко“, 2006.-344 с.
  80. А.И. Педагогический процесс как целостное явление: учеб. пособие. / А. И. Мищенко. М.: МОСУ, 1993. — 52 с.
  81. В. Формирование правового сознания молодежи // Высшее образование в России. 2006. — № 2. — С. 69−70.
  82. Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования: сб. статей. Казань: КГУ, 2004. — 136 с.
  83. A.B. Личностный подход в воспитании / A.B. Мудрик //Магистр. 1991. № 7 — с. 61−63
  84. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии 1989. — № 1. -С.32−39.
  85. Г. В. Теория государства и права. / Г. В. Назаренко. М.: Изд-во „Ось — 89“, 1998. — 176 с.
  86. Никитин А. Ф, Суворова Н. Е. Школьникам о праве. / А. Ф. Никитин, Н.Г.
  87. Суворова- Mi: Педагогика-. 1992. — 96 с. •93- Новик Ш Моделирование сложных систем: М.: Мысль, 1965: — 334 с. 94.. Нравственногправовое воспитание учащихся. Из опыта работы: книга дляучителя / сост. А^Ф^ Никитин.-М., 1986,-143 с.
  88. Нужны объединенные усилия: Всероссийская научно-практическая конференция „Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях“ // Учитель. 2000. — № 4. — С. 19−21.
  89. А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ., 2005 -168с.
  90. О положении детей в республике Дагестан, 2004.: Ежегодный доклад -Махачкала, 2004.
  91. О правах ребенка для всей семьи: пособие для детей и родителей // автор-составитель Т. В. Козлова. Самара, 2006. — 60 с.
  92. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1988.-32 с.
  93. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1982.-417с.
  94. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. М.: Наука, 1994*.-134 с.
  95. Г. В. Социология и социальное мифотворчество У Г.В. Осипов.- М.: Изд-во НОРМА, 2002. 656 с.
  96. F.C. Правовое осознание действительности / Г. С. Остроумова. -М.: Сов. право, 1969, 52 с.
  97. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-еизд., испр. и доп. М., 1995. с. 307.
  98. Е.В. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами в условиях, приближенных к семейным: автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 2005. — 22 с.
  99. JI. Г. Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей: автореф. дисс.. канд.пед.наук. (13.00.01 -общая педагогика) М.: 1997. — 15 с.
  100. Педагогика: учеб, пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  101. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 С.
  102. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии / Л. И. Петражицкий. СПб.: 1908.-402 с.
  103. Л.С. Концепция развития творческого потенциала учителя // Качество педагогического образования: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Д. М. Забродина. Белгород, 2000. — С. 121−123.
  104. И.Ф. Формирование правосознания личности / И. Ф. Покровский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 44 с.
  105. В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 62−67.
  106. В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.08) -М., 1991.- 16 с.
  107. Права и свободы человека в программных документах политических партий и объединений России. XX век./ Под ред. Акад. РАЕН А. Н. Аринина. М., 2002. с. 17.
  108. Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: материалы межвузовской научной конференции / отв. ред. Г. И. Муромцев. -М.: Изд-во РУДН, 2003. 211 с.
  109. А. М., Толстых Н. Hi Особенности психического развития младших школьников,' воспитывающихся вне семьи Вопросы психологии, 1982., № 2.
  110. В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. /В.Н. Протасов М., 1999 с.240
  111. A.C. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. М. МООДиМ „Новая цивилизация“, 2000. — 192 с.
  112. А.Р., Ефремов Г. Х., Правовая психология и преступное поведение: теория и методология исследования / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремов. Красноярск, 1988. — 66 с.
  113. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / под ред. A.B. Мицкевича. М.: Политиздат, 1985. — 240 с.
  114. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Педагогика, 1993. -736с.
  115. С. JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 330 с.
  116. М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. Право и жизнь. М., 1925., с.86
  117. О.Н. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования Диссертация к.п.н. (13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования) Новокузнецк. 2008. — 24 с.
  118. С. А. Формирование этико-правовой культуры будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.01 -Обшщ педагогика, история педагогики и образования) Армавир.: 2002. — 22 с.
  119. Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В. М. Корельского и
  120. В.Д. Перевалова. М., 1997. с. 150—151.
  121. В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.. докт. юрид. наук. -JL: 1990. — 35 с.
  122. В.М. Проблемы правовой социализации детей в условиях детноского дома. — Защити меня!'. — 2002'— № 1−2 — 12 с.
  123. Г. А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной-семейной жизни в условиях детского дома: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования) -Казань, 2004. — 21 с.
  124. В.Г. Понятие правового нигилизма / В. Г. Сафонов //Государство и право. 2004 — № 12 — с. 64−69.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  126. .В. Теория исторического материализма и гуманитарное познание // Проблемы гуманитарного познания. М., 1986. — С. 7−18
  127. А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. Свердловск: Изд-во СЮИ, 1990.-176 с.
  128. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс /A.JI. Семитко. Екатеринбург: Изд-во ЕЮИ, 1996. — 207 с.
  129. В.А. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В.А. Сла-стенина. 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр „Академия“, 2007. -576с.
  130. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Педагогика, 1997. -224с.
  131. Словарь-справочник по праву / сост. А. Ф. Никитин. М.: „Академия“, 1995. — 144 с.
  132. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. Мн. „Современное слово“, 2001. — 928 с.
  133. Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный» смысл права //Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Наука, 1990. — С. 40−48.
  134. П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения ГУ П. Сорокин.- Спб., Изд-во РХТИ, 1999. 448 с.
  135. Социальная защита в истории- Дагестана: Учебное пособие: сост. Доно-го М.М., Рамазанов Б. Ш. Махачкала. ИПЦ. ДГУ, 2005. — 116 с.
  136. В.П. Правовая культура // Актуальные проблемы теории права / под ред. К. Б. Толкачева и А. Г. Хабибулина. Уфа, 1995. С. 150 151.
  137. Т.В. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов, 1995. с. 473.
  138. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. с. 180.
  139. О. М. Международно-правовая защита прав ребенка. Ав-тореф. дис. канд .юрид. наук (12.00.10 Международное право, Европейское право) -Минск.: 2004.-20 с.
  140. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 185 с.
  141. Е.В. Правовое воспитание: методология и методика / Е. В. Татаринцева. М.: Наука, 1990. -175 с.
  142. JI.B. Моделирование здоровьесберегающего пространства как условие эффективности воспитательной системы. В сб. «Добро без границ». Сыктывкар, 2002 г. с.134
  143. A.A. Знать международные стандарты прав человека //Государство и право. 1993. № 10. с. 143.
  144. В.И. Аксиологические доминанты образования и воспитания молодежи в вузах: монография / В. И. Трухачев, В. А. Козаченков. -Ставрополь: АГРУС, 2005. 148 с.
  145. В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право.- 1989.-№ 10. -С. 20−27.
  146. А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологических исследований. М.: Мысль, 1980. -124 с.
  147. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Б. Фарбер. М.: Наука, 1963. -144 с.
  148. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся’без попечения родителей» // Социальная педагогика. — 2005. -№ 4. С. 9−14.
  149. C.B. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01 общая педагогика) — М., 2000.- 17 с.
  150. В.П. Теория и практика формирования правовой культуры педагога: Монография Уфа: БГПУ. 2002. — 254 с.
  151. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В, Константинова. М.: Сов. энциклопедия, 1963. — Т. 2. — 575 с.
  152. Формирование российской правовой культуры в период становления рыночной экономики: сб. ст. и тезисов международной межвузовской конференции аспирантов и студентов (МГЮА, 2−3 апр. 2004 г.) / под ред. И. М. Мацкевича. М.: МПОА, 2004. — 370 с.
  153. Ю.В. Криминологические проблемы социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов: автореф. дис.. канд. юрид. наук: (12.00.08 Уголовное право и криминология- уголовно-исполнительное право) — Москва, 1998. — 19 с.
  154. А.Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. М.: Юрайт, 1999.- 432 с.
  155. А.К. Ценностные ориентации правоведения и образования: Образование в культуре и культура образования: Материалы Всероссийской научной конференции: в 2-х ч. Ч. 1. Новосибирск: НИИ философии образования, 2002. — С. 119−129.
  156. А. А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей: автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.08 теория и методика профессионального образования) — Екатеринбург. 2001.- 21 с.
  157. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами /Т.И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Владос. 2002. -320 с.
  158. А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста/ Под ред. С. А. Козловой. М., Издательский цент «Академия», 2005. — С. 192.
  159. К. Обновление идеологии и идеология обновления //Коммунист. 1986. — № 14. — С. 50−61.
  160. Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования / Ф. Э. Шереги. М.: ДСП. 2004. — 344 с.
  161. E.H. Гуманизация педагогического образования // Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. — С. 17−38.
  162. Л. М. Дети социального риска и их воспитание. /Л.М. Ши-пицина СПб.: Речь, 2003. — 143 с.
  163. Н.М. О воспитании в домах младенцев. / Вопросы материнства и младенчества. М.: 1938 — № 13. С. 4 — 18.
  164. Энциклопедический словарь «Человек» / сост. Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов. -М.: Сов. энциклопедия,. 1999. 518 с.
Заполнить форму текущей работой