Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователями выявлены отличительные особенности создаваемых детьми образов, определены средства и критерии оценки изобразительной, индивидуальной, композиционной, художественной выразительности детских рисунков, обоснованы специальные педагогические условия, влияющие на формирование образа в творческих работах дошкольников. Многие авторы подчеркивают важность эмоционального фактора в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Философско-эстетические основы формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников
    • 1. 2. Психологические особенности выражения и изображения эмоций в изобразительном искусстве и детском художественном творчестве
    • 1. 3. Педагогические исследования детского рисования как формы шГ образного отражения действительности и выражения эмоций
  • Глава 2. Педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 5−7 лет как основы развития детского изобразительного творчества
    • 2. 1. Содержание и методика эксперимента
    • 2. 2. Изучение состояния проблемы в практике дошкольного образования (констатирующий эксперимент)
    • 2. 3. Формирование эмоционально-выразительного образа как средства выражения и изображения эмоций в рисунках старших дошкольников
    • 2. 4. Динамика эмоциональной выразительности образов в рисунках детей 5−7 лет
  • Выводы

Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектное&tradeи значимости для развития личности дошкольника.

Теоретические основы развития детского изобразительного творчества заложены в трудах А. В. Бакушинского, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Волкова, О. И. Галкиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и др. Исследователями подчеркивается значимость целенаправленного обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Е.И.Игнатьев, Н. В. Квач, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская и др.), приобщения детей к изобразительному искусству (Н.С.Александрова, Н. Э. Басина, А.А.Грибов-ская, JI.JI.Ковалевская, С. К. Кожохина, В. Б. Косминская, Т. В. Малова, О. А. Суслова, Н. Б. Халезова, Р. М. Чумичева, Т. Я. Шпикалова и др.), раскрываются особенности развития детской одаренности (Р.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, А. И. Савенков и др.).

Особый интерес у педагогов и психологов вызывает проблема образной выразительности в детском творчестве (Н.А.Ветлугина, JI.С.Выготский, В. А. Езикеева, В. А. Инжестойкова, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко,.

В.С.Мухина и др.). Образ в детском рисунке чаще определяется как художественный, выразительный или изобразительно-выразительный. Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста: в декоративном рисовании (Н.С.Александрова, Л. Г. Васильева, О. О. Дронова, А. В. Молчева и др.), специально организованной аппликационной деятельности (С.В.Иванникова, О. Р. Лагутина, Е.С.Рога-лева и др.), лепке (Н.А.Курочкина, И. А. Лыкова и др.), детском творческом конструировании (Т.Ф.Панфилова, Л. А. Парамонова и др.). Анализ исследований последних лет показал, что выразительность образов в рисовании формируется у дошкольников разными средствами: на основе восприятия иллюстраций детских книг (Л.П.Бочкарева, Р.А.Мирошки-на), применения нетрадиционных художественных техник (А.АЛука-шова), развития восприятия цвета (Л.Г.Белякова, В. В. Богданова, Т. С. Комарова, А. В. Размыслова, Л.А.Ремезова), усвоения дошкольниками системы художественных эталонов (С .В .Погодина), под воздействием малых фольклорных жанров (Т.А.Котлякова), средствами графических способов изображения (О.В .Мельникова).

Исследователями выявлены отличительные особенности создаваемых детьми образов, определены средства и критерии оценки изобразительной, индивидуальной, композиционной, художественной выразительности детских рисунков, обоснованы специальные педагогические условия, влияющие на формирование образа в творческих работах дошкольников. Многие авторы подчеркивают важность эмоционального фактора в процессе детского рисования. Однако этот тезис не подкреплен результатами специальных исследований. Теоретические основы эмоциональной выразительности в рисунках, как показателя детского изобразительного творчества, остаются неразработанными, методика формирования эмоционально-выразительных образов нуждается в уточнении. При этом известно, что эмоции играют особую роль в эстетической деятельности, сознании, культуре каждого человека и общества (В.В.Ванслов, Е. С. Громов, Б. И. Додонов, О. А. Кривцун, В. СКузин,.

A.С.Мигунов, Л. Н. Москвичева, Б. МНеменский, С. Х. Раппопорт,.

B.А.Сухомлинский, Б. М. Теплов и др.). Это важнейшее, в русле нашего исследования, положение позволило теоретически обосновать понятие «эмоционально-выразительный образ в рисунке», уточнить и раскрыть его значение для развития детского изобразительного творчества. Взаимосвязь проблемы формирования эмоционально-выразительных образов в рисунках детей 5−7 лет с эмоциональным и творческим развитием дошкольников подтверждает своевременность и актуальность нашего исследования.

Эмоции как объект изображения и выражения в рисунке исследователями не рассматривались, в связи с чем наблюдается противоречие между проблемой обязательного обучения детей старшего дошкольного возраста изображению реальной действительности в рисовании, созданием ими познавательно-изобразительных образов, и недооценкой, неразработанностью проблемы выражения в рисунках эмоций (как положительных, так и отрицательных), внутреннего состояния, духовного мира, то есть созданием эмоционально-выразительных образов. Данная работа посвящена изучению и разрешению этого противоречия.

Проблема исследования — каковы педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе развития детского изобразительного творчества. Решение этой проблемы является целью исследования.

Объектом исследования выступает процесс развития детского изобразительного творчества.

Предметом исследования являются педагогические условия и методика формирования эмоционально-выразительного образа в изобразительном творчестве дошкольников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: эмоционально-выразительный образ в рисунках детей, как изображение доступными средствами не только характерных сторон отражаемого предметного мира, но и эстетических эмоций, выражение ребенком в рисунке духовного мира, формируется при следующих педагогических условиях: о создании эмоционально-эстетической средыо обогащении эмоционального опыта дошкольниково усвоении детьми старшего дошкольного возраста средств эмоциональной выразительности образов в рисункео применении специально разработанной методики поэтапного формирования эмоциональной выразительности образов в рисунках старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования эмоционально-выразительных образов в рисунках дошкольников.

2. Определить возможности создания детьми старшего дошкольного возраста в рисунках эмоционально-выразительных образов, разработать критерии их сформированности.

3. Выявить педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в изобразительном творчестве старших дошкольников.

4. Экспериментально подтвердить эффективность выявленных педагогических условий и методики формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются:

— теоретические положения философии о всеобщих законах развития объективного мира, раскрывающих сущность единства деятельности и сознания в духовном и эстетическом развитии личности (Ю.Б.Бо-рев, К. М. Долгов, И. А. Коников, А. ФЛосев, В. И. Самохвалова, КХП. Со-кольников, и др.);

— эстетические и искусствоведческие положения о роли искусства в формировании личности (Н.Б.Берхин, В. В. Ванслов, Н. А. Дмитриева, В.П.Крутоус) — о роли познания и эмоций в эстетической деятельности, сознании, культуре человека и общества (Е.С.Громов, Б. И. Додонов, О. А. Кривцун, В. СКузин, А. С. Мигунов, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, и др.).- о художественном образе как диалектическом единстве изобразительного и выразительного в искусстве (МС.Каган, Б. М. Рунин, Л. Н. Столович и др.) — об эстетическом развитии личности и ее творческом потенциале (О.В.Дыбина, Г. Л. Ермаш, Л. Н. Москвичева и др.) — об эстетическом восприятии, эстетическом переживании и эстетическом отношении к искусству и действительности (Р.Арнхейм, Н. А. Дмитриева, М. Ф. Овсянников и др.) — об особенностях языка изобразительного искусства (Ю.Я.Герчук, С. Даниэль, В. И. Костин, В. А. Юматов и др.);

— положения психологии о проблемах формирования эстетических эмоций у детей дошкольного возраста, об особенностях образного восприятия, мышления, воображения, особенностях развития художественно-творческих способностей (Б .Г .Ананьев, А. В. Бодалев, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. И. Киреенко,.

A.Д.Кошелева, Г. В. Лабунская, А. Н. Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев,.

B.С.Мухина, Л. П. Стрелкова, Б. М. Теплов и др.);

— педагогические положения о проблемах развития детского изобразительного творчества (А.В.Бакушинский, Н. А. Ветлугина, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Р. М. Чумичева и др.) — формирования выразительного образа в детском рисунке (Т.Л.Денисова, В. А. Езикеева, В. А. Инжестойкова, Т. Г. Казакова, О. В. Мельникова, Е. А. Чекунова и др.).

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияанкетирование педагогов и родителей дошкольного учреждениянаблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста, педагогической деятельности воспитателей и преподавателей изостудийиндивидуальные беседы с детьмианализ продуктов детского творчествапедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — методы математической и компьютерной обработки материалов эксперимента.

Организация и база исследования. Экспериментальное исследование проводилось в дошкольных учреждениях №№ 698, 845, 980, 1867, 1887 г. Москвы, ДОУ № 8 г. Мытищи.

Этапы исследования:

Первый этап (1993;1997 гг.) — поисково-теоретический. Осуществлялся анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы. Определялись методологический аппарат, задачи и методика исследования.

Второй этап (2001;2003 гг.) — поисково-экспериментальный. На этом этапе изучались практика общественного дошкольного воспитания по формированию эмоциональной выразительности образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялись поиск и разработка экспериментальной программы и методики экспериментального изучения проблемы формирования эмоционально-выразительных образов в рисунках детей 5−7 лет, проводился педагогический эксперимент.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — заключительно-обобщающий. Он включал статистическую обработку полученных результатов, уточнение теоретических положений, систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов и заключения, оформление диссертации.

Научная новизна заключается в том, что:

— уточнено содержание понятия «эмоционально-выразительный образ в рисунках детей»;

— раскрыты возможности создания детьми 5−7 лет эмоционально-выразительных образов в рисунках;

— экспериментально подтверждена эффективность разработанной методики поэтапного формирования эмоционально-выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста и выявленных педагогических условий.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

— результаты исследования дополняют теорию и практику развития детского изобразительного творчества положениями о ведущей роли эстетических эмоций в процессе формирования эмоционально-выразительного образа в детских рисунках;

— выявлены и экспериментально обоснованы следующие педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: создание эмоционально-эстетической средыобогащение эмоционального опыта дошкольниковусвоение детьми старшего дошкольного возраста средств эмоциональной выразительности образовприменение специально разработанной методики поэтапного формирования эмоциональной выразительности образов в рисунках старших дошкольников;

— разработаны критерии сформированности эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников: избирательность, экспрессивность, ассоциативность, технологичность, индивидуальность;

Практическая значимость состоит в том, что.

— рекомендации и выводы исследования используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, в преподавании спецкурса «Изобразительное творчество и эмоциональное развитие дошкольников» на факультете дошкольной педагогики и психологии Mill У;

— разработано учебное пособие к названному спецкурсу, в котором нашли отражение теоретические положения диссертации;

— разработана и внедрена в практику работы детских изостудий экспериментальная программа «Улыбка» по формированию эмоционально-выразительных образов в рисунках детей 5−7 лет.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждаются их соответствием методологическим положениям философии, эстетики, искусствоведения, педагогики, психологии об искусстве как специфической форме общественного сознанияо развитии личности путем социального наследования и присвоения общественного опытао специфике художественного отражения действительности и художественного выражения в образной форме в произведениях искусствао роли эстетических эмоций в развитии детского изобразительного творчестваприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачамиспользованием современных методов математической и компьютерной обработки материалов экспериментаположительными результатами экспериментального исследования и их воспроизводимостью в дошкольных учреждениях. и.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Mill У. Результаты исследования использовались при проведении спецкурса «Изобразительное творчество и эмоциональное развитие дошкольников», лекций и семинаров по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» на факультете дошкольной педагогики и психологии Mill У. Материалы исследования были представлены, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1995, 1996, 1998, 2001, 2003, 2004.

Г. Г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмоционально-выразительный образ в рисунках детей понимается нами как изображение доступными средствами не только характерных сторон отражаемого предметного мира, но и эстетических эмоций, выражение ребенком в рисунке внутреннего духовного мира. Эмоциональная выразительность проявляется в детских рисунках как самостоятельность выбора содержания рисункаизображение экспрессии, цвето-эмоциональных ассоциаций, дополнительных элементов, придающих образу индивидуальностьсоответствие выбора изобразительных материалов и способа изображения особенностям создаваемого образасопровождение процесса рисования эмоционально-выразительными, но неизобразительными средствами, такими как: образные выражения, интонации, обыгрывание и др.

2. Сформированность эмоционально-выразительного образа в рисунках определяется такими показателями, как избирательность, экспрессивность, ассоциативность, технологичность, индивидуальность.

3. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 5−7 лет происходит поэтапно: от «погружения» в мир эмоций, обогащения эмоционального опыта старших дошкольников, возникновения и сохранения устойчивого эстетического переживания, развития эмоциональной активности каждого ребенка к «погружению» в мир образов и обучению художественным технологиям изображения эмоциональной характеристики создаваемого образадалее — к интерпретации ребенком эмоционального и художественного опыта в рисунках, удовлетворению потребностей дошкольников в самовыражении, развитию детского изобразительного творчества.

4. Процесс формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста происходит успешно при следующих педагогических условиях: создании эмоционально-эстетической средыобогащении эмоционального опыта дошкольниковусвоении детьми старшего дошкольного возраста средств эмоциональной выразительности образовприменении специально разработанной методики поэтапного формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, 15 приложений.

Список литературы

насчитывает 248 наименований. В работу вошли 1 схема, 11 гистограмм, копии детских рисунков.

Выводы.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что позволило сделать следующие выводы:

1. Изучение теоретических основ проблемы формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста (философской, эстетической, психолого-педагогической литературы) позволили опереться на данные этих наук о специфике художественного отражения действительности в произведениях изобразительного искусства, об эстетическом восприятии, эстетическом переживании и эстетическом отношении к искусству и действительности, о взаимосвязи «языка изобразительного искусства» и «языка эмоций», об особенностях развития восприятия, мышления, воображения дошкольников, о значении эстетических эмоций для развития художественно-творческого потенциала личности ребенка, о проблемах выразительности детских рисунков. Это позволило теоретически обосновать понятие «эмоционально-выразительный образ в рисунке», уточнить и раскрыть его значение для развития детского изобразительного творчества. Эмоционально-выразительный образ в рисунках детей мы рассматриваем как изображение доступными средствами не только характерных сторон отражаемого предметного мира, но и эстетических эмоций, выражение ребенком в рисунке внутреннего духовного мира.

2. Определены возможности формирования в рисунках детей старшего дошкольного возраста эмоционально-выразительных образов. В ходе эксперимента выявлены средства эмоциональной выразительности, доступные детям старшего дошкольного возраста для создания интересных, оригинальных, творческих работ. К ним относятся: самостоятельность выбора содержания рисункаизображение экспрессиицветоэмо-циональные ассоциациидополнительные элементы, придающие индивидуальную выразительность образувыбор изобразительных материалов, передающих эмоциональное своеобразие создаваемого образа и соответствие способа изображения выразительности образасопровождение процесса рисования эмоционально-выразительными, но неизобразительными средствами (образные выражения, интонации, обыгрывание и др.).

Разработаны критерии сформированности эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников. К ним относятся: избирательность — свободный и самостоятельный выбор ребенком эмоционально-образного содержания рисункаэкспрессивность — изображение «эмоциональных эталонов», выраженных в мимике, пантомимике, экспрессивных движениях, эмоционально-психологических характеристиках образа в рисункеассоциативность — изображение цветоэмоцио-нальной символики, отражение ребенком знаний об эмоциональном значении цвета в зависимости от собственного настроения, контекста возникших цветовых ассоциацийтехнологичность — реализация замысла разнообразными способами изображенияиндивидуальность — импровизация, индивидуальная манера, стиль в создании эмоционально-выразительного образа. Критерии позволяли наиболее объективно оценивать детские работы и определять особенности усвоения средств эмоциональной выразительности.

3. В результате исследования были выявлены педагогические условия формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: создание эмоционально-эстетической среды (зрительный ряд характерных образов в произведениях изобразительного искусства, в иллюстрациях к детским книгам, в фотографиях и педагогических рисункахстиль общения педагога с детьми и эмоциональная выразительность его речиматериально-техническое оснащение занятия) — обогащение эмоционального опыта дошкольников (расширение знаний детей об эмоциональных эталонах, представлений об эмоционально-ассоциативном содержании цвета («позеленел от злости», «покраснел от стыда» и др.), обогащение эмоционального словаря) — усвоение детьми старшего дошкольного возраста средств эмоциональной выразительности образовприменение специально разработанной методики поэтапного формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников.

4. Экспериментальная работа показала, что реализация выявленных педагогических условий и применение разработанной методики способствует формированию эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 5−7 лет, оказывает значительное влияние на развитие творчества в их работах.

Исследование подтвердило, что эффективность разработанной методики предполагает поэтапное формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Методика включала в себя: этап обогащения эмоционального опыта детей, что способствовало возникновению и сохранению устойчивого эстетического переживания, положительного, творческого настроя, развитию эмоциональной активности каждого ребенка («Мир эмоций») — этап обучения художественным технологиям изображения эмоциональной характеристики создаваемого ребенком образа («Мир образов») — этап интерпретации детьми эмоционального и художественного опыта в рисунках, удовлетворения потребности детей в самовыражении («Мир творчества»).

Успешному формированию эмоционально-выразительного образа в рисунках детей 5−7 лет и, как следствие, развитию изобразительного творчества, способствовало применение комплекса разработанных методов — «моделирования эмоционального состояния», «эмоциональных игр», а также серий тематических занятий — «Азбука изображения эмоций», «Настроение цвета», «Пантомима». Расширение эмоционального опыта дошкольников и освоение ими художественных технологий изображения эмоций является основанием для интерпретаций собственных впечатлений и творческого воплощения воображаемых образов в рисунках.

Данная работа не исчерпывает возможности решения проблемы формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках дошкольников. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в подготовке специалистов и разработке путей взаимодействия с родителями по проблеме формирования эмоциональной выразительности образов в рисунках, как основы развития детского изобразительного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания. Акад. наук СССР, ин-т психологии. М.: «Наука», 1977. — 380 с. — С.368−369.
  2. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  3. Античные мыслители об искусстве. Сб. высказываний древнегреч. философов и писателей об искусстве. Общ. ред., ввод, статья и коммент. В. Ф. Асмус. Изд. 2-е, доп., М.: Искусство, 1938. — 242 с. — С.136, 143.
  4. Е.А. Дошкольный возраст. Изд. 5-е, доп., перераб. М.: Учпедгиз, 1948.- 338 с. — С.49.
  5. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Педагогика, 1967. -445 е.: ил. — С.123−196,183−196, 381.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. 352 с. — С. 277.
  7. Артпедагогика и арттералия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений /Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 248 с.
  8. А.Г. Психология личности: учебник. М.: Издательство МГУ, 1990.-367 с.
  9. А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств/ Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981. — 351 с.
  10. Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1999. -18с.t
  11. Mj 11. Басина Н. Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке.
  12. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. 144 е., ил.
  13. Н.Б., Крутоус В. П. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. М.: Знание, 1989. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика" — № 10).
  14. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  15. В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография.-М., 2004. — 136 с.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 200 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Психол. исследования. М.: Просвещение, 1968.- 464 с. — С. 159
  18. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.- 350 е.: ил.
  19. П. Об искусстве: Пер. с франц./ Изд. подгот. В.Козовой. -М.: Искусство, 1976. 622 е., 9 л. ил.
  20. А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  21. Р 20. Ванслов В. В. История эстетики. В 5-и т. М.: Искусство, 1969. -Т.3.-1006 с.-С. 58,173.
  22. В.В. История эстетики. В 5-и т. М.: Искусство, 1969. -Т.4 (первый полутом). — 783 с. — С. 629.
  23. В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. -Л.: «Художник РСФСР», 1975.- 227 е., 34 л. ил. С.206−207.ф 23. Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 439 с.
  24. В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988.-326 е.: ил. fa 25. Венгер JI.A., Мухина В. С. Психология. — М.: Просвещение, 1988.335 с. — С.100,166,290−293.
  25. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-142 с. — гл. З-4.-С.41.
  26. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
  27. Н.Н. Цвет в живописи./ НИИ теории и истории изобразит, искусств. М.: Искусство, 1965. — 214 с.
  28. Н.Н. Мысли об искусстве./ Вступит статья С.Г.Каплано-вой. М.: Сов. Художник, 1973. — 140 с.
  29. Н.Н. Восприятие картины. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1976. — 32 е., 12 л. цв. ил.
  30. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 263 с.
  31. А.А. Рисование в младшей группе детского сада. М.'Учпедгиз, 1952. — 128 е.- С. 98,102.
  32. Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни. //Дошкольное воспитание.- 1991.- №-10.-С. 69.- 1991.- №-11.-С. 58.
  33. Воспитание гуманных чувств у детей./ Кулачковская С. Е., Лады-вир С.А. и др.- Под ред. Проколиенко Л. Н., Котырло В. К. Киев: Радяньска школа, 1987. — 172 с.
  34. Л.С. Психология искусства/ Под ред. М.Г.Ярошевско-го. М.: Педагогика, 1987.- 344 с. — С. 206, 237, 243, 247, 302.
  35. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- 93 е.: ил.- С. 13, 46, 74.
  36. JI.C. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давы-ф! дова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с. — С.137−299
  37. JI. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997. — 220 с. — (Психология ребенка).
  38. Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 144 с. — С.57−58,105.
  39. С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Азбука настроений: Популярное пособие для детей и родителей. Практическое приложение. Ярославль: Академия развития, 1998.- 29 с.
  40. А.С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 2000. -80 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  41. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстником у детей раннего возраста: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1983.- 18 с.
  42. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. — 142 е.: ил. — (Библиотека восп. дет сада).
  43. П.Я. Введение в психологию. М. Изд. Моск. ун-та, 1976. — 150 с. — С. 92−95
  44. Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие/ Ю-Я.Герчук. М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. — 175 е.: ил. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  45. В. Об искусстве. Статьи и мысли об искусстве. Сб. ст. под (0 ред. А. С. Гущина. М.: Искусство, 1936. — 412 с.
  46. Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразителыюй деятельности: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1995. — 64 е.: ил.
  47. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.
  48. Г. Г. и др. практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. завед./ Г. Г. Григорьева, Е. И. Буякова, З.А.Боброва- под ред. Г. Г.Григорье
  49. Ф вой М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 128 с.
  50. Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство.-2-е изд., доп. М.: Сов. художник, 1983. — 335 е., 68 л. ил.- (Искусство: проблемы, история, практика).
  51. С. Искусство видеть: о творческих особенностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искус. ство, 1990. — 223 с. т
  52. И.А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями (4−6). М.: Издательство «Ось-89», 2002. 48 с. (Учебное пособие для письменных творческих заданий).
  53. О.В. Эстетика. Экспериментальное учебное пособие. Серия «Школьная тетрадь». М.: «Спектр-5», 1994. — 147 с. jfcp 54. Дмитриева Н. А. О прекрасном в искусстве. М.: Искусство, 1960. -95 С.-С.9.
  54. Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. — 314 е., 22 л. ил.
  55. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978- - 272 с.
  56. Щ 57. Долгов К. М. В мире эмоций. Киев: Политиздат, 1987. — 141 с.
  57. К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990.- 399 с. — С.241.
  58. В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей Н} старшего дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. — М., 2000.- 176 с.
  59. Т. Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (мл. разновозр. группа): Кн. для восп. дет. сада. -М.: Просвещение, 1992. 143 е.: ил.
  60. Дошкольникам о художниках детской книги. Кн. для воспитателя ф детского сада: Из опыта работы. /Н.А.Астафьева, В. Т. Воробьева,
  61. Н.П.Воробьева и др.- Сост. Доронова Т. Н. М.: Просвещение 1991.- 126 е.: ил.
  62. О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд. пед. наук М., 1987.-18 с.
  63. О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 96 с.
  64. Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. //Дошкольное воспитание. 2003. — №-1.- С.20−27
  65. В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4−7 лет. //Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1985.- 207 с. — С.95−112.
  66. Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного вос-питания.//Дошкольное воспитание. 1958. — № -10.
  67. Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. — 184 с.
  68. А. В. Избранные психологические труды/ Под ред. (ф В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
  69. Т.1.-316 с.-С. 266, 296−297.
  70. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 301 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  71. С.В. Формирование выразительности образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991.-18 с.
  72. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1959. -190 с. С. 38.
  73. К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с: ил. — С.62.1. Лк
  74. Изучение эмоциональной сферы личности ребенка: Метод, пособие/ Ин-т повыш. квалиф. и пепреподгот. руководящих кадров и специалистов образования. Каф. возрасти, и пед. психологии. Сост. Т. В. Сенько. Минск, 1994. — 34 с.
  75. В.А. Формирование художественного образа в изо-ф бразительной деятельности старших дошкольников. Автореф.дис. канд. пед.наук. -М., 1987. 18 с.
  76. Искусство /Детская энциклопедия. Т.12. — М.: Педагогика, 1977. -576 с.
  77. Р. Г. Актуальные проблемы теории и методика изобразительной деятельности. (Социально-педагогический аспект). Учеб
  78. Ц ное пособие. М.: МГПИ им. В. ИЛенина, 1985.- 71 с.
  79. Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. М., 2003. -167 с.
  80. Р. Г., Белякова Л. Г. Детская одаренность. Учебное пособие. М.: ННОУ «Прометей», 1998. — 93 с.
  81. Р. Г., Масич Г. Н., Белякова Л. Г., и др. Развиваем детскую одаренность: Монография. М.: Московский комитет образования, 2001. -130 с.
  82. Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1971. — 112 е.: ил.
  83. Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112 с. — С. З, 13, 19, 69.
  84. В. О духовном в искусстве. М.: Изд. «Архимед», 1992. — 109 е.: ил.
  85. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе. /Пер. с нем. М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1993. — 272 с. — С.76.
  86. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет: Пособие для педагогов дошк. учр./ Н.В.Квач- Науч. ред. М. М. Безруких. М.: Владос, 2001. — 159 с.
  87. В.И. Психология способностей к изобразительной дея-Щ тельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.- 304 с. — С.21,72−73.
  88. Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие, — М.: Высш. Шк., 1992.- 270 с. С. 43.
  89. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. -288 с.
  90. А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. — 195 с.
  91. А. Г. Психология семейного воспитания (родителям о детях).- Минск: «Народная Асвета», 1980.- 280 с. (Родителям о детях) С. 115−129.
  92. JI.JI. Влияние восприятия картин на развитие детского творчества.//Детское творчество. Ученые записки № 314.-М.гМГПИ им. В .И. Ленина, 1970. -С.129.
  93. Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для восп. дет. сада. М.: Просвещение, 1981.- 127 с. — С. 94.
  94. Е.В. Эстетическая значимость цвета. Автореф.дис. канд. филос. наук. М., 1982. — 24 с. — С. 10.
  95. С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 192 с.
  96. Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
  97. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. -152 е.: ил.
  98. Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, пере-раб, доп. М.: Просвещение, 1976. — 158 е.: ил.
  99. Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 е.: ил. — (Б-ка учителя и воспитателя). — С.28,70,105−106.
  100. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для восп. дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1991. — 176 е.: ил.
  101. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. -160 с. — С.6−13.
  102. Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет.
  103. М: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
  104. Т.С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 144 с.
  105. Т.С., Ратанова Т. А., Быховец Г. В., Новикова Г. П., Брату-хина М.Н., Соломенникова О. А. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 1996.- 142 с.
  106. JI. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателя детского сада М.: Просвещение, 1985. — 96 е.: ил. — С.15, 21−27, 55.
  107. И.А. К вопросу о сущности эстетического. //Эстетическое сознание личности. Препринт М.: РАН Институт философии, 1994. — 220 с. — С.47−77.
  108. П.В. Логические основы науки. Киев: Наукова думка, 1968.-282 с.
  109. В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981. — 144 е., 8 л. ил.
  110. Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1980. -272 с.
  111. В.И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства.- М.: «Знание», 1978.- 112 с., 32 л. ил. С. 10.
  112. Т.А. Формирование выразительного образа под воздействием малых фольклорных жанров в рисовании старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 191 с.
  113. В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: «Радяньска школа», 1986.- 95 е., 12 л. ил. — (Б-ка дошк. работника).
  114. А.Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
  115. Ю.Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -176 е.: ил.
  116. Краткий психологический словарь./Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431c.-C.278,321,407,410.
  117. Краткий словарь по философии/ Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
  118. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя./ Акиныпина Е. Л., Аронов В. Р., Афасижев М. Н. и др-Под ред. Овсянникова М. Ф. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  119. К.Е. Что такое эстетика. М.: Искусство, 1960. -70 с.
  120. О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с. — (Программа «Высшее образование»).
  121. В.П. Путь к прекрасному. (Об эстетическом идеале). -М.: Просвещение, 1989.-192 с.
  122. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 е.: ил. — С.153.
  123. B.C. Психология.- М.: Просвещение, 1974.- 280 е., ил. -С.145,182−187,216,218.
  124. Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программ.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр
  125. ВЛАДОС, 2003. 368 е.: ил. — («РОСИНКА»).
  126. О. Введение в философию. 2-е изд. Пер с нем. под ред. С .Л.Франка. СПб, 1908. — 354 с. — С.98.
  127. Г. В. Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965.- 207 е.: ил. С. 59.
  128. Лев Толстой и изобразительное искусство: Сб. ст./ Акад. Художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит, искусства- Под ред. М. М. Раковой. -М.: Изобразительное искусство, 1981.- 222 е.: ил.
  129. В.Л. Искусство быть собой. Изд 2-е, перераб. и доп. М.: Знание, 1977. — 208 с. — С. 85, 172.
  130. В.Л. Нестандартный ребенок. 3-е изд. М.: Знание, 1989. -254 е.: ил.
  131. С. Д. Ваш ребенок рисует. Кн. о детском рисунке. М.: Сов. художник, 1979. — 271 е.: ил.
  132. А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. — 584 е.: ил.
  133. А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т./ Под ред. В. В .Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-391 е.: ил.- Т.2.- 318 е.: ил.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  135. А. Обучение восприятию цвета. // Дошкольное воспитание. 1991.- №-5.-С. 9.
  136. А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию/ А. Ф. Лосев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 479 с.
  137. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. — 205 с.
  138. В., Луньков А. Дети видят все или рисунок ребенка глазами психолога.// Учительская газета.- 1993.- № -3.
  139. А. Психология тела: Биоэнергетический анализ тела. Пер. с англ. С.Коледа. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2000. — 208 с.
  140. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Изд-во «Знание», 1972. — 80 с. (Серия «Народный университет». Педагогический факультет, 1).
  141. А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Дисс. .канд.пед.наук.-М., 1998. — 179 с.
  142. А. В. Избранные статьи по эстетике./ Сост. И ком-мент. А. Ф. Ермакова. М.: Искусство, 1975. — 391 с.
  143. А.А. Очерки психического развития ребенка. Изд. 2-е перераб.- М.: Просвещение, 1965. 363 с.
  144. Е.А. Эстетика наука о прекрасном: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  145. А.С. Лекции о воспитании детей./ Под ред. Г. С. Макаренко, В. Н. Колбановского. 5-е изд. М.: Учпедгиз, 1953. — 95 с.
  146. А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. -160 с.
  147. Т.В. Изобразительное искусство как средство полоролево-го воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дис. .канд.пед.наук. М., 2002.- 154 с.
  148. М.Е. Об эстетической деятельности. /Некоторые закономерности процесса восприятия искусства и художественного творчества. М.: Всеросс. театральное общество, 1957. — 168 с.
  149. Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «Психологии социального бытия» Г.Г.Шпета. //Вопросыпсихологии. 1999. — № - 6. — C.-l 19−127.
  150. Мастера искусства об искусстве./ Избранные отрывки из писем, дневников, речей, трактатов. В 7-и т. Под общ. ред. А. В. Губер и др. М.: Искусство, Т.7.1970.- 654 е.: 47 л. ил.
  151. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: (Художественное развитие ребенка в семье) М.: Педагогика, 1987. — 126 е., 7 л. ил. — (Педагогика родителям).
  152. О.В. Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2002.- 19 с.
  153. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для уч-ся пед. училищ. / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.- Под ред. Комаровой Т. С. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991.- 256 с.
  154. А.С. Искусство и процесс познания.- М.: Издательство Московского университета, 1986. 128 с.
  155. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2000.- 48 е.: ил.
  156. JI.H. Семантика цвета в эволюции психики человека. //Проблема цвета в психологии: Сб. ст. Росс. Акад. Наук. Ин-т психологии: Отв. ред. А. А. Митькин, Н. Н. Корж. М.: Наука 1993. -205 с., 1л. ил.-С. 172−188.
  157. Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг. -Дисс.канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1979.- 208 с.
  158. JI.H. Эстетическое развитие личности и ее творческийпотенциал. // Знание.-1985.- 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 10.-С.8, 38−39).
  159. Я. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешек. М.: Искусство, 1994. — 606 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  160. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.- 239 е., 16 л. ил.-С. 18,203−211.
  161. В. С. Детская психология. Учебник для пед. вузов. /Под ред. Венгера Л. А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 272 с. — С. 130−135,198,236.
  162. . М. Распахни окно. М: Молодая гвардия, 1974. -188 е.: ил.
  163. . М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981.- 192 с. -С.186,192.
  164. . М., Фомина Н. Н., Гросул Н. В. и др. Изобразительное искусство и художественный труд (1−4 классы): Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 192 е., 8 л. ил. — С. 5, 7, 41−45, 52−64.
  165. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др.- Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 79 е.: ил.- (Библиотека воспитателя дет. сада).
  166. Общая психология: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ В. В Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.- Под ред. В. В Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.-383 с.-С. 308.
  167. Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений: Т.6. Петербург: Общественная польза, 1909.- 235 с. — С. 173−175.
  168. М.Ф. Что изучает эстетика. //Знание. 1976. — № - 5.
  169. М.Ф. История эстетической мысли: Учебное пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высш. шк., 1978. -352 с.
  170. А.А. Возвращение к эстетическому (потребность переосмысления). //Вопросы философии. 2003. — № -2. -С. — 66−76
  171. А. Е. Эмоции и воспитание. // Знание.-1983.-№-10.
  172. Э.А. Художественная среда.// Эстетическое сознание личности. Препринт М.: РАН Институт философии, 1994.- 220 с. -С.110−133.
  173. Пантелеева J1.B. Музей и дети. М.: Изд. дом «Карапуз», 2000. -256 с.
  174. Педагогика: Учебное пособие для пед. вузов и пед. колледжей./ Журавлев В. И., Пидкасистый П. И., Портнов M.JI. и др.- Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Росс. пед. аг-во, 1995. — 637 с.
  175. А.В. Популярные беседы о психологии. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  176. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Издательство «Наука», 1982. — 309 с. — С.97.
  177. С.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании детей 3-го и 7-го года жизни в процессе усвоения художественных эталонов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2001.- 20 с.
  178. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  179. Г. Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. — 325
  180. Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1977. -16 с.
  181. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа. /Сост. В. С. Кузин, Е. О. Яременко. 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
  182. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов./ Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
  183. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Лейтеса Н. С. М.:Изд. центр «Академия», 1996.- 416 с. — С. 237.
  184. Психология чувств /Якобсон П.М.- Ред. К.Н.Корнилов- АПН РСФСР. М.: Акад.пед.наук, 1956. — 258с. — С. 166.
  185. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. /Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 304 с.
  186. О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, Владос, 1994. -224 с.
  187. Развитие общения дошкольников со сверстниками. /Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 215 е.: табл. — (Образование. Пед. науки. Пед. психология).
  188. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ «Сфера», 2002.- 144 с.
  189. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Пси-хол. исследования./ Под ред. А. В. Запорожца, Я.З.Неверович- НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1986.172 е.: ил. (Образование. Пед. науки. Пед. психология).
  190. Развитие художественных способностей: Сб. ст./ Под ред. Н.П.Са-кулиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 368 е.: табл. — (Изв. АПН РСФСР- Вып. 100. Тр. Ин-та худож. воспитания).
  191. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 167 с.
  192. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с. — С.151
  193. Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги. //Вопросы психологии. 1960. — № - 5
  194. Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.- 256 е.: ил. — С. 63.
  195. Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Вла-дос, 1995. — 239 с.
  196. C.JI. Основы общей психологии. Учебное пособие для высш. учеб. завед. и ун-тов. Изд 2-е М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с. — С.458−461,482.
  197. C.JI. Основы психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.- Т.2.- 322 с. — С.140,149.
  198. Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя!». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 32 е.: ил.
  199. Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4−6 лет. М.: Айрис-пресс, 2003.- 160 е.: ил. (Дошкольное воспитание и развитие).
  200. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 214 с. — С. 107,213.
  201. Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Просвещение, 1973.- 208 с.
  202. В.И. Эстетическая реальность. /Эстетическое сознание личности. Препринт М.: РАН Институт философии, 1994.220 с. — С.77−79,93,161,165−168.
  203. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под Поддьякова,
  204. B.Н.Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981.192 с. — С. 57.
  205. Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224 с.
  206. Л. Чувства разные нужны, чувства разные важны. Христианское издательство «Триада», 1999. — 168 с. — С. 21−24
  207. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.- 215 с. 1. C.4−8.
  208. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность./ Акад. Наук СССР. М.: Наука, 1984. — 161 с. — (Сер. «От молекулы до организма»).
  209. Система эстетического воспитания в детском саду. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.- 372 с. — С. 31, 34, 198,276.
  210. И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с. — С. 63.
  211. Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 175 е.: ил. — С.167.
  212. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. — 198 с.
  213. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. 3-е изд., доп. — М.: «Академия», 1996. — 96 с.
  214. JI.H. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. — 118 с. — С. 78, 92.
  215. JI.H. Жизнь. Творчество. Человек. Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы). *
  216. В.А. Сердце отдаю детям. Пер. с укр. Н. Дангуло-вой. 4-е изд. Киев: «Радяньска школа», 1973.- 286 с. — С.43.
  217. В. А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. -96 с. — С.62,96.
  218. В. А. Рождение гражданина. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 е.: ил.
  219. В.А. О воспитании. 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. -270 с.
  220. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН РСФСР, 1947. — Вып. 11.- С.19−20.
  221. .М. Избранные труды. Психология индивидуальных различий. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.- Т.1. — 329 с.
  222. Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание. 1992.- № - 2.- С. 57.
  223. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада./Под ред. Г. А. Урунтаевой М.: Просвещение: Владос, 1995.- 291 с. — С.88.
  224. Учимся понимать друг друга /С.Е.Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова и др. М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 64 е.: ил. (завтра в школу).
  225. Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства.//Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1949. — 306 с. — С. 144 -145.
  226. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
  227. Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника./ Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 334 с. — С. 45−47, 120−122,284.
  228. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье./ В. К. Котырло, Т. М. Титаренко, Ю. А. Приходько и др.- Под ред. В.К.Котырло- НИИ дошк. восп. АПН СССР, НИИ психологии. М.: Педагогика, 1987.- 141 с.
  229. И.К. О контакте родителей с детьми. //Вопросы психологии. 1990. — № -1.
  230. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. М.: Прометей, 1994. — 4.1 — 536 е.- 4.2 — 416 с.
  231. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1974.-175 е.: ил.
  232. Художественное творчество и ребенок. Монография. /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с. — С.23,30,33.
  233. М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 128 е.: ил. — С. 9−19,30,37−43.
  234. P.M. Дошкольникам о живописи. Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.- 126 е., 16 л. ил. — С. 3−17.
  235. С.Т. Избранные педагогические сочинения./ Ред. Кол. А. Н. Волковский, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая. М.: Учпедгиз, 1958.-428 с. — С.158.
  236. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности./ Акад. Наук СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1971. -221 с.
  237. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. -М.: Просвещение, 1969. 271 с.
  238. А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. //Вопросы психологии. 1984. — №-3.-С.-60−66
  239. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, I960.- 327 с.
  240. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воситателей детского сада /А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.- Под. ред. Кошелевой А. Д. М.: Просвещение, 1985.- 176 с. -С. 16−18, 26, 36−37, 69,96,118.
  241. Эстетика. Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447 с. — С. 50,112,239,284,396,416,431.
  242. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлуги-ной. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.- 207 е., ил. — С. 9, 54,106,140.
  243. Эстетическое сознание личности. Препринт М.: РАН Институт философии, 1994. — 220 с.
  244. П.М. Изучение чувств у детей и подростков: (Развитие нравственных оценок у школьников)/ АПН РСФСР. Ин-т психологии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 213 с.
  245. П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1961. — 48 с. — (Родителям о воспитании).
  246. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 84 с.
  247. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.- 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство" — 6).
  248. А.Ф. Некоторые вопросы понимания дошкольниками текста и рисунка в детской художественной книге./Ученые записки кафедры дошкольной педагогики. Вып.1. Ростов-на-Дону, 1956. — 100 с. — С. 69.
  249. П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996. -220 с.
Заполнить форму текущей работой