Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВ3, на основе оценки состояния каждого ребенка с ОВЗ и оценки динамики его развития группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы. Администрация общеобразовательного… Читать ещё >

Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция образовательной инклюзии

Концепция образовательной инклюзии легла в основу стратегии развития образовательной инклюзии системы образования города Москвы как актуального вызова современной социокультурной ситуации и демократизации общественной жизни в целом.

В основу Концепции положены международные нормативно-правовые акты, в частности: Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования; Конвенция ООН о правах ребенка; Саламанская декларация; Конвенция ООН о правах инвалидов.

Система образования города Москвы за годы своего существования доказала, что секретом успеха любой деятельности является установка на постоянное развитие. При этом под развитием (как понятием и процессом) понимается направленное изменение, в результате которого возникает новое качество. Оно характеризуется следующими стадиями, на которых разрешаются основные противоречия:

  • * подготовка предпосылок, то есть анализ состояния внешней среды, вызывающего необходимость внутреннего движения (противоречие между внешним и внутренним);
  • * возникновение новообразования, то есть переход к внутреннему движению начало развития (противоречие между старым и новым внутри самого процесса);
  • * формирование новых условий развития как стимула развития (движения) новообразований;
  • * собственно развитие, то есть его существование на новой основе и в новых условиях, ведущее к качественным изменениям (направление противоречий);
  • * прогноз развития, связанный с переходом в новое качество (поиск новых возможных противоречий между внутренним, развивающимся, и внешним — средой).

Под развитием образовательной инклюзии как формы обучения и воспитания М. С. Староверова понимает последовательность определенных этапов, на которых разрешаются противоречия, приводящие к качественным изменениям в системе образования (при общем положительном результате).

Основными нормативными документами, задающими концептуально-содержательные основы развития инклюзивной формы обучения и воспитания, являются:

  • 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который задает основные целевые установки деятельности всей системы образования;
  • 2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (2008;2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

В рамках Концепции формулируется стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:

  • * создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
  • * создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из этого, системе образования в целом и системе образования столичного региона определены стратегические цели и задачи развития по созданию образовательной среды для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

3. Закон города Москвы № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве» от 28 апреля 2010 года.

Статья 1 определяет круг лиц, на который распространяется действие данного Закона, среди них:

* дети-инвалиды, иные лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалиды и другие лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Тем самым определяется контингент обучающихся (воспитанников), для которых возможно использование инклюзивной формы обучения и воспитания.

В Статье 2 данного Закона определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения (воспитания) детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, то есть определяет методологию работы — комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями; а также подчеркивается, что специальное учебное и методическое обеспечение является обязательным условием успешной реализации инклюзивных образовательных программ.

4. ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К этому пункту дается разъяснение, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные Федеральные государственные образовательные стандарты.

В пункте 4 первого раздела указывается, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. А в разъяснении говорится, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развитии и. индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Таким образом, задается необходимость перехода к созданию индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в случае необходимости увеличивая сроки их освоения.

5. «Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» (далее — Стратегия), утвержденная постановлением Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009 г.

В данном документе указываются сроки перехода к инклюзивной форме обучения. А именно говорится о том, что оценки экспертов «показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа».

В том же документе называются основные принципы научно-методического обеспечения реализации Стратегии:

  • * опора на современные научные разработки, лучшие образцы мирового и российского опыта построения эффективной социальной политики;
  • * привлечение лучших представителей российских и международных научных и экспертных организаций;
  • * проведение регулярных мониторинговых и прогностических исследований;
  • * оперативное представление полученных данных и обоснованных гипотез Правительству Москвы, профессиональному сообществу.

Далее определяются принципы кадрового обеспечения реализации Стратегии:

  • * построение целостной системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов с опорой на передовой международный и российский опыт;
  • * максимальное использование возможностей московских вузов и научных организаций, системы бизнес-образования, активных и интерактивных технологий обучения, стажировок в России и за рубежом;
  • * создание современной системы аттестации специалистов и присвоения квалификационных категорий, использование современных мотивационных технологий, эффективных форм оплаты труда.

Названные принципы должны лечь в основу кадровой политики и организации научно-методической деятельности системы образования в части развития инклюзивного образования.

Помимо указанных выше документов по вопросам развития процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников существуют: постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. № 737-ПП О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» на 2008;2011 г., постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП, от 23 июня 2009 г. № 576 — ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года», письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ — 150/06.

Основные постулаты, сформулированные в перечисленных документах, определяют необходимость переосмысления методологических и организационно-содержательных основ деятельности по обучению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Необходима выработка нового, более современного и адекватного образовательной политике и образовательной ситуации подхода, реализующего принципы инклюзивного обучения.

Ребенок с особыми образовательными потребностями, обучающийся в условиях массового образовательного учреждения, нуждается в службе, обеспечивающей психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку.

По мнению М. С. Староверовой для успеха инклюзии в образовательном пространстве должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особенностями развития, обучающимся в образовательном учреждении.

Приоритетными целями деятельности по развитию инклюзивной формы обучения и воспитания необходимо считать:

  • 1) построение образовательной вертикали (начиная со службы ранней помощи), которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах развития, обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей;
  • 2) вовлечение в образовательный процесс детей с ОВЗ, раннее не посещавших образовательные учреждения.

Для реализации вышеназванных целей необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • 1) повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, участвующих в процессе инклюзии;
  • 2) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие;
  • 3) организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Ресурсного центра и на основании имеющихся договоров на базе образовательных учреждений;
  • 4) обеспечение сетевого взаимодействия школьных и дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание;
  • 5) развитие кадрового, методического, дидактического обеспечения образовательных учреждений, участвующих в процессе инклюзии.

В связи с масштабностью и долгосрочностью поставленных целей и задач процесс интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых сверстников в системе образования необходимо осуществлять в несколько этапов.

I. На ближайшем временном отрезке целесообразно говорить о подготовительном (интегративном) этапе, поскольку в будущем обучение (воспитание) детей с особенностями развития в условиях массового образовательного учреждения будет организовано с учетом особых потребностей каждого ребенка, и, по сути, речь идет о разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП). Но в то же время отмечается запаздывание в разработке нормативно-правовой базы и законодательно обучение по ИОП не закреплено.

Обязательным условием развития инклюзивного образования как формы обучения и воспитания является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.

Относительно кадрового ресурса — необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязательной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и специальной педагогике и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования.

На переходном (инклюзивном) этапе, исходя из наличия материально-технической базы и кадрового ресурса образовательного учреждения, целесообразно организовать инклюзивное обучение и воспитание для следующих групп детей:

  • * с нарушениями психического развития (задержка психического развития);
  • * с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • * с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
  • * с нарушением слуховой функции; с нарушением речи.

Для координации, методического обеспечения и мониторинга инклюзивных процессов в округе создается Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.

Специалисты Ресурсного центра оказывают организационно-методическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функционирования инклюзивных классов. Они проводят психолого-педагогическое обследование детей с особыми образовательными потребностями, координируют разработку индивидуальных планов оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся, обучающимся в инклюзивных классах, изучают успешность протекания процессов инклюзивного обучения, участвуют в организации методической работы с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и психолого-педагогическом сопровождении учащихся, оказывают консультативную помощь родителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений.

Родители или законные представители ребенка, пожелавшие определить ребенка с ОВЗ в инклюзивное образовательное учреждение, должны пройти консультацию специалистов (ПМПК) при Ресурсном центре с целью определения особых образовательных потребностей ребенка и получения рекомендаций по имеющимся образовательным ресурсам применительно к диагностируемым особенностям.

Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. Для этого приказом руководителя образовательного учреждения создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: представитель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении; педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, тьюторы, работающие с учащимися с ОВЗ) и иные работники образовательного учреждения, а также специалист Ресурсного центра, координирующий введение инклюзивной формы обучения.

Деятельность группы сопровождения направлена в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося. По каждому ребенку назначается куратор из числа педагогических работников образовательного учреждения.

В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВ3, на основе оценки состояния каждого ребенка с ОВЗ и оценки динамики его развития группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы. Администрация общеобразовательного учреждения несет ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного обучения и воспитания.

Для своевременного выявления детей, родители которых выражают желание к определению их в инклюзивные образовательные учреждения, и планирования кадрового обеспечения налаживается совместная работа между дошкольными учреждениями, включая лекотеки, и начальной ступенью обучения ГОУ.

Таким образом, переход к основному (инклюзивному) этапу будет определяться разработкой нормативно-правовой базы по обеспечению национальной программы инклюзивного образования в России, которая позволит детям с особыми образовательными потребностями обучаться по индивидуальным образовательным программам в условиях массового образовательного учреждения.

Введение

инклюзивной формы обучения предполагает разработку системы психолого-педагогических технологий, необходимых для раскрытия способностей каждого ребенка с особыми образовательными потребностями в пространстве массовой школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой