Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики в педвузе при проведении дисциплин по выбору

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2012 год. На первом этапе (2008;2009 гг.) было выявлено современное состояние проблемы, проведен анализ исторической психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Итогом работы на этом этапе явился вывод о необходимости создания методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Двухуровневая система высшего образования: настоящее и перспективы
    • 2. Понятие «профессиональная компетентность педагога»
    • 3. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору как психолого-педагогическая проблема
    • 4. Теоретические основы методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «МЕРА И ИНТЕГРАЛ»
    • 1. Реализация целевого компонента модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплины по выбору «Мера и интеграл»
    • 2. Реализация содержательного и процессуального компонентов модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплины по выбору «Мера и интеграл»
      • 2. 1. Реализация принципов формирования профессиональной компетентности при проведении дисциплины по выбору «Мера и интеграл»
      • 2. 2. Программа дисциплины по выбору «Мера и интеграл»
      • 2. 3. Содержание дисциплины по выбору «Мера и интеграл» на примере некоторых тем
      • 2. 4. Задачи для исследования
      • 2. 5. Использование разработанного содержания дисциплины по выбору «Мера и интеграл» в обязательных курсах
    • 3. Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций в результате изучения дисциплины по выбору «Мера и интеграл»
    • 4. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики в педвузе при проведении дисциплин по выбору (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее время — время реформ образования, в том числе и высшего профессионального образования. К подготовке будущих учителей общество выдвигает повышенные требования, что нельзя признать необоснованным, так как проблему подготовки педагогических кадров часто называют стратегической задачей.

Академик B.JI. Матросов в [114] заметил, что поданным, представленным Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования, количество вузов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям, достигло 300. B.JI. Матросов отметил, что подготовку кадров целевым образом для школ осуществляют прежде всего педвузы и классические университеты. В последние годы подготовку педагогических кадров открыли и непрофильные вузы.

На совете Союза ректоров России в декабре 2009 года министр образования РФ Фурсенко A.A. [188] обратил внимание, что в нынешних демографических и экономических условиях рассчитывать на выбор абитуриентов для подготовки будущих специалистов университетам не приходится, надо, по его словам, «готовить кого придется», затем министр отметил, что в дальнейшем произойдет естественный отбор высших учебных заведений по уровню подготовки студентов.

На том же совете Ректоров ректор МГУ академик В. А. Садовничий [151] негативно отозвался о существующих способах решения проблемы профессиональной подготовки школьных преподавателей. Предлагается рассмотреть возможность введения «заградительных барьеров, ограничивающих право работать в школе». К примеру, в царской России к преподаванию допускались лица прошедшие «определенные барьеры», по мнению ректора, эти барьеры могут быть, как и психологические, так и научные, обосновано это резкое высказывание тем, что «замеры и прошлого, и нынешнего года показали, что качество школьного образования падает». По его мнению, прежде всего надо обратить внимание на учителей и увеличивать количество выпускников непедагогических вузов, которые должны работать в школе.

Последнее время в обществе все чаще поднимается тема о нецелесообразности существования педагогических вузов в наше время, что выпускники классических университетов могут заняться преподаванием в школах. Так, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что необходимо серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы предполагается постепенно преобразовать в крупные базовые центры подготовки учителей или в факультеты классических университетов.

Такая тенденция не нова для России. Рождением высшего педагогического образования в России считают 1803 год, когда при Московском университете был создан педагогический институт. В 1859 году пединституты были ликвидированы, а взамен их при университетах открыты двухгодичные педагогические курсы. Такая ситуация продержалась вплоть до 1863 года, а в 1867 году снова было открыто высшее педагогическое заведение в Петербурге. Его открытие было обусловлено появлением сети гимназий, с тех пор педагогические высшие заведения в России не ликвидировались, и вот в наше время опять как 150 лет назад поднимается вопрос о целесообразности существования педвузов. Если в 1867 году в связи с «массовым» открытием гимназий опять появилось высшее педагогическое заведение, то в наше время при наличии специализированных школ, гимназий, лицеев, коррекционных и т. д., в то время, когда идет полным ходом разработка национальных проекта «Образование», национальной инициативы «Наша новая школа» встает вопрос о возможности ликвидации педагогических вузов и одним из аргументов в пользу ликвидации выступает недостаточная математическая подготовка учителей — выпускников педвузов.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что в условиях решения стратегических задач, позволяющих России выступить конкурентоспособной в современных условиях, важнейшими качествами личности в инициативе определяются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Школа в образовательной инициативе определяется как критически важный элемент в этом процессе. Главные задачи современной школыраскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение, согласно Национальной инициативе, должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Таким образом, на школьных учителей возложена огромная ответственность, и задача педвузов подготовить специалистов, способных реализовать все это на практике.

Как заметил академик В. Л. Матросов [29], образованию, как двигателю системных изменений в экономике и обществе, отводится особая роль. Проблема подготовки педагогических кадров становится важным приоритетом государственной политики. На первую роль В. Л. Матросов выводит опережающую подготовку педагогических кадров к новым направлениям профессиональной деятельности, особую актуальность в новых условиях получают научно-исследовательские качества учителей и преподавателей.

Важнейшей задачей, в новых условиях ректор МПГУ видит углубление фундаментальных научных основ подготовки педагогов.

Таким образом, в настоящее время педагогические вузы вступили в конкуренцию с ведущими классическими вузами в подготовке педагогических кадров, и вынуждены доказывать свою состоятельность. Педагогическим вузам необходимо быстро и гибко на это реагировать, внося изменения в систему специальной и методической подготовки студентов.

Одной из самых существенных внешних проблем подготовки педагогических кадров является наблюдаемая в последнее время тенденция к сокращению аудиторных часов на изучение математических дисциплин в педагогических вузах. В этих условиях педвузам требуется подготовить конкурентоспособных учителей и преподавателей, способных к реализации приоритетных задач образования.

В современных условиях при подготовке учителя математики необходимо уделять особое внимание специальным дисциплинам, что зачастую приводит к необходимости пересмотра содержания соответствующих математических курсов.

С другой стороны, демографические проблемы нашего времени оказывают свое негативное влияние на подготовку педагогических кадров. В настоящее время отсутствует конкурс на математические факультеты педагогических вузов, и в результате освоение профессии «учитель» происходит не всегда людьми, имеющими своим призванием учить и воспитывать.

Проблемы усовершенствования подготовки учителей, в частности будущих учителей математики и студентов математических факультетов педвузов, интересовали многих ученых-математиков, педагогов, методистов.

P.M. Асланов, В. Г. Болтянский, Н. Я. Виленкин, Г. Д. Глейзер, Е. А. Горин, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, В. И. Игошин, В. Н. Келбакиани, А. Н. Колмогоров, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, А. И. Маркушевич, Н. В. Метельский, А. Г. Мордкович, И. А. Новик, Т. Л. Овсянникова, И. Д. Пехлецкий, Д. Пойа, Л. С. Понтрягин, Г. И. Саранцев, И. С. Сафуанов, Е. И. Смирнов, И. М. Смирнова, A.A. Столяр, Н. Л. Стефанова, В. А. Тестов, А. Х. Назиев, Г. Г. Хамов, М. И. Шабунин, П. М. Эрдниев, A.B. Ястребов и многих других).

Основным направлением, в рамках которого последнее время велось усовершенствование системы подготовки учителей является усиление ее профессионально-педагогической направленности, обоснование этого можно найти в работах Н. Я. Виленкина, Б. В. Гнеденко, В. Н. Келбакиани, Л. Д. Кудрявцева, Г. Л. Луканкина, В. М. Монахова, А. Г. Мордковича, И. А. Новик, М. В. Потоцкого, Г. Г. Хамова и других.

С переходом на новые образовательные стандарты и требованиями к усилению фундаментальности педагогического образования приходится искать новые подходы или адаптировать существующие к подготовке будущих учителей, в частности учителей математики.

В последнее десятилетие в ходе модернизации российского образования традиционный подход к обучению сменяется компетентностным, — происходит резкий поворот в требованиях к оценкам результатов обучения от понятий «обученность», «подготовленность», «образованность» и т. д. к понятиям «компетенция», «компетентность» учащихся.

Так в ФГОС ВПО третьего поколения прописаны требования к структуре основных образовательных программ (ООП), условиям реализации ООП (финансовым, кадровым, материально-техническим, и т. д.), результатам освоения ООП. Главное отличие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения от предыдущих заключается в отсутствии требований к обязательному минимуму содержания ООП и формулировке требований к результатам освоения ООП в терминах «компетенция» и «компетентность». Таким образом, требования к реализации компетентностного подхода прописаны в основных нормативных документах.

Проблема компетентностого подхода нашла свое отражение в работах В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, А. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, ДЖ. Равена, Ю. Г. Татура, Н. Хомского, A.B. Хуторского и многих других.

В связи с переходом к компетентностному подходу в образовании активно исследуется проблема формирования компетентностей и компетенций. На настоящий момент идет поиск путей и методов формирования компетентности будущих специалистов, в частности, профессиональной компетентности (И.А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, A.B. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.).

Большинство диссертационных работ посвящены формированию отдельных компетенций/компетентностей, в них формирование профессиональной компетентности рассматривалось в период всего обучения в вузе, и отдельные дисциплины отвечали в разработанных моделях за формирование отдельных компетенций или компетентностей.

Мы рассматриваем формирование профессиональной компетентности как «самоподобную систему», вроде фрактала: формирование должно вестись не только в период всего обучения в вузе (да и в период послевузовского), но и при проведении отдельных дисциплин, а также и при проведении отдельных занятий.

Диссертационных работ посвященных проблемам проведения дисциплин по выбору не так много (В.В. Андреев, Е. В. Неискашева, Н. П. Рыжова, С. А. Севостьянова, В. Ю. Шаронин, Т. К. Юрзанова и др.).

Во всех этих исследованиях дисциплины по выбору рассматривались по сути, как вспомогательные дисциплины, что не актуально в свете новых требований ФГОС ВПО.

Одной из важных математических дисциплин, преподаваемой студентам математических факультетов педагогических вузов, является курс математического анализа. Не считая дифференциального исчисления, фундаментом самого математического анализа являются понятия меры и интеграла. Эти понятия начинают формироваться еще в школьном курсе математики, поэтому при подготовке студентов математических факультетов педагогических вузов необходимо уделять особое внимание разделам анализа и смежных дисциплин, связанных с теорией меры и интеграла.

С проблемой преемственности обучения математике между школой и вузом можно познакомиться в работах И. И. Баврина, H.A. Березович, AJ1. Блауса, B.JT. Матросова, И. И. Мельникова, А. Г. Мордковича, Л. Ю. Нестеровой, Ю. В. Сидорова, A.B. Усовой, Г. Г. Хамова, М. И. Шабунина.

Анализ состояния проблемы подготовки учителя математики в условиях перехода на новые образовательные стандарты на данный момент позволяет выделить следующие существенные противоречия:

— между необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики средствами отдельных дисциплин, в частности дисциплин по выбору в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной разработанностью данной проблемы в современной педагогике высшей школы;

— между необходимостью обеспечения академической мобильности студентов в рамках болонского процесса и отсутствием единого подхода к разработке программ по специальностям и курсам;

— между требованием углубления фундаментальных основ педагогического образования и реальным объемом аудиторных занятий выделяемых на изучение математических дисциплин в педагогических вузах;

— между непопулярностью профессии учителя математики в обществе, наличием демографической проблемы и потребностями общеобразовательной школы в высококвалифицированных специалистах, способных не просто обучить школьника предмету, а прежде всего, научить его мыслить;

— между уровнем требований, предъявляемым к выпускникам педвузов и реальным уровнем соответствия этим требованиям выпускниками;

— между необходимостью руководства проектной и исследовательской деятельностью выпускниками педвузов в профессиональной деятельности и реальной их неготовностью к ведению подобной деятельности.

Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: выяснить, каковы особенности построения эффективной методики формирования профессиональной компетентности будущего учителя математики при проведении дисциплин по выбору.

Актуальность темы

данного исследования определяется недостаточной разработанностью данной темы в научно-методической литературе и современных исследованиях, переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, подразумевающие пересмотр преподавания математических дисциплин, недостаточной фундаментальной подготовкой выпускников педвузов.

Все изложенное определило выбор темы исследования «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики в педвузе при проведении дисциплин по выбору».

Объектом исследования является процесс обучения математике на дисциплинах по выбору в педагогическом вузе, а его предметом — процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору.

Целью исследования является разработка методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору в педвузе (на примере дисциплины по выбору «Мера и интеграл»).

Исходная гипотеза исследования: дисциплины по выбору обладают потенциалом поэтапного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики, при этом формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору будет успешным, если: 1) оно будет опираться на модель формирования профессиональной компетентности, содержащую целевой, содержательно-процессуальный и контрольный компоненты- 2) обеспечить углубление фундаментальных научных основ математической подготовки будущих учителей.

Цели, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1.На основе анализа научной, научно-методической литературы и диссертационных исследований в области формирования профессиональной компетентности, психологии, педагогики выявить условия и этапы формирования профессиональной компетентности будущих учителей при проведении дисциплин по выбору.

2. Разработать модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору.

3. На основе предложенной модели разработать методику формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору.

4. Экспериментально подтвердить гипотезу исследования.

Решение поставленных задач потребовало применение следующих методов: анализ исторической, психологической, научно-методической, математической литературы и диссертационных исследованийанализ стандартов высшего профессионального образованияанализ учебных пособий, учебников, материалов конференций, семинаровопрос и анкетирование выпускников общеобразовательных учреждений, студентов математических факультетов педвузов, учителей — выпускников педвузовпроведение лекционных, практических занятий и занятий в активных и интерактивных формахпедагогический эксперимент и анализ его результатов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют исследования и достижения в области педагогики и психологии высшей школы (Н.В. Кузьмина, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.), исследования по компетентностному подходу (В.И. Байденко, В. А. Болотов,.

B.Н. Введенский, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков и др.) — исследования по проблемному подходу (A.B. Брушлинский, A.A. Вербицкий, A.M. Матюшкин и др.) — исследования по теории деятельностного подхода (A.M. Леонтьев,.

C.JL Рубинштейн и др.) — работы по теории развития профессиональной и учебной мотивации (Б.Г. Ананьев, А. К. Маркова, A.B. Петровский, A.A. Реан, В. Д. Шадриков и др.) — исследования по проблеме формирования знаний, умений и навыков учащихся (JI.M. Фридман, Ю. М. Колягин, A.A. Столяр, др.) — исследования по контекстному подходу (A.A. Вербицкий и др.) — исследования в области теории и методики обучения математики в педагогическом вузе (Н.Я. Виленкин, Г. Л. Луканкин, А. Г. Мордкович, М. В. Потоцкий, Е. И. Смирнов и др.) — исследования по проблеме адаптации (В.Т. Ащепков, И. А. Зимняя, П. С. Кузнецов, А. К. Маркова, Г. П. Медведев, Л. М. Милославова, Л. М. Митина, А. Г. Мороз, Д. В. Ольшанский, В. А. Петровский, и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих учителей математики в педвузе при проведении дисциплин по выбору: внутренние (наличие мотивации к изучению преподаваемой дисциплины с точки зрения будущей профессиональной деятельности, развитие рефлексивного отношения к получаемым знаниям и умениям), внешние (создание условий, способствующих адаптации обучающихся к будущей профессиональной деятельности, углубление фундаментальных основ научной подготовки будущих учителей математики, использование активных и интерактивных форм обучения, создание условий для творческой реализации личности).

2. Выявлены и обоснованы этапы формирования профессиональной компетентности будущих учителей при проведении дисциплин по выбору: мотивационный, адаптационный, фундаментальный, творческий и контрольный, а также построена модель процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору.

3. Разработана методика формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору на основе предложенной модели (на примере дисциплины по выбору «Мера и интеграл»).

4. Сформулирован и обоснован принцип единого подхода при определении содержания дисциплин.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что и выделены его структурные элементы профессиональной компетентности будущих учителей математики, установлена связь между компетенциями, прописанными в требованиях ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 50 100 Педагогическое образование и структурой профессиональной компетентности будущих учителей математикиобоснована модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении отдельных дисциплин, отражающая процесс формирования профессиональной компетентности. В процессе разработки содержимого дисциплины по выбору «Мера и интеграл» получены необходимые и достаточные условия существования интеграла Стилтьеса для кватернионов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержание дисциплины по выбору «Мера и интеграл» и соответствующие методические рекомендации могут быть использованы при проведении в педагогических вузах обязательных курсов «Математический анализ», «Теория функций действительного переменного», «Функциональный анализ». Разработанная методика формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики может быть использована как при проведении дисциплин по выбору, так и при проведении обязательных дисциплин.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается выбором методологических, психолого-педагогических, философских, математических и методических подходов, положенных в основу исследованияприменением к исследуемой проблеме проблемного и деятельностного подходов, а также совокупностью методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам данного исследования, положительными результатами педагогического эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация предложенной модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики предполагает создание ряда психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогическими условиями успешного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики в педвузе при проведении дисциплин по выбору являются:

— наличие мотивации к изучению преподаваемой дисциплины с точки зрения будущей профессиональной деятельности;

— развитие рефлексивного отношения к получаемым знаниям и умениям;

— создание условий, способствующих адаптации обучающихся к будущей профессиональной деятельности;

— углубление фундаментальных основ научной подготовки будущих учителей математики;

— использование активных и интерактивных форм обучения;

— создание условий для творческой реализации личности.

2.Методика формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору на основе предложенной модели способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей математики.

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору происходит поэтапно. Комплекс заданий дисциплины имеет блочную структуру — каждый блок соответствует реализации определенного этапа формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики.

3. В основе разработанной методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору лежит система принципов: профессиональной направленности, фундаментальности, проблемности, мотивации, личностного включения студентов, самостоятельности, единства теории и практики. Данную систему целесообразно дополнить принципом единого подхода к отбору содержания дисциплин, который содействует обеспечению академической мобильности и единого образовательного пространства.

4. Реализация разработанной методики проведения дисциплины по выбору «Мера и интеграл» для педвузов помогает усвоению понятий «мера» и «интеграл» будущими учителями математики. Структура дисциплины по выбору «Мера и интеграл» соответствует этапам формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выборуучебный материал представлен блоками: мотивационным, адаптационным, фундаментальным и творческим.

5. В процессе разработки содержания дисциплины по выбору «Мера и интеграл» нами получены необходимые и достаточные условия существования интеграла Стилтьеса для кватернионов, данный материал способствует формированию профессиональных компетенций в научно-исследовательской области (ГТК-11, ПК-13).

Организация исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2012 год. На первом этапе (2008;2009 гг.) было выявлено современное состояние проблемы, проведен анализ исторической психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Итогом работы на этом этапе явился вывод о необходимости создания методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору, а также разработки программы дисциплины по выбору по теории меры и интеграла, которая способствовала бы усвоению понятий «мера» и «интеграл» будущими учителями математики. На втором этапе (2009; 2010 гг.) в соответствии с результатами проведенных исследований были выявлены этапы формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении отдельных дисциплин, построена модель поэтапного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении отдельных дисциплин, получены необходимые и достаточные условия существования интеграла Стилтьеса, выявлены проблемы в восприятии понятий «мера» и «интеграл» студентами педвузов, а также «площадь» и «интеграл" — выпускниками школ. Па третьем этапе (2010;2012гг.) была осуществлена реализация построенной методики на примере дисциплины по выбору «Мера и интеграл».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения данного исследования докладывались и обсуждались на научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы преподавания математики в школе и педагогическом вузе» (февраль 2012 г., руководитель действ, член РАМ, действ, член РАО, д.ф.-м.н., проф. В.Л. Матросов), международной конференции «Современные проблемы анализа и преподавания математики», посвященной 105-летию академика Сергея Михайловича Никольского, Всероссийском съезде учителей в МГУ 28 октября 2010 года, Всероссийской конференции, посвященной 110-летию математического факультета Mill У, 14−16 марта 2011 г., на XXX Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе» в Елабуге, на заседаниях кафедры математического анализа математического факультета МГТГУ (2010;2012гг.). Апробация методики поэтапного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору (на примере дисциплины по выбору «Мера и интеграл») проводилась на математическом факультете МПГУ в период 2008;2012гг.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания дисциплины по выбору «Мера и интеграл» (2010;2011), обязательных дисциплин «Математический анализ» (2010;2012), «Теория функций действительного переменного» (2010;2012).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Анализируя требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 50 100, исследуя работы по педагогике и психологии, компетентностному, контекстному, проблемному и деятельностному подходам, требования к уровню выпускников педагогических вузов мы пришли к выводу, что формирование профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору возможно осуществлять по следующим этапам: мотивационный, адаптационный, фундаментальный, творческий.

Каждый из основных этапов имеет целью разрешение определенного существующего на данный момент противоречия, так адаптационный этап имеет целыо разрешения противоречия между фундаментальностью педагогического образования и его профессиональностью, фундаментальный этап — разрешение противоречия между требованием усиления фундаментальной составляющей педагогического образования и реальным уровнем этой составляющей, творческий этап — между уровнем требований к выпускникам педвузов к ведению проектной и исследовательской деятельности и неготовностью выпускников к осуществлению данной деятельности.

Разработанная нами методика формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при проведении дисциплин по выбору способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей математики в педагогической и научно-исследовательских областях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой