Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Позитивные изменения в экономической сфере страны позволили обратиться не только к материальным, но и к нравственным проблемам общества, так как современная реальность российского государства говорит о снижении уровня нравственности населения, особенно подрастающего поколения. Это приводит к тому, что сегодня мы снова возвращаемся к вопросу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы и практические предпосылки преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях
    • 1. 1. Сущность преемственности воспитания нравственных качеств личности
    • 1. 2. Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования
    • 1. 3. Модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственности

2.1. Программа воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

2.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации модели и программы в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

Выводы по второй главе.

Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Позитивные изменения в экономической сфере страны позволили обратиться не только к материальным, но и к нравственным проблемам общества, так как современная реальность российского государства говорит о снижении уровня нравственности населения, особенно подрастающего поколения. Это приводит к тому, что сегодня мы снова возвращаемся к вопросу воспитания нравственных качеств личности, что является одной из наиболее главных и насущных задач в обществе. Дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения не смогут решить всех современных проблем, связанных с воспитанием, без поддержки семьи и социума. Однако именно им принадлежит ведущая роль в воспитании нравственных качеств.

Особенностью процесса нравственного воспитания является его непрерывность, так как воспитание нравственных качеств личности происходит всю жизнь — с раннего детского возраста до ее зрелости. В систему непрерывного образования, безусловно, должны быть включены все социальные институты, в которых происходит становление нравственной личности. В связи с этим, сегодня необходима непрерывная система нравственного воспитания, создание которой требует творческого подхода к осмыслению понятия преемственности воспитания и путей его реализации в современных условиях, глубокого анализа исторического педагогического наследия, современной практики воспитания, воспитательных возможностей дошкольного учреждения, школы, семьивыявления тех позитивных сторон воспитательной работы, которые могут быть перенесены из дошкольного воспитания в школьную жизнь с учетом перспектив дальнейшего преемственного воспитания нравственных качеств личности.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт воспитания нравственных качеств личности, определена роль педагога в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания и методики нравственного воспитания детей и учащихся, разработаны теоретические основы и проведены исследования основных компонентов данного процесса.

Философское обоснование нравственности освещено в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, И. Канта, М. С. Кагана, К. Ясперса.

В социальном контексте нравственность рассматривали такие философы и социологи, как И.В. Бестужев-Лада, Л. П. Буева, И. С. Кон и др.

Различные аспекты нравственного воспитания раскрыты в исследованиях О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Н. И. Болдырева, З. И. Васильевой, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, Н. Л. Селивановой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Н. Е. Щурковой и др.

Методы диагностики нравственной воспитанности разрабатывались О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, И. С. Марьенко, Н. И. Монаховым, М. И. Шиловой и др.

В решении задач нравственного воспитания личности в педагогике недостаточное внимание уделяется проблеме преемственности, тогда как современные подходы к воспитанию нравственных качеств личности требуют соблюдения преемственности в нравственном воспитании при переходе от одной ступени образования к другой.

Для полноценного воспитания нравственных качеств личности необходима взаимосвязь нравственной направленности воспитательной работы в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, что возможно только на основе принципа преемственности. В этом случае преемственность реализуется как последовательная смена отдельных ступеней в рамках единой системы нравственного воспитания, каждая из последующих ступеней опирается на предшествующую и включает содержательные и технологические компоненты, которые будут развернуты в рамках последующих ступеней.

В научной литературе с той или иной степенью полноты и широты охвата рассматриваются различные аспекты проблемы преемственности:

— теоретические основы (А.В. Батаршев, С. М. Годник, Ю. А. Кустов,.

A.А. Кыверялг, М. И. Махмутов и др.);

— преемственность в системе непрерывного профессионального образования (М.Б. Есаулова, В. П. Жуковский, JI.A. Мокрецова, В. Н. Просвиркин и т. д.).

— преемственность средней и высшей школы (С.М. Годник,.

B.П. Жуковский, А. П. Сманцер, В. Э. Тамарин и др.);

— преемственность общеобразовательной и профессиональной школы (А.В. Батаршев, С. Е. Каплина, Ю. А. Кустов, А. А. Кыверялг, М. И. Махмутов, П. Н. Олейник, JI.O. Филатова и др.);

— преемственность в воспитании (О.С. Богданова, В. Я. Лыкова, А. П. Макаровская, В. И. Петрова, О. В. Ткаченко и др.).

Таким образом, в педагогической науке накоплен значительный научный фонд по воспитанию нравственных качеств дошкольников и учащихся. Вместе с тем, преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях раскрыта недостаточно. Так, не выявлены организационно-педагогические условия, не разработаны программа и технология реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. В этой связи имеется противоречие между необходимостью осуществления преемственности воспитания нравственных качеств личности и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике дошкольного и общеобразовательного учреждений.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

Цель исследования: выявление и обоснование организационно-педагогических условий преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

Объект исследования: воспитание нравственных качеств старших дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: воспитание нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях на основе принципа преемственности.

Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание нравственных качеств личности будет эффективным, если:

— преемственность воспитательного процесса в дошкольном и общеобразовательном учреждениях обеспечивается концептуально-содержательным материалом по воспитанию нравственных качеств личности;

— определена совокупность организационно-педагогических условий преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях;

— сконструирована модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая целевой, содержательный, структурный, технологический, организационный, результативный компоненты;

— реализуется разработанная программа воспитания нравственных качеств детей и учащихся, основанная на принципе преемственности.

Проблема, цель, объект, предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретические и практические предпосылки преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность сконструированной модели и разработанной программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственности.

3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по реализации программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне: положения о человеке как высшей ценности общества (В. Брожик, Г. Гегель, О. Г. Дробницкий,.

A.Г. Здравомыслов, И. А. Ильин, И. Кант, М. С. Каган, К. Ясперс и др.);

— на общенаучном уровне: аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, JI.M. Архангельский, В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов и др.) — теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Р. Г. Гурова, В. П. Зинченко А.В. Иващенко, А. И. Крупнов, Т. И. Руднева, JI.M. Фридман и др.) — концепции нравственного воспитания личности (В.Г. Белинский, О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, К. Н. Вентцель, Е. Н. Водовозова, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, Л. И. Рувинский, К. Д. Ушинский и др.);

— на конкретно-научном уровне: различные подходы к воспитанию нравственных качеств личности (В.А. Блюмкин, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, И. П. Подласый, Н. Л. Селиванова,.

B.А. Сластенин, И. Ф. Харламов, В. Т. Чепиков, А. И. Шемшурина, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретические (анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы по проблемемоделирование);

— эмпирические (наблюдениепедагогический экспериментметод опросатестированиематематические методы обработки результатов).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: МДОУ «Детский сад № 54», МДОУ «Детский сад № 73», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Бийска. Число респондентов составило 488 человек.

Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (2003;2004 гг.) — поисково-теоретический — изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературыосмысление методологических и теоретических положений исследованияопределение его объекта и предметаформулирование гипотезы и задачотбор методов исследованияпроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2004;2006 гг.) — опытно-экспериментальный — разработка модели и программы воспитания нравственных качеств личности, основанной на принципе преемственности и их апробацияобоснование комплекса педагогических условий воспитания нравственных качеств дошкольников и учащихсяконтрольная диагностика и коррекция полученных данных эксперимента, компьютерно-статистическая обработка результатов.

Третий этап (2006;2007 гг.) заключительно-обобщающийтеоретическое осмысление полученных результатов, обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание, формулирование выводов, внедрение результатов исследования в практическую деятельность школылитературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— определены и реализованы этапы преемственности воспитания нравственных качеств личности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников;

— сконструирована и научно обоснована модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая цель, задачи, принципы, условия и технологию реализации;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия преемственности воспитания нравственных качеств детей и учащихся (готовность педагога к реализации программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, основанной на принципе преемственностиорганичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельностьвзаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальные классы, средние классы, старшие классы в воспитании нравственных качеств личностиорганизация совместной деятельности педагогов, родителей и детей);

— разработана программа воспитания нравственных качеств личности, основанная на принципе преемственности, включающая реализацию форм, методов и средств воспитания, особенность которой заключается в том, что дети и учащиеся выступают субъектами общения и деятельности с учетом возрастных особенностей, в которой знания и действия формируются постепенно от низкого уровня к более высокому;

— выделены критерии, показатели и определены уровни сформированности нравственных качеств личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе системного анализа уточнена сущность преемственности воспитания нравственных качеств личности и проанализировано состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учрежденияхопределен комплекс принципов (преемственности, интеграции, координации, диатропичности) воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учрежденияхраскрыты методологические основы создания модели и разработки программы воспитания нравственных качеств детей и учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных научно-методических рекомендаций для педагогов «Подготовка педагогов к реализации программы воспитания нравственных качеств личности». Методические рекомендации для воспитателей, учителей, классных руководителей позволяют повысить квалификацию педагогов в вопросах воспитания нравственных качеств личности.

Внедрение разработанной программы и технологии ее реализации в массовую образовательную практику способствует повышению эффективности воспитательного процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями исследованияиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследованияколичественным и качественным анализом полученных результатоврепрезентативностью выборки объектов педагогического исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях рассматривается как связь и согласованность каждого компонента воспитания (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное нравственное воспитание на данных ступенях образования. Этот принцип предполагает постоянную ориентацию педагогов на предшествующий, настоящий и будущий уровни сформированности нравственных качеств. Только опираясь на уже достигнутое и развивая его, можно подготовить базу для перехода на и следующую более высокую ступень нравственного совершенствования личности.

2. Сконструированная модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, включающая целевой, содержательный, структурный, технологический, организационный и результативный компоненты.

3. Эффективность осуществления преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях определяется следующими организационно-педагогическими условиями:

— готовность педагога к реализации программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях;

— органичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельность;

— взаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальные классы, средние классы, старшие классы в воспитании нравственных качеств личности;

— организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей, направленной на решение задач воспитания нравственных качеств личности.

4. Уровни сформированности нравственных качеств детей и учащихся (высокий, средний, низкий) на основе разработанных критериев и показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обобщены в научных статьях, тезисах, обсуждены и получили одобрение на всероссийских (Бийск, 2006; Томск, 2006; Пенза, 2006), и региональных (Барнаул, 2005, 2006; Бийск, 2004) научно-практических конференциях, III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях», заседаниях.

Выводы по второй главе.

1. В ходе опытно-экспериментальной работы разработана комплексная программа воспитания нравственных качеств личности детей и учащихся в процессе внеклассной работы, состоящая из четырех блоков. Первый блоквоспитание нравственных качеств дошкольников, второй — младших школьников, третий — подростков и четвертый — старшеклассников.

2. Мы разработали в ходе исследования показатели сформированности нравственных качеств личности: знания нравственного содержания указанных качествосвоение конкретных правил поведения, способность поступать в соответствии с ними и понимать необходимость их выполненияумение разъяснять эти правила другим детямспособность оценивать свои действия и действия других людей.

3. В нашем исследовании мы выявили три уровня сформированности нравственных качеств личности: высокий уровень сформированности того или иного качества личности, служащего показателем воспитанности, характеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателюсредний уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего критериянизкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их отсутствие.

4. Нами были выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия реализации программы воспитания нравственных качеств личности: готовность педагога к реализации программы воспитания нравственных качеств личностиорганичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельностьвзаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальные классы, средние классы, старшие классыорганизация совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

5. В результате внедрения программы воспитания нравственных качеств личности дошкольников и школьников были получены данные,.

119 подтверждающие ее эффективность, а именно увеличение количества детей с высоким и средним уровнем сформированности нравственных качеств в экспериментальных группах больше чем в контрольных группах, а уменьшение количества детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств в контрольных группах меньше, чем уменьшение количества детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств в экспериментальных группах.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная работа педагогов по воспитанию нравственных качеств у дошкольников и школьников способствовала тому, что основная часть учащихся (83%) имеют средний и высокий уровни сформированности нравственных качеств.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования подтвердилась актуальность выбранной проблемы.

Воспитание нравственных качеств личности является актуальной задачей образовательных учреждений. Особенно часто к ней стали возвращаться в нашей стране в последние годы. Сегодняшняя реальность российского общества говорит о снижении уровня нравственности подрастающего поколения. Данная проблема становится приоритетной для современного российского образования, решение которой министерства и региональные отделы образования обозначают как основную цель воспитания.

В диссертационной работе на основе теоретического анализа установлено, что воспитание нравственных качеств личности целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности личности по овладению знаниями нравственного содержания качеств, освоению конкретных правил поведения, способностью поступать в соответствии с ними и оценивать свои действия и действия других.

Уточнена сущность и содержание понятия «преемственность воспитания нравственных качеств личности» с точки зрения педагогического исследования. При этом преемственность воспитания нравственных качеств личности мы рассматриваем как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов: цель — задачи — принципы — формы — методысредства — условия реализации — результат.

Выделены основные характеристики преемственности воспитания нравственных качеств личности дошкольников и школьников:

— опора на положительный, достигнутый уровень в воспитании нравственных качеств личности на предыдущем возрастном этапе;

— перспективность, нацеленность на будущее в воспитании нравственных качеств личности;

— последовательность и систематичность воспитательных мероприятий;

— связь в процессе нравственного воспитания между этапами воспитания нравственных качеств личности, компонентами процесса воспитания нравственных качеств личности (целями, содержанием, формами, методами);

— целенаправленность — процесс преемственности управляется деятельностью педагога;

— необходимость осуществления диагностики и прогнозирования результатов нравственного воспитания.

Модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях создавалась нами с помощью компонентного механизма моделирования. В качестве структурных элементов модели мы выделили целевой, содержательный, структурный, технологический, организационный и результативный компоненты, а также раскрыли механизм преемственности воспитания нравственных качеств личности. Предложенная нами модель позволяет определить последовательность и содержание основных этапов процесса воспитания нравственных качеств личности, разработать педагогические основы данного процесса, что позволяет достичь цели: повышение эффективности воспитания нравственных качеств личности.

Доказано, что разработанная нами модель и программа показали высокую результативность. Определена положительная динамика нравственной воспитанности детей и учащихся, а именно увеличение количества детей с высоким и средним уровнем сформированности нравственных качеств в экспериментальных группах больше чем в контрольных группах, а уменьшение количества детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств в контрольных группах меньше, чем в экспериментальных группах. Создание совокупности педагогических условий позволяет значительно повысить уровень сформированности нравственных качеств личности, что подтверждается сравнительными данными констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Достоверность полученных результатов подтверждена определением критерия хи-квадрат между уровнями сформированности нравственных качеств детей и учащихся контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента.

Наиболее эффективно реализация модели и программы воспитания нравственных качеств личности обеспечивается при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— готовность педагога к реализации программы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях;

— органичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельность;

— взаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования: ДОУ, начальная классы, средние классы, старшие классы в воспитании нравственных качеств личности;

— организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Основными критериями и показателями сформированности нравственных качеств личности, разработанными нами в ходе исследования являются:

— познавательный — знания нравственного содержания указанных качеств;

— мотивационный — наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;

— деятельностный — освоение конкретных правил поведения, способность поступать в соответствии с ними и понимать необходимость их выполнения;

— оценочный — способность оценивать свои действия и действия других людей.

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась.

Вместе с тем, выполненное исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с изучением готовности педагога к осуществлению воспитания нравственных качеств личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. , Л. Г. Формирование нравственно-волевых качеств подростков средствами восточных боевых искусств Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Л. Г. Авдонина. М., 2002. — 178 с.
  3. Азбука нравственного воспитания Текст. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. — 320 с.
  4. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 260 с.
  5. , А. Ф. Мораль и поведение Текст. / С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1985.- 158 с.
  6. Аристотель Этика Текст. / Аристотель- пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер. М.: ACT, 2002. — 492 с.
  7. , Л. М. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики Текст. / Л. М. Архангельский. -М.: Мысль, 1979. 303 с.
  8. , А. Г. Психология личности. Принципы общепсихол. анализа Текст.: Учеб. для вузов по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  9. , В. Г. О системном подходе к воспитанию Текст. / В. Г. Афанасьев //Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−81.
  10. , Э. Г. Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе «дошкольное образовательное учреждение -школа вуз» (средствами ИЗО) Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Э. Г. Ахмеишина. — Казань, 200. — 23с.
  11. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  12. , И. В. Нравственные вершины Человечества. Текст.: пособие для педагога / И. В. Бабурова. Смоленск: СГПУ, 2005. — 204 с.
  13. , Е. JI. Беседы о нравственности для старшеклассников Текст. / E.JI. Базаркина. Волгоград: Учитель, 2006. — 155 с.
  14. Байбородова, J1. В. Воспитательный процесс в современной школе Текст.: учебное пособие / J1.B. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. — 380 с.
  15. , Э. А. Преемственность в развитии культуры Текст. / Э. А. Баллер. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  16. , А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе Текст. / А. В. Батаршев. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  17. , А.В. Современные теории личности Текст.: краткий очерк / А. В. Батаршев. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 96 с.
  18. , В. Г. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. Г. Белинский. М., 1948. — 480 с.
  19. Бестужев-Лада, И. В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования Текст. / И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1970.-269 с.
  20. , И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969.-48 с.
  21. , В. А. Моральные качества личности Текст. / В. А. Блюмкин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 143 с.
  22. , В. А. Нравственное воспитание Текст. / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1990. — 143 с.
  23. , С. В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. В. Богдан. Оренбург, 1999. -19 с.
  24. , О. С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст.: кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  25. , JT. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности Текст. / JI. И. Божович. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  26. , Н. И. Некоторые вопросы теории и практики нравственного воспитания школьников Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Знание, 1968. — 64 с.
  27. , Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  28. , Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): на базе школы № 77 Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/д: РГПУ, 1995. — 32 с.
  29. , Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст.: учебное пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПИ, 1986 — 120 с.
  30. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 29−35.
  31. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности Текст.: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  32. , Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст. / Н. М. Борытко Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
  33. , Н. М. Пространство воспитания: образ бытия Текст.: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
  34. , В. А. О моделировании Текст. / В. А. Веников. М.: Знание, 1974.-64 с.
  35. , К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад Текст. / К. Н. Вентцель. М.: Практические знания, 1919. — 107с.
  36. , Н. А. Нравственно-этическое воспитание ребенка в детском саду Текст. / Н. А. Ветлугина, Т. А. Казакова, Г. Н. Пантелеева и др. -М.: Просвещение, 1989. 79 с.
  37. , Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьника Текст. / Д. И Водзинский. Минск: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  38. , Д. И. Нравственное становление личности школьника Текст.: методическое пособие / Д. И. Водзинский. — Минск: Нар. асвета, 1984.- 108 с.
  39. , Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста Текст. / Е. Н. Водовозова. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1907. — 458 с.
  40. Вопросы нравственного воспитания учащихся и студентов Текст.: сборник научных трудов / Под ред. К. В. Гавриловец. Минск: Б.И., 1991. -151 с.
  41. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Текст. / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.- Под ред. A.M. Виноградовой. -М.: Просвещение, 1989. 95 с.
  42. , О. М. Формирование эмоционально- нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. М. Вотинова. М., 2005. — 23 с.
  43. , JI. А. Нравственное воспитание младших школьников Текст. / Л. А. Высотина. М.: АПН РСФСР, 1960. — 149 с.
  44. , Т. П. О воспитании нравственных чувств Текст. / Т. П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. — 79 с.
  45. , К. В. Воспитание человечности Текст.: книга для учителя / К. В. Гавриловец. Мн.: Нар. асвета, 1985. — 183 с.
  46. , Ш. И. Дидактический принцип сознательности Текст. / Ш. И. Ганелин. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.-224 с.
  47. , Г. В. Ф. Наука логики Текст.: пер. Б. Г. Столпнера / Под ред. М. Б. Митина. -М.: Гос.соц.-эконом. изд-во, 1937. T.V. — 715 с.
  48. , С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы Текст. /С.М. Годник. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. — 208 с.
  49. , Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Н. К. Голубев. Л.: ЛГПИ, 1988.-85 с.
  50. , Л. А. Преемственность управления подготовкой учителя в системе непрерывного образования: проблемы и перспективы Текст.: монография / Л. А. Горшунова. Москва- Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2001.-210 с.
  51. , Л. А. Педагогика и психология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович. М.: Гардарики, 2003. -475 с.
  52. , Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности Текст. / Г. Н. Гумницкий. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  53. , В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников Текст. / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1990. — 178 с.
  54. , Р. Г. Социологические проблемы воспитания Текст. / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  55. , А. А. Золотое правило нравственности Текст. / А. А. Гусейнов. М.: Молодая гвардия, 1988. — 269 с.
  56. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. М., 1995. — Т.2. — 780 с.
  57. Дошкольная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Н. А. Курочкина, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
  58. , О. Г. Моральная философия Текст.: избранные труды / Сост. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
  59. , О. Г. Понятие морали Текст. / О. Г. Дробницкий. -М: Наука, 1974.-338 с.
  60. , О. Г. Проблемы нравственности Текст. / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977. — 331 с.
  61. Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников Текст.: сборник научных трудов / Отв. ред. д.п.н., проф.Ф. И. Кевли. -Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2006. 154 с.
  62. , А. В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Елисеева. Саратов, 1996. — 25 с.
  63. , О. В. Воспитательные технологии Текст. / О. В. Еремкина // Классный руководитель. -1998. № 5. — С. 2−11.
  64. , М. А. Педагогическая диагностика воспитания Текст.: Монография / М. А. Ерофеева, В. Я. Макашов, JI.H. Смотрова. Балашов: Изд-во БГПУ, 2001.-100 с.
  65. М. Б. Социогуманитарные подходы к обеспечению преемственности в профессиональном педагогическом образовании Текст.: монография / М. Б. Есаулова. СПб.: БАН, 2005. — 184 с.
  66. , С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры» Текст.: дис. .канд. пед. наук / С. А. Ефименкова, Курск, 2004.-189 с.
  67. В. П. Преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов: методология, теория, технология Текст.: монография / В. П. Жуковский. Саратов: Слово, 1999. — 196 с.
  68. , В. И. Исследовательская деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
  69. , Л. М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников Текст.: дис. .канд. пед. наук / Л. М. Зайцева Смоленск, 2001. — 196 с.
  70. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Твор. центр Сфера, 2005. — 63 с.
  71. , И. И. Нравственное воспитание учащихся Текст.: Методическое пособие / И. И. Зарецкая. М.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
  72. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  73. , А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен Текст. / А. В. Зосимовский // Педагогика. — 1998. № 7. -С. 73−77.
  74. , А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте Текст. / А. В. Зосимовский. М.: Изд-во МГУ, 1982.-200 с.
  75. , А. В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников Текст.: кн. для учителя / А. В. Иващенко. М.: Просвещение, 1987.-206 с.
  76. , А. В. Я-концепция личности в отечественной психологии Текст. / А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2000.- 153 с.
  77. Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников Текст.: сб. науч. трудов / Редколлегия: С. В. Черенкова и др.-М.: АПНСССР, 1985.-96 с.
  78. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  79. , Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки Текст. / Г. Н. Исаенко. М.: Знание, 1969. — 24 с.
  80. , М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. -СПб: Петрополис, 1997. 205 с.
  81. , М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности Текст. / М. Г. Казакина. Л.: J И ПИ, 1983.-80 с.
  82. , И. Основы метафизики нравственности Текст. / Перев. с нем. К. А. Рицкевичюте. Вильнюс: Минтис, 1980. — 113 с.
  83. , С. Е. Релализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «Школа-вуз» Текст.: монография / С. Е. Каплина. Чита: РИК ЧитГУ, 2005. — 232 с.
  84. , В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Текст.: теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  85. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
  86. , С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников Текст. / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 143 с.
  87. , И. С. Формирование нравственных качеств подростков в процессе изучения обществознания в школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук / И. С. Кельцинова. Якутск, 2006. — 197 с.
  88. , Н. Е. Введение в педагогику Текст.: учебное пособие для педагогических институтов / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин.- М.: Просвещение, 1987. 386 с.
  89. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
  90. , Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников Текст. / Э. П. Козлов. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1983.-288 с.
  91. , С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст. / С. А. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 102 с.
  92. Комплексный подход к воспитанию школьников Текст.: сборник, статей / Под ред. JI.K. Балясной. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  93. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. и пед. специальностям / И. С. Кон. М.: Academia, 2003. — 334 с.
  94. , И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания Текст. / И. П. Косачева. М.: АРКТИ, 2005. -59 с.
  95. , А. Н. Методы и формы научного познания Текст. / А. Н. Кочергин. М., 1990. — 80 с.
  96. , А. И. Педагогическая диагностика в школе Текст. / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, М. И. Прокопьев и др. Минск: Нар. асвета, 1987. — 323 с.
  97. , П. С. Принципы построения моделей Текст. / П. С. Краснощекое, А. А. Петров. М., 1983. — 264 с.
  98. , А. И. Психологические проявления и структура темперамента Текст.: учеб. пособие / А. И. Крупнов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992. — 78 с.
  99. , Н. К. Педагогические сочинения Текст.: В 10-ти томах / Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т.З. — 798 с.
  100. , Н.К. Педагогические сочинения Текст.: В 10-ти томах / Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т.6. — 464 с.
  101. , Н.Н. Нравственные потребности личности Текст. / Н. Н Крутов. М.: Знание, 1981. — 63 с.
  102. , Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя Текст. / Г. Ю. Ксензова. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 224 с.
  103. Культура духовных запросов личности: формирование культ, запросов трудящихся при социализме Текст. / В. Брожик, И. А. Зязюн, Э. Ион и др. // Под общ. ред. В. А. Кудина. Киев: Вища шк., 1986. — 205 с.
  104. , Ю. А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах Текст. / Под ред. А. А. Кыверялга. -Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1990. 160 с.
  105. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1985. — 365 с.
  106. , Е. Е. Формирование нравственной личности Текст. / Е. Е. Линчук. Киев: Знание, 1966. — 48 с.
  107. , Б. Т. Педагогика Текст.: курс лекций / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1996. 528 с.
  108. , В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности Текст. / В. К. Лукашевич. Минск: Наука и техника, 1983. -120 с.
  109. , В. Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании Текст. / В. Я. Лыкова. Смоленск: СГИИ, 2001. — 132 с.
  110. Ш. Макаренко, А. С. О воспитании Текст. / Сост. и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  111. , А. П. Преемственность в нравственном воспитании младших школьников Текст. / А. П. Макаровская. Иркутск: ИГПИ, 1983. -75с.
  112. , В. Г. Педагогическая диагностика в школе Текст.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. Г. Максимов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  113. , JI. И. Классный руководитель: педагогические основы и методика деятельности Текст. / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 32 с.
  114. , Л. И. Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 50 701 033 400 педагогика / Л. И. Маленкова. — М.: Пед. о-во Росии, 2004. — 475 с.
  115. , Н. М. Моделирование и синтез знаний Текст. / Н. М. Мамедов. Баку, 1979. — 97 с.
  116. , И. С. Нравственное становление личности школьника Текст. / И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985 103 с.
  117. , И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников Текст.: учебное пособие для студентов педагогических институтов / И. С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1980. 183 с.
  118. , В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса Текст. / В. М. Меньшиков. М.: Народное образование, 1995. — 136 с.
  119. Методика воспитательной работы Текст.: учебное пособие для пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 144 с.
  120. Моделирование воспитательных систем: теория практика Текст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: РОУ, 1995. — 510 с.
  121. , Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика Текст.: опыт экспериментального исследования / Н. И. Монахов. -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  122. , Н. И. Нравственное просвещение учащихся Текст. / Н. И. Монахов. М.: ПНСССР, 1969 — 30 с.
  123. , Э. И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников Текст. / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1978. -320 с.
  124. , А. Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебе учащихся средней школы и студентов вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1972. — 24 с.
  125. , А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  126. , А. В. О воспитании старшеклассников Текст. /А.В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  127. Мукашев, 3. А. Преемственность как момент развития Текст. / З. А. Мукашев. Алма-Ата: «Казахстан», 1980. — 204 с.
  128. , Г. А. Формирование нравственных потребностей личности Текст. / Г. А Мусаелян. Ереван: Айастан, 1990. — 248 с.
  129. , Ф. Сочинение в 2-х томах Текст. / Ф Ницше. М: Мысль, 1990.-Т.1.-831 с.
  130. , И. Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  131. Нравственное воспитание в детском саду Текст. / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  132. Нравственное воспитание в системе формирования нового человека Текст.: сборник научных трудов. Свердловск: УрГу, 1985. -152 с.
  133. Нравственное воспитание в средней школе Текст.: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / Составитель: И. А. Тисленкова. Волгоград: Учитель, 2007. — 155 с.
  134. Нравственное воспитание школьников в процессе внеклассной работы Текст.: тематический сборник научных трудов / Под ред.
  135. B.Г. Сенько, Я. Д. Григорович. Минск: НИИ педагогики МПБССР, 1982. -92 с.
  136. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики Текст. / Под ред. А. К. Уледова. М.: Мысль, 1979. — 303 с.
  137. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников Текст.: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений / Под ред. С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 187 с.
  138. Нравственное и эстетическое воспитание Текст.: внеклас. работа со старшеклассниками / Под ред. Д. И. Водзинского. Минск: Нар. асвета, 1982.- 151 с.
  139. Нравственное формирование личности школьника Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. 3. И. Васильева. JL: ЛГПИ, 1981. — 159 с.
  140. Нравственность в современном мире Текст.: деятельность классного руководителя / Составители: О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. -Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003. 128 с.
  141. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / Ожегов
  142. C.И., Шведова Н. Ю. М.: Азъ, 1995. — 907 с.
  143. , П. Н. Преемственность в системе «школа-техникум, техникум-производство» Текст. / П. Н. Олейник. М., 1983. — 40 с.
  144. , Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника Текст. / Л. Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  145. Педагогическая диагностика процесса воспитания в школе Текст. / Составитель: О. Р. Шеффер. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002.-36 с.
  146. , С. В. Воспитание культуры поведения в детском саду Текст.: кн. для воспитателей дет. сада / С. В. Петерина. М.: Просвещение, 1986.-94 с.
  147. , В. И. Нравственное воспитание в детском саду Текст.: программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. -М.: Мозаика Синтез, 2006. — 72 с.
  148. , С. Б. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростков в процессе занятий восточными единоборствами Текст.: дисс.. канд. пед. наук / С. Б. Петрыгин. Рязань, 2005. — 196 с.
  149. , Г. А. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Петушкова. Смоленск, 2005. — 212 с.
  150. , Я. Г. Воспитание личности в коллективе Текст. / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
  151. , Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. / Н. Н. Поддьяков. М., 1996. — 32 с.
  152. , И. П. Процесс воспитания Текст. / И. П. Подласый. -М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1999.-255 с.
  153. Преемственность обучения школьников: направления, организация, опыт Текст.: кн. для учителя / Под ред. Л. Л. Редько. -Ставрополь: Сервисшкола, 2006. 215 с.
  154. Преемственность учебной и внеклассной работы со школьниками Текст.: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Э. Тамарин. Барнаул: БГПИ, 1982.- 184 с.
  155. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников Текст.: материалы конференции «Чтения Ушинского», 4−5 марта 2004 г. -Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского, 2004. 156 с.
  156. Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  157. , В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования Текст. / В. Н. Просвиркин // Педагогика. 2005. — № 2. — С.41−46.
  158. Работа классного руководителя Текст.: методическое пособие / Под ред. Е. А. Слепенковой. М: АРКТИ, 2005. — 168 с.
  159. , А. 3. Роль нравственного воспитания в формировании личности Текст. / А. З. Рахимов // Классный руководитель. 2001. — № 6. -С.11−12.
  160. , А. С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Романова. Чебоксары, 1999. — 22 с.
  161. , Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся Текст. / Е. И. Ромашкова. -М.: ТЦ Сфера, 2005. 192 с.
  162. Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии Текст. / С. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 705 с.
  163. , JI. И. Нравственное воспитание личности Текст. /Л.И. Рувинский. -М.: Изд-во Московского университета, 1981. 184 с.
  164. , Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  165. , Т. И. Нравственное развитие личности Текст. / И. Руднева, Е. Б. Никулина, Н. Б. Колесникова, П. А. Баганова. Самара: Самарский ун-т, 2002. — 320 с.
  166. , Н. А. Содержание воспитания и педагогическая диагностика Текст.: учеб.-методич. пособие / Н. А. Ряписов. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. университет, 2005. — 105 с.
  167. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО Электронный ресурс. Режим доступа http: //www/ethos.narod.ru/lesson/html
  168. , И. Ф. Нравственное воспитание Текст. / И. Ф. Свадковский. М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
  169. , А. Н. Преемственность личностного развития учащихся в системе непрерывного образования Текст.: монография / А. Н. Свиридов. -Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2006. 173 с.
  170. , Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  171. , О. В. Корректировка нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-ценностного стимулирования Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. В. Селецкая. Киров, 2000. — 15 с.
  172. , В. П. Классный руководитель в современной школе Текст.: практическое пособие / В. П. Сергеева. М.: ЦГЛ, 2002. — 224 с.
  173. Система нравственного просвещения школьников Текст.: сб. науч. тр. М.: Изд. АПН СССР, 1982. — 140 с.
  174. Системный подход к организации воспитательной работы Текст.: «Серия воспитательные системы». Выпуск 1. Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2001. — 88 с.
  175. , В .А. Педагогика Текст.: учебник для пед. институтов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  176. , А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика Текст. / А. П. Сманцер. Минск: ИПК образования, 1995. — 288 с.
  177. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности Текст. / JI. П. Буева, Б. К. Лебедев, Э. М. Скачев и др.- Отв. ред. Л. П. Буева. М.: Наука, 1983. — 231 с.
  178. , М. И. Профессиональные способности педагога Текст.: акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. — 368 с.
  179. , П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант Текст.: учебное пособие. / П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 64 с.
  180. , Е. Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика Текст. / Е. Н. Степанов. Псков: ПОИПКРО, 1998. — 263 с.
  181. , Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса Текст.: учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.
  182. , Ф. М. Педагогические условия личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств младшего школьника Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Ф. М. Сулейманова Москва, 2003.-169 с.
  183. , В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Текст. / В. А. Сухомлинский. -М: Педагогика, 1980. Т.2. — 38 с.
  184. , В. А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский. Минск: Нар. асвета, 1978. -288 с.
  185. , Т. Ю. Нравственные ценности младших школьников Текст.: монография / Т. Ю. Сычева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. — 203 с.
  186. , О. В. Преемственность в нравственном воспитании детей детского сада и начальной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Ткаченко. М., 1982. — 21 с.
  187. , А. И Логические основы метода моделирования Текст. / А. И. Уемов. М., 1971. — 311 с.
  188. , К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Текст.: вопросы воспитания / К. Д Ушинский. М.: Просвещение, 1953. -Т.1. — 638 с.
  189. , Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы Текст. / Л. О. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. — 192 с.
  190. Философский энциклопедический словарь Текст. / Сост. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  191. Формы воспитательной работы классного руководителя Текст. / Под ред. Л.В. Кузнецовой- сост. Г. С. Семенов. М.: Школьна Пресса, 2006. — 112 с.
  192. , Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика Текст.: метод, рекомендации для учителей и практ. психологов / Л. М. Фридман. М.: МОИПК, 1995. — 45 с.
  193. , И. Ф. Нравственное воспитание школьников Текст.: пособие для классных руководителей / И. Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
  194. , Л. С. Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. С. Хидирова. -Худжанд, 2002. 163 с.
  195. , И.В. Как создать программу воспитательной работы Текст.: методическое пособие / И. В. Цветкова. М.: Просвещение, 2006. -207 с.
  196. , В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников Текст.: учеб.-метод, пособие / В. Т. Чепиков. Гродно: ГрГУ, 2001.- 189 с.
  197. , И. А. Развитие нравственных качеств юношей, занимающихся восточными единоборствами Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Черкашин. Якутск, 1999. — 161 с.
  198. , JI. В. Воспитательные программы современной школы Текст. / JI.B. Швецова, А. А. Галицких. М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
  199. , А. И. Основы этической культуры Текст.: книга для учителя / А. И. Шемшурина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 112 с.
  200. , П. А. Классный руководитель в современной школе Текст.: учебно-методической пособие / П. А. Шептенко, С. М. Черниченко, Г. А. Воронина. Барнаул: БГПУ, 2006. — 255 с.
  201. , М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации Текст.: избранные педагогические труды / М. И. Шилова. -Краснярск: Универс, 2003 712 с.
  202. , М. И. Учителю о воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  203. , В. А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штоф. JL, 1963.- 127 с.
  204. , О. В. Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях (на материале Республики Мордовия) Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук /О.В. Шуляпова. -М., 2000. 17 с.
  205. , Н. Е. Классное руководство: (теория, методика, технология) Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2000 — 255 с.
  206. , Н. Е. Классное руководство: игровые методики Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2002. — 218 с.
  207. , Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст. /Н.Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 1997. — 78 с.
  208. , Н. Е. Классный час: поговорим о жизни Текст.: материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. -М.: Аркти, 2005.-162 с.
  209. , Н. Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  210. , С. Г. Психологические проблемы этического развития детей Текст. / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  211. , В. А. Научные основы нравственного воспитания школьников Текст. / В. А. Яковлев. Тамбов, 1975. — 190 с.
  212. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.-93 с.
  213. , Р. Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа- вуз» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Н. Наурызбаева. — Казань, 1997. — 20 с.
  214. Kessel W., Knauer К., Schroder Н. Sozialpsychologische Probleme der Schulklasse. Berlin: Volk und Wissen, 1975. — 336 s.
  215. Wiechmann J. Schulpadagogik. Deutschland: Schneider Verl. Hohengehren, 2003. — 140 s.
  216. Zur politischen und moralischen Erziehung in der Familie. Berlin: Volk und Wissen, 1978. — 158 s.
Заполнить форму текущей работой