Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное воспитание младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нравственное воспитание — формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный… Читать ещё >

Нравственное воспитание младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность основных понятий темы исследования

Нравственность — это внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек; правила поведения, определяемое этим качеством; один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека. «Чувства — это плоть, кровь и сердце моральной убежденности: без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» — писал В. А. Сухомлинский. Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах» (В.А.Сухомлинский). Важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, — писал В. А. Сухомлинский, — значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств». «Нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает; создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», — писал В. А. Сухомлинский, подчеркивая, что «эстетические чувства в младшем возрасте — один из самых богатых источников чувств моральных».

Нравственное воспитание — формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Воспитанность — умение вести себя в обществе; учтивое, вежливое поведение человека, отличающееся хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими в различных ситуациях.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения окружающих. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» — желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком. Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как и любое другое воспитание, требует постоянных практических усилий, устойчивости в достижении цели. Иначе импульсы доброты, желания помочь людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике современной молодежи — результат того, что растущий человек редко включался в разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного. Постоянный надзор со стороны учителей, контроль со стороны общественности, опека со стороны родителей — это прекрасно, но развитие личности, воспитание нравственности при этом, как правило, затормаживается или сводится на нет.

Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое, вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных правил, а в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Задача задач — растить человека, отличающегося ясно видимой для него общественной целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека, они обретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой