Самоанализ и анализ урока в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока. К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся… Читать ещё >
Самоанализ и анализ урока в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наша школа является экспериментальной площадкой по введению ФГОС ООО с 1 сентября 2013 г. За этот короткий период мы сделали первые шаги по внедрению в профессиональную деятельность наших учителей требований нового федерального стандарта. Так, в настоящее время в школе проходит «Фестиваль открытых уроков» в 5-х классах. В ходе фестиваля организовано взаимное посещение уроков педагогами основной и начальной школы, была разработана схема анализа и самоанализа проводимых в 5-х классах уроков.
Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- 1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- 2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- 3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- 4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. учитель ученик урок образовательный.
- · Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.).
- · Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- · Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- · Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- · На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- · Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- · Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- · Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- · Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- · Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- · На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).
При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:
- 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- 2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?
- 3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?
- 4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?
Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:
Личностные: …
Познавательные: …
Регулятивные: …
Коммуникативные: …".
- 5. Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?
- 6. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?
- 7. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?
Важный этап подготовки урока — отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока — это …».
К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:
- 1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?
- 2. Логичны ли «связки» между этими этапами?
- 3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?
Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.
При взаимном посещении и анализе уроков творческая группа во главе с директором школы разработала следующие критерии оценивания урока.
Схема анализа урока по ФГОС.
Этапы анализа. | Баллы. | ||
Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. | |||
2. | Соответствие урока требованиям ФГОС. | ||
2.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | ||
2.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД. | ||
2.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | ||
Содержание урока: | |||
3.1. | Научная правильность освещения материала на уроке. | ||
3.2. | Соответствие возрастным особенностям. | ||
3.3. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
3.4. | Связь теории с практикой. | ||
3.5. | Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | ||
3.6. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом. | ||
3.7. | Межпредметные связи. | ||
Определение темы урока. Постановка целей и задач. | |||
4.1. | Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует. | ||
4.2. | В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся. | ||
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности. | |||
5.1. | Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач. | ||
5.2. | Работа ведется по плану, предложенному учителем. | ||
5.3. | Учебные действия осуществляются по намеченному плану. | ||
Форма взаимодействия в ходе урока. | |||
6.1. | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.2. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | ||
6.3. | Осуществление обратной связи: ученик — учитель. | ||
6.4. | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | ||
6.5. | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | ||
6.6. | Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. | ||
6.7. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. | ||
6.8. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
Психологические основы урока. | |||
7.1. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | ||
7.2. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | ||
7.3. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | ||
7.4. | Наличие физкультминутки. | ||
Домашнее задание. | |||
8.1. | Оптимальный объем. | ||
8.2. | Доступность инструктажа. | ||
8.3. | Дифференциация, представление права выбора. | ||
Подведение итогов деятельности. | |||
9.1. | Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. | ||
9.2. | Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. | ||
9.3. | Учитель организует рефлексию. | ||
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона). | |||
Итого: | |||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 — критерий отсутствует, 1 — проявляется частично, 2 — в полном объеме. | |||
Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.