Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «Техникум-Вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что происходящие на современном этапе кардинальные изменения в социально-экономической, политической и общественной жизни вызывают необходимость адекватных преобразований в системе образования. Проблема обоснования педагогических условий непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
  • НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Непрерывное профессиональное образование как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модель профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз»
    • 1. 3. Особенности учебно-педагогического комплекса «техникум — вуз»
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Организационно-методическое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз»
    • 2. 2. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «Техникум-Вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что происходящие на современном этапе кардинальные изменения в социально-экономической, политической и общественной жизни вызывают необходимость адекватных преобразований в системе образования. Проблема обоснования педагогических условий непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение для их будущей профессиональной деятельности. Особую актуальность и практическую значимость приобретает эта проблема в связи с принятием государственного образовательного стандарта (2000), в котором определены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии», Национальной доктриной образования в Российской Федерации (2001), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (2001).

Для поддержания необходимого уровня квалификации на протяжении всего периода профессиональной деятельности специалист по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» нуждается в постоянном оперативном пополнении общетехнических и специальных знаний в соответствии с достижениями науки и техники. Основными его качествами становятся способность к оперативному получению совокупности специальных знаний и практических умений, умение адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям деятельности, креативность, профессиональная мобильность.

Формирование данных качеств специалиста призвано обеспечить непрерывное профессиональное образование, привлекающее в последнее время все большее внимание ученых и практиков. При этом в создаваемой системе непрерывного образования особое место занимает звено «среднее профессиональное учебное заведение — профессионально-педагогический вуз». 3.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривается обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или ускоренной программе лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля.

Несмотря на то, что обучение в вузе выпускников средних профессиональных учебных заведений по сокращенной программе уже практикуется, дает позитивный результат и принято в качестве одного из направлений модернизации высшей школы, следует отметить недостаточную эффективность преемственности между данными образовательными уровнями вследствие:

• несогласованности государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования;

• недостаточной разработанности научного обеспечения реализации принципов непрерывного образования;

• отсутствия дифференциации в сроках обучения в зависимости от предшествующего образования.

Данные обстоятельства объясняют выбор для исследования в настоящей работе процесса подготовки студентов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз».

Актуальность исследования подтверждается следующим:

• повышением требований к качеству подготовки студентов электроэнергетических специальностей;

• наметившейся в настоящее время тенденцией уменьшения времени на получение высшего образования лицами, уровень образования которых является для этого достаточным основанием, а также выпускниками средних профессиональных учебных заведений соответствующего профиля, которая является естественным следствием развития процессов преемственности в образовании и его диверсификации;

• экономической и социальной целесообразностью обучения выпускников средних профессиональных учебных заведений в вузах по родственным специальностям в сокращенные сроки;

• необходимостью развития и совершенствования системы непрерывного образования;

• необходимостью обеспечить организационно-педагогические условия преемственности обучения электроэнергетическим специальностям в системе «техникум — вуз».

Теоретические предпосылки разработанности проблемы. Анализ состояния подготовки специалистов в области «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе непрерывного профессионального образования позволяет выделить ее в самостоятельную проблему. Необходимость этого вызвана тем, что при всем многообразии теоретических и практических подходов к подготовке студентов электроэнергетических специальностей, проблема их подготовки в системе непрерывного профессионального образования еще не нашла достаточно должного отражения в педагогических исследованиях. В частности, научное обеспечение непрерывной преемственной профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникумвуз» не получило основательного теоретического и методического обоснования, а также рекомендаций по практическому применению, в том числе, при разработке структуры и содержания профессиональной подготовки специалистов указанного профиля.

Следовательно, возникает противоречие между назревшей необходимостью непрерывной преемственной профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз», с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий этой подготовки, с другой стороны.

Отсюда вытекает проблема исследования: какими должны быть педагогические условия профессиональной подготовки студентов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе 5 техникум — вуз".

Таким образом, современные социально-экономические условия, развитие многоуровневости образования и ступенчатой подготовки кадров, обострившиеся проблемы преемственности содержания разных уровней и ступеней профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей, определили выбор темы исследования: «Педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» «.

Цель исследования — разработать педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов в системе «техникум — вуз».

Предмет исследования — педагогические условия подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

Гипотеза исследования: процесс подготовки студентов электроэнергетических специальностей будет эффективным, если выполняется комплекс следующих педагогических условий:

• структура и содержание будут организованы в соответствии с моделью профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникумвуз», которая разработана на основе принципов системности и непрерывности;

• формой реализации модели является учебно-педагогический комплекс «техникум — вуз», построенный на принципе интеграции образовательных структур;

• содержание непрерывной профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз» разрабатывается с учетом принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессиональ6 ного образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, в диссертации решались следующие задачи исследования:

1. Выявить предпосылки разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Обосновать педагогические условия непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

3. Разработать модель непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

4. Разработать методическое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

5. Экспериментально проверить эффективность выдвинутых положений.

Методологической и теоретической основой исследования являются системный анализ и системный подход (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин), теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), фундаментальные работы по дидактике (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, Н.Н.Тулькибаева), концепции развития непрерывного образования (А.А.Вербицкий, Б. С. Гершунский, А.Н.Орлов), работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Л.А.Беляева, В. И. Загвязинский, А.Я.Найн), исследования об интеграции в образовании (М.Н.Берулава, Н.К.Чапаев), личностно ориентированные подходы к обучению (Н.А.Алексеев, Э. Ф. Зеер, И.С.Якиманская).

В ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в се7 бя анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, анализ научно-методических и учебно-методических материалов по исследуемой проблеме в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в системе «техникум — вуз». Экспериментальные методы представлены в виде анкетирования, наблюдения, опытно-экспериментальной работы.

Основные этапы исследования На первом этапе (1998 — 2000) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы учебных заведений среднего профессионального образования. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования, изучена проблема преемственности уровней среднего и высшего профессионального образования.

На втором этапе (2001 — 2002) были разработаны методологические и теоретические основы исследования, определены его структура и содержание, дано теоретическое обобщение проблемы обоснования педагогических условий непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз».

На третьем этапе (2003 — 2004) проводилась экспериментальная апробация разработанного методического сопровождения непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в Екатеринбургском энергетическом техникуме и Российском государственном профессионально-педагогическом университете. Определялась эффективность и целесообразность применения данного сопровождения. Были опубликованы учебное пособие «Электроснабжение промышленных предприятий. Выбор оборудования» и методические рекомендации по электроэнергетическим дисциплинам, преемственные рабочие программы, дидактические материалы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• разработаны педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникумвуз»;

• предложена модель непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз»;

• разработано методическое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» на основе принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы отбор и формирование содержания высшего профессионального образования специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» на базе родственного среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы:

• для разработки экспериментальных учебных планов и учебных программ непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз»;

• для разработки методических материалов по организации и функционированию учебно-педагогического комплекса «техникум — вуз».

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается результатами опытно-экспериментальной работы с реализацией комплекса методов, адекватных поставленным в исследовании задачамвоспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы и их репрезентативностьюиспользованием средств математической статистикиколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась в учебном процессе Екатеринбургского энергетического техникума и Российского государственного профессионально-педагогического университета. Основные положения исследования были обсуждены и одобрены на научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в образовании и на производстве» (Екатеринбург, 2000 -2003) — Российской научно-практической конференции «Теория и практика развивающего обучения» (Челябинск, 2001) — межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (Екатеринбург, 2001) — региональной научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002) — научно-практической конференции «Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития» (Екатеринбург, 2002) — научно-практической конференции «Развитие образовательной системы колледжей Минатома РФ в рынке интеллектуального труда малого города» (Заречный, 2002;2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2001;2004) — пленумах Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию «Стратегия развития профессионально-педагогического образования» (Екатеринбург, 2002).

На защиту выносятся следующие положениях.

1. Успешность процесса непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникумвуз» повысится, если его организовать в соответствии с разработанной на основе принципов системности и непрерывности моделью, включающей в себя направленные на обеспечение качества образования цели, принципы, содержание, технологии и мониторинг образовательного процесса. При этом формой реализации модели является учебно-педагогической комплекс «техни.

10 кум — вуз".

2. К педагогическим условиям профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей относятся:

• структура и содержание будут организованы в соответствии с моделью профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз», которая разработана на основе принципов системности и непрерывности;

• формой реализации модели является учебно-педагогический комплекс «техникум — вуз», построенный на принципе интеграции образовательных структур;

• содержание непрерывной профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз» разрабатывается с учетом принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Библиографический список включает 172 наименования, в том числе 7 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

Материалы, изложенные в данной главе, позволяют сделать следующие выводы:

1. Важным результатом проведенной опытно-экспериментальной работы является разработка содержания подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз». Разработанное на основе принципа преемственности образовательных программ, оно позволило осуществить преемственность программ обоих уровней профессионального образования без утраты их качественной определенности, заложенной стандартами уровней высшего и среднего профессионального образования.

2. Процедура разработки содержания подготовки студентов электроэнергетических специальностей включает в себя следующие стадии:

• сравнительный анализ квалификационных требований и квалификационных характеристик выпускников вуза и техникума;

• сравнительный анализ действующих учебных планов и программ.

119 учебных дисциплин вуза и техникума;

• разработка экспериментальных учебных планов и программ учебных дисциплин.

3. Основной целью разработанного нами содержания непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» является формирование у выпускника техникума знаний, умений и навыков, которыми владеет студент третьего курса вуза, и преобразование отдельных, уже сложившихся, понятий и представлений в новую систему знаний, умений и навыков в соответствии с новым классом профессиональных задач.

4. Указанная выше цель определила выбор критериев результативности эксперимента, которые, на наш взгляд, должны характеризовать готовность студентов техникума к переходу со ступени среднего профессионального образования на ступень высшего профессионального образования. В качестве таких критериев нами выделены следующие:

• успеваемость студентов техникума, характеризующая определенный уровень их достижений в овладении необходимыми знаниями и умениями;

• способность студентов техникума решать задачи повышенной сложности, адекватные ступени высшего профессионального образования, которая характеризует определенный уровень их умственного развития;

• уровень сформированности социально и профессионально важных качеств личности студентов техникума, имеющих существенное значение для будущей профессиональной деятельности специалиста в области электроэнергетики.

5. Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях обучения студентов техникума по скоординированным с вузом экспериментальным учебным планам и учебным программам.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы определена эффек.

120 тивность разработанного нами содержания подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» и установлено следующее:

• показатели качества успеваемости студентов техникума, обучающихся по скоординированным с вузом экспериментальным учебным планам, характеризуют достаточно высокий уровень их достижений в овладении необходимыми знаниями и умениями;

• средний балл по результатам срезовых контрольных работ по решению задач повышенной сложности студентами техникума позволяет судить о достаточно высоком уровне их умственного развития;

• уровень сформированности социально и профессионально важных качеств личности студентов к моменту окончания техникума значительно выше, чем у их сверстников, обучающихся в вузе.

7. Доказано, что экспериментальная проверка гипотезы исследования подтвердила ее обоснованность: организационно-методическое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз», разработанное с учетом принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, действительно, повышает эффективность образовательного процесса в системе «техникум — вуз».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная система образования, работая в режиме инноваций, предлагает множество методологических подходов к формированию профессиональных качеств личности специалистов. Смысл инноваций в образовательном процессе должен заключаться не в них самих, а в том, чтобы создать все условия для развития духовных, творческих, интеллектуальных способностей обучаемых, и обеспечить условия гармоничного развития личности в целом.

Актуальность данной проблемы определяется государственной важностью подготовки работников нового типа. Сегодня главным приоритетом профессионального образования становится подготовка конкурентоспособного специалиста профессионально компетентного, мобильного, умеющего принимать обоснованные решения, сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего, творческого, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы, способные наиболее полно удовлетворять потребности общества.

Профессиональная подготовка специалиста требует обновления структуры и содержания образовательного процесса, переоценки сложившихся методов обучения, поиска эффективных средств воспитания, призванных формировать у студентов целостное мировоззрение, диалектический способ мышления, профессионализм, способность к творчеству, самостоятельность.

Вопросы профессиональной подготовки специалиста целесообразнее решать при двухуровневом обучении в системе «техникум — вуз». В техникуме закладываются основы профессиональных знаний и умений будущего специалиста, в вузе проводится их дальнейшее развитие и закрепление, при этом обеспечивается непрерывность и преемственность в учебнопознавательной и воспитательной деятельности на основе единого методического сопровождения.

В результате анализа опыта осуществления профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» было определено главное, существующее на сегодняшний день, противоречие: между назревшей необходимостью непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз», с одной стороны, и недостаточной разработанностью структуры и содержания этой подготовки, с другой стороны.

Это ключевое противоречие определило формулирование ведущей идеи настоящего исследования — совершенствование подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» путем создания модели его непрерывной профессиональной подготовки в системе «техникум — вуз», являющейся организационной основой для разработки структуры и содержания этой подготовки.

Научной основой разработки структуры и содержания непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» является концепция непрерывного образования.

Наличие различных подходов к определению понятия «непрерывное образование» объясняется тем, что ученые изучают различные стороны и аспекты этого явления. Анализ этих сторон позволил нам более глубоко рассмотреть такой сложный феномен, как «непрерывное образование» и, взяв за основу формулировку А. Н. Орлова, принять следующую трактовку рассматриваемого понятия: «Непрерывное образование — это целенаправленный процесс, объединяющий и гармонизирующий образовательные воздействия на всестороннее развитие человека в течение всей его жизни в системе государственных, общественных и других учреждений, обеспечивающий его об.

123 щекультурную и профессиональную подготовку, исходя из общественных и личных потребностей и запросов".

Анализ принципов непрерывного образования позволил выделить из всей их совокупности наиболее важные, представляющие для нас особый интерес, в связи с целью настоящего исследования. Это следующие принципы: системности, непрерывности, интеграции образовательных структур, преемственности образовательных программ.

Разработанная нами модель непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» отражает структуру подготовки специалиста, включающую в себя две завершенных, преемственно и интегративно связанных между собой ступени профессионального образования специалистов в области электроэнергетики: техникум и вуз.

Модель включает в себя направленные на обеспечение качества образования цели, принципы, содержание, технологии и мониторинг образовательного процесса.

Целостность модели позволяет объединить техникум и вуз в единую педагогическую систему, работающую на общую цель — повышение качества подготовки специалистов, сокращение сроков получения молодежью высшего профессионального образования, а, следовательно, и уменьшения затрат на подготовку специалистов с высшим образованием.

Наиболее эффективной формой реализации модели непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз», на наш взгляд, является учебно-педагогический комплекс, построенный на основе принципа интеграции образовательных структур и организуемый для достижения следующих целей:

• обеспечения целостности образования, предусматривающей интеграцию учреждений среднего и высшего профессионального образования;

• реализации непрерывности и преемственности среднего и высшего профессионального образования;

• ориентированности образовательного процесса на личность студента.

В работе раскрыты пять основных функций учебно-педагогического комплекса «техникум — вуз»: непрерывная профессиональная подготовка студентов электроэнергетических специальностейоткрытие дополнительных специализаций для подготовки педагогов профессионального обученияразвитие научно-исследовательской деятельности участников образовательного процесса (преподавателей и студентов техникума и вуза) — разработка и внедрение новых технологий непрерывного профессионального образования специалистов в области электроэнергетики в системе «колледж-вуз" — повышение квалификации преподавателей.

Организованная в форме учебно-педагогического комплекса «техникум — вуз» система непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей создает благоприятные условия для применения эффективных технологий непрерывного образования будущих специалистов, прежде всего, связанных с оптимальным сочетанием учебной и практической деятельности, эффективным использованием материально-технической базы и научно-педагогических кадров техникума и вуза.

Разработанное на основе принципа преемственности образовательных программ, содержание непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» позволило осуществить преемственность программ обоих уровней профессионального образования без утраты их качественной определенности, заложенной стандартами уровней высшего и среднего профессионального образования.

В работе подробно описана процедура разработки содержания непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз», включающая в себя следующие стадии:

1. Сравнительный анализ квалификационных требований и квалификационных характеристик выпускников вуза и техникума с целью выявления разницы в классах профессиональных задач по родственным специальностям.

2. Сравнительный анализ действующих учебных планов и программ учебных дисциплин техникума и вуза с целью координации в содержании основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» с высшим и средним профессиональным образованием.

3. Разработка экспериментальных учебных планов и программ учебных дисциплин путем включения недостающих элементов с целью осуществления непрерывной профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии».

Основной целью разработанного нами содержания непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» является: формирование у выпускника техникума знаний, умений и навыков, которыми владеет студент третьего курса вуза, и преобразование отдельных, уже сложившихся, понятий и представлений в новую систему знаний, умений и навыков в соответствии с новым классом профессиональных задач.

Эта цель определила выбор критериев результативности опытно-экспериментальной работы, которые, на наш взгляд, должны характеризовать готовность студентов техникума к переходу со ступени среднего профессионального образования на ступень высшего профессионального образования. В качестве таких критериев нами выделены следующие:

1. Успеваемость студентов техникума, характеризующая определенный уровень их достижений в овладении необходимыми знаниями и умениями.

2. Способность студентов техникума решать задачи повышенной сложности, адекватные ступени высшего профессионального образования, которая характеризует определенный уровень их умственного развития.

3. Уровень сформированности социально и профессионально важных качеств личности студентов техникума, имеющих существенное значение для будущей профессиональной деятельности специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии».

В эксперименте приняли участие 390 человек, в том числе, 315 студентов Екатеринбургского энергетического техникума и Российского государственного профессионально-педагогического вуза (РГППУ). Возраст студентов контрольных и экспериментальных групп примерно одинаков, 18−20 лет. Одинаков и базовый уровень образования — среднее (полное) общее образование.

Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях обучения студентов техникума по скоординированным с вузом экспериментальным учебным планам и учебным программам с использованием методического сопровождения, включающего учебное пособие и методические рекомендации для подготовки дипломированного специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии».

Показатели качества успеваемости студентов техникума определялись по результатам промежуточных аттестаций (зачетно-экзаменационных сессий) в части дисциплин 1, 2 курса вуза, включенных в экспериментальные учебные планы. Эти показатели сравнивались с аналогичными показателями качества успеваемости студентов электроэнергетического факультета РГППУ.

С целью выявления трудностей, возникающих в связи с включением в учебный процесс техникума вузовских дисциплин, нами было проведено анкетирование студентов и преподавателей техникума, по результатам которого был сформирован комплекс адекватных мер по оптимизации учебного процесса в техникуме.

В течение трех лет мы вели наблюдения за студентами контрольных и экспериментальных групп. Ежегодно проводились измерения, основанные на рейтинговых методах оценки, показывающие динамику уровня сформиро-ванности социально и профессионально важных качеств личности студентов контрольных и экспериментальных групп.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы была определена эффективность разработанного нами методического сопровождения подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» и установлено следующее:

• показатели качества успеваемости студентов техникума, обучающихся по скоординированным с вузом экспериментальным учебным планам и учебным программам, характеризуют достаточно высокий уровень их достижений в овладении необходимыми знаниями и умениями;

• средний балл по результатам срезовых контрольных работ на решение задач повышенной сложности студентами техникума позволяет судить о достаточно высоком уровне их умственного развития;

• коэффициент сформированности качеств характеризует более высокий уровень сформированности социально и профессионально важных качеств личности выпускников техникума в сравнении с их сверстниками, обучающимися в вузе.

Следовательно, с полным основанием можно утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение: содержание непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей, разработанное с учетом принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, действительно, повышает эффективность образовательного процесса в системе «техникум — вуз».

В работе показано, что эффективность процесса непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз» повысится, если его организовать в соответствии с моделью, построенной на основе принципов системности и непрерывности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило корректность положений гипотезы и дало возможность сформулировать следующие выводы.

1. Проведен анализ состояния профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей, в результате которого выделено ключевое противоречие, определившее ведущую идею исследования.

2. Исследована суть понятия «непрерывное образование» и принципы его организации, в результате чего выделена совокупность наиболее важных принципов непрерывного образования, представляющая особый интерес, в связи с целью настоящего исследования. Это следующие принципы: системности, непрерывности, интеграции образовательных структур, преемственности образовательных программ.

3. В ходе исследования нами выделены педагогические условия профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз»:

• структура и содержание будут организованы в соответствии с моделью профессиональной подготовки специалиста по направлению «Элек.

129 троэнергетика, электротехника и электротехнологии" в системе «техникумвуз», которая разработана на основе принципов системности и непрерывности;

• формой реализации модели является учебно-педагогический комплекс «техникум — вуз», построенный на принципе интеграции образовательных структур;

• содержание непрерывной профессиональной подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии» в системе «техникум — вуз» разрабатывается с учетом принципа преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

4. Разработана модель непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникумвуз», построенная на основе принципов системности и непрерывности и включающая в себя направленные на обеспечение качества образования цели, принципы, содержание, технологии и мониторинг образовательного процесса.

5. Показано, что наиболее эффективной формой реализации модели является учебно-педагогический комплекс «техникум — вуз», организованный на основе принципа интеграции образовательных структур. Определены возможности и функции данного комплекса.

6. Содержание непрерывной профессиональной подготовки студентов электроэнергетических специальностей в системе «техникум — вуз», разработанное с учетом принципа преемственности образовательных программ, представлено экспериментальными учебными планами и учебными программами.

7. Экспериментально доказано, что разработанное методическое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки студентов электро.

130 энергетических специальностей в системе «техникум — вуз» способствует повышению эффективности образовательного процесса.

8. В ходе исследования установлено, что педагогический аспект рассматриваемой проблемы не исчерпан. Дальнейшего изучения требуют вопросы организации учебного процесса с учетом уже разработанного содержания подготовки специалиста по направлению «Электроэнергетика, электротехника и электротехнологии», адаптации студентов техникума к условиям образовательного учреждения более высокого уровня и мотивации их учебной деятельности в связи с новым классом профессиональных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. — Самара, 1999. — 219 с.
  2. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. — 216 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — 542 с.
  4. В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-ое изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  5. В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1988. — 240 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 378 с.
  7. О.Н. Образовательная миссия колледжа в современном рынке труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 28 с.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
  9. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. — 346 с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  11. П.Басова Н. В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д.: Деникс, 2000.-416 с.
  12. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 271 с.
  13. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  14. Н.Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. пед. ин-та, 1993. — 125 с.
  15. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профессионально-технических училищах: Теоретико-методологический аспект. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1988.-222 с.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: Изд-во ИРПО, 1995.-336 с.
  17. В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия): М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Модэк, 2002. — 352 с.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  19. З.М. Методы обработки результатов педагогических исследований: Пособие к спецкурсу. Челябинск: Факел, 1998. — 43 с.
  20. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  21. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2000. — 304 е.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  22. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1997.-276 с.
  23. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепция, опыт). -Челябинск: Изд-во межрайонной типографии, 1997. 240 с.
  24. Г. Н. Осуществления межпредметных связей в процессе обучения учащихся в средних профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 128 с.
  25. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  26. А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 206 с.
  27. Дж. Современные информационные технологии совместной работы / Пер. с англ. М.: Русская редакция, 1999. — 258 с.
  28. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 616 с.
  29. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Мышление и речь. -М.: Педагогика, 1984. С. 5−361.
  30. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под ред. В. М. Жураковского. М., 1998. — 154 с.
  31. Т.М. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1983. — 205 с.
  32. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965.- 121 с.
  33. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. — 256 с.
  34. .С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: Пед. об-во Россия, 2002.-512 с.
  35. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты анализа учебных текстов. — JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1983. 206 с.
  36. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов / Сост. П. Ф. Анисимов, В. П. Байденко, Т. И. Ветрова и др. М.: НМЦ СПО, 1997.
  37. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 136 с.
  38. Р.С., Розенберг Н. М. Межпредметные связи курса «Электротехника с основами промышленной электроники». М.: Высш. шк., 1982.- 176 с.
  39. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. М.: Логос, 2001. — 224 с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  42. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Пед. об-во России, 2000. — 480 с.
  43. А.Н. История педагогических идей: Учеб. пособие. -М.: Пед. об-во России, 2000. 352 с.
  44. Дидактика производственного обучения / Под ред. О. Ф. Федорова. М.: Высш. шк., 1973. — 416 с.
  45. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2001. — 160 с.
  46. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М., 1990. — 196 с.
  47. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  48. Жук А.И., Казимирская И. И., Жук О. Л., Коновальчик Е. А. Основы педагогики: Учеб. пособие, Минск: Аверсэв, 2003. — 349 с.
  49. В.А. Опыт разработки общеинженерной дисциплины. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. — 176 с.
  50. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. — М.: Изд-во «Ось-89», 2002. — 48 с. (Актуальный закон).53.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Нов. шк., 1996.-432 с.
  52. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. — 384 с. 58.3инченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.
  53. В.В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. -431 с.
  54. Инновационное обучение: Стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. — 252 с.
  55. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для ст-ов высш.учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  56. З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопр. психологии. 1982. — № 2. — С. 74−79.
  57. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). -Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  58. Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  59. Г. М. Педагогика: Учеб. для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2003.-352 с.
  60. И.А. Основы андрогогики: учеб. пособие для студ-ов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  61. Комментарий к Федеральному Закону «О высшем и послевузовском образовании» /Под ред. В. М. Сырых и Е. В. Буслова. -М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», Юрид. дом «Юстицинформ», 1998. 368 с.
  62. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  63. В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2003. — 256 с.
  64. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1970. — 114 с.
  65. B.C. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для ст-ов пед. вузов. Сер. «Педагогическое образование». Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2002. — 224 с.
  66. B.C. Педагогические технологии: Учеб. пособие для ст-ов пед. вузов. Сер. «Педагогическое образование». Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2002. — 320 с.
  67. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  68. Н.Д. Психология труда. М., 1969. — 265 с.
  69. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. — 392 с.
  70. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  71. А.В., Окуловский С. К. Расчеты установившихся режимов электрических систем на ЦВМ / Урал. гос. техн. ун-т. Свердловск, 1986.-42 с.
  72. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999.-464 с.
  73. М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 10−24.
  74. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа- Пресс, 1994.-96 с.
  75. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  76. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  77. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО. М.: Исслед. Центр качества подготовки специалистов, 1998.-61 с.
  78. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.
  79. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  80. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУППО адм. Челяб. обл.- Челяб филиал ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  81. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  82. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
  83. Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  84. Непрерывное техническое образование школа колледж — вуз: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. -129 с.
  85. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. -225 с.
  86. М.В. Модернизация управлением развития образовательных организаций: Моногр. М.: Изд. центр АПО, 2001. -221 с.
  87. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для ст-ов учреждений сред. Проф. образования. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  88. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  89. О подготовке специалистов по сокращенным программам. Письмо Минобразования России от 30 марта 1999 г. № 14−55−156 ин/15.
  90. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования России от 19 мая 2000 г. № 14−52−357 ин/13.
  91. О совершенствовании механизма управления реализацией Федеральной программы развития образования. Приказ Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 3361.
  92. Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.: Пед. об-во России, 1999. — 442 с.
  93. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН- Рос. фонд культуры. -2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 2001. — 928 с.
  94. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 512 с.
  95. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 2000. — 640 с.
  96. Педагогика: Учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. — 432 с.
  97. Педагогика народов мира: История и современность / К. Салимова, Н. Додде. М.: Пед. об-во России, 2001. — 576 с.
  98. Педагогическая антропология: Учеб. пособие /Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  99. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. — 528 с.
  100. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-ое изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. -512 с.
  101. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. о-во России, 1999.-354 с.
  102. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высш. шк., 1977. — 247 с.
  103. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 368 с.
  104. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гум. изд. центр «Владос», 2000. Кн. 1: Процесс обучения. 576 с.- Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  105. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. посо-бие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.-136 с.
  106. ВА., Коржуев А. В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М., 2000. — 178 с.
  107. Проблемы нормативно-правового обеспечения системы открытого образования: Материалы Всерос. конф. (Москва, МЭСИ. 31.01 -1.02. 2001 г.) // Право и образование. 2001. — № 3. — С. 189−200.
  108. Профессиональная педагогика: Учеб. для вузов / Под ред. С. Я. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  109. Психология: Учеб. для техн. вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  110. Психология человека от рождения до смерти / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656 с.
  111. ИЗ. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  112. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1979.-Вып. 1.- 120 с.
  113. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб: Питер, 2000. — 432 с.
  114. Т.М. Муниципальный колледж: Организационно-педагогические аспекты развития: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.- 151 с.
  115. Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука: Известия УрО РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. гроф.-пед. ун-та, 2001. — № 6 (12). — С. 19−29.
  116. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. ун-та, 1997. -333 с.
  117. Ю.Б. Становление законодательства в области открытого образования Н Право и образование. 2001. — № 3. — С. 59−68.
  118. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-488 с.
  119. В.Н. Деятельность как философская категория // Филос. науки. 1978. — № 2. — С. 375.
  120. Т.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  121. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учеб. пособие. М., 1991.-75 с.
  122. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. — 336 с.
  123. Т.Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  124. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Слатенина. М.: Академия, 2002. -368 с.
  125. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 480 с.
  126. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2003. 192 с.
  127. В.И. Общая педагогика: Учеб. XXI века. 2-е изд., перераб., доп. и испр. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
  128. И.П. Человек, образование, профессия, личность: Монография. М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  129. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). М.: ООО «Аспект», 2004. — 32 с.
  130. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  131. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. — 172 с.
  132. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512 с.
  133. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  134. Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вест. высш. шк. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  135. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопр. психологии. 1993. — № 1. — С. 92 101.
  136. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении Российской Федерации). Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264.
  137. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160.
  138. Э.А. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования: Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2002. — 224 с.
  139. Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования. М.: Изд. центр НПО, 2001. — 46 с.
  140. И.В. Конструктивная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. B.JI. Матросова. М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 320 с.
  141. П.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам.: Практика педагогического менеджмента. М.: Нов. шк., 2001. — 368 с.
  142. Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и дидактический аспекты. Челябинск: Факел, 1997. -76 с.
  143. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. — 448 с.
  144. А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных особенностей у учащихся / Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. Челябинск, 1982. — С. 10—20.
  145. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. -М., 1974.-Т. 1.-584 с.
  146. В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия Урал, науч.-образов. Центра РАО. 2000. — № 2(4). — С. 59—71.
  147. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / НИИ АПН СССР общ. и пед. психологии. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  148. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Рос. энцикл., 1996. — 590 с.
  149. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 224 с.
  150. Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности / Науч. исслед. ин-т школ. М., 1985. — 46 с.
  151. А.К., Серафимов Л. А. Специальные дисциплины в многоуровневой системе // Высш. образование в России. 2002. — № 1. -С. 91−95.
  152. И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001. — 256 с.
  153. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. — 519 с.
  154. А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. Спб: Питер, 2001.-544 с.
  155. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  156. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-ов высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Владос, 2001. — 320 с.
  157. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993. — 154 с.
  158. .Ю. Информатизация образования: технократический и гуманитарный проекты // Право и образование. -2001.-№ 4.-С. 67−79.
  159. Н.Е. Педагогическая технология. М.: пед. об=во России, 2002. — 224 с.
  160. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 142 с.
  161. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Междунар. пед. академии, 1995. — 224 с.
  162. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — Т. 1. — 337с.
  163. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1995.- 197 с.
  164. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31—42.
  165. Duggan Т.V., Oliver T.J. Engineering Education Industry and Lifelong Learning // Peport of International Conference on Engineering Education, May 23−25, 1995. Moscow, Russia. — P. 13.
  166. Edwards D.J. Observation on Measuring Quality in Higher Education// Education Today.- L., 1994. Vol. 44. — № 2.
  167. Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994. Watch., 1994. — 123 p.
  168. Scrivener J. Leaning Teaching. Oxford, 1994. — 218 p.
  169. Vocational Education and Social Change // Educational Practice and Theory. 1995.-Vol. 17.-№ 1.-P. 25−26.
  170. World guide to higher education // The UNESCO Press. 1982.369 p.
Заполнить форму текущей работой