Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Законодательные акты, обеспечивающие права национальных меньшинств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российскую Федерацию составляют 85 территориально-административных единиц, из которых более 20 являются национальными. «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (Конституция Российской Федерации, ст. 68, п. 3). «Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном… Читать ещё >

Законодательные акты, обеспечивающие права национальных меньшинств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычно под языковым меньшинством понимается группа людей, проживающих в определенном регионе страны, говорящих на ином, чем основной (государственный, официальный, национальный), языке. В каждом случае язык меньшинства использовался достаточно долго и оказался в иноязычном окружении в результате исторического развития (например, баскский, фризский). Еще несколько десятилетий назад многие анклавы (компактные поселения внутри иноязычной культуры) развивались замкнуто, там можно было встретить людей, не владевших государственным языком страны. В Европе в результате развития образования, транспорта и средств коммуникации теперь таких меньшинств почти не осталось, наоборот, многие языки находятся под угрозой исчезновения, предпринимаются усилия по их сохранению (например, «меян киели» — в своей основе финский диалект — в Швеции, корсиканский во Франции; существует также идея сохранить контактную разновидность русско-норвежского на севере Норвегии как коренной язык местного населения).

Языки этнических групп, не связанных исторически с определенной территорией внутри данной страны, недавно переехавших в эту страну, называются языками иммигрантов (гуджарати, пенджаби и бенгали в Британии; арабский во Франции; украинский в Канаде). Любые иностранцы вынуждены каким-то образом адаптироваться к жизни в иноязычном окружении. Приезжающие в поисках работы часто остаются надолго, и их семьи приезжают вслед за ними. У этой категории иммигрантов не всегда есть желание интегрироваться, не всегда хотят они учить язык принимающей страны (например, по религиозным соображениям). Другие иммигранты часто полностью ассимилируются и отказываются от родного языка. В ситуациях языкового контакта этого типа языки взаимодействуют друг с другом у отдельных носителей разных поколений, начавших усвоение второго языка в разном возрасте, а также внутри этнической группы у носителей языка, смешивающих их между собой в разной пропорции и в разной степени осознанно в зависимости от ситуации, в которой происходит общение. Положение иммигрантов связано с трудностями не только культурнолингвистического, но и социально-политического характера.

Мультинациональные и многоязычные государства вынуждены проводить определенную языковую политику с целью регулирования введения, применения, развития и распространения языков на своей территории в различных административных и образовательных учреждениях и регионах. Языковое планирование предусматривает принятие мер по изменению статуса языков, распространению письменности, реформ употребления и т. п.

Положение национальных меньшинств регулируется международноправовыми документами: Уставом Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и рядом других. В Европе есть Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. В СНГ принята Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995 г.; важны также положения Соглашения глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. «О сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии». Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 2 сентября 1990 г.), которую подписало около 190 стран, в том числе все бывшие республики СССР, предусматривает, что в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или представители коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве на культуру, религию и родной язык, когда он пользуется ими совместно с другими членами своей группы (ст. 27). Советом Европы принята Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств от 5 ноября 1992 г., а также Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, подписанная 1 февраля 1995 г. Среди важных документов ЮНЕСКО — Рекомендация о международной стандартизации статистики в области радио и телевидения от 22 ноября 1976 г., Рекомендация об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь от 26 ноября 1976 г., Декларация о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г., Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО от 25 июня 1993 г., в которых есть пункты, важные для поддержания статуса и осуществления прав национальных меньшинств (Юрьев, 2000). Все эти документы предусматривают возможности обеспечения прав представителей национальных, религиозных, этнических меньшинств, видя в разнообразии залог процветания, а не предпосылку к развитию конфликтов, что особенно существенно для граждан всех государств в современной ситуации массовой миграции и образования диаспор (Вяткин, Космарская, Панарин, 1999; Солдатова, 1998). Практически желательная политика должна быть согласована с законодательствами конкретных стран, но не все страны принимают отдельные положения конвенций как обязательные. Право на этническую идентичность предполагает, что человек сам может решить, относится он к меньшинству или нет, может ли изучать язык, пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию без всякой дискриминации как в частной жизни, так и публично, иметь доступ к информации на родном языке и распространять информацию на нем. Права групп складываются из прав отдельных лиц, их составляющих. К числу новых проблем в области отстаивания прав меньшинств относятся возможности интернета, своевременная электронная и переводческая поддержка всех языков. Европейскому Союзу предстоит также принять Хартию по фундаментальным правам, которая призвана, в частности, гарантировать языковые и культурные права лингвистических меньшинств, в особенности относительно менее распространенных языков.

На протяжении своего существования нации занимались защитой или выдвижением своих идентичностей, а когда не удавалось интегрировать этническое разнообразие или примирить национальные и государственные интересы, возникали вопросы автономии. Одна из определяющих характеристик XX века — чрезмерный национализм, столкновение принципов суверенитета и самоопределения, во имя которых велись войны, создавались и ниспровергались государства. Они определяли идеологические системы, в которых миллионы людей изгонялись или уничтожались либо как защитники, либо как жертвы идеалов, основанных на этничности. Один из возможных путей остановить развитие в этом направлении — солидная законодательная база для защиты прав национальных меньшинств. Вторая возможность — поиски политических решений для урегулирования мультиэтничности. Защита меньшинств сосредоточивается вокруг реализации прав людей, принадлежащих к этим меньшинствам. В рамках демократического политического подхода, основанного на соблюдении законности, все граждане, независимо от этноса, языка и религии, имеют равноправные возможности для свободного изъявления и достижения своих законных интересов и чаяний. Верховным документом, определяющим нормативы в отношении прав человека, является Всеобщая Декларация ООН. В этом отношении в последние годы проводилась работа ОБСЕ и Советом Европы, составлены Копенгагенский документ и Рамочная конвенция по защите прав национальных меньшинств. Эти стандарты основываются частично на принципах, согласованных на Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, являются итогом работы экспертов и практиков, стремящихся согласовать различные идентичности и культуры, защищая права индивидуумов. Дополнительными документами, направленными на реализацию деклараций, стали «Гаагские рекомендации по правам национальных меньшинств на образование», «Ослоские рекомендации по лингвистическим правам национальных меньшинств», «Лундские рекомендации по эффективному участию меньшинств в общественной жизни». Своевременное вмешательство с целью предупреждения конфликтов — одна из целей работы ОБСЕ. Права большинства и меньшинства не обязательно противоречат друг другу, ведь это в обоюдных интересах — владение языком максимально большим количеством людей. Культурная гетерогенность всех современных государств заставляет пересмотреть положение о территориальном суверенитете. Самоуправление внутри национального меньшинства может осуществляться и на всей территории страны, не обязательно в определенном регионе, не угрожая при этом ее целостности и независимости. От идеи национального государства или титульной нации происходит переход к идее равноправия всех его граждан (М. Ван дер Сталь).

Существует разница во взглядах на иммиграцию в США и Европе. В Америке комплекс иммигрантского происхождения относится к числу конституентов самосознания независимо от того, из какой части земного шара происходит сам американец или его предки, хотя отношение к «старым» и «новым» иммигрантам различное. Не говоря о том, что нация основана и сформирована иммигрантами, ее будущее и сегодня зависит от притока новых сил. Сфера их приложения в настоящее время — прежде всего компьютеры, высокие технологии и обслуживание (грязные и опасные, но необходимые профессии). Транснациональные процессы — свидетельство того, что мир находится в стадии миграционных потоков (около 100 млн человек на сегодня не проживают в странах своего гражданства), и в США об этом привыкли думать. За 40 последних лет XX века иммиграция сюда и в Европу увеличилась в четыре раза. В США едут из Центральной и Южной Америки, в Западную Европу — из Северной Африки, Турции, с Балкан, из Восточной Европы. В Россию — из Украины, Белоруссии, Закавказья, Центральной и Юго-Восточной Азии. Сейчас в Америке иммигранты составляют около 9,3% населения (в рекордные по интенсивности времена ежегодно принималось до 1 млн человек), в Германии — около 9%, в Швейцарии — в два раза больше. Занимаясь разного вида работой, иммигранты вращаются в основном в среде себе подобных (в НьюЙорке каждый четвертый ученик происходит из семьи иммигрантов, в Лос Анжелесе 70% учащихся дома говорят на другом языке). Американский профессор М. Суарес-Ороско считает, что происходит огромная трансформация культуры, и пока неясно, каким разноцветным будет будущее Америки. Поскольку уровень безработицы ниже 5%, в обществе нет пока дискуссии об иммиграции, больше говорилось об этом в начале 90-х годов, в период рецессии: ксенофобия прямо связана с экономикой, в плохой ситуации пришельцы геттоизируются и вынуждены создавать собственную культуру, противостоящую официальной. Сегодня актуальна дискуссия о том, в какой степени иммигранты изучают язык и культуру принимающего их общества. В Европе важный фактор притока иммигрантов — низкая рождаемость, требующая свежих сил для поддержания жизненного стандарта. В Европе иначе, чем в Америке, оцениваются религия и уровень образования вновь прибывших, в особенности приверженцев ислама, что связано с многовековой традицией. Здесь существенна дискуссия о положении женщины, а в Америке она не столь важна. Есть и такой фактор, как продолжение семейных отношений, пример кого-то из родственников: эмигрируют потому, что так уже кто-то поступил до них. И наконец, реализация неизменного стремления человека к счастью, связанная с возможностью работать и любить. Если уровень жизни увеличивается в 10 раз за пределами границы, ее пересекают.

Международные конфликты вызывают перемещение народов, причем в США после каждой интервенции возникал поток переселенцев из страны, против которой совершалась агрессия. Европа ощущает себя как континент, давший приют эмигрантам, но они воспринимаются здесь до сих пор как организационная и экономическая помеха. Даже компьютерщикам дается разрешение на пребывание в Германии на 5 лет, но они так или иначе остаются, потому что являют собой не просто рабочую силу. Иммиграция — это процесс взаимной трансформации; меняются и дестабилизируются сообщества иммигрантов, меняется и принимающее их общество, его культура, нередко быт, мода, питание. Поэтому главной проблемой становятся дети, которые должны быть подготовлены к креативной и продуктивной жизни в новом обществе. Эта проблема затрагивает будущее всего мира вообще.

В начале 90-х годов в связи с развитием событий в странах Центральной и Восточной Европы и распадом СССР был заключен ряд двусторонних соглашений между обретшими новый статус государствами — между Украиной и Польшей, Германией и Румынией и т. д. Обычная цель таких договоров — обеспечение добрососедских отношений, гарантия прав человека, поддержка сотрудничества, признание нерушимости существующих границ и территориальной целостности. Некоторые документы содержат пункты, касающиеся защиты прав языковых меньшинств, которые рассматриваются как «естественный мост» между населением двух государств в плоскости политических, экономических, сельскохозяйственных, административных, социальных, научных и технических аспектов, а также экологии, транспорта и передвижения людей, культуры и образования. Соглашения в поддержку языковых меньшинств принимались разными странами. В частности, в июне 1992 г. было заключено соглашение между Италией и Австрией о защите прав языкового меньшинства в Южном Тироле; в июне 1991 г. Германия и Польша заключили развернутое соглашение, в котором предусматривалось преподавание языков обеих стран для лиц, принадлежащих к языковым меньшинствам, — полякам в Германии и немцам в Польше, свобода этнически-языкового и культурнорелигиозного самовыражения, без насильственной ассимиляции и без какой бы то ни было дискриминации. Аналогичные соглашения заключаются Россией с ее соседями, например с Финляндией. Такие договоры регулируются ссылками на закон и предписаниями относительно ситуаций, в которых он может быть применен.

Российскую Федерацию составляют 85 территориально-административных единиц, из которых более 20 являются национальными. «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (Конституция Российской Федерации, ст. 68, п. 3). «Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 6, п. 2). Практически все республики объявили — либо в специальных законах о языке, либо в конституции, — о том, что на первом месте в их образованиях стоит язык титульной нации, а затем — русский как язык межнационального общения и государственный язык Российской Федерации. В мае 2005 г. принят закон о языке. Однако для развития национальных языков еще предстоит очень многое сделать: создавать тексты на этих языках, включать их в разнообразные сферы функционирования, обогащать терминологию, работать над стилистикой, совершенствовать устную и письменную норму, вводить обучение языкам на всех ступенях образования. Способствует этому и нынешний юридический статус языков. В Декларации о языках народов России (от 25 октября 1991 г.) признаются языковой суверенитет каждого народа и личности, право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества, общения; гарантируется равная социальная экономическая и юридическая защита государством всех языков народов РСФСР, желательность и необходимость овладения языками межнационального общения и другими языками народов РСФСР. Подчеркивается, что высокое предназначение языка в исторических судьбах каждого народа определяет его как неповторимое явление общечеловеческой культуры. Русский язык в Российской Федерации — это национальный язык русского народа, средство межнационального общения народов России, государственный язык Российской Федерации, употребляемый в разных сферах общения — образовательной, массовой коммуникации, деловой, научной и др.

Языковое законодательство Российской Федерации учитывает для малых и средних языков разнообразные факторы, способствующие их сохранению и развитию. По мнению Ю. Н. Караулова (2001), это потребности в безопасности, в энергетическом обеспечении и другие, стимулирующие расширение сфер использования. Транспортный коммуникативный ресурс предусматривает развитие средств массовой коммуникации и переводческую деятельность на любых языках с учетом интересов населения, а также распространение через СМИ информации и текстов на этих языках. Базовая производственная потребность выражается в государственном содействии книгопечатанию, изданию литературы, причем не только художественной, но и официальноделовой, публицистической, правоведческой, административной. Информационный потенциал языков поддерживается за счет научных исследований по данной тематике в самых разных сферах гуманитарных, естественно-научных и технических знаний. Властные структуры постоянно проявляют интерес к языковой и культурной политике. Так, в Государственной Думе и Совете Федерации обсуждались различные законопроекты о языке, при Президенте Российской Федерации действует Совет по русскому языку.

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите типы языковых, культурных, этнических меньшинств. В чем суть различий между ними?
  • 2. Какие вопросы, касающиеся двуязычия, могут входить в законодательную сферу?
  • 3. Какие документы, связанные с сохранением и развитием языков странсоседей, могут быть приняты?
  • 4. Какие стороны формирования и функционирования двуязычия должны иметь законодательную поддержку?
  • 5. Изучите Закон о языке 2005 г. и законы о языках своего региона.
  • 6. Попробуйте в малых группах подготовить и рассмотреть ситуации, связанные с функционированием малораспространенных языков на территории России.
  • 7. Просмотрите периодические издания общего характера: какие вопросы, связанные с функционированием национальных языков, в них затрагиваются, как освещаются, достоверна ли приводимая в печати оценка многоязычных ситуаций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой