Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен алгоритм создания художественного образа на основе технологии «дизайна искусственных стихов», предусматривающий два варианта его реализации: а) к каждой отобранной японской миниатюре создается визуальный образ — создается авторское рифмованное стихотворение на основе поэтических и визуальных элементов — создается окончательный визуальный художественный образб) на основе выбранной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность, структура и содержание художественно-творческих способностей студентов
    • 1. 3. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика развития художественно-творческих способностей студентов в курсе «Психология художественного творчества»
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в российском образовании происходят глубокие структурные и содержательные изменения, затрагивающие все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование.

Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения, и на определение содержания образовательного процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

Влияние научно-технического прогресса сказывается как на доли умственного труда работника, так и на повышении удельного веса творческих элементов в структуре его деятельности. Поэтому современное общество требует от будущего специалиста не только глубоких профессиональных знаний, определенного запаса умений и навыков, но и готовности к осуществлению творческой деятельности.

Творчество можно рассматривать как важнейшую профессиональную характеристику и как необходимое личностное качество, позволяющие человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализовываться в процессе обучения в вузе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности студента.

Основную долю в процесс развития творческих способностей будущего специалиста вносит освоение учебного материала. К сожалению, информационно-репродуктивные методы, в большинстве случаев применяемые в практике обучения, не позволяют развиться творческим умениям и качествам студента в должной мере. Это относится и к обучению художественным дисциплинам. Студенты зачастую не понимают закономерностей изучаемых понятий, не умеют свободно оперировать полученными знаниями. Развивается привычка использовать только готовые знания, без проникновения в сущность рассматриваемых явлений. Студенты испытывают затруднения при выполнении исследовательских заданий, не умеют анализировать свою работу, формулировать выводы, не видят значения полученных результатов, возможностей их творческого использования.

Не владея научно обоснованными методиками развития творческих способностей учащихся, преподаватели испытывают затруднения в организации творческой деятельности студентов.

В настоящее время происходит смена требований к личности преподавателя, к функциям, которые он должен выполнять в процессе профессиональной деятельности. Современному вузу необходим педагог, способный к осуществлению творческой деятельности, которому свойственны качества творческой личности, у которого сформированы знания, умения и навыки для осуществления этой деятельности, развиты рефлексивные процессы и инновационный стиль мышления, кому присуще стремление к самоактуализации и к самореализации.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации, развития творческих способностей всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Особое значение для нашего исследования имели работы JI.C. Выготского, JI.C. Кагана, Б. Ф. Ломова, Я. А. Пономарева и др., в которых раскрывались движущие силы, условия и механизмы творчества.

Проблеме творческой активности посвящены работы таких авторов, как: К.А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, А. И. Крупнов, М. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Н. Д. Небылицын, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, в которых рассматривается структура и динамика связанных с ней психических процессов, а также различные аспекты ее развития в процессе обучения и воспитания.

Творческой деятельности учителя посвящено значительное количество научных исследований (В.И. Андреев, А. В. Брушлинский, В. В. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. Т. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров и др.).

Исследованиями в области выявления творческой одаренности, творческих проявлений занимались зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Дж. Гилмер, К. Роджерс, П. Торренс, Д. Шелкросс и др.

Роль художественного творчества в развитии творческих способностей студентов необычайно важна. Художественная деятельность, сама по себе, является эффективным средством развития художественно-творческих способностей. Изучение художественного творчества опирается на давнюю традицию. Тем не менее, эта проблема является одной из наименее разработанных областей современного научного знания. На данный момент имеются различные исследования лишь наиболее общих закономерностей художественного творчества.

Отдельные вопросы развития творческих способностей студентов при решении изобразительных задач в процессе творческой и учебной деятельности рассматривались А. Д. Алехиным, Г. В. Бедой, В. П. Зинченко, С. Е. Игнатьевым, В. В. Корешковым, B.C. Кузиным, Б. М. Неменским, А. В. Щербаковым, Е. В. Шороховым, Б. П. Юсовым и другими авторами.

Педагогические исследования Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, И.Я. Лерне-ра, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, С. Д. Смирнова, Ю. П. Сокольникова и др. послужили основой методологии и методики развития художественно-творческих способностей студентов.

Анализ исследований проблемы творчества вообще и художественного творчества в частности позволил нам выявить противоречие между преимущественно репродуктивным характером учебной деятельности студентов и необходимостью обеспечить оптимальное соотношение между репродуктивными и продуктивными видами деятельности с целью развития творческих способностей.

Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему исследования: каким образом можно повысить эффективность развития творческих способностей студентов в системе высшего образования?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования — развитие художественно-творческих способностей студентов в вузе.

В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована следующая гипотеза. Развитие художественно-творческих способностей студентов вуза будет осуществляться более эффективно при выполнении следующего комплекса педагогических условий:

— создание на занятиях творческой среды, основными параметрами которой явлются безоценочность, принятие, неопределенность, проблемность, реализуемые через сотворческое взаимодействие педагога и студента;

— включение в процесс обучения системы творческих задач, построенной в соответствии с логикой создания художественного образа;

— обеспечение взаимосвязи разработанной методики развития художестве-но-творческих способностей с нормативным овладением студентами программным материалом.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике высшего образования.

2. Уточнить типологию способностей и сущностные характеристики категории «художественно-творческие способности».

3. Выявить и теоретически обосновать комплекс мер, обеспечивающий переход личности на более высокий уровень развития художественно-творческих способностей в процессе профессиональной подготовки.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику реализации данного комплекса, направленного на развитие художественно-творческих способностей студентов вуза, в дисциплине «Психология художественного творчества».

Теоретико — методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие категории «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности», теоретические положения об активной природе человека в познании жизни и самого себя, положения гуманистической педагогики о сущности образования студентов.

В основу исследования были положены учения о единстве мышления, сознания, деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Г. Г. Гранатов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сла-стенин, В. Д. Шадриков и др.), идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности (В.А. Андреев, С. А. Новоселов, П. И. Пидкасистый, В. П. Ушачев, Г. И. Щукина и др.), гуманизации образования, ее личностно-ориентированной направленности (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В.А. Сластенин).

С теоретической точки зрения для нас важны концептуальные положения о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя (Н.Д. Никандров, Н.М. Яковлева) — о педагогическом творчестве, о сущностных чертах педагогического творчества, о факторах и критериях развития творческих способностей (JI.B. Занков, В.А. Кан-Калик,.

Н.В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник и др.) — о педагогической технологии (М.Н. Берулава, П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер и др.) — об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов, Н. Ю. Посталюк и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали концептуальные положения развивающего (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) и проблемного (В.И. Андреев, Ф. Брунер, Т. В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Я. А. Пономарев, В.А. Сла-стенин и др.) обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ философской, психолого — педагогической, искусствоведческой, методической литературыанализ и обобщение данных по проблеме исследованияпедагогическое наблюдениетестированиеанкетированиеанализ продуктов деятельности (индивидуальные творческие задания) — педагогический экспериментметоды математической статистики.

Опытно — экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 1998 — 2005 гг. Всего исследованием на констатирующем и обучающем этапах эксперимента было охвачено 523 студента художественно — графического факультета (ХГФ), технологического и исторического факультетов Магнитогорского государственного университета, а также студенты инженерно-педагогического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского и слушатели Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998 — 1999 гг.) осуществлялся анализ зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования. Проведенный анализ позволил сформулировать исходные положения в нашей работе: был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи работы. Проводился отбор материала, необходимого для постановки эксперимента.

На втором, экспериментально-аналитическом, этапе (1999 — 2002 гг.) были уточнены педагогические условия развития художественно-творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки, разрабатывалась методика реализации курса «Психология художественного творчества» и ее методическое обеспечение, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем, обобщающем, этапе (2002 — 2005 гг.) проведен формирующий эксперимент, осуществлялась проверка достоверности его данных, статистическая обработка результатов, их анализ и систематизация. Внедрялись результаты исследования в практику работы художественно-графического факультета МаГУ, инженерно-педагогического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, и Оренбургского областного института повышения квалификации работников образованияпроводилось оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования: выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, применение которого повышает эффективность развития художественно-творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовкиразработана и апробирована методика реализации комплекса педагогических условий эффективного развития художественно-творческих способностей студентов вуза в курсе «Психология художественного творчества».

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении типологии, определении сущности, структуры и содержания художественно-творческих способностей на основе анализа художественного образа.

Практическая значимость исследования обусловлена: возможностью применения разработанной методики развития художественно-творческих способностей студентов в дисциплинах предметной подготовкиразработкой дидактических материалов и их внедрением в учебный процесс. Результаты исследования могут быть применены в практике подготовки будущих учителей ИЗО и черчения, учителей технологии и предпринимательства, дизайнеров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплекс педагогических условий, нацеленных на развитие художественно-творческих способностей будущих специалистов, включающих в себя:

— создание на занятиях творческой среды, основными параметрами которой явлются безоценочность, принятие, неопределенность, проблемность, реализуемые через сотворческое взаимодействие педагога и студента;

— включение в процесс обучения системы творческих задач, построенной в соответствии с логикой создания художественного образа;

— обеспечение взаимосвязи разработанной методики развития художестве-но-творческих способностей с нормативным овладением студентами программным материалом.

2. Методика развития художественно-творческих способностей студентов в курсе «Психология художественного творчества» (включающая в себя учебное пособие «Технология художественного творчества», методические указания), разработанная на основе выделенного комплекса педагогических условий.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется: опорой на современные достижения психологических и педагогических наук, искусствознания и культуры, на научные теории творческой деятельностииспользованием комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследованияобработкой результатов эксперимента методами математической статистики, а также достаточной для решения поставленных задач продолжительностью экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в соответствии с основными этапами изыскания посредством участия во Всероссийской научно-практической конференции (Магнитогорск, 2001), Всероссийской научно-практической конференции (заочной), посвященной 10-летию кафедры психологии развития личности (Магнитогорск, 2004), Всероссийской ю. научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею технологического факультета (Магнитогорск, 2004) — в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (1999 — 2004 гг.) — публикациях в печати (1999 — 2005 гг.), отчетах на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии развития личности и кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета, а также непосредственном участии во внедрении результатов исследования в практику работы художественно-графического факультета МаГУ. Разработанная методика и дидактические материалы прошли апробацию в Оренбургском областном институте повышения квалификации работников образования и на инженерно-педагогическом факультете Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковского.

По теме исследования опубликовано учебное пособие, методические указания, 8 статей и тезисов докладов.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе определены цели и задачи экспериментальной работы, дано описание хода исследования, описана практическая реализация комплекса педагогических условий в рамках методики развития художественно-творческих способностей студентов, представлен анализ и дана оценка результатов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования были художественно-графический факультет Магнитогорского государственного университета, инженерно-педагогический факультет Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования.

Эксперимент проводился в три этапа: первый — подготовительный, второй — основной, третий — заключительный.

Нами были выделены следующие уровни развития художественно-творческих способностей студентов: оптимальный (высокий), допустимый (средний) и недопустимый (низкий). В качестве критериев, характеризующих уровни, нами приняты следующие: сформированность профессиональных мотивов, профессиональных знаний и профессиональных умений. Для оценки каждого критерия использовались соответствующие методики.

В нашей опытно-экспериментальной работе широко использовались методы наблюдения, беседы, анкетирование.

Выделенный нами комплекс педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов мы реализовали в разработанной нами методике курса «Психология художественного творчества». Ядром программы является формирование представлений у студентов об известных творческих методах и специфики их применения в художественном творчестве.

В разработанной методике развития художественно-творческих способностей определена последовательность применения творческих методов с целью «программирования» «озарения» субъекта деятельности. Материальную основу «озарения» составляет «спрессованный» человеческий опыт (в виде соответствующих знаний, умений и навыков), которым овладел субъект творческой деятельности. «Озарение» есть результат целенаправленного «думания» в определенном направлении.

Установлено, что метод фокальных объектов целесообразно применять при определении облика художественного образа в целомметод морфологического анализа для выявления нюансов облика создаваемого объектаметод контрольных вопросов — внесение соответствующих корректив в создаваемый образ с точки зрения повышения его художественной ценности и, наконец, ассо-циативно-синектический — для выражения и передачи в создаваемом образе тех нюансов, которые не удалось отразить при применении вышеперечисленных методов.

Предложен алгоритм создания художественного образа на основе технологии «дизайна искусственных стихов», предусматривающий два варианта его реализации: а) к каждой отобранной японской миниатюре создается визуальный образ — создается авторское рифмованное стихотворение на основе поэтических и визуальных элементов — создается окончательный визуальный художественный образб) на основе выбранной комбинации японских миниатюр создается авторское рифмованное стихотворение, создающее условия «погружения» в рифму — на основе чувствования рифмы создается рифмованная конструкция по программному материалу, с целью его более оптимального усвоения.

Ведущим принципом как в содержании лекционных, так и практических занятий в курсе «психология художественного творчества» является принцип проблемности. Именно с ним связаны поиск и открытие новых образов и смыслов. Последовательность выявления и решения проблем при создании художественного образа зависит от особенностей работы над ним. Ставя перед студентом задачу художественно-образного решения, мы не ограничиваем его в выборе выразительных и изобразительных средств. В этом также содержится неисчерпаемый источник для создания проблемных ситуаций.

В разработанной методике развития художественно-творческих способностей важным этапом являлся этап контроля. Студенты становились «соавторами» диагностики посредством коллективного обсуждения полученных художественных образов и оценивания работ своих сокурсников по заранее определенным критериям. Такой подход к оцениванию позволяет, на наш взгляд, избежать субъективности в анализе продуктов творчествапомогает приобрести способность совершенствовать и придавать завершенный вид своему произведению.

Результаты влияния методики преподавания дисциплины «Психология художественного творчества», разработанной в контексте развития художественно-творческих способностей студентов отслеживались по результатам творческих работ, выполненных студентами в курсе «Композиция».

Проверку гипотезы в нашем экспериментальном исследовании мы осуществляли с помощью статистического критерия «хи-квадрат».

Сопоставление показателей уровня развития художественно-творческих способностей студентов в экспериментальной и контрольной группах после окончания эксперимента позволяет сделать вывод о том, что изменения в экспериментальной группе — есть результат целенаправленного педагогического воздействия. В экспериментальной группе х2 набл. > Х2кРит. как на промежуточной фазе, так и в конце эксперимента. Это говорит о значимости полученного результата, вследствие реализации предлагаемой нами методики курса «Психология художественного творчества», разработанной в контексте развития творческих способностей студентов.

Эффективность технологии рифмования программного материала студентами подтверждена результатами сдачи экзамена по курсу «Эргономика». Студенты экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем.

О О студенты контрольной группы (% набл. > % кРит-)> что говорит о значимости полученного результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ творческого процесса с позиций философского, психологического, педагогического подходов дает основание судить о том, что основной результат творческой деятельности — продукт, обладающий новизной и социальной значимостью. «Новизна» продукта может быть субъективной (значимой для субъекта творческой деятельности) и объективной.

Художественное творчество — это создание и исполнение художественных произведений в многообразных формах профессионального и самодеятельного искусства на основе законов художественно-образного отражения действительности. Сущность художественного творчества мы видим в поиске новых художественных образов и смыслов.

Анализ природы художественного творчества выявил различные точки зрения на соотношение между интуицией и интеллектом в творческом процессе. Продуктивной представляется точка зрения, согласно которой бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга, что «догадка», «озарение» возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса.

Анализ накопленного на сегодняшний день арсенала методов поиска творческих решений дает основание судить о том, что актуальной является проблема применения эвристических методов в художественном творчестве. Особые перспективы мы связываем с ассоциативно-синектическим методом активизации творческого мышления, на основе которого можно обеспечить «программируем ость» «озарения» субъекта творческой деятельности.

Исследуя проблему развития художественно-творческих способностей, мы предложили следующую трактовку понятия «художественно-творческие способности» — это индивидуальные психологические свойства личности, реализующиеся специализированными функциональными системами головного мозга и которые при благоприятных условиях определяют успешность освоения и продуктивность выполнения деятельности, связанной с созданием новых художественных образов и смыслов.

Выявлена сущность, структура и содержание художественно-творческих способностей на основе анализа сущности, структуры и содержания атрибутов художественного образа. К таковым относятся: ассоциативность, метафоричность, парадоксальностьгенерирование идей, богатых по своему значению и смыслупреодоление ограниченности первоначального замысла и материалаобобщенность образа, придание ему характерных черт определенного стилянаделение образа эмоциональной окрашенностьюоригинальный подход к воплощению замысла. Художественно-творческие способности определяют отражение объективной реальности через призму субъективного опыта.

Решение проблемы развития художественно-творческих способностей студентов вуза возможно, на наш взгляд, в результате реализации следующего комплекса педагогических условий: 1) создание на занятиях творческой среды, основными параметрами которой явлются безоценочность, принятие, неопределенность, проблемность, реализуемые через сотворческое взаимодействие педагога и студента- 2) включение в процесс обучения системы творческих задач, построенной в соответствии с логикой создания художественного образа- 3) обеспечение взаимосвязи разработанной методики развития художествено-творческих способностей с нормативным овладением студентами программным материалом.

В организованной опытно-экспериментальной работе разработана методика реализации выявленного и теоретически обоснованного комплекса педагогических условий, направленного на развитие художественно-творческих способностей студентов вуза в дисциплине «Психология художественного творчества».

В качестве критериев развития художественно-творческих способностей студентов приняты: мотивация на творчествознания о творческих методах и процедурахумения применять полученные знания при создании художественных образоврезультаты оценки продуктов творческой деятельности. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с определением достоверности различий в изменении изучаемых показателей.

В разработанной методике развития художественно-творческих способностей, реализованной в дисциплине «Психология художественного творчества», системообразующим элементом является формирование представлений у студентов об известных творческих методах и специфике их применения в художественном творчестве.

В методику включен разработанный нами на основе технологии «дизайна искусственных стихов» алгоритм создания художественного образа, имеющий два варианта реализации: а) создание визуального художественного образа, представляющего эстетическую ценность для самого творца или людей, его воспринимающихб) рифмование учебного материала с целью его более оптимального усвоения.

Результаты влияния предложенной нами методики развития художественно-творческих способностей студентов, реализованной в курсе «Психология художественного творчества», отслеживались по результатам творческих работ, выполненных студентами в дисциплине «Композиция».

Сопоставление показателей уровня развития художественно-творческих способностей студентов в экспериментальной и контрольной группах после окончания эксперимента позволяет сделать вывод о том, что изменения в экспериментальной группе — есть результат целенаправленного педагогического воздействия.

Результаты сопоставления успеваемости студентов контрольной и экспериментальной групп дают основание сделать вывод о том, что предлагаемая нами технология рифмования лекционного материала, с целью его продуктивного усвоения, может быть признана достаточно перспективной. Статистическая обработка результатов говорит о значимости результата в экспериментальной группе.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать следующий вывод: целью художественного творчества является создание материального художественного образа- «побочным продуктом» является раскрытие в субъекте творческой деятельности тех потенциальных возможностей, о которых этот субъект не имел представления. «Побочный продукт» является, таким образом, основным результатом, который можно получить в результате целенаправленно организуемой и осуществляемой деятельности по развитию художественно-творческих способностей.

Определяя перспективы исследования, мы отмечаем, что дальнейшая работа может быть посвящена совершенствованию методики развития художественно-творческих способностей на основе ассоциативно-синектического метода с точки зрения создания наиболее ярких и запоминающихся образов, в том числе при представлении программного материала в рифмованной форме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. О формировании педагогических умений //Советская педагогика.- 1972.- № 11.- С. 72−78.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего образования.-М.: Просвещение 1990.- 141 с.
  3. О.А. Приобщение студентов к научному анализу и обобщение передового педагогического опыта в процессе педагогической практики// Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей.- М., 1978.1. С.67−68.
  4. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. — № 3 -С. 76−84.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980.-335 с.
  6. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. — 152 с.
  7. А.Ю. Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск: ЧГУ, 1995. 20 с.
  8. Г. В. К вопросу о психологии поэтического творчества.-Киев: Мато-тип. т-ва И. Н. Кушнарев и К, 1998. 49 с.
  9. В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества. М.:Высш.шк., 1989. — 72 с.
  10. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Автореферат дисс. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
  11. Ю.М. Повышение эффективности художественно- творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1992. — 16 с.
  12. Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития// Психологический анализ учебной деятельности. -М.:ИП РАН, 1991. С.7−17.
  13. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. — 225 с.
  14. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобрази-тельских задач. -М: Сов. радио, 1979. 184 с.
  15. Г. С. Теория решения изобретательских задач // Наука и технический прогресс. Баку, 1988. — 32 с.
  16. Г. С., Вертким И. М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. — 478 с.
  17. Г. С., Вертким И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990. — 184 с.
  18. .Г. Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1980.
  19. .Г. О проблемах современного человекознания. Изд-во «Питер», 2000. — 272 с.
  20. .Г. Психология чувственного познания. М.:Просвещение, 1960.-486 с.
  21. .Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001. — 288с.
  22. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд. КГУ, 1988. — 238 с.
  23. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд. КГУ, 1996. — 566 с.
  24. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -247 с.
  25. П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии// Художественное творчество. Л.:Наука, 1983. — С.259−262.
  26. В.Г. Мировоззрение идейная основа художественного творчества. — Киев: — Вища школа. — 1979. — 207 с.
  27. С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. — 176 с,
  28. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  29. В.В., Ротенберг B.C. Право на полушарный образ мыслей //Человек. 1991. — № 4. — С Л 02−106.
  30. Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей //Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1989. — С.367−379.
  31. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  32. Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности// Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 62−69.
  33. В.И., Тютюников А. Н. Как определить творческие способности ребенка. Киев: Украина, 1991. — 76 с.
  34. Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. М.:3нание, 1985. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика, № 5).
  35. В.В. Воспитание творчеством. Благовещенск: Хабаровск. Кн. изд-во, 1985.-95 с.
  36. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. — № 4. — С.52−69.
  37. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.:ИПО МО Россия, 1995.- 336 с.
  38. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М: Высшая школа, 1970. 289 с.
  39. В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.
  40. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  41. Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 380с.
  42. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  43. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих спсоб-ностей//Психол. журнал. 1995. -т.16. — № 5. — С.49−58.
  44. Д.Б. Пути к творчеству. М.:3нание, 1981. — 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология, № 10).
  45. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1984. — С. 5−17.
  46. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования //Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 31−38.
  47. В.Б. Организация самостоятельной работы студентов// Со-ветсая педагогика. 1968. — № 8. — С.110−119.
  48. О.Я. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: Автореф. дис.канд. пед наук. -М.: АПН СССР, 1988. -24с.
  49. Ю.Б. Эстетика:В 2 т. 5-е изд., доп.- Смоленск: Русич, 1997. — 640 с.
  50. Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  51. А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество/ Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967.-С. 17−22.
  52. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.-М.:3нание, 1983.-96 с.
  53. П. Десять заповедей творческой личности. М.:Прогресс, 1990.
  54. С.И. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1974.-320с.
  55. Л.А. Педагогика способностей. М.:3нание, 1973. — 96 с.
  56. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1990.-172 с.
  57. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  58. И.И. Приобщение к творчеству.- М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  59. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.:Искусство, 1989. 250 с.
  60. Н.Н. Восприятие картины.- М.:Просвещение, 1976. 52 с.
  61. JI. Условия развития творческих способностей студентов //Дошк. воспитание. 2003. — № 11. — С.95−98.
  62. Е.Ю. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей начальных классов: Автореф.дис.канд. пед. наук. Челябинск. — 1997. — 22 с.
  63. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-90 с.
  64. Я. С. Психология искусства. М.:Педагогика, 1991. — 279 с.
  65. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя //Вопр. психологии. 1994. — № 4. — С. 73−81.
  66. A.JI. Личность и творчество: Психол. этюды.- Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. 126 с.
  67. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985.-45 с.
  68. Т.В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: Дис.канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2003.
  69. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально- педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1983.-233 с.
  70. Гостев А. Г, Дуранов М. Е. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. Челябинск: ЧелГУ, 1996. -72 с.
  71. A.JI. К проблеме многосторонних способностей// Вопр. психологии.- 1991. № 4. — С.82−88.
  72. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 135 с.
  73. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография.- Магнитогорск: МаГУ, 2000. 195 с.
  74. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.:Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.-272 с.
  75. A.JI. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Пособие для творческих вузов, учреждений искусства и культуры /Под общ. ред. К. К. Платонова М.: Магистр, 1993. — 4.1 — 120 с.
  76. Е.С. Художественное творчество. М.:Политиздат, 1970. — 263 с.
  77. С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества." Петроград.- Тип. П. П. Сайкина.-1924.-88с.
  78. С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Т. 1. Минск: Белтрестпечать, 1923. — 201с.
  79. JI.JI. Развитие творческих потенций личности: проблемы и перспективы //Тезисы Всероссийской конференции, поев. 90-летию Г. С. Костюка. Киев, 1990.-Ч.З.-С. 24−25.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и экспе-рим. психол. исслед. / АПН СССР. М.:Педагогика, 1986. — 239 с.
  81. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  82. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 324 с.
  83. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решения. М.: Мир, 1969. — 440 с.
  84. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
  85. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность //Психологический журнал. -1994.-№ 4.
  86. М.Е., Жернов В. И., Jleuiep О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск.: МГПИ, 1996. — 315 с.
  87. В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск: ЧПИ, 1990. -95 с.
  88. В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1976. — 85 с.
  89. В. И. Методология и методика дидактического исследования.-М., 1982.- 160 с.
  90. В.И. Педагогическое предвидение. М.:3нание, 1987. — 80 с.
  91. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
  92. JI.B. Избр. пед. труды. М.:Педагогика, 1990. — 424 с.
  93. В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1983. — 67 с.
  94. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М.:Просвещение, 1985. 32 с.
  95. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. — М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. — 233 с.
  96. Е.И. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512с. (Сер. Мастера психологии).
  97. Искусствознание и психология художественного творчества /Под ред. А .Я. Зись, М. Г. Ярошевского. М.: Наука. — 1988. — 350 с.
  98. М.С. Философия культуры. СПб.:Петрополис, 1996. — 416 с.
  99. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. -Л.:Изд-во Ленингр. ун-та., 1991. -384 с.
  100. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.:Изд-во Московского ун-та, 1983. 170с.
  101. И.П. Творческая деятельность современного молодого учителя.-М.:МГУ, 1992.- 146 с.
  102. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Изд-во Грозн. гос. пед. ин-та, 1976. 147 с.
  103. Кан-Калик В.А., Никандров НД. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  104. Н.Ф. Психологический анализ эмоционального компонента педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук//НИИ психологии УССР. Киев, 1990. — 19 с.
  105. .М. Логико-психологический анализ открытий //Наука и жизнь. -1965.-№ 12.-С.8−10.
  106. .М. Социальное и биологическое в научном творчестве //Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Мысль, 1997. — 140 с.
  107. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  108. Кириллова Г Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  109. Е.Н. Психология формирования личности профессионала //Вопр. психологии. 1995.-№ 4.-С. 147−148.
  110. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с.
  111. . Интенсивный курс по развитию творческого мышления/ Пер. с англ. Б. Клег, П. Бич. М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», 2004. -392 с.
  112. Т.Е. Педагогические условия подготовки будущего учителя к профессиональному творческому образованию: Методические рекомендации. -Магнитогорск: МГПИ, 1994.-25 с.
  113. А.В. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М.: АПН РСФСР, 1962. — С.153−164.
  114. JJ.H. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.-63 с.
  115. Д.М. Основы теории творчества: Пособие для студентов и учителей. Екатеринбург, 1993. — 79 с.
  116. В.В. Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой: Дис.канд. пед.наук. М., 2000.
  117. .И. Учение процесс творческий. — М.:Просвещение, 1989. -158 с.
  118. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философски-социологический и методологический анализ). Киев: Вища шк., 1984.- 155 с.
  119. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя //Дидактика средней школы. М.'Просвещение, 1982. — 319 с.
  120. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1983.
  121. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы //Директор школы. — 1995. — № 1. — С. 8−11.
  122. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин МД. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.:Народное образование. 1996. — 344 с.
  123. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-431 с.
  124. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития.- М.: МГПИ, 1991. 229 с.
  125. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.:Просвещение, 1971.- 144 с.
  126. B.C. Психология: Учебник / Под ред. Б. Ф. Ланова: 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Рандеву- AM- АГАР, 1999. — 303 с.
  127. Н.В. Методы системного исследования педагогческой деятельности// Народное образование. 2002. — 208 с.
  128. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  129. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.
  130. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя: (В помощь лектору). Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  131. Д.Г. Повышение творческого потенциала учащихся коррекци-онных классов с помощью курса развития творческих способностей// Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 272−276.
  132. Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры образования. СПб.: Иркутск, 1998.
  133. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 127 с.
  134. Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителей //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  135. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М: Педагогика, 1970.-232 с.
  136. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  137. Т.В., Лещинский В. И. Практическая педагогика: технология личностной ориентации: Учеб. пособие. Архангельск: «ПрессА», 1999. — 180 с.
  138. Н.В. Сущность, содержание и структура творческих способностей будущих учителей ИЗО // Педагогические и философские аспекты образования: Сб. науч. тр. / Под ред. П. Ю. Романова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. -С. 35−40.
  139. Н.В. Творческая деятельность студентов как психолого-педагогическая проблема // Педагогические и философские аспекты образования: Сб. науч. тр. / Под ред. П. Ю. Романова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. -С. 30−34.
  140. И.В., Пятунин В. А., Чернышова Э. П. Развитие креативности будущих педагогов: Метод, пособие для студентов дневной и заочной форм обучения. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 47с.
  141. И.В. Использование ассоциативно-синектической технологии в развитии творческих способностей студентов // Гуманизация высшего профессионального образования: Сб. науч. тр. Регион, науч. интерактивной конф. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. С. 68−73.
  142. И.И. Художественное творчество. Петроград. — Мысль. — 1922. -332 с.
  143. Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей //Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1984.-С. 45−57.
  144. Н.С. Способности и одаренность в детские годы //Сер. Педагогика и психология. -М.:3нание, 1984 С. 198−201.
  145. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -277 с.
  146. В.А. Самообразование и рефлексия в научном познании // Общественные науки. 1980.- №.2.-С. 123−137.
  147. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Academia, 2004. -352 с.
  148. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.-584 с.
  149. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:Педагогика, 1976.- 154 с.
  150. А. О. Природа художественного творчества. М.:Искусство, 1981. -480 с.
  151. А.Н. Ананьев о психологии искусства //Психол. журнал. 1981. -Т.2. -№ 4. — С. 137−141.
  152. Е., Меренков Д. Воспитание творческой личности //Наука и жизнь. -2003. -№ 1. С.13−16.
  153. Лук А. Н. Проблемы научного творчества //Сер. Науковедение за рубежом. -М.ИПИ-ОНАНСССР, 1983.
  154. Л.С. Управление движениями у детей и подростков.-М.:Педагогика, 1974, — 232 с.
  155. В.А. Память в процессе развития. М.: МГУ, 1976. — 255 с.
  156. В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: РАО, 1992. — 52 с.
  157. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия: Хрестоматия по пед. психологии. М., МПА, 1995. — С.43−59.
  158. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1989.-239 с.
  159. Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ./ Предисл. А. К. Соколова. М.: Изд-во «ВЕСЬ МИР», 1997. — 544 с.
  160. В.Г., Ситаров В. А. Учебное пособие по педагогике ненасилия. -М., 1993.-81с.
  161. И.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену: Дис.канд. пед. наук. М., 2003.
  162. А. Условия творческого труда / Пер. с польск. Д. И. Иорданского / Под ред. и с послесл. Я. А. Пономарева. М.: Мир, 1970. — 300 с.
  163. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
  164. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. тр.-М.: АПН СССР, 1984.-С. 18−24.
  165. М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
  166. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-367 с.
  167. Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1980. — 88 с.
  168. М.И., Шрагина JI.H. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест: М.: ACT, 2000. — 432 с.
  169. .С. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.-449с.
  170. .С. Художественное и научное творчество. Л.: Наука, Ленингр. отд-е. — 1972. — 336 с.
  171. B.C., Высочина Е. К. Новое в изучении художественного творчества. Проблемы комплексного подхода. М.:3нание, 1983. — 64 с.
  172. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.:3нание, 1981. 96 с. (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология, № 1).
  173. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству. М.:Педагогика, 1987. -126 с.
  174. Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя.: Пер. с нем. -М.:Просвещение, 1989. 159 с.
  175. С.И., Цимбал В. Н., Чигринов В. И. Развитие творческих возможностей обучаемых: Учеб. пособие /Харьк. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Харьков: ХГУ, 1990.- 82 с.
  176. С. Р. Ярошевский М.Г. Психология научного творчества и науковедение //Научное творчество: Сб. ст. М.: Наука, 1969. — С. 5−22.
  177. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопр. психологии. 1994. № 5.
  178. М.В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей: Автореф. дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  179. А.В. Способности и потребности личности. М.:Мысль, 1983. -264 с.
  180. В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей: Сб. науч. тр. М.: АПН РСФСР, 1962.-С.5−14.
  181. В.Н. Психология отношений. М.:Изд-во «Институт практической психологии», 1995. — 356 с.
  182. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. ФНПО, 1995. -280 с.
  183. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика. 1995.- № 5. — С. 44−50.
  184. .М. Изобразительное искусство и художественный труд. -М.:Просвещение, 1991.- 191 с.
  185. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  186. Г. В. Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения: монография. СПб: изд-во С. Петерб. гос. ун-та, 1992.- 188 с.
  187. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 156 с.
  188. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 371 с.
  189. Огородников И. Г Подготовку учительских кадров на уровень современных задач // Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе / Под ред. В. Б. Бондаревского. — М., 1972.-Т.2.-С. 17−27.
  190. С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс +21 век, 2003. 896 с.
  191. Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова. 2-е изд. — М.:Педагогика, 1988.-472 с.
  192. Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие //Общественные науки за рубежом- Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988. — № 4. — с. 88−92.
  193. Л. Творчеству можно научить //Русский язык («ПС»), -2001.- № 12.-С. 2.
  194. С.Г. Тайны творчества. М.: Искусство, 1964. — 128 с.
  195. К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема способностей. М., 1972. — 78 с.
  196. К.К. О знаниях, навыках и умениях//Сов. педагогика.-1963. -№ 11. -С. 98−103.
  197. К.К. О формировании психологического климата в учебном коллективе //Среднее специальное образование. 1977. — № 1. — С. 45−47.
  198. КК. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  199. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пединститутов /Под ред. ВД.Шадрикова. М.:Просвещение, 1990. -142 с.
  200. Ю.А. Воображение и способности. М.:3нание, 1982. — 96 с. (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология, № 11).
  201. Я.А. Исследование проблем психологии творчества. -М.:Наука, 1983.-С. 79−93.
  202. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.:Наука, 1963.-205 с.
  203. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФР, 1960.-352 с.
  204. Я.А. Психика и интуиция. М.:Политиздат, 1967. — 256с.
  205. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976.-280 с.
  206. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 306 с.
  207. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань, 1989.-204 с.
  208. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.:3нание, 1987.-83 с.
  209. Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч. тр. МГПИ /Под ред. ДМ Гришина, В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Е. В. Дегтярева. — СПб.: Нестор, 1997.-84 с.
  210. Проект Сергея Новоселова «Искусственные стихи»: Сборник творческих работ, выполненных на занятиях по курсу «Техническое творчество». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 73 с.
  211. Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Автореф. дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998.
  212. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 416 с.
  213. Психология процессов художественного творчества /Ред. кол.: отв. ред. B.C. Мейлах и Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980. — 284 с.
  214. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная. Ш. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. -М.:Наука, 1990.-220 с.
  215. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок.-Мшск: Харвест, 1999. 752 с.
  216. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр./ Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина- отв. ред.Я. Н. Ростовцева. М., 1983. — 155 с.
  217. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  218. К. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.164−168.
  219. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ.ред. Е. И. Исениной М.: Издательская группа «Прогресс», «Уни-вес», 1994.-480 с.
  220. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография.- Магнитогорск:1. МаГУ, 2001.- 245 с.
  221. Е.В., Лапчинская И. В. Технология художественного творчества: Учеб. пособие/ Под ред. Е. В. Романова. Магнитогорск: МаГУ, 2005. — 160 с.
  222. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая русская энциклопедия, 1994. 604 с.
  223. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: АН СССР, 1957. 328 с.
  224. С.Л. Основы общей психологии. М., 1976. — 424 с.
  225. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография.-М.:Пед. вестник, 1997. 244 с.
  226. В.Г., Мещерякова. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе педагогических инноваций). М.:Пед.вестник, 1998.- 116 с.
  227. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. — 1994.-№ 5.-С. 16−21.
  228. М.П. Педагогические технологии в процессе обучения и воспитания молодежи. СПб.: НИИ ВНИИ ПТО, 1996. — 123 с.
  229. В.А. Научно-исследовательская работа и формирование творческой личности учителя // Организация научно-исследовательской работы в пединститутах. Казань, 1973.-С. 10−11.
  230. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.
  231. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.:Изд-во Магистр, 1997. — 223 с.
  232. Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С. Рапацевич- Минск.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  233. Е.Л. Креативность в структуре личности: Дис.канд. психол. наук.-СПб., 1996.- 162 с.
  234. О.Т. Методика интенсивного обучения практическому русскому языку студентов отделения казахского языка в русской школе: Дис. канд. пед. наук. Уральск, 1995. — 188 с.
  235. JI.C., Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд-во Том. ун-та., — 1980.-161 с.
  236. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  237. Творческая одаренность в воспитании творческой личности: Метод, рекомендации /Подготов. В. А. Моляко Киев, 1991. — 18 с.
  238. .М. Способности и одаренность. М., 1985. — Т.1. — 329 с.
  239. .М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  240. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  241. Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед. спец. /Под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  242. В.П. Творчество в системе образования.- М.: Изд-во. «Прометей», 1995.- 221 с.
  243. КД. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. М.:Педагогика, 1950. Т.1.-414 с.
  244. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  245. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Прогресс, 1981.-263 с.
  246. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. сб. Петрозаводск: ПГУ, 1988. — 160 с.
  247. Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды: Дис.канд. пед. наук. -М., 1994. 169 с.
  248. А.П. Влияние технического творчества на формирование профессиональной готовности к труду у учащихся средних профтехучилищ: Дис.канд. пед. наук. Ташкент, 1986.- 170 с.
  249. В.Н. Комплексные творческие задания производственного характера как средство самообразования деятельности учащихся ПТУ. Челябинск: ЧГПИ, 1994.-49 с.
  250. В.Д. К проблеме развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. тр. М.: АПН, 1984. — С. 33−44.
  251. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.:Логос, 1996.-320 с.
  252. Н.И. Ее величество Потребность.: Философско-эстетический анализ потребности в художественном творчестве: общее, особенное, единичное. Белгород: Везелица, 1993. — 268 с.
  253. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.
  254. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества// Новые исследования в педагогических науках/ Сост. И. К. Журавлева. М.: Педагогика, 1987. — Вып. 2(50). — 72 с.
  255. Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. М.: Педагогика, 1971.- 211 с.
  256. Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов: Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1998.
  257. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. — 143 с.
  258. В.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. Луганск, 1990. — 180 с.
  259. В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  260. И.С. Развивающее обучение. М.:Педагогика, 1989. — 144 с.
  261. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1993.
  262. П.М. Психология художественного творчества. М.:3нание, 1971.-48с.
  263. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности /Челяб. гос. пед. институт. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 126 с.
  264. Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учеб. пособие к спецкурсу / Челяб. гос. пед. институт. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 67 с.
  265. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
  266. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1977.- 192 с.
  267. Н.М., Томин Н. А. Подготовка студентов к творческому решению задач воспитания как система // Методология, теория и практика педагогического творчества: Тез. докл. науч.- практ. конф. Челябинск, 1989.
  268. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты.-Л.: ЛГУ, 1988.- 160 с.
  269. Японская лирика / Пер. В.В.Соколова- Под ред. В.Орлова. М.:000 «Издательство АСТ"-Минск: Харвест, 2002.-456 с.
  270. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Вопросы психологии. 1985. — № 6.
  271. В.В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 170 с.
  272. Ackoff L., Vergara Е. Creativity in problem solving and planning: a review.-Europian journal of operational Research, 1981, 7(1), p. 1−13.
  273. Bugdahl V. Kreatives Problemlosen im Unterricht Frankfurt am Main: Cor-nelsen Scriptor, 1995.-191s.
  274. A.J. «Europian journal for High ability», 1992, vol. 3(2), p. 130.
  275. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967, pp. 281−287.
  276. Sternberg R. General intellectual ability|| Human abilities by R.Sternberg. 1985.P.5−31.
  277. Taylor C., Ellisson R. Manual for Alpha Biographical Inventory Salt Lake City: Institute for Behaviorai Research in Creativity, 1968.
  278. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937
  279. Torrance E.P. Guiding creative talent-Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
  280. Torrence E. P., Growing up creativity gifted: a 22- years longitudinal study// Creative child and adult quaterly, 1980. 5P.
  281. Urban K.K. Jellen H.G. Assessing creative potentia (via drawing production): the test for creative thinkinq.-Drawinq production (TCT-DP) N.Y., 1989.
Заполнить форму текущей работой