Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы и структура традиционных уроков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что решение ряда педагогических задач психологического образования, связанных с осуществлением тестирования, ролевых игр, тренинговых упражнений, может занимать значительное время, сравнимое со временем урока. Кроме того, в старшей школе, когда вводятся представления о психологических теориях, обсуждаются комплексные психологические проблемы нецелесообразно разбивать урок… Читать ещё >

Типы и структура традиционных уроков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Типы уроков могут выделяться в зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности, методов обучения, конкретных педагогических задач, решаемых в процессе урока. Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям: урок изложения и усвоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок выработки умений и навыков, обобщающий урок, урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Почему в младших классах рекомендуется использовать урок комбинированного типа?

Самым распространенным, особенно в начальном и среднем звене школы, является последний тип урока. Структура комбинированного урока может быть различной и зависит от решаемых дидактических задач. Обычно выделяют шесть этапов (см. табл. 4.5): вводный; проверочный, выполняющий функцию взаимосвязи с предыдущими занятиями (может отсутствовать); основной — введения новых знаний, формирования отношений; следующий, непосредственно вытекающий из него, — закрепления знаний и формирования умений; диагностический (может не выделяться, а совмещаться с предыдущим) и заключительный, на котором подводятся итоги и намечается дальнейшая работа.

Таблица 4.5

Характеристика традиционных этапов комбинированного урока психологии, преимущественные формы работы и средства.

Этап урока.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

Формы работы.

Средства.

1. Вводный.

Постановка цели урока, обсуждение плана предстоящей работы.

Включение в урок, формирование собственных целей урока.

Фронтальная.

2. Проверочный.

Организация повторения пройденного в форме беседы по плану, опроса, дискуссии, контрольной работы, практического задания и т. д.

Участие в беседе, выполнение заданий.

Фронтальная, индивидуальная.

Доска, мел, дидактические материалы.

Окончание табл. 4.5

Этап урока.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

Формы работы.

Средства.

3. Введения новых знаний.

Организация познавательной деятельности учащихся с помощью системы учебных задач: репродуктивных, продуктивных, творческих, рефлексивных.

Восприятие, понимание, освоение содержания; фиксирование основного в тетради; решение учебных задач.

Фронтальная, индивидуальная.

Средства наглядности, учебная литература, ТСО.

4. Закрепления знаний, формирования умений.

Организация познавательной и практической деятельности учащихся, оказание помощи при затруднениях.

Решение учебных задач.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Дидактические материалы, ТСО.

5. Диагностика результативности урока.

Диагностика и анализ результатов решения учебных задач, помощь в самоконтроле, обобщение результатов.

Демонстрация результатов работы, рефлексия собственного продвижения.

Фронтальная, индивидуальная.

6. Заключительный.

Подведение итогов, формулирование выводов, рекомендации по дальнейшей работе, задание на дом.

Фиксирование задания и рекомендаций.

Фронтальная.

Доска, мел.

В рамках урока возможны различные формы организации учебной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Индивидуальная работа характеризуется отсутствием контакта между учениками и, как правило, представляет собой самостоятельную работу ученика над конкретным заданием. В отличие от фронтальной и индивидуальной, когда учащиеся работают разобщенно, основа групповой формы — совместная деятельность детей, каждый из которых вносит свой вклад в решение общей задачи. Эта форма работы обычно предполагает разделение класса учащихся на группы (пары, бригады, звенья) и является весьма продуктивной для развития умений совместной деятельности и общения. Групповую работу на уроке можно организовать различными способами, например, как парное взаимообучение или совместное решение учебной задачи.

Какие формы организации учебной деятельности наиболее часто используются в традиционных уроках? Почему?

Педагогику, где все учащиеся рядом, но не вместе, где взаимодействие идет, в основном, в системе «учитель-ученик», В. М. Букатов называет парной. «Парная педагогика» обеспечивает учителя постоянным доминированием над всеми присутствующими за счет надежной изоляции учеников друг от друга. Сохранять и утверждать свое право на субъектность, на выдвижение собственных целей, право на уникальность в условиях «парной педагогики» ученику очень трудно [18]. Общение со сверстником, групповые формы общения вытесняются за пороги школы. В то же время именно такие формы работы позволяют реализовать обучение как «освоение учащимися новых для себя форм реальной жизнедеятельности, реального выявления, проявления, утверждения и освоения себя, осуществляемое и для сверстников, и через них во время продвижения в материале того или иного школьного предмета» [там же, с. 37]. Тогда учебный материал может рассматриваться как «россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками» [там же].

Следует отметить, что решение ряда педагогических задач психологического образования, связанных с осуществлением тестирования, ролевых игр, тренинговых упражнений, может занимать значительное время, сравнимое со временем урока. Кроме того, в старшей школе, когда вводятся представления о психологических теориях, обсуждаются комплексные психологические проблемы нецелесообразно разбивать урок на большое количество этапов. Поэтому представленную в таблице последовательность этапов можно реализовать не только в пределах урока, но и в пределах изучения темы. Для этого необходимо разделить уроки по основным дидактическим целям и выстроить следующую последовательность.

Вводно-мотивационный урок решает задачи актуализации личного опыта и знаний учеников для введения в тему, помощи в целеполагании и личном самоопределении учеников по отношению к теме, разработки плана ее освоения. Такой урок может включать элементы проблемной лекции, дискуссии и содержать следующие этапы: краткое повторение пройденного; введение в новую тему; целеполагание; формирование плана будущей работы по освоению темы; домашнее задание (целесообразно задание, предполагающее осознание проблем темы на уровне житейского психологического опыта).

Уроки введения новых: знаний (могут в зависимости от объема и содержания темы идти подряд или чередоваться с уроками закрепления знаний) имеют целью соотнести с научными знаниями и обогатить субъективный опыт учащихся. Они содержат: обращение к результатам домашней работы, повторение (при необходимости), введение в новый материал; освоение нового материала; закрепление; задание на дом (как правило, по повторению теоретического материала урока, рассмотрению дополнительных вопросов, решению продуктивных и творческих задач, подготовке к дискуссии).

Уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков включают: введение в урок; повторение теоретического материала; решение практико-ориентированных учебных задач, участие в тренинговых упражнениях, дискуссии, выполнение мини-исследований и пр.; рефлексию и обсуждение результатов; задание на дом (как правило, на решение аналогичных задач, завершение работы, начатой на уроке, или (перед уроком обобщающего повторения) выполнение творческих, исследовательских, рефлексивных работ, носящих комплексный характер).

Урок обобщающего повторения служит целям повторения и обобщения (достраивания знаний по теме до целостной системы, которой можно руководствоваться в практической деятельности), а также диагностики и коррекции результатов освоения темы. Он включает три этапа: введения в урок, основную часть (обобщающая лекция, решение творческих задач, представление и защита творческих проектов, «круглый стол», семинар и пр.), заключение — анализ учителем ответов и работ учеников, рефлексия учащимися своего продвижения, подведение итогов изучения темы, рекомендации по самостоятельной работе и постановка перспектив.

Если в процессе обобщающего урока проверяется и оценивается степень достижения поставленных целей, то на этом цикл освоения темы завершен. В случае необходимости дополнительного контроля результативности освоения темы, проводится специальный урок.

Урок проверки знаний, умений и навыков — урок, посвященный, как правило, контрольной работе. Он включает, помимо самой контрольной работы, вводную — объяснительную и создающую позитивный психологический настрой часть. Следующий урок рекомендуется начать с анализа работ учащихся, направив его на решение задачи повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, а при необходимости коррекции результатов освоения темы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой