Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. 
Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° дошкольного образования России ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π›. К. Π¨Π»Π΅Π³Π΅Ρ€ считаСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Π•ΡŽ Π² 1905 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π±Ρ‹Π» ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ дСтский сад, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π½Π° Π±Π΅Π·Π²ΠΎΠ·ΠΌΠ΅Π·Π΄Π½ΠΎΠΉ основС. Π’ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π›. К. Π¨Π»Π΅Π³Π΅Ρ€ отстаивала ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ «ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания» дошкольников, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСбывания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ вопрос обучСния с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ бСсСд… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° дошкольного образования России ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ выпускной ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΌΡ‹ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π»ΠΈ процСсс становлСния систСмы дошкольного образования ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π².

Из Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… источников ΠΈ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ слСдуСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ процСсс становлСния систСмы дошкольного образования ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ» ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, политичСских, экономичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ². Π’ 1860—1870 Π³Π³. Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ происходили Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… стали измСнСния Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ всСх слоёв общСства. Π–Π΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π° Ρ‚рудоустройство.

ВсС эти условия способствовали возникновСнию дискуссий ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния, Ссли ΠΈΡ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с Π½ΠΈΠΌΠΈ Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ дСнь, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ с Π½ΠΈΠΌΠΈ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ…. МногиС дСятСли высказывали ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ дСтскиС Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ учрСТдСния, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ люди ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ воспитаниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… стран (Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, Англии ΠΈ Π΄Ρ€.), Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ дСтскиС Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ учрСТдСния.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΠΊΠ²Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΡ€Π°Ρ… содСрТатСлСй ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ дСтскими садами домашнСго Ρ‚ΠΈΠΏΠ°.

По ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ учрСТдСния дСлились Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚скиС сады ΡƒΡ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π° (ясли, ясли-ΠΏΡ€ΠΈΡŽΡ‚Ρ‹, Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π·ΠΈΠΌΠ½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΊΠΈ, дСтскиС сады Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ„Π΅Ρ€ΠΈΠΈ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ учрСТдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ занимались ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ (дСтский сад А. Π‘. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡).

По ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ дСтскиС сады дСлились Π½Π° ΡΠ΅Π·ΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ (Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ с ΠΈΡŽΠ»Ρ ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π½Ρ‚ΡΠ±Ρ€ΡŒ) ΠΈ Π³ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ (с ΡΠ΅Π½Ρ‚ября ΠΏΠΎ ΠΌΠ°ΠΉ Π² Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ занятия ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅, Π° Ρ ΠΈΡŽΠ½Ρ ΠΏΠΎ Π°Π²Π³ΡƒΡΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ занимались творчСским Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ, большС Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΊΠ°ΠΌ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌ).

По Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ прСбывания ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ дСтскиС сады Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ дня, построСнныС ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΡƒ (занятия, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΈΡ‰ΠΈ, сон ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΊΠΈ); дСтскиС сады ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ прСбывания, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ нСсколько часов ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΠΈ ΠΈ Π³ΡƒΠ»ΡΠ»ΠΈ (Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΡΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ ΠΊΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ»ΠΈ).

Новой Π²Π΅Ρ…ΠΎΠΉ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ систСмы дошкольного образования ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². явился ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ВсСроссийский съСзд ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ воспитания 1919 Π³ΠΎΠ΄Π°. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ являСтся Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ частной ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΉ, основанной Π½Π° Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, ΠΏΠΎΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°Ρ…, Π½ΠΎ ΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠΌ государства. ИмСнно Π½Π° ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ ВсСроссийском съСздС ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Π±Ρ‹Π»ΠΎ принято Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ дСтский сад являСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ образования.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΌΡ‹ Π΄Π΅Π»Π°Π΅ΠΌ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы дошкольного образования ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ происходит послС 1919 Π³ΠΎΠ΄Π°.

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы дошкольного образования Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ происходило ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ образования ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста.

Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы дошкольного образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ связано с Π€. Π€Ρ€Π΅Π±Π΅Π»Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… «Π’оспитаниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°», «ΠœΠ°Ρ‚СринскиС ΠΈ Π»Π°ΡΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ пСсни» ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ дСтского сада.

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ фрСбСлСвскиС общСства, ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ своСй Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ распространСниС ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π€. ЀрСбСля ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ дСтских садов. Π‘ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… объСдинСний Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX Π²Π΅ΠΊΠ° происходит Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° пСдагогичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста.

Заслугой А. Π‘. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Сю Π±Ρ‹Π» Π² 1866 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ дСтский сад. ПСдагог выпускала ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π» «Π”Стский сад», Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ насСлСния с ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ-дошкольников. А. Π‘. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π° Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎ 3 Π»Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Π° Ρ 3 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΡΠ΅Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ дошкольноС ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΡ‘ΠΌ дСтском саду ΠΎΠ½Π° Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π²Π²Π΅Π»Π° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ А. Π‘. Π‘ΠΈΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡, занятия Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ ΡƒΡ‚омляСт Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. Π•ΡŽ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ трСбования ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π΅.

Π•. Н. Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π° Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… критичСски ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ Π€. ЀрСбСля, считая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях России Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «Π£ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ воспитаниС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ проявлСния сознания Π΄ΠΎ Π²ΠΎΡΡŒΠΌΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ обосновала Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ русского Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства, худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, экскурсий ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΎΠΊ, худоТСствСнного творчСства Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π•. Н. Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π° своими Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°ΠΌΠΈ содСйствовала тСорСтичСской Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ дошкольного возраста.

Π›. К. Π¨Π»Π΅Π³Π΅Ρ€ считаСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Π•ΡŽ Π² 1905 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π±Ρ‹Π» ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ дСтский сад, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π½Π° Π±Π΅Π·Π²ΠΎΠ·ΠΌΠ΅Π·Π΄Π½ΠΎΠΉ основС. Π’ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π›. К. Π¨Π»Π΅Π³Π΅Ρ€ отстаивала ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ «ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания» дошкольников, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ прСбывания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ вопрос обучСния с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ бСсСд, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ своСй пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»Π° мСтодичСскиС пособия для воспитатСлСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ для обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания дошкольников, ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ΠΊΡƒ ΠΈΠ³Ρ€, пСсСн для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ экскурсий, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для дошкольников.

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ внСсла Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²Π°. ЦСль дошкольного обучСния ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π° Π² ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. Автором Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ. ПСдагог пСрСсмотрСла ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ М. ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Ρ‘ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π»Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ сСнсорного развития. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²Π° удСляла нравствСнному ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ дошкольников.

ВсС прСдставитСли ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ дошкольного образования ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π². Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ичСской направлСнности Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса. ПСдагоги считали Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ возрастныС, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ вСсти ΠΏΠΎ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ»Π°Π½Ρƒ, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Π° ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ вовлСчСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ каТдая ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π±Ρ‹Π»Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅, худоТСствСнно-эстСтичСскоС, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅).

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ